Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Устинова И. А. Делопроизводственные документы Патриарших приказов 1-й по-ловины XVII в.: Приходная книга Патриаршего Казенного приказа 1640/41 г. Часть 3. Продолжение. Начало: Вестник церковной истории. 2014. 1/2(33/34). С. 3/4(35/36). С. 31-71 Приходная книга Патриаршего Казенного приказа 1640/41 г.   (Л. 335) Нижней Новгород Церковь Преображение Спасово внутри городе соборная. Дани девять алтын три деньги, десятильничих и заезда два алтына. И марта в 30 день те деньги взято. Платил десятильник Василей Потапов. Церковь архангела Михаила соборная. Дани рубль дватцать алтын пять денег, десятильничих и заезда пять алтын. И марта в 30 день те деньги взято. Платил десятильник Василей Потапов. Церковь Петра митрополита внутри городе. Дани дватцать алтын пять денег, десятильничих два алтына две деньги. И марта в 30 день те деньги взято. Платил десятильник Василей Потапов. (Л. 335 об.) Церковь Семион Столпник в монастыре в особняке внутригороде Дани тритцать один алтын, десятильничих и заезда два алтына три деньги. И марта в 30 день те деньги взято. Платил Василей Потапов. Церковь Сшествие Святого Духа в монастыре в особняке внутригороде. Дани шесть алтын четыре деньги, десятильничих и заезда пять денег. И марта в 30 день те деньги взято. Платил Василей Потапов. Церковь Воскресение Христово внутри ж городе. Дани четыре алтына три деньги, десятильничих и заезда четыре деньги. И марта в 30 день те деньги взято. Платил Василей Потапов. Церковь святые мученицы Варвары на посаде. Дани (Л. 336) семнатцать алтын пять денег, десятильничих и заезда два алтына две деньги. И марта в 30 день те деньги взято. Платил Василей Потапов. Церковь Афонасия и Кирила, Александрейских чюдотворцов, на посаде. Дани шесть алтын две деньги, десятильничих и заезда шесть денег. И марта в 30 день те деньги взято. Платил Василей Потапов.

http://sedmitza.ru/lib/text/5902955/

III. Храм св. Василия Кесарийского до 1688 года Храм деревянный, первоначально сооруженный в нашей Тверской-Ямской слободе, был построен как и другие деревянные наши храмы – ,,клетцки“, т.е. как клеть или изба, (с небольшим прирубом для алтаря, и папертью), с малой главой вверху. Такой тип постройки, как нельзя более соответствовала древнему типу храмов Тверских, Новгородских и Псковских. Первыя наиболее ранние и ясные известия о храме Св. Василия Кесарийского, – содержащиеся в письменных памятниках, относятся лиш к началу XVII ст.: В Московском отделении Общего Архива Министерства Императорского Двора имеется рукописное описание местностей, домов и дворов г. Москвы от 1620–1621 гг.: в нем – в Тверской-Ямской слободе значится храм во имя Василия Кесарийского с примыкающим к нему кладбищем, дворами причта, просфорницы, – живущими на „церковной“ и „поповской“ земле „бобылями“ 29 и дворами ямщиков 30 . В делах преждебывших патриарших приказов, касающихся платежа дани в патриаршую казну 31 , церковь „Василия Кесарийского за Тверскими вороты, в Ямской слободе“ упоминается в первый раз под годом 1625 32 . Въ этом году 33 с нашей церкви платилось дани 22 алтына 34 . Далее, в Писцовой книге (в делах Патриаршего приказа) 136 (1628) г. мы находим следующее описание нашей церкви, дворов и слободы при ней: „в Московской Тверской-Ямской слободе церковь Василия Великого Кесарийского древяна клетцки, а в церкви: образы и книги и на колокольнице колокола и всякое церковное строение мирское; у церкви на мирской земле: во дворе поп Федоров, во дворе церковной дьячек Ивашко Яковлев, в келье просфорница Авдотьица, в келье пономарь Трофимко Афанасьев, да на церковной земле 12 келий бобыльских, церковных людей в них тоже; пашни церковной пахатной 2 четверти 35 , а данье Ямской Тверской слободы охотничьевой и государевой земли. Да в Тверской слободе двор прикащиков, да 60 дворов ямских охотников, людей в них 230 челов.“ (Пис. кн. 265 и 690) 36 . Тоже описание и с некоторыми дополнениями находится еще в сохранившейся до нашего времени от 1637 года копии с наказа, данного при царе Михаиле Федоровиче с повелением сделать перепись домов и земли в Тверской-Ямской слободе 37 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij-Razumi...

II. Евхаристическая экклезиология 1. Афанасьев обладал редким даром рассуждения и ясного изложения своих мыслей 32 . Особенно удавалось ему рассмотрение выбранных им ключевых для его богословия деталей. Не было чуждо о. Николаю и умение излагать пространные темы. Однако систематического изложения всей своей евхаристической экклезиологии он не оставил. Это объясняется прежде всего первопроходческим характером его труда. Тот «радикальный и систематический» 33 пересмотр экклезиологии на основе предания Древней церкви, который предпринял о. Николай, вызывал необходимость сосредоточиться на ключевых проблемах, а иногда и вернуться к одной и той же проблеме несколько раз. Примером тому служит важное для его мысли противопоставление евхаристической и универсальной экклезиологии, к которому с 1934 г. он возвращался неоднократно. Еще одним примером может быть рассмотрение двух разных аспектов тезиса «местная Церковь есть вся Церковь » в двух разных статьях, помещенных в этом сборнике, – «Кафолическая церковь » и «Церковь Божия во Христе». Наследие Афанасьева, как, впрочем, и любое наследие творческого человека, мыслителя, нуждается в некоторой систематизации и толковании. Не существует и не может существовать какого-либо одного, бесспорного изложения его идей. Следующий ниже кратчайший очерк евхаристической экклезиологии Афанасьева не претендует ни на какую полноту. Он призван лишь обозначить для читателя сборника некоторые ключевые понятия богословия Афанасьева и указать на их связь, иными словами, дать некий остов его богословия, в который помещаются идеи опубликованных здесь статей и который читатель может заполнить деталями, читая произведения самого о. Николая. Другие очерки богословия Афанасьева включают краткую анонимную статью в Православной энциклопедии 34 и более пространные труды Петера Планка 35 , Эйдана Ничолса 36 и Джозефа Арианкалайила 37 . Впрочем, даже ни одна из трех последних названных работ не дает сколько-нибудь полного изложения и анализа взглядов о. Николая: все они сосредоточены на отдельных аспектах его богословия. 2. Евхаристическая и универсальная экклезиология

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

II. Исагогика частная Глава I. О Евангелии от Матфея § 16. Писатель первого Евангелия Христианская Церковь всегда твердо верила и верит, что писатель Евангелия, занимающего первое место в новозаветном каноне, есть Матфей, из мытаря, Апостол Христов, так что не было об этом сомнения даже в обществах еретиков и врагов истины. Нет нужды приводить многочисленные свидетельства о сем из творений всех древних отцов; достаточно указать на слова Оригена , сказанные вообще о четвероевангелии: κα μον ναντητα ςν ν τ πο τν ορανν εκκλησ το Θεο. 31 § 17. Краткие сведения о жизни Евангелиста Матфея Св. Апостол и Евангелист Матфей (богодарованный), как повествуется в древнем арабском его жизнеописании, был родом иудей, житель Назарета, брат св. Апостола Иакова Алфеева, до обращения своего был сборщиком или откупщиком податей. У других Евангелистов он называется Левий (Λυις) Алфеев, для чести апостольства, как говорит св. Димитрий Ростовский , чтобы прикрыть первое его мытарское житие, а сам Матфей, по смирению, называет себя прежним именем, исповедуя свое прежнее греховное состояние; 32 ибо «ремесло мытарей, по замечанию Златоуста, было нагло и бесстыдно. Эта корысть, ничем неизвинямая, бесчестная, хищение под видом закона». 33 Когда Господь, удалившись из Капернаума, проходил мимо мытницы Матфея и сказал, ему: гряди по мне ( Мф.9:9,12 ; сн. Мк.2:13–17 ; Лук.5:27–29 ), тогда Матфей, после пира, учрежденного в честь Иисуса Христа, оставил все, пошел за Ним и удостоен чести быть в числе двенадцати Апостолов, После вознесения Господня Матфей несколько времени (не менее восьми лет) проповедовал Евангелие палестинским иудеям, а по рассеянии Апостолов из Иерусалима, он отправился с проповедью к другим народам; был в Македонии, Ефиопии 34 и Персии. 35 Но подробные сведения о трудах и подвигах апостольского служения Евангелиста Матфея не дошли до наших времен, так что достоверно неизвестно, когда и где окончил он свою святую жизнь. Св. Ипполит говорит, что Матфей побит камнями в Иераполе, городе парфянском, около 60 года по Рож. Христ., а арабский жизнеописатель говорит, что он скончался мученически в эфиопском городе Бешбери. Св. мощи его находятся в Салерне, городе Неаполитанского Королевства. § 18. Время написания

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

IV. Праздничное Богослужение § 32. Понятие о праздниках Православные церковные праздники суть дни торжественного Богослужения, установленные Церковью в память важнейших радостных событий и благодеянии для веры, Церкви Христовой и отечества нашего. § 33. Отличительные черты праздничного Богослужения Праздничное Богослужение отличается от простодневного, во-первых, большею торжественностью, которая выражается в более торжественном звоне к Богослужению, частом отверзании царских дверей, большем освещении и каждении храма, в светлом облачении священнодействующих и преобладании пения над чтением церковных песнопений; во-вторых, большей продолжительностью, потому что в состав его входит такие дополнительные молитвословия, которых в простые будничные дни не бывает (напр. лития, полиелей); в-третьих, тем, что молитвословия и песнопения в праздники бывают посвящены преимущественно уяснению торжества праздничного и берутся из той книги, в которой прославляется празднуемое событие или чествуется празднуемый святой, а именно: для праздников в неподвижные дни – из миней, а в подвижные – из триодей. § 34. Разделение праздников и степени их Церковные праздники по содержанию своему разделяются на три разряда: 1) на праздники Господни, Христовы или Владычны; 2) Богородичны, и 3) святых. Кроме того, есть у нас 4-й разряд так называемых местных, или храмовых праздников, т.-е. во имя которых устроен известный храм, и 5-й разряд праздников церковно-гражданских, к празднованию которых призывается Церковь и государство, напр. Новый год и Высокоторжественные дни. Праздники по важности воспоминаемых событий и лиц и по степени торжественности Богослужения разделяются на три разряда: на малые, средние и великие. В церковном уставе они обозначаются так называемыми знамениями или знаками, поставленными против них. Малые праздники означаются дугою с тремя точками внутри ее или красною, или черною; средние праздники – знаком креста + или крестом в полукруге ; великие праздники – крестом в круге В церковном Богослужении каждый знак имеет особое значение.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

I. О ДВУХ ЕСТЕСТВАХ ВО ИИСУСЕ ХРИСТЕ § 133. Господь Иисус имеет естество Божеское и есть именно Сын Божий В этой истине удостоверяемся: I) из писаний о Мессии ветхозаветных, II) из учения Христа-Спасителя о самом Себе, III) из учения о Нем св. Апостолов, IV) из учения и верования мужей апостольских и всей Церкви. I. В ветхом Завете Мессия называется: 1) Сыном Божиим, рожденным от вечности из существа Отча. В Псалме 2-м, который все св. Апостолы ( Деян. 4, 24–28; 13, 32–34 ; Евр. 1, 5; 5, 5 ) и сами древние Иудеи 97 относят к Мессии, Мессия свидетельствует о Себе: Господь рече ко мне: Сын мой еси ты, аз днесь родих тя (ст. 7), т. е. родил или рождаю вечно. В Псалме 109-м, также относимом и св. Апостолами ( Деян. 2, 34–36 ; Евр. 1, 13; 7, 17. 21. 24. 25 ) и древними Иудеями 98 к Мессии, сам Бог говорит к Нему: из чрева, т. е. из существа Моего, прежде денницы, т. е. прежде всякого времени, родих тя (ст. 3). Пророк Михей, предсказывая, что Мессия имеет произойти из Вифлеема, присовокупил, что Он имеет и другое происхождение – вечное: исходи его из начала от дней века ( Мих. 5, 2 ), – а это пророчество также относимо было к Мессии всею церковию иудейскою ( Матф. 2, 4–6 ; Иоан. 7, 42 ). 2) Господом, Богом (Адонаи, Елогим) и даже Иеговою, именем, исключительно усвояемым одному Богу. Таковы, например: а) слова псалма 44-го: престол твой, Боже, в век века: жезл правости, жезл царствия твоею; возлюбил еси правду, и возненавидел еси беззаконие: сего ради помаза тя, Боже, Бог твой елеем радости паче причастник твоих (ст. 8), – относимые к Мессии и Апостолом ( Евр. 1, 7–9 ) и древними Иудеями 99 ; б) слова 109-го псалма: рече Господь Господеви моему: седи одесную мене (ст. 1), которые относит к Мессии сам Христос-Спаситель (Мат. 22, 41–46); в) пророчество Малахии: се аз посылаю ангела моего, и призрит на путь пред лицем моим: и внезапу приидет в церковь свою Господь, егоже вы ищете, и Ангел завета, егоже вы хощете: се грядет, глаголет Господь Вседержитель ( Мал. 3, 1 ), которое также относит к Мессии сам Спаситель (Мат. 11, 10. 11); г) пророчество, двукратно повторенное Иеремиею: се дние грядут, глаголет Господь, и восставлю Давиду восток праведный, и царствовати будет царь, и премудр будет, и сотворит суд и правду на земли. Во днех ею спасется Иуда, и Израиль пребудет в надежди, и сие имя ему, имже нарекут его, Господь (Иегова) праведен наш ( Иер 23, 5. 6 ; снес. 33, 15. 16), – пророчество, которое единодушно относили к Мессии древние Иудеи 100 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

§ 12. История православной догматики Часть первая. БОГ В САМОМ СЕБЕ Отдел первый. БОГ В СУЩНОСТИ § 13. Бытие Бога § 14. Содержание, качество и границы богопознания § 15. О существе Божием и Его свойствах § 16. Подразделение Божественных свойств § 17. Общие свойства Божия существа § 18. Божий ум Свойства Божия ума § 19. Божия воля Свойства Божией воли § 20. [Духовное] Божие чувство Свойства Божия чувства § 21. Единственность Божия существа Отдел второй. Учение о Святой Троице § 22. Догмат о Святой Троице § 23. Троичность Лиц в единосущном Боге. Учение Святого Откровения и Священного Предания § 24. Божество и единосущие Лиц Святой Троицы § 25. Личные свойства Божественных Лиц Пресвятой Троицы § 26. Антитринитарные ереси § 27. Filioque (краткая история) § 28. Критика римско-католического учения о Filioque Часть вторая. ОТНОШЕНИЕ БОГА К ТВАРИ Отдел первый. БОГ КАК ТВОРЕЦ МИРА Происхождение мира в целом § 30. Еретические учения о происхождении мира § 31. Происхождение духовного мира § 32. О бесах § 33. Ложные учения о в Ангелах и бесах § 34. Происхождение человеческого мира § 35. О первоначальном состоянии человека § 36. Первородный грех, его причины и последствия Примечание к параграфу о первородном грехе § 37. Сущность и значение прародительского греха § 38. Последствия первородного греха для прародителей § 39. Преемственность первородного греха § 40. Ложные учения о первородном грехе § 41. Обзор и критика римско-католического и протестантского учения о первородном грехе Отдел второй. БОГ КАК ПРОМЫСЛИТЕЛЬ § 42. О Божием Промысле § 43. Промышление Божие о человеке до грехопадения § 44. Божие промышление о человеке после грехопадения § 45. Отношение Божия Промысла к свободе разумных тварей и к злу к мире § 46. Еретические учения о Божием Промысле § 47. Предвечный Совет Божий о спасении людей § 48. Подготовка человеческого рода к спасению § 49. Подготовка человеческого рода от Адама до Авраама § 50. Подготовка избранного Божия народа § 51. Подготовка язычников к принятию Спасителя и спасения Отдел третий. БОГ КАК СПАСИТЕЛЬ ХРИСТОЛОГИЯ 1. Тайна Боговоплощения 2. О Лице (Личности) Господа Иисуса Христа 3. Образ ипостасного соединения двух естеств в Господе Иисусе Христе 4. Последствия ипостасного соединения двух естеств в Господе Иисусе Христе 5. О совершенной святости и безгрешности Господа Иисуса Христа 6. Обожение человеческого естества Господа Иисуса Христа 7. Нераздельное поклонение Иисусу Христу и как Богу, и как человеку 8. Христологические ереси Отдел четвертый. О ПРЕСВЯТОЙ БОГОМАТЕРИ, ПРИСНОДЕВЕ МАРИИ, БОГОРОДИЦЕ Краткий обзор и критика римско-католического учения о непорочном зачатии Святой Девы Марии  

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

«А о чем вы писали» – Ап. доселе сам от себя ставил вопросы. Теперь он обращается к решению вопросов, поставленных ему в письме, которое прислали ему коринфяне. – «Хорошо» ( καλν). Некоторые (напр. блаж. Иероним) понимают этот термин в нравственном смысле ( «хорошо», т. е. угодно Богу) и потому выводят отсюда заключение, что касаться женщины как жены вообще худо, безнравственно. Но такое толкование идет прямо в разрез с тем высоким представлением о браке, которое Ап. Павел дает, напр., в посл. к Ефесянам ( Еф.5:25–33 ). Другие понимают этот термин в смысле указания на простую полезность девства ( «хорошо» т. е. удобно, полезно во многих отношениях). Хотя из сравнения Ев. Матфея ( Мф.5:29 и Мф.18:8 ), где в одном случае стоит слово «хорошо» ( καλν), а в другом «полезно» ( συμφρειν), и можно заключать о вероятности такого объяснения, тем не менее сомнительно, чтобы Ап. Павел понимал под словом καλν только внешне удобство, внешнюю выгоду. У греков понятие καλν означало скорее нечто красивое, благопристойное, чем непременно украшается истинная добродетель. Ап. точно также, по всему вероятию, употребляет его в этом смысле – ведь он писал грекам! Безбрачие является для него вполне пригодным и почетным состоянием, в котором не делается никакого оскорбления нравственному идеалу. Основание для такого утверждения Ап. мог находить в примере Самого Господа Иисуса Христа, в Котором мы имеем высшее осуществление нравственной красоты в человеческой форме, а также и в словах Христа о том, что в будущей жизни люди не будут вступать в брак ( Лк. 20:34, 35 ). Из последних слов ясно, что идеал христианский в лице неженатого осуществляется еще полнее и ярче, чем в лице женатого. Если же в кн. Бытия и содержатся слова: «не хорошо человеку быть одному» ( Быт. 2:18 ), то эти слова были сказаны тогда, когда человек в полном смысле слова был один. В настоящее же время это одиночество не имеет того характера, какой оно имело для Адама: кругом человека неженатого всегда есть люди, в общении с которыми он может жить, а главное, – человек христианин состоит в тесном общении с своими братьями по Церкви и с Самим Главою Церкви – Господом Иисусом Христом. Но нужно заметить, что Ап. вовсе не говорит, чтобы безбрачие само по себе было священнее, святее, чем жизнь в браке. Он хочет сказать только, что оно не заключает в себе ничего неблагопристойного, неподобающего христианину. – «Касаться женщины» – сочетаться с женщиною или вступать в брак (Иоанн Злат.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Архангел приближился к Пресвятой Деве с приветствием: «радуйся благодатная: Господь с тобою: благословенна ты в женах» ( Лк.1:28 ). Приветствие – величественное, но неопределенное; располагающее к ожиданию чудесного, но неизвестно – чего. Пресвятая Дева, знакомая с Священным Писанием, могла вспомнить, что когда к Гедеону Ангел приступил с приветствием: «Господь с тобою» ( Cyд. VI. 12 ), то приготовлял его к делам чудесным и к спасению народа Израильского от врагов. Она «смутилась» ( Лк.1:29 ), как повествует Евангелист, не смущением сомнения или неверия, но смущением смиренного чувства пред высокою нечаянностию. Светлый дух Архангела усмотрел сие чувство, и поспешил возвратить душе Пресвятой Девы мир и тишину, потребные для принятия сильнейшего духовного света: «не бойся Мариамь: обрела бо еси благодать от Бога». За сим, в сердце Пресвятой Девы, как в сосуд уготованный и открытый, он изливает Божественный свет полною мерою: «се зачнеши во чреве, и родиши Сына, ...Сей будет велий, и Сын Вышняго наречется, ...и воцарится в дому Иаковли во веки, и царствию Его не будет конца» ( Лк. 1:30–33 ). Таким образом, великая воля Отца Небесного возвещена; таинство воплощения Сына Божия открыто: однако, сим еще не вполне совершилось благовещение. В душе Пресвятой Девы рождается вопрос; и Архангел не смеет удалиться, доколе не разрешит его; потому что вопрос рождается не от недоверия, не от пытливости, но от владычествующей любви к чистоте девства; и потому что сия-то владычественная любовь к совершенной чистоте и должна быть приятелищем таинства воплощения Бога Слова. Сия любовь к совершенной чистоте изрекла себя в вопросе Мариами: «како будет сие, идеже мужа не знаю?» и привлекла ей новый поток Божественного света и силы в слове Архангела: «Дух Святый найдет на тя, и сила Вышняго осенит тя» ( Лк. 1:34–35 ). Что может быть сильнее сего слова? Однако, и сие произнесши, Архангел не почитает своего посольства оконченным: он ожидает еще некоего слова от Мариами. Видно, не довольно было того, чтобы она беспрекословно приняла небесную весть: надобно было, чтобы с словом Божественного благовестия обручилось слово ее согласия. Для достижения сего, Архангел указывает ей на событие, хотя далеко низшее, однако также только посредством чуда Божия возможное, – на то, что праведная Елисавета, неплодная, престарелая зачала уже сына, и вообще на чудодейственное всемогущество Божие: «яко не изнеможет у Бога всяк глагол». Так, наконец, смиренная воля Мариами подвигнута во сретение всевышней воле: «рече... Мариамь: се раба Господня, буди мне по глаголу твоему». Теперь, видно, Гавриил удостоверился, что дело предвечнаго совета, ему вверенное, вполне совершилось: «и отъиде от нея Ангел» ( Лк.1:37–38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Архив Пн О чинопоследовании Елеосвящения 26 декабря 2012 г. 21:00 1. Богословские и библейские основания таинства Елеосвящения Согласно определению составленного святителем Филаретом Московским  Катехизиса, «Елеосвящение есть таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные» словам святителя Симеона Солунского, «елей [таинства] есть елей святой по силе священнодействия, и исполнен божественной силы, и вместе с тем, как умащает чувственно, он просвещает и освящает и души, укрепляет силы, как телесные, так и духовные, исцеляет раны, уничтожает болезни, очищает от нечистоты греховной и имеет силу подавать нам милость Божию и умилостивлять Его» В древности елей, то есть масло оливкового дерева, использовался очень широко. В Ветхом Завете о нем говорится и как о важнейшем продукте питания, и как о неотъемлемой принадлежности храмового богослужения (хлеб, входивший в состав жертвоприношений, изготовлялся с добавлением елея, елей горел в лампадах Храма, им помазывались священники при их поставлении, а также жертвенники и принадлежности Храма и т.д.), и, наконец, как о лекарстве (см., напр., Ис. 1:6). Помимо того, елей наделялся символическим значением — как знак милости Божией и радости о жизни по заповедям. В культуре античности елей также занимал важное место, особенно в медицинской практике. Именно елей, а также вино, описаны как врачебное средство в притче Господа нашего Иисуса Христа о милосердном самарянине: «Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым … Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино» (Лк. 10:30, 33-34). Итак, с внешней стороны таинство Елеосвящения тесно связано с древней практикой врачевания ран и болезней при помощи помазания елеем. Но церковное таинство к этой практике отнюдь не сводится. Согласно Евангелию, апостолы, по повелению Христову, «многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6:13). Очевидно, что эти исцеления совершались не просто благодаря медицинским свойствам елея, но благодатью Божией, так как апостолы исцеляли силой и властью, полученной от Самого Христа.

http://patriarchia.ru/db/text/2674617.ht...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010