«Дабы мы, от мяс и многоядения ведомые к строгому воздержанию, не опечалились, но мало по малу отступая от приятных яств, приняли бразду поста», Церковь , снисходя нашей немощи и постепенно вводя нас в подвиги поста, постановила для православных христиан употреблять в последнюю неделю пред Четыредесятницею сырную пищу; а, по словам блаженного Симеона Фессалоникийского , в противодействие какому-то еретическому мнению. Это древнее постановление Церкви в веке еще более утвердилось и распространилось по обету Византийского царя Ираклия (610–640). Шесть лет воюя против Хозроя, царя Персидского, Ираклий, отягченный продолжительною и изнурительною войною, дал обещание Богу пресечь совершенно, по благополучном окончании этой тягостной войны, употребление мяс в последнюю неделю пред Четыредесятницею. По благополучном прекращении брани, уважая благочестивый обет и ходатайство царя, Церковь исполнила его благое желание, согласное с ее св. намерениями, подтвердив употребление сырной пищи в седмицу пред великим постом 220 . Кроме этого постановления о воздержании в Сырную седмицу, Церковь предписывает в среду и пятницу ее пощение до вечера, как в великий пост, хотя это пощение состоит более во времени, нежели в пище, которая бывает сырная, как и в прочие дни настоящей седмицы. Сообразно намерениям приготовления к св. Четыредесятнице, предочищая души и тела верующих к подвигам поста, Церковь в неделю Сырную не сочетавает браков; в среду и пятницу этой седмицы не совершает литургии 221 , а вместо ее часы, и, как во дни Четыредесятницы, в сии два дня Сырныя седмицы с коленопреклонением произносит молитву св. преподобного Ефрема Сирина : «Господи и Владыко живота моего» и проч. Кроме того в каноне среды этой седмицы, для примера и поощрения приготовляемых к посту, прославляет ветхозаветных святых, пребывавших в подвигах поста, по словам Господа: обратитеся ко Мне всем сердцем вашим в посте и в плаче и в рыдании ( Иоил. 2:12 222 ); в пятницу сырную воспоминает крестные страдания Спасителя, а в субботу творит память всех св. преподобных и Богоносных мужей и жен, просиявших пощением, и синаксарь в эту субботу начинается стихами:

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

   Особенности службы мясопустной недели и седмицы в основном такие же, как и Недели и седмицы о блудном сыне.    В субботу совершается поминовение усопших («родительская» суббота).    В Неделю на утрене: поется 136 псалом «На реках Вавилонских» и покаянные песнопения «Покаяния отверзи ми двери».    На воскресной Литургии читается Евангелие о грядущем Страшном Суде Христовом. СЕДМИЦА И НЕДЕЛЯ (ВОСКРЕСЕНЬЕ) СЫРОПУСТНЫЕ    Последняя подготовительная ко Святой Четыредесятнице неделя (седмица) называется сырной (сыропустной), а в просторечии — масляной (масленицей), от употребления в течение этой недели сырной пищи (сыра, масла и яиц и т. п.) и потому что на этой неделе (в сырное воскресенье), перед началом Великого Поста завершается вкушение сырной пищи.    Начиная с понедельника сырной седмицы (он следует за мясопустной Неделей), в Триоди уже помещаются на каждый день стихиры, трипеснцы и целые каноны, соединяемые со службами святому Минеи и Октоиха.    Песнопениями сырной седмицы, являющейся преддверием поста, Церковь подготавливает нас и вводит в подвиг поста, полагая «начало умиления и покаяния, злых отчуждение, и страстей воздержание и лукавых дел отсечение». Богослужением в сырную седмицу Церковь внушает нам, что эта седмица есть уже «преддверие покаяния, предпразднство воздержания, седмица предочистительная».    Церковь, снисходя к нашей немощи и постепенно вводя нас в подвиги поста, постановила для православных христиан в последнюю седмицу перед Четыредесятницей (сырную седмицу) употреблять сырную пищу, «дабы мы, от мяс и многоядения ведомые к строгому воздержанию, не опечалились, но мало-помалу от приятных яств, приняли бразду (т.е. подвиг) поста». В сыропустные среду и пятницу пост положен более строгий (строгий пост до позднего вечера). Церковь своим богослужением и на этой неделе, и во все время Великого Поста обращает наше внимание на необходимость, главным образом, «воздержания (от) страстей» и истинного покаяния.    «Днесь брашен отрекшеся, потщимся делом и прегрешений достойно каятися». «Мяс, и прочих брашен якоже удаление сотворихом, тако и всякия вражды к ближним вкупе, блуда же и лжи, и всякия злобы убежим». «Любезно людие пост облобызаим: приспе бо духовных подвигов начало». «Возсия (нам) весна постная, цвет покаяния». «Сице нам поститися подобает, не во вражде и брани (ссоре), не в зависти и рвении (распре), не во тщеславии и лести сокровенней, но якоже Христос, в смиренномудрии».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3046...

Особенности службы мясопустной недели и седмицы в основном такие же, как и Недели и седмицы о блудном сыне. В субботу совершается поминовение усопших («родительская» суббота). В Неделю на утрене: поется 136 псалом «На реках Вавилонских» и покаянные песнопения «Покаяния отверзи ми двери». На воскресной Литургии читается Евангелие о грядущем Страшном Суде Христовом. СЕДМИЦА И НЕДЕЛЯ (ВОСКРЕСЕНЬЕ) СЫРОПУСТНЫЕ Последняя подготовительная ко Святой Четыредесятнице неделя (седмица) называется сырной (сыропустной), а в просторечии – масляной (масленицей), от употребления в течение этой недели сырной пищи (сыра, масла и яиц и т. п.) и потому что на этой неделе (в сырное воскресенье), перед началом Великого Поста завершается вкушение сырной пищи. Начиная с понедельника сырной седмицы (он следует за мясопустной Неделей), в Триоди уже помещаются на каждый день стихиры, трипеснцы и целые каноны, соединяемые со службами святому Минеи и Октоиха. Песнопениями сырной седмицы, являющейся преддверием поста, Церковь подготавливает нас и вводит в подвиг поста, полагая «начало умиления и покаяния, злых отчуждение, и страстей воздержание и лукавых дел отсечение» 367 . Богослужением в сырную седмицу Церковь внушает нам, что эта седмица есть уже «преддверие покаяния, предпразднство воздержания, седмица предочистительная» 368 . Церковь , снисходя к нашей немощи и постепенно вводя нас в подвиги поста, постановила для православных христиан в последнюю седмицу перед Четыредесятницей (сырную седмицу) употреблять сырную пищу, «дабы мы, от мяс и многоядения ведомые к строгому воздержанию, не опечалились, но мало-помалу от приятных яств, приняли бразду (т.е. подвиг) поста». В сыропустные среду и пятницу пост положен более строгий (строгий пост до позднего вечера). Церковь своим богослужением и на этой неделе, и во все время Великого Поста обращает наше внимание на необходимость, главным образом, «воздержания (от) страстей» и истинного покаяния. «Днесь брашен отрекшеся, потщимся делом и прегрешений достойно каятися» 369 . «Мяс, и прочих брашен якоже удаление сотворихом, тако и всякия вражды к ближним вкупе, блуда же и лжи, и всякия злобы убежим» 370 . «Любезно людие пост облобызаим: приспе бо духовных подвигов начало» 371 . «Возсия (нам) весна постная, цвет покаяния» 372 . «Сице нам поститися подобает, не во вражде и брани (ссоре), не в зависти и рвении (распре), не во тщеславии и лести сокровенней, но якоже Христос, в смиренномудрии» 373 .

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Потом Церковь облегчает нас от поста на сырной или по просторечию масляной седмице, постепенно приготовляя нас к св. Четыредесятнице и вместе обличая лжеучения яковитов и тетрадитов. Яковиты, возникшие в VI веке и рассевавшие в Сирии плевелы евтихианской ереси, вопреки правилу всей Вселенской Церкви, постились на сырной неделе три дня: во вторник, среду и четверток, по подобию Ниневийского поста и покаяния. Тетрадиты же, или, как называются они вторым Вселенским Собором, средницы – по средам ели мясо и постились всю сырную седмицу. Примечание. Тетрада, слово Греческое (Τετρς), означает четвертый. Тетрадитами называются потому, что они в четвертый день седмицы, т. е. по средам, не хранили поста, а в сырную неделю постились; в 14-й день марта праздновали Пасху 196 . Некоторые из них даже не разрешали поста в Пасху 197 . Тетрадиты называются также субботниками, манихеями 198 и четыренадесятидневниками 199 . Далее Церковь разрешает пост среды и пятка на светлой седмице, ради светлейшего торжества Пасхи, как бы за один воскресный день всю седмицу считая 200 . После Пасхи Церковь разрешает пост на седмице Пятидесятницы в честь двух высоких христианских праздников – св. Троицы и Сошествия Святого Духа, и считая эту седмицу подобно светлой, как бы за один воскресный день. На сплошную седмицу после Пятидесятницы указывается в древнейших письменных памятниках христианства – в постановлениях Апостольских, где говорится: «после Пятидесятницы празднуйте одну седьмицу» 201 . Наконец пост среды и пятка разрешается на двух седъмица святок – с первого дня праздника Рождества Христова, до навечерия Богоявления Господня. Это разрешение установлено Церковию в честь великих праздников Рождества Христова и Богоявления Господня. В Церковном уставе о святках сказано, «яко от Рождества Христова до св. Богоявления никакоже пост, ни коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келлиях» 202 . Примечание. По древним правилам Церкви, пост в среду и пяток разрешался также в некоторых местах в течение семи недель Пятидесятницы, т. е. с Пасхи до дня Сошествия Св. Духа. Позднейшие монастырские уставы св. Саввы, Евфимия Великого, Феодора Студита , Афанасия Афонского разрешали пост в среду и пяток не только для Рождества Христова, но и для других великих праздников Господских, Богородичных и некоторых святых. Чтобы примирить разногласие поздних уставов с древними правилами, Константинопольские патриархи – в XI веке Николай Грамматик и в XII веке Лука Хрисоверг и другие святители писали послания и решили, что пост среды и пятницы должно прекращать только ради двух великих праздников Рождества Христова и Богоявления. Впрочем и после этого решения разногласия великими патриархами спор о разрешении поста в среду и пятницу возник в нашем отечестве 203 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Полное разрешение поста в среду или пятницу, на которые приходятся праздники Рождества Христова или Богоявления, по-видимому, возмещается предшествующим постом навечерия. Я думаю, что именно по этой причине установлено всегда соблюдать этот пост в указанные праздники. Но разрешение поста в среды и пятницы на Святки, в седмицу, предшествующую Мясопустной, и Сырную ничем не может быть возмещено. А причина, выставляемая некоторыми в оправдание этого разрешения и состоящая в том, что на Святках постятся армяне из-за собаки по имени в седмицу, предшествующую Мясопустной, – ниневитяне, а в Сырную – тетрадиты (см. Ис. 1:13–14 ), совершенно неубедительна и неосновательна, поскольку все мы, православные, отличаемся от неправославных и еретиков не пищей, а догматами веры. Потому и ап. Павел говорил: Упразднив закон заповедей учением (Буквально «догматами») ( Еф. 2:15 ). И Вальсамон, и Иоанн Китрский, которые считают, что мы разрешаем пост среды и пятницы потому, что тогда постятся вышеупомянутые еретики, говорят, что пост должны разрешать не вообще все православные, но лишь те, кто общается и живет вместе с этими еретиками. Ибо Вальсамон в 52-м ответе, который он дает Марку Александрийскому, говорит следующее: «Однако пусть будет так в том случае, если кто-либо живет с тетрадитами или армянами». А Иоанн Китрский в 27-м ответе Константину Кавасиле Диррахийскому говорит подобным же образом: «И особенно если нам случится жить вместе с такими еретиками, под этим предлогом не станем угождать чреву». И патриарх Николай пишет Анастасию Синаиту в стихах: «В седмицу перед Мясопустной, которую мы также называем седмицей Арцивурия, большинство мирян завело обычай безбоязненно разрешать пост среды и пятницы и есть мясо. Подобно им и монахи едят сыр, поступая так из убеждения, что это поистине хорошо. Если они происходят из армянского рода и ранее исповедовали ересь арцивуриеву, то они поступают правильно, рассеивая всякое подозрение. Если же они православные верные и такими были их предки, то напрасно они оправдывают свое нарушение поста» (Nicol. Const. De vita monastica 13//PG 111, 404A).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Воскресная служба Октоиха сходна со службой тех праздников, в которые указано всенощное бдение. В воскресные дни, если только в них не случится двунадесятого праздника Господня, состоит, главным образом, из молитвословий воскресных. Число же песнопений в честь святых, случившихся в воскресение, неодинаково, смотря по различию празднования им – то с великим славословием, то с полиелеем, то с бдением. Это указано в Типиконе в главах 2-й, 3-й, 4-й, 5-й и 7-ой и в храмовых главах. При увеличении в службе песнопений Минеи, а также и Триоди, воскресные песнопения несколько сокращаются. В среду и пяток положен пост, так как это дни скорбей и страданий Господа за нас. В среду по причине составленного иудеями совета о предании Господа, а в пяток потому, что Он пострадал за нас (св. Петра Александр. Пр. 15, Книга правил св. апостол, св. Соборов и Св. отец). Пост в среду и пяток так же строг, как и в великую Четыредесятницу 788 . Впрочем, есть немного седмиц в году, именно шесть, в которые разрешается пост в среды и пятки. В одни из таковых седмиц разрешается пост ради празднования великих событий в продолжение этих седмиц. Седмицы суть: Пасхальная, седмица после дня Пятидесятницы и две седмицы после дня Рождества Христова (до сочельника пред Богоявлением), – в честь сих праздников (Тип., послед. 25-го дек.) 789 . Еще разрешается пост в среду и пяток в седмицу мытаря и фарисея для того, чтобы научить не величаться постом, как делал фарисей, а подражать смиренному мытарю. Затем в седмицу сырную не постимся в среду и пяток, чтобы не уподобляться еретикам иаковитам, которые желали соблюдать тридневный пост в подражание ниневитянам и постились на сырной Неделе во вторник, среду и четверг, – и ученикам тетрадитам, кои во весь год ели мясо по средам (по четвертым дням седмицы, отсюда тетрады), а сырную седмицу всю постились (Дни Богосл., изд. 3, т. 2, стр. 48) 790 . В день Господень и в субботу, кроме токмо Великой субботы, не положено поститься (Апостольск. прав. 64) или вовсе, или облегчается пост: как в дни постов – Великого и другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

К иерусалимским песнотворцам он относит Андрея Пира, которому принадлежит 85 самогласнов, начиная от мясопустной недели и кончая пятком Ваий. 15 Патриарх Иерусалимский Илия III (+ ок. 797) является автором двух стихир недели Ваий «Страшно еже впасти в руце Бога жива» и «Сонмище лукавая и прелюбодейная». 16 Святой Стефан Савваит написал стихиры в недели мытаря и фарисея, блудного сына, мясопустной и самогласны. 17 К группе известных константинопольских гимнографов принадлежат: патриархи св. Герман (+ 740) и св. Тарасий (+ 806). Св. Германом написаны самогласен Лазаревой субботы «Велие и преславное чудо совершися днесь». Св. Тарасий является автором тропаря пророчества Великой субботы «Содержай концы гробом содержатися изволил еси Спасе». 18 Монахи Студийского монастыря – Феодор (+ 826) и Антоний являются составителями гимнографических текстов. Феодор Студит написал каноны на субботу и неделю мясопустные, сырную субботу, неделю крестопоклонную. 19 Антонию Студиту, продолжателю труда св. Феодора, принадлежит собрание трипеснцев, седальнов и стихир на сырную седмицу. 20 Св. Климент – автор трипеснцев и стихир первой, второй, третьей, четвертой, пятой и шестой седмиц. Иосиф Песнописец (+883) – подражатель Феодора Студита , автор канонов Страстной Седмицы для Великих понедельника, вторника и среды и канонов на недели блудного сына, мясопустную, сырную, св. Феодору Тирону; на вторую и третью недели поста. 21 К IX в. можно отнести следующих менее известных константинопольских песнописцев: Христофора, Сергия Логофета . Первому принадлежит канон сырной недели о падшем Адаме. Второму – самогласен Великого пятка. 22 Из иерусалимских песнописцев IX в. встречается имя лишь одного известного св. Феофана Начертанного . Ему приписываются песнопения: каноны пророкам и на Торжество Православия в первую неделю; на вторую неделю о блудном сыне; на среду крестопоклонной седмицы, а также стихиры Великих пятка и субботы. 23 На рубеже IX–X вв. было немало других песнотворцев, составлявших песнопения для четыредесятницы и страстной седмицы. Сюда относятся: св. патриарх Мефодий (+ 847); Игнатий, митрополит Никейский (+ ок. 860), ученик патриарха Тарасия; Кассия – монахиня и игуменья основанного ею в Константинополе монастыря и др. 24

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В субботу пред воспоминанием Евангельской проповеди о страшном суде Божием, святая Церковь молится об усопших чадах своих, имеющих некогда предстать страшному Суду Божию. В это время она молит Господа, (в стихирах и тропарях канона) да успокоит в селениях праведных души всех усопших, и особенно восхищенных внезапной смертью, которые отошли в другой мир не напутствованными ни святыми таинствами, ни песнопениями церковными: «От четырех концев Господи, приемляй верно усопшия в мори, или на земли, или в реках, источницех, снедь зверем бывшия и птицам и гадом, вся упокой 626 . § 189. Сырная седмица. Понятие о ней и Богослужение в сию седмицу За неделей мясопустной, или страшного суда следует еще одна седмица, приготовляющая верующих к великому посту. Она называется сырною. В службе первого дня сырной седмицы святая Церковь называет ее преддверием Божественнаго покаяния, светлым предпутием поста, началом умиления и покаяния и дверью покаяния, и потому в сию неделю запрещает вкушать мясную пищу, а разрешает только на сырную и молочную, приготовляя таким образом постепенно к Великому посту, чтобы иго его не показалось тяжелым для немощной плоти нашей. На Богослужении сей седмицы (в канонах и стихирах) восхваляется пост и изображаются спасительные плоды его. В среду и пяток Литургии не бывает, а на часах, в сии дни отправляемых, читается постовая молитва преподобного Ефрема Сирина с обычными поклонами великими: «Господи, Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми» и проч. В сырную субботу прославляются святые подвижники, преподобные отцы и матери, просиявшие в мире, яко светила подвигами поста, молитвенного бдения и всех добродетелей, и потому представляемые в пример вступающим в подвиг поста. В службе сырной недели оплакивается падение прародителей наших Адама и Евы, и в утрате райского блаженства указывается нам достойный предмет оплакивания во дни поста и покаяния. Адам из рая отгонится, пищи причастився, яко преступник ... тем же рая жителие быти возжелевше, изменимся от неполезныя пищи 627 . В Евангелии ( Мф.6:14–21 ) и Апостоле, ( Рим.13:2–14:4 ), читаемых в сырную неделю, слышим следующее назидание: приступая к покаянию и испрошению у Бога прощения согрешений, надобно прежде самим примириться со всеми, отпустить греховный долг обид и оскорблений должникам своим, и, во время пощения, не должно казаться постящимся и делать постный вид, и не должно укорять не постящихся, или не так постящихся, как должно.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В дни сырной седмицы, исключая субботу, Триодь постная указывает из Октоиха, кроме седальнов по 1-м стихословии и светильнов, еще стихиры на «Господи, воззвах» и каноны. В седмичные дни Четыредесятницы, при пении трипеснцев, каноны Октоиха не поются; трипеснцы совершенно заменяют их. В сырную же седмицу, при пении трипеснцев, поются каноны Октоиха; трипеснцы заменяют в эту седмицу только те песни канона Октоиха, которые содержит трипеснец: в понедельник – 1-ю, 8-ю и 9-ю песни, во вторник 2-ю, 8-ю и 9-ю и т. д. В воскресные дни Великого поста Церковь назначает более молитвословий из Октоиха. Тогда при молитвословиях каждого рода Триоди постной полагаются и песнопения, прославляющие Воскресение Христово. Но в самих последованиях Триоди песнопения Октоиха не печатаются, а только указывается на них. Воскресные песнопения не отменяются в Великом посту во все воскресные дни, кроме Недели ваий, когда они заменяются песнопениями этого праздника. Во время пения Триоди постной есть дни, в которые не поется Минея 53 , но вместо ее молитвословий на Божественных службах поются песнопения из Триоди постной. Есть также дни, в которые поются некоторые песнопения Минеи. Дни, в которые не поется Минея,– это все недели Триоди постной, начиная с Недели о мытаре и фарисее до Недели ваий включительно; среда и пяток 3-й седмицы, четверток 5-й седмицы 54 – Великого канона; субботы мясопустная, 55 сыропустная, 1-й и 5-й седмиц Великого поста, суббота Лазарева; дни Страстной седмицы. 56 В седмичные же дни прочих седмиц, хотя бы даже не было памяти великого святого, поются песнопения Минеи, именно: три или четыре стихиры на «Господи, воззвах» и канон прилучившемуся святому. При этом, если случится память святому в такой седмичный день, в который в Триоди постной, кроме трипеснца, есть и полный канон, тогда все те песни канона Минеи, какие находятся и в случившемся в тот день трипеснце или четырепеснце, соединяются с другими песнями канона. Наоборот, песни канона Октоиха, если они не были петы при пении трипеснца, например в сырную седмицу, вовсе в тот день не поются. Но если в какой-либо день отменяется вся служба Минеи, в таком случае она поется на другой день.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В субботы и воскресенья Великого поста положен двукратный прием вареной растительной пищи с растительным маслом и вином. Накануне праздника Благовещения Пресвятой Богородицы (если этот день будет прежде Лазаревой субботы) разрешается растительное масло и вино. В сам день праздника Благовещения Пресвятой Богородицы (если он не приходится на Страстную Седмицу) и в Вербное Воскресенье полагается рыба. 1. Если праздники Рождества Христова и Богоявления (Крещения) приходятся на среду или пятницу, пост отменяется. Разрешается прием и молочной, и мясной пищи. 2. Если праздники Рождества Богородицы либо Ее Успения, Введения во храм Пресвятой Богородицы, а также Сретения Господня приходятся на среду или пятницу, разрешается употребление вареной пищи с растительным маслом, рыбы и вина. Употребление молочной и мясной пищи не разрешается. 3. В день праздника Преображения Господня, на какой бы день он не пришелся, разрешается употребление вареной пищи с растительным маслом, рыбы и вина. 4. В день Благовещения Пресвятой Богородицы, если он не приходится на Страстную седмицу, разрешается употребление вареной с растительным маслом пищи, рыбы и вина. Если же этот день приходится на Страстную седмицу, употребление в пищу рыбы не разрешается. В первые четыре дня Страстной седмицы до Великого Четвертка включительно разрешается употребление вареной пищи с растительным маслом и вина, а в Великий Пяток разрешается вареная пища без масла и вино. 5. В день рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, в дни памяти святых Первоверховных апостолов Петра и Павла и апостола Иоанна Богослова разрешается употребление вареной пищи с растительным маслом, рыбы и вина. 6. В дни Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста и Усекновения главы Иоанна Предтечи разрешается употребление вареной пищи с растительным маслом и вина. 7. В течение 12 дней после Рождества Христова, в дни мясопустной и Светлой седмиц пост отменяется. Разрешается прием и молочной, и мясной пищи. 8. В Сырную седмицу (Масленицу) во все дни разрешается употребление любой пищи, кроме мяса.

http://azbyka.ru/shemy/posty-v-vetkhom-i...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010