Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Масленица – 1) восточнославянский народный праздник, отмечаемый в течение недели перед Великим Постом ; 2) народное название Сырной седмицы . Для православных христиан Сырная седмица, масленица – неделя постепенной подготовки к посту. Б.М. Кустодиев «Масленица». 1919. Считается, что аналогом славянской Масленицы у западноевропейских народов является карнавал или мясопуст. Празднование масленицы при­уро­чено к на­ча­лу Ве­ли­ко­го по­ста, и длится неделю, пред­ше­ст­вую­щую посту. Нередко празднование Масленицы совершается с нарушением подлинно христианских представлений об образе подготовки к Великому посту, сопровождается раз­нуз­дан­ностью, сомнительными игрищами (прыжками через костёр, сбрасыванием с горы горящего колеса и пр.), чрезмерным весель­ем, непристойными пес­ня­ми и тан­ца­ми, обиль­ным потреблением пищи. Нередко наи­бо­лее раз­гуль­ным ха­рак­тером отличаются празднования, совершаемые в по­след­ние масленичные дни. Масленица – это языческий праздник? Среди дореволюционных и советских исследователей было распространено мнение, что традиция праздновать Масленицу восходит к языческим временам дохристианской Руси. Известна версия, согласно которой, у балтийских славян была богиня зимы и смерти Марена (Морана), чучело которой якобы уничтожалось во время весеннего празднования в знак победы над ней. Такую версию можно встретить и в дореволюционной православной литературе (например, у протоиерея Григория Дьяченко ), однако представление о такой богине у славян не подтверждается историческими данными. Одно из популярных толкований масленицы, как праздника проводов зимы у древних славян, является не более чем догадкой, которая не имеет серьезных оснований. Против этого толкования говорит, в частности, то, что масленица каждый год отмечается в разные даты (с разбросом дат вплоть до месяца). Кроме того, масленица исторически сначала встречалась, а в конце недели – провожалась. Слово «масленица» впервые упоминается b XVI веке в дипломатической переписке Ивана Грозного. Масленица была народным празднованием периода подготовки к Великому посту, которое не во всем соответствовало нормам христианского благочестия. Как было отмечено выше, подобное празднование было известно и у других народов (хотя на Руси оно отмечалось с особенным размахом). Однако версия о языческом происхождении масленицы не имеет серьезных оснований.

http://azbyka.ru/maslenica

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ МАСЛЕНИЦА Из книги И. Шмелёва " Лето Господне " См. также: Церковный год > > Седмица сырная (масленица) И. Шмелев " Лето Господне " Масленица... Я и теперь еще чувствую это слово, как чувствовал его в детстве: яркие пятна, звоны — вызывает оно во мне; пылающие печи, синеватые волны чада в довольном гуле набравшегося люда, ухабистую снежную дорогу, уже замаслившуюся на солнце, с ныряющими по ней веселыми санями, с веселыми конями в розанах, в колокольцах и бубенцах, с игривыми переборами гармоньи. Или с детства осталось во мне чудесное, непохожее ни на что другое, в ярких цветах и позолоте, что весело называлось — «масленица»? Она стояла на высоком прилавке в банях. На большом круглом прянике — на блине? — от которого пахло медом — и клеем пахло! — с золочеными горками по краю, с дремучим лесом, где торчали на колышках медведи, волки и зайчики, — поднимались чудесные пышные цветы, похожие на розы, и все это блистало, обвитое золотою канителью... Чудесную эту «масленицу» устраивал старичок в Зарядье, какой-то Иван Егорыч. Умер неведомый Егорыч — и «масленицы» исчезли. Но живы они во мне. Теперь потускнели праздники, и люди как будто охладели. А тогда... все и все были со мною связаны, и я был со всеми связан, от нищего старичка на кухне, зашедшего на «убогий блин», до незнакомой тройки, умчавшейся в темноту со звоном. И Бог на небе, за звездами, с лаской глядел на всех, масленица, гуляйте! В этом широком слове и теперь еще для меня жива яркая радость, перед грустью... — перед постом? Оттепели все чаще, снег маслится. С солнечной стороны висят стеклянною бахромою сосульки, плавятся-звякают о льдышки. Прыгаешь на одном коньке, и чувствуется, как мягко режет, словно по толстой коже. Прощай, зима! Это и по галкам видно, как они кружат «свадьбой», и цокающий их гомон куда-то манит. Болтаешь коньком на лавочке и долго следишь за черной их кашей в небе. Куда-то скрылись. И вот проступают звезды. Ветерок сыроватый, мягкий, пахнет печеным хлебом, вкусным дымком березовым, блинами. Капает в темноте, — масленица идет. Давно на окне в столовой поставлен огромный ящик: посадили лучок, «к блинам»; зеленые его перышки — большие, приятно гладить. Мальчишка от мучника кому-то провез муку. Нам уже привезли: мешок голубой крупчатки и четыре мешка «людской». Привезли и сухих дров, березовых. «Еловые стрекают, — сказал мне ездок Михаила, — «галочка» не припек. Уж и поедим мы с тобой блинков!»

http://zavet.ru/kalendar/masl-001kn.htm

Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 События Благотворительная ярмарка на Масленицу Шумно, весело пройдет Сырная Седмица, А за ней - Великий пост, Время, чтоб молиться. 12 марта в нашей гимназии прошел праздник Масленицы.  В празднике участвовали все классы начальной школы.  Сначала  дети узнали  историю возникновения масленицы, в игровой форме познакомились с названиями и традиционными развлечениями на каждый день масленичной недели. Для всех хватило игр и забав! Второклассники  были  ведущими праздника, ученики третьего класса старались попасть в цель «снежками», четвероклассники перетягивали канат, а дружные первоклассники показали игру «Бояре».          После игр все отправились в трапезную, которая на масленичной неделе была переименована в «Блинную». Здесь всех ждала Чудо - печка, которая из маленьких оладушек делала блины размером со сковороду! А сколько было блинов, пирогов, пирожных и наивкуснейших напитков!      Полакомившись, все отправились в торговые ряды, раскупать сувениры, игрушки, книжки и поделки, сделанные собственными руками.  Выручка ярмарочная получилась немалая - 28 437.70 рублей. Потратить деньги решено на благотворительные цели.   А вот, что отметили сами ребята:  «Мне понравились выступления разных классов, было весело. Очень были вкусные блины, пирожки и традиционный напиток. На ярмарке мне запомнилась волшебная печка и игрушки. Всё было так здорово!» (Горькова Таня, 4-б класс.)  «Мне запомнилась Чудо - печка и очень мне понравились товары! Эта ярмарка была красивой и я рада, что участвовала в ней.»  (Высоцкая Анжелика, 2 класс.)  " Мне больше всего запомнилось, как я ем блины и тут Аня несется со словами: «Быстрей беги за тапочками». Мне понравилось, как все что-то покупали. У меня было хорошее настроение. " ( Рогожина Маша, 2 класс) " Каждый ребенок принес что-то свое: игрушку, книжку, поделку или выпечку. В первой половине праздника были конкурсы. Четвертый класс представлял перетягивание каната, третий – игру в снежки, а первый класс представлял игру в бояр и невест. Мне понравился этот день. " (Соколова Лида, 3- б класс)

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/515...

Необходимо помнить о том, что Сырная седмица, в соответствии с церковным календарем, готовит нас к Великому посту – времени покаяния, размышлений о жизни человека, о том, что нам еще предстоит сделать для своего духовного совершенствования, чтобы омолодиться душой… Великий пост – время напряжения духовных сил, стяжания добродетелей. В это время люди стараются очистить душу, чтобы подготовиться к Пасхе. Поэтому во время широких гуляний, кулачных боев, шумных игр и традиций сжигания чучела на Масленицу нужно опасаться того, как бы они не помешали подготовке к посту. Всякое злоупотребление отдаляет человека от Бога и от приобретения тех качеств души, к которым стремится христианин. Протоиерей Анатолий Малинин: Масленица обычно в народе празднуется как особое время, когда можно предаться разным играм, катаниям и многим разным развлечениям, которые сопровождаются обильными яствами и питием. Святитель Тихон Задонский, обращаясь к своей пастве Воронежской, не очень одобрительно высказывается относительно празднования Масленицы. Он говорит, что масленицу почти все ожидают как какой-то великий праздник, приготавливают разные кушанья, запасаются вином. И когда наступает празднование, друг друга зовут в гости и друг друга посещают. Рецепты блинов на Масленицу Конечно, самой запоминающейся традицией праздника Масленицы являются блины. Ниже мы предлагаем вам подборку из статей о рецептах их приготовления:  О Масленице на Правмире: Фильмы о Масленице: Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно 208 397 Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 5 мая, 2024 29 апреля, 2024 22 апреля, 2024 14 апреля, 2024 7 апреля, 2024 1 апреля, 2024 24 марта, 2024 22 марта, 2024 21 марта, 2024 Лучшие материалы

http://pravmir.ru/maslenica-v-2024-godu/

Полунощница вседневная. Иерей в одной епитрахили перед престолом возглашает: «Блогословен Бог наш». Чтец. «Аминь. Слава Тебе, Боже наш», «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Приидите, поклонимся» и псалом 50-й, затем 17-я кафизма вся без стихословия. «Верую во Единаго Бога». Отпуст краткий пред царскими вратами и ектения «Помолимся о Великом Господине». Утреня вседневная. По окончании полунощницы иерей входит в алтарь, облачается в фелонь, отверзает завесу царских врат, принимает кадило и, кадя, возглашает: «Благословен Бог наш». Чтец: «Аминь. Приидите, поклонимся» и читает 19-й и 20-й псалмы; по псалмах и Трисвятом – тропари «Спаси, Господи». Во время чтения псалмов и тропарей иерей кадит алтарь, весь храм, лики и народ. По окончании чтения тропарей иерей, стоя пред престолом с кадильницей, произносит ектению «Помилуй нас, Боже», краткую, состоящую из трех прошений. Иерей: «Помилуй нас, Боже». Лик: «Господи, помилуй» (трижды). Иерей: «Еще молимся о Великом Господине». Лик: «Господи, помилуй» (трижды). Иерей: «Еще молимся за всю братию и за вся христианы». Лик: «Господи, помилуй» (трижды). Иерей возглас: «Яко милостив». Лик: «Аминь». «Именем Господним благослови, отче». Иерей, творя кадилом знамение креста, возглашает: «Слава Святей», и чтец читает шестопсалмие среди церкви пред амвоном. Иерей, отдав кадило, молится пред престолом. После трех первых псалмов иерей, выйдя из алтаря, пред царскими вратами читает тайно утренние молитвы по Служебнику. Ектения великая произносится пред царскими вратами. «Бог Господь, и явися нам» возглашается со стихами, так же, как прокимен, а клир поет «Бог Господь» во глас тропаря рядовому святому. Тропарь святому (дважды), «Слава, и ныне» – Богородичен от менших (отпустительные Богородичны в конце Минеи). Стихословятся две рядовые кафизмы, иногда три, по указанию Устава. По кафизмах ектений малых не бывает, а после стихословия читаются или поются седальны Октоиха с Богородичнами или Крестобогородичнами наряду. Затем – псалом 50-й. Канонов три: Октоиха – два, первый – на 6 с ирмосом, ирмосы по одному разу, второй – на 4, и святому в Минее – на 4 без ирмосов.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Возсия весна постная, цвет покаяния, очистим убо себе, братие, от всякия скверны, Светодавцу поюще рцем: слава Тебе, Едине Человеколюбче! Среда сырная вечер, на стиховне самогласен Любезно, людие, пост облобызаим: приспе бо духовных подвигов начало; оставим телесное сладострастие, возрастим душевная дарования, спостраждем яко раби Христовы, да и спрославимся яко чада Божия, и Дух Святый в нас вселься, просветит души наша. Стихира на стиховне вторника вечера Воздержания? А блины? А все яства, которых мы так спешим наесться? А все радости, гощения, развлечения, к которым мы по меньшей мере стремимся в эти дни? В воскресенье прозвучало Евангелие, усиленное, как множеством резонаторов, стихирами и словами канона; минувшее воскресенье напомнило о Страшном Суде и о том, как будет он прост. Не за пост и молитвы, а за дела милости, бывшие или не сделанные, будут судимы человеки — и мы с вами. И этот Суд может быть для каждого — завтра. Сегодня. Печем и едим блины и якобы помним о Суде? Над нами смеются и обличают в язычестве. Да блины-то наши, кроме того что являют последнее перед постом звено хорошо продуманной цепи (сплошная — «пестрая» — снова сплошная, но уже без мяс седмица), нужны, как раз в свете — прожекторе! — этого напоминания о Дне Судном, чтобы душу уставить на место. Хорошо есть их, эти блины. И помнить о Суде. О конце… и о милости. Помнить, ценить… понять, что без настоящего, неотвратимо приближающегося воздержания не достичь ни милости, ни мира, ни света. Есть блины и… думать о покаянии, желать его. Се, предотверзеся покаяния дверь, боголюбцы; приид/ите/убо, потщимся вн/ити т/ою ( войти ею ), прежде даже не заключ/ит сию Христос, яко недостойным нам. Понедельник сырный, 1-я песнь 2-го трипеснца Мирным постоянием, чистою любовию священнейшее время святаго поста воспри/имем вернии, просяще оставления, ихже кийждо согреши: яко да тамошнюю улуч/им радость. Понедельник сырный, 9-я песнь 1 — го трипеснца Всего-то и избавились от мяса, какое тут воздержание? Но это — преддверие поста, и в приотворенную дверь уже льется его неповторимый свет:

http://pravmir.ru/pisma-triodi-predvesen...

Катавасии не бывает, а только вместо катавасии по 3-й, 6-й, 8-й, 9-й песнях поется ирмос Минеи. По 3-й песни ектения малая, седален святому с Богородичном в Минее. По 6-й песни ектения малая, кондак и икос святому в Минее. По 8-й песни поем «Честнейшую», на которой иерей или диакон кадит алтарь, храм, лики, народ. По 9-й песни «Достойно есть», ектения малая. Светилен Октоиха, «Слава» – светилен святому, «И ныне» – Богородичен его; если светильна святому нет, то «Слава, и ныне» – Богородичен или Крестобогородичен Октоиха. Затем читаются псалмы 148-й, 149-й и 150-й, и начинается первый из них словами «Хвалите Господа с небес» (а не «Всякое дыхание»), «Слава Тебе, показавшему нам свет». «Слава в вышних Богу». Ектения «Исполним утреннюю молитву». На стиховне стихиры Октоиха со стихами «Исполнихомся заутра». «Слава» – святому в Минее, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы» и по дню (в конце Минеи); если святому нет «Славы», то «Слава, и ныне» – Богородичен из Октоиха наряду. «Благо есть», единожды; по «Отче наш» тропарь рядовому святому, «Слава, и ныне» – Богородичен отпустительный от менших (в конце Минеи или Часослова). Ектения «Помилуй нас, Боже», полная. Затем иерей или диакон: «Премудрость». Лик: «Благослови». Иерей: «Сый благословен». Лик: «Утверди, Боже», и тотчас чтец читает 1-й час, а иерей закрывает завесу царских врат. На 1-м часе после псалмов на «Слава» – тропарь дневному святому, «И ныне» – Богородичен часа. По Трисвятом кондак святому. По молитве иерея «Христе, Свете истинный», лик поет (по обычаю Русской Церкви, освященному древностью) «Взбранной Воеводе», а затем иерей пред царскими вратами возглашает: «Слава Тебе, Христе Боже». Лик: «Слава, и ныне», и иерей говорит отпуст полный. Лик – многолетие. На 3-м и 6-м часах тропарь и кондак те же, что и на 1-м часе. На Божественной литургии антифоны вседневные «Благо есть» (в Ирмологии и в Апостоле в конце). Если святому положена на Блаженнах песнь канона, тогда читаются изобразительны «Благослови, душе моя, Господа» и Блаженны Октоиха – на 4 и святому, песнь 3-я – на 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Пархоменко Владимир 1 марта 2011, 00:28 Спасибо Вам всем! Елена 28 февраля 2011, 21:01 Большое спасибо!Я недавно в интернете и когда зашла на Ваш сайт и нашла ответы на многие вопросы я была потрясена! Все казавшееся сложным и трудным оказалось доступным и понятным! Стоит только соблюдать Закон Божий и изучать Священное писание! Спасибо за статьи о Масленице и о Прощеном Воскресении. Но подскажите, как попросить прощения у человека- мамы,который не хочет видеть и общаться с тобой с детства.Мне 53 года, а я до сих пор ее боюсь , больше ее языка (может быть она в тот момент не понимает ,что говорит) и ничего не могу с этим поделать.Но я же ее люблю!!! Она моя мама!Она меня винит в том,что я похожа на папу всем (они развелись давно). Я молюсь за нее всегда и ничего плохого не желаю! Но это все мне не дает покоя!Помогите пожалуйста! Татьяна 28 февраля 2011, 10:58 Все высказывания помогли мне разобраться,что такое Сырная седмица и как подготовиться к Посту.Огромное спасибо! Тралков Андрей 28 февраля 2011, 07:45 Люблю Россию, люблю маслиничные гуляния, не разделяю Россию и Православие. К человеку, идущему в разгул, малопонимающему значение, истиное значение мясопустной недели, отношусь спокойно и с пониманием. Нет семьи без уродов и человека без греха. А русским свойственно широкий пир и народное гуляние всем вместе. Ведь правда? Алла 28 февраля 2011, 05:02 Отец Тихон, большое Вам спасибо за рассказ о Масленице! Конечно, это сегодня в первую очередь - праздник братского и дружеского общения православных христиан. Не помню, чтобы кто-то напивался, или безобразничал в эти дни. Мы и так видимся сегодня слишком мало, а ведь апостол говорил, чтобы мы общения не забывали! И беседы перед постом введутся на удивление правильные - христианские. И прощения просим у тех, кого в Прощеное Воскресение не увидим в храме. Лучше, чем по телефону. А постом уже не походишь в гости, не посидишь с единоверными друзьями, семьями. Нас в храме тоже священник все пугает грехами Масленицы, которые давно в прошлом. Кажется, непотребное проведение этих дней сегодня и не относится к христианам. К счастью. Никто чучел не жгет, языческих танцев не устраивает, на кулаках на льду не бьется. А если кто-то и развлекается таким образом, то опять же, к христианам это не относится. Такие люди могут и на Пасху невесть что устраивать.

http://pravoslavie.ru/44978.html

Анастасия. Оно, затем, подтверждается позднейшими фактами. В VIII-м веке по случаю споров на Востоке о 8 и 7-недельной четыредесятницах прошел слух, что Дамаскин защищает 8-недельный пост. Один монах, по имени Комита, обратился по этому поводу с запросом к Дамаскину об его мнении. Тот ответил ему вышеуказанным письмом о посте, в котором он древнюю антиохийскую практику признаете апостольским преданием, но вместе с тем не осуждает, а, напротив, даже похваляет, ревность постящихся и 8 недель. Впоследствии кто то, быть может, сам же Комита, приложил к письму список мнений разных лиц о 7 и 8-недельной 40-це. Что эти мнения приложены не самим Дамаскиным, видно из конца его письма, где он пишет, что «так как письмоносец торопится, то он опускает подтверждающие его рассуждения мнения 45 ». Главное же, против принадлежности находящихся в письме мнений Дамаскину говорит то, что они не соответствуют мыслям его письма: в защиту 7-недельной 40-цы собраны мнения исключительно лиц православных, а в защиту 8-недельной двух еретиков – Севера и Александрииского коптского патриарха Вениамина. Тенденция такой защиты ясна. Но еще более нужно удивляться тому, что египтяне в указанную седмицу соблюдают пост еще более строгий, чем греки. Те хоть едят тогда еще молочную пищу, египтяне же не признают совершенно никакого различия между этой седмицей и 40-цей 47 ». Несторианский писатель, как видим, подобно Н. К. Ксанфопулу (см. синаксарь мясопустной недели), относит ко времени Ираклия лишь происхождение греческой сырной седмицы, но это неверно: Александрийская хроника ясно говорит, что воздержание от мяса в седмицу пред 40-цей существовало у православных жителей Сирии и до установления строгого поста при Ираклии. Дальше будет показано, что это сообщение верно и что сырная седмица соблюдалась у греков задолго до Ираклия. Очевидно, к Х-му веку греки уже перезабыли, что, именно, установлено было при Ираклии и когда возникло у них воздержание сырной седмицы. Но предание, что при Ираклии было сделано какое-то прибавление к 40-це, хранилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

На литургии Блаженны гласа – на 4, Триоди, песнь 3-я – на 4, и святому, песнь 6-я – на 4. По входе тропарь воскресен и святому, «Слава» – кондак святому, «И ныне» – кондак празднику из Триоди. Прокимен, Апостол, Евангелие и причастен прежде празднику (Неделе) и потом святому. Кондак Пасхе «Аще и во гроб» по входе поется только тогда, когда он положен на утрене, если же он на утрене в каноне не поется, то и по входе на литургии он тоже не поется. и) Служение в день Преполовения с бдением или полиелеем святому или храму Если в Преполовение Пасхи случится полиелейная служба святому, то на вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры празднику – 3 и святому – 3, «Слава» – святому, «И ныне» – празднику. Вход, прокимен дню и паримии дню и святому. «Рцем вси» и «Исполним вечернюю». На стиховне стихиры празднику, «Слава» – святому, «И ныне» – празднику. По Трисвятом тропарь святому, «Слава, и ныне» – празднику. Отпуст великий. Повечерие малое. По Трисвятом кондак святому, «Слава, и ныне» – празднику. Полунощница обычная. Если в этот день случится бдение великому святому или храмовому святому, то поется малая вечерня. На «Господи, воззвах» стихиры празднику или святому – на 4, «Слава» – святому, «И ныне» – празднику. На стиховне стихиры святому стиховные великой вечерни, «Слава» – святому, «И ныне» – празднику. По Трисвятом тропарь святому, «Слава, и ныне» – празднику. Ектения и отпуст малые. На великой вечерне «Блажен муж». Стихиры на «Господи, воззвах» празднику – 4 и святому – 4. «Слава» – святому, «И ныне» – празднику. Вход. Прокимен дню. Паримии дню и святому – по 3. На литии стихира храму и празднуемому святому; если храм празднуемого святого, то все стихиры ему, «Слава» – святому, «И ныне» – празднику. На стиховне стихиры празднику, «Слава» – святому, «И ныне» – празднику. На благословении хлебов тропарь празднику (дважды) и святому (единожды). На «Бог Господь» тропарь празднику (дважды), «Слава» – святому, «И ныне» – празднику. По кафизмах седальны празднику. Полиелей. Величание. По ектении седальны все святому и те, которые положены ему по кафизмах. «От юности моея». Прокимен и Евангелие святому. «Воскресение Христово». Псалом 50-й, стихира святому. «Спаси, Боже, люди Твоя» и елеопомазание.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010