Ведь дабы не подумали, что говорю я, не проверяя, просто то, что на ум взбредет, собрав из составленных ими в церквях книг пригодное для этого и представив в качестве доказательства, я запечатлею истину своих слов. Итак, поистине треблаженный и прославленный в благочестии Афанасий, бывший в свое время епископом Александрийской Церкви, в слове «О воплощении» 54 сказал о Христе следующее: (10) «Исповедуем также, – говорит он, – что Он есть Сын Божий и Бог по Духу, Сын Человеческий по плоти 55 ; что один Сын – не две природы, из которых одной надлежит поклоняться, а другой не надлежит поклоняться, но одна природа Бога Слова воплощенная и принимающая поклонение вместе с плотью Его одним поклонением; и не два Сына, один Сын Божий истинный и принимающий поклонение, а другой – человек от Марии, не принимающий поклонения, ставший Сыном Божиим по благодати, как и люди. Но Тот, Кто от Бога, как сказал я, единый Сын Божий и Бог, Он Самый, а не другой родился и от Марии по плоти в последние дни, как на слова Богородицы Марии: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» – говорил Ангел: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» 56 . Поэтому Рожденный от Святой Девы – это Сын Божий по природе и Бог истинный, а не по благодати; и только через причастность (μετουσ) по плоти Он – человек от Марии, а по Духу Он – Сам Сын Божий и Бог . Хотя Он претерпел наши страдания по плоти, как написано: «Христос пострадал за нас 57 плотью» 58 – и еще: «Тот, Который Сына Своего Сына не пощадил, но предал Его за нас всех» 59 , но по Божеству пребыл бесстрастным и неизменяемым, согласно сказанному пророком: «Я Бог 60 и не изменяюсь» 61 . Хотя Он умер по плоти нашей смертью за наши грехи, дабы чрез смерть за нас уничтожить смерть, по слову апостола: «Поглощена смерть победою. Смерть! где твоя победа? ад! где твое жало?» 62 – и еще: «Христос умер за грехи наши, по Писанию» 63 , но по Божеству пребывал бессмертным и неодолимым смертью , как бесстрастная сила Отца, согласно Петру, говорящему, что смерти «невозможно было удержать Его» 64 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Если в Священном Писании говорится об Иисусе Христе как о Сыне Божием, то нам следует понимать это как указание на Его единосущное Божественное естество. На это указывает нам и апостол Иоанн в своем Первом Послании: «Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе, Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» ( 1Ин. 5, 20 ). «Им создано все, что на небесах и на земле» ( Кол. 1, 16 ). Сын Божий Иисус Христос равен по природе Богу и находится с Ним в особых, чем прочие, отношениях. «Ибо кому, когда из ангелов сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя». И еще: «Я буду Ему Отцом, и Он будет Мне Сыном»? Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: «И да поклоняются Ему вси ангели Божии» ( Евр. 1, 5 – 6 ). Сыном Божиим при Его непосредственном участии было создано все: видимое и невидимое – и Ему поклоняются все ангелы. И если Ему поклоняются все ангелы, разве не следует из этого, что Он иной по своей природе, нежели они? Возможно ли при наличии столь очевидных доводов усомниться в Божестве Иисуса Христа? О Божественном достоинстве Иисуса Христа напоминает нам и следующий стих: «Бога не видел никто и никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» ( Ин. 1, 18 ). Только Сын, существующий в недрах Отца, может во всем исповедовать, т.е. проникать в существо Бога. Никогда и никому из ангелов и людей Бог не давал такую власть. Сам о Себе Христос свидетельствует: «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» ( Ин. 3, 13 ). Да, все ангелы и люди по благодати сыны Божии, но только Одному вверено столь много, что превосходит имеющееся у всех прочих, так как сказано: «Никто не знает Сына, кроме Отца, и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф. И, 27). Возможно ли кому даже из ангелов сказать: «Я в Отце, и Отец во Мне» ( Ин. 14, 10 ). На все самые очевидные доказательства Божества Сына Божия сектанты пытаются отыскать те или иные возражения. Но есть в Писании такие слова, после которых даже они умолкают, лишь невнятно оправдываясь, будто такой цитаты в подлинном Новом Завете нет... Если спросить их, в каком древнем кодексе отсутствуют такие слова: «Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам» ( 1Тим. 3, 16 ), то вам вряд ли найдутся что-либо ответить. В лучшем случае вспомнят о каком-то древнем папирусе, в котором недостает главы из некоего послания апостола Павла. Но значит ли, что именно по нему одному и должно судить об интерполяции (позднейшей вставке) всех прочих? Что же касается православных, то для нас достаточно свидетельств, приведенных выше, а также и других мест Священного Писания. К тому же, согласно исследованиям, цитируемый нами стих из первого послания к Тимофею не является позднейшей вставкой.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sovremen...

Если в Священном Писании говорится об Иисусе Христе как о Сыне Божием, то нам следует понимать это как указание на его единосущное Божественное естество. На это указывает нам и апостол Иоанн в своем Первом Послании: «Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе, Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» ( 1Ин. 5:20 ). «Им создано все, что на небесах и на земле» ( Кол. 1:16 ). Сын Божий Иисус Христос равен по природе Богу и находится с Ним в особых, чем прочие, отношениях. «Ибо кому, когда из ангелов сказал Бог: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя». И еще: «Я буду Ему Отцом, и Он будет Мне Сыном»? Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: «И да поклоняются Ему все Ангелы Божии» ( Евр. 1:5–6 ). Сыном Божиим при Его непосредственном участии было создано все: видимое и невидимое – и Ему поклоняются все ангелы. И если Ему поклоняются все ангелы, разве не следует из этого, что Он иной по своей природе, нежели они? Возможно ли при наличии столь очевидных доводов усомниться в Божестве Иисуса Христа? О Божественном достоинстве Иисуса Христа напоминает нам и следующий стих: «Бога не видел никто и никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» ( Ин. 1:18 ). Только Сын, существующий в недрах Отца, может во всем исповедовать, т.е. проникать в существо Бога. Никогда и никому из ангелов и людей Бог не давал такую власть. Сам о Себе Христос свидетельствует: «Никто не восходил на небо, как только сошедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» ( Ин. 3:13 ). Да, все ангелы и люди по благодати – сыны Божии, но только Одному вверено столь много, что превосходит имеющееся у всех прочих, так как сказано: «Никто не знает Сына, кроме Отца, и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» ( Мф. 11:27 ). Возможно ли кому даже из ангелов сказать: «Я в Отце, и Отец во Мне» ( Ин. 14:10 ). На все самые очевидные доказательства Божества Сына Божия сектанты пытаются отыскать те или иные возражения. Но есть в Писании такие слова, после которых даже они умолкают, лишь невнятно оправдываясь, будто такой цитаты в подлинном Новом Завете нет… Если спросить их, в каком древнем кодексе отсутствуют такие слова: «Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам» ( 1Тим. 3:16 ), то вам вряд ли найдутся что-либо ответить. В лучшем случае вспомнят о каком-то древнем папирусе, в котором недостает главы из некоего послания апостола Павла. Но значит ли, что именно по нему одному и должно судить об интерполяции (позднейшей вставке) всех прочих? Что же касается православных, то для нас достаточно свидетельств, приведенных выше, а также и других мест Священного Писания. К тому же, согласно исследованиям, цитируемый нами стих из первого послания к Тимофею не является позднейшей вставкой.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/lozhnye-...

– «Живаго»: истинного Бога, в противоположность божествам языческим, ложным, мертвым, не истинным. Он один – источник жизни всех существ во времени и в вечности. Мф.16:17 . Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; «Симон, сын Ионин»: ср. Ин.1:42,21:16–17 . «Поскольку ты проповедал Отца Моего, то и Я именую родившего тебя, и как бы так говорит: как ты сын Ионин, так и Я сын Моего Отца. Иначе излишне было бы говорить: сын Ионин; но когда Петр назвал Его Сыном Божиим, тогда Иисус Христос, дабы показать, что Он также есть Сын Божий, как Петр – сын Ионин, т.е. одной сущности с родившим, присовокупил» и пр. (Злат., ср. Феофил.). – «Не плоть и кровь открыли тебе»: выражение – плоть и кровь – означает иногда человека, и притом со стороны его несовершенств, в противоположность совершеннейшему Богу ( Гал.1:16 ). Посему выражение это значит: не какой-либо человек открыл тебе это; исповедание твое заимствовано не от кого-либо из людей, но открыто Отцом небесным. «Конечно, если бы Петр исповедал Его сыном не в собственном смысле и не от самого Отца рожденным, то это не было бы делом откровения. Если бы он почел Его сыном, подобным многим, то его слова не заслуживали бы блаженства... За что же Петр называется блаженным? За то, что он исповедывал Его истинным Сыном. По сей-то причине Иисус Христос других не назвал блаженными, но, говоря с Петром, показал, Кто и открыл ему... дабы ты разумел, что Петр только произносил, а научал его Отец, и дабы ты верил, что слова сии не суть человеческое мнение, но божественное учение» (Злат.). Мф.16:18 . и Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; «Ты Петр»: Петр с греческого значит камень, скала, – то же, что сирохалдейское – Кифа. Господь дал имя это Симону еще ранее, при первой встрече с ним, только взглянув на него ( Ин.1:42 ), по божественному всеведению указав на твердость его характера и веры. Теперь Господь, по случаю исповедания Петрова, как бы свидетельствует, что он действительно оправдывает на себе имя, данное ему прежде, что он по твердости веры и характера действительно – Петр – камень, скала твердая.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

И сын погиб бы от голода и бедствий, если не предстал бы вдруг перед его душой образ благостного отца: «Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода! Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: Отче! я согрешил…»; да, я «недостоин называться сыном твоим»; я вел себя не как сын, но как плохой наемник, потребовав от тебя ту часть имения, которую я по своей духовной слепоте считал принадлежащей мне по праву; ты прими меня теперь в число наемников твоих, ибо я умираю от голода без твоей помощи. И сын возвращается. Его влечет к себе образ отца. Но отец, который – несмотря на свое отчее достоинство – сам идет ему навстречу, даже и не дает ему досказать свое прошение о принятии в число наемников. И перед сыном открывается теперь тайна любви отца – тайна Божия, которая неизмеримо превосходит все наши человеческие тайны – тайны наших человеческих падений и восстаний. Бог дает падшему, но возвратившемуся человеку даже гораздо больше, чем человек когда-нибудь раньше имел. Бог не прощает так, как мы, люди, прощаем. Блудный сын раскаявшийся принимается отцом не с полупрощением, не с причислением его, хотя бы для начала, в число наемников, но принимается как почетный гость и сразу получает особую власть в отчем доме: лучшую одежду, кольцо и обувь. Бог не только прикрывает человеческий грех, но дает человеку гораздо больше, чем он когда-либо ожидал, дает ему во Христе возможность стать «причастником Божеского естества» ( 2 Пет.1:4 ). «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги… станем есть и веселиться». Такой реакции на его покаяние со стороны отца младший сын – раскаявшийся грешник – не смел даже ожидать. А старший сын, считающий себя верным и праведным, такого откровения отчей любви совсем не понимает. И открывается, что старший сын, который не хочет вернувшегося признать и назвать своим братом, который внешне как будто все время пребывал с отцом, внутренне находится так же далеко от него, как и его брат, будучи на чужбине.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-vag...

Итак, обратимся к библейскому значению образа Сына Человеческого, а также Сына Божия. Взглядом библейских пророков узрим ожидаемого и таинственного Сына Человеческого. Понятие Сын Божий первоначально у семитов и, соответственно, в Библии имело сравнительно слабое значение и не означало единосущия с Богом. «Сын Божий» мог означать то усыновление Богом, или божеством у язычников, которое усвоялось царям. Так, о Соломоне говорится Ягве Саваофом: Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном ( 2Цар. 7:14 ), а о Давиде сказано: Он будет звать Меня: Ты Отец мой, Бог мой и твердыня спасения моего ( Пс. 88:27 ). О судьях в Израиле сказано даже и так: вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы ( Пс. 81:6 ). И когда Каиафа спрашивал Иисуса на суде: Ты ли Христос (Машиах, Мессия), Сын Божий? ( Мф. 26:63 ), то, конечно же, думал не о единосущии Отцу, а о царстве, ведь и обвинили Иисуса в том, что Он сделал себя царем Иудейским. Язычники, так те просто боготворили своих царей. «Сыном Божиим» назывался и богоизбранный Израиль, как народ. Так говорит Ягве (Бог Еврейский): Израиль сын Мой, первенец Мой ( Исх. 4:22 ). За то, что фараон не отпустил сына Ягве Бога, Первенца, он и его народ лишаются своих сыновей первенцев. И уже в пророческие времена Ягве говорит через Осию-пророка: Когда Израиль был юн, Я любил его, и из Египта вызвал сына Моего ( Ос. 11:1 ). Да и всем израильтянам говорится: Вы сыны Ягве, Бога вашего... ( Втор. 14:1 ). «Сынами Божьими» именовались и ангелы. Так, в книге Иова: И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Ягве... ( Иов 1:6 ). Или в псалмах: Ибо кто на небесах сравнится с Ягве? Кто между сынами Божиими уподобится Ягве? ( Пс. 88:7 ). Следует отметить, что иногда в Ветхом Завете образ царя, уподобленный сыну Божию, приобретает мессианские черты и даже таинственно предуказывает халкидонское Богосыновство. Например, в Пс. 2, 7 : Ягве сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя, или у Исаии: Ибо младенец родился нам; Сын дан нам... и нарекут имя Ему: ... Бог крепкий, Отец вечности... ( Ис. 9:6 ). Таким образом, остается некоторая расплывчатость и многозначность понятия «Сын Божий» в Танахе.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Лк.4:3 . И речé емý диáвол: áще Сын еси Бóжий, рцы кáменеви семý, да бýдет хлеб. (И сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом.) Аще (если) Сын еси Божий, т. е. Мессия, Котораго Сам Бог наименовал при крещении Сыном Своим. Слышав этот голос, свидетельствовавший, что Иисус Христос есть Сын Божий, а с другой стороны, видя Его алчущим, диавол не может убедиться вполне, чтобы Он был Сын Божий: как может алкать Сын Божий? и потому приступает к Нему со словами: Если Ты Сын Божий и пр. (Злат, и Афан. Вел.). Каменевы (камню) сему, у еванг. Матфея, камням сим, – вероятно, тем, которые находились на месте искушения. Сущность сего искушения такова, что, если Ты Мессия, то зачем же Тебе алкать – как бы так говорит искуситель Христу, – когда достаточно только Твоего одного слова для того, чтобы превратить камни в хлебы и затем насытиться ими? (Феоф.). Тут диавол имел намерение соблазнить Иисуса Христа нетерпеливостию, невоздержанием и нарушением поста – похотию плоти ( 1Ин.2:16 ). С другой стороны, искуситель склонял Господа для насыщения тела прибегнуть к средству чудодейственному – к претворению камней в хлебы, тогда как чудодейственные силы Бог употребляет только в особенных случаях и для особенных духовных целей (Пав. Кишин.). Лк.4:4 . И отвещá Иисýс к немý, глагóля: писано éсть, яко не о хлебе едином жив бýдет человек, но о всяком глагóле Бóжии. (Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим.) Спаситель говорит искусителю, что не нужно творить чудо превращения камней в хлебы, а что можно удовлетворять голод и другими предметами, по указанию или действию Божию, почему и указывает на изречение из книги Второзакония ( Втор.8:3 ), где говорится, что Бог , напр., питал манною народ Израильский в пустыне. Это – ближайший смысл изречения. Но в нем содержится указание и на духовную пищу, которою питается верующий человек, т. е. на Слово Божие, на божественные заповеди и повеления, исполнение коих составляет духовную пищу, более нужную для человека, чем пища телесная ( Ин.4:34 ). При этой духовной пище забывается и телесный голод (Мих.). Господь как бы так говорит искусителю: «зачем ты побуждаешь Меня прибегнуть для утоления Моего голода к чудодейственной силе, которою Я обладаю? Если бы для напитания Меня теперь нужно было чудо, то Сам Бог чудесно напитал бы Меня, как напитал Он некогда израильтян в пустыне манною. Зачем ты искушаешь Меня напоминанием о телесной пище и склоняешь нетерпеливо, чудесным образом утолить Мой голод, когда Слово Божие, беседа с Богом для Меня сладостнее всякой пищи, и так насыщает Меня, что заставляет забыть о пище телесной? Не забывают ли люди о пище, слушая приятную беседу, даже человеческую; не тем ли естественнее забыть о пище среди сладостной беседы с Богом»? (Пав. Кишин.)

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Мы будем вызывать свидетелей последовательно, держась хронологического порядка, т.е. начиная с тех, кто впервые, в дали веков, были оглашены Евангельскою проповедью, и кончая свидетелями наших дней. Сойдутся ли раскинутые на 2000 лет свидетельства их с самосвидетельством Иисуса Назарянина? Оправдают ли они сверхчеловеческие притязания Его быть Спасителем рода человеческого. «Сей есть Сын Божий;... се Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» ( Ин.1:29,34 ), – свидетельствует Иоанн Креститель. «Равви! Ты Сын Божий, ты Царь Израилев, – восклицает изумленный и восхищенный Нафанаил. – Израильтянин, в котором нет лукавства» ( Ин.1:47,49 ). «Истинно Ты Сын Божий» ( Мф.14:33 ), – исповедуют ученики, склоняясь перед Ним на озере Генисаретском. «Ты Христос, Сын Бога Живого», – твердо отвечает Ап. Петр на вопрос Иисуса, за кого они, Ученики, почитают Его. «Господи! К кому нам идти? – слышим мы от того же Петра. – Ты имеешь глаголы жизни вечной, и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живого» ( Ин.6:68,69 ). «Так, Господи! Я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир» ( Ин.11:27 ), – робко откликается Марфа на призыв Иисуса к вере. «Господь мой и Бог мой» ( Ин.20:28 ), – раздается радостный крик Фомы. «Никогда человек не говорил так, как этот человек» ( Ин.7:46 ), – отвечают служители фарисейские на вопрос своих господ, почему они не привели Иисуса. «Воистину Он был Сын Божий!» – с болью вырывается из груди сотника, стоявшего при кресте «Царя Иудейского». Не чудесны ли эти свидетельства, так согласно и твердо устанавливающие факт необычайности Существа, носящего образ человека? Этим людям – в тайниках их души – открывается великая, страшная и радостная истина, что так долго всеми Ожидаемый Посланник неба здесь, с ними, – что это точно Он, Избавитель, имеющий ключи ада и рая, Которому дана всякая власть на небе и на земле. Да и как не дивиться, как не устрашаться, как не радоваться, как, наконец, не верить Ему, когда на их глазах, по Его благой воле, слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют!

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Novosel...

Но Господь, устранив все эти препятствия, даровал мне и рождение сына и источники молока. Рассмотрим теперь последующие события. Когда окончилось время питания молоком, “ и увидела Сарра, - говорит Писание, - что сын Агари Египтянки, которого она родила Аврааму, насмехается и сказала Аврааму: выгони эту рабыню и сына ее, ибо не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком. И показалось это Аврааму весьма неприятным ради сына его ” (ст. 9-11). Посмотри здесь, возлюбленный, как Сарра опять не терпит вольностей Измаила, и не может равнодушно переносить, чтобы сын рабыни обращался так с Исааком. И как прежде, желая смирить высокомерие Агари, в сильном негодовании она заставила ее обратиться в бегство, так и теперь, желая в самом начале обуздать притязания Измаила, и не будучи в состоянии равнодушно терпеть, чтобы сын, рожденный по благодати и дарованный самим Богом, обращался вместе с сыном рабыни-египтянки, она говорит Аврааму: “ Выгони эту рабыню и сына ее, ибо не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком ”. Сарра видела, что и сама она находится в глубокой старости, и праотец уже достиг преклонных лет (так как оба уже прожили много лет), и опасалась, чтобы, в случае внезапной их смерти, Измаил, по праву рождения от семени праотца, не стал домогаться участия в наследии отца и равнять себя с Исааком, поэтому и стала говорит: “ Выгони эту рабыню и сына ее ”. Пусть, говорит, знает Агарь, что сын рабыни не будет иметь ничего общего с сыном моим Исааком; да и не прилично, чтобы сын рабыни обращался так близко с сыном госпожи. Впрочем, Сарра поступила в этом случае не несправедливо, а очень справедливо, и так справедливо, что и Сам Бог одобрил ее слова. А праотец, будучи любвеобилен и привязан к Измаилу, с неудовольствием принял слова Сарры. “ И , - говорит Писание, - показалось это Аврааму весьма неприятным ради сына его ”. Он не об Агари заботился, но имел сострадание к отроку, уже бывшему на возрасте. Заметь же здесь чрезвычайное снисхождение человеколюбца Бога. Он видел, что негодование Сарры на равночестие детей есть чувство обыкновенное, свойственное человеческой природе, но что и Авраам не может равнодушно перенести изгнания Измаила и рабыни (хотя он и не противоречил Сарре по великой своей кротости, однако это казалось ему жестоко, т.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1069...

Но почему же не пришел прежде отшествия Христова? А потому, что тогда проклятие не было еще уничтожено, грех не был еще истреблен, все еще были повинны наказанию; поэтому Он и не пришел. Надобно, говорит Христос, чтобы наперед вражда была уничтожена и вы примирились с Богом, и тогда уже получили тот дар. Но почему говорит: «пошлю Его»? Это значит: предуготовлю вас к принятию Его. Разве же возможно посылать Того, кто вездесущ? С другой стороны, Он этим показывает и различие ипостасей. Все же это говорит так по следующей причине: так как ученикам тяжело было разлучиться с Ним, то этим Он убеждает их и держаться Духа и чтить Его. Он мог, конечно, и сам делать тоже (что Дух); но предоставляет Ему творить чудеса. Чтобы они познали Его достоинство. Как Отец мог создать все существующее, и однако ж творит Сын, чтобы мы познали Его могущество, так точно и здесь. Для того Сын и воплотился, чтобы предоставить действие Духу и чрез то заградить уста тем, которые доказательство неизреченного человеколюбия обращают в повод к нечестию. В самом деле, они говорят, будто Сын потому воплотился, что Он ниже Отца; но мы ответим им: что же вы скажете о Духе? Ведь Он не принял плоти, и однако же вы не говорите на этом основании, что Он больше Сына или что Сын ниже Его. Потому-то и при крещении воспоминается Троица. Хотя и Отец все может сделать, и Сын, и Святой Дух, но так как об Отце никто не сомневается, сомнение же было о Сыне и Духе Святом, то и принята (Троица) в тайнодействии, чтобы, по общению в подаянии тех неизреченных благ, мы познали и общение в достоинстве. А что Сын и сам по Себе может то, что совершает с Отцом в крещении, равно как и Дух Святой, – послушай, как ясно об этом сказано. Так, (Христос) говорил иудеям: «чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи» ( Мк.2:10 ); и опять: «да будете сынами света» ( Ин.12:36 ); и: «Я даю им жизнь вечную» ( Ин.10:28 ); и потом еще: «чтобы имели жизнь, – говорит, – и имели с избытком» ( Ин.10:10 ). Посмотрим теперь, как тоже самое совершает и Дух.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010