29. «Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего.» (Пс. 36:4). Что лучше Стремиться взойти на вершину, а подняться только на перевал – лучше, чем вообще никуда не ходить. Желать переехать в столицу, а поселиться в ее пригороде – лучше, чем остаться в своей деревне. Побывать в интересной стране даже проездом – лучше, чем только услышать о ней. Понять хотя бы часть Истины – лучше, чем вообще не знать о ней. 30. «Я сказал в опрометчивости моей: всякий человек ложь. Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне?» (Пс. 115:2-3). Кто что види т Лесник видит лес, а лесоруб – деревья, Капитан видит море, а рыбак – рыбу, Прохожий видит поле, а крестьянин – землю, Странник видит небо, а моряк – тучи. 31. «Возвратись, душа моя, в покой твой, ибо Господь облагодетельствовал тебя» (Пс. 114:7). Начало беды Пока дом не заселен, – нет забот о ремонте, Пока поле не засеяно, – нет забот об урожае, Пока в пруду нет рыбы, – не видно и рыбаков, Пока в сердце нет дурных мыслей, – нет и беды. 32. «Тайна Господня – [открыта] боящимся Его, и завет Свой Он открывает им.» (Пс. 21:14). Постижение истины Когда человек только учится плавать, ему совершенно не понятно, как это делается. Но как только он поплывет, ему все становится ясно. Когда человек только слышит об Истине, ему совершенно не понятно, что это такое. Но как только он постигнет Истину, – ему все становится ясно. 33. «…Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.» (Мф. 7:14). Узкая Тропинка Горожанин приехал в деревню и вместе с деревенским жителем отправился в лес собирать ягоды. Незаметно увлекшись сбором ягод, они попали на болотистый участок. Деревенский житель обнаружил опасность и предупредил горожанина: «Теперь будь внимателен. Нужно держаться только той тропинки, по которой мы пришли сюда, потому что справа – болото, а слева – трясина». – «А какая разница между ними?» – спросил горожанин. «В общем – никакой, только в трясине быстрее пропадешь». 34. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.» (Мф. 6:33).

http://isihazm.ru/1/?id=104

2 . Черный конь обозначает голод, так как Господь говорит: и будет голод по местам 107 . Собственно эти слова простираются даже до антихриста, то есть до времен, когда будет великий голод и когда люди будут терпеть вред. Рыжий конь и тот кто сидел на нем держа меч – это будущие войны, как мы читаем в Евангелии: Тогда сказал им: восстанет народ на народ, и царство на царство; и будет большое землетрясение 108 . Это рыжий конь. 3 . Бледный же конь и на нем всадник, которому имя «смерть» 109 ; И эти бедствия – будущие смерти и болезни – среди прочих 110 предсказал Господь. Когда говорит: и ад следовал за ним 111 , имеет в виду пожирание многих нечестивых душ (devoratio animarum multarum impiarum). 4 . Он видел души убиенных под жертвенником 112 , то есть под землей. Ибо и небо, и земля называются жертвенником. Так и Закон, предуготовляя истину через образы, сделал два жертвенника – один золотой изнутри, другой бронзовый снаружи 113 . А мы знаем, что Господь наш, подавая нам свидетельство, назвал жертвенником небо, когда сказал: Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику – конечно, дары наши суть молитвы, которые мы должны творить, – и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой 114 , молитвы, конечно же восходят к небу, поэтому золотой жертвенник, который был внутри, обозначает небо. Ибо и священник, имея повеление Христово, один раз в году входил  в храм, к золотому жертвеннику. Этим он прообразовывал, что  это будет сотворено Духом Святым, то есть то, что [Христос] пострадал, и это случилось один раз. Так и под бронзовым жертвенником понимается земля, под которой находится преисподняя – край удаленный от мучений и огня, покой святых, в котором праведных нечестивые могут видеть и слышать, но одни к другим перейти не могут. Итак, говоря, что души убиенных ожидают отмщения крови, то есть своего тела, от обитающих на земле, хотел, чтобы мы узнали, что Он все видит. А поскольку и вечное  воздаяние святых и проклятие нечестивых совершатся в последнее время, то сказано им ожидать 115 . И ради утешения своего тела они получили белые одежды, то есть дар Духа Святаго. Глава VII

http://azbyka.ru/otechnik/Viktorin_Petav...

329 Иоанн Златоуст. Беседа, сказанная в старой церкви... 2–4 (PG 51, 373–375). Рус. пер. С. 385–387. 339 Комментарий Оригена на Послание к Галатам не сохранился, за исключением небольших фрагментов. Сравнение этих фрагментов с толкованиями Иеронима позволяет сделать вывод о близости обоих толкователей и о том, что Иероним многое заимствовал у Оригена . См.: Pollman Κ., Elliott М. W. Galatians in the Early Church. P. 48. 345 Первое послание к Коринфянам, как считается, было написано в 54 или 55 году. См.: Пономарев А. В. Коринфянам послания. С. 32. 348 См., в частности: Евсевий. Церковная история 2, 25, 8. С. 76–77 (со ссылкой на Дионисия Коринфского, жившего во II веке). 351 Там же 3, 30, 1. С. 107. О четырех дочерях Филиппа упоминается в Деян. 21:9 . Относительно семейного статуса Павла Климент делает выводы, противоположные тем, которые впоследствии утвердятся в церковной традиции: слова «или не имеем власти иметь спутницею сестру жену» он понимает в том смысле, что жена у Павла была, но он не брал ее в путешествия. Мнение о безбрачии Павла основывается главным образом на 1Кор. 7:1–9 («А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины... Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе. Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак...»). 353 Феодорит. Толкования на Послание к Римлянам 1 (PG 82, 56). Рус. пер. Библейские комментарии отцов Церкви. Новый Завет. Т. 6. С. 36–37. 355 Климент Римский . Первое послание к Коринфянам 5 (Die Apostolischen Väter. S. 35–36). Рус. пер. C. 114–115. В своем послании Климент демонстрирует знание богословского учения Павла. См.: Pervo R. I. The Making of Paul. P. 129. 358 См.: Никифоров М. В. и др. Ириней, еп. Лионский. С. 422. Указание на казнь в 202 году впервые встречается в XVI в. у Цезаря Барония (там же. С. 445). 374 Возможен также перевод «выдающемся вперед, торчащем». Очевидно, эта двусмысленность у Пруденция намеренная. Ср. ниже слова о «возвышенной смерти» (celsae mortis), которые можно понимать также как намек на способ совершения распятия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

(3, 1) В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря. После упомянутого прежде Августа, Тиверий стал кесарем римлян, то есть, самодержцем. Ведь если тогда кесарь был больше царя, то позднее достоинство звания кесаря снизилось. Обозначает же Евангелист время тогдашнего кесаря и тогдашних правителей по закону написания исторических сочинений. Ведь таков обычай у историков. (3, 1) Когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее. Подробно сказано о них во второй главе Евангелия от Матфея, где есть об Иосифе следующее: «Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти» 111 . (3, 2) При первосвященниках Анне и Каиафе. В действительности, в то время первосвященником был только Анна, ибо Каиафа стал первосвященником позднее, в год распятия Спасителя. Но Евангелист присоединяет и Каиафу, как сотоварища Анны. Ибо он был его зятем и имел с ним общее жилище, как мы сказали в шестьдесят пятой главе Евангелия от Матфея, где о Петре говорится, что он «войдя внутрь, сел со служителями» 112 . Ведь и Анна позднее действовал сообща с Каиафой в его первосвященническом служении. (3, 2–3) Был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне. И он проходил по всей окрестной стране Иорданской. Ищи в третьей главе Евангелия от Матфея следующее: «В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской» и прочти все толкование этого высказывания 113 . (3, 3) Проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. Об этом ясно сказано в предисловии к Евангелию от Марка, там, где находится следующее: «Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов» 114 . (3, 4) Как написано в книге слов пророка Исаии, который говорит: глас вопиющего в пустыне; приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. Именно эти пророческие слова истолкованы в третьей главе Евангелия от Матфея 115 , а последующее – это пророчество, учащее, что Христос выровняет неравенство этого мира, исправляя и выглаживая людские кривизны и неровности плугом евангельских заповедей. [А именно, слушай слова: «Всякий овраг» и т. д.] 116

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

—40— баки съели ее 110 . А кровь Ахава, что послушался совета ее, слизали там псы 111 . 6 . Но если Иезавель, не соблюдавшая Закон, отобрав, взяла из него [лишь] то, что способствовало ей в ее злодеянии, то вы, злодеи, сыны Изреелевы, как же вы смогли принять то письмо, в котором предписывался [вам] нечестивый пост, ибо предписано в нем лжесвидетельство и кровопролитие? Слышали ли вы когда-нибудь: Начните пост и пролейте кровь невинного? Почему же вы не отвергли то нечестивое письмо и лжесвидетельство? И таким образом ни Ахав, ни Иезавель не избежали справедливого суда за пролитую кровь невинного Навуфея. А также и сыны Изреелевы, которые послушались Иезавели, были справедливо осуждены. Ибо пророчествовал Осия, говоря: Еще немного пройдет, и Я взыщу кровь Изрееля с дома Ииуева 112 . И отомстил Ииуй за кровь Навуфея Иезавели и роду Ахава, а сынов Изреелевых он уничтожил в храме Ваала. И настигла их [месть] за кровь Навуфея 113 , как сказал Ииуй в день возмездия: Кровь Навуфея и кровь сыновей его видел Я вчера 114 . И совершилось возмездие за него, а пост, что соблюдали сыны Изреелевы, стал им в осуждение. 7 . Так же ниневитяне постились чистым постом, когда Иона возвестил им о разрушении. Ибо написано, что когда услышали они проповедь Ионы, то назначили продолжительный пост и усердное моление, [облачившись] во вретище и сидя на пепле. Они сняли свои нарядные одежды и надели вместо них вретища. И удержали детей от материнской груди, а овец и быков – от пастбища. Ибо так написано: Это слово дошло до царя Ниневии, и он встал с престола своего, и снял с себя царское облачение свое, и оделся во вретище, и сел на пепле. И повелел про- —41— возгласить и сказать в Ниневии, городе своем, от имени царя и вельмож его: Чтобы ни люди, ни скот ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили, и чтобы покрыты были вретищем люди и скот, и крепко вопияли к Богу, тогда, быть может, Он отвратит от нас пылающий гнев, и мы не погибнем 115 . И так написано: Увидел Бог дела их, что они обратились от злых путей своих, и отвратил от них гнев пылающий и не погубил их 116 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

421. Гл. 93. 422. Гл. 94. 423. Гл. 108. 424. Гл. 112. 425. Гл. 113. 426. Гл. 114. 427. Гл. 115. 428. Гл. 116. 429. Гл. 117. 430. Гл. 118. 431. Гл. 122. 432. Гл. 123. 433. Гл. 125. 434. Гл. 126. 435. Гл. 127. 436. Гл. 128. 437. Гл. 132. 438. Гл. 133. 439. Гл. 137. 440. Гл. 143. 441. Гл. 144. 442. Гл. 146. 443. Гл. 147. 444. Гл. 151. 445. Гл. 152. 446. Гл. 156. 447. Гл. 159. 448. Гл. 160. 449. Гл. 161. 450. Гл. 163. 451. Гл. 164. 452. Гл. 165. 453. Гл. 167. 454. Гл. 169. 455. Гл. 170. 456. Гл. 171. 457. Гл. 172. 458. Гл. 173. 459.  [а беззаконные будут извержены] и потомство нечестивых потребится (Пс. 36. 28). 460. Гл. 174; …все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы (2 Тим. 3. 12). 461. Гл. 175. 462. Гл. 176. 463. Гл. 179. 464. Гл. 181. 465.  Сын Человеческий… воздаст каждому по делам его (Мф. 16. 27). 466. Гл. 184; Да даст тебе [Господь] по сердцу твоему (Пс. 19. 5). 467. Гл. 185. 468. Гл. 187. 469. Гл. 186. 470. Гл. 188. 471. Гл. 189. 472. Гл. 198. 473. Гл. 199; …научает кротких путям Своим (Пс. 24. 9). 474. Гл. 190. 475. Гл. 192. 476.  …когда исполните все поведенное вам, говорите: мы рабы ни чего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать (Лк. 17.10). 477. «Слово о думающих оправдаться делами», гл. 2. 478.  …Христос умер за грехи наши, по Писанию (1 Кор. 15. 3). 479.  …добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многими тебя поставлю: войди в радость господина твоего (Мф. 25. 23). Гл. 4. 480. Гл. 6. 481. Гл. 8. 482. Гл. 9. 483. Гл. 10. 484. Гл. 29. 485. Гл. 30. 486. Гл. 31. 487. Гл. 33. 488. Гл. 34; Пс. 50. 17. 489. Гл. 35. 490. Гл. 36. 491. Гл. 38. 492. Гл. 40. 493. Гл. 42. 494. Гл. 44. 495. Гл. 47; Мф. 5. 44. 496. Гл. 48. 497. Гл. 49. 498. Гл. 50. 499. Гл. 56. 500. Гл. 57. 501. Гл. 58. 502. Гл. 65. 503.  …по всей земле суды Его (Пс. 104. 7). 504. Гл. 66. 505. Гл. 67. 506. Гл. 68. 1 507. Гл. 69. 508. Гл. 75. 509. Гл. 78. 510. Гл. 79. 511. Гл. 82. Врачевали мы Вавилон, но не исцелился (Иер. 51. 9). 512. Гл. 83. 513. Гл. 85. 514. Гл. 88.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

4 Сам послал вестника Своего, и взял меня от овец отца моего, и помазал меня елеем помазания Своего. 5 Братья мои красивы и велики, но не благоволил к ним Господь. 6 Я вышел навстречу иноплеменнику, и он заклял меня идолами своими. 7 Я же, извлекши у него меч, обезглавил его и снял позор с сынов Израиля. © Составление, оформление, В. И. Кишиневский, 2003 – 2007. Примечания По нумерации, традиционной для христиан; о различиях в нумерации псалмов см. далее. 2 Скудель – прах, тлен. 3 Студ – стыд. 4 Одно из имен Всевышнего, соответствует по смыслу в переводе на русский язык имени " Господь " . 5 Здесь и далее - нумерация по Теиллим. 6 Нумерация по Теиллим. В русской православной Библии этот псалом разбит на 114 и 115 псалмы. 7 Эдом – древняя страна, упоминаемая в Библии, враждовала с Иудеей. При разрушении Иерусалима жители Эдома ликовали. 8 ПРЕЛОЖЕНИЕ ПСАЛМА 143 – написано Ломоносовым в процессе своеобразного поэтического состязания с Сумароковым и Тредиаковским. Ломоносов и Сумароков считали ямб наиболее подходящим для важных материй размером. Тредиаковский же полагал, что «ни которая до сих стоп сама собою не имеет как благородства, так и нежности, но что все сие зависит токмо от изображений, которые стихотворец употребляет в свое сочинение». Прав оказался Тредиаковский, но безусловную художественную победу одержал Ломоносов. Его переложение псалома лаконичнее, торжественнее и, кроме того, гораздо ближе к современному русскому языку. 9 Нумерация по Теиллим. В русской православной Библии этот псалом разбит на 146 и 147 псалмы. 10 У Евреев этого псалма нет: он переведен с греческого. Поделиться ссылкой на выделенное Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

5 . И что, однако, еще к этому добавится? Дабы иметь, – говорит, – Ему во всем первенство, [Col. 114] ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное ( Кол.1:18–20 ). Разве Творец вселенной нуждается в первенстве во всем? Или в первенстве среди тех, которых Сам сотворил? Или как можем сказать о Слове, что в Нем, Который есть первенец из мертвых и в Котором обитала всякая полнота, Единородный Сын Божий и Слово Божие, до возникновения всех вещей имел в Себе невидимого Отца и изначала обитала в Нем вся полнота, что Он Сам – вся полнота? 6 . И что затем? Все, – говорит, – умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное ( Кол1:20 ). Открыл яснейшим образом, о чем говорил, когда назвал Его первенцем из мертвых. Ибо разве все было примирено и умиротворено кровью Слова или Духа? Разумеется, нет. Ведь с бесстрастной природой не может случиться никакого страдания, (313) и пролитая кровь не может принадлежать никому, кроме как человеку, и никто другой, кроме как человек, должен умереть, но, однако, Тот же самый Человек, о Котором говорится в следующих стихах как о мертвом, выше называется образом невидимого Бога. Итак, каким образом это может быть? Разумеется, что апостолы приняли все возможные меры предосторожности, чтобы не показать какого-либо разделения во Христе и чтобы не начал Сын Божий, единый с Сыном Человеческим, иметь два лица из-за неверных толкований, а также чтобы из-за извращенных и нечестивых мнений Тот, Кто в Себе един, у нас не сделался двойным. 7 . Итак, прекрасно и удивительно апостольская проповедь идет от Самого Единородного Сына Божия вплоть до соединения Сына Божия с Сыном Человеческим, так что слово учения следует самому порядку вещей. Итак, связав неразрывной связью и как бы соединяя неким мостом, чтобы ты без всякого разделения и промежутка находил в конце времен Того, о Ком читал в начале мира, и чтобы ты думал о Сыне Божием, не допуская совершенно какого-либо нечестивого расторжения или рассечения, что Он был одним во плоти, а другим – в Духе. Таким образом, учение апостола равно соединило Бога и человека через таинство Его телесного рождения, [Col. 115] чтобы тебе показать, что это Тот же Самый, воссоединивший в Себе всё на кресте, Которого он проповедовал как образ невидимого Бога до начала мира. Глава 8. Апостольское высказывание подкрепляется Божиим авторитетом

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

63 2 Тим 1:7. 64 1 Кор 12:11. 65 Ин 3:8. 66 Пс 102:4. В Синод.пер.: милостью и щедротами. 67 Пс 58(по LXX). В Синод.пер.: Бог милующий меня, предварит меня. 68 Пс 22(по LXX) В Синод.пер.: Благость и милость да сопровождают меня. 69 Рим 6:23. В Синод.пер.: Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем. 70 Ср.: Рим 1:17; Гал 3:11; Евр 10:38; Авв 2:4. 71 2 Кор 12:7. 72 Рим 6:23. 73 Рим 6:23. 74 Иак 1:17. 75 1 Кор 4:7. 76 Ин 1:16. 77 Ис 7(по LXX). В Синод.пер.: Если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены. 78 Ср.: Рим 9:21—22. 79 Ср.: Рим 5:12. 80 Рим 9:23. 81 Флп 3:15. 82 Рим 9:19. 83 Рим 9:20—21,23. 84 Ср.: Рим 1:17; Гал 3:11; Евр 10:38; Авв 2:4. 85 Рим 9:14. 86 Рим 11:33. 87 Пс 35:4. В Синод.пер.: Не хочет он вразумиться, чтобы делать добро. 88 Притч 29(по LXX). В Синод, пер.: Словами не научится раб, по­тому что, хотя он понимает их, но не слушается 89 Ср.: Лк 12:47—48. 90 Рим 1:18—20. В Синод.пер.: ...Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны. 91 Рим 1:21. 92 Рим 2:1. 93 Ин 15:22. 94 Рим 2:12. 95 Еккл 7:29. 96 Ср.: Рим 5:12. 97 Ср.: Рим 2:1. 98 Рим 3:20. 99 Рим 7:7. 100 Рим 7:22. 101 Рим 7:24—25 В Синод, пер.: Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. 102 Рим 9:19. 103 Притч 19:3. Ср. Синод, пер.: Глупость человека извращает путь его, а сердце его негодует на Господа. 104 Ср.: Рим 9:21—23. 105 Ср.: Пс 44:8; Евр 1:9. 106 Рим 7:25. 107 Ср.: Пс 102:3—4. 108 Рим 5:18. В Синод, пер.: Посему, как преступлением одного всем че­ловекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни 109 Ср.: Ин 3:5. 110 Тит 3:5. В Синод.пер.: баню возрождения. 111 Ср.: Деян 10:34. 112 Мф 10:30,29. 113 Рим 11:33. 114 Ср.: Лк 19:10; Мф 18:11. 115 Рим 9:10—12; Быт 25:21—23. 116 Рим 9:13; Мал 1:2—3. 117 Следует отметить, что именно такова обычная точка зрения греческих Отцов Церкви на это затруднение. Так, свт. Иоанн Златоуст в своем тол­ковании этого места из Послаиия к Римлянам говорит: «Почему один был любим, а другой ненавидим? Почему один служил, а другой принимал услуги? Разве потому, что один был порочен, а другой добр? Но ведь когда они еше не родились, один удостоился чести, а другой был осужден, так как еще до их рождения Бог сказал, что больший будет в порабоще­нии у меньшего. Итак, почему Бог сказал это? Потому что Он не ждет, как человек, окончания деяний, чтобы видеть, кто добр, а кто нет, но и преж­де деяний знает ( πρ τοτων οδε ) у кго порочен, а кто нет» (Homiliae in epistulam ad Pomanos, 16.5//PG Т. 60. Col. 555). — Прим ред.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2784...

750 Ст. 89–96. Двенадцатая строфа. На небе и на земле все подчинено Закону Божию (ст. 89–91); Псалмопевец согласует свою жизнь с волею Божией, и это избавляет его от гибели (ст. 92), дарует ему жизнь, надежду на спасение (ст. 93–94), обезвреживает козни противников (ст. 95). Ст. 89–91. Псалмопевец говорит о незыблемости Божественного порядка на небе, на земле и в видимом мире (ср.: Быт. 1 ). Ст. 89. ...слово Твое – имеется в виду слово, изъявление воли, которым Бог сотворил мир (ср.: «Трава засыхает, цвет увядает, а слово Бога нашего пребудет вечно» [ Ис. 40:8 ]). 753 Ст. 96. Ограниченным, имеющим свой предел вещам и явлениям мира сего противопоставлена беспредельная, неисчерпаемая, не имеющая преград воля Божия. 754 Ст. 97–104. Тринадцатая строфа. Повествование о том духовном богатстве и мудрости, которые дает человеку исполнение Закона Божиего. 755 Ст. 99–100. В этих стихах противопоставлены человеческий и Божественный источники мудрости -ср.: «Да не хвалится мудрый мудростью своею... Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня. Что Я – Господь, творящий милость, суд и правду на земле» ( Иер. 9:23–24 ). 757 Ст. 103. ...слова Твои – заповеди Божии. Человек, оживший для духовного чувства, испытывает неведомое ему дотоле наслаждение. 758 Ст. 105–112. Четырнадцатая строфа. Псалмопевец заверяет Бога в бесповоротной преданности Его заповедям. Ст. 105. Похожее сравнение со светильником находим в Притчах Соломона: «Заповедь есть светильник, и наставление – свет, и назидательные поучения – путь к жизни» ( Притч. 6:23 ); ...свет его на путях моих – Закон Божий освещает тропу, по которой я иду, мой ум получает способность видеть духовные вещи при свете веры. 759 Ст. 106. ..хранить суды правды Твоей – выполнять Твои заповеди, ведущие к познанию истины; человек, просвещенный светом веры в Божий Закон, полон непоколебимой готовности не отступать от него. 763 Ст. 113–120. Пятнадцатая строфа. Псалмопевец порвал все связи с людьми лукавыми и беззаконными (ст. 113, 115), воля его решительно на стороне Закона Божиего (ст. 113), Бог помогает ему и охраняет его на этом пути (ст. 114), надежда на помощь Божию укрепляет его (ст. 116–117), он видит, как унижены нарушители воли Божией (ст. 118), и стремится усвоить себе страх Божий, чтобы он был ему поддержкой при исполнении заповедей Божиих (ст. 120).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010