Священное Писание Благодатность Священного Писания Кто действительно вкусил видения Писаний, тот знает, что сила и простейшего изречения Писания, и наиболее премудрого одна и та же и направлена к тому, чтобы спасти человека, а не причастный этого видения часто соблазняется, не зная того, что обучение земной мудрости много помогает, если оно делается колесницею для премудрости свыше (сщмч. Петр Дамаскин , 75, 111). ...Намерение Божественного Писания состоит в том, чтобы (предложить) могущее спасти душу и открыть некоторым тайны Божественных Писаний и значение существующего, т. е. цель, для которой каждая вещь получила бытие, чтобы просвещать ум и возбуждать его к люблению Бога и познанию величия Его, неизреченной Его премудрости и промысла – от попечения Его о Своих творениях. Дабы от этого ведения человек боялся преступать заповеди Божии и познавал свою немощь и неразумие, и через то смиренномудрствовал, любил Бога и не презирал Его заповедей, как делают не имеющие деятельного познания (сщмч. Петр Дамаскин , 75, 124). Понуждай себя поучаться в псалмах – и это сохранит тебя от пленения... (страстей) (прп. авва Исаия , 89, 330). Источник. ...Книга... Псалмов объемлет в себе полезное из всех книг. Она пророчествует о будущем, приводит на память события, дает законы для жизни, предлагает правила для деятельности. Короче сказать, она есть общая сокровищница добрых учений и тщательно отыскивает, что каждому на пользу. Она врачует и застарелые раны души, и недавно уязвленному подает скорое исцеление, и неповрежденное поддерживает; вообще же, сколько можно, истребляет страсти, какие в жизни человеческой под разными видами господствуют над душами. И при этом производит она в человеке какое-то тихое услаждение и удовольствие, которое делает рассудок целомудренным (свт. Василий Великий , 5, 155–156). Источник. Псалом – тишина душ, раздаятель мира; он утишает мятежные и волнующиеся помыслы; он смягчает раздражительность души и уцеломудривает невоздержанность. Псалом – посредник дружбы, единение между далекими, примирение враждующих. Ибо кто может почитать еще врагом того, с кем возносит единый глас к Богу? Посему псалмопение доставляет нам одно из величайших благ – любовь, изобретая совокупное пение вместо узла к единению и сводя людей в один согласный лик. Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Воздержание К ним относится всеобъемлющее воздержание, т. е. удаление... от всех страстей, ибо есть другое частное воздержание в телесных деланиях. Но это последнее учит употреблению пищи и пития, а то удерживает всякий помысл и всякое движение членов, неугодное Богу, что и называется воздержанием страстей. Оно не терпит отнюдь помысла или слова, или движения руки или ноги, или другого какого-либо члена тела, кроме необходимого употребления их, т. е. для того, чтобы жить телу и спастись душе. Отсюда умножаются искушения демонов, которые видят ангела во плоти, по усердию и деланию доброго (сщмч. Петр Дамаскин , 75, 17). Кто, по благодати Божией, имеет великую веру видения и чистый божественный страх и желает чрез них приобрести воздержание и целомудрие, тот должен совершенно удерживать себя внутренне и внешне, и быть как бы мертвым по телу и по душе, в отношении этого мира и людей, говоря всегда своему помыслу: «Кто я такой? И что такое состав мой – если не мерзость? Первоначально – земля, впоследствии тление, а в середине всякий позор. И... что такое жизнь моя и сколько она продлится? Один час – и смерть! Для чего мне заботиться о том или о другом? Сейчас могу умереть. Жизнь и смерть во власти Христа, а я о чем забочусь и спорю по-пустому. Необходимо немного хлеба, а избыток для чего? Если имею необходимое, да прекратится всякое попечение; если же нет, то об одном этом, по несовершенству, может быть, моего ведения, позабочусь, хотя и есть Бог промышляющий». Итак, человек должен всячески заботиться о хранении чувств и помыслов, чтобы никак не утверждать и не делать ничего, что он считает неугодным Богу. И да приготовляет себя к терпению постигающего его от демонов или от людей – сладостного и горестного, чтобы не бояться ни того ни другого, и не прийти в неразумную радость и самомнение или в печаль и отчаяние, и не иметь отнюдь дерзновения в помыслах, пока не придет Господь, Которому слава во веки (сщмч. Петр Дамаскин , 75, 20–21). Не будь жаден и падок на пищу, чтоб не возобновились в тебе прежние грехи твои (прп. Антоний Великий , 89, 97). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Вера От веры рождается воздержание, простота, от простоты невинность, от невинности скромность, от скромности знание, от знания любовь (св. Ерм , 94, 73). Источник. ...Вера есть свыше от Бога и имеет великую силу (св. Ерм , 94, 192). ...Желающий приобрести веру, которая есть основание всего благого, дверь тайн Божиих и беструдная победа над врагами, нужнейшая всякой добродетели, крыло молитвы и вселение Божие в душе, должен потерпеть всякий искус, каким будет искушаем от врагов и многих и различных помыслов, которых никто не может понять, ни сказать о них что-либо, ни изобрести их, как только изобретатель зла диавол. Но пусть таковой не боится, ибо если он победит постигающие его искушения, со многим усилием, и удержит ум свой, не допуская его послаблять помыслам, рождающимся в сердце его, то он разом победит все страсти; ибо не он будет победивший, но пришедший в него верою Христос. О таковых сказал Господь: аще имате веру яко зерно горушно и прочее ( Мф. 17, 20 ). Но если помысл, изнемогши, и уступит немного, пусть не страшится и не отчаивается, и не приписывает своей душе говоримое злоначальником, но с терпением, по силе своей, старательно да совершает делание добродетелей и соблюдение заповедей в безмолвии и упразднении по Богу от всего произвольно помышляемого, чтобы враг, исполнив всякие ухищрения и мечтания днем и ночью, и, найдя, что он вовсе не заботится о представляемых ему играх и образах, со всеми мыслями, которыми он его устрашал, выставляя за истину игралища, полные лжи, соскучит и отойдет. А делатель заповедей Христовых, познав на опыте немощь врага, не ужасается более никакого его ухищрения; но с радостью все, чего хочет и желает по Богу, делает беспрепятственно, укрепляемый и вспомоществуемый чрез веру, Богом, в Которого уверовал, как Сам Господь говорит: вся возможна верующему ( Мк. 9, 23 ), Ибо не он ведет брань с врагом, но Бог, промышляющий о нем ради веры (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 153 – 154). Если бы и я имел веру, как , достиг бы и я страха, чрез который получил бы, по слову Пророка, благочестие и ведение, от которого рождаются: крепость, совет, разум и премудрость Духа (ср.: Ис. 11, 2 )... (сщмч. Петр Дамаскин , 75, 114).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

1212 Иустин Философ, св. Апология. 1, 65//Иустин Философ, св. Творения. С. 97. 1213 Яннарас X. Вера Церкви. С. 197. 1214 Игнатий Богоносец, сщмч. Послание к Траллийцам. Гл. 2—3//Писания мужей апостольских. С. 286 324. 1215 См.: Иоанн Дамаскин, преп. ТИПВ. С. 309. Кн. 4. Гл. 15. 1216 Он же. Диалектика, или философские главы. С. 106—107. Гл. 66. 1217 См.: Мученичество св. Поликарпа, епископа Смирнского. 18//Писания мужей апостольских. С. 389. 1218 См.: Помазанский М., протопр. Православное догматическое богословие. С. 215. 1219 Иоанн Дамаскин, преп. ТИПВ. С. 310. Кн. 4. Гл. 15. 1220 См.: Козаржевский А.Ч. Источниковедческие проблемы раннехристианской литературы. М., 1985. С. 130—133. 1221 Например, см.: Шенборн К. Икона Христа. Богословские основы. Милан; Москва, 1999. С. 162—163. 1222 Там же. С. 207. 1223 См.: Theodori Studitae. Antirrheticus adversus Iconomachos. III//PG. Т. 99. Col. 405AB. 1224 Ibid. 401A. 1225 Иоанн Дамаскин, преп. ТИПВ. С. 311. Кн. 4. Гл. 16. 1226 См.: Theodori Studitae. Antirrheticus adversus Iconomachos. III//PG. T. 99. Col. 396D-397A. 1227 См.: Мейендорф И., протопр. Иисус Христос в восточном православном богословии. С. 208. 1228 Деяния Вселенских соборов. Т. 4. С. 590—591. 1229 Пространный катихизис. С. 59. 1230 Православное исповедание. С. 75. Ч. 1. Ответ на вопр. 99. 1231 См.: Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие. Т. II. С. 388. 1232 Например, см.: Иларион (Алфеев), иером. Таинство веры. С. 144. 1233 См.: Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие. Т. II. С. 387, 389. 1234 См.: Иоанн Златоуст, свят. Беседы на Евангелие от Матфея. 82, 4//Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста. Т. 7. Кн. 2. С. 826. 1235 См.: Православное исповедание. С. 75. Ч. 1. Ответ на вопр. 100. 1236 Например, если преподаватель духовной школы в священном сане на уроке показывает учащимся, как надо совершать таинство, то таинство не может быть признано действительно совершенным даже в том случае, если все формальные требования к его совершению соблюдены в точности, поскольку в данном случае отсутствует намерение совершить таинство со стороны священнослужителя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4139...

В монг. отделе изучались аналогичные дисциплины в отношении ламайства, монг. языка с бурят. наречием, а также калм. язык. Первоначально курсы размещались в здании академии, где и проживали курсисты. Однако результаты деятельности курсов были признаны малоэффективными из-за небольшого практического применения полученных курсистами знаний. 23 июня 1896 г. Синод одобрил новый устав курсов, к-рый был введен в действие с нач. 1898/99 уч. г. Курсы превращались в самостоятельное учебное заведение, целью к-рого было «доставлять научно-практическую подготовку для деятелей против магометанства и язычества» (Устав, штаты и положение о правах. 1907. С. 3). Курсы были размещены в казанском Преображенском монастыре, наместник к-рого стал наблюдателем (директором) курсов. Ректор КазДА стал председателем педагогического совета курсов, академия осуществляла педагогический надзор. Помимо татарского и монг. отд-ний с 1903 г. было открыто чувашское. Значительное количество слушателей являлись т. н. инородцами. Обучение было ориентировано на систему Ильминского. Но больше половины слушателей были русскими, и лишь немногие из них до поступления на курсы в той или иной мере владели «инородческими языками». Изучение кадрового состава духовенства показывает, что мн. выпускники стали священниками в обычных рус. приходах. Казанские миссионерские курсы долгое время были единственным учебным заведением, позволявшим тем, кто не принадлежали к духовному сословию, за сравнительно короткое время получить духовное образование и право стать священниками. В 1906 г. открылись Московские миссионерские курсы, др. подобных учебных заведений в России не было. Больше половины занимавшихся на курсах окончили учительские ин-ты и семинарии. За 1889-1914 гг. курсы выпустили 481 чел., из них 288 окончили татар. отд-ние, 118 - монгольское и 75 чел.- чувашское. Почти все стали священниками в епархиях Поволжья, Урала, Сибири или преподавателями народных школ. Вместе с Казанской учительской (инородческой) семинарией курсы заложили основы формирования инородческой интеллигенции. Наблюдателями курсов были: в 1898-1899 гг.- архим. Палладий (Добронравов) , в 1899-1907 гг.- Андрей (Ухтомский) , чья роль в становлении курсов и открытии в Казанской епархии новых миссионерских монастырей была особенно значительна, в 1907-1911 гг.- Варсонофий (Лебедев), в 1911-1912 гг.- сщмч. Гурий (Степанов), 1912-1917 гг.- сщмч. Иоасаф (Удалов). Среди выпускников курсов - сщмч. еп. Герман (Коккель) , Дамаскин (Цедрик) , прот. Александр Миропольский, а также еп. Никон (Дегтяренко) , архиеп. Аполлинарий (Кошевой) (РПЦЗ), кряшенский драматург и общественный деятель свящ. Давид Григорьевич Григорьев и др. Женские богословские курсы

http://pravenc.ru/text/1319800.html

Самоукорение Ничто не производит так скоро болезнования души, как мысль о смерти, и – невидимого преуспеяния, как самоукорение и отсечение своих хотений... (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 150). Источник. ...Самоукорение есть невидимое преуспеяние, потому что человек хорошо совершает путь свой и не замечает этого... (сщмч. Петр Дамаскин , 75, 67). ...Кто сам себя укоряет, того оправдывает и прославляет Бог (прп. Антоний Великий , 89, 136). Не будем ждать обличителя, но ранее займем его место и, таким образом, своею откровенностью сделаем Судию более милостивым (свт. Иоанн Златоуст , 44, 32). Источник. ...Самоукорение... умеет избавлять душу от самоугодия, тщеславия и гордости (прп. Исихий Иерусалимский , 90, 197). Источник. Главная причина всякого смущения, если мы основательно исследуем, есть та, что мы не укоряем самих себя. Оттого проистекает всякое расстройство, оттого мы никогда не находим покоя. И нечего удивляться, когда слышим от всех святых, что нет другого пути, кроме этого. Мы видим, что никто, минуя этот путь, не обрел покоя; а мы надеемся получить спокойствие или полагаем, что идем правым путем, никогда не желая укорять самих себя. Поистине если человек совершит и тьмы добродетелей, но не будет держаться этого пути, то он никогда не перестанет оскорбляться и оскорблять других, теряя через то все труды свои. Напротив, какую радость, какое спокойствие имеет тот, кто укоряет самого себя! Куда бы ни пошел укоряющий себя, как сказал авва Пимен, какой бы ни приключился ему вред, или бесчестие, или иная какая-либо скорбь, он уже предварительно считает себя достойным всякой скорби и никогда не смущается. Есть ли что беспечальнее такого состояния? (прп. авва Дорофей , 29, 90–91). Источник. Если мы во всем, что с нами ни случается, считаем виновными самих себя, а не других, то это приносит нам много добра и доставляет великое спокойствие и преуспеяние. И тем более (должны мы это делать), что ничего не бывает с нами без промысла Божия (прп. авва Дорофей , 29, 92). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

не смог выполнить норму. В янв. 1938 г. состояние здоровья владыки ухудшилось настолько, что он был помещен в кылтовскую лагерную больницу, где вскоре скончался. Перед смертью от А. потребовали, чтобы он отдал Евангелие и нательный крест, к-рые были с ним в тюрьме и в концлагере,- священномученик отказался. Евангелие вырвали из его рук силой, но крест он не отдал и умер, защищая слабеющими руками грудь. 13 декабря 1997 г. Определением Синода УПЦ А. причислен к лику местночтимых святых. На Архиерейском Соборе РПЦ 2000 г . внесен в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской для общецерковного почитания. Арх.: ГАРФ. Ф. 6343. Оп. 1. Д. 263. л. 75. 118; Архив СБ Украины по Одесской обл. Арх. 17501-П; Архив ИЦ МВД Архангельской обл. Арх. 269-П-38; Архив УФСБ Республики Татарстан. Д. 2-10837. Соч.: Письма с Востока//ТКДА. 1906. Февр. С. 317; Проф. А. С. Лебедев//Там же. 1910. Март. С. 441; Памяти проф. В. В. Болотова//Там же. 1910. Апр. С. 557; Проф. К. Д. Попов: (Некролог)//Там же. 1911. Июль-авг. С. 541; Исторический очерк сирийского монашества до половины VI века. К., 1911; Св. Флавиан, архиеп. Константинопольский, исповедник. К., 1912; Дельфийская надпись и ее значение для хронологии ап. Павла//ТКДА. 1913. Янв. С. 49-58; Знаменитый документ//ПС. 1913. Сент. С. 1-7. Лит.: Польский. Ч. 1. С. 153-156; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Ч. 1. С. 222-226; Сосуд избранный: История российских духовных школ. СПб., 1994. С. 259-260, 330-332; Житие сщмч. Анатолия Одесского. Од., 1997; Шкаровский М. В. Иосифлянство: Течение в РПЦ. СПб., 1999; Дамаскин. Кн. 4. С. 5-27; Доненко Н. , прот. Наследники царства. Симферополь, 2000. Т. 1. С. 6-72. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: ВЛАДИМИР (Богоявленский Василий Никифорович, 1848-1918), митр., сщмч. (пам. 25 янв., 14 июня, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Радонежских святых, в Соборе Самарских святых и в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах (прп.

http://pravenc.ru/text/114964.html

Мирность сердца Нет ничего лучше мира, ибо им уничтожается всякая брань небесных и земных духов (сщмч. Игнатий Богоносец , 94, 275). Душа имеет мир с Богом, когда имеет мир в себе самой и бывает вся – такою, как угодно Богу, а таковою бывает она, когда имеет мир со всеми людьми, хотя бы и тяжкое переносила от них; но, по незлобию, вовсе не смущается, а все терпит, всем желает добра, всех любит ради Бога и ради естества. О неверных, как погибающих, плачет, как делал Господь и Апостолы, о верных же молится и соболезнует им (см.: Лк. 23, 34 ; Деян. 7, 60 ), и так получает мир помыслов и мысленно пребывает при Боге видением и чистою молитвою (сщмч. Петр Дамаскин , 75, 97). Имей мир со всеми, чтобы молитва твоя была благоугодна Богу (прп. авва Исаия , 59, 95). ...Где нет мира с ближним, там нет Бога (прп. авва Исаия , 59, 180). Кто господствует над своими чувствами, тот пребывает в мире (прп. авва Исаия , 89, 388). ...Мир, как благоустройство владычественного в человеке, кажется мне, есть совершеннейшее из благословений, почему одним из признаков мирного мужа полагается умирение нрава; боримый же страстями не причастен мира Божия, какой даровал Господь ученикам Своим... (свт. Василий Великий , 5, 213–214). Источник. Кто любит мир, вкусит соты его; и кто умножает его, исполнится меда (авва Евагрий, 89, 613). Пусть мы вполне пользуемся внешним миром и услужливостью (ближних), но если внутри нас, от возмущения помыслов, возникает шум и буря, то нет никакой пользы от внешнего спокойствия... (свт. Иоанн Златоуст , 47, 363). Постараемся всегда быть чуждыми возмущения душевного и сохранять ум в мире, особенно же во время молитвы, когда имеем нужду в особенном человеколюбии от Бога (свт. Иоанн Златоуст , 47, 544). Когда душа свободна от всякой вражды и ум наслаждается спокойствием, тогда она с великой бодростью призывает Владыку и привлекает себе свыше великую помощь... (свт. Иоанн Златоуст , 47, 564). Кто живет в ... расположении духа, тот всегда находится в пристани, свободный от земных волнений, не боится ни бури, ни кораблекрушения, но... проводит настоящую жизнь вне всякого волнения, и, мало того, он еще приготовляет себе наслаждение бесконечными и неизреченными благами... (свт. Иоанн Златоуст , 47, 575).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Литература: 1 . Амвросий Медиоланский , свт. Изъяснение 118 псалма//Цветник духовный. Мысли и изречения святых и великих людей. М.: Дар, 2011. С. 157. 2 . Афониада – школа на Святой Горе. URL: обращения 08. 01. 2018). 3 . Баришанская M. M. Монастырские школы//Российская педагогическая энциклопедия/Под ред. В. Г. Панова. В 2-х т. М: Большая Российская Энциклопедия, 1993–1999. Т. 2. С. 588. 4 . Варнава (Беляев) , еп. Дар ученичества. М.: Руссико, 1993. 5 . Василий Великий , свт. Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах//Он же. Творения. В 2-х т. М.: Сибирская благозвонница, 2009. Т. 2. С. 149–223. 6 . Василий Кинешемский , сщмч. Беседы на Евангелие от Марка. М.: Духовное преображение, 2016. 7 . Вишняков С., свящ. О благотворном влиянии древняго православного монашества на общество//Душеполезное чтение. Ч. 1–2. Июнь 1860. С. 138–166; Июль. 1860. Ч. 2. С. 245–284. 8 . Владимир Киевский и Галицкий, сщмч. О необходимости, сущности и начале воспитания//Православное воспитание. Афоризмы и поучения/Сост. А. М. Яций. М.: Паломник, 2007. С. 46–52. 9 . Восторгов И. , прот. Подвижничество и монашество//О монашестве. В 2-х т. Ровно: Мелиса, 2006. Т. 1. С. 405–418, здесь: с. 411. 10 . Восторгов И. , прот. Поучение о том, что такое монастырь для монахов и мирян//Там же. С. 440–455. 11 . В святогорском училище «Афониада» торжественно отметили начало учебного года. URL: http://afonit.info/novosti/novosti-afona/afoniada (дата обращения 08. 01. 2018). 12 . Во всей красе блистающего солнца. Преподобный Амвросий Оптинский о христианском воспитании детей. М.: Издательство сестричества во имя свт. Игнатия (Брянчанинова) , 2007. 13 . Габидзашвили Э., Крашенинникова Н. Н. Георгий Святогорец (1009–1065)//Православная энциклопедия. М.: Православная энциклопедия, 2006. Т. 11. С. 75–78. 14 . Дамаскин (Христенсен), иером. Не от мира сего. Жизнь и учение иеромонаха Серафима (Роуза) Платинского. Пер. с англ. И. Багров и др. 5-е изд., испр. и доп. М. и др.: Российское Отделение Валаамского общества Америки, 2001.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

О Троице .– URL: 2.  Григорий Богослов , свт. Слово 45, на святую Пасху//Творения иже во святых Отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского. – СПб.: Изд. П. П. Сойкина, 1912. – С. 661–680. 3.  Григорий Палама, свт . Ко всечестной во инокинях Ксении, о страстях и добродетелях и о плодах умного делания. – URL: 4.  Иоанн Златоуст, свт . Беседы на Книгу бытия. Беседа XVI, 5//Он же. Творения. В 12 т. – СПб., 1898. – Т. 4, Кн. 1 и 2. – С. 1–725. 5.  Иоанн Златоуст, Свт . Восемь слов на книгу Бытия//Там же. Т. 4, Кн. 2. – С. 726–775. 6.  Ириней Лионский, сщмч . Против ересей. – URL: 7. Святой Макарий Великий. Наставления святого Макария Великаго о христианской жизни, выбранные из его бесед//Добротолюбие. Т. 1. – URL: http://www.hesychasm.ru/library/dobro/index.htm 8.  Симеон Новый Богослов, преп . Сто глав практических и богословских//Преподобного Отца нашего Симеона Нового Богослова Главы богословские, умозрительные и практические. – М.: Зачатьевский монастырь, 1998. – С. 15–66. 9.  Преподобный Петр Дамаскин. Творения. – М.: Правило веры, 2009. – 416 с. 10.  Феофилакт Болгарский, блаж. Толкование на Евангелие от Луки. Гл. 20//Феофилакт Болгарский. Толкования на Евангелия от Луки и от Иоанна. – М.: Сибирская благозвонница, 2010. – С. 5–166.   Литература 1.  Игнатий Брянчанинов, свт . Слово о человеке .– URL: 2.  Иустин (Попович), преп . О первородном грехе//Он же. Православная философия истины. – Пермь: ПО «Панангия», 2003. – С. 118–191. 3.  Пушков Феогност, иером . Древо Познания добра и зла: попытка дифференциации теологем//Богословские размышления. 2005. – С. 75–90. 4.  Соловьёв Александр, прот . Старчество. – Семипалатинск, 1900. – 160 с. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Книгу бытия. Беседа XVI, 5//Он же. Творения. В 12 т. СПб., 1898. Т. 4, Кн. 1. С. 134–135. Согласно Платоновской теории идей, последние не только вечны и неизменны, но и обладают независимым от кого-либо и чего-либо существованием. Преп. Иустин Попович пишет: «Падением нарушен и отвергнут Богочеловеческий порядок жизни, а принят дьяволочеловеческий, ибо своевольным преступлением заповеди Божией первые люди объявили о том, что они желают достигнуть Божественного совершенства, стать “как боги” не с помощью Бога, а с помощью дьявола, а это значит – минуя Бога, без Бога, против Бога». ( Иустин (Попович), преп. О первородном грехе//Он же. Православная философия истины. – Пермь: ПО «Панангия», 2003. – С. 151). «Человек, вместо того, чтобы принимать познание свыше в чистом гнозисе, сам становится для самого себя критерием и мерилом того, что есть добро, и что есть зло» ( Иеромонах Феогност (Пушков). Древо Познания добра и зла: Попытка дифференциации теологем//Богословские размышления. 2005. С. 85). Ириней Лионский, сщмч . Против ересей, V, 27, 2 . – URL: См.: Игнатий Брянчанинов, свт. Слово о человеке, Гл. 11: Падение первозданных .– URL:

http://bogoslov.ru/article/4712893

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010