Милосердие ...Кто подает меньшим братьям, тот приносит дар Богу, – духовно приносит Богу в жертву благовонное курение (сщмч. Киприан Карфагенский , 64, 224). Источник. ...Кто не будет милосерд сам, тот не может заслужить милосердия Божия, и кто не будет благосклонен к молению бедного, тот молитвами своими ничего не испросит у Бога (сщмч. Киприан Карфагенский , 64, 271). Источник. ...Люди немилосердные посекаются и в огнь ввергаются, а милосердные призываются в Небесное Царство (см.: Мф. 3, 10; 5,7 ) (сщмч. Киприан Карфагенский , 64, 274–275). Источник. ...Милосердные и благотворители не могут обеднеть, а скорее впадут в бедность скупые и немилосердные (сщмч. Киприан Карфагенский , 64, 275). Источник. ...Имущество благодетеля умножается возмездием со стороны Бога в то самое время, когда за наши милостыни и благодеяния возносится, в молитве бедных, благодарность Богу (сщмч. Киприан Карфагенский , 64, 275). Источник. ...Кто, по милосердию, готов помогать бедным, тот в воздаяние получает сокровище небесное (сщмч. Киприан Карфагенский , 64, 322). Милостив тот, кто милует ближнего тем, что сам получил от Бога: или деньгами, или пищею, или силою, или полезным словом, или молитвою, если имеет возможность помиловать просящего у него, считая себя самого должником, ибо он получил более того, что от него требуется. И (помышляя), что он удостоился, подобно Богу, быть названным милостивым, и это – от Христа, и в нынешнем веке и в будущем, пред всею тварью; и что чрез брата Бог у него просит и делается ему должником. Бедный может быть жив и без того, чего у него просит, но он без того, чтобы быть милостивым, по возможности, не может быть жив или спастись: ибо если не хочет умилосердиться над подобным себе по природе, то как просит Бога, чтобы Он умилосердился над ним? Размышляя о сем и многом ином, удостоившийся заповедей отдает не только то, что имеет, но и душу свою за ближнего, ибо в этом и состоит совершенная милостыня, как и Христос претерпел смерть ради нас, всем показав образ и пример, чтобы и мы умирали друг за друга, и не только за друзей, но и за врагов, во время надобности (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 41–42).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Грех ...Думаешь ли ты, что тотчас отпускаются грехи кающимся? Нет, но кающийся должен помучить свою душу, смириться во всяком деле своем и перенести многие и различные скорби; и когда перенесет все, что ему назначено, тогда, конечно, Тот, Который все сотворил и утвердил, подвигнется к нему Своею милостью и даст ему спасительное врачевство, и то уже тогда, когда увидит, что сердце кающегося чисто от всякого злого дела (св. Ерм , 93, 215). Источник. ...Любящие болезнь и закосневающие в ней, по справедливости бывают сами себе виновны вечного мучения: уподобившись демонам, они праведно будут с ними терпеть и вечные мучения, уготованные им (демонам), потому что сами пожелали быть с ними и сделались неблагодарными своему Благодетелю (сщмч. Петр Дамаскин , 73,8). ...Человек есть не иное что, как только малое и скоро исчезающее зловоние и худший всей твари . Никакая иная тварь, ни бездушная, ни одушевленная, никогда не извращала определения Божия, но (только) человеческое естество, много облагодетельствованное и всегда много прогневляющее Бога (сщмч. Петр Дамаскин , 73, 40). ...Согрешающий нераскаянно, но не отчаивающийся, по необходимости считает себя ниже всей твари и не осмеливается осудить или укорить какого-либо человека. Но более удивляется человеколюбию Божию, бывает благоразумным в отношении к Благодетелю и может иметь много иного добра. Хотя он и послушал диавола, при согрешении, но опять, по страху Божию, ослушивается врага, побуждающего его к отчаянию, и потому он – часть Божия, имея благоразумие, благодарение, терпение, страх Божий, неосуждение других, чтобы и самому не быть осужденным... (сщмч. Петр Дамаскин , 73, 147). Ничто не содействует так прощению грехов, как незлобие... (сщмч. Петр Дамаскин , 73, 179). ...Грех близок и весьма праведным, а покаяние не всем удобно, по близости смерти и прежде нее – отчаяния. Итак, хорошо не падать, или падать и восставать; если же случится пасть, хорошо не отчаиваться, и не отчуждать себя от человеколюбия Владыки. Ибо Хотящий (всем спастись) может оказать милость нашей немощи, только не будем удаляться от Него, не будем отягощаться понуждением к исполнению Его заповедей, и, не в силах будучи достигнуть (высоты) их, не предадимся изнеможению, но познаем, что пред Господом един день яко тысяща лет и тысяща лет яко день един (ср.: 2Пет. 3, 8 ). Не будем слишком ретивы, не будем и ослабевать, но всегда полагать начало. Пал ли ты, восстань. И опять пал, восстань; только не оставляй Врача, чтобы чрез отчаяние не подпасть осуждению худшему – самоубийцы. Но пребывай при Нем, и Он окажет тебе милость или обращением, или искушениями, или другими действиями Промысла, без твоего ведома (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 43–44).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Посему-то Господь, как все предведущий, как Премудрость Отчая, предупреждал коварства диавола, повелевает людям прежде времени отсекать поводы ко греху, чтобы, считая малое легко простительным, мы не впали бедственно в страшные и великие согрешения... (сщмч. Петр Дамаскин , 73, 135–136). ...Когда демоны влагают гордый помысл, чтобы увлечь его в возношение, тогда он должен приводить себе на память прежде говоренное ими скверное и – низлагать (гордый помысл) и приходить к смирению. И опять, когда влагают что-либо скверное, (подвизающийся) вспоминает тот гордый помысл и низлагает это: и так содействием благодати делает, что они низлагают друг друга воспоминанием, чтобы никогда не прийти в отчаяние от скверного, ни в безумие от самомнения. Но когда враги возвышают ум его, прибегает к смирению, а когда смиряют его, возносится к Богу надеждою; чтобы никогда не пасть, сделавшись дерзновенным, и опять, убоявшись, не отчаяться до последнего издыхания (сщмч. Петр Дамаскин , 73, 171). ...Демоны хотят, но отнюдь не могут повредить кому-либо, если только человек сам не подаст повода к тому, чтобы Бог его оставил за злые дела; и это делает преблагий Бог для научения его и спасения; если и сам человек хочет терпением с благодарением исправить свои худые дела; если же не так, то к пользе другого, ибо Всеблагий Бог желает всем спастись (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 8). ...Диавол имеет обычай возлагать на душу то, к чему находит ее готовою: или радость и самомнение, или печаль и отчаяние, или чрезмерные труды, или совершенную леность, или безвременно, и сверх надобности, дела и мысли, или помрачение и безрассудную ненависть ко всему существующему. И просто: какое находит в каждой душе вещество, то и возлагает на нее, чтобы оно не сделалось ей полезным (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 44). ...Демоны не в таком созданы состоянии, из-за которого называются демонами. Ибо Бог не сотворил ничего злого. Добрыми созданы и они, но, ниспадши от небесного мудрования и вращаясь уже около земли, еллинов прельстили привидениями, нам же христианам завидуя, все приводят в движение, в желании воспрепятствовать нашему восхождению на небеса, чтоб не взошли мы туда, откуда они ниспали.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Совершенство От страха (приходит подвизающийся) в благочестие, от благочестия – в ведение, от ведения – в совет, т. е. рассудительность, от нее – в крепость, от крепости – в разум, и от разума приходит в премудрость. Через все упомянутые делания и ведения сподобляется человек чистой и совершенной молитвы, происходящей от мира, любви к Богу и вселения Святаго Духа. И это есть сказанное: «Приобрети Бога в себе», и явление, и вселение Божие... чтобы тело и душа были, по возможности, как у Христа, безгрешны и чтобы ум по Христе мыслил согласно благодати Духа и премудрости, что и составляет ведение Божественных и человеческих вещей (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 47–48). ...Если отсекает ради Его свои хотения, то Бог Сам, с неизреченною радостью, приведет его к достижению совершенства, без его ведома (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 129). Здесь же никто не может быть совершенным, но получает только залог обетованных благ (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 175). ...Есть демоны начальствующие и есть подчиненные. Начальствующие: тщеславие, самомнение и подобные; подчиненные же: чревоугодие, блуд и таковые. Достигшие совершенной любви имеют (над ними) власть, потому что без понуждения себя делают доброе и радуются, когда делают его, не желая никогда его оставлять, и когда, может быть, невольно встретят препятствие, это мучит их, и они, влекомые Божественной любовью, тотчас убегают в безмолвие и к деланию, как к наслаждению своему обычному. Таковым говорят отцы: несколько молись, несколько читай, несколько поучайся, несколько работай, несколько храни ум, и так проводи время. Говорят же это потому, что бесстрастные обладают сами собой и не бывают пленяемы никаким хотением, вне должного, но где хотят, там и имеют ум, и телу повелевают, как рабу. А мы должны быть под законом и правилами, чтобы невольно и нехотя, как бы понуждаемые долгом, делали доброе, потому что еще более любим страсти и наслаждения, т. е. телесный покой и свои хотения; и куда враг хочет, туда и уводит ум наш; также и тело, имея беспорядочные стремления, чего хочет, то и делает, как неразумное. И поистине: где нет управления ума, там все бывает неразумно и не по естеству... (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 180–181).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Далмат Долгополов ХЕРСОНСКАЯ 10.04.1883 23.12.1883 Дамаскин Бодрый в/у ТАМБОВСКАЯ 28.09(11.10)1972 05(18)10.1972 ТАМБОВСКАЯ 05(18)10.1972 21.08(03.09)1974 ВОЛОГОДСКАЯ 21.08(03.09)1974 21.09(04.10)1979 ПОЛТАВСКАЯ 21.09(04.10)1979 06(19)04.1985 МУКАЧЕВСКАЯ 06(19)04.1985 18.06(01.07)1989 Дамаскин Малюта ЖИТОМИРСКАЯ 06(19)08.1940 ЧЕРНОВИЦКАЯ КАМЕНЕЦ-ПОДОЛЬСКАЯ Дамаскин Оскаронский КОСТРОМСКАЯ 21.05.1758 16.06.1769 Дамаскин Россов СТАРОРУССКАЯ 14.12.1819 06.11.1821 в/у НОВГОРОДСКАЯ 24.03.1821 19.06.1821 ТУЛЬСКАЯ 06.11.1821 19.12.1850 ПЕТРОЗАВОДСКАЯ 19.12.1850 07.02.1851 Дамаскин Семенов-Руднев ОРЛОВСКАЯ 05.07.1782 22.09.1783 НИЖЕГОРОДСКАЯ 22.09.1783 12.01.1794 Сщмч. Дамаскин Цедрик ГЛУХОВСКАЯ 05(18)11.1923 09. 1925 в/у СТАРОДУБСКАЯ 05(18)11.1923 09. 1925 в/у ЧЕРНИГОВСКАЯ 05(18)11.1923 09. 1925 Дамиан ВЛАДИМИРО-ВОЛЫНСКАЯ (25.01.1487) Дамиан ХОЛМСКАЯ (1473) Дамиан БЕЛОЦЕРКОВСКАЯ (Др. Юрьевская) (1147, 1155) Сщмч. Дамиан Воскресенский в/у ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКАЯ 12(25)04.1918 16(29)04.1918 ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКАЯ 16(29)04.1918 09(22)12.1925 в/у ВЛАДИМИРСКАЯ 11.1925 09(22)12.1925 ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКАЯ, григ. 09(22)12.1925 20.01(02.02)1926 в/у ВЛАДИМИРСКАЯ, григ. 09(22)12.1925 20.01(02.02)1926 ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКАЯ, паки 20.01(02.02)1926 25.04(08.05)1927 в/у ВЛАДИМИРСКАЯ, паки 20.01(02.02)1926 05.1927 ПОЛТАВСКАЯ 05.1927 22.04(05.05)1928 в/у ДНЕПРОПЕТРОВСКАЯ 05.1927 22.04(05.05)1928 КУРСКАЯ 22.04(05.05)1928 13(26)07.1932 Дамиан Говоров ЭРИВАНСКАЯ 03.1916 03.07.1917 ПЕТРОВСКАЯ 03.07.1917 15(28)09.1918 ВОЛГОГРАДСКАЯ 15(28)09.1918 Дамиан Марчук ЧЕРНОВИЦКАЯ 20.03(02.04)1961 02(15)10.1964 ЛЬВОВСКАЯ 02(15)10.1964 25.09(08.10)1965 в/у ЧЕРНОВИЦКАЯ 13(26)10.1964 РОВЕНСКАЯ и ВОЛЫНСКАЯ 25.09(08.10)1965 17(30)12.1986 Даниил БЕЛОЦЕРКОВСКАЯ 06.11.1114 09.09.1122 Даниил ВЛАДИМИРО-ВОЛЫНСКАЯ 1451(1441) ВЛАДИМИРО-ВОЛЫНСКАЯ, паки 28.10.1452 в/у КИЕВСКАЯ 28.10.1452 Даниил ВЛАДИМИРСКАЯ (Суздальско- Владимирская) 03.1330 ВЛАДИМИРСКАЯ (Суздальско- Владимирская), паки Даниил ВСЕРОССИЙСКАЯ 27.02.1522 02.02.1539

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Бесстрастие Признак бесстрастия есть то, чтобы во всем пребывать без смущения и без страха, как получившему от Бога благодать вся мощи ( Фил. 2, 13 )... и никакой не иметь заботы о теле, но по мере того, как подвизается, понуждая себя, и достигает в покой навыка, благодарить (за это Бога) и снова предпринимать иное понуждение себя, чтобы постоянно быть в борьбе и побеждать со смирением (сщмч. Петр Дамаскин , 72, 125). Бесстрастие происходит от надежды, ибо надеющийся получить в ином месте вечное богатство легко презирает то, что у него под руками, хотя бы временная жизнь и представляла всякий покой, а если жизнь эта еще прискорбна и многоболезненна, то кто заставит разумного человека предпочитать ее любви к Богу, Который и эту жизнь и ту дает любящим Его, разве только человек тот слеп и вовсе не может видеть, по неверию, худому произволению и привычке ко злу. Если бы он веровал, то просветился бы и, получив чрез твердую веру малый свет незнания, подвизался бы освободиться от злейшей своей привычки. И если бы положил так в душе, то благодать содействовала бы ему и подвизалась бы вместе с ним. Но потому и говорит Господь: мало есть спасающихся ( Лк. 13, 23 ), что сладким кажется нам видимое, хотя оно и горько (сщмч. Петр Дамаскин , 73, 34–35). Необычайное и преславное дело есть бесстрастие, ибо оно может, после того как человек привыкнет побеждать страсти, сделать его подражателем Богу, по мере сил человеческих. Бесстрастный, страдая или терпя нападения от демонов и злых людей, переносит это, как бы не он, а другой кто-либо страдал, подобно святым апостолам и мученикам; и когда его прославляют – не возносится, когда порицают – не скорбит, имея в мысли, что радостное есть благодать Божия и снисхождение превыше его достоинства, а трудное – испытания; и одно дается здесь, по благодати, к утешению, а другое – для смиреномудрия и благой надежды в будущем; и, как не чувствующий при многом чувстве, пребывает он среди прискорбного вследствие рассуждения. Бесстрастие не есть одна какая-либо добродетель, но наименование всех добродетелей. Ибо как один член не есть человек, но многие члены тела в совокупности составляют человека, и то не одни, но вместе с душою, так и бесстрастие есть совокупность многих добродетелей, в которой вместо души обитает Святой Дух, потому что бездушны все так называемые дела духовные, если они не имеют Духа Святаго, от Которого так называемый духовный получил наименование. Если душа не отвергнет страстей, то не снизойдет на нее Святой Дух. Но без этого опять и сия всеобъемлющая добродетель не может быть названа бесстрастием; и если, может быть, и случится кому-либо быть таковым, то это более по бесчувствию (сщмч. Петр Дамаскин , 73, 78–79).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Диавол ничего не может произвести для нашей погибели: ни произволения противного, ни изнеможения, ни неведения непроизвольного, ни отнюдь чего-либо иного к принуждению человека, а влагает только напоминание зла (сщмч. Петр Дамаскин , 73, 12). ...Диавол, чрез неразумие и гордость, лишившись ведения, дарованного Богом, по нужде сделался несмысленным, и сам собою не может знать, что должно делать, но смотрит, что делает Бог для спасения нашего, и из этого научается и ухитряется делать подобное к погибели нашей. Он ненавидит Бога, не в состоянии будучи ничего сделать против Него, воюет против нас, созданных по образу Его, думая этим мстить Богу; и находит нас послушными воле своей... Видя, что Бог сотворил Еву на помощь Адаму, диавол сделал ее содействующею в преступлении и преслушании. Бог дал заповедь, чтобы Адам, исполняя ее, сохранил памятование о стольких дарованиях, и был признателен к Благодетелю; диавол же сделал заповедь эту причиною преслушания и смерти, и вместо пророков (возбуждал) лжепророков, вместо апостолов – лжеапостолов, вместо закона – беззаконие, вместо добродетелей – зло, вместо заповедей – преступления, вместо всякой праведности – всякий грех и вместо правильных догматов – гнусные ереси. И опять, видя, что Христос по крайней благости Своей снисходит к святым мученикам и преподобным отцам, являясь им или Сам, или через Ангелов, или иным неизъяснимым образом (Домостроительства), как Он сказал (см.: Ин. 14, 21 ); начал и диавол представлять некоторым многие обольщения в погибель. Потому и написали рассудительные отцы, что ничего такого не должно принимать: ни каких-либо изображений, ни света, ни огня, ни иного какого-либо обольщения. Ибо диавол ухищряется хотя этим обольстить нас в сновидениях, или чувственно. Если мы и это принимаем, то заставляет ум от самомнения и крайнего неразумия мечтательно представлять себе некоторые образы, или виды, дабы он по думал, что это явление Бога или Ангелов. Многократно показывает и демонов в сновидениях и чувственно, как бы побеждаемых, и просто всякую кознь устроивает к нашей погибели, в покоряющихся ему.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Пример такого служения учительскому делу являет нам педагог начальной сельской школы исповедница Ираида Тихова (Память – 25 июля/7 августа). Из жития, написанного архимандритом Дамаскиным (Орловским), мы узнаем, что для сдачи экзаменов на должность учителя ей приходилось проделывать путь в 85 километров, причём большую часть пути пешком. К сожалению, ей не хватило знаний по некоторым предметам, и она не смогла тогда сдать экзамены. Но Ираида не отступила от своей цели. Через год она стала слушательницей годичных педагогических курсов при Угличской педагогической семинарии. После их окончания из 27 обучаемых только трое успешно сдали все 26 экзаменов и среди них – Ираида Тихова.   По окончании курсов она начала учительствовать в сельской школе. Проводила с детьми всё своё время: учила, молилась с ними, возила их на санках, отогревала замёрзшие руки, вязала им варежки. Была им не только учительницей, но и религиозной наставницей, и другом, и доброй няней. В её школу переводили крестьяне ребят из соседней деревенской школы. Вскоре у неё насчитывалось уже восемьдесят пять учеников.  По любви к своему делу она решила не выходить замуж: «Не могу решиться выйти замуж. Не могу расстаться со школой. Жаль мне этих Маней, Ваней, Нюшей. Ведь и на короткое время я буду лишена возможности их видеть и жить с ними. Не могу выкинуть из сердца тех, коих я люблю всей душой» [ 2, с. 71–72 ] .  В этом же разделе «О качествах учителя начальной школы» архиепископ Фаддей даёт ценные советы и рекомендации, которые помогали преподавателям, путём самообразования, успешно вести дело духовно-нравственного воспитания учащихся. Он дает практические советы учителю, обращает его внимание на теоретическую подготовку, советует быть внимательным, замечать разные недостатки и промахи им допущенные, вести дневник, который приучает к сосредоточенному размышлению и основательному обсуждению разных вопросов, касающихся воспитания и обучения.   Учитель в своём труде, – продолжал сщмч Фаддей, – имеет дело с духовной природой детей, с самой душой человека, которую Господь создал свободной, а потому в ней всегда что-то происходит, она изменяется и способна к постоянному совершенству. Учитель поэтому должен иметь наблюдательность и умение применяться к личным особенностям ученика. 

http://fond.ru/index.php?menu_id=375&men...

989 Пападопуло-Керамевс Α. Σχεδασμα περ τν λειτουργικν Μηναων//Византийский Временник. СПб., 1894. Τ 1. С. 341–388. 992 См.: Ягич И.В. Служебные Минеи за сентябрь, октябрь и ноябрь в церковнославянском переводе по русским рукописям 1095–1097 гг. СПб., 1886. (Памятники древнерусского языка). Т. 1. 993 См.: Рыбаков В.А., прот., сщмч. Святой Иосиф Песнописец и его песнотворческая деятельность. М., 2002. 994 Εστρατιδης Σ. Ερμολγιον. Chennevieres-sur-Marne, 1932(γιορειτικ βιβλιοθκη; 9); Idem. Ποιτα κα μνογρφοι τς ρθοδξου κκλησας//Να Σιν. ν εροσολμοις. 1948. Τ. 43 – 1959. Τ. 54. 995 Analecta Hymnica Graeca е codicibus eruta Italiae Inferioris. Ioseph Schiro consilio et ducto edita. Istituto di Studi Bizantini e Neoellenici. Roma, 1966–1983. 996 Ταμεον νεκδτων βυζαντινν σματικν καννων seu Analecta Hymnica Graeca e codicibus eruta Orientis Christiani//Παπαλιοπολου Ε. Φωτοπολου. Καννες Μηναων. θναι, 1996. 997 Follieri Ε. Initia Hymnorum Ecclesiae Graecae. I–V/1–2. Citta del Vaticano, 1961–1962 (Studi etTesti 211–215 bis). 998 Служебная Минея за декабрь в церковнославянском переводе по русским рукописям XII–XIII вв. Gottesdienstmenaum fur den Monat Dezember nach dem slavischen Handschriften der Rus» des 12 und 13 Jahrhunderts. Kirchenslavischer und griechischer Text/Herausg. von H. Rothe und E.M.Verescagin, Opladen, 1996. Т. 1; 1997. T. 2; 1999. Τ 3; Gottesdienstmenaum fur den Monat Februar nach der Grundlage der Handschrift Sin. 164 des Staatlichen Historischen Museums Moskau (GIM)/Herausg. von H. Rothe. Paderborn, 2003 (Т. l)-2006 (T. 2). 999 Путятина Минея на май/Подготовка текста и параллели Μ. Ф. Мурьянова; ред., пред. и комм. А. Б. Страхова. Cambridge, 1998 (Paleoslavica VI). P. 114–208; Cambridge, 1999 (Paleoslavica VII). P. 136–217. 1000 Минея Дубровского. Наборное издание рукописи Ε п. I 36 (РНБ). Das Dubrovskij-Menaum. Edition der Handschrift F.n.I 36 (RNB)/Herausg. von H. Rothe, M.F. Mur " janov, A.Wohler. Opladen, 1999. 1001 Хевсуриани Л. Структура древнейшего грузинского Тропология. Тбилиси, 1984. Диссертация; Древнейший Иадгари/Изд., иссл., указат. Е. П. Метревели, Ц. А. Чанкиева, Л.М. Хевсуриани. Тбилиси, 1980.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

СПб., 1814//Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам, изданное под редакцией преосвященного Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского: В 5 т. Т. I. СПб., 1885. С. 123–151. 13 . Сухова Н. Ю. Высшая духовная школа: проблемы и реформы (вторая половина XIX века). М., 2006. 14 . Сухова Н. Ю. Православные духовные академии в 1850–60-х гг. и реформа 1869 г.//Вестник Московского государственного областного университета. Серия «История и политические науки». 2009. 4. С. 23–28. 15 . Высочайше утвержденные 30 мая 1869 г. Устав и штаты православных духовных академий//ПСЗ II. Т. XLIV. Отд. 1. СПб., 1873. 47154. С. 545–556. 16 . Сухова Н. Ю. Русская богословская наука (по докторским и магистерским диссертациям 1870–1918 гг.). М., 2012. 17 . Глубоковский Н. Н. [Вафинский Н.] К вопросу о нуждах духовно-­академического образования//Странник. 1897. 8. С. 519–540. 18 . Высочайше утвержденные 20 апреля 1884 г. Устав и штаты православных духовных академий//ПСЗ III. Т. IV. СПб., 1887. 2160. С. 232–243 19 . Simon G. Konstantin Petrovic Pobedonoscev und die Kirchenpolitik bes Heiligen Sinjd. Gцmmingen, 1969. 20 . Сухова Н. Ю. Практическое богословие в российских духовных академиях – проблема понимания и сложности развития (XVIII – начало XX в.)//Сухова Н. Ю. Вертоград наук духовный: Сборник статей по истории высшего духовного образования в России XIX – начала XX века. М., 2007. С. 244–274. 21 . Отчет о состоянии Казанской духовной академии за 1888/89 учебный год. Казань, 1889. 22 . Дамаскин (Цедрик), сщмч., еп. бывш. Глуховский//Православная энциклопедия. Т XIII. М., 2007. С. 684–687. 23 . Вернувшиеся домой: Жизнеописание и сборник трудов митрополита Нестора (Анисимова) : В 2 т. Т. I. М., 2005.. 24 . Пятидесятилетие Казанской духовной академии 21 сентября 1892 года/Под ред. А. Царевского и А. Попова //Православный собеседник. 1892. Т. III. 12. 25 . Огрызков С. Г. Пастырство схиархимандрита Гавриила (Зырянова) . Дисс. ... канд. богосл. Сергиев Посад: МДА, 2000. 26 . Краля А., диак. Деятельность митрополита Антония (Храповицкого) в должности ректора Духовных академий. Дисс. … канд. богосл. Сергиев Посад: МДА, 2003. 27 . Кострюков М. А., Хабибуллин М. З. Казанское востоковедение XIX – первой половины XX в. Казань, 2012. 28 . Погасий А. К. Изучение проблем раннего христианства в Казанском университете и Казанской духовной академии. Дисс. …канд. ист. наук. Казань, 1995. 29 . Мнение Конференции Казанской духовной академии о желательных изменениях в духовных академиях//Христианское чтение. 1867. Ч. II. С. 610–648, 817–848. 30 . Свод мнений о недостатках действующего Устава духовных академий и соображений о способах устранения этих недостатков. СПб., 1881. 31 . Две справки по вопросу о преобразовании духовных академий в России в XIX веке (1869–1884)/Публ. прот. Ф. И. Титова//Христианское чтение. 1907. Ч. I. 1. С. 31–53; 2. С. 190–204; 4. С. 492–509.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010