Откровение о Творце Если этот временный мир, называемый местом изгнания и осуждения преступивших заповедь Божию, так прекрасен, во сколько же раз более – вечные и непостижимые блага, которые Бог уготовал любящим Его! И если те блага непостижимы по своему превосходству, во сколько же более Бог, все сотворивший из ничего! (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 43). ...Из дел нередко познается и такой Художник, Которого мы не видали (свт. Афанасий Великий , 1, 171). Источник. ..Тварь порядком и стройностью, как бы письменами, диет уразуметь и возвещает своего Владыку и Творца (свт. Афанасий Великий , 1, 171). Источник. Каждая стихия не противоборствует другой, стремясь к тому, что свойственно ей по природе, но все они соблюдают между собою согласие, признавая соединившего их Господа (свт. Афанасий Великий , 1, 174). Источник. ...Видя порядок и стройность вселенной, необходимо представлять Властителя вселенной Бога, и при том одного, а не многих (свт. Афанасий Великий , 1, 176). Источник. Хотя и невидим Он очам, но порядок и согласие вещей противоположных дают уразуметь их Правителя, Распорядителя и Царя (свт. Афанасий Великий , 1, 176). Источник. ...Не напрасно и не без цели, но для полезного некоторого конца, представляющего существам обширное употребление, измышлен сей мир, – если только действительно он есть училище разумных душ, в котором преподается им Боговедение, и чрез видимое и чувственное руководствует ум к созерцанию невидимого... (свт. Василий Великий , 5, 12–13). ...Прославим наилучшего Художника, премудро и искусно сотворившего мир, и из красоты видимого уразумеем Превосходящего всех красотою; из величия сих чувственных и ограниченных тел сделаем наведение о Бесконечном, превысшем всякого величия, и по множеству Своея силы превосходящем всякое разумение. Хотя и не знаем природы сотворенного, но и то одно, что в совокупности подлежит нашим чувствам, столько удивительно, что самый деятельный ум оказывается недостаточным для того, чтобы изъяснить как следует самомалейшую часть мира и чтобы воздать должную похвалу Творцу, Которому слава, честь и держава во веки веков (свт. Василий Великий , 5, 21).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Сребролюбие ...Не думай, что только имение золота или серебра есть сребролюбие, но если и к чему-либо привязан помысл (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 59). Не должно быть сребролюбивым и на ненужное собирать сокровища, каких не надобно (свт. Василий Великий , 10, 57). ...Что моль в одежде, то страсть сребролюбия в сердце человеческом (прп. Ефрем Сирин , 30, 141). Источник. Кто любит золото, тот не будет оправдан, а кто любит Господа, тот будет благословен (прп. Ефрем Сирин , 30, 154). ...Если возлюбишь сребролюбие, пойдешь отселе ни с чем; а если возлюбишь нестяжательность, не лишишься небесного богатства (прп. Ефрем Сирин , 30, 156). Источник. ...Сребролюбие есть изобретатель всякого греха (прп. Ефрем Сирин , 32, 269). Источник. Не люби золота и серебра, чтобы лукавый не преградил твоего течения (прп. Ефрем Сирин , 34, 295). Источник. Возненавидь серебро; для него князи гибли в бранях. Возлюби ходить босыми ногами, чтобы попрать главы змиев (прп. Ефрем Сирин , 34, 296). Источник. Если в какой-либо части тела бывает прилив испорченного и гнилого сока, и делается в том месте воспаление, то всего необходимее, чтобы скопившаяся влага, по устремлении ее к наружности, прорвалась в каком-либо особом месте и нарыве. Так, в ком бывает прилив недуга сребролюбия, в том страсть всего чаще склоняется к невоздержанию (свт. Григорий Нисский , 19, 268). Источник. Нет ничего столько тяжелого и неприступного во вражеском ополчении, как оружие сребролюбия, потому что, хотя наилучшим образом оградятся души стройною связью других добродетелей, но тем не менее и через них нередко проникает это стенобитное орудие. Можно видеть, что и при целомудрии вторгается любостяжание, при вере, при точном хранении таинств, при воздержании и смиренномудрии и при всем тому подобном бывает это тяжкое и непреоборимое приражение зла. Почему иные воздержные, целомудренные, пламенеющие верою люди строгого образа жизни, скромные нравами, не в состоянии бывают противостать этой только болезни (свт. Григорий Нисский , 19, 359). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Гордость ...Никто не получит пользы от других добродетелей, хотя бы он и на небе жил, если имеет гордость, чрез которую диавол, Адам и другие весьма многие пали. Потому никто не должен отвергать страх, пока не достигнет он пристанища совершенной любви и не будет вне мира и тела (сщмч. Петр Дамаскин . 74, 117). Человек высокосердный всем ненавистен, потому что дела его хвастливы: от чего и впадает он во многие грехи (прп. Антоний Великий , 88, 57). Источник. Гордость есть мирская любовь к шумной славе (высокое о себе мнение, самовосхваление и жажда хвалы от других), которая заседает в умах наших по причине суетных и преходящих внешних достоинств каких-нибудь (прп. Антоний Великий , 88, 112). Источник. ...Гордо препираемся с ближними, почитая себя праведнейшими их; и такою гордостью мы соделываем себе Бога врагом (прп. авва Исаия , 59, 12). Если возникнет в тебе гордость, вспомни, что ею истребляются все плоды добродетели, – и успокоишься (прп. авва Исаия , 59, 97). Горе гордым: ибо часть их с диаволом отступником (прп. авва Исаия , 59, 195). Надеющийся на праведность свою и воли своей держащийся не может избежать вражества (козней вражеских), ни покой найти, ни увидеть, чего у него недостает (прп. авва Исаия , 88, 326). Слава человеческая мало-помалу рождает гордость (прп. авва Исаия , 88, 350). Если сделал ты что доброе, не хвались тем... – и соблюдешься от гордыни, если ты мудр (прп. авва Исаия , 88, 352). Началом гордыни бывает обыкновенно презорство. Кто презирает и считает за ничто других и одних признает бедными, других людьми низкого происхождения, иных же невеждами, тот вследствие такого презорства доходит до того, что почитает себя одного мудрым, благоразумным, благородным, богатым, сильным... (свт. Василий Великий , 6, 100). Источник. Как узнается гордый и чем врачуется? Узнается по тому, что домогается предпочтения. А врачуется, если будет верить суду сказавшего: Господь гордым противится, смиренным же дает благодать ( Иак. 4, 6 ). Впрочем, надобно знать, что хотя убоится кто суда, произнесенного на гордость, однако же не может исцелиться от сей страсти, если не оставит всех помышлений о предпочтении... (свт. Василий Великий , 9, 195). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Не надобно иметь вещь для того именно, чтобы оказывать милость; это скорее великая немощь, но и вовсе не имеющий, чем оказать милость, должен иметь милосердие ко всем, и тем может помочь нуждающимся, сделавшись беспристрастным к вещам житейским, а к людям имея сострадание (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 42). ...Всеми мерами помогайте вдовству, оказывая ему должную справедливость, особенно же, если найдется действительная вдовица, лишенная человеческой помощи... (свт. Василий Великий , 6, 59). Источник. ...Если, приобретая праведными трудами, не приносишь Богу приношений, которыми бы питались нищие, то сие вменится тебе в хищение... (свт. Василий Великий , 8, 337). Источник. Какие способы дал тебе Господь, те и употреби в помощь бедному, чтоб не быть нам осужденными в недостатке любви и в немилосердии (прп. Ефрем Сирин , 30, 144). Источник. Человек страннолюбивый – чистая пшеница (прп. Ефрем Сирин , 30, 200). Кто оказывает милость ближнему, тот найдет милость у Господа: но суд бо без милости не сотворшему милости ( Иак. 2, 13 ) (прп. Ефрем Сирин , 30, 213). Источник. ...Очистим себя милосердием, отрем сим прекрасным злаком нечистоты и скверны душевные, и убелимся, одни, как волна1, другие, как снег (см.: Ис. 1, 18 ), по мере благосердия нашего (свт. Григорий Богослов , 13, 43). Источник. Старайся приобрести в тесных обстоятельствах благоволение свыше. Дай взаим Богу милосердие. Никто не раскаивался из принесших что-либо Богу. Он щедр на воздаяние, наипаче же тамошними благами Он вознаграждает тех, которые здесь что-либо принесли и дали Ему взаим; иногда же, чтобы уверить в будущих благах. Он награждает и здешними благами. Еще мало, и мир прейдет и тень исчезнет. Воспользуемся временем, искупим непостоянным вечное (свт. Григорий Богослов , 13, 97). Пришел нищий? Вспомни, как ты был убог, и как обогатился! Он просит у тебя хлеба или пития; или, может быть, другой Лазарь лежит у твоих ворот? Устыдись таинственной Трапезы, к которой ты приступал, Хлеба, которого вкусил, Чаши, которой приобщился, освященный Христовыми страданиями.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Спасение во всяком положении можно совершать. Главное в благонастроении сердца. А по нему прилаживайте и телесную, и внешнюю жизнь (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 6). Источник. Спасение только в Боге Насколько мы что-нибудь делаем и сколько благодарим Благодетеля, настолько же, и еще гораздо более, мы бываем должны Ему. Он неоскудевающий и ни в чем не имеющий нужды, а мы без Него не можем ничего сделать доброго. Сподобившийся воспевать Бога сам более приобретает, ибо получает великий и досточудный дар; и сколько воспевает, настолько более делается должником, и не находит конца или пресечения – познанию Бога, или благодарению, или смирению, или любви, – не от века сего сии (добродетели), чтобы иметь им конец. Они принадлежат бесконечному оному веку, не имеющему конца, но более – возрастание ведений и дарований, и сподобившийся сего, делом и словом, освобождается от всех страстей. Желающий достигнуть этого должен пребывать при Боге, и отнюдь не заботиться о веке сем, и не бояться какого-либо искушения, ибо через него возведен будет к большему преуспеянию и на высшую степень. Не бояться также сновидений злых или как бы хороших, ни мысли лукавой или благой, ни печали или как бы радости, ни самомнения или отчаяния, ни высоты, ни глубины, ни оставления или как бы содействия какого-либо и крепости, ни нерадения или преуспеяния, ни бездействия или как бы усердия, или видимого бесстрастия, или большого пристрастия; но соблюдать безмолвную и беспопечительную жизнь, со смирением и веровать, что никто не может нам сделать зла, если мы сами не желаем, но это попускается только за возношение и за то, что не всегда прибегаем к Богу, равно не повергаем себя перед Ним, прося, да будет во всем воля Его, говоря ко всякому приходящему нам помыслу: «Не знаю, кто ты; Бог знает, хорош ли ты, или нет? А я в его руки повергнул себя и повергаю. Он печется о мне. И как сотворил меня из ничего, так благодатию может и спасти меня, если Ему будет угодно: только Его святая воля да будет в нынешнем веке и в будущем...» (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 126–127).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Любовь к ближнему ...Все вступившие в сожительство с Богом, уважайте друг друга, и никто не взирай по плоти на своего ближнего, но всегда любите друг друга во Иисусе Христе. Да не будет между вами ничего, что могло бы разделить вас; но будьте в единении с епископом и председящими во образ и учение нетления (сщмч. Игнатий Богоносец , 94, 281). Ничего нет более и совершеннее среди добродетелей, как любовь к ближнему. Признаком же ее служит не то только, чтобы не иметь вещи, в которой другой нуждается, но и смерть за него претерпеть с радостию, по заповеди Господней, и считать это своим долгом. Да и справедливо, ибо мы должны не по праву только природы любить ближнего до смерти, но и ради пролитой за нас Пречистой Крови заповедавшего то Христа (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 152). Таковы души святых! Они врагов любят более, нежели самих себя. Потому и в нынешнем веке и в будущем во всем предпочитают ближнего, хотя бы он и враг им был по злому своему произволению; святые не ищут воздаяния от тех, кого они любят, но – как сами получающие – радуются, когда отдают другим все свое, чтобы угодить чрез то Благодетелю и, по силе своей, подражать Его человеколюбию, ибо Он благ и к неблагодарным и грешным (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 173). Когда есть какое дело с мздовоздаянием, пусть приобщится к нему с тобою и брат твой... (прп. авва Исаия , 89, 289). Любите... братий своих любовию святою и блюдите язык свой, чтоб не выпустить слова неподобающего, которое могло бы уязвить брата (прп. авва Исаия , 89, 315). Возлюби верных, чтоб через них получить милость (прп. авва Исаия , 89, 348). Сделать какой-либо вред ближнему, или оскорбить его к ущербу веры, хотя бы поступок по особенной какой причине дозволяем был Писанием, значит не иметь Христовой любви к ближнему (свт. Василий Великий , 7, 311). Источник. Что свойственно любви к ближнему? – Искать не своих выгод, но выгод любимого к пользе душевной и телесной (свт. Василий Великий , 7, 417). ...Кто о грехе ближнего источил горячие слезы, тот исцелил себя самого тем, что оплакивал брата (свт. Василий Великий , 8, 73). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ-РАВАХ († 799 или 805), мч. Дамасский (пам. вост. 19 янв.). По преданию, житель Дамаска Равах происходил из знатной арабо-мусульм. семьи и страстно ненавидел христиан. Но ряд происшедших с ним чудес и явившихся ему видений заставили его уверовать во Христа, и Равах отправился в Иерусалим к Патриарху Илии († ок. 797) с просьбой совершить над ним обряд Крещения. Первосвятитель, не решившийся на это из страха перед мусульманами, отправил его в пустыню у Мёртвого м. Там монахи-отшельники крестили Раваха в водах Иордана, дав ему имя Антоний. Более 6 лет А.-Р. провел со старцами в пустыне, потом отправился проповедовать христианство своим соплеменникам. Вскоре он был схвачен в Дамаске и брошен в тюрьму. В течение неск. месяцев мусульмане пытались уговорами и побоями заставить его вернуться к исламу; наконец А.-Р. был доставлен для допроса в г. Ракка (Каллиник) к халифу Харуну ар-Рашиду. Их беседа вылилась в жаркий диспут о вере, после к-рого халиф повелел отрубить мученику голову. Житие А.-Р. было составлено его современником; высказывалось предположение, что в основе повествования лежал автобиографический рассказ самого святого, записанный незадолго до его казни. Текст этого произведения дошел до нас в неск. вариантах на араб., груз., эфиоп. языках. Среди ученых существует мнение, что оригинал жития мог быть написан по-арабски, и в таком случае оно является одним из самых ранних произведений арабо-христ. лит-ры. Лит.: Peeters P. Saint Antoine le néo-martyr//AnBoll. 1912. T. 31. P. 410-450; Кипшидзе И. А. Житие и мученичество св. Антония-Раваха//ХВ. 1914. Т. 2. Вып. 1. С. 54-104; Graf. Geschichte. Bd. 1. S. 524; Dick I. La passion arabe de St. Antoine Ruwah, néomartyr de Damas († 25 Dec. 799)//Le Muséon. 1961. T. 74. P. 108-133. К. А. Панченко Рубрики: Ключевые слова: АВДА († 420), еп. г. Хормизд-Ардашир, сщмч. Персидский (пам. 31, 11, 12 или 30 марта, 5 сент., 17 окт.)

http://pravenc.ru/text/116100.html

Ипполиту Римскому, либо сщмч. Дорофею , еп. Тирскому († ок. 362), исследователями отвергается, т. к. туда включены имена людей, существование к-рых ставится под сомнение, напр. Кифа (имя, данное Петру,- Гал 2. 9), Кесарь («из Кесарева дома», т. е. уверовавшие во Христа от царского дома,- Флп 4. 22) (Собор св. 70 апостолов. С. 20; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 6-11), однако это не исключает того, что в них присутствуют имена современников Иисуса Христа, действительно избранных Им в числе 70 учеников. Даяние закона. Рельеф саркофага. V в. (Нац. музей. Равенна) Даяние закона. Рельеф саркофага. V в. (Нац. музей. Равенна) Апостольское служение ап. Павла Савл был призван Христом после Вознесения Господа. Но несмотря на исключительность обстоятельств, при к-рых он стал благовестником, именование его апостолом вполне согласуется с общими принципами апостольства и, более того, позволяет уточнить саму природу этого служения. Как и Двенадцать, Павел был призван Самим Господом. И к нему в полной мере относятся слова Христа: «Не вы Меня избрали, а Я вас» (Ин 15. 16). Хотя Савл был призван через неск. лет после Воскресения (Деян 9; 22; 26), принципиально важно, что это произошло «не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцом» (Гал 1. 1). По дороге в Дамаск совершилось то, к чему он был предназначен еще «от утробы матери» (Гал 1. 15). Но поскольку чудесное призвание Павла было сокрыто от мира, ему приходилось настойчиво говорить о своем апостольстве и убеждать всех, что он в полной мере соответствует его критериям. «Не Апостол ли я… Не видел ли я Иисуса Христа Господа нашего?» (1 Кор 9. 1), «у меня ни в чем нет недостатка против высших апостолов» (2 Кор 11. 5). Ап. Павел обращается к авторитету Самого Христа, когда ему необходимо подтвердить законность своего служения, поскольку источником его, как и для Двенадцати, является Сам Господь. Двенадцать до выхода на проповедь длительное время обучались и готовились к служению, пребывая в постоянном общении с Господом. Приготовление Павла к благовествованию было также продолжительным. От видения на пути в Дамаск до начала его первого миссионерского путешествия прошло неск. лет, в течение к-рых «Савл более и более укреплялся» (Деян 9. 22). Свящ. Писание впервые называет его «апостолом» только в Деян 14. 4. Этому предшествовала проповедь в Дамаске и Аравии, служение Антиохийской Церкви и прямое указание Св. Духа на его избранничество (Деян 13. 2). Апостолы, проповедующие народу. Миниатюра Хлудовской Псалтири. IX в. (ГИМ)

http://pravenc.ru/text/75732.html

Ангелы Два ангела с человеком: один добрый, а другой злой... «Каким образом... я могу узнать действия их, когда оба ангела живут со мною?» Слушай... и разумей. Добрый Ангел тих и скромен, кроток и мирен. Поэтому когда войдёт он в твое сердце, постоянно будет внушать тебе справедливость, целомудрие, чистоту, ласковость, снисходительность, любовь и благочестие. Когда все это взойдет на твое сердце, знай, что добрый Ангел с тобою: верь этому Ангелу и следуй делам его. Послушай и о действиях ангела злого. Первее всего он злобен, гневлив и безрассуден; и действия его злы и развращают рабов Божиих. Поэтому, когда войдет он в твое сердце, из действий его разумей, что это ангел злой... Когда приступит к тебе гнев или досада, знай, что он в тебе; также когда взойдет на сердце твое пожелание многих дел, разных и роскошных яств и питий, чужих жен, гордость, хвастовство, надменность и тому подобное, тогда знай, что с тобою злой ангел. Поэтому ты, зная его дела, удаляйся от него и не верь ему, потому что дела его злы и несвойственны рабам Божиим. Таковы действия того и другого Ангела. Разумей их, верь Ангелу доброму и удаляйся от ангела злого, потому что внушение его во всяком деле злое. Ибо если кто будет человек верующий, но войдет в его сердце помысл злого ангела, то муж или жена непременно согрешат. Если бы опять муж и жена были злыми людьми и помыслят в сердце своем дела Ангела доброго, то необходимо они сделают что-нибудь доброе. Итак, видишь, что хорошо следовать Ангелу доброму. Если посему будешь повиноваться ему и делать его дела, то будешь жить с Богом, равно как и все, которые будут следовать его делам, будут жить с Богом (Св. Ерм , 90, 188). Ангел имеет от Бога власть, если ум и не хочет, умиротворить его и побудить принять себя, а демон не может этого сделать; но когда видит, что ум готов его принять, тогда является попущением Божиим; если же нет, то удаляется, гонимый Ангелом, охраняющим человека от святого крещения, потому что ум не предает своего самовластия (сщмч. Петр Дамаскин , 73, 76).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010