Окунев Н.П. Дневник москвича//Митр. Иоанн (Снычев). Священномученик Иларион, архиепископ Верейский. Житие и свидетельства к церковному прославлению. М., Сретенский монастырь, 1999. С. 29. Имеется в виду сщмч. епископ Подольский Петр (Полянский), викарий Московской епархии. Цит. по: Дамаскин (Орловский) игумен. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ века: жизнеописания и материалы к ним. Кн. 4. Тверь: «Булат», 2000. С. 408. Дамаскин (Орловский) игумен. Указ. соч. Кн. 5. Тверь., 2001. С. 300. Дамаскин (Орловский) игумен. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ века. Кн. 6. Тверь., 2002. С. 216. ЦА ФСБ. Д. Н-1780. Т. 6. Л. 11; Следственное дело Патриарха Тихона. Сборник документов и материалов Центрального архива ФСБ РФ. М., 2000. С. 110. (Далее – Следственное дело). ЦА ФСБ. Д. Н-1780. Т. 6. Л. 12; Следственное дело. С. 110. Священномученик Иларион, архиепископ Верейский//Московские Епархиальные Ведомости. 1999. С. 52. ЦА ФСБ. Ф.1. Оп. 5. Д. 363. Л. 8-9 об. ЦА ФСБ Д. Р-43193. Т.1. Л. 50. Феноменов Николай Григорьевич, родился 2 мая 1872 г. в Орловской губернии в семье священника. 3 апреля 1897 – пострижен в мантию с именем Никандр. 10 апреля 1897 – рукоположен во иеродиакона. 15 июня 1897 – рукоположен во иеромонаха. 1897 – окончил Киевскую ДА со степенью кандидата бого-словия. Преподаватель Тульской ДС. 1900 – инспектор Кутаисской ДС. 1902 – ректор Тифлисской ДС в сане архимандрита. 1905- хиротонисан во епископа Кинешемского, викария Костромской епархии. 1908 – епископ Нарвский, викарий СПб епархии. 1914 – епископ Вятский и Слободской. 5 сентября 1918 – переименован во епископа Вятского и Глазовского. 1 ноября 1918 – арестован в Москве. 1918-1919 – в заключении в Бутырской тюрьме. 7 апреля 1919 г. возведен в сан архиепископа. 23 апреля 1919 г. приго-ворен к 3 годам концлагеря. 1919-1920 – в заключении в Архангельском концлагере. 9 сентября 1920 г. – досрочно освобожден из лагеря. Вернулся в Москву. 20 октября 1920 арестован в Москве. 1920-1921 – в заключении в Бутырской тюрьме. В июле 1921 г. освобожден. 1921 – архиепископ Астраханский, к месту назначения выехать не смог из-за подписки о невыезде из Москвы. Сентябрь 1921 – член Священного Синода при Патриархе Тихоне. Январь 1922 – архиепископ Крутицкий, ближайший помощник Патриарха Тихона. 22 марта 1922 г. арестован на Троицком подворье в Москве. Привлечен по делу Патриарха Тихона. Находился во Внутренней тюрьме ОГПУ. 10 января 1924 освобожден до суда. 1924 – приговорен к 3 годам ссылки в Среднюю Азию. 1924-1925 гг. в ссылке в г. Хиве. Освобожден. В ноябре 1925 – посвящен в митрополита Одесского. 1927 – митрополит Ташкентский и Туркестанский. Проживал в Москве без права выезда. 14 февраля 1933 – скончался в Ташкенте. По другим данным, скончался в 1934 г. в Горьком. (ГАРФ. Ф.8409. Оп.1. Д.38. Л.277.; Д.54. Л.40.; Ф.8419. Оп.1. Д.90. Л.131.; Д.169. Л.151-153.; Д.185. Л.169-171.; Д.261. Л.90, 96-109.)

http://pravoslavie.ru/5822.html

   Лосский В. Н. Догматическое богословие. С. 216—217.    Григорий Нисский, свят. К Авлавию, о том, что не «три бога»//Григорий Нисский, свят. Догматические сочинения. Т. I. С. 66.    Лосский В. Н. Догматическое богословие. С. 219.    Лосский В. Н. Догматическое богословие. С. 219.    Ириней Лионский, сщмч. Против ересей. С. 193—194. Кн. II. Гл. 28, 6.    Gregorii Theologi. Oratio 31. 8//PG. Т. 36 Col. 141ВС. Рус. пер. В. Н. Лосского см.: Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. С. 45.    Иоанн Дамаскин, преп. ТИПВ. С. 169. Кн. 1. Гл. 8.    Макарий (Булгаков), архиеп. Православно-догматическое богословие. Т. I. С. 255. Например, см.: Григорий Богослов, свят. Слово 29, о богословии третье, о Боге Сыне первое//Григорий Богослов, свят. Собрание творений. Т. 1. С. 415.    Иоанн Дамаскин. ТИПВ. С. 169, 171. Кн. 1. Гл. 8.    См.: Григорий Богослов, свят. Слово 40, на святое Крещение//Григорий Богослов, свят. Собрание творений. Т. 1. С. 572.    Лосский В. Н. Догматическое богословие. С. 219.    Например, см.: Dionysii Areopagitae. De divinis nominibus. II. 7//PG. T. 3. Col. 645B. Рус. пер. см.: Дионисий Ареопагит. О Божественных именах. С. 65. Гл. II, 7.    Athanasii Alexandrini. Orationes adversus Arianos. 4. 1//PG. T. 26. Col. 468В. Рус. пер.: Афанасий Великий, свят. На ариан, слово четвертое. 1//Афанасий Великий, свят. Творения. Т. II. С. 455.    Он же. Послание к Серапиону, епископу Тмуисскому. 3. 6//Там же. Т. III. С. 66.    Дионисий Ареопагит. О Божественных именах. Гл. II. 5.//Дионисий Ареопагит. О Божественных именах. О мистическом богословии. С. 59.    Исповедание православной веры св. Григория Паламы. М., 1995. С. 6.    См.: Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. С. 47.    Там же.    См.: Григорий Богослов, свят. Слово 40, на святое Крещение//Григорий Богослов, свят. Собрание творений. Т. 1. С. 571.    Он же. Слово 29, о богословии третье, о Боге Сыне первое//Там же. С. 414.    Каллист, еп. Диоклийский. Святая Троица — парадигма человеческой личности//Альфа и Омега. М., 2002. 32. С. 119—120.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4139...

Творения. Т. 1. С. 614. 475 Maximi Confessoris. Ambigua ad Thomam. 1//PG. T. 91. Col. 1036C. Рус. пер.: Максим Исповедник. О различных недоумениях. С. 17. 476 Gregorii Theologi. Oratio XXIX. 2//PG. Т. 36. Col. 76BC. Рус. пер. В. Н. Лосского см.: Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. С. 38. 477 См.: Григорий Богослов, свят. Слово 22, о мире//Григорий Богослов, свят. Собрание творений. Т. 1. С. 332. 478 Лосский В. Н. Догматическое богословие. С. 216—217. 479 Григорий Нисский, свят. К Авлавию, о том, что не «три бога»//Григорий Нисский, свят. Догматические сочинения. Т. I. С. 66. 480 Лосский В. Н. Догматическое богословие. С. 219. 481 Лосский В. Н. Догматическое богословие. С. 219. 482 Ириней Лионский, сщмч. Против ересей. С. 193—194. Кн. II. Гл. 28, 6. 483 Gregorii Theologi. Oratio 31. 8//PG. Т. 36 Col. 141ВС. Рус. пер. В. Н. Лосского см.: Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. С. 45. 484 Иоанн Дамаскин, преп. ТИПВ. С. 169. Кн. 1. Гл. 8. 485 Макарий (Булгаков), архиеп. Православно-догматическое богословие. Т. I. С. 255. Например, см.: Григорий Богослов, свят. Слово 29, о богословии третье, о Боге Сыне первое//Григорий Богослов, свят. Собрание творений. Т. 1. С. 415. 486 Иоанн Дамаскин. ТИПВ. С. 169, 171. Кн. 1. Гл. 8. 487 См.: Григорий Богослов, свят. Слово 40, на святое Крещение//Григорий Богослов, свят. Собрание творений. Т. 1. С. 572. 488 Лосский В. Н. Догматическое богословие. С. 219. 489 Например, см.: Dionysii Areopagitae. De divinis nominibus. II. 7//PG. T. 3. Col. 645B. Рус. пер. см.: Дионисий Ареопагит. О Божественных именах. С. 65. Гл. II, 7. 490 Athanasii Alexandrini. Orationes adversus Arianos. 4. 1//PG. T. 26. Col. 468В. Рус. пер.: Афанасий Великий, свят. На ариан, слово четвертое. 1//Афанасий Великий, свят. Творения. Т. II. С. 455. 491 Он же. Послание к Серапиону, епископу Тмуисскому. 3. 6//Там же. Т. III. С. 66. 492 Дионисий Ареопагит. О Божественных именах. Гл. II. 5.//Дионисий Ареопагит. О Божественных именах.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4139...

1013 Пентковский Α., Йовчева Μ. Праздничные и воскресные блаженны в византийском и славянском богослужении VIII–XIII веков//Paleobulgarica. Т. XXV. В. 3. София, 2001. С. 31–60. 1014 Некоторые из них опубликованы: Праздничные блаженны из греческих Миней IX–XII веков библиотеки монастыря вмц. Екатерины на Синае//Богословский сб. Т. 10. М., 2002.С. 155–171. 1017 Это явление имеет параллель в т.н. «минологизации» агиографии ΙΧ-Χ вв. и деятельности Симеона Метафраста (см.: Ehrahard A. Uberlieferung und Bestand der hagiographischen und homiletischen Literatur der griechischen Kirche. Bd. 1. Leipzig, 1937. S. 154–701). 1019 Рыбаков В.Α., прот., сщмч. Святой Иосиф Песнописец и его песнотворческая деятельность. М., 2002. С. 408. 1020 См.: Στθης Г. Θ. Κατλογος περιγραφικς τν χειρογρφων κωδκων βυζαντινς μουσικς τν ποκειμνων ν τας βιβλιοθκαις τν ερν μονν κα σκητν το γου ρους. θναι, 1975. Τ. 1. Σ. 898 (Странное слово βδομοκοετη вынудило докладчика внести в цитируемый текст исправление βδομηκοντατης; перевожу его как «семилетие». Мысль такова: Анфиму в момент написания заметки 85–7=78 лет, и, возможно, он доживет до возраста своего учителя, до которого ему осталось 7 лет. – Прим пер.). 1021 См. описание в книге: Στθης. Op. cit. Т. 3. Σ. 694–706. Ср.: Πολτη Λ., Πολτη Μ. Βιβλιογρφοι 17об–18 об. ανα. Συνοπτικ καταγραφ//Δελτο το στορικο κα Παλαιογραφικο ρχεου 6. 1988–1992. θνα, 1994. Σ. 408. 1024 См.: Στθη Γ. Θ. γιορειτικ μελουργα//Διεθνς Συμπσιο· Τ γιον ρος χθς-σμερα – αριο, Θεσσαλονκη 29 κτωβρου – 1 Νοεμβρου 1993. Θεσσαλονκη, 1996. Σ. 304 (41). 1025 Рукопись не подписана, приписывается Дамаскину согласно идентификации Στθης " α (см.: Στθης. Κατλογος περιγραφικς... Т. 3. Σ. 95, 104 соответственно, где помещается и ссылка на указанный факт копирования). Важно также, что четыре из рассматриваемых композиций Дамаскина обнаружены в рукописи Μεταμορφσεως 295 (вторая половина XVIII в., с. 280–287), где помещены воскресные причастны, написанные на глас второй (с. 280), четвертый (с. 282), пятый (с. 284) и седьмой (с. 287).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После прибытия в Н. Тагил еп. Лев возглавил борьбу с обновленчеством. Первоначально он окормлял 6 приходов города. В апр.-мае 1923 г. он получил от находившегося в заключении архиеп. Григория (Яцковского) письменное благословение на временное управление Екатеринбургской епархией. После этого в подчинение еп. Льва перешли 5 общин Екатеринбурга, приходы Шадринска, а также входившие в состав Пермской епархии общины Осы и Оханска. Успехи архиерея в деле объединения правосл. приходов привлекли внимание властей. 15 июня 1923 г. еп. Лев был арестован вместе с группой священнослужителей и мирян (более 20 чел.). В авг. 1923 г., во время пребывания еп. Льва в заключении в Москве, освобожденный из-под ареста патриарх свт. Тихон подтвердил каноничность его архиерейской хиротонии и т. о. утвердил учреждение Н. в. 14 дек. 1923 г. еп. Лев был приговорен к ссылке в Ср. Азию. К 1927 г. неск. приходов Тагильского окр. Уральской обл. продолжали признавать своим архиереем пребывавшего в ссылке еп. Льва. 16 сент. 1927 г. на Нижнетагильскую кафедру был назначен викарий Московской епархии Орехово-Зуевский еп. сщмч. Никита (Делекторский) . Он не принял это назначение и подал ходатайство об увольнении на покой, удовлетворенное 31 окт. 1928 г., после чего Н. в. прекратило существование. Ист.: «Довести до Вашего сведения…»/Публ. и коммент.: Н. А. Кривошеева//Вестн. ПСТГУ. Сер. 2: История. История РПЦ. 2006. Вып. 2(19). С. 209-214. Лит.: Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 4. С. 153; Т. 5. С. 84; Дамаскин. Кн. 5. С. 337-340; Лавринов В. В., прот. Екатеринбургская епархия: События, люди, храмы. Екат., 2001. С. 39-40, 43, 48-49, 53-55, 57, 113, 148, 157; он же. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. М., 2016. С. 344, 363, 379-380, 429, 485-486, 506, 545, 602, 639. (МИЦ; 54); ЖНИР: Моск. Нояб. С. 77-82; Зимина Н. П. Нижнетагильская автокефалия: (Канонич. основания, тактика, ист. значение)//Государство, общество, Церковь в истории России XX в.: Мат-лы XII Междунар. науч. конф. Иваново, 2013. Ч. 1. С. 164-171.

http://pravenc.ru/text/2565232.html

А. п.- псевдоэпиграфический памятник, что не является редкостью для христ. лит-ры II-IV вв. (W. Speyer): повествование ведется от лица сщмч. Климента Римского (VIII 46. 13; 47. 85), Ап. 85 прямо называет сщмч. Климента автором памятника и ставит А. п. в один ряд с новозаветными книгами. Авторитет А. п. на Востоке и в древности, и позднее - вплоть до кон. XIX в. - был очень велик: ни один литургико-канонический памятник не засвидетельствован таким большим числом рукописей, как А. п.; в своей «Патрологии» аббат Ж. П. Минь поместил А. п. вместе с подлинными творениями сщмч. Климента (PG. 1. Col. 509-1156); литургисты XVII-XIX вв. считали «Климентову» литургию VIII кн. А. п. восходящей к очень раннему времени (И. Дмитревский). На основании совпадения словарного состава, лит. стиля, богословских и церковно-дисциплинарных воззрений А. п., анонимного арианского «Комментария на [книгу] Иова» (ок. 360) (D. Hagerdorn) и интерполяций (ок. 380) в посланиях сщмч. Игнатия Богоносца (†107) (J. Lightfoot) патрологи кон. XIX-XX в. показали, что составитель всех этих памятников - одно лицо ( Funk. Die apost. Konst.; Metzger. T. 1. P. 32, 60-62). Это отождествление, а еще более - многочисленные реалии 3-й четв. IV в., присутствующие в тексте А. п., указывают время ок. 380 г. и Антиохию как место составления А. п. ( Metzger. T. 1. P. 54-62). Рукописи и издания В ходе исследования рукописной традиции М. Месже было установлено, что существует 15 независимых друг от друга рукописей А. п. (древнейшие: Veron. N LI (49), VI в.; Vat. Barber. gr. 336, посл. четв. VIII в.; Ath. Vatop. 171, X в.; Vat. gr. 839, X в.; Bodl. Miscell. 204, X в.; Vindob. Pal. Hist. gr. 73, X в.; Vat. gr. 1506, 1024 г.), все остальные - копии к.-л. из них; ученый выявил принадлежность каждой к одной из 4 семей, содержащих различные типы текста А. п. ( Metzger. T. 1. P. 63-94). 1-е издание А. п. было подготовлено Ф. Туррианом по рукописи Vat. gr. 839 с восполнением недостающих фрагментов по рукописям Vat. gr. 2088 и 2089 (обе XI в.) и вышло в Венеции в 1563 г. Полный рус. перевод был опубликован в Казани в 1864 г. и до наст. времени не переиздавался. Новейшее критическое издание греч. текста с исследованием, комментариями и франц. переводом было подготовлено Месже и вышло в серии «Sources Chr é tiennes» в 1985-1987 гг. (N 320, 329, 336).

http://pravenc.ru/text/Апостольские ...

Василид и Марциал были низложены, но отказались оставить кафедры и апеллировали к Римскому еп. сщмч. Стефану I , к-рый признал обвинения ложными. Избранные вместо отступников Феликс и Сабин обратились к африканским православным епископам; те, ссылаясь на мнение Римского еп. Корнелия, постановили, что Василид и Марциал должны совершить покаяние и не могут более оставаться клириками (см.: Hefele, Leclercq. 1907. T. 1. P. 171-172; Clarke. 1984-1989. Vol. 4. P. 15, 139-142; Dunn. 2002; Brent. 2010. P. 15-17). От Собора, состоявшегося в 255 г., сохранилось послание 32 епископов Проконсульской Африки во главе со сщмч. Киприаном Карфагенским к 18 епископам Нумидии ( Cypr. Carth. Ep. 70; согласно Г. У. Кларку, это послание могло относиться и к Собору 254 г.- Clarke. 1984-1989. Vol. 4. P. 15-16). В ответ на вопрос нумидийских епископов участники Собора объявили недействительным крещение и др. таинства, совершаемые еретиками. В послании аргументировано представление о том, что еретики и схизматики не обладают благодатью, поэтому совершенные ими таинства недействительны: «Кто может дать то, чего нет у него? Разве может тот, кто лишился Св. Духа, совершать духовные дела?» ( Cypr. Carth. Ep. 70. 2). В послании к еп. Квинту из Мавритании (Ibid. 71) сщмч. Киприан сообщил о решении, принятом на Соборе епископами и пресвитерами, и подробно объяснил его (см.: Hefele, Leclercq. 1907. T. 1. P. 174-175; Clarke. 1984-1989. Vol. 4. P. 191-193). Сведения о Соборе, к-рый проходил в мае или июне 256 г. с участием 71 епископа из Проконсульской Африки и Нумидии, содержатся в соборном послании ( Cypr. Carth. Ep. 72), адресованном Римскому еп. сщмч. Стефану. Участники Собора подтвердили решение о недействительности крещения, совершенного еретиками: «То, что совершают еретики,- это не крещение; у тех, кто противится Христу, ничто не может принести пользу Христовой благодатью» (Ibid. 72. 1). В соответствии с этим постановлением отцы Собора 256 г. приняли решение о невозможности принятия в сущем сане раскаявшихся еретиков и схизматиков: «Подобает, чтобы священнослужители и церковнослужители, которые служат у алтаря и приносят жертву, были людьми безупречными и непорочными» (Ibid.

http://pravenc.ru/text/1681209.html

Оригинальный текст Апостольского предания неизвестен. Поиски произведения, которое называлось бы " Апостольское предание " , начались со времени обнаружения в 1551 г. в Риме при ц. св. Лаврентия на Тибуртинской дороге статуи некоего епископа, на основании которой были выгравированы пасхальные таблицы и названия сочинений, принадлежащих сщмч. Ипполиту Римскому (+235?). Среди проч. на основании статуи выбиты слова: " peri harismaton apostolike paradosis " (О харизмах [дарованиях] Апостольское предание; эту фразу можно считать названием как одного, так и 2 памятников), однако ни одно из известных произведений св. Ипполита невозможно отождествить с упомянутым " apostolike paradosis " . В кон. XIX - нач. XX в., с октрытием и публикацией большого числа литургико-канонических памятников, исследователями было замечено значительное сходство между отдельными частями 5 сборников: " Синодоса " (др. название - " Египетские церковные постановления " ; греч. оригинал утрачен, известны копт. - саидическая (древнейшая, ок. 500 г.) и бохайрская - араб. и эфиоп. версии, отличающиеся друг от друга), Веронского палимпсеста (лат. переводы неск. литургико-канонических памятников, ок. 494 г.- по Б. Ботту (B. Botte)), " Эпитомы " (V в.?; содержат переработку VIII кн. " Апостольских постановлений " ), " Завещания Господа нашего Иисуса Христа " (V в.; сохранился только сир. перевод греч. текста), " Канонов Ипполита " (IV или V в.; сохранился только араб. перевод греч. текста). Это сходство было объяснено Э. Шварцем (E. Schwartz) и Р.-Г. Конноли (R.-H. Connolly) путем выделения из " Синодоса " и Веронского палимпсеста некоего самостоятельного текста (обозначим его как " k " ), т.о. " Синодос " состоит из " Канонов св. апостолов " (III в.), " k " и переработанной VIII кн. " Апостольских постановлений " (ок. 380 г.); Веронский палимпсест - из " Дидаскалии апостолов " (III в.), " Канонов св. апостолов " и " k " ; остальные 3 сборника содержат отдельные фрагменты " k " . Этот текст " k " и получил название " Апостольского предания " , поскольку исследователи XX в. (Коннолли и др.) отождествили его с утраченным " apostolike paradosis " сщмч. Ипполита Римского (Бубуруз. С.182-191). Считается, что ближе всего к предполагаемому первоисточнику находится лат. текст Веронского палимпсеста (Hanssens. P.171-216, 249-253), поскольку греч. оригинала текста " k " не существует. Следует отметить, что выделяемые из каждого сборника версии Апостольского предания не идентичны, различия между ними в отдельных главах довольно существенны. Критическую реконструкцию Апостольского предания сделал Б. Ботт, единственный рус. перевод - свящ. П. Бубуруз (БТ. 5. С.283-296). При цитировании Апостольского предания обычно придерживаются нумерации глав по изданию Б. Ботта. Текстологический анализ показывает, что единственная лат. редакция Апостольского предания (в Веронском палимпсесте) является переводом с греч. источника III в., имеющего егип. или сир. происхождение (Hanssens. P.6-30).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Оригинальный текст А. п. неизвестен. Поиски произведения, к-рое называлось бы «А. п.», начались со времени обнаружения в 1551 г. в Риме при ц. св. Лаврентия на Тибуртинской дороге статуи некоего епископа, на основании к-рой были выгравированы пасхальные таблицы и названия сочинений, принадлежащих сщмч. Ипполиту Римскому († 235?). Среди проч. на основании статуи выбиты слова: «Περ χαρισμτων ποστολικ παρδοσις» (О харизмах [дарованиях] Апостольское предание; эту фразу можно считать названием как одного, так и 2 памятников), однако ни одно из известных произведений св. Ипполита невозможно отождествить с упомянутым «ποστολικ παρδοσις». В кон. XIX - нач. XX в., с открытием и публикацией большого числа литургико-канонических памятников, исследователями было замечено значительное сходство между отдельными частями 5 сборников: «Синодоса» (др. название - «Египетские церковные постановления»; греч. оригинал утрачен, известны копт.- саидическая (древнейшая, ок. 500) и бохайрская - араб. и эфиоп. версии, отличающиеся друг от друга), Веронского палимпсеста (сборник лат. переводов неск. литургико-канонических памятников, ок. 494 - по Б. Ботту), «Эпитомы» (V в.?; содержит переработку VIII кн. «Апостольских постановлений»), «Завещания Господа нашего Иисуса Христа» (V в.; сохранился только сир. перевод греч. текста), «Канонов Ипполита» (IV или V в.; сохранился только араб. перевод греч. текста). Это сходство было объяснено Э. Шварцем и Р. Г. Коннолли путем выделения из «Синодоса» и Веронского палимпсеста некоего самостоятельного текста (обозначим его как «κ»), т. о., «Синодос» состоит из «Канонов святых апостолов» (III в.), «κ» и переработанной VIII кн. «Апостольских постановлений» (ок. 380); Веронский палимпсест - из «Дидаскалии апостолов» (III в.), «Канонов св. апостолов» и «κ»; остальные 3 сборника содержат отдельные фрагменты «κ». Этот текст «κ» и получил название «А. п.», поскольку исследователи XX в. (Коннолли и др.) отождествили его с утраченным «ποστολικ παρδοσις» сщмч. Ипполита Римского ( Бубуруз. С. 182-191). Считается, что ближе всего к предполагаемому первоисточнику находится лат. текст Веронского палимпсеста ( Hanssens. P. 171-216, 249-253), поскольку греч. оригинала текста «κ» не существует. Следует отметить, что выделяемые из каждого сборника версии А. п. не идентичны, различия между ними в отдельных главах довольно существенны. Критическую реконструкцию А. п. сделал Б. Ботт, единственный рус. перевод - свящ. П. Бубуруз (БТ. Сб. 5. С. 283-296). При цитировании А. п. обычно придерживаются нумерации глав по изданию Б. Ботта. Текстологический анализ показывает, что единственная лат. редакция А. п. (в Веронском палимпсесте) является переводом с греч. источника III в., имеющего егип. или сир. происхождение ( Hanssens. P. 6-30). Вопрос авторства А. п.

http://pravenc.ru/text/ Апостольского ...

284 Греч. «φρμακαν ζως». Использование этого и сходных с ним выражений по отношению к Святым Таинам характерно для раннехристианского богословия – например, в начале 20-й главы Послания сщмч. Игнатия Богоносца к ефесянам Святое причащение названо «φρμακαν θανασας» (лекарство бессмертия). (SC. 10. P. 90) (см. Johnson. Op. cit. P. 251). 289 Литература, посвящённая анафоре: SalaviHe S. Le noveau fragment d’anaphore égyptienne de Deir Balyzeh//Йchos d’Orient. Paris, 1909. Vol. 12. P. 329–335; de Puniet P. Le nouveau Papyrus liturgique d’Oxford//Revue Benedictine. Mardesous, 1909. Vol. 26. P. 34–51; Roberts C.H., Capelle B. An Early Euchologium: The Dêr-Balizeh Papyrus enlarged and reedited. Louvain, 1949. (Bibliothèque de Muséon; 23); Bugnini A. L’eucologio di Dêr-Balizeh//Ephemerides Liturgicae. R., 1951. Vol. 65. P. 151–170; Gamber K. Das Eucharistiegebet im Papyrus von Dêr-Balyzeh und die Samstagabend-Agapen in Ägypten//Ostkirliche Studien. Wurzburg, 1958. Bd. 7. S. 48–65; idem. Der Liturgische Papyrus von Deir El-Bala’izah, in Oberägypten (6/7. Jh.)//Le Muséon. Louvain, 1969. Vol. 82. P. 61–83; Van Haelst J. Une nouvelle reconstitution du papyrus liturgique de Dêr-Balizeh//Ephemerides Theologicae Louvanienses. Louvain, 1969. Vol. 45. P. 444–455; Hammerstaedt. S. 171–186. 293 Иными словами, анафоры близки друг к другу именно в тех анафоральных частях, где, как уже было отмечено, анафора Евхология Сарапиона близка к анафоре ап. Марка; примечательно, что в анафоре папируса из Дейр-Балайзах, как и в анафоре Евхология Сарапиона, серафимы представлены закрывающими «Лик», а не «свои лица», как в анафоре ап. Марка. В анафоре папируса из Дейр-Балайзах отсутствует цитата из Кол. 1:16 , отсутствующая и в анафоре ап. Марка. Точку зрения, что анафоры Евхология Сарапиона и папируса из Дейр-Балайзах сохранили более архаичную форму традиционного александрийского блока Pre-Sanctus – Sanctus – Epiclesis I, чем сама анафора ап. Марка, можно считать общепринятой (Johnson. Op. cit. P. 205–206).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010