В б-ке мон-ря хранится коллекция рукописей (ок. 290 кодексов), в т. ч. книги, написанные по заказу членов имп. династии Палеологов (напр., Евангелие кон. XIII - нач. XIV в. (N 298), заказчиком к-рого предание ошибочно считает имп. Константина VII Багрянородного). В кон. XVI - нач. XVII в. в книгописной мастерской мон-ря работали каллиграфы киприот Лука, еп. Бузэуский (митр. Унгро-Влахийский в 1602-1629), Матфей Миреон из Эпира († 1624), монахи Арсений и Иоанникий; в золотошвейной мастерской работал мон. Арсений Вышивальщик (1583-1620). В мон-ре хранятся многочисленные реликвии: иконы, церковные облачения и утварь, плащаницы. Особый интерес представляет икона Богоматери с Младенцем, написанная в 1668 г. критским живописцем Эммануилом Тзанесом . Прп. Сисой, оплакивающий останки Александра Македонского. Роспись собора во имя Всех святых мон-ря Варлаама. XVI в. Прп. Сисой, оплакивающий останки Александра Македонского. Роспись собора во имя Всех святых мон-ря Варлаама. XVI в. На северо-западной оконечности скалы, на месте древней церкви, основанной Варлаамом и перестроенной братьями Апсарадами, находятся небольшой храм Трех святителей, сооруженный в 1627 г. и расписанный в 1637 г. Иоанном, иереем из Каламбаки, башня, часовня во имя св. Бессребреников, трапезная (превращенная в наст. время в ризницу и музей), кухня с традиц. очагом, больница, корпуса келий, гостиница. До 1922 г., когда были прорублены ступени в скале, в мон-рь можно было подняться только по системе веревочных лестниц. Во время второй мировой войны мон-рь был разграблен, вновь открыт в 1961 г. Монахи занимаются просветительной и благотворительной деятельностью. Святыни: честные главы ктиторов Феофана, Нектария и нмч. Николая из Мецовона, частицы мощей Иоанна Предтечи, свт. Иоанна Златоуста, вмч. Пантелеимона, вмч. Прокопия, нмч. Иоанна из Янины, вмц. Анастасии Узорешительницы, мучеников Сергия и Вакха, вмц. Параскевы, мч. Нестора, сщмч. Харалампия, вмч. Меркурия, мч. Трифона, вмц. Варвары и др. В 1591 г. в Москву архим. Дамаскином из В. м. были привезены в дар царю Феодору Иоанновичу мощи ап. Фомы (Посольская книга по связям России с Грецией (православными иерархами и монастырями): 1588-1594 гг. М., 1988. С. 73).

http://pravenc.ru/text/154227.html

Заповеди ...Исполняющий их прославится в Царствии Божием, а избирающий другое погибнет вместе со своими делами (ап. Варнава, 94, 52). ...Заповеди ты легко соблюдешь, и не будут они трудны, если будешь убежден, что их можно соблюсти, но если ты положил в сердце своем, что они не могут быть соблюдены человеком, то не соблюдешь их... если не соблюдешь этих заповедей и пренебрежешь их, то не спасешься... (св. Ерм , 94, 198). Источник. Соблюдешь ... если сердце твое будет чисто пред Господом, и все соблюдут, которые очистят сердца свои от суетных похотей этого века, и будут жить с Богом (св. Ерм , 94, 200). ...Если хочешь быть защищен от всякого бедствия и злополучия и иметь успех во всяком добром деле и слове и во всякой истинной добродетели, то поступай по... заповедям... и будешь господствовать над всякою неправдою. Ибо, если будешь соблюдать эти заповеди, покорятся тебе всякое пожелание и сладость этого века, и будет сопровождать тебя успех во всяком добром деле (св. Ерм , 94, 245). ...Если мы хотим ходить во свете Христовом, то да не отступаем от заповедей Его и наставлений... (сщмч. Киприан Карфагенский , 63, 401). Источник. Евангельские заповеди – это не что иное... как Божественные наставления, основания к назиданию надежды, подпоры к утверждению веры... пособие к получению спасения (сщмч. Киприан Карфагенский , 64, 200). Источник. ...Вкусивший сладости заповедей и знающий, что они скоро приводят его к подражанию Христу, сильно желает приобрести и прочие, так что ради них часто презирает и смерть (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 41). Все блаженства делают богом по благодати человека, сделавшегося кротким, жаждущим всякой правды, милостивым, бесстрастным, миротворцем, терпящим всякую скорбь с радостью, ради любви к Богу и ближнему. Итак, это суть дары Божии, и мы должны много благодарить Бога за них и за предложенные нам воздаяния: Царствие Небесное в будущем и утешение здесь, полноту всякого блага и милости от Бога; явление Божие видением тайн, сокровенных в Божественных Писаниях и во всех тварях Его, и многую мзду на небесах, подражание Христу на земле и блаженство каждой заповеди, т. е. высочайшее из благ, крайний предел желаний (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 43–44).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Ипполиту Римскому, либо сщмч. Дорофею , еп. Тирскому († ок. 362), исследователями отвергается, т. к. туда включены имена людей, существование к-рых ставится под сомнение, напр. Кифа (имя, данное Петру,- Гал 2. 9), Кесарь («из Кесарева дома», т. е. уверовавшие во Христа от царского дома,- Флп 4. 22) (Собор св. 70 апостолов. С. 20; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 6-11), однако это не исключает того, что в них присутствуют имена современников Иисуса Христа, действительно избранных Им в числе 70 учеников. Даяние закона. Рельеф саркофага. V в. (Нац. музей. Равенна) Даяние закона. Рельеф саркофага. V в. (Нац. музей. Равенна) Апостольское служение ап. Павла Савл был призван Христом после Вознесения Господа. Но несмотря на исключительность обстоятельств, при к-рых он стал благовестником, именование его апостолом вполне согласуется с общими принципами апостольства и, более того, позволяет уточнить саму природу этого служения. Как и Двенадцать, Павел был призван Самим Господом. И к нему в полной мере относятся слова Христа: «Не вы Меня избрали, а Я вас» (Ин 15. 16). Хотя Савл был призван через неск. лет после Воскресения (Деян 9; 22; 26), принципиально важно, что это произошло «не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцом» (Гал 1. 1). По дороге в Дамаск совершилось то, к чему он был предназначен еще «от утробы матери» (Гал 1. 15). Но поскольку чудесное призвание Павла было сокрыто от мира, ему приходилось настойчиво говорить о своем апостольстве и убеждать всех, что он в полной мере соответствует его критериям. «Не Апостол ли я… Не видел ли я Иисуса Христа Господа нашего?» (1 Кор 9. 1), «у меня ни в чем нет недостатка против высших апостолов» (2 Кор 11. 5). Ап. Павел обращается к авторитету Самого Христа, когда ему необходимо подтвердить законность своего служения, поскольку источником его, как и для Двенадцати, является Сам Господь. Двенадцать до выхода на проповедь длительное время обучались и готовились к служению, пребывая в постоянном общении с Господом. Приготовление Павла к благовествованию было также продолжительным. От видения на пути в Дамаск до начала его первого миссионерского путешествия прошло неск. лет, в течение к-рых «Савл более и более укреплялся» (Деян 9. 22). Свящ. Писание впервые называет его «апостолом» только в Деян 14. 4. Этому предшествовала проповедь в Дамаске и Аравии, служение Антиохийской Церкви и прямое указание Св. Духа на его избранничество (Деян 13. 2). Апостолы, проповедующие народу. Миниатюра Хлудовской Псалтири. IX в. (ГИМ)

http://pravenc.ru/text/75732.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Одна из важнейших частей Откровения – учение о Втором пришествии Иисуса Христа, о кончине мира и о всеобщем суде. 1. Учение Церкви о втором пришествии Христовом 1.2. Признаки Второго пришествия 1.2.1. Распространение Евангелия во всем мире »...проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» ( Мф. 24:14 ). 1.2.2. Появление лжехристов и лжепророков, распространение ложных учений »...многие придут под именем Моим и будут говорить: я Христос» ( Мф. 24:5 ), «и многие лжепророки восстанут и прельстят многих» ( Мф. 24:11 ). «В последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским» ( 1Тим. 4:1 ). «здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху» ( 2Тим. 4:3 ). 1.2.6. Пришествие антихриста Непосредственно перед пришествием Христовым диавол воздвигает особое орудие зла – антихриста. Приставка «anti» в греческом языке может иметь два значения «против» и «вместо». По отношению к антихристу оба значения правомочны, потому что антихрист явится и противником Христа, «который будет стараться истребить христианство » 383 , и тем кто попытается поставить себя на место Христа. В Священном Писании наименование «антихрист» употребляется в двух значениях. В широком значении это – всякий, кто отрицает богочеловечество и богосыновство Иисуса Христа ( 1Ин. 2:22, 4:3 ). В этом смысле «появилось много антихристов...» ( 1Ин. 2:18 ). В строгом смысле это наименование употребляется в отношении определенного лица. Господь говорил иудеям: «иной придет во имя свое, его примете» ( Ин. 5:43 ). Ап. Павел называет антихриста «человеком греха, сыном погибели» ( 2Фес. 2:3 ). Антихрист будет теснейшим образом связан с сатаной, его «пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными» ( 2Фес. 2:9 ). Имя антихриста неизвестно, известно только его число – «666». По объяснению сщмч. Иринея Лионского , имя его неизвестно «потому, что оно недостойно быть возвещенным от Духа Святого» 384 . По словам св. Иоанна Дамаскина , антихрист «рождается... от блудодеяния, тайно воспитывается, внезапно восстает, возмущается и делается царем» 385 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

   Существует ложное мнение, что антихрист будет воплощением сатаны, подобно тому как Бог Слово воплотился от Девы. Это мнение Православной Церковью не разделяется. Преп. Иоанн Дамаскин пишет: «Не сам диавол сделается человеком, подобно вочеловечению Господа, — да не будет, — но родится человек от блудодеяния и примет на себя все действие сатаны. Ибо Бог, предвидя будущее развращение его воли, попустит диаволу вселиться в него». Слова преп. Иоанна Дамаскина тождественны с учением Священного Писания: ...которого (антихриста. — О.Д.) пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными (2 Сол.2:9).    Имя антихриста неизвестно, известно только его число — «666». По объяснению сщмч. Иринея Лионского, «имя его неизвестно потому, что оно недостойно быть возвещенным от Духа Святого».    Событием, непосредственно предваряющим пришествие антихриста, будет взятие от среды удерживающего теперь (2 Сол.2:7). Эти слова требуют обращения к греческому тексту. В 2 Сол.2об антихристе говорится: ...ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время. Словам синодального перевода что не допускает соответствует греческое τ κατχον — буквально «держащее или удерживающее» (слово употреблено в среднем роде). Очевидно, здесь имеется в виду не человеческое лицо, а некая сила. Однако в ст. 7 говорится: ...тайна беззакония... не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий ( κατχων)... Грамматическая форма здесь, скорее всего, указывает на лицо мужского рода. Общепринятого толкования на эти слова апостола нет, поэтому под «удерживающим» можно понимать и некоторую силу, политическую или религиозно-политическую, и некоего представителя этой силы. Некоторые отцы под «удерживающим» также понимают Святого Духа. 2.3.2. Брань антихриста с царством Христовым    По словам преп. Иоанна Дамаскина, «антихрист будет воспитан тайно, потом внезапно восстанет, возмутится и воцарится». Он придет во имя свое (Ин.5:43). Ап. Павел говорит, что антихрист будет превозноситься выше всего, называемого Богом или святынею... (2 Сол.2:4), т. е. будет бороться против всех религий и предметов религиозного чествования.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

По преданию, антихрист произойдет из народа иудейского, будет являться потомком Дана, одного из двенадцати сыновей Иакова. Пророчество патриарха Иакова о Дане и его потомках звучит следующим образом: Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад. На помощь Твою надеюсь, Господи! ( Быт.49:17–18 ). Не менее устрашающие слова о Дане содержатся у пророка Иеремии: От Дана слышен храп коней его, от громкого ржанья жеребцов его дрожит вся земля; и придут и истребят землю и все, что на ней, город и живущих в нем ( Иер.8:16–17 ) 1350 . В Книге Откровения (см.: Откр.7 ) перечисляются запечатленные от всех колен Израилевых, но среди перечисляемых колен не упомянуто колено Даново. Это тоже рассматривается как прикровенное указание на то, что из колена Данова произойдет антихрист. Существует ложное мнение, что антихрист будет воплощением сатаны, подобно тому как Бог Слово воплотился от Девы. Это мнение Православной Церковью не разделяется. Преп. Иоанн Дамаскин пишет: «Не сам диавол сделается человеком, подобно вочеловечению Господа, – да не будет, – но родится человек от блудодеяния и примет на себя все действие сатаны. Ибо Бог, предвидя будущее развращение его воли, попустит диаволу вселиться в него» 1351 . Слова преп. Иоанна Дамаскина тождественны с учением Священного Писания: ...которого (антихриста. – О.Д.) пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными ( 2Сол.2:9 ). Имя антихриста неизвестно, известно только его число – «666». По объяснению сщмч. Иринея Лионского , «имя его неизвестно потому, что оно недостойно быть возвещенным от Духа Святого» 1352 . Событием, непосредственно предваряющим пришествие антихриста, будет взятие от среды удерживающего теперь ( 2Сол.2:7 ). Эти слова требуют обращения к греческому тексту. В 2Сол.2:6 об антихристе говорится: ...ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время. Словам синодального перевода что не допускает соответствует греческое τ κατ χον – буквально «держащее или удерживающее» (слово употреблено в среднем роде). Очевидно, здесь имеется в виду не человеческое лицо, а некая сила. Однако в ст. 7 говорится: ...тайна беззакония... не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий ( κατ χων)... Грамматическая форма здесь, скорее всего, указывает на лицо мужского рода. Общепринятого толкования на эти слова апостола нет 1353 , поэтому под «удерживающим» можно понимать и некоторую силу, политическую или религиозно-политическую, и некоего представителя этой силы. Некоторые отцы под «удерживающим» также понимают Святого Духа 1354 . 2.3.2. Брань антихриста с царством Христовым

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Постом спасся Даниил от львов во рве и три отрока - от пламени в пещи огненной. Постом царь Давид возвел сердце свое ко Господу, и сошла на него благодать Божия, так что он сложил самые сладкозвучные и возвышенные молитвы, какие только смертный человек когда-либо до Рождества Христова возносил к Богу. Постом царь Иосафат без сражения истребил врагов своих, аммонитян и моавитян (2Пар.20:23). Постом иудеи спаслись от гонений царского визиря Амана (Есф.4:3). Постом город Ниневия избежал гибели, предсказанной ему пророком Ионою. Постом Иоанн Креститель стал величайшим из рожденных женами. Постом вооружившись, преподобный Антоний Великий победил и прогнал от себя все полки демонские. И что, разве один преподобный Антоний? Бесчисленные воинства угодников и угодниц Христовых очистились постом, укрепились постом и стали величайшими героями в истории человеческой. Ибо они победили то, что победить труднее всего, - себя. А победив себя, они победили мир и диавола. (Святитель Василий Великий говорит: " Пост делает ум крепким " . Блаженный Диадох: " Истинные подвижники воздерживаются от пищи не потому, что считают ее по природе злом, но дабы чрез воздержание укротить распаляемые члены телесные " . А блаженный Иероним: " Богу, Творцу и Господину вселенной, конечно, не нужно урчание пустого желудка, но без этого не может быть целомудрия - aliter pudicita tuta esse non possit " .) Не собирайте себе сокровищ на земле, - глаголет Господь, - где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. Собирающий земные сокровища собирает себе муку и страх. Он теряет себя в своих сокровищах и погребает свое сердце под прахом. ( " Многие святые мужи древности, правда, имели великие богатства, как то Авраам, Иов, Давид и многие другие; однако они не имели пристрастия к богатству, но все имущество считали Божиим " . Сщмч. Петр Дамаскин.) Мы непрестанно находимся в обществе своего сокровища, на земле ли оно или на небе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

В Священном Писании только один раз прямо говорится о сотворении ангелов: «Ты, Господи, един, Ты создал небо, небеса небес и все воинство их» ( Неем.9:6 ). Под воинством здесь следует понимать ангелов. Косвенно об этом говорится в Кол.1:16 : «Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано». Престолы, господства, начальства и власти – это названия ангельских чинов. Точных указаний относительно времени сотворения ангелов Священное Писание не дает. В святоотеческих текстах мы встречаем, по крайней мере, три мнения относительно происхождения ангелов. Согласно первому, ангелы сотворены прежде вещественного мира. Это мнение наиболее широко распространено и вошло в Катихизисы. Его разделяли сщмч. Ириней Лионский , Евсевий Кесарийский , свтт. Афанасий Великий , Василий Великий , Григорий Богослов , Епифаний Кипрский . Прп. Иоанн Дамаскин говорит («Точное изложение...», кн. 2, гл. 3): «Надлежало сотворить прежде всего умную сущность, потом чувственную, и после того из той и другой сущности – человека». Другие отцы, такие как блж. Феодорит Кирский и Геннадий Массальский считали, что ангелы сотворены одновременно с сотворением видимого мира. Свою позицию блж. Феодорит аргументирует следующим образом: «Ангелы имеют ограниченную сущность и посему имеют они нужду в месте, потому одно Божество, как неограниченное, не заключается в месте. Но если ангелы ограниченны местом, то как им существовать прежде неба и земли? Ибо пока нет содержащего, может ли быть содержимое?» Ангелы, как сотворенные сущности, для своего существования нуждаются в месте, а место предполагает наличие пространства как формы существования тварного бытия. Следовательно, прежде чем сотворен мир с пространством и временем, не могли появиться и ангелы. Некоторые отцы, в частности, блж. Августин считали, что ангелы сотворены в первый день вместе со светом, и именно поэтому ангелов называют вторыми светами. Существует мнение, основанное на прогрессистских представлениях: поскольку мир развивается эволюционным путем, от простого к сложному, а ангел более совершенен, чем человек, следовательно, ангелы должны были появиться после человека. Это неверно, поскольку в Иов.38:7 говорится, что Бог основывал Землю при общем ликовании небес, когда все сыны Божии восклицали от радости. Сыны Божии в данном случае – ангелы, а основание Земли относится к четвертому дню творения. Значит, ангелы к этому времени уже существовали.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

2) Вероопределения Соборов.   Известно, что на Соборах рассматривали и определяли основные вероучительные положения христианства и, следовательно, многие места Писания. Поэтому необходимо понимать эти места в соответствии с определениями Соборов 140 . Например, слова «как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» ( Рим. 5:12 ) нельзя понимать в том смысле, будто последствия греха Адама вошли в мир только через подражание, как учили пелагиане, а не передаются людям через рождение. Подтверждением православного толкования служит решение Поместного Карфагенского Собора (419), в котором сказано: кто отвергает нужду крещения малых и новорожденных от матерней утробы детей, или говорит, что хотя они и крещаются во отпущение грехов, но от прародительского Адамова греха не заимствуют ничего, что надлежало бы омыти банею пакибытия (из чего следовало бы, что образ крещения во отпущение грехов употребляется над ними не в истинном, но в ложном значении), тот да будет анафема. Ибо реченное Апостолом: единем человеком грех в мир вниде в немже вси согрешиша, подобает разумети не инако, разве как всегда разумела кафолическая Церковь , повсюду разлиянная и распространенная (Правило СХ (CXXIV)) 141 . 3) Творения святых отцов и учителей Церкви.   Согласие отцов и учителей Церкви, как в догматических вопросах, так и в объяснении важнейших отрывков Писания, ведет свое начало от апостолов и есть несомненное свидетельство истины. Например, Господь наш Иисус Христос при установлении таинства Евхаристии сказал: «приимите, идите: сие есть Тело Мое… пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» ( Мф. 26:26–28 ; см. также: Мк. 11:22–24 ; Лк. 22:19–20 , 1Кор. 11:23–25 ). Обращаясь к творениям святых отцов и учителей Церкви: сщмч.  Игнатия Богоносца 142 , мч.  Иустина Философа 143 , свт.  Кирилла Иерусалимского 144 , свт.  Василия Великого , свт.  Иоанна Златоуста 145 , прп.  Иоанна Дамаскина 146  и других, можно увидеть общее учение о том, что Иисус Христос в ту ночь, в которую предал Себя за спасение мира, под видом хлеба и вина преподал Свое Тело и Свою Кровь.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010