—314— мозаики, наложенные одна на другую. И на них есть надпись, где приведены имена 16-ти мучеников. Между прочим, упомянут пресвитер Сатурнин, три других Сатурнина и Люцилла. 292 Среди абитинских исповедников также упоминается пресвитер Сатурнин и еще другой Сатурнин. 293 Что касается Люциллы, то эта знатная карфагенская женщина, как известно играла очень важную роль в истории возникновения донатизма. 294 Здесь опять, таким образом, возникает невольно предположение о происхождении рассматриваемого документа из донатистской среды. Как бы то ни было, но, во всяком случае, по мнению Monceaux, можно усвоять донатистам большую часть надписей, где имеются имена, одинаковые с именами абитинских мучеников, которые были так популярны в среде донатистов. Почти несомненно донатистское происхождение следующих двух эпиграфических документов из рассматриваемой группы. Monceaux разумеет те две надписи, где есть упоминание об Эмерите. Это, по его мнению, не кто иной, как чтец (lector) Эмерит, один из абитинских исповедников, который играет большую роль в истории этих мучеников (Acta Saturnini, 2; 10–11). Личность эта, видимо, была очень популярна среди раскольников. Этому, может быть способствовало смешение её с другою личностью, то же носившей имя Эмерит. Это – знаменитый раскольничий епископ в Caesarea, один из предводителей партии во время Августина. Перейдем, однако, к самим эпиграфическим документам. На камне, найденном в развалинах христианского храма в Henchir Taghfaght (около Khenchela) читается такая надпись: Hic e[st dom]us [Dei, hic] memo[riae] Apostol[orum et] beari Emeriti gloriosi consulti (C. I. L. VIII, 17714). —315— Это – дедикативная надпись часовни, где хранились мощи апостолов и Эмерита. На дверной притолке из Aïn Gorab вырезана дедикативная надпись храма, где хранились тоже реликвии Эмерита: Hc domus D(e)i nos[tri Christi]. H(i)c avitatio Sp(iritu)s s(an)c(t)i P[aracleti]. H(i)c memoria beati martyris Dei consulti [E]mer[iti]. H(ic) exaudietur omnis q(u)i invocat nomen D(omi)ni D(e)i omnipot[entis]. (C)ur, homo, miraris? D(e)o jubante meliora videbis. A[nno regis N]XI… (VIII, 2220; 17614).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но, если даже допустить, что Иустин цитировал евангелие к евреям, всё же из этого не следует, что памятные записи не были каноническим евангелием, четырёхчастным по составу и форме. Современное Иустину евангелие к евреям, может быть, было то же евангелие Матфея, только написанное на еврейском языке, так как едва ли справедливо – мнение блаж. Иеронима, будто евангелие, находившееся в обращении у назореев, было архетипом евангелия Матфея (Archetypus Mattheis) 291 . Некоторые цитаты Иустина, отличающиеся от обычного текста евангелия от Матфея, пытались производить из Петрова евангелия. Однако различия эти скорее можно объяснить свободным способом цитации, вследствие которого Иустин некоторые евангельские изречения приводит в различных местах различно и, следовательно, не согласуется иногда с самим собой. Весьма часто, впрочем, он отличается от текста синоптических евангелий более или менее одинаково, но что же удивительного, если наиболее важные изречения Слова Божия могли удержаться в его памяти? Иустин является представителем века устного учения, когда текст св. книг Нового Завета восполнялся в некоторых случаях преданием, которое вносило немногие подробности в сумму евангельских записей 292 . Не только, однако, Иустин, но и многие другие отцы Церкви, даже после утверждения канона, допускали различия от евангельского текста, при передаче изречений и событий из жизни Христа. Даже у таких отцов Церкви, которые более или менее точно следовали каноническому тексту евангелий, как у Иринея Лионского и Киприана карфагенского , встречаются удивительные различия от синоптических евангелий, имеющие притом в различных творениях того или другого отца одинаковую форму. Сам Иустин часто свободно цитирует даже книги Ветхого Завета, иногда разнообразит одни и те же изречения или же соединяет вместе слова различных авторов 293 . Против тождества письменных записей апостолов с каноническими евангелиями как будто говорят некоторые подробности о жизни Иисуса Христа, которые передаёт Иустин, хотя о них умалчивают четыре евангелиста. Так Иустин рассказывает, что Иисус Христос был рождён в пещере 294 , что волхвы пришли из Аравии 295 , что в доме Иосифа Господь делал плуги 296 , что, когда Он крестился, то явился огонь 297 , что молодой осёл, на котором Господь въехал в Иерусалим, был привязан к виноградному дереву 298 , что воины для осмеяния посадили Господа на трибунале и кричали ему: „ κρνον μν” 299 , что Иисус Христос сказал: „в чём Я застал вас, в том буду судить” ( ν ο ς ν μ ς καταλ&##940; βω ν τοτοις κα κριν 300 , что Он предсказывал: „будут разделения и ереси” σονται σχσματα κα αρσεις 301 . Некоторые из этих рассказов заимствованы из Предания, другие, вероятно, из апокрифических евангелий. Но примечательно то, что ни один из подобных рассказов Иустин не подкрепляет авторитетом „письменных записей” ( τν πομνημονεομτων), следовательно, он делает строгое различие между каноническими и апокрифическими евангелиями 302 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Leonar...

416 Ad Cor., ch. 59–61, обнаружено и впервые опубликовано Вриеннием, 1875. Мы приводим молитву Климента ниже, в конце §66. Молитвы из «Дидахе» (гл. 9 и 10), опубликованные Вриеннием в 1883 г., еще архаичнее и проникнуты духом древней простоты. См. §68. 417 См. о них в т. 3, §98; помимо упомянутой там литературы, см.: Probst (католик), Die Liturgie der 3 ersten Jahrh. Tüb. 1870; С. A. Hammond, Ancient Liturgies (с введением, примечаниями и литургическим глоссарием), Oxford and London 1878. 419 Const. Apost. lib. VII. 47. См. также Daniel, Thesaurus Hymnol., tom. Ill, p. 4, где он назван μνος ωθινς (как в Александрийском кодексе) и начинается со слов: Δξα ν ψστοις θε. См. Tom. II. 268 sqq. Он называется также hymnus angelicus, в то время как Ter Sanctus (из Ис. 6:3 ) позже стал определяться как hymnus seraphicus. Дэниел относит первый к III веку, Рут – ко II веку. Он встречается с незначительными изменениями в тексте в конце Александрийского кодекса Библии (в Британском музее) и в Цюрихской Псалтири, воспроизведенной Тишендорфом в Monumenta Sacra. Автором латинского варианта обычно считается Иларий из Пуатье, IV век. 420 Daniel, I.c. vol. HI, p. 5. См. тж. Const. Αρ. VIII. 37. Гимн μνος εσπερινς или μνος το λυχνικο, начинается словами: Φως λαρν γιας δζης, Αθαντου πατρς ουρανου. 422 Paedag. III. 12 (p. 311 ed. Pott.); тж. см. Daniel, Thesaurus hymnologicus III, p. 3, 4. Дэниел называет его «vetustissimus hymnus ecclesiae», но на это звание может претендовать Gloria in Excelsis. Произведение часто переводилось на немецкий язык: Munter (Rambach, Anthologie christl. Gesänge, I, p. 35); Dorner (Christologie, I. 293); Fortlage (Gesänge christl. Vorzeit, 1844, p. 38) и в рифмованном виде – Hagenbach (Die К. G. der 3 ersten Jahrh., p. 222 sq.). Английский перевод может быть найден в сборнике госпожи Чарльз The Voice of Christian Life in Song, N. York 1858, p. 44 sq., более близкий к тексту – в «Ante–Nicene Christian Library», vol. V, p. 343 sq. 423 Λειτουργα των κατηχουμνων, Missa Catechumenorum. Слово missa (от которого происходит наше «месса») впервые встречается у Августина и в актах Карфагенского собора 398 г. по Р.Х. Оно возникло из объявления о возможности расходиться в конце каждой части богослужения и эквивалентно missio, dismissio. Августин пишет (Serm. 49, с. 8): «Обратите внимание, после проповеди происходит роспуск (missa) новообращенных; верующие остаются». Позже missa стала означать исключительно служение причастия. В Греческой церкви точное соответствие понятия missa – λειτουργα или λιτουργα, служба, литургия.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Том I. Изд. 1-е Творений Киприана в русск. переводе при Киевской Духовн. академии. 278 Тертуллиан. Гл. IX — XIII. 279 Кожевников. Указ. соч. С. 271—272 280 «Пчела», 33. «Очерки древнерим. нравов». 281 «Пчела». Там же. 282 Тертуллиан. Гл. V и сл. 283 Св. Киприан Карфагенский. О зрелищах. С. 343. 284 Broglie. L " eglise et l " empire Romain, au IV siecle. P. 141. Deuxieme part. Paris, 1859. 285 Chastel. Histoire de la destruction du paganisme dans l " empire d " orient. Paris, 1850. P. 208—211. 286 Св. Иоанн Златоуст. Слово против зрелищ. С. 338—341 (Слова и беседы на разные случаи. Т. II. Изд. Петерб. Духовной акад.). 287 Св. Киприан Карфагенский. О зрелищах. С. 339—341. 288 Тертуллиан. Гл. III — IV. 289 Тертуллиан. Гл. II. 290 Нужно помнить, что древние зрелища происходили под открытым небом. 291 Тертуллиан. Гл. I. 292 Там же. Гл. IV. 293 Скворцов. Трактат Тертуллиана о зрелищах. Перев. с франц. С. 324 — 326 (Труды Киев. Духовн. акад. 1865. Т. II). 294 Тертуллиан. Гл. XV. 295 Тертуллиан. Гл. XVI. 296 Св. Киприан Карфагенский. О зрелищах. С. 342 (Твор. Киприана. Т. II. Пер. Киев. Духовн. академии). 297 Лактанций. Божественные наставления (Divinae Institutiones). Кн. 6, гл. 20. 298 Св. Киприан Карфагенский. О зрелищах. С. 344. 299 Св. Киприан Карфагенский. О зрелищах. С. 344—345. 300 Тертуллиан. Гл. XVII. 301 Тертуллиан. Гл. IX. 302 Там же. Гл. XVII. 303 Там же. Гл. XXVII. 304 Св. Киприан Карфагенский. О зрелищах. С. 343—346. 305 Лактанций. Божественные наставления. Кн. 6, гл. 20. 306 Св. Василий Великий. Беседы на Шестоднев. С. 61 (Твор. Василия Великого. Перевод Московской Духовной акад. Ч. I. Изд. 10-е). 307 Св. Кирилл Иерусалимский. Слова тайноводственные. С. 358 (Твор. св. Кирилла. Пер. Московской Духовной академии. Изд. 1-е). 308 Св. Иоанн Златоуст. Слово против зрелищ. С. 341—344 (Слова и беседы на разные случаи. Т. П. Изд. С.-Петерб. Духовной академии). 309 Св. Киприан Карфагенский. О зрелищах. С. 342. 310 Св. Василий Великий. Беседы на Шестоднев. С. 62. 311 Св.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2641...

– Пресвитеры, собирающиеся на молитву без посланного епископом пресвитера, подлежат проклятию – 6 Гангрского Собора. – Пресвитер, отлучённый епископом, если водрузит жертвенник и принесёт жертву, подлежит проклятию – Карфагенского [Собора правила] 10, 11, 29. – Восхищающие недарованное, раздражают Бога – правило апостолов Петра и Павла, лист 30. Монашествующие – вступающие в монастырь дают обед девства – Василия Великого правило 17-е. Монашествующие – проходят трёхлетнее испытание – Двукратного 5-е. Монашествующие – пострижение совершается в присутствии игумена – Двукратного 2-е. Монашествующие – должны жить всегда в монастыре – IV-ro 4-е. Монашествующие – не должны без благословения настоятеля выходить из монастыря – VI-ro 46-е. Монашествующие – не должны переходить в другой монастырь – VI-ro 4-е. Монашествующие – должны быть безбрачны – IV-ro 16-е. Монашествующие – имущества у монахов не должно быть – Двукратного 6. Миропомазание – освящение мира принадлежит епископам – 6-е Карфагенского. Миропомазание – по крещении помазывать миром – 47-е Лаодикийского. О чинопринятии еретиков – 8 правило I-ro, 7-е II-ro; 95-е VI-ro; послание к епископу Мартирию, лист 293 об.; Феофила Александрийского правило 12-е, лист 272; Карфагенского 69-е; Василия Великого 1-е, 47-е; Тимофея Александрийского, лист 606. О безсвященнословных браках – лист 522 и далее. Разность обычаев – сравнить 13 и 55 – VI-ro с 71-м Карфагенского. Разность обычаев – совершение литургии по полудни – 29–41 Карфагенского с 8-м VI-ro Вселенского Соборов. Разность обычаев – градская власть должна помогать церкви – 67, 94 Карфагенского. Разность обычаев – еретики мечом посекаеми да бывают – лист 519 об. Об отмене правил – 15-е Неокесарийского отменено 16-м VI-ro; 5-е апостольское – 12-м VI-ro; 1-е купно всех апостол=29 Лаодикийского; 37-е апостольское=8-м VI-ro; см. ещё предисловие, лист 6, о Пасхе, и ср. с ним 7-е Лаодикийского и 1-е Антиохийского [Соборов]. 9) Большой или Великий катихизис – заключает в себе изложение веры в вопросо-ответах. Составлен протоиереем (Волынская губерния) Лаврентием Зизанием и напечатан в 1627 году в Москве в патриаршество Филарета.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

37 Епископ Касссиан заявляет, однако, что вопрос о характере возложения рук на Варнаву и Павла не ясен: «И в науке существует спор, как понимать то возложение рук, которое совершили члены Антиохийской Церкви над Варнавой и Павлом в начале его первого путешествия ( Деян.13:3 ). Вопрос…остается… открытым» ( Кассиан (Безобразов) , епископ. Указ. соч. С. 185) . 38 Малиновский Н. Указ соч. С. 229, 293, 294, 295, 296. Он же приводит подборку мнения отцов Церкви, но в пересказе, кратко и без выходных данных, а иногда ограничивается только указанием на соответствующие места из их творений. Ниже мы приводим эти цитаты в развернутом виде с точным указанием источников. 40 Киприан Карфагенский , святитель. Письмо 47. К Корнелию о Фортунате и Фелициссиме, или против еретиков. Указ. соч. С. 551–552. Приведем еще одно его мнение: «Власть разрешать и решить на земле, так чтобы это разрешалось на небе, Господь дал прежде Петру, на котором Он основал Церковь , установляя и показывая тем ее единство ( Мф. 16, 19 ), а по Воскресении и всем апостолам, говоря: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю Вас. Сказав это, дунул, и говорит: приимите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком же оставите, на том останутся ( Ин.20:21–23 ). Отсюда понятно, что крестить и давать отпущение грехов могут только в Церкви предстоятели, имеющие основанием евангельский закон и Господне распоряжение; а вне Церкви ничто не может быть ни связано, ни разрешено, так как там нет никого, кто мог бы связать что-нибудь или разрешить. А что все устроено свыше по известному закону и по особенному строению и никто вопреки епископам и священникам не может присвоить себе чего-либо, на что не имеет права, ни власти, то и мы это утверждаем…отнюдь не без свидетельства Божественного Писания. Корей, Дафан и Авирон, хотя наперекор Моисею и первосвященнику Аарону и старались присвоить себе власть священнодействия, однако же не безнаказанно сделали то, на что беззаконно дерзнули. И сыновья Аароновы, возложившие на алтарь чуждый огонь, тотчас были истреблены пред лицем разгневанного Господа. Это наказание ожидает и тех, кои в ложном крещении вносят чуждую воду, и Божественный суд явит свое отмщение еретикам, совершающим вопреки Церкви то, что позволено делать одной только Церкви» ( Киприан Карфагенский , святитель. Письмо 60. К Юбаяну о крещении еретиков. Указ. соч. С.619–620) .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

Иоанн Кассиан Римлянин . Собеседования ­­ Jean Cassien. Conferences I-VII. SC 42. 1955; Conferences VIII-XVII. SC 54. 1958. Иоанн Лествичник . Лестница ­­ Scala paradisi (†Liber ad pastorem). PG 88, 631–1210. Иоанн Постник. Слово о покаянии ­­ Sermo de paenitentia et continentia et virginitate. PG 88, 1937–1977 (dubia). Иоанн Эвбейский. Слово на Зачатие Пресвятой Богоро­дицы ­­ Homilia in conceptionem deiparae. PG 96, 1460–1500. Иосиф Волоколамский. Духовная грамота ­­ Духовная грамота преподобного игумена Иосифа.– Четии-Минеи митрополита Макария. Сентябрь 1–15. СПб., 1868. Иосиф Хаззайа. Послание о трех степенях жизни монашеской ­­ Joseph Hazzaya. Lettre sur les trois etapes de la vie monastique. Ed. P.Harb, F.Graffin. PO 45. Fasc.2. No.202. Tournhout, 1992. Ипполит Римский. Апостольское Предание ­­ Hippolyte de Rome. La tradition apostolique. Ed. B.Botte. SC 11-bis. 1984. Ипполит Римский. Опровержение всех ересей ­­ Hip-polytus Werke IIÏ Refutatio omnium haeresium. Hrsg. von P.Wendland. GCS 26. 1916. Ириней Лионский. Против ересей ­­ Irenee de Lyon. Contre les heresies I-V. Ed. A.Rousseau, LDoutreleau, B.Hemmerdinger and Ch.Mercier. SC 263–264 (I); 293–294 (II); 210–211 (III); 100 (IV), 152–153 (V). 1965–1979. Исаак Сирин. О совершенстве духовном ­­ Маг Isaacus Ninivita. De perfectione religiosa. Ed. P.Bedjan. Leipzig, 1909. Исаак Сирин. Слова подвижнические ­­ Ισακ του Σρου ευρεθντα ασκητικ. κδ. Ν. Θεοτκης. Αθναι, 1895. Исайя Отшельник. О хранении ума ­­ Περ τηρσεως του νος. Φιλοκαλα 1. Σελ. 30–35. Исихий. К Феодулу ­­ Προς Θεδουλον. Φιλοκαλα 1. Σελ. 141–173. Иустин. Апологии Ι и II ­­ Saint Justin. Apologies. Ed. A.Wartelle. Paris, 1987. Иустин. Диалог с Трифоном-иудеем ­­ Justin. Dialogue avec Tryphon. Voli.I-II. Ed. G.Archambault. Paris, 1909. Иустин. Фрагменты ­­ agmenta. PG 6, 1571–1604 (dubia). Киприан Карфагенский . О молитве – S. Thasci СаесШ Cypriani Opera omnia. CSEL 3,1. Wien, 1868. P.267–294. Киприан Карфагенский . Послания ­­ 5. Thasci  СаесШ Cypriani Opera omnia. CSEL 3.1. Wien, 1868. P.465–842.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Правило Антиохийского собора, таким образом, показывает, что значение народа, при поставлении епископа, начинает ослабевать. Духовная власть не вполне уже принимает в расчет народную волю. Впрочем, нужно помнить, что устранение народа от акта избрания высших духовных лиц произошло больше всего по вине самого народа, переставшего не только дорожить этим правом, но и ставшего злоупотреблять этим последним. 284 Novella 123. 285 Это правило повторяется на Западе собором Турским, в 461 г. Hefele , В. II, 588. 286 Cod. Justiniani. Lib. I, tit. 3, cap. 53. Novellae 6 et 123. 287 Определения западных соборов IV и VI веков. Hefele , В. II, 80.663. 288 Карфагенского собора прав. 19. См. Тяжелое . Законы греческих императоров в отношении церкви. М., 1877, стр. 38. 289 Hefele , В. II. S. 76. 290 Harnack . Die Quellen der apostol. Kirchenordnung. S. 7, 39, 40. 291 Harnack . Die Mission und Ausbreitung des Christentums. S. 334. Leipz., 1902. 292 Апост. Постановления, кн. II, гл. 28; Феофил Александр., пр. 6—7. Апост. правила, 41; Антиох. собора прав. 25; Апостол. Постановл., II, 47 и др. 293 См. письма св. Киприана к римским пресвитерам и диаконам, например, письма, 14 и 19 (русск. перевод творений Киприана, часть I). 294 Карфагенский собор 398 г., прав. 23 (Hefele . Conciliengesch. В. II, S. 71. Freiburg, 1875). 295 Слова о священстве: III, 12 и III, 17 (Твор. Златоуста в рус. переводе. Т. 1, 424, 436. СПб., 1895). 296 Ραλλη και Πτλη . Συνταγμα . Том. 5, σελ . 303. Афины. 297 Епископы Виктор Римский (II в.) и Киприан Карфагенский (III в.) знали даже по именам своих пасомых. Uhlhorn . Die christliche Liebesthätigkeit in d. Alten Kirche (по свидетельству автора «Философумен», IX, 12 и писем Киприана). S. 131. Zweite Ausg., 1882. 298 Сократ . Церк. История, VII, 36. 299 Евсевий . Церк. История, III, 4; VI, 2; VII, 28. Апостолъск. Постановления , VII, 46. 300 Optati . De schismate Donatistarum. Liber II, cap. 4. 301 Письмо св. Киприана к Калдонию, Геркулану и проч. (Творения его в рус.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2642...

Будем о том смотреть соборные правила. Правило седьмое Второго Вселенского Собора: «Четыренадесятницы, иже и средницы именуются, и ариане, и македониане, и саватиане, и аполинарите, писание вдавше, приятни, помазующе токмо вся чувства». Правило седьмое, иже в Лаодикии Собора: «Наватиане и фотиниане и четыренадесятницы, сии еретицы аще инех ереси не прокленут, и с теми и свою, не приятни. Аще же прокленут, помазани миром да приобщаются». Правило девятьдесят пятое Шестого Вселенского Собора: «Обращающихся от еретик, сице приимаем: арианы, македонианы, и новатианы же, иже и чистии именуются, – несторианы и четыренадесятники, иже суть средницы, – и аполинарианы, и евтихианы, и севирианы, и иже от подобных им ересей, проклинающыя вся ереси и с ними и свою, помазуем св. миром: темена, очи, ноздри, уста, уши, и знаменающе я глаголем: печать дара Святаго Духа». Видите, во всех соборных правилах, где повелевается приходящих еретиков миром помазывать, нет уже повеления соборного, чтобы по миропомазании их священники и епископы паки во своих санах пребывали. Значит, вы действуете именно вопреки повелению соборных правил. А притом послание Константиноградского Собора к Мартирию епископу и прямо повелевает, по миропомазании снова поставлять в те священные саны, в которых миропомазанные были прежде (Кормчая л. 293 обор.): «Арианы, македонианы, и новатианы, глаголющие себе чистые и чистейшие, и четыредесятники рекше средники, и аполинарианы, приемлюще, написующих свою ересь, и проклинающе ю, и ину всяку ересь, не мудрствующую якоже и соборная церковь , помазуем их первое святым миром, чело, ноздри, уши, перси, и вся чувства, помазующе им глаголем: печать дара Святаго Духа. И потом потщаливии мирстии человецы поставляются в сан, в немже беша, или пресвитери, или диакони, или ино что». Беседа третья о шестьдесят девятом правиле Карфагенского Собора Поповец: В правиле 69 Карфагенского Собора пишется: «Иже от Донатия поставлении, аще и от Римского Собора покаявшеся не приятни в священничество; но понеже спастися всем добро есть, во исправление пришедше, да будут приятии».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

764 Пр. 34. Все известные африканские соборы происходили под председательством епископа Карфагенского. 766 Ziegler. Versuch einer pragmatischen Geschichte der kirchlichen Verfassungsformen. S. 167–168. Leipzig. 1798. 767 Hefele. Conciliengeschichte. В. 1, S. 389 и далее; Maassen. Primat des Bischofs vom Rom.., S. 13–15. 791 И это тем более, что патриаршей власти римского епископа на всём Западе не было ни до никейского собора, ни долгое время спустя. Это твёрдо установлено, между прочим, в капитальном труде Ziegler’a – Versuch einer pragmatischen Geschichte Verfassungsformen, См. S. 94–98, 293–365. К названному труду мы и отсылаем читателя. Но если бы на время даже принять в освещении западных учёных свидетельства древности, которые громоздят одно на другое Maassen (S. 112–130) и Hefele (В. 1, S. 399–403), то всё-же в виду других прямых фактов (например, до никейского собора – дело испанских епископов Марциала и Василида, a после – ответ африканского собора папе по делу Апиария) нельзя было бы признать власть римского епископа на всём Западе настолько «обычной», чтобы указанием на неё можно было подтверждать права других епископов. И в таком случае выходило бы, что ссылкой на власть, римского епископа на всём Западе, относительно которой были сомнения и возражения, никейский собор хотел подтвердить древние и, по-видимому, более «обычные» права епископа александрийского! 792 Известно, по крайней мере, что ко времени 1 вселенского собора существовал восточный диоцез, и он в некоторых до-никейских светских памятниках прямо и называется «диоцезом» (Maassen, S. 41–42, Anmerk. 4 и 36). 797 Ziegler. Versuch einer pragmatischen Geschichte. S. 170–178. Павлов. Правосл. Обозр. 1879 г., ноябрь стр. 487. 800 Впрочем, проф. Барсов в определении времени установления патриаршей формы церковного управления не стоит на строго определённой точке зрения. Он то склонен относить установление её к халкидонскому собору (см. Константинопольский патриарх и его власть над русск. ц., стр. 24:25), то, следуя Maasseny и Hefele, находит его в 6 каноне 1 и во 2 II вселенских соборов (там же, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobor-...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010