После попытки в мае 1922 г. захвата церковной власти обновленческим Высшим церковным управлением возглавляемый М. приход, один из немногих в Петрограде, оставался в Патриаршей Церкви. 29 июня того же года М. был арестован по делу петроградских правосл. братств. Находился в Доме предварительного заключения (бывш. Шпалерная тюрьма), затем во 2-м исправительном доме (бывш. Пересыльная тюрьма). Дал сведения о руководстве православных братств Петрограда. 18 авг. освобожден под подписку о невыезде. 14 сент. решением Петроградского губотдела ГПУ дело М. было прекращено. В кон. окт. 1922 г. был вновь арестован, но вскоре освобожден. В авг. 1923 г. из-за закрытия Николаевской ц. перешел с членами Спасского братства в храм во имя святых Космы и Дамиана. К тому времени были арестованы и высланы из Петрограда все не признававшие обновленцев викарные епископы, к-рые управляли епархией после казни Петроградского митр. сщмч. Вениамина (Казанского ; † 13 авг. 1922); из 123 городских приходов 115 пребывали в обновленчестве. Между тем освобождение в Москве в июне 1923 г. из заключения патриарха Московского и всея России свт. Тихона создавало возможности для возрождения канонической Петроградской епархии. По имеющимся сведениям, в Патриархии намечалось назначение на Петроградскую кафедру Волоколамского еп. Феодора (Поздеевского) , однако еп. Феодор отказался от назначения. Отказались от управления Петроградской епархией и др. архиереи, опасавшиеся преследований со стороны советских властей, активно поддерживавших обновленцев. В таких условиях авторитетные в Петрограде церковные деятели прот. Михаил Прудников и Л. Д. Аксёнов (арендатор бывшего епархиального свечного завода, близкий знакомый патриарха Тихона) предложили М. в качестве кандидата в епископы. 21 сент. 1923 г. в Даниловом во имя преподобного Даниила Столпника московском мужском монастыре он был возведен еп. Феодором (Поздеевским) в сан архимандрита. В тот же день в Михайловской ц. московского Донской иконы Божией Матери мужского монастыря состоялось наречение М. во епископа Лужского, викария Петроградской епархии. Хиротонию 23 сент. того же года в московском храме во имя св. Димитрия Солунского на Благуше возглавил патриарх Тихон. М. был назначен управляющим Петроградской епархией. Вручая епископский жезл, свт. Тихон напутствовал новопоставленного архиерея: «Посылаю тебя на страдания, ибо кресты и скорби ждут тебя на новом поприще твоего служения, но мужайся и верни мне епархию».

http://pravenc.ru/text/2561884.html

А.И. Рыков пообещал Патриарху уменьшить давление на религиозные организации, снизить налоги на храмы и духовенство и даже освободить из тюрем некоторых иерархов. Некоторую поддержку позиции А.И. Рыкова оказал Нарком юстиции Д.И. Курский, ответив на запрос Предсовнаркома (письмо от 21 мая 1924 г.), что после прекращения дела в отношении Тихона нет для него препятствий идти путем легализации своей организации наряду с обновленцами. Д.И. Курский счел правильной линию на допущение свободной конкуренции тихоновской и обновленческой церквей . «В быстро меняющейся ситуации, в вихре событий, вчерашний «живоцерковный диктатор» был уже почти забыт, как вдруг в конце мая 1924 г. вся русская церковь ахнула», – писал А.Левитин-Краснов. Как известно из разных источников и отражено в дневнике прот. Николая Чукова, еще в сентябре 1923 г. обновленческий митр. Евдоким вел переговоры с Патриархом и членами патриаршего Синода во главе со сщмч. архиепископом Верейским Иларионом (Троицким), в ходе которых выяснилось, что Патриарху предлагалось «отречься». Несмотря на все старания Тучкова, Патриарх категорически отказался от дальнейших переговоров с митр. Евдокимом. 5 января 1924 г. временно управляющий Петроградской епархией епископ Мануил привез из Москвы сведения о том, что «Тучков говорил Патриарху о приеме и Красницкого, и о помеще­нии его членом Патриаршего Синода. На последнее Патриарх будто бы не согласился» [iv] . После того, как старший викарий Петроградской епархии еп. Венедикт 28 февраля 1924 г. по просьбе обновленческого митрополита Вениамина (Муратовского) провел с ним предварительные переговоры об объединении и легализации, на которых высказал обязательные требования «тихоновцев», в марте протоиереи Н.Чепурин и Н.Чуков по поручению Совета Петроградских епископов согласовали взаимоприемлемые документы с представителем власти. Однако переговоры Петроградских епископов с властями откладывались, поскольку намечалось «решение вопроса во всероссийском масштабе», которое, как вскоре выяснилось, вылилось в «принятие в общение» Патриархом Красницкого.

http://bogoslov.ru/article/4492633

Особенно активными были церковные братства в Петрограде и Москве. В Петрограде продолжали свою деятельность мн. дореволюционные Б. п., напр. созданное в 1915 г. миссионерское братство при Андреевском соборе. Братчики помогали больным, бедным, проводили собрания и особые богослужения. При братстве существовал «Детский союз», где обучались дети 4-13 лет. После 1917 г. в Петрограде возникли десятки новых правосл. союзов как ответ на агрессивную антицерковную политику властей. В февр. 1919 г. иером. (впосл. архиеп.) Иннокентий (Тихонов) на базе кружка молодежи создал в Александро-Невской лавре Александро-Невское братство, включившее в себя лаврских монахов и мирян. Краткую памятку для братчиков, к-рых к 1921 г. насчитывалось ок. 100 чел., составил архим. (впосл. митр.) Гурий (Егоров) . 5 мая 1920 г. в Александро-Невской лавре по благословению Петроградского митр. сщмч. Вениамина (Казанского) состоялась первая общебратская конференция, на ней было принято решение всем городским братствам объединиться в общебратский союз. Каждое братство, вступившее в союз, сохраняло свою автономию, решения совета носили рекомендательный характер, деятельность союза по преимуществу заключалась в координации братского движения. Никольское братство ухаживало за одинокими больными Обуховской больницы, Василеостровское опекало больницу св. Марии Магдалины, Спасское, созданное иером. (впосл. митр.) Мануилом (Лемешевским) , организовало продовольственную и вещевую помощь содержавшимся в тюремном лазарете на Переяславской ул., а также бесплатную столовую, где ежедневно питались 60-100 чел. При непосредственном участии Б. п. были организованы в 1920 г. пастырско-богословские курсы в лавре и Богословский ин-т на Троицком подворье, весной 1921 г.- жен. благовестнические курсы. Большое внимание уделялось катехизации детей, к-рых обучали церковному пению, чтению на церковнослав. языке, пониманию богослужения. К 1922 г. в Петрограде насчитывалось по крайней мере 20 Б. п., 2/3 к-рых объединились в Общебратский союз. Число активных братчиков в Петрограде оценивалось в 1200-1500 чел. Следуя примеру петроградского духовенства и мирян, провинциальные клирики и миряне также создавали приходские Б. п. (в Луге, Ямбургском у., в Колпине и т. д.).

http://pravenc.ru/text/153359.html

скончался. Тело его с крестным ходом, возглавляемым еп. Нарвским, вик. Петроградской епархии Геннадием (Туберозовым) , было перенесено в академический храм СПбДА. Заупокойную литургию и отпевание совершил 26 июня митр. Петроградский сщмч. Вениамин (Казанский) . А. похоронен на братском лаврском кладбище недалеко от могилы митр. Антония (Вадковского) . А. является автором книг по славистике, сравнительному языкознанию, рус. диалектологии, церковнослав. и литов. языкам, психологии и физиологии речи, истории Черногории. В совершенстве владел санскритом, свободно говорил на многих слав. языках. Состоял почетным членом Московской, Казанской и Петроградской ДА, Петроградского слав. благотворительного об-ва, Петроградского и Московского археологических ин-тов, Об-ва археологии, истории и этнографии при Казанском ун-те, имп. Одесского об-ва истории и древностей, Общества любителей древней письменности , Галицийско-рус. об-ва в Петрограде; председателем Комиссии по научному изданию слав. Библии ; членом Комиссии по пересмотру и исправлению текстов церковно-богослужебных книг; товарищем председателя Русского об-ва ревнителей сближения англикан. Церкви с правосл. ; председателем Комиссии по старокатолич. и англикан. вопросам; членом-учредителем Об-ва возрождения художественной Руси; товарищем председателя Комитета Красного Креста духовно-учебных заведений; действительным членом состоявшего под председательством св. мц. вел. кнж. Ольги Николаевны особого Комитета по оказанию помощи семьям лиц, призванных на войну; действительным членом Георгиевского комитета. По поручению Мин-ва народного просвещения А. составил программу и руководство преподавания литов. языка, лит-ры и истории в средних учебных заведениях Виленского и Варшавского учебных округов, состоял наблюдающим за преподаванием богословия и Закона Божия в высших учебных заведениях Петрограда. Заведовал единоверческими церквами и приходами Петроградской епархии и правосл. рус. приходами, находившимися вне пределов Российской империи.

http://pravenc.ru/text/114834.html

Осенью 1918 года большевики приступили к упрочению своей власти методом «красного террора». Расстреливались тысячи ни в чем не повинных людей. В Петрограде среди них оказался 84-летний протоиерей Алексий Ставровский (выпускник Академии 1861 года), а также настоятель Казанского собора протоиерей Философ Орнатский (выпускник 1885 г.), со своими сыновьями Николаем и Борисом. В Эстонии большевики зверски убили епископа Ревельского Платона (Кульбуша), выпускника Академии 1894 года. До монашеского пострига он в течение 23 лет окормлял эстонский приход в Санкт-Петербурге - Петрограде. Несмотря на лишения первых послереволюционных лет в Петрограде возникли новые формы богословского образования и духовного просвещения. По благословению сщмч. Вениамина, митрополита Петроградского, осенью 1918 года вместо упраздненной властями Духовной семинарии открывается Богословско-пастырское училище, а в 1919 году - различные богословские курсы. Заведующим Богословско-пастырского училища стал И. П. Щербов; более двух лет в нем преподавал иеромонах Николай (Ярушевич) - будущий митрополит Крутицкий и Коломенский. Наконец, в 1920 году по инициативе И. П. Щербова, которую всемерно поддержал митрополит Вениамин, открылся Петроградский Богословский институт. Он был призван стать научнопросветительным и учебным центром Петроградской епархии. В организации Богословского института приняли участие представители десятков приходов города и его окрестностей; подготовительные вопросы решала Комиссия духовно-учебных заведений епархии под председательством настоятеля Покровско-Коломенской церкви протоиерея Василия Акимова. Ректором института был избран протоиерей Николай Чуков (впоследствии митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий). В институте преподавали профессора прежней Духовной Академии и Петроградского Университета: Н. Н. Глубоковский, И. П. Соколов, И. А. Карабинов, А. И. Бриллиантов, академик Б. А. Тураев. Новый курс «Истории христианской мистики» было предложено читать протоиерею Павлу Аникиеву; сам ректор вел курс педагогики и дидактики Закона Божия. В институте наряду c выпускниками духовных семинарий получить образование стремились выпускники и студенты других высших учебных заведений, врачи и сестры милосердия, лица в священном сане, монахи и монахини… Учебное дело успешно развивалось, но в конце 1921 года власти повели новое наступление на Церковь, на сей раз обвинив ее в злостном саботировании помощи населению Поволжья, пострадавшему от неурожая. Большевикам удалось ловко сплести «лжу яко паучину». Они не только конфисковали церковные ценности, но сумели организовать «церковную революцию» в виде обновленчества в центре и на местах.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/10/2...

14 мая комиссия представила в Политбюро свое заключение. Вынесенный Московским трибуналом приговор к высшей мере наказания был признан «справедливым по отношению ко всем 11-ти [осужденным]». В отношении 5 из них, согласно заключению комиссии, не оказалось «данных, могущих повлиять в сторону смягчения приговора», а по отношению к оставшимся 6 осужденным комиссия считала возможным «пойти максимально навстречу ходатайству прогрессивного духовенства». 18 мая Политбюро утвердило список имен 5 осужденных на смерть по Московскому делу. Однако Президиум ВЦИК во главе с М. И. Калининым некоторое время медлил с официальным утверждением приговора Московского трибунала. В связи с этим 26 мая Политбюро приняло постановление: «Указать тт. Калинину и Енукидзе на недопустимость волокиты, проявленной ими в проведении в жизнь решения Политбюро от 18.V. с. г. ...и предложить им выполнить его в течение сегодняшнего дня». В тот же день священномученики Александр Заозерский, Христофор Надеждин, Василий Соколов, прмч. Макарий (Телегин) и мч. Сергий Тихомиров были расстреляны. В отношении протоиереев Александра Добролюбова, Василия Вишнякова, Анатолия Орлова, Сергия Фрязинова, мирян М. Роханова и В. Брусиловой смертный приговор, вынесенный Московским трибуналом, постановлением Президиума ВЦИК был заменен на 5 лет тюремного заключения. Подготовка процесса над патриархом и его окружением задерживалась, т. к. занятые в антицерковных мероприятиях следственные органы, а также курировавшее их деятельность руководство РКП(б) в это время основное внимание уделяли подготовке и проведению Петроградского процесса, к-рый завершился казнью 13 авг. 1922 г. Петроградского митр. сщмч. Вениамина (Казанского) , прмч. архим. Сергия (Шеина) , мучеников Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова . Также задерживались следственные мероприятия по делу большой группы духовенства и мирян Москвы, привлеченных к суду за противодействие изъятию церковных ценностей в марте-апр. 1922 г., но не попавших в число обвиняемых на 1-м Московском процессе.

http://pravenc.ru/text/2564198.html

24 мая 1917г.  в Казанском соборе свободным голосованием клира и мирян Петроградской епархии  Вениамин (Казанский) вопреки стараниям Временного правительства и значительной части т.н. «прогрессивного» петроградского духовенства подавляющим большинством голосов (976 голос из 1561) был избран архиепископом Петроградским и Ладожским (17 июня 1917 г. титул был изменен на Петроградский и Гдовский), а 28 мая во время торжественного вступления владыки Вениамина на Петроградскую кафедру в Исаакиевском соборе протоиереи Философ Орнатский и Сергий Соллертинский трижды посаждали Владыку на горнее место при пении «Аксиос!» За два дня до открытия Поместного Собора РПЦ, 13 августа 1917 года, архиеп. Вениамин был возведен в сан  митрополита. В августе 1917 года по инициативе о. Философа было учреждено Братство приходских советов Петрограда и Петроградской епархии. При попытке безбожников захватить в январе 1918г. Александро-Невскую лавру(считавшейся ставропигиальной), о. Философ  организует крестные ходы из всех храмов города к Лавре, чтобы общим крестным ходом от Лавры к Казанскому собору явить народную волю и желание сохранить лавру как святыню всей Церкви. Он едет во главе депутации духовенстваи мирян в Москву и выступает  в Соборном совете и Соборном отделе по монашеству с докладом о сложившейся обстановке в Петрограде и прошением усвоить митрополитуВениамину наименование  настоятеля и священноархимандрита Александро-Невской лавры.11 марта 1918г. в зале Общества распространения религиозно-нравственного просвещенияпод председательством о.Философа состоялся съезд духовенства и мирян Петроградской епархии, на котором в согласии с решениями Поместного Собора, были выработаны меры по защите святынь от поругания и постановлено: «При всех приходских храмах создаются союзы из прихожан и богомольцев, которые должны защищать святыни и церковное достояние от посягательств». Прот.Философ в подклети Казанского собора устраивает подземный храм во имя сщмч. Ермогена, Патриарха Московского . В этом храме предполагалось поместить Казанский образ Божией Матери и иконы святых, имена которых носили мученически пострадавшие митр. Владимир (Богоявленский) , протоиереи Иоанн Кочуров и Петр Скипетров, с соответствующими надписями, повествующими об их кончине, а также осколок снаряда, подобранный о. Философом в той комнате в Кремле, где находился во время Поместного Собора митр. Вениамин, – осколок должен был служить лампадой перед образом Казанской.

http://azbyka.ru/otechnik/Filosof_Ornats...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КРАСНИЦКИЙ Владимир Дмитриевич (10.12.1881, г. Маяки Херсонской губ.- 11.1936, Ленинград), свящ., один из лидеров обновленчества . Из семьи чиновника. После учебы в Екатеринославской ДС поступил в СПбДА, к-рую окончил в 1907 г. со степенью кандидата богословия за соч. «Христианская этика и социализм». 18 авг. того же года рукоположен во диакона, а 19 авг.- во иерея. Назначен священником к Рождественскому храму в с. Сольцы Новоладожского у. С.-Петербургской губ., одновременно являлся законоучителем местной школы Мин-ва народного просвещения. 1 окт. 1908 г. переведен к домовому Спиридониевскому храму Елизаветинского ин-та в С.-Петербурге, также был законоучителем в этом учебном заведении. С 31 мая 1912 г. 2-й священник в Князь-Владимирском соборе С.-Петербурга, в 1915-1917 гг. одновременно окормлял Мариинский родовспомогательный дом. Помимо пастырского служения был законоучителем в частном ремесленном уч-ще и на общеобразовательных курсах А. С. Черняева (1913-1916), в 1-й жен. и 2-й муж. гимназиях (сент. 1916 - май 1918). Придерживался правомонархических политических взглядов, вступил в 1909 г. в «Русское собрание» (состоял в течение года), в 1915-1916 гг. был членом «Союза русского народа», а также об-ва «Самодеятельная Россия». Был награжден набедренником (1909), скуфьей (1911) и камилавкой (1916). 1 июня 1917 г. на чрезвычайном церковном Соборе Петроградской епархии избран членом Миссионерского совета, 17 июля того же года избран на епархиальном съезде духовенства и мирян членом Петроградской духовной консистории, что было утверждено указом Синода от 22 июля того же года (состоял членом консистории до 30 июня 1918). В янв. 1918 г. входил в число делегатов, прибывших в Москву к патриарху свт. Тихону , чтобы просить о присвоении титула священноархимандрита Александро-Невской лавры Петроградскому митр. сщмч. Вениамину (Казанскому) . Весной того же года К. был избран членом правления Братства приходских советов Петрограда и епархии, с 20 июля того же года являлся кандидатом в члены епархиального совета. Стал автором серии статей в газ. «Петроградский церковно-епархиальный вестник». В публицистике периода весны-лета 1918 г. К. выступал с критикой проводимых советскими властями антирелиг. акций и выражал надежду на изменение ситуации в результате сплочения верующих вокруг приходов и отстаивания своих прав.

http://pravenc.ru/text/2458935.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛУЖСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Петроградской (с 1924 Ленинградской) епархии (см. Санкт-Петербургская и Ладожская епархия ), существовало с перерывами в 1917-1963 гг.; Среднеевропейского Экзархата РПЦ - в 1962 г. На Петроградском чрезвычайном епархиальном Соборе 24 мая - 2 июня 1917 г. кандидатом в викарные епископы был избран ректор Уфимской ДС архим. Артемий (Ильинский) . 17 июня Синод утвердил представление архиеп. Петроградского и Ладожского (с 17 июня 1917 Петроградский и Гдовский) сщмч. Вениамина (Казанского ; с 14 авг. 1917 митрополит) от 5 июня того же года о назначении архим. Артемия 4-м викарием Петроградской епархии «с наименованием его епископом Лужским». Ранее 4-й викарий епархии носил титул «Кронштадтский»; тем же указом и по тому же представлению Кронштадтский еп. Мелхиседек (Паевский ; впосл. архиепископ) был перечислен в 3-го викария и переименован в «Ладожского». Хиротонию архим. Артемия во епископа Лужского 30 июля 1917 г. в лужском Воскресенском соборе возглавил архиеп. Вениамин. С февр. по авг. 1920 г. еп. Артемий являлся единственным викарием Петроградского митрополита. После того как весной 1921 г. число викариев вновь достигло 3, жил преимущественно в Луге. В 1922 г., после ареста митр. Вениамина, из 5 викариев Петроградской епархии только еп. Артемий уклонился в обновленчество . 21 сент. 1923 г. присланный из Петрограда в Москву активный противник обновленчества иером. Мануил (Лемешевский) был возведен в сан архимандрита, а 23 сент. того же года патриарх свт. Тихон хиротонисал его во епископа Лужского, управляющего Петроградской епархией. Новый архиерей смог за короткий период воссоединить с Патриаршей Церковью через покаяние значительную часть отпавшего в раскол духовенства Петрограда и епархии, включая еп. Артемия (Ильинского). По разработанному еп. Мануилом чину еп. Артемий троекратно принес публичное покаяние, причем один раз - в Луге. 2 февр. 1924 г. еп. Мануил был арестован; находясь в заключении в Соловецком лагере, до 2-й пол. 1927 г. сохранял титул «епископ Лужский».

http://pravenc.ru/text/2110767.html

После издания в январе 1918 г. Советом народных комиссаров декрета «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» опубликовал в «Олонецких ЕВ» статью, в которой подверг критике декрет и прямо указал на начавшиеся гонения на Православную Церковь. 7 апреля участвовал в собрании союза городских учителей, на котором поднимался вопрос об отношении к советской власти; 10 апреля арестован в Петрозаводске как «главарь движения против советской власти», через 3 дня освобожден под подписку о невыезде. Постановлением городского Исполкома уволен от занимаемых должностей. В мае того же года был в Петрограде, где подал прошение на прием в Петроградскую епархию сщмч. митр. Вениамину (Казанскому). Руководил 25-м чрезвычайным епархиальным съездом духовенства и мирян (28 июня — 5 июля 1918), на котором был избран членом Олонецкого епархиального совета. 7 июля вновь подвергся аресту, освобожден 12 июля с выдворением за пределы губернии «за недоброжелательное отношение к советской власти». Два месяца проживал в Оятском Введенском монастыре Петроградской епархии, откуда выезжал в Москву на 3-ю сессию Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917—1918 гг., где передал свои проекты реформированной семинарии и пастырской школы Патриарху и участвовал в прениях о реформе духовного образования. В ноябре 1918 г. подал записку секретарю Ленина Бонч-Бруевичу «Положение церкви и духовенства в Олонецкой губернии». В сентябре 1918 г. переехал в Петроград, где с 1 ноября (и до 1922 г.) работал на должности научного сотрудника северного отделения Комиссии по исследованию естественных производительных сил России при Академии Наук и служил в различных храмах Петрограда. В 1919 г. вошел в инициативную группу по открытию запечатанного храма свв. апп. Петра и Павла при Петроградском ун-те; в апреле того же года на собрании прихожан избран настоятелем этого храма и 14 апр. митр. Вениамином утвержден на этой должности. С закрытием домового храма при ун-те добился открытия новой университетской церкви Всех Святых в земле Российской просиявших (Биржевая линия д. 8. кв.19), и с 27 августа 1919 по 14 декабря 1920 г. являлся ее настоятелем. 28 декабря 1919 г. избран заместителем благочинного Василеостровского района. В 1919 г. включен в состав правления, с 17 января 1922 г. заместитель председателя «Общества православных приходов Петрограда и его губернии». Совмещал служение в Петроградской епархии с обязанностями члена Олонецкого епархиального совета, помогая митр. Вениамину во временном управлении Олонецкой епархией. Впоследствии консультировал Олонецких епископов Евфимия (Лапина), Венедикта (Плотникова), Феодора (Яковцевского).

http://bogoslov.ru/person/482393

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010