Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОЛОНЕЦКОЕ И КАРГОПОЛЬСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Колокольня на Соборной пл. Каргополя. 1772–1778 гг. Архитекторы В. Г. Кережин, Ф. С. Шушерин. Фотография. 2017 г. Фото: А. И. Нагаев Колокольня на Соборной пл. Каргополя. 1772–1778 гг. Архитекторы В. Г. Кережин, Ф. С. Шушерин. Фотография. 2017 г. Фото: А. И. Нагаев Новгородской епархии (в офиц. документах также именовалось викарной Олонецкой епархией). Существовало в 1764-1787 гг. На Большом Московском Соборе 1666-1667 гг. было предположено открыть 10 новых епископий, в т. ч. в Каргополе. Однако этот проект не был осуществлен. На Московском Соборе 1681-1682 гг. царь Феодор Алексеевич внес предложение о разделении Русской Церкви на митрополичьи округа (см. ст. Митрополичий округ ) и об учреждении в каждом из них неск. епископий. Кафедра одной из епископий должна была находиться в Александровом Свирском в честь Святой Троицы мужском монастыре , близ к-рого в 1649 г. был построен город-крепость Олонец. Архиереи реформу не приняли, царь скончался в год окончания Собора. Назначенный в 1745 г. на Новгородскую кафедру архиеп. Стефан (Калиновский) не стал, как его предшественник архиеп. Амвросий (Юшкевич), замещать существовавшее с нач. XVIII в. Кексгольмское и Ладожское викариатство . Осенью 1748 г. в Синод обратился крестьянин Олонецкого у. Фома Панкратьев. Известив высшую церковную власть о «многом числе народа», записавшегося в Олонецком и Каргопольском уездах «в раскол», он ходатайствовал об «учинении нарочного архиерея» для этих уездов. Синод запросил мнение архиеп. Стефана и, не получив ответа, через 2 месяца после его кончины, 17 нояб. 1753 г., затребовал у Новгородской консистории сведения о решении, принятом покойным архиереем. Был найден черновик представления «о бытии впредь в Олонце» епископам и Новгородской епархии «коадиторам» с указанием 2 кандидатов из числа настоятелей новгородских мон-рей - архимандритов Павла (Конюшкевича) и Дамаскина (Аскаронского). Очевидно, представление так и не было подано. Архиеп. Стефан оказался единственным Новгородским архиереем XVIII в., не имевшим викариев.

http://pravenc.ru/text/2578349.html

Краснокутск. Церковь Михаила Архангела. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Свято-Архангело-Михайловский храм (Краснокутск) Первый деревянный храм Архангела Михаила в Краснокутске был построен в 1682 году стараниями священника отца Михаила. Во время русско-шведской кампании 1709 года церковь разграбили и сожгли. Лишь в 1765 году благодаря стараниям Василия Евстафьевича Куницкого была возведена новая церковь с отдельно стоящей колокольней. К 1870-му году это строение сильно обветшало и требовало замены. «В 1873 году штатный епархиальный архитектор Ф.И. Данилов разработал для Краснокутска проект каменной Архангело-Михайловской церкви... Пятого апреля 1873 года документация прошла окончательное утверждение у губернатора Слободско-Украинской губернии, была подписана им и отослана для исполнения в Харьковскую духовную консисторию». В 1880 году строительные работы были завершены. «На церковном подворье около 1890 года была выстроена двухэтажная каменная сторожка с шестью помещениями, где размещались церковный сторож, библиотека из 742 томов и с 25 сентября 1895 года церковно-приходская школа». Между 1905 и 1912 годами была построена и собственная часовня. После революции 1917 года благоустройство храма прекратилось. В 1934 году храм закрыли. А вскоре снесли все 5 глав и верхние ярусы колокольни. В 1952 году провели реконструкцию памятника и приспособили помещение под склад. Так интерьер погиб практически полностью. «Церковь во имя Архангела Михаила в Краснокутске имеет значительную архитектурно-художественную ценность и, кроме того, является единственной православной культовой постройкой в данном населенном пункте», — подписал заключение искусствовед В.М. Ряполов. Сегодня Краснокутский Архангело-Михайловский храм потихоньку возрождается. Ибрагимова А.Р., Дюкарев В.П. Твой Храм. - X.: Факт, 2005 Существовавшие ранее храмы в г. Краснокутске: - Успенская церковь построена была в 1847 г. старанием прихожан; каменная, однопрестольная. Прихожан муж. пола 1633 души, жен. пола 1518 душ. Причта по штату положено: священник, диакон и псаломщик. К сей церкви приписана кладбищенская Всехсвятская церковь, деревянная, построенная в 1795 г.

http://sobory.ru/article/?object=03922

В Донском монастыре семь каменных храмов: соборный, в честь Донской иконы Богоматери, построенный в конце XVII века; соборная же церковь в честь Донской Богоматери, созданная в 1598 г.; храм Сретения Господня, церковь в честь Архистратига Михаила, храм Тихвинской Богородицы, церковь во имя прп. Александра Свирского и церковь во имя Св. Иоанна Златоуста . Главную святыню Донкой обители составляет икона Донской Божией Матери. Образ этот сопутствовал князю Димитрию Донскому в его походе против Мамая. Все русские цари XVII века молились перед этой иконой о даровании побед над врагами. Ежегодно 19 августа в Донскую обитель совершается из Кремля крестный ход. В ризнице обители хранятся золотые сосуды – дар царя Арчила Имеретинского, Евангелие весом 11 фунтов 83 золотом, – дар Полунина 1688 года; Минея, данная обители даром Михаилом Феодоровичем, печати 1621 года. Достопримечательностями Донской обители являются усыпальница и богатейшее кладбище монастыря, где погребено много отечественных деятелей. Усыпальница находится под храмом; в ней похоронены храмосоздатели и особые ревнители и благотворители монастыря. Кладбище же может называться открытым музеем произведений зодчества. Здесь немало работ наших и иностранных знаменитостей, каковы Мартос, Витали, Рамазанов, Пименов и другие. Управляет Донским монастырем наместник-архимандрит. Заиконоспасский монастырь. Эта необщежительная обитель находится в Китай-городе, на Никольской улице. Время основания ее неизвестно. При царе Михаиле Феодоровиче обитель эта называлась Спасским монастырем на «Никольском Крестце, на Песках, на Старом месте». Во время нашествия французов обитель сильно пострадала от неприятелей. Наименование Заиконоспасского монастырь этот получил потому, что находился за иконным рядом, существовавшим до 1682 года на Никольском Крестце, где теперь Заиконоспасские книжные лавки. С историей Заиконоспасской обители тесно связана история Славяно-Греко-Латинской академии. Возникла она из существовавшей при царе Михаиле Феодоровиче греко-латинской школы. Царь Алексей Михайлович учредил вместо нее Славяно-Греко-Латинское училище, поручив написать строителю обители Симеону Полоцкому устав его. Самое же училище открыто было греками, братьями Иоанникием и Софронием Лихудами в 1686 году. Академия эта имела характер духовного учебного заведения. Из стен ее вышли многие преосвященные иерархи и проповедники. Из учеников этой академии известны: сатирик Кантемир, ученый и поэт Ломоносов. В 1814 году академия переведена была в Троице-Сергиевскую лавру.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

В 2011 г. отреставрированы колокольня и крыши над алтарем Знаменского придела и над приделом Всех Святых. В начале мая 2012 г. были привезены большие колокола (от 3 т 400 кг), а в середине октября 2012 г. доставлены все остальные, всего 14 колоколов. http://hramznameniya.ru/article/134/ В XVII веке за Петровскими воротами Белого города столицы часть Москвы от Страстного бульвара до насыпного земляного вала (теперь на этом месте - Садовое кольцо), называлась Земляным городом. Здесь размещалась крупная стрелецкая слобода, в которой проживали стрельцы, " государевы люди " . Полковой каменный храм в честь Знамения Пресвятой Богородицы был построен ими вместо ранее существовавшего деревянного храма во имя святого священномученика Климента, папы Римского. Храм находился на берегу речки Неглинной неподалеку от Трубной площади, на границе стрелецкой слободы Земляного города. Этот храм со всеми иконами сгорел в 1676 году. 1 июня (по ст. ст.) 1679 года при государе Феодоре Алексеевиче и патриархе Иоакиме стрельцами полковника Никифора Ивановича Колобова был заложен первый камень в основание будущей церкви во имя чудотворной иконы Матери Божией " Знамение " . Этот образ Пресвятой Богородицы исстари почитался у православного воинства за его особое покровительство в ратном деле, за его " пленение ратников и покорение супостатов " . Изображение Божией Матери " Знамение " было принято на многих военных знаменах и иконах, которые несли в сражениях впереди войск. Иждивением стрельцов и непосредственно с их участием был построен полковой храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» с приделом священномученика Климента. Участие в становлении храма принимал сам государь Федор Алексеевич. Дело в том, что стрелецкий голова Артамон Сергеевич Матвеев (1625 – 1682), сын дъяка Стрелецкого приказа, в детские годы воспитывался вместе с царевичем Алексеем, отцом Федора Алексеевича. Имя Матвеева, более двадцати лет верой и правдой служившего Царю и Отечеству, всегда было на слуху при царском дворе, и государевы милости сыпались на него как из рога изобилия. Артамонову приказу Матвеева был присвоен почетный третий номер. Этот статус «головного» приказа давал большие привилегии здешним стрельцам. Позднее в доме своего товарища полковника Артамона Матвеева вдовствующий император Алексей Михайлович познакомился со своей будущей женой Натальей Кирилловной Нарышкиной, находившейся на воспитании в семье Матвеевых.

http://sobory.ru/article/?object=04540

См. Истор. Вестн. 1890 г. Т. XL. Весьма видную роль сыграл Елагин в оживлённой полемике шестидесятых и семидесятых годов по вопросу о церковных реформах тремя изданными им сочинениями: Дух и заслуги монашества для церкви и общества, Белое духовенство и его интересы и Предполагаемая реформа церковного суда. Изданием и распространением этих сочинений Елагин заявил себя ревностным поборником неизменности существовавшего строя церковной жизни и противником стремлений к реформе. Своей литературной деятельностью Елагин содействовал торжеству охранительных начал, хотя, судя по отзывам современников, не обладал качествами, потребными для общественного деятеля. 1676 Дмитрий Петрович Новский, магистр IV курса Московской академии, протопресвитер Московского Успенского собора. 1678 Огарёв Николай Платонович, сотрудник Герцена, живший вместе с ним заграницей. Умер в Лондоне. 1679 В заметке, напечатанной в 48 Церковных Ведомостей за 1903 г., высказано, что истинная причина смуты, возникшей в Дивееве, остаётся неизвестной. Личность Иоасафа, признанного следствием главным виновником смуты, выставляется как идеального инока, верного и преданного ученика преп. Серафима Саровского . Защита Иоасафа лицами упомянутыми в письме П. С-ча, которые, по-видимому, не имели побуждений быть пристрастными, даёт основание думать, что Дивеевское дело осталось не вполне выясненным. 1681 Павлов Платон Васильевич, профессор русской истории в Петербургском университете. В 1862 г. по политическому делу был сослан в ссылку в Ветлугу. В 1866 г. вернулся в Петербург и преподавал историю в Константиновском военном училище. С 1875 г. Павлов занимал кафедру истории и теории искусств в университете св. Владимира. В нашей литературе есть отзыв о Павлове, как профессоре, который имел особенное влияние на нравственный след ума своих слушателей; они унаследовали от него широкий и гуманный взгляд на жизнь и историю. См. Истор. Вест. т. XLIX. 1682 В энциклопедическом словаре Брокгауза заключительные слова речи Павлова передаются так; „Россия стоит теперь над бездной, в которую мы и повергнемся, если не обратимся к последнему средству спасения, к сближению с народам.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Уже Большой московский собор обратил внимание на различные недостатки русской церковной жизни и для уврачевания их издал много постановлений. Относительно церковного управления и суда собор постановил, чтобы русские архиереи как можно чаще собирались для соборных совещаний; определил увеличить число епископских кафедр; запретил светским архиерейским чиновникам судить духовенство, определив, чтобы в патриаршем доме и в архиерейских домах судил духовных лиц и духовные дела духовный судья – архимандрит с искусными мужами; отменил суд над духовенством монастырского приказа. Собор издал целый ряд постановлений относительно совершения таинств и богослужения, запретив некоторые существовавшие у нас обычаи суемудрые и неприличные, например: обычай в день Богоявления погружать в воду свечи, обычай священнику ехать пред брачащимися на коне с крестом в руках и в епитрахили. Собор обратил внимание на неблагопристойное поведение предстоящих в храме во время службы, повелев совершать пение единогласно, запретив обычай нищих ходить за милостыней во время службы и поручив священникам наблюдать, чтоб приносящие в храм свои иконы домашние не производили смятения, ставя их, где хотели, и унося иконы в домы, когда хотели. Относительно икон собор определил, чтобы не изображали на иконах Господа Саваофа в седине, святых со сложенным перстами и проч. Много правил собор издал относительно духовенства белого и монашествующего. Между прочим, собор отменил запрещение священнослужения вдовым священнослужителям и, согласуя Церковь русскую с греческой, повелел монахам носить такие же камилавки и клобуки, какие носили в восточной Церкви, и всем священнослужителям благословил носить такое же одеяние в России, какое носят на Востоке. Из соборов, бывших в правление патриарха Иоакима, замечателен собор, созванный в 1681 году и продолжавший свои заседания и в 1682 году. Собор этот созван по желанию царя Феодора Алексеевича, который представил собору шестнадцать предложений, указав в них на различные нестроения в русской Церкви. В ответ на эти царские предложения собор и составил свои постановления. Соборные постановления разнообразны, но некоторые из них повторяют постановления Большого московского собора, как-то: об умножении епископских кафедр и благоустроении монастырей. В ряду постановлений собора 16811682 гг. обращают внимание постановления против распространения раскола, как-то: учреждение особых выборных для наблюдения, чтобы никто не продавал староверческих книг и тетрадей; закрытие лишних часовен, обратившихся в места раскольнической проповеди ; постановление о заведении в монастырях больниц для престарелых старцев; постановление о разборе многочисленных нищих и об устройстве для странных и больных богаделен.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

Как в Кремле, так и в Китае улицы запирались решетками, кои в 1611 году изрублены были Поляко-Литовцами и потом вновь устроены под наблюдением решеточных прикащиков. На чертеже Китая 164 , около половины XVII века, на пространстве 34 сажен, от Никольского моста до Воскресенских ворот, видны только на одной стороне: Место под пушками и Земский приказ, а на другой Караульня, Всход на стену, какие были между башнями, пустырь, занимаемый ныне присутственными местами и Съезжий двор, смежный с надолбами, коими огорожен был Казанский собор. У Санапального (оружейного) ряда шли трубы, из рва проведенные. Кроме Богоявленского монастыря, сгоревшего в 1633 году, и Спаского старого, на песках 165 , в Строильной книге Москвы 1626 г. и на чертеже Москвы царствования Михаила Феодоровича значится на Никольском крестце древний монастырь Николы старого, что у крестного целованья, и церкви Жен мироносиц и Успения Богоматери. На площади от Фроловских до Никольских ворот, на пространстве 91 сажени, было 15 церквей с кладбищами, кои ограждались надолбами и решетками. Выпишем здесь из дел Архива оружейной палаты 7165 г. и Писцовой книги 1682 г. и самые название сих давно не существующих храмов, свидетелей жизни народной XVII века Московского мира и, вероятно, указателей событий его: 1) Параскевии Пятницы, 2) Св. Василия Кесарийского , 3) Богоявления, 1) Св. Феодосии девицы, б) Евангелиста Марка, в) С. Иоанна Предтечи, 7) Риз положения, 8) Препод. Сергия, 9) Св. Николая Великорецкого, 10) Рождества Христова, 11) Воскресения Христова, 12) Афанасия и Кирилла, 13) Зачатия Св. Анны, 11) Рождества Богородицы, 16) Всех Святых. В 1680 г. восемь из сих церквей, вместо деревянных, воздвигнуты каменные. Не исчисляя всех церквей срединного города, существовавших и доныне уцелевших, упомянем о Златоверхой церкви Введения Богородицы в Введенской улице, Св. Димитрия Солунского у бывшего Ильинского моста на Ильинском крестце, Вознесения Господня в Ипатьевской улице, Жен мироносиц в Зарядье, которая имела у себя одного только прихожанина – Боярина Ивана Милославского.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

По тем способам, какие открывались для поддержания Академии, по тем правам, какие предоставлялись блюстителю и наставникам академическим, можно видеть, как высоко ценил просвещение юный Самодержец. Нельзя также отрицать, что такое уважение к ученому достоинству и самое предположение завести столь полный курс учения заимствованы с примера стран западных 44 . Патриарх иерусалимский Досифей, один из просвещеннейших иерархов своего времени 45 , писал о присланных им наставниках для Академии Московской: «мы и святый константинопольский Патриарх и весь Собор приказали им латинскаго языка и учения чтоб не учили в школе, опричь еллинскаго ... Учить бы им Грамматику и иныя учения; а они забавляются около Физики, Философии ... Суть школы в Цареграде, в Хиосе, в Арти, и в Иоаннине, и во иных местах, однакож учители все повинуются Архиереови, суть ниже степенью клириков, и усты не смеют отворити во иных делах без повеления архиерейскаго: не суть бо иное что, только учители единой школы» 46 . Неудивительно, что и Патриарху московскому Иоакиму, при его неблаговолении ко всему западному 47 , при большей зрелости в суждении, как мысль об учреждении училища в таких обширных размерах казалась несвоевременною, так и права, предоставляемые начальству академическому, не совсем согласными с строгими иерархическими понятиями. По крайней мере, мы знаем, что когда нужно было вызвать из Греции наставников для новоучреждаемой Академии, то он не принял на себя писать о таком важном деле к Патриархам Восточным, а поручил иеродиакону Мелетию из греков просить об этом Патриарха иерусалимского Досифея, и притом просить не многих наставников для учреждения целой Академии, а одного учителя греческого языка 48 . Видно, что Патриарх хотел только продолжить и, может быть, улучшить состояние существовавшей греческой школы. Между тем Царь Феодор Алексеевич скончался (27 апр. 1682.). Грамота, написанная для Академии, осталась неутвержденною. Вскоре открылись в Москве кровавые смятения со стороны стрельцов и раскольников. Мысль об учреждении Академии вытеснена была другими заботами из внимания правительства.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Примечательна в усадьбе Знаменская церковь, сооруженная в 1783 г. взамен деревянной на новом месте, в соответствии с композиционным замыслом формировавшегося усадебного ансамбля. Образец раннего классицизма, храм частично переделывался в начале XIX в. и 1864 г. Церковь представляет вариант двухколоколенных ротондальных храмов московского круга рубежа 1770-1780-х гг. Внутри здание сильно расчленено стенами и арками. От сюжетной масляной живописи, исполненной в 1903 г. на месте предшествующей, остались незначительные фрагменты. Внутреннее убранство утрачено. http://volokblag.ru/ Существовавшая ранее церковь Знамения иконы Божией Матери в селе Ивановском. В селе Ивановском в начале XVII ст. была церковь Иоанна Предтечи каменная. В писцовых книгах 1626 г. упоминается: «за князем Никитою Михайловичем Мезецким в Сестринском стану приданная его вотчина, что дал ему в приданое тесть его Петр Иванович Карамышев, сельцо Ивановское, а в нем храм Иоанна Предтечи каменный». В 1652 г. по смерти жены князя Никиты Мезецкого Ульяны приданная ее вотчина досталась ее племяннику Ивану Ивановичу Карамышеву. В писцовых книгах 1653 г. церковных земель в Волоколамском уезде, описанных писцом Яковом Львовым, значится: «церковное место, что была церковь Иоанна Предтечи, в Иванове вотчине Карамышева, в селе Ивановском, пашни паханной 4 четверти в поле, отмежеванной вотчинниковой земли, да лесом поросло 6 четвертей, сена 10 копен». В 1658 – 82 гг. после И. И. Карамышева селом владел его сын Алексей. При нем построена в селе Ивановском новая деревянная церковь во имя Знамения Пресвятой Богородицы. Об этом в приходных окладных книгах Патриаршего казенного приказа за 1673 г. говорится так: «в 181 г., по книгам десятильника Василия Салманова да старосты поповского Ильинского попа Федора, прибыла вновь церковь в Волоцком уезде Знамения Пресвятой Богородицы в вотчине Алексея Иванова сына Карамышева в селе Ивановском и обложена данью, а дани 10 денег, заезда гривна». В 1682 – 1719 гг. село Ивановское принадлежало детям Алексея Ивановича Карамышева – Василию и Алексею. В 1720 г. Василий Карамышев свою половину имения продал Анисиму Ивановичу Березникову, а другая половина имения в селе Ивановском отдана в 1722 г. Алексеем Карамышевым своему сыну Александру.

http://sobory.ru/article/?object=04529

В конце XX века вышли правительственные указы об изъятии здания храма из собственности завода, но они были выполнены только в части колокольни, которая сохранила адрес храма. В остатке колокольни сейчас находится храм в честь князя Димитрия Донского, к нему пристроена апсида, а рядом сооружена небольшая временная колокольня. 15 апреля 2000 года вышло распоряжение правительства РФ, подписанное В. Путиным (тогда премьер-министром), согласно которому в течение одного месяца завод должен был передать здание церкви с прилегающими к ней земельными участками в безвозмездное пользование Московской Патриархии. Однако распоряжении это не выполнено, и здание храма по-прежнему находится за забором завода и используется им как цех. Здание это можно увидеть, обойдя заводскую территорию так, чтобы оказаться с другой стороны корпуса вдоль Бутырской улицы. Впрочем, для воссоздания облика храмового комплекса, очевидно, необходимо снести заводской корпус между храмом и колокольней, что, надо полагать, весьма и весьма проблематично. Храм Рождества Богородицы в Бутырской слободе был построен в 1682-1684 годах на средства Бутырского стрелецкого полка, недалеко от существовавшей ранее деревянной церкви. При пятиглавом храме на 2000 человек, приход открыл церковно-приходскую школу и богадельню. Построенная (по преданиям)по чертежу царя Федора Алексеевича церковь по изысканности архитектурного исполнения и богатству внутреннего убранства принадлежала к красивейшим зданиям XVII века в России. Во время Отечественной войны 1812 году занявшие столицу наполеоновские войска превратили храм в продовольственный склад. Однако уже к концу 1812 года в церкви были возобновлены богослужения, а в 1855 году ансамбль был полностью восстановлен. Казалось, что смутное время революционных потрясений обойдёт Рождественскую церковь стороной: декрет 1918 года относил весь архитектурный комплекс к выдающимся произведениям русской культуры, охраняемым государством и не подлежащим уничтожению. Более того, в начале 1930-х гг. храм Рождества Богородицы чуть было не стал кафедральным собором вместо Елоховского.

http://sobory.ru/article/?object=03403

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010