Устав служения седмичного круга излагается в 9 главе Типикона . Я сейчас не буду вам сейчас рассказывать о том, как соединяются службы седмичного и суточного кругов. Пока это бессмысленно. Некоторые названия изменяющихся молитвословий Лучше давайте мы еще ознакомимся с некоторыми терминами, связанными с богослужениями седмичного круга. Специальные термины К песнопениям седмичного дня относятся: Стихиры по форме похожи на тропари, а называются она так, потому что припеваются к стихам псалмов. Вообще к стихам псалмов (как правило) припеваются короткие стихи (припевы). Вы же все знаете, что чтение, точнее пение псалмов обычно оканчивается припевом: Аллилуия 3 раза. А не все, наверное, знают, что это припев, который должен произноситься после каждого стиха. Например, возьмем 1 псалом: «Блажен муж… Аллилуия 3 раза. … Слава и ныне: Аллилуия 3 раза. Аллилуия – это не единственный припев. Бывают и другие припевы. Возьмем, к примеру, 103 пс. : Благослови, душе моя, Господа. Благословен еси Господи. Господи, Боже мой, возвеличился еси зело. Благословен еси Господи. Во исповедание и в велелепоту облеклся еси. Благословен еси Господи. Причем, припевы эти могут меняться на протяжении всего псалма. Здесь же, когда мы доходим до слов: 4Творяй Ангелы Своя духи и слуги Своя пламень огненный. Дивна дела Твоя, Господи. 5Основаяй землю на тверди ея. Дивна дела Твоя, Господи. А когда мы дойдем до слов: 24Вся премудростию сотворил еси. Слава Ти, Господи, сотворившему вся. Исполнися земля твари Твоея. Слава Ти, Господи, сотворившему вся. Так вот, когда поются псалмы с припевами, то в конце некоторых из них вместо припевов начинают вставлять еще стихиры. Их бывает разное количество: как правило, от 4 до 10, хотя бывает и больше. Например, на вечерне четверга 5 седмицы ( Стояние Марии Египетской ) поется 24 стихиры. В каждой из стихир содержится одна и та же главная мысль, которая разнообразно и поэтично в живых образах и сравнениях раскрывается во всех последующих стихирах. Заканчивается такое пение Богородичными – текстами, прославляющими Божию Матерь.

http://azbyka.ru/video/08-sedmichnyj-kru...

Разделы портала «Азбука веры» Книги богослужебные (славяно-русские) Книги богослужебные (славяно-русские) – исторически сложившийся комплекс литургических текстов, употребляемых священно-церковнослужителями при подготовке и во время совершения православного богослужения. К ним относятся книги, содержащие собственно богослужебные тексты (молитвы, гимны, песнопения), фрагменты Священного Писания, выборки из творений святых отцов, нарочито предназначенные для чтения во время богослужений, материалы биографического (Прологи) и календарно-уставн о го характера (Месяцесловы, Календари, Богослужебные указания), и др. К первому периоду истории византийской богослужебной традиции, когда происходит образование Суточного круга богослужения (до 614 года в Палестине и 726 года – в Константинополе) относится формирование монашеского Часослова (см.) и соборно-приходского Евхология (см.). Это – важнейшие богослужебные книги, “которые и до сих пор являются основными книгами всех церковных служб и треб” ( Арранц М. “Око церковное”. Рим, 1998. С. 45). Приложением к Часослову служит богослужебная Псалтирь (см.). Чтецами на клиросе чаще используется практически более удобная Псалтирь Следованная (см.). Ко второму периоду (между 6141009 годами в Иерусалиме, и между 8431204 годами в Константинополе) относится формирование Октоиха (см.) и Триоди (см.); появляются первые монашеские Типиконы, точнее – «пратипиконы» (“Синаксари”), а затем полные Студийские Типиконы. В третий период (с 1009 года – в Палестине, с 1204 года – в Константинополе) завершается формирование неподвижного годового цикла, или Минейного круга, богослужебный материал которого и содержит 12-томная Минея (см.). Появляются полные Иерусалимские (“Савваитские”) Типиконы (см.). Развитие и усложнение восточнохристианского богослужебного строя привело к формированию многих других богослужебных книг, чему способствовало и появление книгопечатания, позволившее, ради практического удобства, создавать как различные “богослужебные сборники”, так и “монографические” издания служб отдельным праздникам.

http://azbyka.ru/knigi-bogosluzhebnye-sl...

Что же касается положения Евхаристии в богослужении годового круга, то на него указывает связь Евхаристии с праздниками, связь также требующая литургико–богословского уяснения, но вполне определенно свидетельствующая о соотносительности Евхаристии с богослужением «времен и сроков». Таким образом, самый общий и предварительный анализ устава, каким он дошел до нас и, в основном, определяет богослужебную жизнь Церкви показывает, что это сопряжение Евхаристии и богослужения времени заключает в себе его самую общую и основную форму. Только по отношению к ней и внутри нее и другие принципы устава (структуры отдельных кругов и последований и т. д.) могут быть поняты и истолкованы в правильном свете. А если так, то очевидно именно эта «форма» или основная структура и должна составить первый предмет исторического и богословского изучения устава, той его «проблемы», о которой мы говорили выше. Изучения исторического: если такова основа современного устава, то соответствует ли она изначальной норме? И если да, то каково ее богословское значение, что означает и выражает она в нашем литургическом предании. Как мы уже сказали, богослужение это распределяется по часам, дням, седмицам и месяцам . В основе его находится суточный круг , состоящий из следующих служб: вечерни, повечерия, полунощницы, утрени и часов — первого, третьего, шестого и девятого (с т. н. междочасьями), Устав этих служб изложен в Типиконе : гл. 1 (чин малой вечерни), гл. 2 (великая вечерня в соединении с утреней, то есть так наз. всенощное бдение); гл. 7 (великая вечерня, полунощница и утреня воскресные); гл. 9 (вечерня и утреня повседневные) и в Часослове. Постоянный, т. е. повторяющийся каждый день материал этих служб находится в Следованной Псалтири (или в ее сокращении — Часослове ). Материал этот взят почти исключительно из Св. Писания; это — псалмы, библейские песни и отдельные стихи из ветхозаветных и новозаветных книг (напр. прокимны и т. п.). Следует еще отметить, что, по уставу, церковный день начинается с вечера и первой службой суточного круга является вечерня.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

   В первохристианской Церкви, когда верующих было еще немного и вера их была засвидетельствована и испытана, существовал обычай раздавать после воскресной Литургии Святые Дары верующим, для того, чтобы, унося их к себе домой, они могли ежедневно причащаться; общая, радостная Евхаристия воскресного дня, таким образом, продолжалась в течение всей жизни. Однако, обычай этот прекратился, когда увеличилось число членов Церкви, когда христианство распространилось и неизбежно понизился уровень духовно-напряженной жизни, которой отличались первые христиане, и церковным властям пришлось принять меры, в предостережение возможного злоупотребления Святыми Дарами. На Западе это повело к причащению за ежедневной литургией; — это отличительная черта западной литургической традиции и благочестия, но одновременно и причина значительной перемены в самом понимании Евхаристии, переставшей быть праздничной, праздником Церкви и ставшей неотъемлемой частью дневного круга богослужения; таким образом, были созданы так называемые «частные» мессы, которые в свою очередь все больше и больше изменяли все другие части богослужения. На Востоке, наоборот, основное эсхатологическое, радостное понимание Евхаристии, устремленное к Царству Небесному, никогда не изменялось; и даже в настоящее время Божественная Литургия, по крайней мере в теории, не является одной из служб суточного круга. Совершение Литургии — всегда праздник, и день, когда он совершается, всегда приобретает духовное значение воскресного дня. Мы уже подчеркивали и еще раз повторим, что этот день несовместим с постом, и поэтому Евхаристия не совершается в будничные дни Великого Поста. Таким образом, когда ежедневное домашнее причащение было прекращено, его не заменили на Востоке ежедневным совершением Евхаристии, а возник новый вид причащения — Святыми Дарами, освященными в воскресенье, за праздничным совершением Литургии. Очень возможно, что Литургию Прежде-освященных Даров служили не только Великим Постом, но и в течение других постов церковного года. Но т. к. число праздников, больших и малых, увеличивалось, Евхаристию стали совершать гораздо чаще, и Литургия Преждеосвященных Даров стала характерным отличием одного Великого Поста, и мало-помалу, под влиянием великопостного богослужебного духа, той «светлой печали», о которой мы уже говорили, она приобрела ту единственную красоту и торжественность, что составляют духовную вершину великопостного богослужения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2630...

194 Ср. попразднства 24 июня и 29 августа, когда также не оставляются песнопения октоиха, с той только разницей, что тогда поется и канон октоиха, а после Пасхи лишь стихиры и седальны. 196 Соответственно этому и в других подобных случаях (например, 15 сент., 7 авг.), когда вечерня имеет праздничный строй и окончание, после нее не должно быть заупокойной литии. 197 Праздничного в строе службы только на утрени всегда две кафизмы с ектениями после каждой, стихословие на каноне песней по праздничному чину Поим Господеви, а не по будничному Господеви поим, и изобразительным на литургии. Но так всегда бывает и в субботы. 199 Пение субботнего заупокойного канона в предпразднства и попразднства и в некоторые праздничные дни до полиелея включительно, когда по общему правилу из общественного богослужения удаляется по возможности все заупокойное, сохраняется на повечерии потому, что хотя обычно повечерие входит в состав суточного круга общественного богослужения, но все же оно рассматривается уставом лишь в качестве как бы наполовину общественной службы. По уставу после вечерни должен быть расход. Братия идут на трапезу, после которой собираются уже не в самом храме, а в притворе, где и поется повечерие. В некоторых же случаях повечерие даже совсем исключается из круга служб, совершаемых в храме, и переносится в келии (например, в среду и пяток 5-й седмицы Великого поста). Такое же значение имеет и полунощница, совершаемая по уставу в притворе, а иногда переносимая и в келии (например, в четверток и субботу 5-й седмицы Великого поста и в последние три дня Страстной седмицы). Поэтому и на полунощнице сохраняются заупокойные моления даже в те дни, когда они совсем исключаются со всех других служб. 200 Где и в великие праздники могут быть не только панихиды, но и заупокойные вечерня и утреня, например, при совпадении Сретения или храмового праздника с субботой мясопустной. 203 См., например, заметку Типикона о заупокойном каноне в субботу сыропустную, когда преподобным отцам правится служба со славословием.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

святым, канонизированным после XVII в., как правило, сразу получали полиелейный знак. В отличие от богослужений в дни праздников, отмеченных знаком , богослужение малых праздников со знаком (к-рый отличается от предыдущего лишь цветом) можно со всем основанием назвать вседневным, а не праздничным (см. ст. Будничное богослужение ). Ни одна из служб суточного круга в эти дни не имеет к.-л. праздничных особенностей (не считая пения на утрене «Бог Господь» ). Святых, дни памяти к-рых имеют этот знак, обычно называют «поемые на 6» или «шестеричные», т. к. стихиры им на «Господи, воззвах» поются на 6 (стихиры Октоиха на «Господи, воззвах» отменяются), а среди тропарей канона также присутствует 6 тропарей святому - это и является главным признаком праздников со знаком . К особенностям шестеричной службы можно также отнести наличие ряда песнопений - славников на «Господи, воззвах» и на стиховне, кондака с икосом, светильна; минимальный гимнографический комплект не имеет этих песнопений. В дониконовских изданиях Типикона знак может отмечать дни предпразднства (7 сент., 1 февр., 24 марта, 5 и 14 авг.), хотя служба святым этих дней не всегда соответствует такому знаку (может отсутствовать тропарь - 5 и 14 авг., стихиры на «Слава» - 7 сент.; 24 марта поется только последование предпразднства, а последование святому вообще отсутствует). Т. о., в этих случаях знак относился именно к службе предпразднства. В совр. изданиях предпразднства знака не имеют. Богослужение малых праздников «без знака» отличается от шестеричного лишь меньшим объемом песнопений Минеи по отношению к песнопениям Октоиха: на «Господи, воззвах» поются 3 стихиры Октоиха и 3 святого, канон на утрене состоит из 10 тропарей Октоиха (включая ирмос) и лишь 4 тропарей святому (по этой причине ряд уставщиков обозначают службу малого праздника «без знака» как четверичную; в дониконовской практике существовал и термин «осмерик» - для памятей святых со знаками и ). Дополнительные песнопения Минеи, всегда имеющиеся у шестеричных памятей, у памятей «без знака» могут как присутствовать, так и отсутствовать. При этом служба «без знака» с «Бог Господь» противопоставлена постовой службе с «Аллилуия» (в старых редакциях Иерусалимского устава, напротив, можно видеть, что отсутствие праздничного знака обычно предполагает отсутствие тропаря святому и, следов., службу с «Аллилуия» на утрене). Служба в честь двух малых святых может обозначаться и как шестеричная, и как служба «без знака». В греческих богослужебных книгах

http://pravenc.ru/text/199923.html

О том, что происходило с богослужением в Ирландии в X-XI вв., точно неизвестно. Решение вопроса во многом зависит от датировок неск. рукописей. Возможно, что уже в этот период рим. обряд занимал господствующее положение в Ирландии, хотя и отличался мн. архаичными чертами от того обряда, к-рый был распространен на континенте. Анализ литургических рукописей показал, что в эпоху до англо-нормандского завоевания (1169-1171) богослужение в Ирландии совершалось по рим. обряду в его англосакс. варианте ( Lawrence. 2007/2008). Ряд крупных центров (в частности, на юге Ирландии) стремились поддерживать отношения с Кентербери. Известно, что еп. Мунстера Домналл О Хенна переписывался с архиеп. Ланфранком Кентерберийским по поводу практики причащения младенцев и о богословии Евхаристии в целом ( Lanfranc. Ep. 49//The Letters of Lanfranc Archbishop of Canterbury/Ed. and transl. H. Clover, M. Gibson. Oxf., 1979. P. 154-161). В 1-й пол. XII в. в Ирландии были проведены серьезные реформы по григорианскому образцу с целью упорядочить клир и исправить богослужение, приведя его в согласие с континентальным или принятым в Англии. На юге искоренением местных обычаев и продвижением более совр. римского обряда занимался Гилберт (Гилла), еп. Лимерика (1106-1140) (см.: Gilbertus Lunicensis. De usu ecclesiastico//PL. 159. Col. 995-996; Idem. De statu ecclesiae//Ibid. Col. 997-1004). В 20-х гг. XII в. св. Малахия ( 1148) также попытался провести реформы в архиеп-стве Арма, исправив порядок совершения служб суточного круга, исповеди, Конфирмации и Брака ( Bernard. Vita Malach. 3. 7// Bernard de Clairvaux. Éloge de la nouvelle chevalerie: Vie de Saint Malachie/Ed. P.-Y. Emery. P., 1990. P. 174-377. (SC; 367)). Подробнее об этих реформах см. в ст. Келлах . Большую роль в распространении рим. обряда в Ирландии сыграли также монашеские ордены цистерцианцев, бенедиктинцев и каноников-августинцев. Принято считать, что переход на рим. обряд завершился после 2-го Синода в Кашеле (1171/72), каноны к-рого предписывали совершать богослужение по обряду, принятому в Англии (quod Anglicana observat Ecclesia - Mansi. T. 22. Col. 135). Однако постановления этого Синода сохранились только в сочинении Гиральда Камбрийского и могут содержать интерполяции, привнесенные им самим, поскольку он выступал с апологией англо-нормандского вторжения в Ирландию ( Girald. Expugn. Hibern. I 35. 283; ср.: II 5. 315; De princ. instruct. II 19. 195). Литургические книги

http://pravenc.ru/text/1684161.html

Мирянским чином Мирянское богослужение иногда практиковалось и в годы гонений. Например, в удаленных от центра и внимательного надзора атеистических властей деревнях бывали «неформальные» молитвенные дома, т.е. православные просто собирались в одной избе на великие праздники и молились, составляя службу как могли. 3 декабря, 2010 Мирянское богослужение иногда практиковалось и в годы гонений. Например, в удаленных от центра и внимательного надзора атеистических властей деревнях бывали «неформальные» молитвенные дома, т.е. православные просто собирались в одной избе на великие праздники и молились, составляя службу как могли. В итоговом документе недавно прошедшего IV съезда епархиальных православных миссионеров упомянуто о возможности совершения мирянами богослужений суточного круга: В тех приходах, в которых по тем или иным причинам невозможно совершение богослужения, возглавляемого священником, богослужебная жизнь чаще всего замирает. Участники предлагают подготовить комплекс рекомендаций по совершению мирянского богослужения (с последующим их одобрением на общецерковном уровне), призванных помочь грамотным мирянам в совершении богослужений на своих приходах. Более того, делегаты съезда сами совершили такое богослужение в передвижном миссионерском храме. Молебен мирянским чином. Источник: gasloff.livejournal.com Вообще говоря, такая инициатива не является чем-то новым. В первые века существования монашества иноки редко принимали сан, а если и принимали – то после многих лет подвижнического искуса. Для совершения Божественной литургии монашеские общины приглашали пресвитера, а в остальное время молились самостоятельно, совершая положенные по времени службы без иерея. В Древней Руси не было такого сборника молитв, который мы видим в молитвослове – люди собирались всей «домашней церковью» и прочитывали вечером — повечерие, а ранним утром – полунощницу (именно из нее перешли в нынешнее последование чтение 50-го Псалма и Символа веры ). Мирянское богослужение иногда практиковалось и в годы гонений. Например, в удаленных от центра и внимательного надзора атеистических властей деревнях бывали «неформальные» молитвенные дома, т.е. православные просто собирались в одной избе на великие праздники и молились, составляя службу как могли. Особенно же подобное было распространено, когда житель деревни умирал, все храмы округи были закрыты, а прощаться с человком без молитвы – явно не по-Божьи. И вот, старушки прочитывали-пропевали чин отпевания, опуская священнические возгласы и молитвы. Так было, например, в Нижегородской области, где подобные молитвенные дома были и у православных, и у староверов .

http://pravmir.ru/miryanskim-chinom/

Это внешне похоже на аскезу, но это не аскеза, потому что здесь нет никакой мистики душевного, которая требует очищения и освобождения от греха и специфического молитвенного самоуглубления. Всё это возникнет лишь после перехода к Эллинизму, когда появится болезненный дуализм души и тела (особенно у гностиков). У Христа этого нет. Вот почему и в первохристианстве мы не найдём ни аскетов, ни монахов, ни монастырей. Ничего этого не было в первые три века христианства. И это следует постоянно иметь в виду при изучении первохристианского богослужения. Оно не мистично, не символично, оно в высшей степени реалистично. От иудейского менталитета в первохристианство прежде всего перешла небывалая цельность, которая сейчас воспринимается как некоторая узость. Нет никаких моральных коллизий, никакой богословской рефлексии, которая бы отражалась в изощрённых богослужебных конструкциях. Только верность вере, а сама вера есть воля к истине. Христианство родилось как иудейская мессианская секта, своими корнями уходящая в Ветхозаветное время. Это особенно наглядно проявляется в преемственности богослужебного времени. Иудео-Христианство (основные аспекты) 1. Время Всеобъемлющий Ветхозаветный Закон регулировал также время богослужений. Утреннее богослужение в Иерусалимском Храме начиналось с восходом солнца, т.е. около 6:00. И от него уже отсчитывался дневной ход времени: I час (ок. 7:00), 2 час (ок. 8:00), 3 час (ок. 9:00) и т.д. до 12 часа (ок. 18:00). В полдень, т.е. после 6 часа по иудейскому времени совершалось второе (главное) богослужение в Иерусалимском Храме, которое сопровождалось описанными жертвоприношениями. В будущем это место займёт христианская Обедня с её бескровной Жертвой. В 12 часу, на закате солнца, начиналось третье Вечернее богослужение, относящееся уже к следующему дню. Этот-то иудейский счёт времени до сих пор определяет наше богослужение т.н. «суточного круга». Мы до сих пор имеем богослужебные часы 3, 6 и 9, а также Утреннее и Вечернее богослужения. Правда по времени эти службы уже сместились на циферблате, но сам их генезис – оттуда, из Иерусалимского Храма. 2. Храм и Синагога. Синаксис

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление В книге представлена система православного богослужения. Особое внимание уделяется богослужебным книгам, а также суточному кругу богослужения. Книга предназначена для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 1–21 01 01 «Теология». Предисловие Учебное пособие включает материал, подготовленный автором в процессе преподавания литургики на факультете теологии Европейского гуманитарного университета и в Институте теологии Белорусского государственного университета в период с 1999 по 2009 г. Пособие составлено с учетом государственного Образовательного стандарта Республики Беларусь по специальности 1–21 01 01 «Теология» 1 , в соответствии с Типовой учебной программой по дисциплине «Литургика» для высших учебных заведений по специальности «Теология», утвержденной Министерством образования Республики Беларусь. Пособие предназначено для изучения трех разделов учебной программы: «Введение в изучение православного богослужения», «Священно-богослужебные и церковно-богослужебные книги» и «Богослужения суточного круга». Пособие включает две части. В первой части представлен теоретический материал, который можно использовать и при проведении лекционных и практических занятий по литургике, и для самостоятельной работы студентов. Вторая часть состоит из вопросов ко всем темам и упражнений к темам, имеющим практический характер. Вопросы могут быть использованы для активизации учебного процесса. В конце текущего занятия они могут помочь закрепить пройденный материал, а в начале следующего занятия – проверить усвоение пройденного материала. Вопросы могут помочь преподавателю при проведении контрольных работ, зачетов и экзаменов, а студенту – при подготовке к контрольным мероприятиям. Упражнения систематизированы по тематическому принципу и предназначены для приобретения студентами навыков практической работы с богослужебными книгами. Используя упражнения, студенты должны научиться составлять богослужебные последования или элементы этих последований. При выполнении упражнений на практических занятиях рекомендуется делить аудиторию на малые группы. В упражнениях все даты приводятся по старому (юлианскому) стилю, свойственному Русской Православной Церкви.

http://azbyka.ru/liturgika-akimov

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010