Псалом 98 Неизвестный писатель псалма старается возбудить в народе благоговение пред Иеговою и преданность Ему указанием, как на Его величие и правосудие, так и на Его милостивое отношение к людям. Господь, восседающий на Херувимах, есть царь над всем миром и всеми народами, почему все люди должны восхвалять Его (1–3). Он правосуден и делами Его справедливости полна история жизни Иакова (4–5). Господь внимал избранникам Своим, покровительствовал всему народу, прощал его, но и наказывал, когда последний возбуждал Его гнев. Так вечен и милостив Господь, и достоин хвалы и превозношения (6–9). Пс.98:1 .  Господь царствует: да трепещут народы! Он восседает на Херувимах: да трясется земля! Народ еврейский – народ Богоизбранный, находящийся под Его особенным покровительством. Господь, как царь всего мира, только тех людей награждает в любви, кто принадлежит к Его подданным, кто признает Его власть и исповедует Его царем и Богом. Из всех народов таков – только один еврейский, в храме которого Господь восседает на Херувимах Ковчега Завета. Остальные народы, не признающие Его своим Богом, не могут ждать от Него себе милости: они должны трепетать в ожидании кары. Пс.98:3 .  Да славят великое и страшное имя Твое: свято оно! Имя Божие – «великое и страшное» по тем делам, которые Господь совершает в мире, когда по Его воле исчезают целые народы и гибнут грозные враги Иакова. История последнего подтверждает это многочисленными фактами. Пс.98:4 .  И могущество царя любит суд. Ты утвердил справедливость; суд и правду Ты совершил в Иакове. «Могущество царя любит суд». В действиях Бога нет произвола, как бывает в делах людей: Он любит суд, Его решения опираются на строгой справедливости, о чем также свидетельствует история Иакова. Пс.98:5 .  Превозносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь подножию Его: свято оно! «Подножие Его» – Кивот Завета, крышка на нем (каппорет) и литые изображения херувимов, на которых восседает Господь. Пс.98:6 .  Моисей и Аарон между священниками и Самуил между призывающими имя Его взывали к Господу, и Он внимал им.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 89. О тех, кто будет судить и о тех, кто будет судим на страшном суде Мы должны рассмотреть вопрос о том, кто будет судить, и кто будет судим на Страшном Суде. Относительно этого исследуется восемь положений:1) будут ли люди судить вместе с Иисусом; 2) соответствует ли судебная власть добровольной бедности; 3) будут ли ангелы также судить; 4) понесут ли демоны приговор Судьи на муки вечные; 5) все ли люди придут на Суд; 6) будут ли все праведники судимы; 7) будут ли все грешники судимы; 8) будут ли также судимы Ангелы. Раздел 1. Будут ли люди судить вместе с Иисусом? Возражение 1 . Кажется, что никто из людей не будет судить вместе с Иисусом. Написано: «Отец... весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына» ( Ин. 5,22, 23 ). Следовательно, и.т.д. Возражение 2 . Далее, кто бы ни судил, имеет власть над тем, что он судит. Эти вещи, которые предстоит судить на предстоящем Суде, такие как человеческие достоинства и недостатки – подчинены только Божественной власти. Следовательно, никто не вправе судить их. Возражение 3 . Далее, этот суд будет проходить не устно, а ментально. Отпечаток достоинств и недостатков в сердцах всех людей (которые, как обвинение или оправдание), или наказание и награда (которые, как произнесение приговора) – дело только одного Бога. Следовательно, никто кроме Иисуса, Который есть Бог, будет судить. Этому противоречит : «Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною,– в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых...» ( Мф. 19,28 ). Следовательно, и.т.д. Далее, «Господь вступает в суд со старейшинами народа Своего и с князьями его…» ( Ис. 3,14 ). Следовательно, другие тоже будут судить с Иисусом. Отвечаю: «Судить» имеет несколько значений. Во-первых, оно используется в первоначальном значении, когда мы говорим, что человек должен быть судим. В этом смысле выражение используется для определенных людей в сравнении, поскольку некоторые заслуживают суда в сравнении с другими, например: «Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы» ( Мф. 12,41 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Для Епифания Латинского определение Сына Божия как Сына Человеческого приближает божественное к человеческому и соединяет земное с Небесным. Словами «Он потому является “Сыном Человеческим”, что явился на земле как человек и был преследуем иудеями как человек» Епифаний исповедует кеносис (самоуничижение) Бога, что является особым свидетельством Его любви к роду человеческому. И тот факт, что человеков судит Сын Человеческий, свидетельствует об очень многом. Сказано: «Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь» ( Евр.2:18 ). И в этом смысле Бог в Новом Завете, не просто – «сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю» ( Быт.18:21 ), но и более того: «Слово (то есть Бог Сын. – О.С.) стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» ( Ин.1:14 ). Следовательно, этот Страшный Суд и будет более чем объективен, ибо Бог приблизился к нам настолько, что стал, «подобно [нам], искушен во всем, кроме греха», и теперь «мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших» ( Евр.4:15 ). Такой Судья не может не понимать и не чувствовать нас. Далее Епифаний настаивает на том, что «народы соберутся Ангелами от начала мира – от Адама и Евы до самого последнего человека на земле, любого, когда-либо рожденного» , и такая его позиция противостоит сторонникам хилиазма (осужденного Церковью учения о том, что сначала воскреснут верующие, процарствуют со Христом 1000 лет, а потом будет воскресение и остального человечества). Для Епифания очевидно, что человечество едино, и Страшный Суд, хотя бы без одного человека, невозможен. Сказано: «Посему, как одним человеком (то есть Адамом . – О.С.) грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, [потому что] в нем все согрешили» ( Рим.5:12 ). То есть Суд не возможен без Адама и всех его потомков, как некоего «коллективного Адама». Тем более что на древнееврейском слово «Адам» – не только имя собственное, но и нарицательное по отношению ко всему человечеству и каждому человеку в отдельности. И судит «Адама» перстного Второй «Адам», Небесный. Как и написано: «Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба» ( 1Кор.15:47 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

«Пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие» (Мф. 13: 41). Страшный Суд для того и нужен, чтобы положить конец беспределу, коим наполнена наша земля. Всё, что собственно и приносит страдание, – злоба, лукавство, подлость, нечистота и обман – непременно потерпят поражение и будут изъяты из Божьего мира. В том и любовь, чтобы положить конец ненависти. В том и милосердие, чтобы прекратить жестокость. «Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 13: 49 – 50). Земля – творение Божие – очистится, а на Небе злу по определению места нет. Исключи Страшный Суд из Промысла Божия – исчезнет что-то кардинально важное. Ибо нельзя беспредельничать вечно Исключи Страшный Суд из Промысла Божия – исчезнет что-то кардинально важное. Ибо нельзя беспредельничать вечно. Нельзя с похабностью и цинизмом, гордо вскинув главу, шагать по Богом созданной земле. Когда-то этому будет положен конец. Такой момент наступит. Зло, как активно действующее начало, прекратится. Мы как-то не очень любим цитировать те строки Писания, где прямо сказано, что Бог не только Любовь, но и Судия (Иак. 4: 12; 2 Тим. 4: 8; Деян. 10: 42 и многие другие). Одно не противоречит другому. Ибо по любви Он дал нам жизнь, но за эту жизнь мы перед Ним в ответе. Именно в ответе, а не так, что Бог как бы обязан нам всё простить, потому что Он есть Любовь. Мы, люди, вообще, в своих суждениях, как правило, радикалы. Нам хочется, чтобы, если любовь, то пусть без правосудия. А если правосудие, то пусть без милости и снисхождения. Но у Бога не так. У него «милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася» (Пс. 84: 11). Вот она, та золотая середина, которой нам никогда не достичь. У Бога – всё на своем месте, с нужной целью и в нужный час. Но поймем мы это, наверное, только потом. А сейчас вряд ли даже приблизимся к пониманию. Скажем лишь, что терять отведенное здесь время жизни, думая, что потом нам и так всё простят, – безрассудно и глупо.

http://pravoslavie.ru/144786.html

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление Возможность нового сердца Исповедь есть некоторое добровольное претерпевание Страшного Суда до самого Страшного Суда. Выставление человеком самого себя на некое позорище, самообличение, некоторый суд над собой необходимы, чтобы (в какой-то степени) избежать того самого Страшного Суда, который, несомненно, будет – и однажды каждый узнает всю правду о самом себе и увидит все, что он сделал в жизни. Есть возможность избежать этого через добровольное самоосуждение… Если же человек избегает правдивого взгляда и правдивого суда над самим собой накануне причащения Тела и Крови Христовой, Истины и Света, истина и свет обличат его, покажут ему неправду его сердца, проведут через суд, который он сам отказался провести над своей душой в рамках Исповеди. Поэтому и получается, что с людьми, которые не могут или не хотят сами себя судить, после Причащения часто происходят разные искушения, недоумения, смущения, падения – именно чтобы успеть этим людям показать их недостатки, какая в них грязь: чтобы человек осознал это и, в следующий раз придя на Исповедь, осудил себя. Именно способность человека судить себя – та маленькая лазейка, через которую возможен доступ к Богу. А без этого нет условий для нормальной духовной жизни. Ушло это – ушло и все остальное из духовной жизни. Порой это может показаться странным людям, только входящим в традицию Православной Церкви, – но это фундамент. Все святые отцы говорят, что без покаяния и Исповеди, без самоосуждения и самоукорения никаких плодов духовной жизни достичь невозможно. Даже по здравом размышлении понятно, что только это и является основой смирения. Но гораздо важнее понимать другое: через это, и только через это, мы сохраняем в себе хоть частицу благодати Божией. Как только стали запираться, оправдывать сами себя, источник благодати, которым мы жили, пресекается. И вполне возможно, что мы услышим над собой Суд Божий – только потому что отказались судить себя сами. Как говорит пророк Иеремия народу: «Иди и провозгласи слова сии к северу, и скажи: возвратись, отступница, дочь Израилева, говорит Господь. Я не изолью на вас гнева Моего; ибо Я милостив, говорит Господь, – не вечно буду негодовать. Признай только вину твою: ибо ты отступила от Господа Бога твоего и распутствовала с чужими под всяким ветвистым деревом, а гласа Моего вы не слушали, говорит Господь (…) Вот, мы идем к Тебе, ибо Ты – Господь Бог наш. Поистине, напрасно надеялись мы на холмы и на множество гор; поистине, в Господе Боге нашем спасение Израилево!» .

http://azbyka.ru/chitaem-vethij-zavet/66

Страшный Суд, кстати, будет происходить здесь же, неподалеку. Сколько глаз хватает, склон Масличной горы в Иерусалиме покрыт известняковыми плитами. Под ними покоится прах тысяч людей живших сотни лет назад – мусульман христиан, иудеев. Когда наступит Страшный суд, покойники вылезут из под пыльных надгробий, облекутся плотью и предстанут перед Всевышним. Платятся большие деньги, чтобы забронировать себе последнее пристанище в библейской “долине мертвых”. Предполагается, что это должно обеспечить лучшее место в раю. За год, в связи с обострением ситуации в соседнем Ираке, цены на кладбищенские участки выросли до запредельных высот. Долина Иосафата, это узкая лощина между Елеонской (Масличной) горой, и зубчатыми стенами Старого города Иерусалима. Несмотря на распри, все три мировые религии сходны в том, что Страшный суд будет происходить именно здесь. “Я соберу все народы, и приведу их в долину Иосафата, и там произведу над ними суд”, – говорит в “ат-Таурат” (Ветхий Завет, Библия) Господь устами пророка Иоиля. Накануне на Елеонской горе Иисус Христос второй раз спустится на землю. То есть там же где Он и вознесся на небо. Как в согласии с Библией пишет Коран: “И сказал Господь: “О Иса, поистине Я заберу (умерщвлю) тебя и вознесу к Себе, удалю тебя от тех, кто не веровал, и возвеличу Твоих последователей (то есть христиан) над теми, кто не верует в Судный День”. Второй раз Иисус придет уже, чтобы судить мир. Мусульмане, как и христиане, ожидают Второго Пришествия Христа, ибо Он не умер м пребывает живым у Господа Своего, и согласно Корану вернется на землю до Конца Света и Дня Воскресения. Причем, как говорится в Библии: “И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской” ( Зах.14:4 ), что возвышается над долиной Суда. И тогда: “Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет” ( Мк.16:16 ) Это ли не лучшее свидетельство для того, чтобы принять крещение, то есть стать христианином? Для сомневающихся же поговорим подробнее о том, почему спасение и вечная жизнь возможны только через принятие Иисуса Христа как Сына Божия, и не иначе. Признаваемая Кораном данной от Бога книга Инджиль (Евангелие) сообщает: “Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы спасен был мир через Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия” ( Ин.3:16-18 ).

http://azbyka.ru/krest-v-mire-polumesyac...

Успения в Никее, VII в.). Образ Христа в силе и славе, как образ второго и славного Его пришествия, впрямую связан с темой Страшного Суда, ибо Господь является как Судия живых и мертвых (Деян. 10.42; 2 Тим. 4.8), и суд Его праведен (Ин. 5,30), и никто не избежит Суда Христова (Рим. 14,10). Тема Страшного Суда получила широкое распространение в средневековом искусстве - и в живописи, и в литературе. Эсхатологические настроения охватывали целые народы и формировали эпохи, увлекая человеческое воображение в необыкновенные сферы, порой весьма далекие от библейского откровения. Строгое богословие иконы стремится исключить нежелательные эмоции и направить мысль созерцающего в направлении прочтения Евангелия. Вспомним, что говорит Сам Господь Иисус Христос о суде: " На суд пришел Я в мир, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы " (Ин. 9.39) или " Я пришел не судить мир, но спасти мир. Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью в себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день " (Ин. 12.47-48). Апостол Иоанн, любимый ученик Иисуса, передает это так: " Суд состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы " (Ин. 3.16). Итак, Бог судит мир через слово и свет, - и человек с трепетом ожидает " доброго ответа на страшном судище Христово " , как провозглашается в ектинье на каждой литургии. Рассмотрим тексты, которые обычно избираются для написания на открытых страницах Книги. Чаще всего это слова из Евангелия от Матфея: " Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас " (Мф. 11.28). Образ Божественного Судии и образ Страшного Суда приобретают в этом контексте особое звучание, выраженное в Новом Завете словами апостола Иакова: " милость превозносится над судом " (Иак. 2.13). Иногда на раскрытом Евангелии можно прочесть следующие варианты текстов: " Я - свет миру " (Ин. 8.12), " Не судите по наружности, но судите судом праведным " (Ин. 7.24) и т.д. Все эти варианты имеют одну цель - открыть перед человеком возможность встать лицом к лицу с Богом, в Его Свете и Слове, которое есть " меч обоюдоострый, который проникает до разделения души и духа, составов и мозгов " и " судит помышления и намерения сердечные " (Евр. 4.12).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1463...

(1) Исихия: Говорит о том избавлении, которое произведено Спасителем, о котором и Захария, по зачатии Христовом, пророчествуя о рождении Его, говорит: благословен Господь Бог Израилев, что посетил и сотворил избавление людям своим. Дидима: Избавление сие не отлично от Того, Который сказал: Сын человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы служить, и отдать душу Свою для искупления многих; ибо драгоценною кровью мы искуплены от суетной жизни, принятой нами от отцов, по словам Первоверховного. Свято и страшно имя Его Имя, говорит, Христово, свято, поскольку творит бесчисленные чудеса, и страшно, поскольку изгоняет демонов и врачует болезни. А если оно свято; то требует, чтобы святые уста произносили и прославляли Его.(1) (1) Слова Златословесного: Свято имя Его и страшно, т. е. исполнено великой поразительности и удивления. А если имя Его страшно, то не гораздо ли более самое существо? Как же имя Его страшно? Его трепещут бесы; страшатся болезни; Его силою (употреблявшие ее) апостолы истребляли всю вселенную; Его употреблявший вместо оружия Давид низложил оного врага; Им – совершены бесчисленные дела; Им освящаемся в совершении святых таин. Исихия: Свято, поелику называется помазанником; a сие помазание Господа есть полнота всякой святости, о каковом говорит и Иоанн: впрочем вы имеете помазание от Святого. Оно и страшно, ибо Он называется судиею, ибо говорит Отец не судит никого, но всякий суд отдал Сыну. Феодорита: Для верующих свято и превожделенно и источает множество благ, а неверующих и живущих беззаконно предает мучению и наказанию. Пс.110:10 .  Начало премудрости страх Господень, разум же благ (бывает) всем творящим и. Страх, говорит, Господа есть источник, корень и основание мудрости: поскольку, по словам Григория Богослова , где страх, там соблюдение заповеди, а где соблюдение, там и очищение, там и просвещение, а где просвещение, там и исполнение желания.(1) Тем, говорит далее, которые упражняются в мудрости и трудятся и имеют ее, дается доброе разумение и злое, почему и написано: мудры на злодеяние (Иерем. 4:22). Или можно разуметь и иначе, что разумение есть доброе, т. е. полезное, не только для тех, которые просто имеют его, но и для тех, которые употребляют доброе дело и слова.(2)

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

6 . Возможно, в этих событиях было не только чудо силы, но и таинство мудрости, определенное пророческое предсказание. Не лишено значения, что рычащий лев повстречался ему по дороге на таинство брака. Самсон голыми руками порвал льва на куски, а на обратном пути за обещанной ему женой, найдя в мертвом теле пчелиный рой, достал из его пасти мед и накормил им также своих отца и мать 9 . Был мед и внутри язычников! Уверовали они позже, и тело их, прежде дикое и свирепое, ныне стало телом Христа. 7 . Не лишена таинственного смысла и загадка, которую Самсон загадал своим товарищам: Из ядущего вышло ядомое, и из сильного вышло сладкое ( Суд. 14.14 ). Она была наполнена таким мистическим содержанием, что три дня поисков не привели к ответу, но только день седьмой 10 . Именно в этот день, согласно вере Церкви, после страданий Господа окончилось время закона. Вспомни, что и апостолы не могли многого понять, потому что Иисус еще не бы прославлен ( Ин. 7:39 ). 8 . Что слаще меда, – спросил Самсон, – и что сильнее льва? ( Суд. 14:18 ). И после ответа заключил: Если бы вы не орали на моей телице, то не отгадали бы моей загадки ( Суд. 14:18 ). О божественное таинство! О явное священнодействие! Мы спаслись от убийцы, мы победили тирана. Там, где прежде был голод страшной смерти, ныне обретается пища жизни. Опасности обратились спасением, горькое сделалось сладким, из наказания проистекла благодать, из немощи – сила, а из смерти – жизнь. 9 . Некоторые, напротив, полагают, что Самсон не смог бы вступить в брак, если бы не был убит лев от колена Иудина ( Откр. 5:5 ) и если бы не нашлись в теле льва, то есть в Церкви, откладываюшие мед мудрости пчелы, потому что только после страстей Господа уверовали во всей полноте и апостолы. Следовательно, Самсон убил льва, прообразуя иудеев, но обрел в нем мед как символ наследия, которое должно быть спасено, ибо только остаток спасется ( Рим. 9:27 ) по избранию благодати. 10 . И сошел на него Дух Господень, и пошел он в Аскалон и убил там тридцать человек ( Суд. 14:19 ). Без сомнения, победа не могла не сопутствовать постигшему таинства. А разрешившие и объяснившие загадку получили вместе с одеждами награду мудрости, символ их жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

II. Суд Христианин трепещет при мысли о Божием суде. День суда для нас — день гнева. Мы молим Бога помиловать нас в час смерти и в день суда, мы просим о добром ответе на «страшном судилище Христовом». Христианское искусство столетиями изображало его ужасы, и мотив этот восходит к словам Самого Спасителя, особенно — к страшной притче об овцах и козлах. Ничья совесть не останется к ней глухой, ибо грехи «козлов» не в том, что они делали, а в том, чего не сделали; кто не ужаснется, когда ему твердо говорят, что самое тяжкое обвинение против каждого из нас основано на вещах, которые, быть может, нам и в голову не приходили! Поэтому я очень удивился, заметив впервые, как говорят псалмопевцы о Божием суде. Говорят они так: «Да веселятся и радуются племена! Ибо Ты судишь народы праведно» (66:5). «Да радуется поле и все, что на нем, и да ликуют все дерева дубравные пред лицем Господа; ибо идет, ибо идет судить землю» (95:12-13). Люди радуются суду, просят о нем: «Суди меня по правде Твоей, Господи, Боже мой» (34:24). Скоро я начал понимать, в чем тут дело. Ветхозаветные люди, как и мы, представляли Господень суд в образе земного суда. Но мы, христиане, видим на скамье подсудимых себя самих, иудеи же видели там своих обидчиков, а себя считали истцами. Мы надеемся на оправдание, то есть хотим, чтобы суд был помилостивее; им нужно, чтобы суд судил строго. В притче об овцах и козлах Христос говорит «по-нашему», но есть и тексты, предполагающие иудейский образ суда. Вдумайтесь в притчу о судье неправедном. Мы представляем себе кого-то вроде члена немецких трибуналов — человека, кричащего на свидетелей и осуждающего невинных, к которому мы надеемся никогда не попасть. Но судья из притчи — совсем другой. Вы не предстанете перед ним, если не хотите, трудность совсем иная — трудно к нему попасть. Богатый и сильный сосед забрал у вдовы крохотный участок (Лк. 18:1-5), где только и поставишь насест или сарай (сейчас «соперником» стали бы городские власти, планирующие новый район). Она знает, что это — беззаконие. Если ей удастся подать жалобу, она выиграет дело. Но никто не желает ее слушать. Удивительно ли, что она хочет суда?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010