Таким образом, выясняется причина, почему Бог не принял жертву Каина: Авель был праведником, а Каин был завистлив и зол. Мы знаем, что в догматическом богословии существует формула, объясняющая общую греховность человечества: «Как от зараженного источника течет зараженный поток, так и греховность передается от Адама всем его потомкам». Но на примере Авеля видно, что эту формулу невозможно понимать в абсолютном смысле, так как Авель был рожден праведником, на что указывает Сам Христос Спаситель ( Мф. 23:35 ). Кроме Авеля мы видим много праведных людей, которых этот поток как-то обходит. Апостол Павел пишет о множестве ветхозаветных праведников, которые спасались верою, слушая голос Божий, а не голос искусителя: «Верою побеждали царства, творили правду, получали обетования... были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» ( Евр. 11:33–38 ). Следовательно, они были особыми избранниками Божиими, подобно пророку Иеремии (1:5). Здесь некая тайна, нам неведомая. Но наряду с этим мы видим и какую-то общую греховность, присущую людям. В молитвах мы говорим: Несть человек, иже жив будет, и не согрешит. Апостол Иоанн пишет: «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас» ( 1Ин. 1:8 ). Однако праведность Авеля несомненна, на что указал Сам Господь. Тема всеобщей греховности чрезвычайно серьезна. Конечно, праведность ветхозаветного человека нельзя приравнять к той праведности и к тому совершенству, к которым призывал Иисус Христос ( Мф. 11:11 ). Даже данный Самим Богом на горе Синае Закон не мог довести человека до совершенства ( Евр. 7:19 ). Многое в нем было уступкой жестокосердию древних людей ( Мф. 19:8 ). Иначе Иисусу Христу не пришлось бы говорить народу: «Вы слышали, что сказано древним... а Я говорю вам...» ( Мф. 5 ). Далее в тексте главы говорится: «Каин сильно огорчился, и поникло лице его» (ст. 5). В «Вульгате» стоит не огорчился, а разгневался. Такой перевод можно считать более верным, так как, судя по дальнейшим событиям, Каин вообще был склонен к гневу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Забегая несколько вперед, в связи с учением о воскресении, можно обратить внимание на то, что Бог воздал Иову всего вдвое, по сравнению с тем, что у него было, кроме детей. А детей ему дал столько же, сколько было, что, несомненно, тоже говорит о том, что Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых, поскольку дети Иова хотя и погибли, но в воскресении мертвых Иов получит их всех – и тех, что были, и тех, что были ему снова даны. Так объясняет эту подробность святитель Иоанн Златоуст. Были ли речи Иова с самого начала безупречны? Судя по ответу Бога – нет. Почему? Иов, как вы помните, говорит: я принимал от Бога всякое благо, неужели зло от Него я не приму? То есть Иов не видит и не знает о намерениях и действиях сатаны. Как не видят и не знают о них его друзья. Тезис друзей о благополучном устроении мира Иов оспаривает, хотя и оспаривает его тоже с чисто человеческих позиций, поэтому его аргументация и не заслуживает одобрения. Бог не отвечает на вопросы Иову потому, что эти вопросы поставлены в такой безысходной, чисто человеческой, перспективе, в которой они и не могут быть разрешены. Бог зла не творил, Бог смерти не творил, это происходит по некоторой другой причине, и как раз эта причина открывается Иову в обращенной к нему речи Бога. Вспомним ту часть речи Господа, в которой Он говорит Иову о бегемоте и левиафане. Иногда в современных толкованиях приводится рассуждение о том, что это просто два страшных зверя, с которыми человек не может справиться, а если так, то как же он пытается противостать Богу? Но здесь есть несколько странностей. Первая из них заключается в том, что о мире живой природы было сказано уже в первой речи, и возвращение к нему должно подразумевать какую-то особую причину. Во-вторых, здесь говорится: «это верх путей Божиих, только Сотворивший его может приблизить к нему меч Свой». Никогда и нигде мы в Писании не встречаем того, что бегемот есть верх путей Божиих, самое совершенное творение. Затем говорится: «Можешь ли ты удою вытащить левиафана и веревкою схватить за язык его? вденешь ли кольцо в ноздри его? проколешь ли иглою челюсть его? будет ли он много умолять тебя и будет ли говорить с тобою кротко? сделает ли он договор с тобою, и возьмешь ли его навсегда себе в рабы? станешь ли забавляться им, как птичкою, и свяжешь ли его для девочек твоих? Клади на него руку твою, и помни о борьбе: вперед не будешь.

http://sedmitza.ru/lib/text/431312/

«Отец, не беспокойся о нас и не уклоняйся от мученичества ради нас» ... Мученической смертью и запечатлел Леонид непоколебимую любовь свою к непоколебимой истине... (202 г.). Преподобного Виталия монаха Братия, если кто из вас уклонится от истины и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасёт душу от смерти и покроет множество грехов» ( Иак.5:19–20 ). Судя по величию заслуги, можно заключить и о значении обязанности: обращать на путь уклонившихся от истины, которую проповедует святой Апостол Иаков. И преданные Богу люди, верные последователи учения Его, не только проповедовали, но и исполняли слова эти. Св. Апостол Павел говорит о себе, что он «для всех сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» ( 1Кор.9:22 ). Что было бы в мире, если бы не воздвигал Господь ревнителей спасения душ человеческих? Ими только и сохраняется ещё и преодолевает добро в борьбе с злом, царствующим на земле. В стремлении восстановить падшего брата состоит чистейшее отражение той Божественной Любви, Которая воплотилась на земле, чтобы спасти мир, и блажен тот, кому в час смертный предстоит воспоминание хотя об единой душе человеческой, которую он удержал от падения, которую исправил от испорченности, которую направил на путь добра! Такое воспоминание – надежнейший и отраднейший спутник при и переходе души в жизнь вечную, и нет при нём места страху и трепету, невольно объемлющему всякую душу в то время, когда смерть открывает перед нею врата в эту неведомую, непостижимую область, – царство вечности. Блаженны и благословенны послужившие для спасения души ближнего! Одного из таковых прославляет сегодня Церковь в лице и преподобного Виталия, жившего в конце VI и в начале VII века по Р. Хр. Долгие годы спасался Виталий в одном уединённом монастыре близ Александрии – в то время, как патриархом в ней был св. Иоанн Милостивый. Наконец, когда ему было уже около 60-ти лет, он решился возвратиться в мир. Для чего? Для того, чтобы посвятить себя необычайному служению человечеству в лице... падших женщин.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Но Господь, видя ее плачущей, не обличает за мысль, будто требовалось Его физическое присутствие для помощи Лазарю, но снисходит к горю сестер и плачет с ними. Святые отцы поясняют, что Господь, «открывая Свою человеческую природу» 324 , плакал и об умершем друге и обо всем человечестве, пораженном болезнями и смертью. «Рыдаеши, Иисусе, сие смертнаго существа; оживляеши друга Твоего, сие божественныя крепости» 325 , то есть плач над Лазарем был проявлением человеческой природы Христа, а воскрешение мертвого – явлением Божественной силы. Евангелист отмечает как изумление некоторых иудеев слезами Христа: «Смотри, как Он любил его» ( Ин. 10: 36 ), так и злорадство других: «А некоторые из них сказали: не мог ли Сей, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер?» ( Ин. 10: 37 ), то есть если бы исцеление слепца было сделано властью Христа, то в Его силах было бы и сохранение жизни друга; смерть же Лазаря и слезы Христа доказывают Его бессилие. Спросив, где гроб Лазаря, Господь в сопровождении толпы направился туда. Гроб по восточному обычаю представлял собой пещеру, вход в которую был завален камнем. Думая, что Иисус пришел сюда оплакать умершего, иудеи были удивлены Его повелением отвалить камень от гроба. Марфа пытается протестовать против вскрытия гроба: «Господи, уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе» ( Ин. 11: 39 ). Причины протеста неочевидны; возможно, она говорит это от стыда, что умершим братом невольно кто-то станет гнушаться по причине зловония и этим оскорбит его память, но, судя по призыву веровать, с которым к ней обращается Спаситель: «Не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?» ( Ин. 11: 40 ), Марфа опять лишилась твердой уверенности в возможности совершения Христом столь великого чуда. Когда отвалили камень, Иисус, подняв глаза к небу, обратился к Отцу: «Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня» ( Ин. 11: 41–42 ), после чего громко сказал: «Лазарь, иди вон!» Это вообще единственный случай, когда Господь говорит громко; в Евангелии от Матфея даже отмечается, что Христос есть описанный пророком Исаией кроткий Отрок Божий, Который «не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его» ( Мф. 12: 18–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

Будучи сыном Ирода Великого, Ирод Антипа унаследовал лишь часть его царства, разделенного после его смерти между тремя сыновьями Ирода и его сестрой: сыновья стали именоваться четвертовластниками. После того как один из сыновей, Ирод Архелай, был отправлен в ссылку, в Иудее было введено прямое правление императора через префектов, тогда как в Галилее сохранялась власть другого сына, Ирода Антипы. Таким образом, в описываемое время Пилат был фактическим правителем Иудеи, а Ирод – Галилеи. Поступок Пилата в данном контексте вполне объясним. Некоторые ученые считают роль Ирода в осуждении Иисуса едва ли не решающей, полагая, что именно он был инициатором суда над Иисусом, действуя через первосвященников и старейшИн.Это отчасти подтверждается упомянутым предупреждением, которое Иисус, согласно Луке, получил от фарисеев на пути в Иерусалим. В то же время в повествовании синоптиков о заговоре против Иисуса роль Ирода никак не просматривается. Его личное участие в судебном процессе над Иисусом, судя по рассказу Луки, вообще не планировалось: Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался, ибо давно желал видеть Его, потому что много слышал о Нем, и надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо, и предлагал Ему многие вопросы, но Он ничего не отвечал ему. Первосвященники же и книжники стояли и усильно обвиняли Его. Но Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату. И сделались в тот день Пилат и Ирод друзьями между собою, ибо прежде были во вражде друг с другом ( Лк.23:8–12 ). Ирод давно интересовался Иисусом и был рад возможности лично допросить Его. Он предлагает Ему совершить какое-нибудь чудо, но Иисус отказывается, как Он и раньше отказывался, когда у Него этого требовали ( Мф.12:38–39; 16:1–4 ; Мк.8:11–12 ). На все вопросы Он отвечает молчанием. На суде синедриона Иисус был немногословен, на обвинения не отвечал. На суде Пилата он, по свидетельству синоптиков, ответил лишь на один вопрОс.У Ирода, по свидетельству Луки, Он полностью умолкает. Чем это объясняется? Все нарастающим физическим или эмоциональным истощением? Сознанием бесполезности и ненужности любого слова, которое может быть в такой ситуации произнесено? Бессилием перед человеческой злобой? Или, наоборот, желанием, чтобы быстрее свершилась воля Отца?

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Содержанием паремьи в среду 1-й недели на 6-м часе служит пророчество о Мессии, что когда Он придет: то водворит мир на земле. Но Иудеи не войдут в покой Мессии, будут отвержены за преступления и неправды. Паремья 61 , ( Ис.2:3–11 ). «3. Из Сиона произойдет закон и слово Господне из Иерусалима. 4. Он будет производить суд между племенами и управлять народами многими. Тогда раскуют мечи свои на орана и копья свои на серны, народ на народ не подымет мечи и не будут обучаться воевать. 5. Будет же, дом Иаковлев, ходить во свете Господа. 6. Но Господи, Ты отринешь народ свой, – дом Иаковлев. Ибо они приучались к волхвованиям восточных народов, волшебству преданы, как Филистимляне и к чужестранцам привержены. 7. Как изобильна златом и сребром земля их, бесчислены сокровища их, множество коней у них, и нет числа колесницам их. 8. Так полна и идолами земля их: они кланяются делу рук своих, тому, что сделали персты рук их. 9. За то падут человеки, унизятся люди, и Ты не простишь никому. 10. Беги в пещеры, сокройся под землею от гнева Господа и от величия славы Его, когда восстанет сокрушить землю. 11. Унизится гордое чело людей, уничижится надменность человеческая. Один Господь будет тогда высок». Судя по испорченности нравов народа Иудейского, эта пророческая речь относится к первым годам царствования Ахаза. Тогда Иерусалим был богат ( 2Пар.26:9–15 ), молодой царь окружен был молодыми советниками, потому не могло не быть при царском дворе пышности и великолепия, а с тем вместе гордости и надмения. Хотя одинаковое пророчество Михея и по мыслям и по выражению ( Мих.4:1–4 ) относится к временам Езекии ( Иер.26:18 ); однако же нельзя решительно утверждать, чтобы и пророчество Исаии относилось к временам же Езекии. Он, Мессия ( Ис.2:4 ) будет производить суд между племенами. Основание этой мысли заключается в том понятии, что Мессия, когда придет, то как верховный Царь будет управлять всеми народами. При этом всеобъемлющем владычестве, если где между народами произошли распря и несогласие: то дело сейчас войдет на суд Царя Мессии; Он разрешит распрю, прекратит несогласие.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

С другой стороны, и сама воинствующая Церковь соединена молитвами со Христом и с лучшими своими членами, которые составляют торжествующую на небе Церковь , ибо они уже на земле предвкушали Царствие Небесное, а по выходе из сего мира соединились немедленно с Тем, чья благодать преизобиловала в них. Такое общение остающихся еще здесь с теми, которые уже на небесах, есть новая сила, приобретаемая Церковью чрез любвеобильную помощь, какую подают ей усовершенствованные существа сии, подобно Ангелам, о коих сказано в Писании: «не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение тем, которые наследуют спасение» ( Евр.1:14 ). Если же Ангелы посылаются на сие служение любви, может ли быть, чтобы те, коих любовь изобиловала еще на земле, не были еще более проникнуты сею любовию, когда находятся у самого ее источника, т. е. Иисуса Христа? – Вот то, что мы называем ходатайством, за нас святых, по благодати данной им от Христа, которого мы, однако, признаем за единого ходатая пред Богом, в деле нашего искупления. Святой апостол Павел не ясно ли говорит нам: «но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, небесному Иерусалиму, и тмам Ангелов, к торжественному собранию и Церкви первенцев на небесах, и к Судии всех Богу и к духам праведников, достигших совершенства, и к ходатаю нового завета Иисусу» ( Евр.12:22,24 ). В чем же состояло бы сближение наше с Церковью первородных, если бы для нас достаточно было только знать, что они на небе, как мы на земле, и не было бы действительной любви в их общении с нами? – «Разве не знаете, спрашивает тот же апостол, что святые должны некогда судить мир?» ( 1Кор.6:2 ). Не думаю, чтобы безвременно было нам уже теперь обращаться к будущим судиям нашим и смиренно просить их, чтобы ходатайствовали за нас своими молитвами пред Господом, прежде сего Страшного дня судного, в который они будут нашими судиями, по весьма знаменательному обещанию Господа Иисуса своим апостолам: «когда Сын человеческий сядет на престоле славы Своей, и вы также возсядите на двенадцати престолах, судя двенадцати коленам Израилевым» ( Мф.19:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

С другой стороны, здесь указывается на то, что когда мы сумеем и сможем искоренять в самих себе пороки, тогда сумеем и сможем истреблять и недостатки в других; тогда и судить о других мы будем правильнее, т. е. не будем осуждать их из самолюбия, тщеславия и лицемерия, и судя их будем относиться к ним не с гордостию, а с любовию, не порицая и понося, а вразумляя, не обвиняя, но советуя. «Итак видишь, замечает св. Златоуст, Спаситель не запрещает судить, но прежде, велит изъять бревно из собственного глаза, и тогда уже исправлять согрешения других. Если же не радишь о самом себе, то очевидно, что и брата своего судишь не из доброжелательства к нему, а из ненависти и желания опозорить его.» Замечательно, что Иисус Христос осуждающего ближнего называет лицемером. Такой человек обыкновенно показывает себя как бы добродетельным, а на самом деле он злой и гораздо хуже осуждаемого – истинно лицемер. Лк.6:43 . Несть бо дрéво добрó, творя плодá злá: нижé дрéво злó, творя плодá добрá. Лк.6:44 . Всяко бо дрéво от плодá своегó познаéтся: не от тéрния бо чéшут смóквы, ни от купины éмлют грóздия. (Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый, ибо всякое дерево познаётся по плоду своему, потому что не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника.) В этих и дальнейших словах Иисус Христос дает средства узнать или вообще разузнавать нехороших людей и лжеучителей, и отличать, сих последних от истинных учителей (у еванг. Матфея тут сказано: берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные ( Мф.7:15 ), это – не посредством учения или слова, которое для простых и неопытных бывает трудно распознать, а посредством дел или образа жизни, как они ведут себя. Плоды изображают человеческие дела. подобно тому, как растущее дерево изображает самого человека или жизнь и поведение его (Чит. Мф.13:6, 9 ). О качествах дерева судят обыкновенно по плодам, а не по листьям и цветам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Не последнюю роль в притчах Иисуса играют юмор и ирония 54 . Тонким юмором пронизана притча о детях, играющих на улице ( Мф. 11:16–17 ). Героем притчи о неправедном управителе становится гротескный персонаж, мошенник, чьи действия описываются не без доли иронии ( Лк. 16:1–8 ). Юмор присутствует в описании таких персонажей, как судья из притчи о докучливой вдове ( Лк. 18:2–5 ). Поведение человека, не хотевшего подняться с постели среди ночи, чтобы открыть своему другу ( Лк. 11:7 ), «вызывало сдержанную улыбку у всех, кто слушал историю, потому что это было так похоже на то, что происходит в жизни» 55 . Аналогичную улыбку мог вызывать богач, рассуждавший сам с собой: Что мне делать? некуда мне собрать плодов моих?.. Вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись ( Лк. 12:17–19 ). Однако улыбка должна была исчезнуть с лиц слушателей, когда они узнавали продолжение: обращенные к богачу слова Бога, неожиданно появляющегося в истории и полностью меняющего ее тональность. 5. Притчи Иисуса: способы интерпретации Слушателями Иисуса были люди, жившие в одной с Ним стране, говорившие на одном с Ним языке, окруженные теми же предметами, что и Он, знакомые с теми же священными книгами, к которым Он постоянно обращался. По крайней мере, внешняя образная канва притч должна была быть им понятна; что же касается внутреннего содержания, то каждый понимал его по-своему или не понимал вовсе. Судя по приведенным выше словам Иисуса, Он и не ставил перед Собой цель преподать в притчах наставления, которые будут понятны всем сразу и всем одинаково. Метафорический метод понимания притч был предложен Самим Иисусом в тех притчах, которые Он истолковал для учеников. В притче о сеятеле каждая деталь истолкована метафорически: сеятель – это Бог или Сам Иисус; семя – слово Божие; птицы – диавол; каменистая почва – бесплодие и непостоянство; терние – мирские заботы и богатство; добрая земля – способность человека не только слышать и понимать слово, но и приносить плоды ( Мф. 13:19–23 ; Мк. 4:14–20 ; Лк. 8:11–15 ). В притче о плевелах также каждая деталь трактуется в переносном смысле: Сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы – сыны лукавого; враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы ( Мф. 13:37–39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

На следующий же день М. в восемь часов вечера окурил всю комнату ладаном, конечно, по совету своих новых друзей, «опытных спиритов»; положил на стол лист бумаги, на него планшетку, на планшетку свою руку и стал с благоговением ожидать обещанного духовного свидания. Через короткий промежуток времени планшетка задвигалась, и, хотя М. старался держать на ней свою руку возможно легче, ни о чем не думал, дабы так или иначе ни оказывать своего личного влияния на этот бездушный аппарат, на листе оказалось написанным: «это я – Катя». Наученный опытными спиритами, М. торжественно встал и не снимая с планшетки руки, громко спросил: «исповедуешь ли ты и признаешь ли Господа нашего Иисуса Христа, пришедшего во плоти»? получился утвердительный ответ: «да». Считаю необходимым остановиться на этом спиритическом ритуале, как на первом факте спиритического немощного слабоумия – вообще, и незнания Слова Божия – в частности. Почти все спириты поголовно верят в то, что для различения на спиритических сеансах низменного, шаловливого, неверующего духа от духа покровителя, достаточно предложить духу, указанный выше вопрос о признании Господа Иисуса Христа Сыном Божьим, чтобы по полученному ответу судить, кто именно находится посреди них из незримых посетителей: высокий дух, или дух заблуждения. Такой способ контроля над духами обусловлен буквальным, но совершенно не умным пониманием первых трех стихов 4 гл. 1-го послания апостола Иоанна, в которых говорится: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия и духа заблуждения узнавайте так: который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это – дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире». И в которых подразумевается, судя по словам Иоанна Богослова: «потому что много лжепророков появилось в мире», дух человеческий, но не бесовский.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/spiritiz...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010