Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Книга пророка Софонии I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ Об авторе книги известно только его имя и имена его предков на протяжении четырех поколений ( Соф. 1:1 ). Родословие заканчивается на некоем Езекии, которого некоторые комментаторы отождествляют с царем Иудеи; по времени такое отождествление возможно, хотя и не доказано. Софония, видимо, жил в Иерусалиме, во всяком случае, здесь он возвестил свое пророчество; об этом свидетельствует тот факт, что Софония называет этот город «место сие», а также упоминает целый ряд точных характеристик столицы Иудеи. Выступление Софонии приходится на время царствования ⇒ Иосии (639–609 гг. до Р.Х.) и предшествовало разрушению Ниневии ( Соф. 2:13–15; 612 г. до Р.Х.). Из Соф. 3 (см. также Соф. 1:4 ; «остатки Ваала»), видимо, следует, что реформа Иосии, начатая в 628 г. до Р.Х., находит свое завершение с находкой Книги Закона и с празднованием Пасхи 622 г. до Р.Х. Проведение этого праздника натолкнулось на сопротивление князей, судей, пророков и священников ( Соф 3 и след.). Т.о., Софония – современник молодого пр. Иеремии, который был призван на служение в 627 г. до Р.Х. Подлинность книги оспаривается с конца прошлого столетия, однако, по мнению совр. исследователей ВЗ, для этого нет основательных причин. II. КОМПОЗИЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ КНИГИ Заголовок ( Соф. 1:1 ). I. Суд, грозящий Иудейскому царству ( Соф. 1 – Соф. 2:3 ): 1 . Суд за грехи Иудейского царства ( Соф. 1:2–13 ); 2 . Судный день Господа ( Соф. 1:14–18 ); 3 . Призыв к обращению ( Соф. 2:1–3 ). II. Суд над народами ( Соф. 2:4–15 ) и обетование остатку Израиля: 1 . Суд над филистимлянами ( Соф. 2:4–7 ). 2 . Суд над Моавом и Аммоном ( Соф. 2:8–10 ). 3 . Суд над народами запада и юга ( Соф 2 и след.). 4 . Суд над Ассирией ( Соф. 2:13–15 ). III. Горе ожесточившемуся Иерусалиму ( Соф. 3:1–7 ). IV. Гнев Господень на Последнем суде и грядущее спасение ( Соф. 3:8–20 ): 1 . Только остаток из язычников и иудеев выстоит на суде ( Соф. 3:8–13 ). 2 . Спасение для Иерусалима ( Соф. 3:14–20 ). III. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

«Богословца от словес» Из изборника великого князя Святослава Ярославича (1073 г.) Изборник великого князя Святослава Ярославича (1073 г.), имеет в своем составе статью «Богословца от словес». Она считается первым отечественным библиографическим памятником вообще, а также первым ставшим известным на Руси списком канонических книг Библии , неканонических книг и апокрифов. Дабы не прельститься ложными книгами, ибо много встречается безумных искажений, прими этот мой отобранный список: Исторических 1 книг первой еврейской мудрости двенадцать. Первое – Бытие 2 , далее Исход и Левит, далее Числа, потом Второзаконие, далее Иисус [Навин] и [Книга] Судей. Восьмая – Руфь, девятая и десятая – Книги Царств 3 , [потом] Паралипоменон, в конце же имеем Ездру. Стихотворных [книг] пять, из которых первая Иов, потом Давид 4 , и далее три [книги] Соломона: Экклезиаст 5 , Песни [Песней] и Притчи. И потом [книги] духа пророческого, [первая объединяет] двенадцать пророков: Осия, Амос, третья же – Михей, потом Иоиль, затем Иона и Авдий, Наум и Аввакум, Софония и Аггей, затем Захария и Малахия. [Вторая – ] Исайя, [далее] названный 6 измлада Иеремия, Иезекииль и Даниил, который благодать. Итак, вначале я указал двадцать две книги, которые соответствуют 7 еврейским буквам. Теперь же считай [книги] Новых таинств. Матфей описал чудеса Христа, Марк же [писал для] Италии, Лука же ахейцам, а для всех [писал] Иоанн, великий проповедник и житель неба. Потом Деяния мудрых апостолов, 14 посланий Павла, 7 общих [посланий], из которых одно Иакова, два Петра, три Иоанна, седьмое же [послание] Иуды. Вот, уже имеешь все, поэтому все кроме них не в числе [истинных книг].   Исидора [Пелусиота список] из 60 [истинных] книг, и сколько вне их [числа]. 1 . Бытие 8 , Исход, Левит, Числа, 5. Второзаконие, 6. Иисус [Навин], 7. Судьи и Руфь, 8. Царств Первая, 9. Царств 2, Царств 3, Царств 4, 12. Паралипоменон, 13. Иов, 14. Псалтирь, 15. Притч, 16. Экклезиаст 9 , 17. Песнь песней, 18. Ездра, 19. Осия, 20. Амос, 21. Михей, 22. Иоиль, 23. Иона, 24. Авдий, 25. Наум, 26. Аввакум, 27. Софония, 28. Аггей, 29. Захария, 30. Малахия, 31. Исайя, 32. Иеремия, 33. Иезекииль, 34. Даниил, 35. Евангелие от Матфея, 36. Евангелие от Марка, 37. Евангелие от Луки, 38. Евангелие от Иоанна, 39. Деяния апостольские, 40. Послание Иакова, 41. Послание Петра первое, 42. Петра второе, 43. Послание Иоанна, 44. Иоанна второе, 45. Его же третье, 46. Послание Иуды, 47. Послание Павла, 48. К Римлянам, его же к Коринфянам первое, 49. Его же послание второе, 50. Его же послание к Галатам 51. Его же к Ефесянам, 52. Его же к Филиппийцам, 53. Его же к Колоссянам, 54. Его же к Солунянам первое, 55 Его же такое же второе, 56. Его же к Тимофею первое, 57. Его же к тому же второе, 56. Его же к Титу, 59. Его же к Филимону, 60. Его же к Евреям.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/bogosl...

[греч. Αρμενπουλος] Константин (сер. XIV в.), визант. юрист и канонист. Точные даты жизни неизвестны. В 1345 г. был судьей в Фессалонике, к 1349 г. получил титул номофилакса и должность судьи «царского секрета». Автор «Шестикнижия» («Εξβιβλος»; др. название «Πρχειρον νμων» - Настольная книга законов) - свода визант. гражданского и уголовного права. Задумывалось оно прежде всего как практическое руководство для судей. В основу труда положен сб. визант. законов « Прохирон », в него были включены также выдержки из «Исагоги» , новелл императоров, законодательных актов Патриархов, трактата Юлиана из Аскалона о градостроительстве, сборников «Малого Синопсиса» (составленного из материалов Михаила Атталиата ) и «Пиры» (сборника судебных решений XI в.). А. провел реорганизацию этих материалов для своего сборника, сделав его построение более удобным. В сочинение входят 6 книг, к-рые в свою очередь делятся на титулы (главы), а титулы - на параграфы. Церковного права в «Шестикнижии» касаются законы о браке и 4-й титул добавления, где говорится о поставлении епископов и пресвитеров. А. составил также сборник канонического (церковного) права под названием «Краткое изложение Божественных и святых канонов». Это сочинение состоит из 6 разделов, каноны изложены в них кратко, прямыми словами определений Соборов и отцов Церкви, с указанием источников: 1-й - об избрании и поставлении епископов, 2-й - о поставлении пресвитеров, диаконов и иподиаконов, 3-й - о проч. чинах клира, 4-й рассматривает вопросы, связанные с мон-рями и монахами, 5-й - о мирянах, 6-й - о мирянах, в особенности о женщинах. Вскоре после появления сборник был снабжен краткими схолиями, нек-рые из них надписываются именем К-польского Патриарха Филофея Коккина , др., анонимные, вероятно, принадлежат самому А. ( Павлов. С. 100). Сохранилось неск. др. сочинений А., в т. ч. похвальное слово вмч. Димитрию Солунскому и трактат «О ересях». До сих пор не опубликованы «Алфавитный лексикон, содержащий синонимы глаголов», табель о рангах при имп. дворе и К-польском Патриархате и проч. ( Πιτσκης. Σ. κζ, σημ. 48).

http://pravenc.ru/text/76106.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРНОБИЙ МЛАДШИЙ [лат. Arnobius Junior] (V в.), церковный писатель, условно названный так, чтобы отличить его от одноименного апологета Арнобия Старшего . Сведения об этом авторе, вероятно монахе, родившемся в Африке и жившем в Риме, содержатся исключительно в его сочинениях, в первую очередь в единственном бесспорно принадлежащем ему произведении «Диспут кафолика Арнобия с египтянином Серапионом» (Conflictus Arnobii catholici cum Serapione aegyptio, после 454). «Диспут» представляет собой изложение богословского спора правосл. Арнобия и египтянина Серапиона, сторонника ереси монофизитства , в присутствии судей Константина и Аммония, с приложением подборки цитат из творений святых отцов. А. М. также приписывается ряд др. произведений (Ж. Морен). «Комментарии на псалмы» (Commentarii in psalmos, между 433 и 439) дают мистическое истолкование всей книги псалмов, полемически направленное против учения блж. Августина о Божественном предопределении. «Комментарии» являются также важным источником по истории рим. обряда и становления идеи примата Римского епископа (PL. 53. Col. 545). В «Кратких толкованиях на Евангелия» (Expositiunculae in Evangelium) представлены сжатые комментарии на нек-рые места из Евангелий от Иоанна, Матфея и Луки. «Книга к Григории» (Libellus ad Gregoriam) адресована знатной матроне, к-рая жила в имп. дворце и была несчастна из-за постоянных разногласий со своим мужем. Авторство соч. против учения о Божественном предопределении «Praedestinatus» , к-рое нек-рыми учеными атрибутировалось А. М. (Морен, Ф. Гори), в наст. время большинством исследователей приписывается Юлиану Экланскому. Не исключено, что А. М. был автором нек-рых агиографических сочинений, в частности «Жития св. Сильвестра». Ист.: CPL, N 239-243; PL. 53. Col. 239-672; PL. Suppl. 3. Col. 213-256; CCSL. 1992. T. 25a (Ed. K. Daur); Conflictus Arnobii et Serapionis/Ed. e trad. F. Gori. Torino, 1993. Лит.: Bardenhewer.

http://pravenc.ru/text/76136.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОШКСКАЯ БИБЛИЯ [Груз. ; также - Афонская Библия], наиболее ранний и один из 2 известных полных сводов ВЗ на груз. языке (2-й полный свод - редакция св. Сулхана-Сабы (Орбелиани) ). О. Б. сохранилась в коллекции афонского Иверского монастыря (Ath. Iver. georg. 1; пергамен, письмо нусхури в 2 колонки, заголовки - письмо мтаврули; каллиграфы Микаел, Георгий и Степан; переплетена в 2 книги, сохр. 960 листов). Переписана в 978 г. в мон-ре Ошки в Тао-Кларджети по заказу прп. Иоанна-Торникия (Чордванели) , ее создание связано с образованием в Великой Лавре на Афоне груз. общины монахов, независимой от греческой. После завершения строительства груз. Иверского мон-ря (980-983) О. Б. была помещена в его книгохранилище. Отдельные редакции книг О. Б. встречаются в рукописях до XVIII в. включительно. В 1849 г. груз. историк П. Иоселиани привозил О. Б. в Грузию, где были изготовлены 2 копии: для мегрельского кн. Давида Дадиани (НЦРГ. S 422) и для кафедрального собора Тбилисский Сиони (НЦРГ. A 471). В 2009 г. О. Б. вместе с греческими рукописями Афона выставлялась в Малом дворце в Париже. В О. Б. содержатся как канонические, так и неканонические книги ВЗ в следующей последовательности: из Пятикнижия Моисеева представлены книги Бытие, Исход, Левит (утрачены Числа и Второзаконие); исторические книги Судей Израилевых, Руфь (утрачена Иисуса Навина); учительная Книга Иова; пророческие книги Исаии, Иеремии, Варуха (неканоническая), Плач Иеремии, Послание Иеремии, Иезекииля, Даниила; исторические книги Ездры Первая и Ездры Вторая (неканоническая), Неемии, Ездры Третья (Ездры Суфийского; неканоническая), Есфирь, Иудифи (неканоническая), Товита (неканоническая; сохр. не полностью), 4 книги Царств; учительные книги Притчей Соломоновых, Екклесиаста, Песнь песней Соломона, Премудрости Соломона (неканоническая), Иисуса, сына Сирахова (неканоническая); 12 остальных пророческих книг. Считается, что Псалтирь, книги Паралипоменон и Маккавейские (неканонические) в О. Б. включены не были.

http://pravenc.ru/text/2581785.html

Пятнадцатый день. Поучение 2-е. Св. прор. Амос. (О св. пророках). I. Св. Церковь ныне воспоминает св. пророка Амоса. До призвания к пророческому служению Амос пас стада овец, как он сам свидетельствует в написанной им книге. Он начал пророчествовать в царствование Осии царя иудейского и Иеровоама II израильского. Израильтяне в то время почти забыли истинного Бога и стали поклоняться идолам. Амос нередко приходил на место языческих собраний в Вефиль и увещевал народ, грозя ему гневом Божиим. Книга пророка Амоса, написанная безыскуственным слогом и обильная сравнениями из пастушеской жизни, состоит из девяти глав. В первых двух главах пророк предсказывает различные бедствия соседним хищным племенам за их жестокие поступки с израильтянами. В последних семи главах он обращается к израильскому народу, обличает богатых в роскоши и притеснении бедных, восстает против несправедливости судей, обманов всякого рода и нераскаянности евреев при всех посылаемых Богом несчастиях. Он предсказывает разрушение Вефиля с его жертвенником, рассеяние израиля между народами и наконец обращение всех народов к истинному Богу. II. В день памяти одного из пророков Божиих, св. Амоса, не бесполезно будет, братие, размыслить о том, кто были свв. пророки и как должны мы относиться к ним. а) Пророки, воздвигаемые из среды народа Божия и одушевляемые Духом Божиим, являлись как посланники Божии. Они проповедывали волю Божию, вразумляли и обличали нечестивых царей и народ, увещевали их к обращению и покаянию, угрожали им бедствиями, предсказывали будущую судьбу не только своего, но и других окрестных народов, и, главное, пророчествовали о грядущем Искупителе мира, о новоблагодатном царстве Божием и о призвании в оное всех народов земных. Этих Богодухновенных мужей непрестанно восхваляет и прославляет святая наша церковь . Она установила в память их и особенное общее торжество, которое совершает им, как провозвестникам пришествия Христова, в неделю пред Рождеством Христовым. б) Будем и мы, братие, чтить и прославлять святых Божиих пророков и молиться им, как другам и избранникам Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Скачать epub pdf О святителе Амфилохии Иконийском Предисловие Св. Амфилохий, просияв подвигами и Божественным ведением, в 374 г., при императорах Валентиниане и Валенте, стал епископом в Иконии и выступал в защиту Божества Сына и Святого Духа. Он был одним из 150 отцов, принимавших участие во II Вселенском соборе, и выступал против духоборца Македония и оставшихся последователей Ария. С великим императором Феодосием он поступил остроумно: по словам Феодорита 257 или Созомена 258 , его самого он приветствовал, а сына Аркадия, лишь недавно поставленного на царство, приветствовать не стал, сказав сыну императора лишь: «Здравствуй, дитя» – и погрозив пальцем. Так св. Амфилохий убедил упомянутого императора издать закон о том, чтобы еретики (ариане и македониане) больше не созывали Соборов и не рассуждали о сущности и природе Бога и чтобы всякий преступивший этот закон подвергался наказанию 259 . Отвечая св. Амфилохию на его вопрос, Василий Великий послал ему 27 глав о Святом Духе. Несмотря на то, что правило VI Всел. 2 утверждает все творения святого, однако в «Пандектах» находится только это определение о подлинных книгах Священного Писания , потому мы здесь его и приводим. Во святых отца нашего Амфилохия Иконийского. Стихи к Селевку о том, какие книги следует признавать Но в особенности тебе надлежит знать и то, что не всякая книга заслуживает доверия, даже если она носит достоуважаемое имя Писания. Ведь бывают, бывают иногда лжеименные книги: одни из них, можно сказать, средние и они близки к слову истины, а другие – подложны и весьма опасны, как поддельные и фальшивые монеты, которые хотя имеют царскую надпись, но по составу своему подделаны. Поэтому назову тебе каждую из богодухновенных книг, а чтобы ты узнал все ясно, сначала назову книги Ветхого Завета. Пятикнижие включает в себя Творение, затем Исход, в середине книгу Левит, за ней Числа и потом Второзаконие. К ним прибавь книги Иисуса и Судей, затем Руфь, четыре книги Царств и две книги Паралипоменон, за ними Ездры первую и вторую. Далее назову пять книг стихотворных: книгу Иова, увенчанного за подвиги в многообразных страданиях, книгу Псалмов, благозвучное врачевство для души, три книги премудрого Соломона – Притчи, Екклесиаст и Песнь Песней. К ним прибавь двенадцать пророков: первого – Осию, потом второго – Амоса, Михея, Иоиля, Авдия и Иону, прообраз самого трехдневного Страдания; за ними Наума, Аввакума, потом девятого – Софонию, Аггея и Захарию, а также славного вестника Малахию. После них познавай четырех пророков: дерзновенно глаголавшего великого Исаию, сострадательного Иеремию и таинственного Иезекииля, последнего же – Даниила, мудрейшего и в слове и в деле. К этим книгам некоторые причисляют Есфирь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Содержание Сокращенные обозначения книг Писания Ветхий Завет   Быт – Бытие    Исх – Исход    Лев – Левит    Чис – Числа    Вт – Второзаконие    Нав – Книга Иисуса Навина    Суд – Книга Судей израилевых    Руф – Книга Руфи    1Цар – Первая книга Царств    2Цар – Вторая книга Царств    3Цар – Третья книга Царств    4Цар – Четвертая книга Царств    1Пар – Первая книга Паралипоменон    2Пар – Вторая книга Паралипоменон    1Езд – Первая книга Ездры    Неем – Книга Неемии    2Езд – Вторая книга Ездры    Тов – Книга Товита    Иудиф – Книга Иудифи    Есф – Книга Есфири    Иов – Книга Иова    Пс – Псалтирь    Пр, Притч – Притчи Соломона    Ек, Еккл – Книга Екклезиаста, или Проповедника    Песн – Песнь песней Соломона    Прем – Книга премудрости Соломона    Сир – Книга Премудрости Иисуса, Сына Сирахова    Ис – Книга пророка Исаии    Иер – Книга пророка Иеремии    Плач – Плач Иеремии    Посл Иер – Послание Иеремии    Вар – Книга пророка Варуха    Иез – Книга пророка Иезекииля    Дан – Книга пророка Даниила    Ос – Книга пророка Осии    Иол, Иоил – Книга пророка Иоиля    Ам – Книга пророка Амоса    Авд – Книга пророка Авдия    Ион – Книга пророка Ионы    Мих – Книга пророка Михея    Наум – Книга пророка Наума    Авв – Книга пророка Аввакума    Соф – Книга пророка Софонии    Агг – Книга пророка Аггея    Зах – Книга пророка Захарии    Мал – Книга пророка Малахии    1Мак – Первая книга Маккавейская    2Мак – Вторая книга Маккавейская    3Мак – Третья книга Маккавейская    3Езд – Третья книга Ездры Новый Завет   Господа Иисуса Христа Святое Евангелие    Мф – От Матфея святое благовествование    Мк – От Марка святое благовествование    Лк – От Луки святое благовествование    Ин – От Иоанна святое благовествование    Деян – Деяния святых апостолов    Соборные послания апостолов    Иак – Послание апостола Иакова    1Пет – Первое послание апостола Петра    2Пет – Второе послание апостола Петра    1Ин – Первое послание апостола Иоанна    2Ин – Второе послание апостола Иоанна    3Ин – Третье послание апостола Иоанна

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3707...

2/15 марта Церковь прославляет икону Божией Матери Державная. История этой иконы может показаться фантастической, но это не вымысел. В день отречения императора Николая II от престола чудесным образом, по откровению, данному крестьянке, обретается икона Божией Матери Державная, с символами царской власти в руках. Когда всероссийский самодержец выронил из своих рук эти символы, их в тот же день подняла Матерь Божия. Державная икона Божией Матери Следовательно, власть земная и власть небесная, царство Божие и царство кесаря связаны между собой какой-то непостижимой для нас таинственной связью. Я хотел бы начать свои размышления об этой связи с очень далекого библейского прошлого. Избранный народ вывел из Египта Сам Яхве. У них не было царя, и их история называется Священной, потому что писал ее не человек, а Бог руками человека. Осуществляет Яхве Свое правление с помощью Судей, избираемых Им Самим, и угодных Ему вождей. Судьи были предводителями племен, и их власть не была обусловлена никакими жесткими человеческими факторами, династическим преемством и т.п. Это были харизматические лидеры, руководящие разрозненными еврейскими племенами. Но в стремлении сохраниться и получить какие-то гарантии безопасности Израиль пытается стать на путь устройства монархии. Первой такой попыткой, хоть и неудачной, было царство Авимелеха, пытавшегося воцариться над несколькими центральными коленами. Книга Судей говорит о нем крайне неодобрительно, потому что он незаконно узурпировал власть, которую Бог осуществлял в Своем народе через Им Самим избранных судей. Притча из книги Судей (9, 8–15) – самый антимонархический текст не только в Библии, но и во всей мировой литературе. Наконец в лице Саула идея центральной власти получает воплощение. Но династии Саула тоже не суждено было закрепиться в Израиле. На смену Саулу приходит династия Давида царя. В политическом плане Израиль получает царя и такую же форму правления, «как прочие народы». Но в связи с этим с самого начала встает вопрос: а в чем же тогда проявляется Царство Яхве в Израиле? Монархия сменяет Теократию. Царь земной приходит на место Царя Небесного. Этот же вопрос встанет в самой трагической форме и в конце периода монархии – конце трагическом и бесславном. Вокруг вопроса, а где же место Бога в монархии Израиля, строится не только повествование книги Царств, но и всей Второзаконнической истории. Да, монархия дала Израилю власть, она принесла централизацию государству, но какой ценой? Ведь монархия входила в прямое противоречие с законами домонархического периода, которые были укоренены в Синайском законодательстве.

http://pravoslavie.ru/101858.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Руфь, прав. - житие РУФЬ (Рут), героиня одноименной книги, одного из Пяти свитков, входящих в раздел Писания канонической еврейской Библии. Книга повествует о том, как в эпоху Судей (см. Судей Израилевых книга), спасаясь от постигшего Иудею голода, некий Элимелех из Бет-Лехема переселился с семьей в Моав. Там он и оба его сына умерли, а его вдова Нооми (в русской традиции Ноеминь) решила вернуться на родину. Невестки Нооми, Орпа и Руфь, хотели идти вместе с ней, но она уговаривала их остаться в Моаве. Орпа послушалась свекрови, а Руфь ответила: «Куда ты пойдешь, туда и я пойду, и где ты жить будешь, там и я буду жить; народ твой будет моим народом, и твой Бог будет моим Богом» (Руфь 1:16). Женщины прибыли в Бет-Лехем к началу жатвы. Руфь воспользовалась традиционным правом бедняка подбирать колосья, не собранные жнецами (см. Лекет, шихеха у-феа), и пришла на поле зажиточного родственника Элимелеха, землевладельца Бо‘аза, который, узнав, кто она такая, проявил к ней особую благосклонность и щедрость из уважения к ее преданности свекрови. Узнав, у кого Руфь собирала колосья, Нооми сообщила ей, что этот человек — родственник Элимелеха и его сына Махлона, покойного мужа Руфи. У Нооми появилась надежда, что Бо‘аз вступит в левиратный брак с Руфью, что обяжет его также выкупить землю Элимелеха, которую Нооми была вынуждена продать. Боаз согласился выполнить этот старинный обычай, обязывающий родственника умершего «восстановить имя» покойного «в уделе его» (Руфь 4:9–10; ср. Втор. 25:5–6). От брака Бо‘аза с Руфью родился Овед; его сыном был Ишай (Иессей), отец царя Давида. Завершение книги генеалогией Давида (Руфь 4:18–22) указывает на цель сочинения. Рассказ о Руфи обнаруживает сходство с историей рождения более отдаленного предка Давида, Переца, сына Иехуды и Тамар (Быт. 38). Перец, как и Овед, родился в результате левиратного брака; в обоих случаях отцом был не брат покойного мужа матери или следующий за ним по степени близости родственник, а более дальний родственник; обе женщины принадлежали к другому народу (Тамар — ханаанеянка, см. Ханаан) и обе прибегли к хитрости, чтобы достичь своей цели (Тамар, притворившись блудницей, сидела у ворот, закрыв лицо, чтобы Иехуда не мог узнать ее; Быт. 38:14–16; Руфь ночью легла у ног спящего Боаза; Руфь 3:1–14). Составитель книги Руфь, несомненно, знал историю о Иехуде и Тамар, которую он прямо упоминает в своем повествовании: «И да будет дом твой, как дом Переца, которого родила Тамар Иехуде...» (Руфь 4:12).

http://pravicon.com/info-3295

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010