В Великом каноне, оплакивая грехи наши, Церковь располагает нас к умилению и раскаянию, внушая воздохнуть к Богу из глубины души, тайно глаголать Богу грехи, воспрянуть и помыслить о деяниях своих; располагает изображением униженного состояния грешника, осквернившего ризу плоти своей, омрачившего душевную красоту страстями, разодравшего первозданную одежду Зиждителя и облекшегося в ризу разодранную, истканную по совету змия; располагает страхом будущего суда и надеждой на милосердие Божие, примером и предстательством святых. По словам канона,«мы, подобно современникам Ноя, сделали беззаконный и законопреступный совет на Бога; подобно братьям Иосифа — продали плод чистоты и целомудрия, подобно Дафану и Авирону, подобно Авессалому и Гиезию сребролюбивому, — мы уклонялись от Господа; подобно израильтянам в пустыне — мы предпочли египетскую пищу небесной. Своими злыми помышлениями и делами, как разбойниками, мы ограблены и изранены. Но душе восстани и побори плотские страсти и помыслы, как Иисус Навин — Амалика и Гаваонитян. Подражай произволению Авраама, оставившего свое отечество из послушания Богу. Лествица, виденная в древности Иаковом, да будет тебе указанием деятельного и разумного восхождения. Две жены его разумей деяние и созерцание, Лию — деяние, как много–чадную, а Рахиль — разум, яко многотрудную. Спасайся на горе подобно Лоту. Рука Моисеева да уверит, как может Бог очистить и убелить прокаженное житие». В богослужении первой седмицы Церковь произносит священные песнопения св. Андрея Критского, Иосифа и Феодора Студитов и постановила также назидать верующих чтениями сочинений св. Ефрема Сирина, св. Иоанна Лествичника и других. Суббота первой седмицы св. Четыредесятницы. Православные христиане, с особенным усердием и благоговейною строгостью проводя первую неделю св. Четыредесятницы, имеют утешительное свидетельство для своего православия в священном воспоминании, творимом в субботу, и в торжестве, совершаемом Церковью в воскресный день первой недели. В субботу первой седмицы Великого поста, по древнему названию, Феодоровскую, Церковь совершает благодарственное празднование св. великомученику Феодору Тирону. Синаксарь в субботу первой седмицы Четыредесятницы начинается стихами:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

У молитовно вшанували преставлення Кирила (Павлова) 18 лютого 2018 р. 14:28 17 февраля 2018 года, в день памяти всех преподобных отцов, в подвиге просиявших (переходящее празднование в субботу сырной седмицы), в Свято-Троицкой Сергиевой лавре молитвенно почтили годовщину преставления многолетнего духовника обители архимандрита Кирилла (Павлова). Приснопоминаемый старец отошел ко Господу 20 февраля 2017 года в Переделкине на 98-м году жизни после продолжительной болезни. В связи с тем, что в текущем году эта дата приходится на вторник первой седмицы Великого поста, было принято решение перенести поминовение усопшего на субботу сырной седмицы для более торжественного его совершения. В субботу сырной седмицы наместник обители Преподобного Сергия архиепископ Сергиево-Посадский Феогност возглавил в Троицком соборе монастыря Божественную литургию, за которой возносились ектении о упокоении приснопамятного отца Кирилла и водворении его в Небесных обителях. Его Высокопреосвященству сослужили лаврская братия в священном сане и близкие духовные чада покойного, среди которых наместник Данилова ставропигиального мужского монастыря архимандрит Алексий (Поликарпов) , настоятель Спасского храма в пос. Клязьма Пушкинского района, духовник Московской епархии игумен Сергий (Амуницын) и др. Церковные песнопения знаменным распевом исполнил хор Троице-Сергиевой лавры под управлением благочинного обители архимандрита Павла (Кривоногова). По окончании богослужения владыка Феогност произнес проповедь перед молящимися. Затем у могилы старца Кирилла за алтарем Духовского храма обители состоялась панихида, которую совершил ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Евгений . Почтить всероссийского духовника, как называли отца Кирилла еще при жизни, собрались его многочисленные духовные чада и прихожане Лавры. В Малой братской трапезной Лавры состоялся поминальный обед, за которым еще раз вспомнили усопшего и помолились о упокоении его души. 20 февраля, во вторник 1-й седмицы Великого поста, день преставления архимандрита Кирилла (Павлова), по окончании соборной панихиды в Успенском храме Лавры будет отслужена заупокойная лития у могилы приснопамятного старца. Синодальный отдел по монастырям и монашеству /Патриархия.ru Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5149236...

«Пищею колив питает Тирон град. Пищу оскверненную учинив пепотребну». Юлиан, отступник и лукавый гонитель христианства, желая осквернить св. пост наш в первую седмицу Четыредесятницы, издревле особенно чтимую, и подвергнуть христиан осмеянию, повелел в 362 году епарху Антиохийскому тайно – ежедневно в продолжение первой седмицы осквернять припасы, продаваемые по обычаю в Антиохии на торжище, кровию идольских жертв, от которых христиане всегда обязаны удерживаться ( Деян.15:29 ). Епарх исполнил повеление Юлиана 233 . Но злоумышление врагов сделалось известно христианам. Св. великомученик Феодор Тирон (воин), стяжавший мученический венец при императоре Максимиане, в Амасии, около 306 года, 17 февраля, является Константинопольскому архиепископу Евдоксию и повелевает ему призвать рано утром в чистый понедельник верующих и запретить им покупать на торжище оскверненную пищу. Епископ недоумевал, чем заменить это лишение, особливо имеющим недостаток в домашних запасах. Великомученик советовал употреблять для пищи коливо (κλλυβα) или вареную пшеницу с медом, называемую иногда кутиею 234 , и таким образом обличил и посрамил нечестивое намерение хитрого кощунника 235 . В память этого события и в благодарность Великомученику Феодору, как потребителю идолов, предстателю и хранителю стада Христова, Православная Церковь с тех пор, т. е. с IV века, доселе ежегодно творит празднование Великомученику, совершая в навечерие субботы, в пятницу на литургии по заамвонной молитве, молебный канон – сочинение св. Иоанна Дамаскина , и благословляя в честь Великомученика коливо, коим внушил он заменить на первой седмице поста оскверненную постную пищу. В субботу Церковь постановила читать похвальное слово Феодору – сочинение Григория Нисского и петь канон Иоанна митрополита Евхаитского 236 . Чтением Апостола на литургии в первую субботу Четыредесятницы Церковь исповедует Божественное величие Иисуса Христа пред Ангелами, как Сына Божия, Творца и Спасителя мира: Бог Им и веки сотвори, и Он есть сияние славы и образ ипостаси Его, носяже всяческая глаголом силы Своея, Собою очищение сотворив грехов наших, седе одесную престола величествия на высоких ( Евр.1:1–12 ). Чтением Евангелия Церковь благовествует, что дни, посвящаемые на особенное служение Богу, надобно преимущественно святить делами человеколюбии, коим должно иногда подчинять и обрядовые установления ( Мк.2:23,3–5 ). Кроме сих чтений, Апостольского и Евангельского, положены в субботу первой седмицы Четыредесятницы чтения в честь Великомученика Феодора ( 2Тим.2:1–10 , Ин.15:17–16:2 ). Воскресный день первой седмицы великого поста

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Святейший Патриарх Кирилл совершил великое повечерие с чтением канона прп. Андрея Критского в Богоявленском кафедральном соборе. 17 февраля. В среду первой седмицы Великого поста Святейший Патриарх Кирилл молился в Храме Христа Спасителя за великопостной утреней, часами и изобразительными. Затем Предстоятель Русской Православной Церкви совершил вечерню и первую в 2010 году Литургию Преждеосвященных Даров. Святейший Патриарх Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Троицком соборе Свято-Данилова монастыря. 18 февраля. В четверг первой седмицы Великого поста Святейший Патриарх Кирилл молился за уставным утренним богослужением в Донском ставропигиальном мужском монастыре города Москвы. В Храме Христа Спасителя состоялась встреча Его Святейшества с членами паралимпийской сборной России. В Тронном зале Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Кирилл встретился с Президентом Республики Абхазии С.В. Багапшем и его супругой М.Г. Багапш. Вечером Святейший Патриарх Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры. 19 февраля. В пятницу первой седмицы Великого поста Предстоятель Русской Церкви возглавил братский молебен преподобному Сергию, игумену Радонежскому, у раки с честными мощами Преподобного в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры. После братского молебна Святейший Патриарх Кирилл молился в алтаре Троицкого собора при чтении утренних молитв и полунощницы. По окончании полунощницы Предстоятель перешел в Успенский собор, где молился за утреней, часами и изобразительными. Затем в Успенском соборе Святейший Патриарх Кирилл совершил вечерню и Литургию Преждеосвященных Даров. По окончании Литургии Святейший Владыка возглавил молебное пение святому великомученику Феодору Тирону и освятил коливо. 20 февраля. В субботу первой седмицы Великого поста, день памяти святого великомученика Феодора Тирона, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию Иоанна Златоуста в храме прп. Сергия Радонежского Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря. По окончании Литургии Предстоятель передал в дар обители ковчег с частицей мощей святителя Московского Петра, всея России чудотворца, основавшего обитель в начале XIV века, и совершил освящение главного благовестника звонницы Высоко-Петровского монастыря — восьмитонного колокола «Святитель Петр».

http://patriarchia.ru/db/text/3555929.ht...

Прокимен и причастен – святых (сщмч. Ермогена и вмч. Феодора) . Аллилуиарий – сщмч. Ермогена и вмч. Феодора. Апостол и Евангелие – субботы 1-й седмицы, вмч. Феодора (под зачало) и сщмч. Ермогена. Примечание. «На трапезе чтем слово похвальное о святем Феодоре, святаго Григория Нисскаго. И ядим боб обваренный, с маслинами белыми и черными. Причащаемся же и варения с маслом прилучившагося, и колива; вина же испиваем по красоволю , ради святаго. Сие же прияхом от лавры преподобнаго отца нашего Саввы и от богоноснаго отца нашего Евфимия. [Зри] Ведати подобает, яко дважды прияхом ясти рыбы в сей Великий пост: в праздник Благовещения и Цветоносия» (Триодь Постная, л. 143). 1 О порядке пения служб на повечерии см. 22 февраля, во вторник 2-й седмицы Великого поста. 2 О последовательности канонов на повечерии в пяток вечера см. в субботу мясопустную, 5 февраля (примечание на повечерии). 3 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (ср.: Типикон, гл. 12). 4 См.: Триодь Постная, «В субботу первую святых постов»; ср.: Службы первой седмицы Великого поста. М.: Изд. Моск. Патриархии, 1984. С. 224–240. 5 См.: Типикон, гл. 49, «В субботу 1-ю святых постов». 6 См.: Типикон, гл. 12; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 555, 264. 7 Красовуля – чаша для пития, употребляемая в греческих монастырях, которая вмещает ½ фунта и более напитка (один русский фунт равен 409,5 грамма). 8 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 562. 9 О последовательности канонов на повечерии в пяток вечера см. в субботу мясопустную, 5 февраля (примечание на повечерии). Типикон (9-я Маркова глава под 24 февраля) сначала указывает канон о усопших, а затем – рядового святого. 10 О порядке пения служб на повечерии см. 22 февраля, во вторник 2-й седмицы Великого поста. 11 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15). 12 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 564.

http://patriarchia.ru/bu/2023-03-04/

1245 По суждению «Цер. Вестника», чтение «заупокойного кануна» грамотными девушками в родительские субботы (преимущественно в «радоницу», после отпетой на могиле священником панихиды) есть самочинное вторжение простецов в частное богослужение и не должно быть допускаемо (сн. выше, 1 примеч. к 1295 стр.); если прихожане приглашают девушек к чтению означенного кануна вследствие торопливости совершения священником на могилах панихид, то нужно иметь в виду, что, согласно 35–36 ст. Уст. Д.К., богослужение должно быть совершаемо «без поспешности»; при значительном же количестве панихид, следует совершить одну общую панихиду в церкви (можно и на кладбище), а затем на могилах петь лишь литии, объяснив поминающим своих родственников, что особая панихида на могиле может быть совершена ими и в другое время, помимо родительской (Ц.В. 1893, 32). 1246 В некоторых случаях указанное в «Росписи» поминовение переносится на другие дни. – Так, если по ком из поименованных в «Росписи» лиц поминовение случится «во днех Великого поста, или в воскресные и праздничные дни», то «по таковым те поминовения чинити по субботам тех седмиц; по которым же из оных лиц памяти прилучатся быти между субботой Лазаревой и Фоминым понедельником, в неделю Ваий и на Страстной и Светлой седмицах, по таковых всех поминовение чинити в неделю Фомину во вторник» («Панихидная роспись» по Высоч. лицах, изд. С.-Петерб. Син. Типогр.). – Так как в 1899 г. поминовение в Бозе почивших Государей Императоров Александра II (1-го марта) и Александра III-ro (26-го февраля) совпали – первый с понедельником первой седмицы Великого поста, а второй с пятницей Сырной седмицы, когда, по Уставу Церкви, не положено совершение Божественной литургии, то Св. Синодом от 13–15 янв. того же года было определено: перенести в означенном году поминовение в Бозе почивших Государей Императоров Александра II и Александра III с вышеуказанных дней на субботу Сырной седмицы, 27-го февраля (Ц.Вед. 1899, 4). – В 1905 г., по случаю совпадения 1-го марта со вторником 1-й седмицы Вел. поста, определением Св. Синода от 16 февр. того же года поминовение в Бозе почившего Государя Императора Александра II-ro было перенесено с вышеуказанного дня на субботу Сырной седмицы, 26-го февраля (Ц.Вед. 1905, 8, офиц. ч.). – См. также выше, 2 прим к 652 стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   Если теперь от этих возвышенных и проникнутых глубоким чувством всепрощения, братской любви, смирения и сердечного сокрушения о грехах песнопений нашей Постной Триоди мы перейдем к тем практическим правилам и предписаниям, имеющим в жизни христиан регулирующее значение и доселе, какие рассеяны в этой книге намногих ее страницах, то увидим, что эти предписания и правила находятся в некотором несоответствии и как бы дисгармонии с изложенным теоретическим учением этой книги, не отличаются достодолжной определенностью, устойчивостью и последовательностью, а в некоторых случаях стоят даже в противоречии с ныне действующим Церковным Уставом, и именно с 32 главою его, надписываемой так: «От правил святых апостол и святых отец о святей Велицей Четыредесятнице, яже должен всякий христианин опасно хранити».    Какие же это правила и предписания?    Постная Триодь говорит о пощении всей братии «по преданию» до пятка первой седмицы Великого поста. При этом дается ссылка на Устав Святой Горы ничего не вкушать в первый день. 32 глава Типикона добавляет «такожде и во вторый». Именно под влиянием этих установлений Триоди и Устава сложился современный афонский обычай проводить первые дни поста в полном воздержании, не вкушая даже хлеба и воды.    Типикон, правда, предусматривает в это время послабление для немощных и стариков, которым после вечерни во вторник разрешается хлеб и квас.    Во вторник, среду и четверток первой седмицы Триодь Постная полагает на трапезе хлеб и воду, разве что с добавлением соли. Типикон добавляет в среду, после Литургии Преждеосвященных Даров «снеди овощные теплые» и «укроп с медом».    В пяток первой седмицы Постная Триодь сначала назначает вино и елей по обычаю Лавры прп. Саввы Освященного, но потом оговаривается, что сие обыкновение оставлено и «за честность дне» едят только горячее со сливами и без масла. Типикон столько же суровый режим предписывает и для среды пятой седмицы и Великого Четвертка.    В субботу первой седмицы Постная Триодь не отступает от Устава прп.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2639...

В первую же седмицу Великого поста песни канона 6, 7, 8, 9 глаголются прежде в пяток (Тип. пол. пятка 1 седм. Вел. поста). В субботу первой Недели Великого поста в песнях Триоди предлагается новое подтверждение того, что пост угоден Богу, и что постящиеся находятся под особым Божиим покровительством. В эту субботу Церковь совершает благодарственное празднование св. великомученику Феодору Тирону. Она воспоминает, как отступник император Юлиан, зная, что христиане в первую седмицу Великой Четыредесятницы соблюдают строгий пост, приказал окропить кровью идоложертвенной всё, что продается на торжищах, чтобы ядущие купленное там осквернились. Но св. Феодор Тирон, явись из другого мира, спас от осквернения христиан; он уведомил епископа Евдоксия о тайном намерении богоотступника и посоветовал в эту первую седмицу Великого поста употребить на трапезе коливо. Служба св. Феодору Тирону начинается в пятницу с вечерни 939 . И после вечерни и затем преждеосвященной литургии, по заамвонной молитве, полагается петь молебный канон св. Феодору, «предложше коливо», и в конце молебна читать молитву на благословение колива (Тип. посл. субб. 1-й седм. Велик. поста) ([kλυbα) (см. кутия). Молитва находится в Служебнике, в чине освящения колива в праздники. Первая седмица Великого поста называется Феодоровой Неделй. Неделя (воскресение), следующая за субботой, называется первой Неделей Великого поста. Таким образом, воскресные дни 1-й, 2-й, 3-й, 4-й, 5-й и 6-й седмиц Великого поста следуют за седмичными днями, а не так, как в прочие седмицы в году, в которые начинаются седмицы воскресным днем 940 . В первую Неделю (воскресение) Великого поста совершается торжество восстановления почитания святых икон 941 при царице Феодоре, а вместе с тем воспоминается то дивное действие, какое оказали императору Феофилу, гонителю св. икон, но пред смертью раскаявшемуся, общественное покаяние, молитва и пост. Быв совершены по нем в первую седмицу Великого поста, они даровали ему от Господа прощение грехов.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

И тогда святой мученик Феодор, явившись во сне местному епископу, приказал ему объявить христианам о том, чтобы они не покупали ничего на рынках, но вместо продуктов, которые они обычно использовали в пищу, сварили пшеничные зерна, приправили их медом и вкушали только это. Такая пища получила наименование «коливо», и в пятницу первой седмицы Великого поста в память о чуде, явленном святым великомучеником Феодором Тироном, мы освящаем коливо после Литургии Преждеосвященных Даров. Не случайно память святого великомученика празднуется в первую седмицу Великого поста: как он помог тем древним христианам не впасть в грех, воздержавшись от пищи, которую им не подобало вкушать, так и ныне он помогает нам, грешным. Во время Великого поста у людей постящихся возникает много искушений, кто-то ослабевает, не выдерживает постного поприща, соблазняется и вкушает скоромную пищу. Чудо святого Феодора Тирона дает всем нам основание и возможность в моменты таких искушений обращаться к святому великомученику, прося его молитв об укреплении нас в прохождении постного поприща. Именно потому Церковь и празднует его память в первую седмицу Великого поста, чтобы в течение всего постного времени, помня о той силе, которой обладает святой, мы укреплялись в своем малом подвиге и в случае необходимости прибегали к нему с молитвенной просьбой о помощи. Молитвами святого великомученика Феодора Тирона да поможет нам Господь спасительно пройти поприще Святой Четыредесятницы! Аминь. Божественная помощь и человеческие усилия. Слово по окончании Божественной литургии в субботу первой седмицы Великого поста в Успенском кафедральном соборе города Смоленска (28 февраля 2004 г.) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Всех вас, дорогие отцы, братья и сестры, я сердечно поздравляю с завершением первой седмицы Великого поста! В эти спасительные дни Святой Четыредесятницы Господь вновь даровал нам возможность усиленно молиться, достойно проходить постное поприще, получить радостный опыт христианской жизни. Верующие, посещавшие богослужения утром и вечером, действительно имели особые условия для внутренней духовной концентрации, самоанализа и молитвы.

http://azbyka.ru/propovedi/velikopostnye...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла за Божественной литургией в Высоко-Петровском монастыре в субботу первой седмицы Великого поста 20 февраля 2010 г. 15:00 20 февраля, в субботу первой седмицы Великого поста — день памяти святого великомученика Феодора Тирона, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию Иоанна Златоуста в храме преподобного Сергия Радонежского Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря. После чтения Евангелия Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Цель жизни человека заключается в том, чтобы совершить обратное тому, что сделал Адам. Если Адам разорвал общение с Богом и отказался от Него, возжелав жить вне Божиего закона, по своей воле, то задача каждого человека заключается в том, чтобы вернуться к общению с Богом и соединиться с Ним настолько, насколько это возможно. Если в основе греха Адама лежало непослушание воле Божией, Божиему замыслу о человеке, то в основе нашей жизни должно лежать послушание Божией воле. Эту волю мы знаем, она открыта нам. Божественное откровение, Слово Божие доносят до нас конкретные требования, исполняя которые, человек может жить в соответствии с Божиим замыслом. Это Божественное откровение хранится в Церкви, в общине единомышленников, в которой живет и действует Святой Дух. Силой Святого Духа Божественное откровение, Слово Божие хранится в Церкви неповрежденно, и никакие обстоятельства времени, никакие человеческие мудрования не способны разрушить это Слово или исказить его, поелику оно охраняется за святыми стенами в духовной крепости — охраняется не силой человеческой, а силой Святого Духа. Но в Церкви мы не только узнаем волю Божию. В Церкви мы вступаем в особое общение с Богом через молитву. В Церкви нам дается возможность, соотнося свои поступки и мысли со Словом Божиим, видеть, насколько мы отклоняемся от курса, насколько верно или неверно мы поступаем. И в том случае, если мы поступаем или мыслим неверно, у нас есть возможность принести покаяние Богу и исправить свой жизненный курс.

http://patriarchia.ru/db/text/1096223.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010