Как Невфалиму, так и Асиру в общих чертах предвещается обилие благ земных (ст. 23–28) Сие обилие для Неффалима изображается под видом насыщения Господним благословением; в Ассировом же колене так много будет масла, что жители будут омочать в нем, как в воде, ноги свои; и так много меди и железа, что из них будут делаться запоры. 1081 Свои благословения по коленам Моисей заключает восклицанием о несравненной силе Иеговы, под покровительством которого находится народ израильский (Ст. 26–29). Вдохновенному взору пророка Божия рисуются картины благополучия, каким будет наслаждаться богоизбранный народ по завладении земли обетованной. Эта земля будет изобиловать хлебом и вином, а небеса будут искапать росу. «Блажен ты, Израиль! кто подобен тебе, народ хранимый Господом»! Так заключает Моисей свои пророчественные благословения. Глава XXXIV В главе сей, во-1-х, повествуется о смерти Моисея, пред которою он восходит по повелению Божию на гору Навав, и оттуда обозревает всю землю обетованную (ст. 1–5); во-2-х, говорится о месте погребения Моисеева, которое находилось в земле Моавитской – против Веельфегора, хотя самая могла осталась для всех неизвестною (ст. 6); В-3-х, делается примечание о крепости сил Моисея пред смертию (ст. 7), и о 30-ти-днсввоч плаче по нем Израильтян (ст. 8); наконец, в-4-х, присовокупляется о преемнике Моисея и о несравненном превосходит Моисея, как пророка Божия (ст. 10–12) в народе израильском. Примечание. По мнению большинства толковников, глава сия, начиная со стиха 5-го, не принадлежит Моисею; ибо содержит подробности, которых он не мог быть свидетелем. Некоторые раввины приписывают ее Иисусу Навину, а блаж. Иероним – Ездре. И умер там Моисей, раб Господень (ст. 5). О смерти Моисея существуют разные предания и гадательные предположения; но единственно достоверное только то, что известно из Писания, именно: Кончина Моисея произошла не вследствие какого-нибудь расстройства физического, или старческого истощания сил и притупления чувств, а единственно по слову Божию. Ибо, несмотря на глубокую старость Моисея (120 л.) – «зрение его не притупилось, и крепость его в нем не истощилась» (ст. 7). Полнота и обилие благодати и непрерывная близость к Богу – бы и в нем источником несокрушимой крепости телесной, а потому и смерть его была блаженным и мирным успением.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

27. Ин. 10:27 . Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. 28. Ин. 10:28 . И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей. Ин. 17 д.; Ин. 8:51, 5:24 ; Ис. 40 д.; Рим. 8:38 ; 1Пет. 1:5 . Овцы Мои и пр.: кратко повторяет Господь характеристические отношения между Его последователями и Им, полнее высказанные в предшествующей речи, указывая теперешним слушателям Своим, почему они не принадлежат к числу овец Его. – Слушают голоса Моего: см. прим. к ст. 3–4. – И Я знаю их: см. прим. к ст. 14. – И они идут за Мною: см. ст. 4. Все черты, показывающие любвеобильное взаимное отношение между Христом и верующими в Него. – Я даю им жизнь и пр.: см. прим. к ст. 10 и 3:24; 6:39–40, 47 и парал. – Никто не похитит: намёк на волка, который расхищает овец, когда наёмник оставляет их (ст. 12). У Него – Пастыря доброго, а не наёмника, никакой враг не расхитит овец и не распугает их, ибо они состоят под покровительством Всемогущего (ст. 29). Впрочем, рука здесь символ не только власти и могущества, но ещё символ собственности овец. Возможность отпадения от Христа сими выражениями, конечно, не отрицается, ибо отпадший не есть уже овца Христова. 29. Ин. 10:29 . Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего. Ин. 6:37, 14:28 ; 1Кор. 15 д.; Ин. 10:33, 38 30. Ин. 10:30 . Я и Отец – одно. Ин. 5:23 ; Ин. 17 д. Ин. 21 . Пояснение того, почему никто не похитит из руки Христа овец Его. Бог Отец всемогущ, а Христос и Отец – одно. – Который дал Мне их: ср. прим. к 6:37. Это «сказано ради иудеев, чтобы они опять не назвали Его противником Божиим (Злат.). – Больше всех: по ходу речи надобно понимать, что Господь называет здесь Отца Своего большим всех по силе и могуществу, так что ни один враг не может одолеть Его и вследствие сего не может похитить овец Его из рук Его, – насильно, против воли и желания верующих отлучить их от Бога. – Я и Отец – одно: по связи речи опять одно по силе и могуществу, «так как вся речь у Него была о могуществе» (Злат., ср. Вас. В. 3, 56). Если никто не может похитить овец из рук Отца, значит, Отец всемогущ. Если же Отец и Христос одно, то, значит, и Христос всемогущ. Если же Он всемогущ, то, значит, Он – Бог. Если же Он Бог, то, значит, Он – одно с Отцом не только по всемогуществу, но и по всем другим Божеским свойствам, а, следовательно, и по природе или по существу (Злат. и Феофил.). Следовательно, в этом выражении содержится несомненно учение Самого Иисуса Христа о Своём Божестве. Так слова Его поняли и иудеи (ст. 33), и Господь не только не указал им на неправильность понимания ими слов Его, но и оправдывает Свои слова, что Он Сын Божий (ст. 36) и един с Отцом (ст. 38) (Ср. Злат. и Феофил.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

2Пар.25:9 .  И сказал Амасия человеку Божию: что же делать со ста талантами, которые я отдал войску Израильскому? И сказал человек Божий: может Господь дать тебе более сего. 2Пар.25:10 .  И отделил их Амасия, – войско, пришедшее к нему из земли Ефремовой, – чтоб они шли в свое место. И возгорелся сильно гнев их на Иудею, и они пошли назад в свое место, в пылу гнева. 2Пар.25:11 .  А Амасия отважился и повел народ свой, и пошел на долину Соляную и побил сынов Сеира десять тысяч; 2Пар.25:12 .  и десять тысяч живых взяли сыны Иудины в плен, и привели их на вершину скалы, и низринули их с вершины скалы, и все они разбились совершенно. 2Пар.25:13 .  Войско же, которое Амасия отослал обратно, чтоб оно не ходило с ним на войну, рассыпалось по городам Иудеи от Самарии до Вефорона и перебило в них три тысячи, и награбило множество добычи. О войне Амасии с идумеянами в ( 4Цар.14 ) есть лишь краткое упоминание в одном стихе – 7-м; здесь же об этом событии рассказывается со всей обстоятельностью (ср. наши пояснительные замечания к ( 4Цар.14:7 ), «Толковая Библия», т. II, с. 521). 2 Паралипоменон здесь прежде всего добавляет сообщение, что Амасия, приведя в известность число собственной боевой армии Иудейского царства – 300 000 солдат (ст. 5), нанял, кроме того, за 100 талантов серебра (около 150 000 рублей) 100 000 израильского войска (ст. 6). Это первый и единственный в библейско-еврейской древности случай найма иноземных войск на помощь собственному войску. У классических народов, как и у иудеев в последние века их самостоятельного существования, наем такой практиковался нередко и состоял обычно в уплате денег царю или вообще повелителю войск, сами же войска и солдаты ничего не получали, кроме добычи и грабежа. Понятно, какое зло для страны представляло такое наемное войско. И уже потому, а еще более ввиду преступности Израильского царства с теократической точки зрении и небогоугодности союза Иудейского царства с ним (ср. 2Пар.20:37 ), пророк Божий потребовал от Амасии отпустить нанятое им израильское войско (ст. 7–8), что Амасией и было сделано, хотя и с сожалением о даром потерянной плате войску израильскому (ст. 9). Последнее отказом было крайне раздражено (ст. 10) и на обратном пути вознаградило себя великим грабежом и убийствами в пределах Иудеи (ст. 13). Историческая достоверность всего этого сообщения 2 Паралипоменон о найме израильского войска царем Амасией и последующем распущении его не может подлежать сомнению: в пользу достоверности факта говорит последствие его: начатая по инициативе Амасии война с Иаисом израильским (ст. 17 и д.), довлеющая причина которой может заключаться только в желании Амасии – отомстить за неистовства израильских солдат в Иудее (ст. 13), а также вознаградить себя за потерянную на наем войска сумму (ст. 6, 9).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

[Гл. VIII:] Не веди тяжбы с человеком могущественным, чтобы как-нибудь не впасть в его руки. Не спорь с человеком богатым, чтобы он не возбудил против тебя тяжбы. Ведь золото многих погубило, и доходило к сердцу царей и извращало их. Не веди тяжбы с человеком говорливым и не подбрасывай дров под горячность его [ст. 1–4]. Не презирай человека отвращающегося от греха и не укоряй его. Помни, что мы все повинны нести наказание. Не презирай человека в его старости; ведь стареются они из нашей среды. Не радуйся о смерти врага, так как ты знаешь, что мы все умираем, а не имеем придти к радости. Не презирай повествования мудрых старцев и упражнения в притчах их, ибо от них ты научишься знанию и тому, как служить знатным без жалоб. Пусть не минует тебя повествование старших, ведь и они учились у отцов своих разуму и ответу при нужде [ст. 6–12]. Не советуйся с глупыми, ибо они могут любить только то, что им нравится. С чужим человеком не устрояй совета, ибо ты не знаешь, что из него выйдет [ст. 20–22]. [Гл. IX:] Не ревнуй жены лона твоего [ст. 1]. Не имей вожделения [или: не засматривайся] к девице, чтобы как-нибудь не соблазниться прелестями ее. Не отдавай души своей блудницам ни за что, чтобы не погубить себя и достояния своего [ст. 5, 6]. Отворачивай свое лицо от женщины благообразной, и не озирайся на лице чужое [ст. 8]. Не оставляй старого друга, потому что новый не будет походить на него. Новый друг – что новое вино; постареет оно, тогда с удовольствием будешь его пить. Не будь ревнив к славе и богатству грешника, ибо не знаешь, каково будет его падение. Пусть не будет тебе приятною обида несправедливых [ст. 12–15]. Далеко отходи от человека, имеющего власть убивать, и ты не будешь даже подозревать о страхе смерти. А если ты сближаешься с ним, то ничего не позволяй, чтобы как-нибудь не отнял он у тебя жизни твоей [ст. 16, 17]. Рассуждай с мудрецами и благоразумными. Пусть твоими застольными друзьями будут справедливые люди, и слава твоя пусть будет в страхе Господнем [ст. 20, 21].

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

—185— другого имени под небом, которым надлежало бы нам спастись (Деян. Апост. гл. 4 ст. 11:12). Верим, что благодатью мы спасены через веру, и сие не от нас, Божий дар, не от дел, чтобы никто не хвалился (Ефес. гл. 2 ст. 8:9) освящены единократным принесением тела Иисуса Христа (Евр. гл. 10 ст. 10); что, оправдавшись верой, имеем мир с Богом (Римл. гл. 5 ст. 1); и что нет никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе (Римл. гл. 8 ст. 1); признаём единого Посредника между Богом и человеками, Иисуса Христа (1 Тим. гл. 2 ст. 5). Добрые дела считаем необходимым последствием, так сказать, плодом обращение и возрождения, ибо, возрождённые благодатью Духа Святого, мы становимся Его творением, созданным во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять (Ефес. гл. 2 ст. 10). Он велит нам делать добро всем (Галат. гл. 6 ст. 10), что мы и стараемся исполнять из любви и благодарности к Богу, возлюбившему нас, служа Ему с радостью, а не с принуждением, не как рабы, но как дети, потому что мы приняли не духа рабства, но духа усыновления (Римл. гл. 8 ст. 15). Отложив всякую злобу, коварство и лицемерие, стремимся во всём поступать по воле Божией. Православная же Церковь , кроме Христа, считает личные заслуги и дела необходимыми условиями для получения спасения, приписывает таинствам спасительную силу и прибегает к другим посредникам, прося их ходатайства за неё пред Богом. – Из брошюр, бывших в употреблении у нас, когда я жил в П.-Бурге, и некоторые из коих я вывез оттуда, я могу назвать лишь: „Примирился ли ты с Богом?“ „Иисус Назорей идёт“, „Пора домой“, „Звание христианина и его значение“, Беседа двух друзей о возрождении“, „Истинная радость“, „Краткое руководство к чтению Нового Завета“, с приложением вида реки Иордана, двух карт и плана, „Путешествие пилигрима в небесную страну и духовная война“, „Любимые стихи“, „Русский рабочий“, „Пшеница или Солома“. Брошюры эти были у нас в ходу в то время, когда существовало Общество поощрения духовно-нравственного чтения, и их можно было купить у Гротте в П.-Бурге сколько угодно.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Очень яркий пример – это 116–й псалом: « Славьте Господа, все народы, восхваляйте Его, все люди» (ст. 1) – призыв к славословию. « Ибо непреложна милость Его к нам, и истина Господня пребывает вовеки» (ст. 2). Другой пример– это 112–й псалом: « Восхваляйте, отроки, Господа восхваляйте имя Господне! Да будет имя Господне благословенного отныне и вовеки!» (ст. 1–2). И дальше: « Вознесен над всеми народами Господь; слава Его превыше небес» (ст. 4) – вот основание для хвалы. « Кто подобен Господу Богу нашему? Она на высотах живет, и взирает на смиренных на небесах и на земле. Возвышает Он над землей нищего, из грязи поднимает убогого, и посадит его с князьями, с князьями народа Своего» (ст. 5–8). Обратите внимание, переход очень резкий, то есть сначала: « От востока до запада да восхвалят имя Господне…» (ст. 3), « Кто подобен Господу Богу нашему…» (ст. 5) – исповедуется Его величие, слава как Творца, как Того, Кто превыше всего мира, и вдруг сразу резкий переход: « И взирает на смиренных на небесах и на земле. Возвышает Он над землей нищего, из грязи поднимает убогого» (ст. 6–7). Мгновенное изменение плана, переход от вселенской перспективы к конкретному нищему. Господь, Которого славу не могут вместить небо и земля, озабочен делами какого-то нищего, лежащего на земле. Господь до этого снисходит, что тоже является основанием для славословия Бога в Псалтири. Существует известное несовместимое с христианским воззрением мнение о том, что Бог, конечно, есть, возможно даже, Он и управляет Вселенной (или она живет сама по данным ей законам), однако полагать, что Он занимается каждым отдельным человеком и входит в его проблемы, конечно, странно и нелепо. Библейское откровение утверждает совершенно обратное. И это тоже проявление величия, всемогущества и всеведения Божия. « И посадит его с князьями, с князьями народа Своего; поселит Он неплодную в доме Своем, как мать, радующуюся о детях своих» (ст. 8–9), – в последних словах содержится пророчество о призвании в Церковь язычников [см. 72, с. 400].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

Ст. 12. …Стыдно нам оставить такую прекрасную жену, не побеседовав с нею, – так говорил Олоферн, устроивши пир и пославши за Иудифью евнуха Вагоя: … она осмеет нас, если мы не пригласим ее... Смысл этого, непонятного с первого раза, опасения поясняется в Вульгате таковым дополнением, что по ассирийским понятиям и взглядам на вещи, стыдно было для мужчины, если женщина перехитрит его и сумеет уклониться, и отделаться от него, не удовлетворив его желаний. Это примечание раскрывает перед нами всю бездну растленности языческих нравов у древних народов. Ст. 14. …Иудифь сказала на приглашение к пиру Олофернову: ...кто я, чтобы прекословить господину моему? поспешу исполнить все, что будет угодно господину моему, и это будет служить мне утешением до дня смерти моей... Это были, конечно, не искренние слова целомудренной Иудифи, ибо она не могла не примечать, к чему клонились намерения сладострастного Олоферна. Несмотря на сие, она смело и, для видимости – как бы, с большим удовольствием и готовностью, спешит на искусительный пир; поскольку она твердо надеялась, что там Господь не только защитит ее честь и добродетель, но, в это самое время, и даст ей случай и возможность исполнить задуманное. Глава 13. Погибель Олоферна от руки Иудифи а) По окончании пира, Иудифь остается одна с опьянелым Олоферном (ст. 1–5). б) Призвав Бога на помощь, Иудифь отрубает голову Олоферну его же собственным мечом и с нею удаляется в Ветилую (ст. 6–11). в) Экстренное собрание Ветилуйских старейшин к воротам города, и донесение Иудифи о своем подвиге (ст. 12–16). г) Радость народа и похвальное приветствие Иудифи от лица Озии-градоначальника (ст. 17–20). Глава 14. Нападение на Ассириян по плану, предложенному Иудифью а) Иудифь советует повесить голову Олоферна на зубцах стены и немедленно сделать вылазку из города, дабы смерть Ассирийского вождя открылась врагам внезапно, и, притом, в минуту наступающей для них опасности (ст. 1–4). б) Между тем, Иудифь велит призвать Ахиора-Моавитянина и, среди народа, рассказывает ему историю своего подвига в стане Ассирийском, вследствие чего, Ахиор обращается в религию Иудейскую (ст. 5–10). в) При наступлении утра, Ветилуйцы делают нападение на вражеский стан и приводят в крайнее смятение Ассириян, пораженных внезапной смертью вождя своего (ст. 11–19).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

  Глава 1 (Ст. 1). Павел, Апостол Иисуса Христа, волею Бога, благоволившего о мне, и по обетованию жизни во Христе Иисусе, поскольку Он благоволил быть проповеданным через меня. (Ст. 2). Тимофею, возлюбленному сыну, по духовному рождению: благодать и мир от Бога Отца нашего да будут с нами во всем и везде ввиду гонителей, которые отовсюду восстают на нас, и от Христа Иисуса, Господа нашего, а не через Христа Иисуса Господа нашего. (Ст. 3). Благодарение имею к Богу, Коему служу от прародителей духом, то есть не приношением жертв, но умом чистым, что непрестанно имею о тебе память в молитвах моих, как истинный отец. (Ст. 4). Желая тебя видеть, как сына возлюбленного, вспоминая о слезах твоих ради скорбей моих, поскольку ты всегда их видишь, чтобы исполнился ты духовной радостию. (Ст. 5). Воспоминания приемля о твердой, безукоризненной и нелицемерной вере твоей, которая нимало не поколебалась гонением. (Ст. 6) Посему увещеваю тебя, чтобы ты возбуждал, возобновлял и возжигал благодать Божию, которую ты приял от возложения рук моих, то есть Святаго Духа, Которого ты получил от этого возложения моих рук. (Ст. 7) Ибо не дал тебе Бог посредством руки моей духа боязни, но силы, чтобы ты противостоял нападениям преследователей, — и любви и целомудрия, чтобы через это назидал ты и утешал верных. (Ст. 8). Посему, так подкрепленный силой Самого полученного тобой Святаго Духа, не стыдись исповедания Господа нашего пред всеми людьми, — ни меня, узника Его. Хотя это исповедание подвергло тебя великому гонению, но тебе и подобает быть причастником страданий за Евангелие, подвергающееся преследованиям, по силе Бога, то есть с помощью Бога, (Ст. 9). Который нас спас новым спасением и призвал нас званием Своим святым, которое с неба исходит, — не по делам моим, поскольку я был хулителем, но по изволению Своему, коего я не заслуживал и не ожидал, по благодати, которая дана мне прежде времен вечных, как и ученикам (Господа), моим товарищам; это то же, что сказал: Я избрал вас Себе от начала творения (1 Фес. 2:4, Еф. 1:4. Рим. 8:29. Деян. 15:7. Ин. 15:16),

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=28

а) Для узаконяемой жертвы должна быть избираема юница рыжая, без порока и не носившая ярма. Старший священник (Елеазар) должен был вывесть ее из стана на место чистое, и там пред ним закалали ее; кровию жертвы Елеазар должен кропить по направлению к скинии седмижды (ст. 1–4). Мясо, кожа, кровь и внутренности с нечистотами всецело сожигались, а на сожигаемую юницу священник бросал кусок кедров дерева, иссоп и нити червленой шерсти (ст. 5–6). Священник и сожигавши жертву должны были измыть тело свое и одежды водою, и считались нечистыми до вечера (ст. 7–8). Пепел от этой жертвы собирал чистый человек для сохранения, и потом на этот пепел в сосуде наливалась чистая вода, которая и была водою очищения для Израильтян от осквернения трупом (ст. 9–10). б) Прикосновение к трупу человеческому делало человека нечисгым на семь дней и он без очищения чрез кропление означенною водою не мог войти в скинию, чтобы не осквернить ее (ст. 11–13). Присутствие мертвеца в шатре делает нечистым каждого входящего в шатер и все принадлежности шатра и сосуды, если они не покрыты. Такое же осквернение производит прикосновение к трупу убитого («язвенному») или умершего на поле и даже к кости человеческой и к гробу (ст. 14–16). Для очищения от такого осквернения нужно брать пепла от указанной жертвы и на него вливать в сосуде живой воды. Этою водою чистый очищает нечистого, обмакнувши иссоп в воду и покропивши его, а также дом и все сосуды в нем. Это нужно делать в третий и седьмой день по осквернении (ст.17–19). Если же кем не будет исполнено такое очищение от осквернения, то «душа того потребится от среды сонма» (ст. 20). Окропляющий нечист до вечера и всякий, прикоснувшийся к нечистому, нечист до вечера (ст. 21–22). ________________ 1. Какой таинственно-символический смысл обрядов рыжей юницы? – Из спецального назначения этой жертвы – очищать нечистоту смерти открывается общее значение ее, как жертвы, служащей не к очищению греха, а к снятию смертного проклятия, лежащего на всем обществе Израиля и на всем человечестве, и к приобретению очистительного средства для уничтожения смертной нечистоты для отдельных лиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

а) Товит припоминает о долге Гаваиловом, и намеревается, для получения оного, послать сына своего в Раги Мидийские (ст. 1–2). б) На прощанье, дает сыну завещания и наставления: а) о почтительности к родителям (ст. 3–4); б) о страхе Божием и благочестии, как главной причине успеха в делах жизни (ст. 5. 6); в) о благотворительности и милостыне (ст. 7–11); г) о чистоте и супружеском целомудрии (ст. 12–13); д) о честности и благожелательности, трезвенности и щедрости (ст. 14–17); е) о скромности, и благоразумии, и преданности в волю Божию (ст. 18–19); ж) Напоследок, Товит открывает сыну о десяти талантах серебра (около 7,500 руб. сер.), числящихся на Гаваиле (ст. 20–21). Наставления Товита сыну своему столь драгоценны для юношей, что они должны бы твердо изучить их и непременно взять за руководственное правило жизии, дабы счастье их было твердо упрочено. Ст. 3. а) …Сын мой! когда я умру, похорони меня, и не покидай матери своей: почитай ее во все дни жизни твоей, делай угодное ей, и не причиняй ей огорчения. Помни, сын мой, что она много имела скорбей из-за тебя еще во время чревоношения. Когда она умрет, похорони ее подле меня в одном гробе… Итак, первая добродетель, которой должно украшаться юношество, – это почтение к родителям. Оно есть решительный признак благородной души и неиспорченного сердца в юноше, помнящем и ценящем болезни рождения и труды воспитания, из-за него и для него подъятые родителями. Вытекая из естественного и инстинктивного чувства, любовь к родителям в благородных юношах возвышается до сознательного долга и христианской добродетели, снисходительно покрывающей даже недостатки и слабости родителей, и уважающей память их даже по смерти их. Невидимо привлекая на почтительных сынов благословение небесное, эта добродетель является основой их семейного счастья и благополучия житейского, – чему живым примером является добродетельный Товия. Не от того ли, наоборот, так часто юноши не управлены бывают во всех путях своих, и терпят горькие неудачи в жизни, что думают устроить ее сами по себе и без родительского благословения?!

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010