Иер.3:16 . «И будет, когда вы размножитесь и сделаетесь многоплодными на земле, в те дни, говорит Господь, не будут говорить более: «Ковчег завета Господня»; он и на ум не придёт, и не вспомнят о нём, и не будут приходить к нему, и его уже не будет». Объясн. Эти слова относятся к вероломным евреям, которые в Ветхом Завете нередко отступали от истинного Бога и Христа не приняли, за что пророк Иеремия обещает евреям находиться в стыде и сраме: ст.20–25, и лишиться Ковчега завета, что мы видим уже исполнившимся. К православным христианам эти слова пророка не имеют никакого отношения, а равно как и применение этих слов к храмам православным, в которых находятся изображения явлений и событий библейской истории, также не основательно, как не основательно было бы применение их к храму, построенному Соломоном: 3Цар.6:29–35:8:11 , виденному прор. Иезекиилем: Иез.41:17–20:25, 43:5 . Иер.7:4–5 . «Не надейтесь на обманчивые слова: «здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень». Но если совсем исправите пути ваши и деяния ваши; если будете верно производить суд между человеком и соперником его». Объясн. Этими словами Господь делает укор судьям за то, что они жили нечестиво и грешно: ст.9, а между тем рассчитывали, что Господь пощадит их ради храма Своего: ст.10–11. В противность их ожиданиям, Господь грозно обещает за их грехи произвести разрушение храма: ст.13–14 и пленение народа: ст.15, следовательно, в этих местах достоинство храма Господня не умаляется, так как всё-таки он называется «домом Господним»: ст.2, дом, – где «Лицо Моё» и «имя Моё»: ст.10:14, т.е. лицо и имя Господне. Когда угроза исполнилась и храм этот действительно был разрушен, то всё-таки, по Божию внушению, построен был новый «дом Господа»: 1Ездр.1:1–3:5:2 , а потому совершенно неосновательно приводить в отрицание новозаветных храмов тексты, относящиеся к ветхозаветному храму и народу иудейскому, а не к христианам. Кто дерзнёт, например, сказать, что новозаветный храм сделался «вертепом разбойников»: ст.11.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Но с стечением времени чувства народа к Соломону изменились. Встретились обстоятельства, которые раскрыли  глаза народа и дали ему почувствовать тягость своего положения. В 11 главе 3 Царств говорится: и полюбил царь Соломон многих чужестранных женщин, кроме дочери Фараоновой, моавитянок, аммонитянок, идумеянок, сидонянок, хеттеянок (ст.1). Одно это уже было в глазах народа таким соблазном, который колебал уважением к царю, потому что закон Иеговы строго возбранял сынам израилевым вступать в супружества с дочерями иноплеменных народов (ст.2 сн. Исх. 34, 15. 16 . Втор. 7, 3 ). Иегова терпел это отступление от закона, доколе сам Соломон не изменил Ему; на глазах у всех стояло дивное создание Соломона – храм Иеговы, в, котором он молился за народ свой. Но в старости, овладеваемый страстью к женщинам, до того предался им, что они склонили сердце его к иным богам (ст. 4). Из угождения им, он построил в самом Иерусалиме идольские капища для тех божеств, которым они служили (ст. 7. 8). Это угождение простёрлось наконец до того, что и сам он стал служить Астарте, божеству сидонскому, и Милхому, мерзости аммонитской, и пр. (ст. 5). Такое отступление от Иеговы не могло быть оставлено Им без внимания. И разгневался , говорится в книге Царств, Господь на Соломона за то, что он уклонил сердце своё от Господа, Бога Израилева (ст. 9). Иегова, дотоле милостивый к Соломону, возвестил ему: что за такое отступление отнимет от него царство и отдаст рабу его, и только ради Давида, отца его, исполнит это после него, при сыне, которому ради же Давида и Иерусалима оставит только два колена (ст. 11–13). Однако ж, и самого Соломона Иегова не оставил безнаказанным, воздвигнув против него врагов и вне и внутри царства (ст. 14–40). Этими печальными событиями, ознаменовались последние годы Соломона, и они кладут мрачную тень на последний период его царствования, который является в совершенном контрасте со всем предшествующим. Возобладание над Соломоном женщин имело своё влияние не на религиозное только чувство царя, но  простиралось несомненно и на дела правления.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Filare...

Притч.11:24 .  Иной сыплет щедро, и ему еще прибавляется; а другой сверх меры бережлив, и однако же беднеет. Притч.11:25 .  Благотворительная душа будет насыщена, и кто напояет других, тот и сам напоен будет. Притч.11:26 .  Кто удерживает у себя хлеб, того клянет народ; а на голове продающего – благословение. Высоко ценя щедрость и благотворительность, Премудрый устраняет здесь возможное у благотворителей опасение разорения, обеднения, – указывая на особое промышление Божие о благотворительных, у которых по мере большего развития щедрости увеличивается благосостояние (ст. 24–25, сн. Пс 111.9 ; 2Кор 9.9 ); напротив излишняя бережливость (ст. 24б), а особенно неумеренная скупость, соединенная с жестоким равнодушием к нужде ближнего (26а), не созидают благополучия человека. В ст. 26а имеется в виду случай народного голода, когда случается, что корыстолюбивый торговец намеренно задерживает, не пускает в продажу своих запасов хлеба, чтобы после иметь большой барыш: участь таких алчных и немилосердных людей – проклятие со стороны народа (ср. Сир 5.4 ). В тексте LXX и слав. эта мысль усиливается посредством стоящего здесь в начале ст. 26 добавления: συνχων στον πολεποιτο ατν τος θνεσι 6 , слав.: удержаваяй пшеницу оставит ю языком, – т. е. при возможном вторжении в страну неприятелей алчные хлеботорговцы, отказывавшие своим соотечественникам в насущном хлебе, сделаются со всем имуществом своим жертвой грабежа иноплеменных поработителей Притч.11:27 .  Кто стремится к добру, тот ищет благоволения; а кто ищет зла, к тому оно и приходит. Притч.11:28 .  Надеющийся на богатство свое упадет; а праведники, как лист, будут зеленеть. Мысль ст. 27 с небольшим изменением была высказана выше – в Притч 10.24 , а – ст. 28-го – в ст. 2 той же главы. Уподобление благосостояния праведника цветущему дереву (ст. 28) не раз встречается в Библии ( Пс 1.3, 91.13 ; Ис 66.14 ). Притч.11:29 .  Расстроивающий дом свой получит в удел ветер, и глупый будет рабом мудрого сердцем. «Получит в удел ветер», т. е. лишится (сн. Ис 26.18 ; Ос 8.7 ), расточительный и безумный и, вследствие бедности и разорения ( Лев.25:39 ), принужден будет стать рабом более толкового, что, по мысли Премудрого, в порядке вещей ( Притч 17.2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Притч.30:18 .  Три вещи непостижимы для меня, и четырех я не понимаю: Притч.30:19 .  пути орла на небе, пути змея на скале, пути корабля среди моря и пути мужчины к девице. Притч.30:20 .  Таков путь и жены прелюбодейной; поела и обтерла рот свой, и говорит: «я ничего худого не сделала». В этом трехстишии главная его мысль, представляющая раскрытие мысли ст. 12-го, высказана в ст. 20: это – мысль об омерзительности и бесстыдстве прелюбодеяния. Но эта мысль в ст. 18–19 подготовляется четырьмя сравнениями: сравниваются – 1) путь орла на небе; 2) путь змеи на скале; 3) путь корабля среди моря; 4) и путь мужчины к девице. Пункт сравнения всех этих предметов – частью неприметность движения их, главным же образом – их загадочность, непонятность. Первая черта связывает с этими стихами и стих 20-й, примыкающий теснее всего к последнему сравнению ст. 19-го. Евр. алма, передаваемое у LXX-mu обычно: παρονος, по коренному значению – puelta nubilis, virgo matara, девица, достигшая половой зрелости (см. Быт 24.43 ; Исх 2.8 ; Ис 7.14 ; Пс 67.26 ; Песн 6.8 ). Притч.30:21 .  От трех трясется земля, четырех она не может носить: Притч.30:22 .  раба, когда он делается царем; глупого, когда он досыта ест хлеб; Притч.30:23 .  позорную женщину, когда она выходит замуж, и служанку, когда она занимает место госпожи своей. Здесь развивается мысль ст. 13 о пагубности высокомерия и гордости, причем оттеняется еще особая несносность гордости в том случае, когда люди низкого состояния достигают высокого экономического и общественного положения. Все случаи этого рода, названные в ст. 22–23, представляются приточнику ненормальными, нарушающими нравственный миропорядок в отношениях человеческих, а так как в связи с человеческим миром стоит и мир природы, то те аномалии человеческой жизни, о которых говорится в ст. 22–23, по словам ст. 21 невыносимы и для самой земли, и она от них трясется (ср. Ам 7.11 ). Притч.30:24 .  Вот четыре малых на земле, но они мудрее мудрых: Притч.30:25 .  муравьи – народ не сильный, но летом заготовляют пищу свою;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Пс. 57 , [ст.4]. С самого рождения [церк.-слав.: от ложесн] отступили нечестивые, от утробы матери заблуждаются, говоря ложь. Вот каковы люди от самого чрева матернего. Они отчуждаются от Бога, от веры и добродетели от ложесн матерних: как рано! 8 ст. Да исчезнут (грешницы), как вода протекающая. Вот суд на грешников! Они пройдут, пролетят, как текущая вода, которая уходит и скрывается в водах или в земле неизвестно куда. [Ст.] 9. Яко воск растаяв отимутся. Как тает воск от огня, так грешники исчезнут от лица Божия. Пс. 58 , [ст.17–18]. Аз же воспою силу Твою и возрадуюся заутра о милости Твоей: яко был еси заступник мой и прибежище мое в день скорби моея. Помощник мой еси, Тебе пою: яко Бог заступник мой еси, Боже мой, милость моя. Пой же это чаще с упованием, дерзновением и миром Давида: и тебе каждый день, каждое утро являет Бог милость Свою и помощь Свою. 59 Пс., ст.13. Даждь нам помощь от скорби: ибо суетно спасение человеческо. Никто из людей не в состоянии уничтожить скорбь мою: дай мне Ты, Боже, помощь от скорби моей, скорби по грехах моим. Тебе единому, а не людям согрешил [ Пс. 50:6 ] – они сами все грешны; Ты и оставь грехи мои – и радость моя исполнится. Пс. 60, 5 ст. Да живу я вечно в жилище Твоем (во храме) и покоюсь под кровом крыл Твоих. Дай Бог мне постоянно, неосужденно пребывать во храме Божием и там укрываться в день бедствий, под крылом Бога моего, а в дни счастия – весело и мирно покоиться на лоне любви Его. Пс. 61 , [ст.] 2–3. Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение мое. Только Он – твердыня моя, спасение мое [церк.-слав.: Не Богу ли повинется душа моя; от Того бо спасение мое. Ибо Той Бог мой и Спас мой, заступник мой]. От Бога и душа моя, и телесный состав мой. Кому же и повиноваться мне, как не Ему? Он Творец мой и Бог, потому Он Спас и заступник мой. Он любит дело рук Своих и не оставляет его на произвол ветров. 11 ст. Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца. Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога, и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаешь каждому по делам его. Весь мир и всех нас Господь содержит в руке Своей; характер богоуправления есть милость Божия; но при всей милости Он справедлив в высшей степени и воздаст непременно каждому человеку по его делам. Поэтому горе тем, кои уповают на неправду, кои неправдою живут и хищением устрояют свое благоденствие, кои прилагают свое сердце к богатству. По суду правды Божией они получат свою награду здесь, а туда перейдут для мучений.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Ст. 11–12. …И на другой день Пасхи стали есть из произведений земли (Ханаанской)... А манна перестала падать... Как первоначальное появление манны в пустыне Син 78 , так и внезапное исчезновение ее на полях Иерихонских показывает, что это был хлеб небесный и чудесный. Прекращается она тогда именно, когда Господь провел народ свой через пустыню Аравийскую, и довел до земли Обетованной, и когда евреи получили возможность питаться естественными произведениями земли. Ст. 13–14. Иисус, находясь близ Иерихона (вероятно, для осмотра и военных наблюдений над окрестностями Иерихонскими), взглянул, и видит, и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнаженный меч... Наш ли ты, или из неприятелей наших?... я вождь воинства Господня!... По мнению большей части отцов и учителей церкви 79 , сей небесный вождь был ни кто иной, как Михаил Архангел, богопоставленный покровитель и хранитель народа еврейского 80 . Посему-то, в православной церкви на день Архангела Михаила, 8 ноября, и читается паремия, заимствуемая из этого, именно, места книги Иисуса Навина. Чудесное и ободрительное явление архистратига воинств небесных было как нельзя более благовременно для вождя еврейского; ибо для него наступил великий и решительный день, которым должна была открыться борьба с сильнейшими и враждебными Ханаанскими племенами, для постепенного введения народа Божия в обетованное наследие!... Ст. 15. …Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих... Иисус так и сделал... Из этого обстоятельства видно, что явление архистратига Господня было не во сне, или в некотором восхищении чувств, а на самом деле. Снятие обуви было в древности знаком благоговения к святыне. Поскольку же Ангел Господень говорит от имени Иеговы, то он требует обычных знаков богопочтения 81 . Глава 6. Взятие Иерихона а) Откровение о способе завладения Иерихоном (ст. 1–4). б) Порядок шествия Израильтян вокруг Иерихона (ст. 5–15). в) Заклятие, произнесенное Иисусом Навином на город Иерихон (ст. 10–18). г) Падение Иерихона и спасение семейства Раави (ст. 19–24). д) Завещание Иисуса относительно Иерихона (ст. 25–26).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Ст. 13. …И все братья наши, бывшие в пределах Това, преданы смерти... Тов – страна, находившаяся в соседстве с Галаадом, в пределах пустыни Аравии. Ст. 23. Симон …взял с собою находившихся в Галилее и Арваттах [Иудеев]... По мнению некоторых, словом «арваттах» означаются здесь долины, или обитатели долин, от еврейского слова araboth – долина. Ст. 25. Иуду Маккавея встретили …Навуфеи... Это было арабское кочующее племя, жившее в соседстве с Галаадом. Ст. 40–41. ...Тимофей сказал своим военачальникам:... если Иуда с своим войском перейдет к нам через поток прежде, то мы не в силах будем устоять против него... Если же он... расположится станом по ту сторону потока, то мы превозможем его... Это было, своего рода, суеверное гадание языческого военачальника, искавшего счастливых предзнаменований. Господь обратил его гадание к славе иудейского оружия; ибо, неблагоприятным оборотом задуманного, Он привел в страх сирийского военачальника. В Писании, впрочем, есть примеры, что избранным мужам своим Господь давал благоприятные и действительные предзнаменования на войне 1113 . Ст. 42. …Как только подошел Иуда к потоку воды, то поставил при потоке народных писцов и проч… Это были лица при войсках, на обязанности которых лежало вести реестры воинов, собирать и распускать их, а также заготовлять провиант и проч. 1114 ст 67. …В то время пали в сражении священники, желавшие прославиться храбростью... По закону Моисееву, люди, облеченные священническим достоинством, беспрепятственно могли заниматься и военпыми делами. Сам Иуда Маккавей и братья его были священнического рода и происходили от Аарона. В противоположность сему, по новозаветному евангельскому закону, считается неприличным для священников браться за оружие и проливать кровь человеческую. Глава 6 1115 . Смерть Антиоха Епифана и война сына его Антиоха Евпатора против Иудеев а) Неудавшаяся попытка Антиоха Епифана ограбить храм Елимаисский в Персии (ст. 1–4). б) Удвоенная скорбь Антиоха при вести о поражении его войск в Иудее, и раскаяние его в злодеяниях, учиненных им в Иерусалиме (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

(Ст. 13). Пища для чрева установлена, и чрево требует питания. Бог же пищу и потребности чрева уничтожит [c греч. буквально: «соделает недействительным», «упразднит»] . Также и тело назначено не для блуда, но для Господа, чтобы Он обитал в нем, и Господь для тела, чтобы освятить его и обитать в нем. (Ст. 14). Бог же, Который Господа из мертвых воскресил, также и нас с Ним воскресит силою Своею, то есть чрез Христа Своего. (Ст. 15). Не знаете, что тела ваши члены суть Христовы, которые Он искупил и в которые вселился? Итак, взяв члены, в которые Христос вселился, соделаем ли тело для блуда? (Ст. 16). Или не знаете, что (совокупляющиеся) одним телом названы в законе: будут одним телом [греч.: будут двое в плоть одну. Тело вместо плоть — это особенность сир. перевода (см.: 2 Кор. 4:10–11)] (ср.: Быт. 2:24). (Ст. 17). Но когда соединяемся с Господом нашим, один дух бываем. (Ст. 18). Будем бегать блуда. Всякий грех, какой совершит человек, хотя бы и подвергал его второй смерти (Апок. 2:11. 20:6, 14), однако же вне тела его есть. Так, кто убивает или ворует, тот нимало не соединяется чрез убийство или воровство (с тем или другим человеком). Но кто блудит, у того не только ум (душа) прилепляется к встретившейся ему женщине, но соединяется также и тело его, почему и сказано было: будут двое плотью одной. Итак, блудящий против тела своего грешит, ибо тот, кто незадолго пред тем был членом Христа, чрез блуд делается членом блуда. (Ст. 19). Или не знаете того, что тела ваши храм суть Духа Святаго, Который обитает в вас? [буквально с греч.: храм сущаго в вас Святаго Духа]. Сначала сказал: не знаете ли, что тела ваши суть члены Христовы, — а потом присоединил еще сюда: не знаете ли, что тела ваши суть храм Духа Святаго, Который обитает в вас, — дабы показать именно то, что люди соделаны жилищем и обиталищем Троицы. Это то же, что говорил Господь наш: кто любит Меня, заповеди Мои соблюдет, и Отец Мой возлюбит его; и к нему приидем и обитель у него сотворил (ср.: Ин. 14:23). (Ст. 20). Когда, говорит, сохраните ваши тела от всякой нечистоты, то прославьте Бога, Который обитает в телах ваших.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=28

(Ст. 3–4). Но ими (жертвами) напоминание грехов ежегодно бывает у них, ибо не могла кровь тельцов и козлов уничтожать грехи. (Ст. 5–7). Потому и Господь наш, когда входит в мир, говорит словами Давида: жертв и приношений Ты не восхотел, тело уже уготовал Мне, дабы принесением его в жертву упразднить ветхозаветные жертвоприношения. И потом прибавляет, говоря: вот, Я уже пришел, чтобы совершить волю Твою, Боже (ср.: Пс. 39:7–9). (Ст. 8–10). Но в словах: иду совершить волю Твою, отменяет первое, чтобы второе постановить, — так как тем самым Евангелием, которое упразднило приношение жертв, восхотел Он освятить нас посредством приношения тела Иисуса Христа, совершенного однажды. (Ст. 11–13). Между тем как всякий священник, поставленный среди народа, одни и те же жертвы часто приносил, кои никогда не могли снять и очистить грехи, напротив, Сын, однажды за грехи наши принесши Себя в жертву, навсегда возсел одесную Бога, потом ожидая, доколе положатся враги Его (ср.: Пс. 109:1). (Ст. 14). Ибо Он одним приношением Себя Самого (в жертву) соделал нас совершенными посредством крещения и освятил нас до кончины века (навсегда). (Ст. 15–17). Свидетельствует о сем освящении грехов в Новом Завете пророк Иеремия, говоря так: дам законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их, — и грехов и беззаконий их уже не вспомяну более (ср.: Иер. 31:33–34). (Ст. 18). Но где такое прощение обещал нам, то есть отпустить грехи наши, там уже нет необходимости совершать приношения, предписанные законом, за грехи наши. (Ст. 19–21). Итак, мы имеем, братия, дерзновение входить во святилище, которое есть вера наша, которое посредством Крови Его обновило нам сей путь веры, ибо и древние имели ее, но люди, бывшие потом (в средине между древними и нами), утратили ее, а в настоящее время Он опять возобновил ее в нас чрез завесу, то есть чрез плоть Свою; поскольку Он есть также и Первосвященник наш, ибо если Он умер за грехи наши, то Он есть для нас Первосвященник, — и не над скинией временной, но нам домом Божиим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=28

Иез.13:7 .  Не пустое ли виде­ние видели вы? и не лживое ли пред­вещание изрекаете, говоря: «Го­с­по­дь сказал», а Я не говорил? Ст. составляет, в вопросительной форме повторение 6 ст., может быть представляя собою «обращение к совести ложных пророков» (Генгстенберг). В Ватиканском кодексе нет. Иез.13:8 .  Посему так говорит Го­с­по­дь Бог: так как вы говорите пустое и видите в виде­ниях ложь, за то вот Я – на вас, говорит Го­с­по­дь Бог. Ст. составляет введение во 2 строфу (ст. 8–9), описывающую наказание лжепророков; отсюда и повторение вины лжепророков, повторение по обычаю буквальное, но сокращенное и с перестановкою дополнений. Иез.13:9 .  И будет рука Моя про­тив этих про­роков, видящих пустое и пред­веща­ю­щих ложь; в совете народа Моего они не будут, и в список дома Израилева не впишут­ся, и в землю Израилеву не войдут; и узнаете, что Я Го­с­по­дь Бог. Наказание лжепророков замечательно тем, что исполнение его относится на явно мессианские, следовательно, у Иезекииля эсхатологические (ср «народ Мой») времена. Оно троякое, все усиливающееся в степени: 1) они не будут пользоваться руководственным влиянием на народ будущего (слав.: «в наказании народа Моего не будут»); но выражение «совет народа Моего» может означать все общество мессианского, живущего в тесном общении с своим Богом, народа; 2) не будут внесены в списки этого народа, которые определяют происхождение и право на владение участками земли ( 1Ездр. 2.62 ); 3) не будут допущены даже к возвращению в обетованную землю будущего; ср. Иез.20.38 . Наказание возвещается не грозным, а скорее скорбным тоном и не столь сурово, как другие возвещаемые Иезекиилем: лжепророков извинял самообман. Иез.13:10 .  За то, что они вводят народ Мой в заблужде­ние, говоря: «мир», тогда как нет мира; и когда он стро­ит стену, они обмазывают ее грязью, Речь возвращается к вине лжепророков после возвещения им наказания, чтобы полнее раскрыть ту и другое: ст. 10–16. – «Народ Мой» см. в ст. 4 объясн. «Израиль». – «Говоря: мир», ср. Иер 6:14, 8:11 . – «Когда он строит стену». Он по Иез.12.27 – Иезекииль (не народ, как обычно объясняют). Пророк противопоставляет своей деятельности – созидание (ср. Иер 1.10 ) лежащего в развалинах (ст. 4) дома Израилева, который ломает сам Божественный Архитектор ( Ам 7.7 и д.), деятельность лжепророков, закрывающих глаза на нравственную порчу народа и на то, чем грозит она.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010