кровь Того Человека " (ст. 27, 28). Что же апостолы? Они опять беседуют с теми кротко, хотя могли бы сказать: " кто вы, повелевающие вопреки Богу? " Но они что? Опять в виде увещания и совета и весьма скромно отвечают: " Петр же и Апостолы в ответ сказали: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам " (ст. 29). Великое любомудрие (в словах их) и такое, что отсюда обнаруживается и вражда тех против Бога. " Бог отцов наших воскресил Иисуса, Которого вы умертвили, повесив на древе. Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов " (ст. 30, 31). " Которого вы умертвили " , говорит, " Бог отцов наших воскресил " . И смотри, как они опять все относят к Отцу, чтобы Сын не считался чуждым Отцу. " Его возвысил Бог " , говорит, " десницею Своею " . Этим указывается не на одно только воскресение, но и на возвышение, то есть, на воз­несение. " Дабы дать Израилю покаяние " . 2. Вот и еще приобретение, еще учение, высказанное в виде защиты! " Свидетели Ему в сем мы " . Какое великое дерзновение! Затем для большей достоверности слов своих (Петр) прибавил: " и Дух Святый, Которого Бог дал повинующимся Ему " (ст. 32). Видишь, как апостолы представляют в свидетели не себя только, но и Духа? Они не сказали: Его дал нам , но: " повинующимся " , и свое являя смирение, и показы­вая величие Духа, и выражая, что и тем (иудеям) можно по­лучить Его. Заметь, как они были поучаемы и делами и сло­вами, но не внимали; за то и постигнет их праведное осуж­дение. Бог для того и попустил вести апостолов на суд, чтобы и те получили назидание, если бы захотели научиться, и апостолы явили дерзновение. " Слышав это, они разрывались от гнева и умышляли умертвить их " (ст. 33). Заметь крайнюю их злобу! Надлежало ужаснуться того, что они услышали; а они " разрывались от гнева и умышляли " без всякой вины " умертвить их " . Впрочем, нужно повторить про­читанное выше: " но Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведя их, сказал: идите и, став в храме, говорите народу все сии слова жизни " (ст.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

кровь Того Человека " (ст. 27, 28). Что же апостолы? Они опять беседуют с теми кротко, хотя могли бы сказать: " кто вы, повелевающие вопреки Богу? " Но они что? Опять в виде увещания и совета и весьма скромно отвечают: " Петр же и Апостолы в ответ сказали: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам " (ст. 29). Великое любомудрие (в словах их) и такое, что отсюда обнаруживается и вражда тех против Бога. " Бог отцов наших воскресил Иисуса, Которого вы умертвили, повесив на древе. Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов " (ст. 30, 31). " Которого вы умертвили " , говорит, " Бог отцов наших воскресил " . И смотри, как они опять все относят к Отцу, чтобы Сын не считался чуждым Отцу. " Его возвысил Бог " , говорит, " десницею Своею " . Этим указывается не на одно только воскресение, но и на возвышение, то есть, на вознесение. " Дабы дать Израилю покаяние " . 2. Вот и еще приобретение, еще учение, высказанное в виде защиты! " Свидетели Ему в сем мы " . Какое великое дерзновение! Затем для большей достоверности слов своих (Петр) прибавил: " и Дух Святый, Которого Бог дал повинующимся Ему " (ст. 32). Видишь, как апостолы представляют в свидетели не себя только, но и Духа? Они не сказали: Его дал нам, но: " повинующимся " , и свое являя смирение, и показывая величие Духа, и выражая, что и тем (иудеям) можно получить Его. Заметь, как они были поучаемы и делами и словами, но не внимали; за то и постигнет их праведное осуждение. Бог для того и попустил вести апостолов на суд, чтобы и те получили назидание, если бы захотели научиться, и апостолы явили дерзновение. " Слышав это, они разрывались от гнева и умышляли умертвить их " (ст. 33). Заметь крайнюю их злобу! Надлежало ужаснуться того, что они услышали; а они " разрывались от гнева и умышляли " без всякой вины " умертвить их " . Впрочем, нужно повторить прочитанное выше: " но Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведя их, сказал: идите и, став в храме, говорите народу все сии слова жизни " (ст.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1669...

Неем.11:25 .  Из живших же в селах, на полях своих, сыновья Иуды жили в Кириаф-Арбе и зависящих от нее городах, в Дивоне и зависящих от него городах, в Иекавцеиле и селах его, Неем.11:26 .  в Иешуе, в Моладе и в Беф-Палете, Неем.11:27 .  в Хацар-Шуале, в Вирсавии и зависящих от нее городах, Неем.11:28 .  в Секелаге, в Мехоне и зависящих от нее городах, Неем.11:29 .  в Ен-Риммоне, в Цоре и в Иармуфе, Неем.11:30 .  в Заноахе, Одолламе и селах их, в Лахисе и на полях его, в Азеке и зависящих от нее городах. Они расположились от Вирсавии и до долины Енномовой. По ст. 3-му, должно было бы ожидать в ст. 25–35 список глав или родов страны. Но писатель, очевидно для краткости, ограничивается тем, что называет местности, занятые иудеями, не упоминая о главах округов. " Из живших же в селах, на полях своих» (veel hachazerim bisedotham), с евр. точнее: «а что касается сел и полей». – Все названные в ст. 25–29 местности, за исключением неизвестной Иешуи (ст. 26) и Мехона (ст. 28), упоминаются уже в ( Нав. 15:20–62 ), как города Иудины. Границами занятой иудеями территории в 30 ст. представляются Вирсавия на севере и Енномова долина на юге от Иерусалима. По ( Нав. 15:8 ) Енномова долина и в глубокой древности составляла границу между Иудой и Вениамином. Неем.11:31 .  Сыновья Вениаминовы, начиная от Гевы, в Михмасе, Гае, в Вефиле и зависящих от него городах, Неем.11:32 .  в Анафофе, Нове, Анании, Неем.11:33 .  Гацоре, Раме, Гиффаиме, Неем.11:34 .  Хадиде, Цевоиме, Неваллате, Неем.11:35 .  Лоде, Оно, в долине Харашиме. Местности, занятые коленом Вениаминовым. Большей частью называются те, которые упоминаются уже в ( 1Ездр. 2:21–35 ). Исчисление начинается с Гивы. По ( 4Цар. 23:8 , Зах. 14:10 ) Гива лежала на северной границе южного царства, на расстоянии около 3 ч. пути к северу от Иерусалима. Это нынешняя Джибия в вади Эль-Джиб. – Обращает на себя внимание то обстоятельство, что в рассматр. стихах в числе занятых иудеями городов не называются Иерихон, Мицфа и Гаваон (ср. Неем. 3:2, 7 ). Вообще список занятых местностей, приводимый в ( Неем. 11:25–35 ), отличается от списка ( 1Ездр. 2:21–35 ; Неем. 7:25–38 ). Это отличие можно объяснять не только вероятной порчей текста, но и тем, что население не успело еше твердо осесть на известных местах и переходило на другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Неем.9:6 .  [И сказал Ездра:] Ты, Господи, един, Ты создал небо, небеса небес и все воинство их, землю и все, что на ней, моря и все, что в них, и Ты живишь все сие, и небесные воинства Тебе поклоняются. Начинающаяся со ст. 6 покаянная молитва в греч. тексте предваряется не имеющимся у мазоретов замечанием κα ιπεν Εσδρας, и сказал Ездра. Таким образом, греческие переводчики понимали повествование в том смысле, что после левитов выступил Ездра и произнес приводимую в ст. 6–37 молитву. Кейль возражает против такого понимания и считает замечание LXX κα ιπεν Εσδρας; неудачной конъектурой. По его мнению, молитва является не речью одного лица, а исповеданием целой общины, так как молящийся говорит о себе во множ. числе (ст. 9: «отцы наши», ст. 33 »мы " ). Но подобная форма речи понятна, если иметь в виду, что молящийся выступает от лица общины. Случайное опущение краткого замечания «и сказал Ездра» в евр, тексте также вполне понятно. Излагаемая в ст. 6–37 молитва Ездры обыкновенно называется покаянной. Но, собственно, главным предметом ее является прославление Бога за Его завет с народом израильским и милости к нему. В молитве указываются те величайшие блага, которые получил народ во имя завета. Вместе с этим изображается и отношение к Иегове народа. В ст. 6–8 указывается тема молитвы: Господь, Творец и Вседержитель, избрал Авраама и заключил с ним завет – дать семени его землю ханаанскую и исполнил свое обетование. Эта тема раскрывается в четырех строфах (9–15, 16–25, 26–31, 32–37), причем для раскрытия ее приводятся факты из прошлой истории Израиля, а в заключение показывается милость Божия к народу в его теперешнем положении. «Небо, небеса небес». Чтобы рельефнее выставить божественное всемогущество, понятие неба усиливается прибавлением – «небеса небес» (ср. Втор. 10:14 ; 3Цар. 8:27 ; 2Пар. 2:6, 6:18 ), а понятие земли – словами «моря и все, что в них» (ср. Пс 145:6 ). «Все воинство их» – указание на небо (ср. Быт. 2:1 ). «Небесные воинства Тебе поклоняются». В этом выражении уже небесными воинствами, как и в ( Пс. 148:2, 102:21 ), называются ангелы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь» (ст. 27). Вновь по-славянски употреблено более емкое слово: «Дерзайте: Аз есмь, не бойтеся». Услышав знакомый голос и почувствовав своей душой и сердцем, что это голос Самого Господа Иисуса Христа, ученики успокоились, умиротворились. Господь сказал им: «Дерзайте!», и самый горячий и порывистый человек, апостол Петр, проявил наибольшее дерзновение, сказав: «Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде» (ст. 28). Господь не порицал этого, но «сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу» (ст. 29). Необыкновенное зрелище: по вздымающимся волнам идет Господь, а навстречу Ему движется Его ученик. Какое изумление, какой страх, а может быть уже и восторг, испытывали в это время оставшиеся в лодке ученики, взирая на это чудо! «Но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня» (ст. 30). Человеческое смущение, страх перед высотой волн и силой бури одержали в Петре верх над верой. Здравый человеческий смысл Петра победил его дерзновенную, можно даже сказать безумную, веру. Он поверил было в возможность идти по воде, но вдруг вера в нем поколебалась от мысли о том, что он не сможет идти именно при такой сильной буре. Вот какова немощь человеческая! Если вообще возможно идти по воде, то почему нельзя идти при буре?! И как только смущение победило в душе апостола веру, он начал тонуть и погружаться в те самые воды, по которым только что ступал, как по холмам. «Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?» (ст. 31). Этими словами Спаситель открыл причину потопления Петра: «Не потому, что была буря или какое-то другое препятствие, но только потому, что ты усомнился, за это отступила от тебя Моя благодать, за твое маловерие отошла поддерживавшая тебя на воде Божественная сила, и ты стал погружаться в воду». «И, когда вошли они в лодку, ветер утих. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий» (ст. 32–33). Когда апостол Петр начал тонуть, Господь воздвиг его, взяв за руку и поставив на воду, как на твердую почву. В Евангелии сказано: «И когда вошли они в лодку» — значит, Петр укрепился в вере и вместе с Господом вновь пошел по воде, возвращаясь в лодку. Видя, как они столь великим, непостижимым образом шествуют по волнам, как апостол Петр погрузился в воду и был спасен и как Господь воздвиг и утвердил его на поверхности озера, — видя все это, ученики не могли не воскликнуть от всей души: «Истинно Ты Сын Божий».

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Совершенно иначе нужно смотреть на блудодеяние. Оно не составляет такой позволительной вещи для тела, как пища для желудка; отношение между телом и блудом совершенно иное, чем между чревом и пищей. Чрево создано для пищи и пища для чрева, « тело же » наше « не для блуда, но для Господа » (ст.13). Пища находится в нашей власти и мы можем пользоваться ей, как угодно, лишь бы только нам не сделаться рабами чрева; но тело — не в нашей власти, оно не наше, но Господне, создано «для Господа», чтобы служить Господу, который есть «Господь телу» (ст.13). Поэтому, можем ли мы так же свободно блудодействовать, как свободно употребляем пищу желудком? С другой стороны, чрево и потребность чрева некогда упразднится, но тело наше не уничтожится; оно перейдет с нами в будущую вечную жизнь, и как « воскресит и нас силою Своею », так некогда « воскресит и нас силою Своею » (ст.14). Следовательно, тела наши тем более не находятся в нашей власти, что они составляют вечную собственность Иисуса Христа, — каким образом? « Разве вы не знаете », продолжает далее апостол, « что тела ваши суть члены Христовы » (ст.15)? Церковь, к которой мы принадлежим, есть тело Христово (Ефес. 1:22,23), a все мы верующие составляем члены этого тела и, следовательно, члены Иисуса Христа, Главы этого тела. Итак, зная это, станем ли мы блудодействовать, то есть осквернять тела действием, освящаемым Господом только через брак? (Мар.10:8, Еф.5:31–32 ) « Итак отниму ли члены у Христа, чтобы » через блуд « сделать их членами блудницы? Никак! » (ст.15). Избави Бог впасть нам в такой тяжкий грех. Что делает блудник, как не превращает члены Христовы в члены блудницы? « Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею », ибо сказано: « два будут одна плоть » (ст.16)? Сожитие мужа с женой, по естественному закону, делает двух одной плотью, как об этом пророчески сказал еще Адам в раю (Быт. 2:24); но соединяющийся законным браком не отнимает членов у Христа, как отнимает их совокупляющийся с блудницей. Потому что в первом случае муж соединяется со своим собственным членом, присовокупляемым к нему от Бога Церковью, a во втором — с чужим членом.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Согласно пророчеству пророка Михея, Мессия должен пасти народ Свой в силе Господней ( Мих. 5:2–5 ), и они будут жить безопасно. В мессианском обещании Ис. 40:10–11 также сказано, что Господь Иегова, «как пастырь… будет пасти стадо Свое». Это полностью согласуется с тем, что учил Иисус о Себе и об овцах: «И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек, и никто не похитит их из руки Моей . Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех, и никто не может похитить их из руки Отца Моего» (ст. 28–29). Иудеи на основании Св. Писания должны были понять истинный смысл ответа Иисуса на их вопрос. Если же они не верили Его словам, то должны были поверить Его чудесным делам, которые свидетельствовали, что Он Мессия (ст. 25). Видя, что они продолжают оставаться в недоумении, Иисус снова указал им на пасторское значение Его мессианства и провозгласил суть Своей мессианской Личности: «Я и Отец – одно» (ст. 30). Но для их ограниченного понятия о Мессии это было настолько неприемлемо, что они в гневе опять «схватили камни, чтобы побить Его (ст. 31). Тогда Иисус спросил: «Много добрых дел показал Я вам от Отца Моего: за которое из них хотите побить Меня камнями? (ст. 32). Они с ожесточением отвечали: «Не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человеком, делаешь себя Богом (ст. 33). И действительно, они правильно поняли, что Иисус заявил о Себе, что Он – одно с Богом Отцом, то есть Он такой же Бог, как Бог Отец и един с Ним. Таково правильное значение стиха 30-го в контексте всей 10-ой главы Ев. от Иоанна. Но, хотя иудеи правильно поняли, что сказал Иисус, они это отвергли. Для них это показалось богохульством, и поэтому они решили побить Его камнями. Если бы они поняли Его слова в 30-ом стихе в ином смысле, они не решили бы побить Христа камнями. Сторожевая Башня истолковывает этот 30-й стих в смысле, что будто Христос был одно с Отцом в цели и намерении. Но это не правильно. Если бы иудеи поняли Христа в таком смысле, то не захотели бы побить Его камнями. Но Христос не стал поправлять их.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/organiza...

Ст. 30. …И сказал царь Израильский Иосафату: я переоденусь и вступлю в сражение, а ты надень твои царские одежды... Что побудило к этой мере царя Ахава? Может быть, тайный страх от предсказания Михеина; а, может быть и то, что Ахав извещен был насчет распоряжения, которое отдано было в стане Сирийском и направлено прямо против его личности, как это видно из следующего, 31 стиха. Ст. 32. ...И закричал Иосафат…, настигаемый неприятельскими колесницами. Из книги Паралипоменон видно, что это был молитвенный крик о помощи свыше 557 , которую и получил от Господа благочестивый царь Иудейский. Положение его было так безнадежно, что, действительно, одним только чудом он мог быть спасен 558 . Ст. 35. Раненый царь Ахав стоял на колеснице против Сириян... Несчастный думал своим присутствием одушевить свое войско и тем отвратить предсказанную пророком неудачу; но лишь сам ускорил свою смерть. Ст. 39. Между прочими делами Ахава упоминается в Писании еще и то, что он строил города и построил дом из слоновой кости. Последнее примечание есть, конечно, метафора, значащая только то, что дворец Ахава изобильно был украшен орнаментами из слоновой кости, которая ценилась в древности наравне с золотом. Оба эти краткие примечания Писания об Ахаве весьма, однако же, характерны в том отношении, что имеют связь с его страстью к постройкам. Эта-то страсть и была, между прочим, причиной печальной истории с виноградником Навуфеевым. Ст. 43. ...Только высоты не были отменены… при благочестивом Иосафате. Здесь уместно повторить замечание, что эти высоты не были все-таки языческими; на них чтился Иегова 559 , но вопреки закону о храме 560 . Вина Иосафата только в том, что обычаю он дал возобладать над законом. Что касается высот языческих, – то они были истреблены Иосафатом, как усматривается из книги Паралипоменон 561 . Ст. 47. …В Идумее тогда (т. е. при Иосафате) не было царя; был наместник царский… Смысл этого примечания тот, что при Иосафате Идумейский народ был в подчинении у Иудеев, и наместник царя Иудейского управлял страной Идумейской.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

32). Они тогда уже увидели чудное соответствие между пророчествами и их исполнением, а это естественно было первою ступенью к возбуждению в них веры. Не горело ли сердце наше в нас, когда Он на дороге говорил нам и изъяснял Писание ( Лк.24:32 )? Так говорят сами они о действии речей Иисуса. Это было пробуждение потухшей веры, это восхищенное состояние вследствие возникшей веры. Они не узнали еще своего спутника, но Он уже глубоко подействовал на их душу, так, что им тяжело было расставаться с Ним, и они удерживали Его, говоря: останься с нами (28–29). Теперь Воскресшему не было более нужды оставаться пред этими учениками в Своем (τρα μορφ) ином образе, не было более нужды держать как бы сомкнутыми глаза их, когда внутреннее их око веры способно было узреть Прославленного и когда чрез это они могли стать на высшую ступень веры. И вот как в начале волею Господа глаза их были удержаны, так что они Его не узнали; так теперь Его же волею открылись у них глаза, и они узнали Его. Открылись в то время, когда Он, благословив хлеб, преподал его им (ст. 30–31). Цель явления достигнута, и Он стал невидим для них. Итак, не странным должно представляться нам отношение Иисуса Христа к Еммаусским ученикам, но вполне необходимым. Такого отношения требовало внутреннее состояние учеников и самая цель явления, которая скорее и лучше могла быть достигнута таким способом (ст. 32). Но не одна только указанная цель достигалась чрез рассматриваемое явление; чрез него достигалась и другая высшая цель – приготовление одиннадцати Апостолов к явлению Воскресшего. Пусть здесь Воскресший не дает ученикам такого поручения, как в первом явлении Магдалине; Сердцеведец предоставляет это собственному внутреннему побуждению учеников. И встав в тот же час, говорит Евангелист об Еммаусских путешественниках, они возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними (ст. 33). Было ли это вследствие внутреннего действия Господа на сердца учеников, или вследствие собственного побуждения, – во всяком случае, цель явления достигалась и теперь, как в первом явлении.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dej...

31. Ин. 10:31 . Тут опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его. Ин. 8:59 . Опять: указание на 8:59. – Схватили каменья: греческое выражение здесь сильнее, чем 8:59. Там означается больше угроза, здесь стремление привести эту угрозу в исполнение. Так всё сильнее и сильнее время от времени выражалась злоба против Христа врагов Его! В самом притворе едва ли находились камни, и раздражённым надобно было удалиться за ними на некоторое расстояние и разомкнуть круг, в котором они держали Господа (ст. 24). Может быть, этой минутой воспользовался Господь, чтобы снова соединиться с учениками Своими ради большей безопасности от разъярённых врагов. 32. Ин. 10:32 . Иисус отвечал им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями? Ин. 10:25, 7:24 ; Мк. 7:37 ; Деян. 10:38 ; Пс. 108:4 д. Иисус отвечал им: Господь на этот раз не уклоняется от них, как прежде (8:59) и после (10:39), но поражает их таким вопросом, что камни выпадают из рук их, и они невольно укрощаются и смиряются пред этой силой слова и выраженным Им сознанием собственной правоты и неправоты их. – Добрых дел: греческое слово означает понятие не только добрых – благих, благодетельных, благотворительных дел, но дел славных, величественных, поразительных и вместе дел нравственно прекрасных и святых. Указываются сим дела главным образом необыкновенные – чудесные, как и во всех подобных случаях (см. ст. 25 и парал.). – Много: поразительные дела чудесные в Иерусалиме совершены были Господом, о коих упоминает Иоанн, два – исцеление недужного при Вифезде (гл. 5) и исцеление слепорождённого (гл. 9), о других Иоанн просто замечает, что многие, видя чудеса, которые Он творил, веровали в Него ( Ин. 2:23 ). Но, без сомнения, до Иерусалима доходили слухи и о славных чудесах Господа, совершённых Им в Галилее, ибо славою Его как чудотворца полна была вся Палестина и даже окрестные страны, как видно из всех Евангелий. Посему под многими славными делами здесь можно разуметь чудеса, совершенные Им вообще до сего времени. – От Отца Моего: т. е. силою Отца Моего, – выражение, может быть, нарочито употреблённое Господом для указания, что Он не обольститель народа (ст. 25 и прим.) и не силою вельзевула творит чудеса, как распускали слухи фарисеи ( Мф. 12 и далее и парал.). – За которое из них и пр.: в вопросе слышится глубокая скорбная ирония (ср. 2Кор. 12:13 ). Господь знал, что не за добрые в самом деле дела хотят они побить Его камнями, но вместе знал, что эти добрые дела Его они не признают добрыми, иначе объясняют их и тем обманывают свою собственную совесть, и Своим вопросом открывает им истинное положение дела, указывая, что делами Своими Он заслужил совершенно не того, чтобы побивать Его камнями.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010