1Пар.23:21 .  Сыновья Мерарины: Махли и Муши. Сыновья Махлия: Елеазар и Кис. 1Пар.23:22 .  И умер Елеазар, и не было у него сыновей, а только дочери; и взяли их за себя сыновья Киса, братья их. 1Пар.23:23 .  Сыновья Мушия: Махли, Едер и Иремоф – трое. Главы поколения Мерари от его сыновей Махли и Муши ( 1Пар.6:19 ; Исх.6:19 ; Чис.3:33 ). Линия Махли от его сына Елеазара ввиду бездетности последнего (отсутствия сыновей) при Давиде не существовало; представители поколения Киса, другого сына Махли, не названы (ст. 22). Для дела «дома Господня» назначаются три левитские рода Мерари от его сына Муши (ст. 23). Вместе с девятью родами Гирсона и девятью радами Каафа они составят двадцать один род. Но так как, по свидетельству Иосифа Флавия (Иуд.Древн. 7:4, 7), левиты, назначенные на «дела дома Господня», разделялись на 24 класса или чреды, в соответствии 24 классам священников и певцов, то для достижения этого числа к 21 роду Гирсона, Каафа и Мерари присоединяют еще три поколения, происшедшие от названного в ( 1Пар.24:26 ) и будто бы пропущенного в главе ( Исх.23 ) третьего сына Мерари – Иаазии, именно поколения Шогама, Заккура и Иври ( 1Пар.24:27 ). Но переводы LXX, Пешито и Вульгата исчисляют и в данном месте только двух сыновей Мерари. Пятикнижие и весь вообще Ветхий Завет ничего не знают о третьем его сыне и потомках последнего, и, наконец, текст ( 1Пар.24:26–27 ) носит след несомненного повреждения (см. ниже). Все это вместе взятое и не позволяет настаивать на пропуске Иаазии в ( 1Пар.23:21 и д.). Кроме того, с присоединением трех его потомков к родам Каафа, Гирсона и Мерари мы получим не 24 класса левитов, а 25, так как нет никаких оснований исключать род Киса ( 1Пар.23:22 ), хотя его представители и не поименованы автором Паралипоменон. Ввиду этого следует признать, что из поколения Мерари было назначено на «дела дома Господня» четыре рода; следовательно, всех левитских классов, черед было установлено 22. 1Пар.23:24 .  Вот сыновья Левиины, по домам отцов их, главы семейств, по именному счислению их поголовно, которые отправляли дела служения в доме Господнем, от двадцати лет и выше.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Притч.25:23 .  Северный ветер производит дождь, а тайный язык – недовольные лица. Притч.25:24 .  Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме. Притч.25:25 .  Что холодная вода для истомленной жаждой души, то добрая весть из дальней страны. Притч.25:26 .  Что возмущенный источник и поврежденный родник, то праведник, падающий пред нечестивым. Притч.25:27 .  Как нехорошо есть много меду, так домогаться славы не есть слава. Притч.25:28 .  Что город разрушенный, без стен, то человек, не владеющий духом своим. В ст. 23 неприятные последствия тайных разговоров и сплетен – подозрения и под. – сравниваются с действием северного, точнее северо-западного (в Палестине) ветра, приносящего тучи. Ст. 24, сн. Притч 21.9 ; ст. 25, сн. Притч 15.30. 26 ст. говорит о нравственной слабости праведного пред нечестивым, напр., в виде уступчивости первого в отношении суждений второго, – или о физическом страдании праведника со стороны грешника: то и другое, как явление печальное, Премудрый сравнивает с мутным, только обманывающим путника, источником. Ст. 27 труден для понимания и вызвал много толкований. По-видимому, здесь следует видеть указание на то, что даже в таком почтенном деле, как искание истины, исследование высоких предметов, должно соблюдать меру. Подобный смысл дает перевод Вульгаты: qui scrutator est majestatis, opprimetur a gloria. Ст. 28, резюмируя сказанное в предыдущих стихах, в отрицательной форме высказывает мысль о необходимости и пользе самообладания для человека: не владеющий собою человек, не могущий полагать узду своим страстям, открыт всем внешним влияниям и соблазнам для его свободы и нравственности, и в этом отношении подобен городу с разрушенными стенами (ср. 2Пар 32.5 ; Неем 2.13 ). Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 3: Исторические книги. Учительные книги. - 960 с./Книга притчей Соломоновых. 538-654 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Таковы были Сеннахирим ( Ис.10:10, 11; 37:24 ), Навуходоносор, разрушивший храм Иерусалимский, поправший святилище, и последний Вавилонский царь Валтасар, ругавшийся над священными сосудами храма Божия, употреблявший их на винопитие ( Дан.5:2–4, 22, 23 ). Здесь описывается несчастная кончина преимущественно Валтасара, который был убит мечем при взятии Вавилона Киром ( Дан.5:30 ; Ксеноф. кн. 7. стр. 114); а в лице Валтасара, как потомка, наказаны и прежние цари Вавилонские, и весь род их истребился с смертью Валтасара ( Иер.27:7 ). б) О падении Вавилона Ст. 22. И возстану на них, говорит Господ Саваоф, и истреблю имя Вавилона, и весь остаток, и сына, и внука, говорит Господ. Ст. 23. И сделаю его владением ежей и болотом, и вымету его метлою истребительною, говорит Господ Саваоф. Пророк поясняет предыдущее и подтверждает, что суд Божий совершится не над царским только домом, но и над жителями Вавилона, которые все будут истреблены, и племя их погибнет, самый Вавилон будет совершенно опустошен, разрушен, запустеет, сделается жилищем ежей, или страшных, отвратительных дикобразов, и болотом от разлива Евфрата. Вторая часть второго отделения, в которой Пророк коротко предсказывает о великом, внезапном поражении Ассириян с Сеннахиримом на горах Израилевых Ст. 24. С клятвою говорит Господ Саваоф: как Я помыслил, так и будет; как я определил, так и состоится. Ст. 25. Чтобы сокрушит Ассура в земле Моей, и растоптать его на горах Моих; и спадет с них ярмо его, и снимется бремя его с рамен их. Ст. 26. Таково определение, поставленное о всей земле, и вот рука, простертая на все народы. Ст. 27. Ибо Господ Саваоф определил, и кто может отменит это? рука Его простерта, – и кто отвратит ее? поскольку предыдущее пророчество о разрушении Вавилона и истреблении Вавилонского племени для Иудеев могло показаться почти несбыточным при могуществе Вавилонской империи: то Пророк предсказывает о поражении Сеннахиримова войска под стенами Иерусалима – с тою целью, чтобы исполнением этого, ближайшего по времени, события уверить в исполнении предсказания о падении Вавилона.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Т. е. чтобы слышанное вами слово о Иисусе Христе, как Единородном Сыне и воплощенном Слове, жило, господствовало в вас, проникало бы ваш дух и всю вашу жизнь. «Если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и в Отце, т. е. будете в общении с ним» (Феоф.). Это, следовательно, не простое убеждение ума, но Божественное, могущественное, творческое слово, силою которого вы находитесь во внутреннем общении с Сыном и чрез Него с Отцом. Иоан. 20, 31 . «Ибо обетование Его таково: как Я, Отче, в Тебе и Ты во Мне, так и они да будут в Нас едино ( Иоан. 17, 21 ); И еще: «да имеют жизнь вечную. Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, Единого истинного Бога и посланного Тобою Иисуса Христа ( Иоан. 17, 2. 3 .)» (Феоф.); – жизнь блаженная, божественная, которая начинается здесь и не прекратится никогда. «Этою прибавкой Иоанн преимущественно высказывает, что в Нем (И. Христе) мы имеем все, – совершенное удовлетворение во времени и в вечности; нет, следовательно, решительно никакой нужды подниматься еще выше Его, Сына Божия» (O. Gerlach) (52·). См. 27 ст. Сї писахъ вамъ лстщихъ васъ. (2, 14. 21. 18. 22. 4, 1). 26. Это я написал вам о обольщающих вас. 26 . Это я написал вам: указательным словом это (τατα) Иоанн связывает настоящий стих, равно как и следующий не с 18 и 19, как стих 21-й (я написал вам), а главным образом с ближайшими 22–24. Следовательно и 27 ст. – не повторение только мыслей стиков 20 и 21-го, а имеет ближайшее отношение к 25 стиху, как раскрытие его. – Вот что я счел нужным написать вам, чтобы обольстители ваши не могли быть более скрытными для вас; вот главный общий и существенный признак антихристов. 27 . Впрочем и это знаете вы; силою помазания, полученного вами от Христа и пребывающего в вас, вы знаете и то, что кроме слышанного вами (24 ст.) учения о Иисусе (22 ст.) нет и не может быть никакого другого учения высшего и истинного. «Под помазанием, как уже сказано (примеч. к 20 ст.), разумеется Дух Святый. Итак если вы твердо храните у себя Духа Святого, Которого вы приняли, то не имеете нужды, чтобы кто учил вас» (Феоф.), – решительно не можете иметь нужды ни в каком другом новом учении.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

Глава 29 1–7. Против разных видов нравственной нечувствительности и ожесточенности. 8–11. Против страсти к раздорам, кровожадности и гневливости. 12–17. Увещание правителям к справедливому и милостивому правлению, а воспитателям – к серьезному и строгому воспитанию детей. 18–23. Против беззакония, необузданности, гневливости и высокомерия. 24–27. Против общения с нечестивыми в их преступлениях, против человекоугодничества: поучение страху Божию и благочестию. Притч.29:1 .  Человек, который, будучи обличаем, ожесточает выю свою, внезапно сокрушится, и не будет ему исцеления. Притч.29:2 .  Когда умножаются праведники, веселится народ, а когда господствует нечестивый, народ стенает. Притч.29:3 .  Человек, любящий мудрость, радует отца своего; а кто знается с блудницами, тот расточает имение. Притч.29:4 .  Царь правосудием утверждает землю, а любящий подарки разоряет ее. Притч.29:5 .  Человек, льстящий другу своему, расстилает сеть ногам его. Притч.29:6 .  В грехе злого человека – сеть для него, а праведник веселится и радуется. Притч.29:7 .  Праведник тщательно вникает в тяжбу бедных, а нечестивый не разбирает дела. В ст. 1 осуждается глубокая нераскаянность человека, не внимающего никаким вразумлениям откуда бы ни исходили призывы к исправлению: это так часто обличаемая в Пятикнижии, «жестоковыйность» ( Исх 32.9, 33.3, 34.9 ; Втор 9.6, 31.27 и др.), ср. Притч 28.14 . Ст. 2 сн. Притч 28.12, 28 . Ст. 3 сн. Притч 6.26, 28.7 . В ст. 4–7 проявлением нравственного огрубения представляется в особенности неправосудие (ст. 4, 7) и лесть (ст. 5). Притч.29:8 .  Люди развратные возмущают город, а мудрые утишают мятеж. Притч.29:9 .  Умный человек, судясь с человеком глупым, сердится ли, смеется ли, – не имеет покоя. Притч.29:10 .  Кровожадные люди ненавидят непорочного, а праведные заботятся о его жизни. Притч.29:11 .  Глупый весь гнев свой изливает, а мудрый сдерживает его. Здесь идет речь об обнаружениях греховности и злобы человеческой в жизни. Притч.29:12 .  Если правитель слушает ложные речи, то и все служащие у него нечестивы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Внутренняя жизнь Божия выражается во взаимной любви между Лицами Святые Троицы. В Священном Писании мы находим указание на существование этого внутреннего жизненного общения, этой взаимной любви между Лицами Святые Троицы. Прежде всего, в Св. Писании довольно ясно раскрывается учение о том, что отношение Бога Отца к Сыну есть отношение любви. Так, здесь говорится, что Бог Отец, имея жизнь в Самом Себе, дал и Сыну Своему иметь жизнь в Самом Себе ( Ин. 5:26 ). По связи речи видно, что основание для этого заключается в любви Бога Отца к Сыну. Именно Сын, получивший от Отца жизнь и имеющий ее в Себе, может оживлять и воскрешать мертвых так же, как и Отец (ст. 21, 25, 28), может судить (ст 22, 29, 30) и вообще творить все то, что творит Отец и что Он показывает Сыну (ст. 19, 20). Почему же Бог Отец все это, то есть, и самосущую жизнь, и власть судить, и власть сообщать жизнь, и вообще делать все, свойственное Богу, дал Сыну? Потому, отвечает евангелист Иоанн, что Отец любит Сына: ибо Отец любить Сына, и показывает Ему все, что творит Сам (ст. 20), – показывает с тою целью, чтобы и Сын творил то же, так как Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо что творит Он, то и Сыт творит так же (ст. 19). Таким образом, с одной стороны, внутренняя жизнедеятельность Отца, выражающаяся в рождении Им Сына, а с другой, внутренняя божественная самосущая жизнь Сына и внешняя творческая деятельность Его источником своим имеют любовь Бога Отца к Сыну. – Рассмотренное нами место показывает, что любовь Бога Отца и рождает Сына, и имеет Его своим предметом по рождении 15 . Но в Священном Писании есть много изречений, где указывается один только второй из этих актов. Так, при крещении воплотившийся Сын Божий назван от Отца возлюбленным Сыном ( Мф. 3:17 ; Марк 1:11 ; Лук. 3:22 ); тот же голос Отчий свидетельствовал об Иисусе Христе и при преображении, говоря: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение ( Мф. 17:5 ; 1Петр. 1:17 ). Слова: в Котором Мое благоволение, в прибавлении к слову возлюбленный, указывают на особенное совершенство и полноту любви Отца к Сыну, это любовь абсолютная, совершенная. Но еще раньше, еще в Ветхом Завете, Бог Отец называет Сына Своего возлюбленным чрез пророка Исаию: Ce отрок Мой, Которого я избрал, возлюбленный Мой, к Которому благоволит душа Моя (Иса.42:1; сн. Мф. 12:18 ). В беседе с учениками Иисус Христос неоднократно повторял, что Отец Его любит (15, 9, 10). В первосвященнической молитве Иисус Христос три раза повторяет, что Отец возлюбил Его ( Ин. 17:23, 24, 26 ), – возлюбил прежде основания мира, то есть от вечности (ст. 24). И Иоанн Креститель засвидетельствовал, что Отец любит Сына, и все дал в руку Его ( Ин. 3:35 ). Это мы указали на любовь Бога Отца к Сыну.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Ст. 21. Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего. У Иосифа было два сына: Манассия и Ефрем. И однако Иаков, предвидя чувством веры далекое будущее, предпочел благословением младшего сына Иосифова, т. е. Ефрема, старшему – Манассии. И окончивши предсмертные отеческие благословения внукам и сыновьям своим, Иаков, утомленный, уже готовый сойти в гроб, яко же пшеница созрелая во время пожатая ( Uob. V, 26 ), в чувстве благодарности к Богу и с верою в спасительную силу крестных заслуг Христа ( Uc. LIII гл.), Который у пророка называется Жезлом от Израиля ( Чuc. XXIV, 17 ), поклонился наверх жезла своего ( Быm. XXXXVII, 33 ), т. е. склонил свою голову, отдал свою судьбу загробную под покровительство величайшего своего потомка – Мессии, нашего Спасителя. Ст. 22. Верою Иосиф, при кончине своей, напоминал об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих, чтобы их вынесли из земли Египетской в землю обетованную, на которой и явится Спаситель мира. Иначе не для чего было бы Иосифу делать завещания о своих останках, если бы он не веровал в лучшую жизнь для своей души и для своих потомков. Это завещание было исполнено при Моисее ( Ucx. XIII, 19 ). Ст. 23. Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими, ибо видели они, что дитя прекрасно, весьма красиво лицом (а красота лица как дар Божий не без цели же дается человеку); и поэтому родители Моисеевы не устрашились царского повеления бросить рожденного в реку ( Ucx. I, 22 ). Они надеялись, что их сын – младенец, наделенный такою красотою тела, вероятно одарен и душевными силами и, следовательно, взыскан от Бога особенными милостями, а потому и со своей стороны заботились о сохранении его жизни. Ст. 24. Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, Ст. 25. и лучше захотел страдать с народом Божиим, т. е. с еврейским, нежели иметь временное, греховное наслаждение, Ст. 26. и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

42 – в пятницу) был распят. Притом 21-й стих гласит: „И заставили проходящего некоего киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его». И потом, ст. 42 – 46: „И как уже настал вечер (поскольку была пятница, т. е., день пред субботою), пришел Иосиф из Аримафеи, и прочее – о погребении им тела Иисусова. „И здесь», замечает автор, „пятница называется παρασκευ, с прибавлением: στ προσββατον, т. е., „день пред субботою». 16-й главы стих 1-й гласит: „По прошествии субботы, Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его», и прочее – о воскресении Христовом. Евангелие св. Луки, гл. 22, ст. 7 – 20, гласит: Настал же день опресноков, в который надлежало закалать пасхального агнца. И послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху», и прочее – о приготовлении пасхи, – о возлежании, когда настал час, со Христом 12-ти Апостолов, и о тайной вечери. Там же в 66 – 71 стихах рассказывается, как судился Иисус Христос, ς γνετο μρα, „как настал день» (22, 66). Глава 23-я рассказывает, как Он был приведен к Пилату и потом распят (в тот же день, – который, как видно из ст. 54-го, была пятница). Стих 26-й гласит так: „и когда повели Его; то, захватив некоего Симона киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтоб нес за Иисусом». И далее, ст. 50 – 56, говорится об испрошении Иосифом аримафейским у Пилата тела Иисусова, о погребении его, и о приготовления мироносицами, для помазания его, благовоний и мастей. Ст. 54: „День тот была пятница, и наступала суббота». Гл. 24, ст. 1. „В первый же (по субботе) день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли оне ко гробу, и.вместе с ними некоторые другие,» и т. д. По приведении всех означенных мест первых трех Евангелий, автор говорит: „из этих трех в общем согласных, очевидно исходящих из одного источника, известий вытекает следующее: „Иисус Христос ел пасху по обычаю евреев в четверг вечером; ибо это свидетельствуется здесь прямо, и все посторонние обстоятельства при этой вечери согласуются с обычаями, отчасти еще доныне существующими у евреев: так например чаша с благодарственной молитвой, подушки, на которых возлежали за столом, преломление хлеба, хвалебная песнь после кушанья, и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Ст. 21–22. Когда Ангел воспламенил жертву прикосновением жезла и внезапно скрылся, то Гедеон воскликнул: …увы мне, Владыко Господи!.. Т. е., Боже мой, я теперь должен умереть, потому что я видел Ангела Господня лицом к лицу . Таково было общее убеждение ветхозаветных людей, что нельзя безнаказанно видеть существ из другого, высшего мира. О себе же Господь Сам определительно сказал через Моисея: человек не может увидеть Меня, и остаться в живых 213 . Таков был характер ветхого завета! Ст. 23. …Господь сказал ему: мир тебе, не бойся, не умрешь!... Конечно, этот успокоительный голос раздался вслух Гедеона из уст того же Ангела Господня, с Которым он, за несколько минут, вел беседу, – и в то самое время, когда он в ужасе смотрел на небо, вслед удалявшегося вестника небесного. Некоторые, снося стих 23 с дальнейшим 25, полагают, что это успокоение Гедеон получил от Господа уже в следующую ночь, вместе с повелением устроить жертвенник на высотах Вааловых 214 . Но это предположение, не соответствуя естественному течению свящ. рассказа, содержит само по себе несообразность; поскольку успокоение Божие делает почти излишним, или слишком запоздалым для смятенного духа Гедеонова. Ст. 24. …И устроил там Гедеон жертвенник Господу, и назвал его Иегова Шалом (Господь мир)… Конечно, Гедеон обратил в жертвенник тот самый камень, на котором уже было возжено всесожжение рукою Ангела Божия. Сей жертвенник, устроенный Гедеоном в память полученного им радостного откровения, и на месте самого откровения, не должно смешивать с другим жертвенником, о котором говорится ниже, в ст. 26, и который устроен Гедеоном на месте разрушенного жертвенника Ваалова – по повелению Божию, полученному в следующую ночь (ст. 25). Ст. 36–38. …И сказал Гедеон Богу:... вот я расстелю здесь на гумне стриженую шерсть. Если роса будет только на шерсти, а на всей земле сухо, то буду знать, что спасешь рукою моею Израиля... Так и сделалось… Этого уверительного знамения Гедеон просит не столько для себя, сколько для народа, ополчившегося под его рукою. Вера его была велика и сильна, как свидетельствует Ап. Павел 215 ; но он хотел, чтобы всем было ясно, что поход, предпринимаемый против Мадианитян, есть ни его только личное дело, а дело Божие. Уже то одно обстоятельство, что Господь так легко и скоро исполняет прошение Гедеона – показывает, что это прошение изошло из уст Гедеоновых не без воли и осенения Божия. И действительно, по учению отцов церкви, чудо орошенного руна Гедеонова имело преобразовательное и таинственное значение. Оно означало преестественное воплощение Сына Божия, Который, по словам Псалмопевца, нисшел в утробу Пренепорочной Девы Марии – как дождь на руно, и как капля, каплющая на землю 216 . Посему и церковь Православная в своих песнопениях и величаниях к Деве Марии уподобляет Ее руну орошенному, которое Гедеон предвидел 217 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

«А ныне (XXX, 1 –10) гнушаются мною»! «Взываю к Тебе, Господи... не плакал ли я о том, кто был в горе; не скорбела ли душа моя о бедных? Когда я чаял добра, пришло зло; когда ожидал света, пришла тьма»! (id. 20, 25 – 26). Заметим еще чистоту Иова, редкую в древнем мире (XXXI, 1). «Какая же участь мне от Бога свыше?» (XXXI, 2)... Вот мое желание, чтобы Вседержитель отвечал мне» (id. 35). С главы XXXII начинает речь свою собеседник новый, не упомянутый в числе друзей Иова, о которых говорится в главе второй. Несомненно однако, что он присутствовал при речах старших мудрецов, ибо: «Елиуй ждал, пока Иов говорил», и «потому, что они (друзья Иова) летами были старше его» (ст. 1–7). «Но дух в человеке и дыхание Вседержителя дает ему разумение» (ст. 8), говорит Елиуй, оправдывая себя пред старцами, что он начал говорить. Прежде всего он указывает, что три говорившие старца не обличили Иова и говорили про грех его, не имея на то доказательств (ХХХП, 12). Иова же он обличает в том, что Иов, признавая себя невинным, полагает, что Бог обвиняет его (XXXIII, 9–10). Вот в этом ты неправ, говорит Елиуй Иову; Бог выше человека, не тебе состязаться с Богом; «Он не дает отчета в делах Своих. Бог говорит человеку... и во сне и в ночном видении... Или человек вразумляется болезнью... Будет молиться Богу, и Он милостив к нему... Вот все это делает Бог два, три раза с человеком, чтобы отвести душу его от могилы и просветить его светом живых» (id. ст. 12 – 30). По-видимому Елиуй сам глубоко изучил, или от отца своего получил глубокое знание внутренней духовной жизни человеческой. Ему известно то состояние души человеческой, ищущей помощи, или успокоения, при котором чуткое религиозное чувство слышит милость и волю Божию и в угрызениях совести, и в внезапном проблеске мысли, – указывающей человеку исход из по-видимому безвыходного положения, – и в порыве к добру, и в слезе, пролитой о бедствии другого, в спокойствии духа, ощущаемом среди собственных несчастий по явной помощи свыше; и в умилении, окропляющем благодатною росою сердце, и во внезапном прекращении гнева и злобы, когда поступок брата, представлявшийся в черном свете, представляется в совершенно ином освещении, оправдывающем его. Наконец великое и радостное откровение человеку есть та мысль, – (собственная, или речь наставника, или друга), – которая вдруг осеняет человека, начинающего понимать, что вся цепь событий, которую он доселе называл бедствием, – есть ряд милостей Господа, выводящего человека на путь спасения. Откровения Божии являются человеку, как говорит Елиуй (XXXIII, 17), «чтобы отвесть человека от какого-либо предприятия и удалить от него гордость». Или же говорит Елиуй (ст. 19): «человек вразумляется болезнью на ложе своем». Елиуй предвидит и возможность выздоровления Иова, говоря о больном: «Бог умилосердится над ним и скажет (ангелу наставнику ст. 24): освободи его от могилы... Тогда тело его сделается свежее нежели в молодости» (ст. 23–25).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010