21). " Моисей сказал отцам: Господь Бог ваш воздвигнет вам из братьев ваших Пророка, как меня, слушайтесь Его во всем, что Он ни будет говорить вам " (ст. 22). Там упомянул о Давиде, а здесь о Моисее. " Всех " , говорит, " что говорил Бог " . Не говорит: " что говорил " Христос, но: " что говорил Бог " , чтобы прикровенною речью лучше привлечь их мало-помалу к вере. Затем обращается к тому, что достоверно, и говорит: " Господь Бог ваш воздвигнет вам из братьев ваших Пророка, как меня, слушайтесь Его во всем, что Он ни будет говорить вам " (ст. 22). Далее (указывает) и великое наказание. " И будет " , го­ворит, " что всякая душа, которая не послушает Пророка того, истребится из народа. И все пророки, от Самуила и после него, сколько их ни говорили, также предвозвестили дни сии " (ст. 23, 24). Здесь кстати сказал о погибели. Обращаясь (всегда) к пророкам, – когда говорит что-нибудь великое, – он представил (здесь) свидетельство, в котором содержится и то и другое. Так ска­зал и там:  " доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих " (Пс.109:1). И удивительно, что в одном месте (говорится) о том и другом – и о подчинении, и о преслушании, и о наказании. " Как " , говорит, " меня " . Итак, чего вы боитесь? " Вы сыны пророков " (ст. 25). Следовательно, вам они говорили и все было для вас. А так как, по своему преступлению, они счи­тали себя отчужденными, – ведь не естественно думать, чтобы Тот, Кого они распяли, стал заботиться о них, как о сво­их, – то (апостол) показывает, что и то, и это согласно с про­рочеством. " Вы " , говорит, " сыны пророков и завета, который завещевал Бог отцам вашим, говоря Аврааму: и в семени твоем благословятся все племена земные " (ст. 25).  " К вам первым " , говорит, " Бог, воскресив Сына Своего Иисуса, послал Его благословить вас " (ст. 26). Зна­чит, и к другим; но прежде – к вам, распявшим Его.   " Благословить вас, отвращая каждого от злых дел ваших " (ст. 26). Но посмотрим тщательнее на то, что выше прочитано. Сначала (апостол) внушает, что не они сделали чудо, сказав: " что дивитесь " ? А чтобы не дать возможности сомневаться в словах своих и чтобы сделать их более достоверными, – предупреж­дает суд этих людей.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

В седьмой главе апостол объясняет, что христианин, освободившись от рабства греху, свободен и от исполнения закона Моисеева. «Закон имеет власть над человеком, пока он жив». Так, смерть мужа освобождает жену от законных обязательств супружества, и она может выйти замуж за другого. «Так и вы, братие мои, – говорит апостол, – умерли для закона телом Христовым, чтобы принадлежать другому. Воскресшему из мёртвых, да приносим плод Богу» (ст. 4). Закон Моисеев имел временное значение, дабы обнаружить всю силу греха и привести человечество к мысли, что спасение без особой благодатной помощи Божией невозможно. Закон лишь вскрывал греховные язвы, но не давал исцеления от них: он давал человеку лишь горькое сознание бессилия исполнить все требования закона и получить через это оправдание от Бога. А теперь мы, христиане, освободились от закона с тем, «чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве», то есть не по внешне формальным предписаниям закона. Тут же апостол предостерегает от возможного ложного вывода, будто в законе лежит причина греха: не было бы закона, не было бы и греха. Нет, причина греха – в самом человеке. Закон сам по себе свят, и заповеди его святы, справедливы и направлены к добру. Закон только обнаруживает грех , коренящийся в природе человека, извращённой первородным грехом. Во второй половине седьмой главы (ст. 13–25) апостол разъясняет кажущуюся ненормальность того, что при наличии святого закона Моисеева греховность человечества не только не уменьшалась, но ещё и увеличивалась, вследствие чего потребовалось чрезвычайное благодатное средство для спасения людей через искупительный подвиг Единородного Сына Божия. Это одно из немногих в новозаветных священных книгах мест, где с такой силой и глубиной изображается греховная развращённость нравственной природы человека: «не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю» (ст. 15). Одними своими силами, без благодати Божией, человек не в состоянии побороть живущий в нём грех, «доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех» (ст. 19–20). Ярко раскрывает св. апостол эту картину раздвоенности, которую производит грех в нашей падшей природе: «по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием, но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного» (ст. 21–23). «Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?» (ст. 24). Нарисовав эту мрачную картину порабощённости человека греху, св. Павел указывает затем на всесильную помощь нашего Искупителя: «благодарю Бога (моего) Иисусом Христом, Господом нашим» (ст. 25). Господь Искупитель и при окаянстве нашем может явить нас победителями живущего в нас греха. Подробно об этом говорится в следующей, восьмой главе.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Они не знали еще хорошо ни того, что Он Бог, ни того, что Он творил это собственною силою и властью. Теперь Он научил их и тому и другому. А что они не знали этого, видно как из слов их: " если бы Ты был здесь, не умер бы брат " наш (ст.21), так и из того, что они присовокупили: " чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог " (ст.22). Таким образом они говорят (о Христе), как о каком-нибудь человеке добродетельном и угодном Богу. Заметь же, что отвечает Христос: " воскреснет брат твой " (ст.23). Этим опровергает пока слова: " чего Ты попросишь " . Не сказал: Я буду просить, но что? " Воскреснет брат твой " . Если бы Он сказал: женщина! Еще ли ты сморишь долу? Я не нуждаюсь в чужой помощи; Я все творю Сам собою, – то это было бы очень тяжело и неприятно для женщины. Но сказав: " воскреснет " , Он тем естественно сделал слово Свое более умеренным, а дальнейшими словами дал разуметь и то, что я выше сказал. Так, когда сказала: " знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день " (ст.24), тогда Он, яснее показывая Свое могущество, говорит: " Я есмь воскресение и жизнь " (ст.25), и тем означает, что Он не нуждается в содействии другого, так как сам есть жизнь. А если бы Он нуждался в другом, то каким бы образом сам мог быть воскрешением и жизнью? Но Он не сказал так ясно, а только намекнул на это. Потом, так как она сказала: " чего Ты попросишь " , то Он еще говорит: " верующий в Меня, если и умрет, оживет " (ст.25), показывая тем, что Он сам есть податель благ, и у Него должно их просить. " И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек " (ст.26). Смотри, как Он возвышает ее ум. Ведь не в том только было дело, чтобы воскресить Лазаря, но надобно было и ее, и присутствующих с нею научить воскресению. Поэтому Он прежде, чем воскресил, рассуждает о (воскресении). Если же Он сам есть " воскресение и жизнь " , то не ограничивается местом, но может исцелять везде. И если бы (сестры Лазаря), подобно сотнику, сказали: " скажи слово, и выздоровеет слуга мой " (Матф.8:8), то Он так бы и сделал.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1094...

А в земле иудейской «беднейшие» 101 будут «накормлены», 102 и «нищие» будут «покоиться в безопасности» 103 , а «корень» и «остаток» филистимской земли погибнет (30 ст.). Ибо «от севера идет дым» 104 и нет «отсталого» в полчищах неприятелей (31 ст.) 105 . Относительно же Сиона «вестники народа» 106 скажут, что Господь «утвердил Сион и сделал его «убежищем» 107 для бедных народа Своего» (32-й стих). Пророчество о Моаве (15–16 гл.) – «Ночью» (ср. 17:14; 24:11) Моав будет разорен и уничтожен (1 ст.). Его страну проходит неприятель и везде производит опустошение. Все рыдает, «у всех острижены головы, у всех обриты бороды, на улицах его препоясываются вретищем» (ср. 3:16, 23–25; 22:12–13; 32:11–12), все бегут с криком. Но новое бедствие наведет Господь даже на убежавших и на «оставшихся в стране» – пошлет львов в след их (2–9 ст.). Изгнанным ассириянами из страны и скитающимся у бродов Арнонских моавитянам пророк внушает в виду постигшего «их бедствия посылать агнцев 108 владетелю земли иудейской – из Селы 109 в пустыне на Сион (16:1). Пророк убеждает Моавитян просить на Сионе покровительства своим изгнанникам во время бедствия, говоря, что притеснителя скоро не станет, в Иудее же утвердится престол Давидов милостью, воссядет на нем судия, ищущий правды (2–5). Но в Моаве нет готовности покориться царю Иудейскому даже на время бедствия, народу Иудейскому известна его всегдашняя надменность и гордость (6 ст.) 110 . За то поднимется плач о «разрушенных твердынях» Моава, об его «опустошенных виноградниках»: «во время жатвы нет более шумной радости, исчезло с плодоносной земли веселие и ликование, и в виноградниках не поют (7–10; ср. 17:11, 5–6; 24:13, 7, 8; 32:10–13); «оттого внутренность моя, говорит пророк, как гусли, стонет о Моаве» (11 ст.; ср. 22:4). Не поможет Моаву молитва в его святилище, хотя и до утомления он будет подвизаться на высотах (12 ст.; ср. 25:10–12). «Вот слово, которое изрек Господь о Моаве издавна. Ныне же (ср. 37:26; 44:8, 1 и мн. др.) так говорит Господь: через три года (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Ис.5:28 . стрелы его заострены, и все луки его натянуты; копыта коней его подобны кремню, и колеса его – как вихрь; Ис.5:29 . рев его – как рев львицы; он рыкает подобно скимнам, и заревет, и схватит добычу и унесет, и никто не отнимет. Ассирияне действительно отличались неутомимостью в походах и уменьем пользоваться всеми средствами военного искусства. Ис.5:30 . И заревет на него в тот день как бы рев раз­ъярен­ного моря; и взглянет он на землю, и вот – тьма, горе, и свет по­мерк в облаках. «Вот тьма». Этими словами изображается то впечатление, какое будет произведено на иудеев нашествием могучих и многочисленных, ходивших с большим шумом (как шум моря) ассириян. Критики довольно единодушно делят пятую главу на три части: 1–7, 8–24 и 26–30. Первая часть сохраняет известный ритм на всем своем протяжении. 1 стих – 1-я половина 1 стих – 2 половина 2 ст. 3 стих – 4 стих 5 стих – 6 стих 7 стих Надписание: 1 строфа – в 4 полуст. – 2, 2 2 строфа – в 4 полуст. – 2, 2 3 строфа – из 6 полуст. – 3, 3 1 и 2 строфа – по 2 полуст. – 2, 2 Песнь эта составлена, вероятно, немного спустя после появления предыдущих речей пророка, около 735 г. Вторая часть не возбуждает в общем серьезных возражений в отношении своей подлинности, хотя критика почти единодушно считает 15 и 16 ст. вставкой, которая могла бы быть помещена ниже, так как содержание ее слишком общее и не подходит к перечислению частных наказаний, начавшемуся в 14-м стихе. 17-й ст. также, по Condamin " у, следовало бы поместить после 10-го, как более подходящий к нему по своему содержанию. Строфы в этой части, явившейся также, вероятно, около 735 г., можно распределить таким образом: 8–10 и 17 стих – 1 строфа – 2, 3, 3 11–14 стих – 2 строфа – 3, 3, 2 18–23 стих – 3 строфа – 3, 3, 3 Что касается третьей части, то Condamin предполагает, что она первоначально имела другое место – именно ст. 24–25 после 9 гл. 16 ст. и ст. 26–30 – после 8 гл. 20-го ст., так как они более подходят по своему содержанию к тем отделам. Но означенный критик не представляет других, более убедительных, оснований для своей гипотезы, сказанного же весьма недостаточно для совершения такой перестановки.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ст. 14. Господь вступает в суд со старейшинами народа Своего и с князьями: вы опустошили виноград, награбленное – в ваших домах. Ст. 15. Что вы тесните народ Мой и угнетаете бедных, говорит Господь, Господь Саваоф. Бог чрез Пророка обличает начальников Иудейских в том, что они, удовлетворяй своим страстям, кроме других пороков, особенно разоряли народ подобно тому, как звери опустошают виноградник, бедных несправедливо притесняли, грабили их имение, выжимали из них весь сок и силы, и как бы ногами в грязь втаптывали его. в) Оправдание суда Божия против женского пола и обличение его в гордости и роскоши Пороки жен и девиц Ст. 16. И сказал Господь: за то, что дочери Сиона надменны и ходят, подняв шею и обольщая взорами, и выступают величавою поступью, и гремят цепочками на ногах. Жены вельмож и девицы вели себя величаво, одевались слишком пышно, для украшения привязывая к ногам золотые или серебряные цепочки и красивые подвязки, ходили с жеманством, с нескромным взором. Все это показывало в них гордость, излишнюю роскошь, изнеженность и сладострастие; вовсе невидно было в них скромности и стыдливости, составляющих лучшее украшение женщины, особенно девицы. За это Бог и угрожает им наказанием. Наказание, определенное им от Бога аа) Лишение одежд и украшений (ст. 17–24) Ст. 17. Оголит Господь темя дочерей Сиона, и обнажит Господь срамоту их. В наказание за пороки Бог угрожает Иудейским женам аа) лишением не только украшений, которыми они тщеславились, но и приличных, необходимых одежд (ст. 17–24); бб) сиротством и вдовством – по убиении мужей и юношей на войне (ст. 25, 26); вв) следствием этого будет недостаток мужчин, горестный для женщин (4:1). Как густые, длинные волосы на голове составляют украшение женщины; так, напротив, парша, на теме вытаивающая волосы и навсегда производящая лысину, обезображивает и мужчину, а тем более женщину. Но еще несноснее для женщины, особенно для девицы, обнажение срамоты, которую стыдливость заставляет закрывать одеждою. Точно такое наказание Иудейские жены и девицы потерпели, когда нагие были ведены в Вавилонский плен ( Ис.20:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

(Ст. 21–23). Но вы силою отдаляйте себя от них, то есть отвергайте слова их и превратное учение их отметайте далее от себя, ибо это — их учение, а не Духа, — и (есть учение это) диавола, над ними властвующего, а не Бога. (Ст. 24–25). Если же говорят они, что нет воскресения плоти, то для них (действительно) не будет воскресения, — не потому, что они (вообще) отрицают воскресение, но потому, что оказываются отрицателями Того, Кто таким именно образом (то есть телесно) воскрес. (Ст. 26–27). Но, мужи Коринфяне, зерна пшеницы, как и другие семена, кои голыми падают (в землю) и истлевают, чем они больше тела, которое опускается в землю и истлевает? Но как семена по воле Бога возстают облеченными в такое же тело, — не в той же самой оболочке, которая опускается с ними в землю, но поднимаются (вырастают из земли) во множестве (других зерен того же вида), и (Бог) благословляет их и украшает оболочкой, стеблем и остыо, кои сообщает им земля, — подобным же образом воля Божия воскресит и тело как бы облеченным и украшенным не той ветошью, что опускается с ним в землю, — но славой, которая посылается ему с неба. (Ст. 28–31). И еще: что вам кажется труднее — то ли, что Иона ввержен был во чрево рыбы на три дня и три ночи, и потом из глубины бездны внял Бог молитве его, и он был исторгнут, и ничо в теле его не погибло, — или же то, чтобы плоть, подвергшаяся смери (которая умерла), снова ожила, как и Христос, ее Животворец, умер и ожил? (Ст. 32–33). И если также кости Елисея оживотворили мертвеца, упавшего на них, то не тем ли более вы, которые утверждаетесь посредством веры вашей на Крови и Плоти и Духе Христа, то есть на человечестве Его, которое подверглось смерти, и на Его Божестве, Которое не умирает, так как Он по любви Своей нисшел в гроб телом Своим, и потому тление не возобладало над Ним (ср.: Деян. 2:31 и 24:27), — не тем ли более вы возстанете в день тот с сохранившимся в целости телом, которое в виде праха рассыпано было в средине земли? (Ст. 34–35). Если же вы что-либо иное безрассудно примете от тех (лжеучителей) или от других, кои явятся после них, то впредь никто да не утруждает меня, поелику как детям постоянно вам пишу, — ибо я ношу эти узы на себе для того, чтобы по воскресении приобрести Христа. И также эти язвы на теле моем я получил (терплю) от пыток, побиения камнями и преследований, дабы мне соделаться достойным и достичь воскресения, которое из мертвых. И это потому, что они (лжеучители) отвергли оное (воскресение мертвых) и говорят вам, что не следует принимать (верить) пророков (см. текст послания Коринфян к апостолу Павлу (ст. 10)).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=28

«Как со стороны священного участка, так и со стороны владений города». LXX точнее: «от сего и от оного (миззе умиззе, – с той и другой стороны) от начатков святаго и (подразум. «от яже») во участие (удел) града». – «До восточной границы участка, и на запад…», LXX: «до предел, иже к морю и к востоком». – «У западной границы», букв «до границы к морю», т. е. Средиземному. – «Соразмерно с сими уделами, удел князю». LXX: " близ ( εχομενα) частей старейшины», т. е. священный участок с в. и з. соприкасается с княжеским участком, собственно двумя участками его. – «Святилище» – букв. «святилище дома» ­­ Лeb. 16.33; LXX : «освящение храма». Ср. Иез.45.7 . Иез.48:22 .  И то, что от владений левитских и от владений города остается в промежутке, принадлежит также князю; промежуток между границею Иуды и между границею Вениамина будет принадлежать князю. «И то, что от владений левитских и от владений города остается в промежутке», букв. «и от владений левитов и от владений города в середине» (так и у LXX) может относиться и к предыдущему: священнический участок и храм лежит среди владений левитских и города. – «Принадлежит также князю». У LXX: «старейшин» – мн. ч., так как имеется в виду преемственный ряд князей. Иез.48:23 .  Остальное же от колен, от восточного края до западного – один удел Вениамину. Иез.48:24 .  Подле границы Вениамина, от восточного края до западного – один удел Симеону. Иез.48:25 .  Подле границы Симеона, от восточного края до западного – один удел Иссахару. Иез.48:26 .  Подле границы Иссахара, от восточного края до западного – один удел Завулону. Иез.48:27 .  Подле границы Завулона, от восточного края до западного – один удел Гаду. Владение остальных (йетер, περισσον, избыточное) 5 колен. В евр. и греч. образ выражения во всех стихах одинаков, а слав. разнообразит: 23 ст. «от сущих к востоком даже до сущих к морю» ­­ греч.; 24 ст.: «к востоком даже до страны яже к морю»; 25 ст. «от страны яже на восток даже до страны яже к морю»; 26 ст.: «от востоков даже до моря»; 27 ст.: «от востока даже до страны моря». См. объяснение 1 ст. Основание распределения – см. предв. зам.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ст. 24. В даровании Богом первому человеку жены, положено основание брачной жизни. Вот почему весьма естественно и законно то, что человек, отделяясь от отца и матери, вступает в самый теснейший и неразрывный жизненный союз с существом другого пола, делающий как бы одним целым. В браке заключается основание воспитания и образования потомков для жизни общественной, земной, и даже небесной. Вот почему это учреждение установлено Богом. Но оно должно быть именно таким, каким установлено впервые. Ст. 25. «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились». Ст. 25. Разумные, праведные, любящие Бога, трудящиеся в меру, служившие Богу от чистого сердца, первые люди наслаждались самым высшим счастьем среди девственно нежной, прекрасной природы, не оказывавшей на них никакого враждебного действия, и даже не вынуждавшей их одеваться. Стыдиться им было нечего, потому что нужно стыдиться греха, а они были чисты и безгрешны. Неизвестно сколь долго продолжалось блаженнейшее райское состояние, только бытописатель ненамного, ненадолго останавливает наше внимание на первобытном счастливейшем веке, о котором, как о золотом веке, помнят и многие древние языческие народы. Глава 3 (О грехопадении людей (1–13), наказании их и об обетовании Спасителя (14–24 ст.)) Ст. 1–5. «3мей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог . И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте от него и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете; но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло». Ст. 1–5. Сотворенные по образу и по подобию Божию, первые люди сначала были совершенно безгрешны, невинны, и были более расположены к добру. Вместе с тем, по неокрепшей свободе, они могли сделать и нехорошее, противное воле Божией. Этою возможностью уклонения людей от добра и воспользовался искуситель, позавидовавший блаженству первых людей. Человек был богоподобен, разумнее всех живых существ. Нужно было, поэтому, враждебной стороне иметь соответствующие силы. Из всех прочих земных живых существ самым сильным, особенно на злостное коварство, был змей, и теперь отличающийся большою хитростью. Поэтому, чтобы иметь внешнее действие на человека, отец лжи и человекоубийца – диавол ( Ин.8:44 ) и воспользовался змием.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Иов.24:19 .  Засуха и жара поглощают снежную воду: так преисподняя – грешников. Удел грешника – неотвратимая гибель, подобная неизбежному исчезновению снега под влиянием жары (ср. Иов 6.16–17 ; Пс 67.3 ). Иов.24:20 .  Пусть забудет его утроба матери; пусть лакомится им червь; пусть не остается о нем память; как дерево, пусть сломится беззаконник, Иов.24:21 .  который угнетает бездетную, не рождавшую, и вдове не делает добра. И подобною судьбою он ни в ком не вызывает сострадания: его забывают самые близкие ему люди, – мать, и память о нем совсем исчезает (ср. Иов 18.17 ). Иов.24:22–24 . Взгляду друзей Иов противополагает свой собственный. Иов.24:22 .  Он и сильных увлекает своею силою; он встает, и никто не уверен за жизнь свою. В течение своей жизни нечестивый проявляет такое могущество, что его страшатся даже сильные. Иов.24:23 .  А Он дает ему все для безопасности, и он на то опирается, и очи Его видят пути их. Сам Бог помогает беззаконникам. Он видит их злодеяния и тем не менее дает все, служащее к безопасности. Иов.24:24 .  Поднялись высоко, – и вот, нет их; падают и умирают, как и все, и, как верхушки колосьев, срезываются. Опираясь на свою силу (ст. 22), подкрепляемые божественною помощью, нечестивые достигают наивысшего могущества, а затем умирают такою же смертью, как и все остальные люди. – «Как верхушки колосьев срезываются». Намекая на восточный обычай срезывать при жатве верхушки стебля и оставлять солому на корне, Иов хочет сказать, что стебли и корень нечестивого – его потомство – продолжает существовать, не исчезает, как утверждают друзья (ср. Иов 15.32, 18.19 ). Иов.24:25 .  Если это не так, – кто обличит меня во лжи и в ничто обратит речь мою? Взгляд Иова не может быть опровергнут. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 3: Исторические книги. Учительные книги. - 960 с./Книга Иова. 40-188 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010