б) Материально-богатые , которые привязываются всем сердцем к земным сокровищам и возлагают на них всю свою надежду (ст.21–24 ср. Иов. 31:24). 2. Если же трудно богатым войти в царствие Божие, то кто может быть спасен? Человеку и одними человеческими силами это решительно невозможно, но от Бога и при помощи благодати Божией возможно все (ст.25–26 ). Важнейшие темы, предлагаемые проповеднику нынешним Евангелием, могут быт следующие: (Ст. 16). “Какой первейший и важнейший вопрос в жизни?” или “почему люди так мало спрашивают о том, что для них важнее всего?” (Ст. 17). “Без соблюдения заповедей невозможно войти в царствие Божие.” (Ст. 18) “О повиновении родителям.” (Ст. 20) “Начало благочестия нужно полагать в юности.” (Ст. 22) “Привязанность к материальному богатству составляет великое препятствие для спасения.” и т. п. Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? (ст. 16). 1. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди (Мф. 7:21; Иак. 2:26; Рим. 2:13; Иак. 1:22–26 ). Какие ? а) Не убивай . (Мф. 5:22–25; l Иоан. 3:15; Мф. 18:6 ). б) Не прелюбодействуй (Мф. 5:28–29 ). в) Не кради, не лжесвидетельствуй (Ефес. 4:25; Иак. 1:26 ). г) Почитай отца и мать; и люби ближнего твоего, как самого себя (ст.19). 2. Кто же, после этого, может быть спасен (ст.25)? Согрешивший во едином не будет ли повинен всем. (Иак. 2:10 )? а) Для человек это своими силами невозможно . Напрасно обольщаются мыслью, будто человек сам собой, одними естественными силами, может исполнить нравственный закон и достигать внутреннего совершенства, — это невозможно. (Рим. 7:18–23; Иак. 1:14–15; l Петр. 5:8; . 1 Иоан. 1:8 ) У Бога же все возможно . При помощи “ божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия ” (2 Пет.1:3) даруемое нам благодатию во Христе. Мы можем всё об укрепляющем нас Иисусе . (Фил. 2:13; 1 Иоан. 2:1–2 ). в) От нас требуется только нетщетное принятие Божьей благодати , постоянное возгревание этого дара и искреннее сознание наших немощей, — “ ибо сила Моя совершается в немощи… когда я немощен, тогда силен ” (2 Кор. 12:9–10 ). Об истинном воспитании детей

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Со всем тем, по братской Христианской любви надобно снисходить и уступать немощному в вере: ст. 15. Иначе, если за яству (твою) скорбит брат твой; в таком случае поступаешь ты не по любви. Яствою твоею не погубляй ты того, за кого Христос умер. 224 ст. 16. Итак блюдите, не хулится ли благо ваше (вера): 225 Будьте спокойны, мирны и любовны между собою; и ст. 17. Знайте, что царство Божие не составляют яства и питие, но правота, и мир и радость о Духе Святе: 226 1Кор.8:8 ст. 18. И сими-то (добродетелями) кто служит Христу; таковой благоугоден есть Богу, и полезен человекам. δχιμο искусить δικωμεν возлюбим ст. 19. Итак потщимся соблюдать мир (между собою), и все то, что служит нам ко взаимному устроению (общей пользы нашей). ст. 20. Не разрушай ты Божьего дела, 227 из (одной) яствы. Все подлинно чисто (а не скверно); но худо человеку, когда он ядением своим делает преткновение другому: ст. 21. Лучше, не есть мяса, и не пить вина, и ничего такого, от чего брат твой (сохристианин) подвергается преткновению (в вере) или соблазняется или изнемогает. ст. 22. Ты скажешь: я, де, имею веру (я по вере поступаю): сам у себя имей ее пред Богом. Блажен, кто одобряя что-либо (пред другими), не осуждается в том совестию. εν δοκιμζες о нем же искушается ст. 23. Напротив того, кто ест сомневаяся, таковой осуждается как ядущий не от веры. А все, что не от веры, грех есть. 228 ст. 24, 25 и 26. Могущему же утвердить вас, по благовествованию моему и проповеданию Иисус Христову, по откровению тайны, от вечных лет умолчанной, а явленной ныне, во исполнении Пророческих писаний, по повелению вечного Бога, для приведения людей в послушание вере, во всех народах провозвещенной: единому премудрому Богу, (все совершающему) Иисусом Христом, Тому слава во веки, аминь. Глава пятнадцатая Апостол, в сей главе: 1) в подтверждение учения, предложенного им в предыдущей главе, заповедует, дабы совершеннейшие в вере Христиане снисходили немощным братиям, и споспешествовали их утверждению, соблюдая с ними Христианское единомыслие и единодушие: 2) доказывает достоинство и истину своего учения: 3) обещается сам прийти к Римлянам: и 4) просит верных, дабы они споспешествовали ему своими молитвами.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Smirno...

(Ст. 17). Разве чрез тех, коих посылал к вам, я обманул вас? (Ст. 18). Разве Тит совершил какое-либо лихоимство у вас в то время, когда я посылал его к вам? Не одним ли и тем же духом, не одними ли и теми же стопами моими ходил он у вас, чтобы не быть бременем для кого-либо из вас? (Ст. 19). Далее: что я делаю и что повелеваю тем, коих посылаю к вам, то это ради назидания вашего делаю. (Ст. 20). Но боюсь, чтобы я, когда прийду, не нашел вас не такими, какими желаю, — чтобы не было раздоров, зависти и прочего. (Ст. 21). Дабы опять, когда прийду, не уничижил меня Бог у вас: то есть да не пошлет мне Бог скорбь ради вас, и я буду оплакивать многих из согрешивших и нераскаявшихся.   Глава 13 (Ст. 2). Согрешившим прежде и прочим всем (предвозвестил я и предвозвещаю), чтобы теперь совершили покаяние, поелику, если приду опять и не найду их раскаявшимися, более уже не пощажу их. (Ст. 3). Или доказательства (опытного) ищете в том, что имеете Христа, Который в вас не безсилен? ибо силен Он в вас, если восхотите призвать Его на помощь к себе в то время, когда станут возникать в вас помышления худые и похоти плоти. А что Он силен в вас, о сем уже свидетельствуют дары Духа, которые даны некоторым из всех вас. (Ст. 4). Ибо если и распят был по немощи ради человечества Своего, но живет по силе Божества Своего. И это запечатлевают и удостоверяют знамения и чудеса, совершающиеся именем Его. Если же мы немощны оказываемся в Нем [так Вульг. и сир. р., но сир. Sch.: «с Ним»] благодаря гонениям и поношениям, то живы будем с Ним через знамения, которые совершаем во имя Его; (Ст. 5). Себя самих взаимно испытывайте, в той ли вы вере, какую я предал вам, и не оказываетесь блуждающими вслед лжеапостолов. Также сами себя удостоверяйте, чтобы не было какого-либо сомнения в уме вашем, ибо если сомневаетесь, то Христос отступает и удаляется от вас, и вы оказываетесь недостойными. (Ст. 6). Но надеюсь, что узнаете, что мы не недостойны, как лжеапостолы думают о нас; ибо вот, мучения наши свидетельствуют за истинность нашу, а также известные всем язвы тела нашего (Гал. 6:17) запечатлевают и явно удостоверяют сокровенную веру нашего ума.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=28

(Ст. 19). Ибо как чрез непослушание одного человека и ради него, грешниками стали [греч.: поставлены были/будут] многие, так и чрез послушание Одного, Который был для них образцом добра, праведными станут многие. (Ст. 20). Закон же привзошел, — чтобы показать, что он в качестве промежутка вошел между двумя предметами (периодами) и стал, дабы увеличилось преступление. Сказал это о прибавлении многочисленных узаконений: ибо где увеличился грех, там преумножилась благодать, то есть у язычников, у которых увеличился грех, у них преумножилась благодать Творца. (Ст. 21). Дабы, как воцарился грех в смерть [Вульг.: in mortem; греч. (сир.): «в смерти», «смертию»], то есть ввел в грех и умертвил, так и благодать воцарилась чрез правду, которая нас оживотворяет и оправдывает.   Глава 6 (Ст. 1). Что же скажем? Будем ли пребывать почаще в этом самом грехе, как над нами насмехаются враги, чтобы благодать умножилась? (Ст. 2). Да не будет, — ибо мы, кои умерли греху чрез очищение крещения, как будем в состоянии в нем еще жить? (Ст. 3). Или не знаете, что все мы, кои крестились во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? И мы своей жизнью умерли для мира, как и разлучившийся с телом умер для жизни временной. (Ст. 4). Итак, поскольку мы пострадали с Ним чрез крещение, то как Он воскрес из мертвых чрез славу Отца Своего, так и мы в обновлении жизни да шествуем после оживотворения, которое от самого крещения. (Ст. 5). Ибо если мы сродными (срощеными) сделались Ему, — очевидно, что не смертью, а крещением, ибо это и есть самое подобие смерти Его, — подобным же образом и воскресением Его будем жить и будем процветать, как ветви при течениях вод, от самого крещения, поскольку через него (крещение) мы стали сродными Ему. (Ст. 6). То знайте [греч.: «зная» (то есть мы)], что ветхий человек наш сораспят с Ним, дабы нам не вступать снова в прежнюю жизнь. (Ст. 7–8). Ибо как умерший оправдан от греха, так и мы, кои умерли со Христом в крещении, веруем, что и жить будем вместе со Христом, — и здесь, и там; здесь — жительством нашим, а там — наилучшим воздаянием за наше житие.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=28

2. В первой половине второй песни (гл.2:1–10) пророк описывает бедствия Иерусалима во время последней осады и самое разрушение его. Господь в пылу гнева Своего «не вспомнил о подножии ног Своих» и предал разрушению святый город, а жителей его на смерть; Он разорил Свое место собраний и заставил забыть на Сионе празднества и субботы; Он предал святилище свое в руки врагов, и они шумели в доме Господнем, как в праздничный день; Он отверг царя и священника, и они среди язычников; в разрушенном граде не стало закона, и пророки не удостаиваются видений от Господа (ст.1–10). Затем пророк, оплакивая гибель невинных детей, умирающих от голода у грудей своих матерей (ст.11 и 12), обращается к Иерусалиму, матери отечества, и не находит чем утешить ее; он только советует ей плакать перед Господом день и ночь, чтобы подвигнуть Его на милость изображением невыносимых страданий, когда женщины решались есть младенцев своих (ст.15–22). 3. Плач пророка от лица всех верных о своих бедствиях (3:1–20); надежды на милость Божию (ст.21–41); молитва к Богу с жалобами на бедствия и притеснителей (ст.42–66). 4. Описание бедствий лучших богатых людей, изнеженных детей и женщин, назореев и страшного голода, когда матери ели детей своих (4:1–10). Невероятный для царей земных постиг Иудеев гнев Божий за грехи пророков, жрецов и сильных людей (ст.11–16); нет помощи от друзей (от Египта), сильные враги в конец губят народ и царь, помазанник Божий, надежда для народа, попал в руки их (ст. 17–20). Идумея радуется этому; но и до нее дойдет чаша гнева Божия (ст. 21 и 22). 5. Молитва пророка от лица всего народа с изображением плачевного состояния свободного народа Божия после разрушения Иерусалима и окончательного порабощения (5:1–18) с просьбою и надеждою на помилование от Господа (ст. 19–22). 2 Видение, вероятно, было в поле: Господь явился в образе пастыря с жезлом, а недалеко разведен был огонь и на огне стоял котел и кипел; ветер с севера раздувал пламя. 3 В русском переводе книги пророка Иеремии Иехония назван «лишенным детей» (22:30), но этот перевод не точен, евр. слово означает обнаженный, оголенный от своего достоинства. По-слав. переведено верно: «мужа отвержена».

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Иов.15:20 .  Нечестивый мучит себя во все дни свои, и число лет закрыто от притеснителя; Иов.15:21 .  звук ужасов в ушах его; среди мира идет на него губитель. Иов.15:22 .  Он не надеется спастись от тьмы; видит пред собою меч. Иов.15:23 .  Он скитается за куском хлеба повсюду; знает, что уже готов, в руках у него день тьмы. Иов.15:24 .  Устрашает его нужда и теснота; одолевает его, как царь, приготовившийся к битве, Согласно излагаемому Елифазом учению предков, нечестивый никогда не пользуется настоящим миром; его совесть, обремененная преступлениями, постоянно заставляет страшиться бедствий. Мучения усиливаются еще тем обстоятельством, что грешник не знает конца им: «число лет закрыто от притеснителя» (ст. 20). Создаваемые на почве мучений совести предчувствия бедствий оправдываются: нечестивый слышит устрашающие звуки, которые предвещают ему гибель. И хотя она постигает его в то время, когда он наслаждается благоденствием (ст. 21), но спастись не представляется возможности: меч божественного мщения поражает грешника (ст. 22). Несчастье, на которое обречен нечестивый, – для богатого им является полная нищета (ст. 23) – постигает его с непреоборимою силою (ст. 24). Иов.15:25 .  за то, что он простирал против Бога руку свою и противился Вседержителю, Иов.15:26 .  устремлялся против Него с гордою выею, под толстыми щитами своими; Иов.15:27 .  потому что он покрыл лице свое жиром своим и обложил туком лядвеи свои. Причиною гибели грешника является кичливое от сознания своей силы противление Богу (ст. 25; ср. Ис 23.11 ; Иез 25.7 ; ст. 26; ср. 1Цар 2.3 ; Пс 72.3–9, 74.5–6 ), соединенное с нечувствительностью к божественным воздействиям (ст. 27 ср. Втор 32.15 ; Пс 72.7, 11 ). Подобно ожиревшему, равнодушному ко всему окружающему человеку, грешник не хочет видеть и понять обращенных к нему вразумлений. Иов.15:28 .  И он селится в городах разоренных, в домах, в которых не живут, которые обречены на развалины. Одним из проявлений подобной настроенности является поселение грешника в тех местах, с которыми соединено воспоминание о божественном наказании, и которые, как наглядные памятники справедливого гнева, удерживают богобоязненных от попытки утвердиться в них. На основании следующего 29 ст. можно, кажется, думать, что поселение нечестивого в обреченных на запустение местах вызывается жадностью, страстью к приобретению богатств.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Притч.16:18 .  Погибели предшествует гордость, и падению – надменность. Притч.16:19 .  Лучше смиряться духом с кроткими, нежели разделять добычу с гордыми. Притч.16:20 .  Кто ведет дело разумно, тот найдет благо, и кто надеется на Господа, тот блажен. Притч.16:21 .  Мудрый сердцем прозовется благоразумным, и сладкая речь прибавит к учению. Притч.16:22 .  Разум для имеющих его – источник жизни, а ученость глупых – глупость. Притч.16:23 .  Сердце мудрого делает язык его мудрым и умножает знание в устах его. Притч.16:24 .  Приятная речь – сотовый мед, сладка для души и целебна для костей. Притч.16:25 .  Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их путь к смерти. Притч.16:26 .  Трудящийся трудится для себя, потому что понуждает его к тому рот его. Высокая оценка мудрости (ст. 16) встречается у Премудрого не раз (ср. Притч 3.14, 8.10–19 ). В ряду отдельных проявлений мудрости на первом месте здесь (ст. 17) поставляется праведность, благочестие, уклонение от зла; особенно отличается (ст. 16) гибельность гордости, неизбежно влекущей за собой падение (сн. Есф 3.1 ), и восхваляется смирение и кротость, обеспечивающие человеку мирное состояние духа и довольство. Это нравственное счастье обеспечивается частью разумным, обдуманным трудом жизни, главным же образом твердой надеждой человека на Бога: два эти фактора, человеческий и Божеский, взаимно предполагают друг друга (ст. 20). Далее указывается, что в деле научения мудрости имеет значение и сама внешняя форма, в которой преподается учение (ст. 21), отмечается высокая жизненная полезность мудрости (ст. 22), приятность и спасительность вместе – подобно меду, имеющему приятность и приносящему исцеление (ст. 24). После этого делается предостережение от самообольщения (ст. 25) и указывается побуждение к физическому труду – в чувстве самосохранения (ст. 26). Притч.16:27 .  Человек лукавый замышляет зло, и на устах его как бы огонь палящий. Притч.16:28 .  Человек коварный сеет раздор, и наушник разлучает друзей. Притч.16:29 .  Человек неблагонамеренный развращает ближнего своего и ведет его на путь недобрый;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Притч.23:14 .  ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней. Притч.23:15 .  Сын мой! если сердце твое будет мудро, то порадуется и мое сердце; Притч.23:16 .  и внутренности мои будут радоваться, когда уста твои будут говорить правое. Притч.23:17 .  Да не завидует сердце твое грешникам, но да пребудет оно во все дни в страхе Господнем; Притч.23:18 .  потому что есть будущность, и надежда твоя не потеряна. Обращается особенное внимание на необходимость хорошего домашнего воспитания и при этом указывается (ст. 13) как и ранее указывалось (13:25), на необходимость физического наказания в системе воспитания, как средства педагогического и вполне целесообразного (ст. 14). В последующем увещании к мудрости выдвигается на вид способность мудрости делать человека счастливым (ст. 15–16), а первым проявлением мудрости представляется отсутствие зависти благоденствующим грешникам (ст. 17, сн. Притч 24.1 ), присутствие напротив страха Божия и надежды на воздаяние – здесь и за гробом (ст. 10); в данном случае, как и в других ( Притч 11.7, 14.32 ), выражается вера Премудрого в бессмертие души человека и посмертное воздаяние праведным и грешникам. Притч.23:19 .  Слушай, сын мой, и будь мудр, и направляй сердце твое на прямой путь. Притч.23:20 .  Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом: Притч.23:21 .  потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденет в рубище. Притч.23:22 .  Слушайся отца твоего: он родил тебя; и не пренебрегай матери твоей, когда она и состарится. Притч.23:23 .  Купи истину и не продавай мудрости и учения и разума. Притч.23:24 .  Торжествует отец праведника, и родивший мудрого радуется о нем. Притч.23:25 .  Да веселится отец твой и да торжествует мать твоя, родившая тебя. Для занятий мудростью необходимо прежде всего устранить стоящие на пути препятствия – страсть к пьянству и распутству (ст. 19–21). Затем настойчивое увещание держаться мудрости, истины, разумения (ст. 23) предваряется (ст. 22) и заканчивается увещанием почитать авторитет отца и матери (ст. 24–27) (ср. Притч 10.1, 15.20 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

(Ст. 9–14). Ведь как Христос воскрес из мертвых и уже не умирает, поскольку претерпел должную смерть в воздаяние за наш грех, и кто ожил, тот живет во век, — так и вы, которые умерли греху, — да не царствует более грех в вашем смертном теле, но представьте себя Богу, как из мертвых живущих. Ведь если члены ваши были орудиями правды Богу, то ясно что грех уже не будет владычествовать [(слав.: да не обладает)] над вами, ибо вы не под законом находитесь, то есть под наказанием закона. (Ст. 15–16). Поистине неприлично нам, когда отнят от нас страх закона и мы под благодатию находимся, снова грешить и совершать преступления. Как можем получать оправдание, так легко нам и грешить: потому что кому представляете себя рабами в послушание, рабы есть того; кому повинуетесь — или греха к смерти или послушания к правде? (Ст. 17). И если вы были рабами греха, то теперь стали послушно служить делами вашими, ибо образ учения дан вам. (Ст. 18–19). Итак, поелику освободились вы от греха и поработились праведности, то остерегайтесь, — говорю (это) в виду (ради) немощи плоти вашей, — да не восстанут на вас (грехи) и победят вас. Итак, как представляли вы плоть свою, как бы орудие рабствовать нечистоте, то есть пустым прикрасам, объедению и похоти, так ныне представьте плоть свою постам, молитвам и воздержанию, чтобы сделаться вам рабами праведности и святости. (Ст. 20). Когда рабами были вы греха, свободны были от (лишены) дел праведности, потому что не в состоянии были угождать обоим, и повиновались одному только греху. (Ст. 21). Какой же тогда был плод дел ваших, кроме того, чего ныне стыдитесь? — ибо они в награду принесли нам стыд, а как конец их опять получается смерть вторая (Апок. 2:11. 20:14. 21: 8). (Ст. 22). Теперь же, так как освободились вы от греха и благодатью стали рабами праведности, приносите плод Тому, Кого конец есть жизнь вечная. (Ст. 23). Ибо дань греха смерть есть, — дары же, которые даны нам чрез Господа нашего, будут к жизни вечной.   Глава 7 (Ст. 1–4). Ведь (ибо) как замужняя женщина привязана к закону мужа своего, пока жив муж, если же умрет муж ее, она освобождена от закона мужа (то есть брак с умершим мужем считается уничтоженным), так что вольна выходить за кого угодно; так и вы умерщвлены были для закона чрез Тело Господа нашего, Которое приняли, — и достойно и праведно, чтобы вы принадлежали Тому, Кто нисшел к мертвым ради нас, и восшел, чтобы во время пришествия Своего принести вас Богу, как плод святой.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=28

Иов.21:17 .  Часто ли угасает светильник у беззаконных, и находит на них беда, и Он дает им в удел страдания во гневе Своем? Иов.21:18 .  Они должны быть, как соломинка пред ветром и как плева, уносимая вихрем. Отрицаемая Иовом теория земных мздовоздаяний не может быть доказана случаями бедствий грешников. Как показывает вопросительная форма речи ( «часто ли?» евр. «камма», ср. Иов 7.19, 13.23 ), они составляют, по его мнению, единичные, редкие явления. Редко угасает у нечестивых светильник ( Иов 18.5–6 ); находит беда ( Иов 18.12 ), и постигает назначенный от Бога удел страданий. Редко равным образом подвергаются они внезапной гибели (ст. 18; ср. Пс 1.4, 17.13, 72.14 ; Ис 40.24, 41.2, 47.14 ). Иов.21:19 .  Скажешь: Бог бережет для детей его несчастье его. – Пусть воздаст Он ему самому, чтобы он это знал. Иов.21:20 .  Пусть его глаза увидят несчастье его, и пусть он сам пьет от гнева Вседержителева. Иов.21:21 .  Ибо какая ему забота до дома своего после него, когда число месяцев его кончится? Не может быть опровергнут взгляд Иова и тем положением друзей, что грешники наказываются в лице своих детей ( Иов 5.4, 20.10 ). Бедствия последних не могут быть его бедствиями, так как после смерти ( «когда число месяцев его кончится» – ст. 21) он ничего не знает о судьбе своего потомства ( Иов 14.21 ; Еккл 9.5–6 ). Поэтому кто согрешил, тот и должен быть наказан (ст. 19–20; ср. Иез 18.4 ), сам обязан испить чашу божественного гнева (ст. 20 cp. Пс 74.9 ). Иов.21:22 .  Но Бога ли учить мудрости, когда Он судит и горних? Утверждая, что на земле существует строгое мздовоздаяние, настаивая на его непреложности ( Иов 18.4 ) и древности, – изначальности в роде человеческом ( Иов 20.4 ), друзья хотят быть мудрее Бога, предписывают законы мироправления Тому, Кто по Своей мудрости неизмеримо выше человека: «судит горних» – небожителей (евр. «рамим»; ср. Иов 4.18, 15.15, 25.2 ; Пс 77.69 ; Ис 24.21 ). Управляющего небом хотят учить способу управлять землею! Иов.21:23 .  Один умирает в самой полноте сил своих, совершенно спокойный и мирный;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010