ст. 17 и 18. Если же некоторые из ветвей отломились; а ты (язычник), Иер.2:6,15 будучи дикая маслина, занял их место, и сделался сообщником корени и сока маслины (доброй): то, ты не гордись тем против (отломившихся) ветвей: а если ты гордишься; то, (знай), что не ты держишь корень, но тебя держит корень. 1Кор.10:12 ст. 19. Ты скажешь: отломились, де, ветви, дабы мне прицепиться (к маслине). ст. 20. Хорошо: неверием они отломилися; а ты верою держишься. Не высокомудрствуй же, но бойся: ст. 21. Ибо, если Бог не пощадил и естественных ветвей; то, смотри, как бы и тебе не подпасть тому же непощадению. ст. 22. Итак примечай ты благость Божию и непощадение Божие: на отпадших непощадение, а на тебе благость (Божию): если только удержишь себя в благости: иначе же, и ты отсечен будешь. ст. 23. Но и они (Иудеи) если не будут закосневать в неверии: то (паки) прицепятся (приобщатся) к доброй маслине: ибо силен Бог прицепить их. ст. 24.Поскольку, если ты отсечен от естественной дикой маслины, и, сверх естества, прицепился к доброй маслине: тем более они (Иудеи, как сродные) по естеству, могут прицепиться к своей маслине. ст. 25. Притом, не хочу я оставить вас, братия, в неведении сей тайны (в предосторожность,чтоб вы о себе не велемудрствовали), а именно, что ослепление от части Израилю случилось, доколе исполнение язычников внидет. 188 2Кор.3:14,16 ст. 26 и 27. И таким образом, весь Израиль спасется; так как и написано: прийдет от Сиона избавитель, и отвратит нечестие от Иакова: и сей им от меня завет (что тогда-то сбудется), когда потреблю грехи их. 189 Ис.59:20 ; Ис.27:9 ст. 28. По благовествованию они подлинно враги ради вас: а по избранию, возлюбленны ради своих предков. 190 Лев. 26:44–45 А оное избрание Божие само по себе остается во всей своей силе, и наследственно принадлежит Иудеям. ст. 29. Потому что дарования и звание Божии суть неизменны. И они, Иудеи, имеют надежду, воспользоваться тем избранием предков своих, и быть помилованными от Бога. ст. 30. Поскольку, как и вы, (язычники), некогда противились Богу, а ныне вы помилованы, при сопротивлении их (Иудеев).

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Smirno...

Притч.14:24 .  Венец мудрых – богатство их, а глупость невежд глупость и есть. Притч.14:25 .  Верный свидетель спасает души, а лживый наговорит много лжи. Притч.14:26 .  В страхе пред Господом – надежда твердая, и сынам Своим Он прибежище. Притч.14:27 .  Страх Господень – источник жизни, удаляющий от сетей смерти. Из двух стихов20 и 21, в первом указывается частое, хотя и не нормальное с нравственной точки зрения, явление – дружба лишь по видам корысти, – а во втором проводится моральное воззрение на этот пункт. Далее следуют сентенции: о гибельности злоумышления против ближнего и о благотворности доброжелательства (ст. 22), о пользе труда и о вреде празднослова (ст. 23), о богатстве, как уделе мудрых, и скудости, постигающей безумного (ст. 24), о спасительности истинного свидетельства и пагубности лжесвидетельства (ст. 25); наконец, в связи с последним, а вместе с содержанием целого отдела, говорится о страхе Божьем, как источнике всякого блага жизни и самой жизни (ст. 26–27). Притч.14:28 .  Во множестве народа – величие царя, а при малолюдстве народа беда государю. Притч.14:29 .  У терпеливого человека много разума, а раздражительный выказывает глупость. Притч.14:30 .  Кроткое сердце – жизнь для тела, а зависть – гниль для костей. Притч.14:31 .  Кто теснит бедного, тот хулит Творца его; чтущий же Его благотворит нуждающемуся. Притч.14:32 .  За зло свое нечестивый будет отвергнут, а праведный и при смерти своей имеет надежду. Притч.14:33 .  Мудрость почиет в сердце разумного, и среди глупых дает знать о себе. Притч.14:34 .  Праведность возвышает народ, а беззаконие – бесчестие народов. Притч.14:35 .  Благоволение царя – к рабу разумному, а гнев его – против того, кто позорит его. Содержание отдела отчасти затрагивает область государственной жизни, указывается благо царя в многочисленности подданных его и несчастие – в малочисленности их (ст. 26); определяется основной закон возвышения и унижения народов – правда (ст. 34); царь представляется идеальной силой, как бы совестью народа, по справедливости награждающей благие деяния и карающей нечестие (ст. 35). С другой стороны и главным образом оттеняется значение и благо личной добродетели, и зло ее противоположности – нечестия, – так противопоставляются: долготерпение и раздражение (ст. 29), кротость и зависть (ст. 30), конечная гибель нечестивого и надежда на спасение у человека благочестивого (ст. 32). Высокое значение признается в особенности за делами милости, причем высказывается мысль, со всей ясностью повторяемая в Евангелии ( Мф 25.36 ), что милосердие или немилосердие человека к ближнему Бог благоволит принимать и вменять Себе Самому (ст. 31, сн. Притч 17.5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

(Ст. 11). И чтобы всякий язык исповедовал, что Господь есть Иисус Христос в славе Бога Отца. (Ст. 12). Итак, как совершенно повиновались вы в этом, так и теперь, когда я отсутствую, тем более надлежит вам не полагаться самонадеянно на те скорби, которые переносите, но со страхом и трепетом спасать жизнь свою (вечную). (Ст. 13). Это ведь не ваше, чтобы гордиться вам ими, ибо Бог укрепляет вас не только в том, чтобы хотеть, но и также в том, чтобы совершать на деле, что по воле Его есть. (Ст. 14). Но все делайте без ропота , который происходит от глупости, и без сомнения , которое есть плод слабого духа. (Ст. 15). Будьте безукоризненными и невинными, и непорочными посреди народа лживаго и развращеннаго; благодаря таким делам (качествам) своим, вы поистине явитесь миру, который любит дела тьмы, как светила. (Ст. 16). В особенности же слово жизни имейте в себе, ибо это есть похвала моя в день Господа нашего, что не попусту трудился. (Ст. 17). Но если и приношусь в жертву в священных обетах (ср.: Деян. 23:12) ради служения веры вашей, то радуюсь и сорадуюсь всем вам, если будете этого достойны. (Ст. 18). То же самое и вы радуйтесь, когда подвергаетесь страданиям, и сорадуйтесь мне, когда это совершается со мною. (Ст. 19). Вот, я посылаю к вам Тимофея, чтобы он принес мне известие о всех ваших делах, то есть о том, что перенесли вы и какое имели терпение в гонениях, дабы иметь мне от вас радостные вести для спокойствия душевного. (Ст. 20). Ибо никого не имею столь (равно) усерднаго, кто с такой искренностью стал бы заботиться о вас. (Ст. 21). Ибо все своего ищут, а не Иисус-Христова, то есть заботятся об одной только своей собственной пользе, вместо того, чтобы умирать за людей, вверенных их попечению. (Ст. 22). Он же, как отцу сын, то есть как сын печется и заботится о жизни отца своего, так он со мною поработал в том благовестии моем, поскольку во всех местах, где верующие во Христа подвергались гонению, преследование не оставляло меня, так что я сам тотчас же отправлялся для укрепления их и его посылал во все города для ободрения угнетенных преследованием, так как во всех городах было гонение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=28

Под именем пчел страны Ассирийской разумеются Ассирияне и Вавилоняне, которые под предводительством Навуходоносора опустошили всю Иудею. Второе подобие Ст. 20. В тот день обреет Господ бритвою, нанятою по ту сторону реки, царем Ассирийским, голову и волоса на ногах, и даже отнимет бороду. Под нанятою бритвою разумеется Навуходоносор, которого предка – Феглафелассара Ахаз на свою погибель подкупал против двух враждебных ему царей ( 2Пар.28, 20 ). Эта бритва обреет волосы на голове, ногах и бороде, т. е. совершенно опустошит, разорит все Иудейское царство. Под волосами головы можно разуметь царя и вельмож; под волосами ног – простой народ; под бородою – священников. Как голова без волос представляет безобразный вид: так и царство, лишившись царя, вельмож, священников, как бы обезображивается. Опустошение это началось Феглафелассаром при Ахазе, окончено Навуходоносором при Иехопии. 2) Следствия этих опустошений: а) оскудение людей (ст. 21. 22) и б) запустение земли (ст. 23–25) Ст. 21. И будет в тот день, кто будет содержат корову и двух овец, Ст. 22. По изобилию молока, которое оне дадут, будет есть масло; маслом и медом будут питаться все, оставшиеся в этой земле. Ст. 23. И будет в тот день на всяком месте, где росла тысяча виноградных лоз на тысячу серебренников, будет терновник и колючий, кустарник. Ст. 24. Со стрелами и луками будут ходит туда; ибо вся земля будет терновником и колючим кустарником. Ст. 25. И ни на одну из гор, которыя расчищались бороздниками, не пойдешь, боясь терновника и колючего кустарника; туда будут выгонят волов, – и мелкий скот будет топтать их. Бедственное состояние Иудейской земля, опустошенной Ассириянами, Пророк описывает трояким образом. В нервом виде изображается земля, лишенная жителей, в которой если кто от всеобщего поражения из многочисленных стад сохранит в живых одну корову и две овцы, то по обилию доставляемого молока будет есть масло или сливки (ст. 21). Для пояснения Пророк прибавляет: ибо масло и мед будет есть всякий, оставшийся на земле (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

15). Именно: неудача «в городе», неудача и «на селе» с оскудением плодородия земли, чадородия и скотоводства (ст. 16–18); проклятие и неудача постигнут богоотступный народ во всех предприятиях его (ст. 19–20); страшные истребляющие болезни разовьются на прекрасной земле обетования: чума (слав. «смерть»), чахотка (слав. «неимением» – εν πορα), горячка (слав. «огневицею»), лихорадка (слав. «стужею»), воспаление, тлетворный ветр и желтуха (слав. бледностью» – τ χρ) 109 , и небо над главою будет медью и земля под ногами железом (ст. 21–24); враги будут поражать Евреев, и непогребенные трупы их будут пожираемы хищными птицами и зверями (ст. 25–26), бешенство (слав. «неистовство») и духовная слепота обуяют Евреев, так что они «в полдень будут ходить ощупью» (ст. 28–29); все, что будет у Израиля, достанется врагам: «с женою обручишься, и другой будет спать с нею; дом построишь, и не будешь жить в нем; виноградник насадишь, и не будешь пользоваться им; вола твоего заколют в глазах твоих, и не будешь есть его»... и проч., «так что сойдешь с ума» (слав. «будеши изумлен») от всех этих бедствий (ст. 30–34), наконец царь и весь народ отведены будут в плен и там будут в гадание, и в причту, и повесть у всех народов (ст. 36–37); пришлец среди Израиля будет возвышаться над ним все выше и выше, а Израиль опускаться все ниже и ниже, и станет он главою, Израиль же хвостом (ст. 38–44); неотступно будут преследовать Израиля все эти проклятия, «дондеже потребят его и погубят его» (ст. 45–47); тяжко будет иго для Израиля: нашлет Господь «язык издалеча от края земли, аки устремление орле», который все опустошит, обложит осадою укрепленные города, так что в этом страшном стеснении будут есть от голода «плод чрева своего, плоть сынов своих и дочерей своих» (48–55), и роскошная изнеженная женщина будет есть свой послед после родов (слав. «и блоне своей изшедшей из чресл ее»... и проч. ст. 56–63); напоследок Господь рассеет Израиля «во все языки, от края земли далее до края ее»; там он будет бесприютным скитальцем, всегда трепещущим за жизнь свою (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

1]. В псалме CXXIX: Я держался Господа, держалась душа моя: на слово Его надеялся [ст. 5]. В псалме СХХХ: Господи не превознеслось сердце мое, и не возвысились очи мои, и я не ходил в великом и в удивительном выше меня (превышающем мое понимание). Не решил ли я и не заставил ли молчать душу мою; как отнят был я от груди матери своей, так отнята была у меня душа моя. Израиль да уповает на Господа от ныне и до века. В псалме CXXXII: Вот как добро и приятно, чтобы братья жили в единении [ст. 1]. В псалме CXXXIII: Вот благословите Господа, все рабы Господни; хвалите, рабы Господа, стоящие в доме Господа, в дворах дома Бога нашего. Ночью воздвигайте руки свои к Святому и благословите Господа [ст. 1, 2]. В псалме CXXXIV: Хвалите имя Господне, хвалите рабы Господа, стоящие в доме Господнем, в дворах дома Бога нашего; хвалите Господа, ибо Господь благ; пойте имени Его, ибо оно приятно [ст. 1–3]. Идолы язычников – золото и серебро, дела рук человеческих: уста имеют и не говорят, очи имеют, и не видят и проч. [ст. 15–17]. Подобны им и делающие их и все полагающиеся на них. Дом Израиля, благословите Господа; дом Аарона, благословите Господа; боящиеся Господа, благословите Господа [ст. 18–20] В псалме CXXXV: Исповедайтесь Господу, ибо Он благ, ибо во век милосердие Его. Исповедайтесь Богу богов, ибо во век милосердие Его. Исповедайтесь Господу господствующих, ибо во век милосердие Его [ст. 1–3]. Исповедайтесь Богу неба, ибо во век милость его [ст. 26]. В псалме CXXXVI: Иерусалим, если я забуду тебя, да будет в забвении десная рука моя. Да прилипнет язык мой к гортани моей, если я не воспомяну о тебе, Иерусалим, если я не поставлю Иерусалим в начале радости моей [ст. 5–6]. В псалме CXXXVIII: Господи, не возненавидел ли я ненавидящих Тебя, и не изнемог ли я [в борьбе] против восстающих на Тебя. Полною ненавистью я ненавидел их; врагами они были для меня [ст. 21, 22]. В псалме CXXXIX: Не дай, Господи, [исполнения] желания нечестивого; да не распространятся преступления его, и да не поднимут они головы [ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

24) дух поднял меня и Господь сказал мне: иди и затворись в твоем дому. Ст. 25. Сын человеческий, вот Я привяжу язык твой, ты онемеешь и не будешь обличителем. Ст. 27. А когда Я начну говорить, то открою уста твои и ты говори им: так говорит Господь, кто хочет слушать, слушай, а кто не хочет, тот пусть не слушает; ибо они народ мятежный. Таким образом, пророк делается орудием Божьим. Главы 33–34-я. Обязанности пастырей С 33-й главы до конца книги пр. Иезекиля содержатся Мессианские пророчества. Сначала пророк говорит об обязанностях пастырей относительно спасения заблуждающих. Сыне человече, скажи народу своему следующее: если Я наведу меч на какую-либо землю и жители этой земли поставить себе сторожа, чтобы он при виде опасности затрубил трубой и предупредил их, и он исполнит свое назначение, а люди не предпримут средств защиты и погибнут, то они сами будут виновны в своей погибели; если же сторож не затрубит и не предупредит объ опасности, то кровь погибших Я взыщу от руки сторожа (ст. 1–6). И тебя, сын человеческий, Я поставил сторожем для дома Израилева, чтобы ты от Моего имени вразумлял народ Мой (ст. 7). Если ты исполнишь свое назначение, а грешники не вразумятся, то они сами будут виновны в своей погибели, а ты спасешь душу свою (8–9). Люди Мои теперь упали духом и говорят: преступления наши и грехи на нас, мы от них погибаем, и надежды на спасение нам нет (ст. 10). Скажи им, что Я не хочу смерти грешника, но чтобы он обратился и жив был. Итак, обратитесь от злых путей ваших и вы не умрете, дом Израилев (ст. 11). Правда праведника не спасет, если он сделается грешником, и беззаконие грешника не погубит, если он оставит нечестие свое (ст. 12–16). Как же вы говорите, что не прав путь Господа? Каждому Я воздаю по делам его (ст. 17 – 20). В двенадцатый год плена нашего,– продолжает пророк,– пришел ко мне один из спасшихся из Иерусалима и сказал, что Иерусалим разрушен (ст. 21). Но еще накануне его прихода, Господь сказал мне: оставшиеся в земле Израильской, уже опустошенной, не думают раскаяться и исправиться, а с гордостью говорят: Авраам один владел этой землей, а нас много – мы и будем владеть ею спокойно; скажи им: если они не исправятся и будут также, как прежде, предаваться нечестию, то все погибнут (ст. 22 – 29). И живущие около тебя, сыны народа Моего, хотя и ходят слушать тебя, но только для забавы, а не исправляются и не исполняют слов твоих. Но когда сбудутся угрозы твои, как уже и сбываются, тогда узнают, что среди них был пророк и пред судом правды будут безответны (ст. 30–33). Глава 34-я

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

а) В начале своей песни, Иудифь приглашает к прославлению Господа на музыкальных орудиях за то, что Он ополчался за нее и исторг из руки преследователей (ст. 1–2). б) Затем, описывает высокомерие Ассириян (ст. 3–4). в) Потом – свою хитрость, погубившую врага (ст. 5–9). г) За сим – бегство Персов и Мидян (ст. 10–12). д) В заключение же песни, Иудифь прославляет величие и могущество Иеговы, Коему не довлеют никакие жертвы, и угрожает народам, восстающим на род Иудейский (ст. 13–17). е) Трехмесячное торжество Иудеев в Иерусалиме после победы над Ассириянами (ст. 18–20). ж) Возвращение Иудифи в Ветилую, ее воздержание от брака, кончина на 105 году жизни, и погребение в пещере мужа Манассии (ст. 21–23). з) Семидневный плач дома Израилева над Иудифью, предсмертное ее распоряжение, насчет своего имения и продолжительное спокойствие сынов Израиля по кончине Иудифи (ст. 24–25). Ст. 6. ... не сыны титанов поразили его (Олоферна) и проч. Мифологическое слово титаны употреблено, очевидно, греческим переводчиком, для объяснения устарелого еврейского слова рефаимы, т. е. высокорослые и сильные люди. По учению греческой мифологии, титаны суть дети неба и земли, которые хотели завоевать небо и свергнуть оттуда Юпитера. Ст. 18. …Когда пришли в Иерусалим, они поклонились Богу, и, когда народ очистился, вознесли всесожжения свои... Здесь разумеется очищение народа от нечистот законных, которые приключились ему на войне, – как-то: пролитие крови и прикосновение к трупам убитых 1080 . Ст. 19. …Иудифь же принесла все сосуды Олоферна, которые отдал ей народ, и занавес, который она взяла из спальни его, отдала в жертву Господу... Сим поступком своим Иудифь обнаружила сколько бескорыстия, столько же и благочестия. Вещи, определенные ей народом из военной добычи, были весьма драгоценны, и она могла удержать их у себя, для домашнего употребления своего; но она все это отдала в жертву Господу Богу, т. е. с заклятием отделила, как священный дар, в скинию 1081 , в виде трофея – для напоминания о своем подвиге и небесном заступлении, силою которого совершен сей подвиг. Обычай посвящать Богу оружие врагов, или часть из военной добычи, был священным обычаем древности 1082 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Но если Господь проявляет сдержанность по отношению к Израилю, то соседи Израиля не могут ожидать того же по отношению к себе. Для них Господь готовит отмщение (используется четыре раза в этом разделе – ст. 35, 41:43). Перед тем как мы отвергнем этот взгляд как слишком примитивный и нехристианский, давайте вспомним подобные настроения в Новом Завете: «Доколе, Владыка святый и истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?» ( Отк.6:10 ), и «Он ... взыскал кровь рабов Своих от руки ее» ( Отк.19:2 ). Оба этих стиха из Апокалипсиса удивительно похожи на слова из Второзакония (32:43). Благословение Моисея (33) Вторую поэму Моисей также адресует Израилю. Но, в отличие от поэмы в 32-й главе, эта поэма обращена главным образом к отдельным группам, а не к Израилю в целом. Обращение ко всему народу содержится только в предисловии (ст. 1–5) и в заключении (ст. 26–29). В промежутке содержится отдельное слово Моисея к Рувиму, Иуде, Левию, Вениамину, Иосифу, Завулону, Гаду, Дану, Неффалиму и Асиру. Не первый раз в Пятикнижии подобные предсказания обращены к коленам Израилевым. Самой лучшей параллелью к этой главе является 49-я глава Книги Бытие – благословение Иакова. Но, сравнивая эти две главы, мы замечаем существенную разницу. Предсказания в 49-й главе иногда осуждают, иногда успокаивают. Напротив, предсказания 33-й главы Второзакония являются постоянно льстящими и многообещающими. Они обещают непрерывное существование (ст. 6); священнические права (ст. 10); безопасность (ст. 11); изысканные дары (ст. 13–16); богатство (ст. 18:19); награду земли (ст. 20:21); имущество (ст. 23); благосостояние и силу (ст. 24:25). Достаточно сопоставить слова Иакова, обращенные к Рувиму, со словами Моисея, обращенными к нему же. «Рувим ... ты бушевал, как вода, не будешь преимуществовать. Ибо ты взошел па ложе отца твоего; ты осквернил постель мою, взошел» ( Быт.49:3:4 ). Но потомкам Рувима Моисей говорит: «Да живет Рувим, и да не умирает, и да не будет малочислен» ( Втор.33:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

Синодом в его издание Нового Завета на русскими наречии. Представляем на выдержку несколько «предноложений» владыки Московского, с «оправданиями» их. «В новом переводе читается, – пишет маститый святитель, пересматривая Евангелие от Матфея в рукописи, – Матф. гл. I ст. 11 пред переселением вавилонским. Предлагается: пред переселением в Вавилон. Никто не скажет: пред переселением Московским, вместо того, чтобы сказать: пред переселением из Петербурга в Москву. Затем ст. 20 читается: зачавшееся в ней. Предлагается: родившееся в ней. Это согласнее с подлинником и с таинством. Так было в прежнем переводе; и нет нужды переменять. Ст. 21. Читается: народ свой от грехов его. Предлагается: людей своих от грехов их. Новый перевод неверен: потому что спасение относится не к народу, в массе, но к людям порознь, что и выражено в Греческом множественными ατ. Ст. 22. Читается: сказанное. Предлагается: реченное. Тут же поставлено: нарекут; почему же не поставить реченное Господом? Это меньше тождесловит с следующим: говорит. Ст. 23. Читается: зачнет во чреве. Предлагается: во чреве приимет. Это согласнее с подлинником и с таинством. Пресвятая Дева не зачала Безначального, а прияла во чреве. Ст. 24. Читается: сделал так, как. Предлагается: поступил, как. Этот прежний перевод лучше соответствует предмету и свойству языка. Гл. 2, ст. 11. Читается: и вошли в дом, и увидели. Предлагается: и вошедши в дом, увидели. Этот прежний перевод точнее с подлинником. Ст. 13, 14. Читается: мать. Предлагается: матерь. От ученого до безграмотного никто не скажет: мать Божия, а всякий скажет: матерь Божия. Ст. 16. Читается: выведал он. Предлагается: выведал. Местоимения нет в подлиннике, и оно не нужно. Гл. 3, ст. 11. Читается: Но идущий за мною крепче меня, у которого я не достоин понести обувь, тот будет. Предлагается: но идущий за мною сильнее меня, я не достоит понести обувь его; он будет. В новом переводе ход речи неправилен; и на что относительное местоимение: тот? Ст. 12. Читается: лопата в руке у него.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010