1–5) и, омывши их водою, облек Аарона в первосвященнические одежды, а затем, освятивши чрез кропление и помазание св. елеем скинию и ее принадлежности (ср. Ucx. XL ), он возлил священный елей на главу Аарона (ст. 6–12 сн. Пс.132:2 ); также облек в священнические одежды и четырех сыновей его (ст.13). Потом Моисей принес тельца в жертву за грех посвящаемых (ст. 14–17), овна в жертву всесожжения (ст. 18–21) и друг овна в жертву «совершения» (посвящения), или спасения и мира; при чем кровью этой жертвы Моисей помазал край правого уха, большой палец правой руки и правой ноги у посвящаемых и окропил их и одежды их елеем с жертвенною кровию (ст. 22–30). За тем следовала празднственная трапеза, т. е. вкушение новопосвященными мяса и хлебов от жертвы посвящения, или мира (ст. 31–32). Наконец новопосвященные должны были оставаться при скинии безотлучно семь дней и семь ночей в молитва и размышлении, прежде чем приступят сами к священнодействию. Все эти дни были днями посвящения, и в каждый из них, вероятно, повторились те же обряды посвящения, какие совершены были в первый день (ст. 33–36). б) В осьмой день новопоставленный первосвященник в сослужении священников приносил Богу первые жертвы, именно: от себя и от сыновей своих – тельца в жертву за грехи свои и всего дома своего и овна во всееожжение (9:1–14), от всех людей – козла в жертву за грех (ст. 15), однолетнего агнца во всесожжение (ст.16–17) и тельца и овна «в жертву спасения» и мира (18–22). Затем Аарон в сопровождении Моисея входил в скинию свидения для священнодействия (см. Исх.30:7 ), а по выходе они благословили народ, и в то же время от Господа, с неба (см. 2 Макк.2:10) из облака, вышел огонь и пожрал все жертвы, которые были на жертвеннике (ст. 28–24). в) Вскоре (быть может вечером того же осьмого дня) два новопоставленные священника Надав и Авиуд страшно наказаны были Богом смертью за небрежность свою при священнодействии, за возжение кадильниц своих «огнем чуждым», т. е. не от огня с жертвенника; «огонь от Господа» (из столпа облачного) сжег их, и тем грозно проявились святость и слава Иеговы (10:1–3).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

б) Материально-богатые , которые привязываются всем сердцем к земным сокровищам и возлагают на них всю свою надежду (ст.21–24 ср. Иов. 31:24). 2. Если же трудно богатым войти в царствие Божие, то кто может быть спасен? Человеку и одними человеческими силами это решительно невозможно, но от Бога и при помощи благодати Божией возможно все (ст.25–26 ). Важнейшие темы, предлагаемые проповеднику нынешним Евангелием, могут быт следующие: (Ст. 16). “Какой первейший и важнейший вопрос в жизни?” или “почему люди так мало спрашивают о том, что для них важнее всего?” (Ст. 17). “Без соблюдения заповедей невозможно войти в царствие Божие.” (Ст. 18) “О повиновении родителям.” (Ст. 20) “Начало благочестия нужно полагать в юности.” (Ст. 22) “Привязанность к материальному богатству составляет великое препятствие для спасения.” и т. п. Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? (ст. 16). 1. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди (Мф. 7:21; Иак. 2:26; Рим. 2:13; Иак. 1:22–26 ). Какие ? а) Не убивай . (Мф. 5:22–25; l Иоан. 3:15; Мф. 18:6 ). б) Не прелюбодействуй (Мф. 5:28–29 ). в) Не кради, не лжесвидетельствуй (Ефес. 4:25; Иак. 1:26 ). г) Почитай отца и мать; и люби ближнего твоего, как самого себя (ст.19). 2. Кто же, после этого, может быть спасен (ст.25)? Согрешивший во едином не будет ли повинен всем. (Иак. 2:10 )? а) Для человек это своими силами невозможно . Напрасно обольщаются мыслью, будто человек сам собой, одними естественными силами, может исполнить нравственный закон и достигать внутреннего совершенства, — это невозможно. (Рим. 7:18–23; Иак. 1:14–15; l Петр. 5:8; . 1 Иоан. 1:8 ) У Бога же все возможно . При помощи “ божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия ” (2 Пет.1:3) даруемое нам благодатию во Христе. Мы можем всё об укрепляющем нас Иисусе . (Фил. 2:13; 1 Иоан. 2:1–2 ). в) От нас требуется только нетщетное принятие Божьей благодати , постоянное возгревание этого дара и искреннее сознание наших немощей, — “ ибо сила Моя совершается в немощи… когда я немощен, тогда силен ” (2 Кор. 12:9–10 ). Об истинном воспитании детей

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

3–5]. В псалме XXVI: Господь – свет Мой и спасение мое, кого я буду бояться? Господь – сила жизни моей, Кого я буду страшиться? [ст. 1]. А затем спустя четыре строки (versus): Если против меня расположится лагерь, сердце мое не будет бояться. Если против меня поднимется войско, то я на Него полагаюсь. Одного я просил от Господа, и я буду искать этого, – именно, чтобы жить мне в дому Господа в течение всех дней моей жизни, чтобы видеть славу Господа и устремляться в храме Его [ст. 3–5]. И в другом месте: Тебе сказало сердце мое: «Я искал лица Твоего, и я буду искать лице Твое, Господи» [ст. 8]. И после того: Надейся на Господа; укрепляйся и да утвердится сердце твое, и храни Господа [ст.14]. В псалме XXVII: Не предай меня с нечестивыми и делающими неправду, которые говорят о мире с друзьями своими, а в сердце их зло [ст. 3]. В псалме XXX: Ободряйтесь и пусть укрепляется сердце всех вас, которые надеются на Господа [ст. 25]. В псалме XXXI: Не будьте, как конь и лошак, у которых нет разума. Уздою и удилами сожми челюсти тех, которые не приближаются к Тебе. У нечестивого много скорбей; а уповающаго на Господа окружит милосердие. Веселитесь о Господе, праведные, и радуйтесь, и ликуйте все праведные сердцем [ст. 11]. В псалме, XXXII: Восхваляйте, праведные, Господа; праведным приличествует восхваление [ст. 1]. И в другом месте: Блажен народ, Господь у которого [есть] Бог его; народ, которого Господь избрал в наследие себе [ст. 12]. В псалме XXXIII: Я буду благословлять Господа во всякое время; хвала Ему на устах моих всегда. О Господе будет похваляться душа Моя. Пусть кроткие услышат и будут радоваться. Возвеличивайте Господа со мною и вместе превознесем имя Его [ст. 1–4]. И спустя немного строк (versus): Вкусите и видьте, как благ Господь; блажен человек, который надеется на Него. Бойтесь Господа, святые Его, потому что у боящихся Его не бывает недостатка. Львы чувствовали недостаток и голодали, а у боящихся Господа не будет недостатка ни в каком благе. Приходите, дети, послушайте меня: я научу вас страху Господню.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

ст. 22 и 23. Но что (уже сказать должно), если (принять в суждение), что Бог, хотя показат гнев Свой и явить силу Свою, со многим долготерпением сносил сосуды гнева, уготованные в погибель ? с тем притом, чтоб открыть между тем богатство славы Своей на сосудах милости, которые предуготовал Он, в славу. 163 ст. 24 и 25. Каковых и призвал нас (верных) не только из Иудеев, но и из язычников; так как Он и у Осии (Пророка) говорит: Я признаю не Мой народ, народом Моим; и невозлюбленную ( церковь ), возлюбленною. Ос.2:23 ст. 26. И вот что будет; на месте, где людям сказано было: вы не мои люди, (на том самом месте) назовутся сыны Бога живого. 164 Ос.1:10 ст. 27. А Исаия торжественно вопиет о Израиле так: если будет число сынов Израилевых, как песок морской; но только остаток (из них) спасется. 165 Ис.10:22 ст. 28. (А все то устроит Бог), скончавая и сокращая слово в правде; поскольку слово сокращенное соделает Господь на земле. 166 ст. 29. И так, как предсказал Исаия: что если бы Господь Саваоф не оставил нам семени; то, мы тоже бы 6ыли, что и Содом, и уподобились бы Гоморру. 167 Ис.1:9 ; Быт.19:14 ст. 30. Что же мы наконец скажем? (то именно), что язычники, не гоняясь за оправданием, (по иудейски) обрели оправдание, оправдание же от веры. 168 ст. 31. А Израиль, гоняясь за законом оправдания, до закона оправдания не достиг. ст. 32. Почему ? Потому, что (искали того) не от веры, но от дел (от исполнения) закона. А потому запнулись о камень преткновения. ст. 33. Так как написано: вот полагаю Я, в Сионе камень преткновения, и камень соблазна: и всяк верующий в Него, не постыдит себя. Глава десятая В оной главе, Апостол, 1) при изъявлении своего доброжелательства Иудеям, представляет гордое и тщетное Иудеев мечтание, яко бы они могут оправдаться исполнением закона; как между тем не понимают они даже и прямой силы закона, не разумея, что концом и совершением оного, есть Христос: – и рассуждает о двояком оправдании, о законном, так как вовсе для человека невозможном, и о Евангельском, удобном, и всякому предложенном; 2) объявляет, что Иудеи отвергли Евангельскую проповедь , руководствующую к вере, й предсказанную им Пророками; и 4) что об ожесточении Иудеев, и об обращении к вере, язычников, предречено Пророками.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Smirno...

1). б) Молитвенный вопль Езекии к Богу о помиловании (ст. 2–3). в) Прибавка 15 лет к жизни Езекии и его исцеление (ст. 4–7). г) Возвращение солнечной тени на 10 ступеней для уверения Езекии в выздоровлении (ст. 8–11). д) Посольство царя Вавилонского к Езекии с подарком и с поздравительным письмом по случаю его выздоровления (ст. 12–13). е) Предречение Исаии о плене Вавилонском (ст. 14–18). ж) Смиренная покорность Езекии судьбам Господним и краткое указание его заслуг общественных (ст. 19–21). Ст. 1. В те дни заболел Езекия смертельно... Из снесения священных сказаний видно, что болезнь постигла Езекию в год нашествия Сеннахирима 658 , и притом, прежде его поражения, как можно заключить из обещания Господня избавить Езекию от руки царя Ассирийского 659 . Ст. 2–3. … И отворотился (Езекия) лицем своим к стене (вероятно, в сторону храма) и молился Господу... И заплакал Езекия сильно… По мнению блаж. Иеронима, скорбь Езекии усиливалась, в особенности, тем обстоятельством, что он еще не имел тогда наследников; так что корень Давидов, от которого надлежало произрасти Мессии, мог истребиться. Через три уже года после этого родился у Езекии наследник Манассия. Ст. 5. ... Я услышал молитву твою, – сказал Господь Езекии через пророка Исаию, – увидел слезы твои. Вот, Я исцелю тебя, в третий день пойдешь в дом Господень… В этих словах Писания заключается наглядное доказательство и пример той, в высшей степени отрадной для нас, истины, что наши усердные молитвы могут преклонять самого Господа на милость к нам, и что Свою божественную и неограниченную волю Господь из любви к нам готов, так сказать, ограничивать и изменять, ради нашей, хотя ограниченной, но все же свободной воли. Ст. 11. …И воззвал Исаия пророк к Господу, и возвратил тень назад на ступенях, где она спускалась по ступеням Ахазовым (т. е. по солнечным часам, устроенным Ахазом), на десять ступеней… Возникает вопрос: как нужно представлять это чудо, и в чем оно состояло? Тень ли одна только возвратилась назад, или самое солнце приняло обратное движение на горизонте? Последнее, по замечанию преосвящ.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

5: «у Господа один день как тысяча лет, а тысяча лет как один день» 390 . И ниже (ст. 10 той же главы послания) Апостол, говоря, что приидет «день Господень как тать ночью», и тогда «небеса с шумом приидут... земля и все дела на ней сгорят », – очевидно памятует и слова Господа нашего Иисуса Христа 391 и псалом 101, ст. 26–27, в котором говорится о земле и небе, созданных Богом: «но они погибнут, а Ты пребудешь и лета Твои не кончатся». Апостол Павел в посланиях своих неоднократно ссылается на Псалтирь, иногда не цитируя буквально, как напр. в Puмл. II, 6 , когда он говорит, что Бог воздаст каждому по делам его, но имея несомненно в мыслях стих 13-й псалма 61-го, который говорит: «Ты, Господи, воздаешь каждому по делам его». Но в большей части случаев Апостол Павел приводит псалмы буквально, очевидно как знающий наизусть весь Псалтирь и находящий в нем постоянное утешение, что он советует и христианам 392 . Апостол Павел часто употребляет псалмы как обличение против нечестивых, напр. в Puмл. III, 4 слова псалма 50, 6: «Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем» и далее III, 11, 14, 18 – он приводит подлинные слова псалмов: 13-го, ст. 1–3; пс. 139, ст. 3; пс. 5, ст. 10; пс. 9, ст. 28 и пс. 35, ст. 2, – говорящих о тех, которые не ищут Бога, не делают добра, у которых нет страха Божия. Puмл. IV, 7–8 Ап. Павел говорит словами псалма 31, ст. 1–2: «Блаженны чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты. Блажен человек, которому Господь не вменит греха». В главе VIII, 36 послания к Римлянам, говоря о гонениях, воздвигаемых на него и на других верующих в Господа нашего Иисуса Христа воскресшего, он, словами псалма 43, ст. 23, говорит о себе и верующих: «за Тебя умерщвляют нас всякий день; считают нас за овец, обреченных на заклание " … Эту главу Апостол заканчиваем тем торжественным возгласом, который глубоко западает в душу: «Ничто не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе Господе нашем». Римл. Х, 18 . Апостол Павел указывает на пророческое значение слов псалма 18-го ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

(Ст. 20). И Исаия предрек и дерзновенно от лица Сына сказал: явлен был Я не ищущим Меня (ср.:Ис. 65:1). (Ст. 21). К Израилю же так говорит: целый день простирал Я руки Мои к народу жестокому (не слушающемуся) и противоречащему (ср.: Ис. 65:2).   Глава 11 (Ст. 1). После этого открыл и разъяснил из Писаний о непослушании и отвержении их (Иудеев). Потом опять возвращается к язычникам с увещанием, чтобы они не грешили и не гордились, ибо и сам он чтит Евреев и показывает, что и для них дверь не заперта, если бы восхотели обратиться, и совершить покаяние. Неужели, говорит, Бог совершенно отверг народ Свой? — Никак. Ведь сам я, который был избран, не из него ли? Разве я не Израильтянин из наименьшего [то есть младшего сына Иакова от Рахили (Быт. гл. 49–50)] колена Вениаминова? (Ст. 2–4). Итак, на мне показал Бог, что Он не отверг народ Свой, который Он предуведал. Тех немногих, которые уверовали, назвал (апостол) народом, приведя в удостоверение слов своих семь тысяч мужей, которые оставались во дни Илии (3 Цар. 19:14, 18). (Ст. 5–6). Также, говорит, и в сие (нынешнее) время немногие остались из народа того (такие), чтобы избрать их к благодати. Если же по благодати они, то не от дел закона. (Ст. 7). Что же? Чего искал Израиль, то не получил. Но хотя избрание (избранный останок), а не все, получило, однако не все лишены были его (не все получили в равной мере), поскольку до избранных из них оно дошло, до прочих же совсем не дошло, а некоторые совершенно ослеплены до определенного времени. (Ст. 8). Так, предваряя, сказал и пророк о них: дал им Бог глаза, чтобы не видеть, — и уши, чтобы не слышать, даже до сего дня (Ср.: Ис. 29:10. Втор. 29:4). (Ст. 9–10). И Давид говорит так: да помрачатся глаза их, чтобы не видеть (ср.: Пс. 68:23–24). (Ст. 11). Но не для того, чтобы преткнулись и чтобы пали; но падением их совершено спасение язычникам, чтобы они соревновали им, как сказал: заставлю вас соревновать ненароду (Втор. 32:21. Ср.: Рим. 10:19). (Ст. 12). Если же через уменьшение, совершившееся над ними, явилось богатство (изобилие) язычников, ибо последние вошли через выход первых, — то тем более (послужило бы к увеличению числа Христовых учеников), если бы они обратились и сделались проповедниками — а не распинателями, благовестниками — а не укоснителями.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=28

(Ст. 11–13). Сам же Бог да откроет и да управит путь наш к вам из среды тех, которые причинили препятствие слову нашему, и да преумножит любовь вашу, которую имеете друг к другу, и да уравняет ее с нашей любовью к вам, — и да утвердит сердца ваши без порока, чтобы пребывать вам в той святыне, которой вы облечены в крещении, и чтобы в ней сретить вам Господа нашего в день, когда приидет Он со всеми святыми Его.   Глава 4 (Ст. 1). Впрочем, как приняли вы от нас, то есть по примеру, какой видите в нас, так поступайте, как должно, чтобы угождать Богу. Говорю это не потому, что вы не поступаете так, но дабы преуспевали вы более и более. (Ст. 2–4). К этому увещаваю вас, ибо это есть воля Божия — святость ваша (и удаление) от всякой нечистоты идолов, а также чтобы воздерживаться вам от всякаго блуда, чтобы знать каждому, как плоть свою сберегать в святости и чести, то есть чтобы каждый сохранял ее от всего зловредного, как подобает той святости, в которую облекся каждый от вод крещения. (Ст. 5). Потому страстию похоти не грязните очищенную плоть, как прочие язычники, кои не ведают доселе Бога. (Ст. 7). Ибо не призвал вас Бог к нечистоте, в которой вы пребывали, но из той нечистоты вывел вас к этой святости, в которой находитесь теперь. (Ст. 9–10). О братолюбии же, хотя и нет нужды писать вам, ибо сами вы это делали; однако поучаем вас этому, чтобы более и более преуспевали вы в умножении ее. (Ст. 11–12). И чтобы знали вы, как действовать, я пишу вам в отсутствии своем, как заповедали мы вам в своем присутствии. (Ст. 13). Отнюдь не должно быть вам в неведении об умирающих (почивающих) — да не скорбите, как и прочие язычники, кои ни воскресения не имеют [то есть к вечной и блаженной жизни, а не к вечному осуждению и мучениям], ни надежды не имеют на обещанное блаженство. (Ст. 14). Ибо если веруем мы в воскресение Христа, то должны веровать также и тому, что приведет Бог с Ним в пришествие Его тех, кои умерли (почили) во Иисусе, то есть в вере Иисуса. (Ст. 15). Сие же говорю вам, братия, не от себя, но от слова Господа нашего, которое находится в самом Евангелии (Мф. 24:30 и др.), что мы, кои живем, кои остаемся в пришествие Господа, не предваряем полетом нашим вверх, — не предваряем, очевидно, мертвых, уже почивающих.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=28

Ст. 15–17. …Как поступить по закону с царицею Астин?... И сказал Мемухан:... поступок царицы дойдет до всех жен, и они будут пренебрегать мужьями своими… Опасение, конечно, неосновательное и лицемерное. Так и видно, что раболепный царедворец применяется к страстям своего повелителя и хочет законом утвердить то, что угодно было разгневанному Артаксерксу. Ст. 22. …И посланы были во все области царя письма (указы) ,... чтобы всякий муж был господином в доме своем… Главная цель этих писем, или указов, состояла в извещении народа о низложении царицы. Прибавка же о повиновении жен мужьям, представляющаяся с нашей точки зрения весьма несерьезной и не имеющей государственного значения, имела всю свою важность в древние времена в деспотических государствах востока, где основным началом в семейной жизни был деспотизм мужей, а в жизни государственной – деспотизм царей. Глава 2. Обстоятельства возвышения Есфири а) Царское повеление о собрании молодых и красивых девиц в престольный город Сузы для избрания новой супруги царя (ст. 1–4). б) Известие о Мардохее, его родстве, о времени его пленения и о прекрасной родственнице его, Есфири, взятой им на воспитание, по смерти ее родителей (ст. 5–7). в) Есфирь в царском доме вместе с другими девицами, и предпочтительное внимание, приобретенное ею у Гегая, стража жен (ст. 8–11). г) Двенадцатимесячное приготовление девиц к царю, и обряды, с которыми они являлись к нему (ст. 12–14). д) Явление Есфири к Артаксерксу в седьмой год его царствования, провозглашение Есфири царицей и большой пир у царя, по этому случаю (ст. 15–19). е) Возвышение Мардохея, озлобившее двух евнухов; заговор их против царя, открытый Мардохеем, и казнь их (ст. 20–23). Ст. 7. …И был он (Мардохей) воспитателем Гадассы,– Она же Есфирь... Гадасса – было еврейское имя Есфири; по словопроизводству, оно значит – мирт. Есфирь же – слово персидское, и значит – звезда. Полагают, что это имя приняла Есфирь после того, как приблизил ее к себе царь персидский. Ст. 10. …Не сказывала Есфир ни о народе своем, ни о родстве своем; потому что Мардохей дал ей приказание, чтоб она не сказывала… Очевидно, что при выборе девиц для царского гарема, не считалось нужным собирать сведения, насчет их национальности и происхождения; в противном случае, Есфири нельзя было бы укрыться. Скрывать же свое происхождение ей советует Мардохей для того, чтобы не было ослаблено впечатление на царя от ее красоты; ибо евреи, бывшие пленниками персидскими, внушали к себе презрение за веру и за прочие национальные особенности, резко отделявшие их от язычников.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Ст. 15. Этот стих предполагает, что Иерусалим уже разрушен. Ст. 16. ...устрашатся народы – ср.: Ис. 59:19 . Святые отцы относят слова этого стиха к Господу нашему Иисусу Христу. Ст. 17. Этот стих можно понять как пророчество о восстановлении Иерусалима после вавилонского плена и как пророчество о Церкви христианской. Ст. 21. Под пленниками св. отцы понимают людей, подчиненных греху, под сыновьями убитых отцов –тех, кто погибал от грехов своих. Ст. 23. Видение будущего, восстановленного, Иерусалима как центра притяжения для всех народов постоянно встречается у Пророков (см.: Ис. 60:3–5 ; Мих. 7:12 ; Зах. 14:16 ). Святые отцы понимают под царями в этом стихе апостолов. Ст. 26. ...сотворил – букв. «утвердил, основал». Ст. 26–28 цитируются апостолом Павлом (см.: Евр. 1:10–12 ). Ст. 27. Небо и земля часто рассматриваются как символы прочности и постоянства, однако по сравнению с Богом они подобны одежде, которая в конце концов ветшает. О том же см.: Ис. 34:4 .   Псалом 102 В этом псалме звучит благодарственный гимн Богу и раскрывается суть взаимоотношений Бога и человека: от Бога исходит милость, долготерпение, освобождение от грехов и болезней, справедливость, человек же приносит Ему свой благоговейный страх, свою верность Завету и заповедям. Пс. 102 входит в чин утреннего богослужения Православной Церкви (пятый псалом Шестопсалмия), а также в состав изобразительных антифонов на литургии. Ст. 1. ...сердце мое – букв. «то, что внутри меня». Псалмопевец описательно говорит о своей личности, словами душа и сердце он дает понять, что весь человек как одно целое благословляет Бога (ср. такой же способ выражения в заповеди: «Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими» [ Втор. 5:5 ]). Ст. 2. ...не забывай – это предупреждение неоднократно повторяется в Законе Моисеевом («Смотри, чтобы не надмилось сердце твое и не забыл ты Господа, Бога твоего, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства» ( Втор. 8:14 ), см. также: Втор. 4:9, 23; 6:12; 8:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010