Пророк в скорби начинает ходатайствовать за согрешивший народ, но получает ответ: «ты не молися о людех сих (ст. 14). Зачем возлюбленная Моя (дочь Сиона) в доме Моем сотворила мерзости многие; разве одни внешние обряды могут избавить тебя от гнева и наказания! Я сделал тебя доброй маслиной, но ко времени обрезания сделались непотребными ветви твои и, как сухие, они должны быть брошены в огонь. И Господь сил глаголал на тя зло за злая твоя» (ст. 15–17). За такие грозные речи иудеи решили погубить пророка, но Господь открыл ему их коварные замыслы. «Господи, Ты мне сказал, и я узнал намерения их, а раньше я, как ягненок незлобивый, не понимал, что они составили против меня заговор, говоря: придите, вложим яд в хлеб его и истребим его с лица земли» (ст. 18–19). Пророк, из ревности о Боге, призывает мщение на врагов своих и получает ответ, что его соотечественники, запрещают ему проповедовать и грозящие смертью , сами погибнут со всем своим потомством (ст. (20–23). Глава 12-я Грозные речи Иеремии о погибели Иерусалима и отведении народа в плен, которые он говорил в храме, возбудили гнев Пасхора священника, поставленного от царя надзирателем в храме (ст. 1). Этот нечестивый священник ударил Иеремию и заключил его в темницу, бывшую здесь у ворот Вешаминовых, т. е. ведущих на север в колено Вешаминово (ст. 2). Когда на другой день Пасхор выпустил Иеремию из темницы, он объявил ему грозное определение Божие: не Пасхор нарек Господь имя тебе, что значит «мир везде», но Магор – Миссавив, что значит: «ужас кругом» (ст. 3). Ибо так говорит Господь: вот Я отдал в руки царя Вавилонского и тебя, и всех друзей твоих, и всего Иуду, и они падут от меча врагов своих в Вавилоне, и ты сам со всем родом своим пойдешь в плен и там умрешь за то, что пророчествовал ложь (4–6). Затем пророк, измученный и физически и нравственно, обращается с жалобной молитвой к Богу: «Ты увлек меня, Господи, на пророческое служение, и я увлечен; Ты сильнее меня и превозмог, хотя я отказывался от пророческого служения, как трудного, по моей немощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Ст. 18. Служанка вслух на улице делала добрые отзывы об апостоле Павле и его спутниках много дней. Но Павел, вознегодовав на ее свидетельство, не желал иметь о себе добрый отзыв от личности, руководимой чужим сознанием, или безумной, или порочной. Он обратился к служанке и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час. Это чудесное происшествие с прорицательницею вместо благодарности и хвалы к апостолу вызвало личное неудовольствие ее господ, а чрез них и волнение в невежественной толпе, которая обыкновенно подчиняется голосу более влиятельных людей. Ст. 19. Господа исцеленной служанки, доставлявшей им в былое время немало доходов, почувствовав убыток в них, озлобились против Павла и Силы. Они схватили… и повлекли их на площадь к начальникам, объявляя их за иудеев, возмутителей спокойствия народного, и обвиняли их в строго запрещенном введении чужой религии и обычаев, противных существующим и оскорбительных римскому подданному. Господа исцеленной, руководясь своими расчетами, заговорили про Павла и Силу совсем другое, нежели что высказывала сама прорицательница. Они тоже, подобно бесу, прикрывали свою злость благовидным охранением чести города. Ст. 20 и 21. Вот их слова: сии люди, будучи Иудеями, возмущают не их благосостояние, но весь город и проповедуют обычаи, которых нам, почетным римлянам, не следует ни принимать, ни исполнять. Возведенное обвинение касалось дорогой чести римлянина. Ст. 22. Народ, услышав такую вину, восстал на Павла и Силу; начальники города сорвали с них одежды и без всяких исследований велели бить их палками. Ст. 23. Затем, после многих ударов, ввергли их в темницу, приказав темничному стражу крепко стеречь их. Ст. 24. Получив такое приказание, он засадил их в самую средину тюрьмы, во внутреннюю темницу и ноги их забил в колоду. Ст. 25. Но святые веропроповедники в радостном сознании, что страдают за Христа, израненные от ударов, с колодками на ногах, около полуночи воспели хвалебную песнь Господу Богу и, таким образом, темницу сделали училищем благочестия для узников, а хранилище преступников превратилось в храм покаяния и истинного просвещения. Павел и Сила, молясь, воспевали Бога; узники же, дотоле ничего подобного не слыхавшие и не видавшие в стенах темницы, слушали новых своих соседей. На молитву Павла и Силы не замедлил последовать ответ с неба. Правому делу Бог – Помощник.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

(Ст. 18). Чрез всякую молитву и прошение, молясь не за одних только самих себя, но и за всех святых. (Ст. 19–20). И за меня молитесь, чтобы дано было мне слово в отверзении уст моих, то есть чтобы не было во мне страха и смущения, с дерзновением возвещать тайну ту, за которую я являюсь послом не в почести и с дарами, но в оковах и узах. (Ст. 21–23). А дабы и вы знали относящееся ко мне (мои обстоятельства), что делаю (и дела), — то вот, послал я Тихика, чтобы он возвестил вам относительно нас, а нам принес известие о вас, и чтобы он утешил сердца ваши в той скорби, какой удручены вы, то есть сообщив вам о той крепости и восторге, благодаря коим радуемся мы в скорбях наших. (Ст. 24). Благодать со всеми теми, кои любят Господа нашего Иисуса Христа без тления, то есть без дел тления.   Послание к Филиппийцам Великое гонение возбуждено было на Павла в самом городе Филиппийцев (Деян. 16:19). Вместе с апостолом находились в опасности и Филиппийцы. С отшествием оттуда Павла преследование против них возобновилось. Итак, когда Павел услыхал о преследованиях их от гонителей и от Евреев, которые внушали им и настаивали, чтобы они обрезывались и исполняли предписания закона, то пренебрег заботами о тех скорбях, которые окружали его самого в городе Риме, и написал о тех и других к Филиппийцам из Рима, говоря так:   Глава 1 (Ст. 1). Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, — как в следующем за сим послании, в начале его, назвал Тимофея своим братом (Кол. 1:1), так и здесь не восхотел наименовать себя апостолом, дабы в обоих посланиях указать на равенство в отношении к рабству Христу. Всем, говорит, святым, сущим в Филиппах, со Епископами и Диаконами, их правителями. (Ст. 2). Благодать вам и мир от Бога, Отца нашего, Который призвал нас в свое усыновление, и от Господа нашего Иисуса Христа, — а не чрез Господа нашего Иисуса Христа. (Ст. 3). Благодарю Бога моего во всякой памяти вас, которая ежедневна, то есть ради доброй памяти о гонениях, которые вы всегда переносите; может быть за добро, сделанное ими апостолу во время преследования его (в Филиппах), он ежедневно вспоминал это, никогда не забывая.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=28

«Требующему суда у ворот». По обычаю иудейскому, судьи разбирали тяжбы у городских ворот, на площадях, находившихся при этих воротах, чтобы всегда были на лицо свидетели того, как разбиралось дело. Ис.29:22 . Посему так говорит о доме Иакова Го­с­по­дь, Который искупил Авраама: тогда Иаков не будет в стыде, и лице его более не по­бледнеет. Ис.29:23 . Ибо когда увидит у себя детей сво­их, дело рук Мо­их, то они свято будут чтить имя Мое и свято чтить Святаго Иаковлева, и бла­го­говеть пред Богом Израилевым. Ис.29:24 . Тогда блужда­ю­щие духом по­знают мудрость, и непокорные научат­ся по­слушанию. В заключение пророк возвещает лучшим элементам народа израильского спасение от Бога. Этот избранный остаток будет свято чтить имя Божие и будет обладать истинной мудростью. «Искупил Авраама», т. е. избавил его от влияний языческой, хотя и родственной, ему среды ( Нав.24:2, 14–15 ), выведши его из Месопотамии. «Иаков не будет в стыде», т. е. получит все, что ему было обещано от Бога (ср. Ис.19:9 ; Ис.20:5 ; Ис.37:27 ). «Лице его более не побледнеет». У народов с бронзовым цветом лица смущение и стыд обозначались не краской, бросающейся в лицо, а именно бледностью. «Когда увидят у себя детей своих, дело рук Моих» – правильнее перевести: «когда его (Израиля) дети (потомки) увидят Мое дело, которое Я совершу среди них». «Блуждающие духом» – это не только иудеи, но и язычники ( Еф.4:18 ). Вообще это пророчество об обращении людей к Богу еще продолжает осуществляться и теперь (Рим.11гл.; Ин.9:5, 39 ). Глава 29-я образует собою цельную поэму об унижении и возвышение Ариила или Иерусалима. Подлинность этой главы не вызывает никаких сколько-нибудь серьезных возражений. Строфы поэмы у Condamin " a разделяются так: 1 строфа – 1–4 ст. – (3, 2, 2) 2 строфа – 5–8 ст. – (3, 2, 2) 2 строфа – 9–10 ст. – (2, 2) (Ст. 11–14 написаны прозою, а 15–16 Condamin относит к началу 30-й главы, по сходству в мыслях и конструкции с 1 –2 ст. 30-й главы). 1 строфа – 17–21 ст. – (1, 2, 2) 2 строфа – 22–24 ст. – (1, 2, 2)

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Это видение было одному только Даниилу, бывшие же с ним не видели его, потому что разбежались от страха. Даниил, оставшись один, при виде этого таинственного мужа пришел в великое смущение, а когда услышал голос его, то не мог даже держаться на ногах и в страхе упал лицом на землю. Тогда явившийся прикоснулся к нему своею рукою и несколько приподнял (востави мя на колена) с земли (7–10 ст. ср. Иез. 2:1–2 ), и при этом сказал ему: «Даниил, муж желаний (ср. 9:23), размысли о словах, которые я скажу тебе, стань на ноги твои (на стоянии твоем), ибо я послан к тебе». Как только он изрек эти слова, Даниил тотчас же встал (11 ст.). После этого явившийся объясняет Даниилу, что с самого первого дня, как он расположил (подал еси) сердце свое к тому, чтобы достигнуть разумения (еже разумети) и для этого нес труды перед Господом Богом (2–3 ст.), молитва его услышана и он пришел бы по словам его (приидох в словесех твоих); но князь царства персидского стоял против него двадцать один день. Но вот пришел к нему на помощь Михаил, один из первых князей, и он, оставив там (состязаться) с князем персидским Михаила, сам пришел сюда возвестить Даниилу, что ожидает народ его в последние дни (12–14 ст.). Когда он говорил это, Даниил преклонил лицо свое до земли и онемел (и умилихся). В это время некто подобный сыну человеческому прикоснулся к его устам и Даниил, открыв уста свои, сказал стоявшему перед ним: «Господи при виде Тебя (в видении твоем) внутренности повернулись во мне (обратися утроба моя во мне) и не стало во мне силы. Как может раб твой, Господи, говорить с тобою? ибо я ослабел и нет во мне силы» (15–17 ст.). При этом снова (приложи) прикоснулся к нему некто, имеющий вид человека (ср. 16 ст.), укрепил его и сказал: «не бойся, муж желаний! мир тебе; мужайся и крепись». При этих словах пророк действительно почувствовал в себе силу (после предшествовавшего изнеможения) и сказал: «пусть говорит Господь мой, ибо Он укрепил меня» (18–19 ст.). Тогда явившийся сказал ему: «знаешь ли зачем (почто) я пришел к тебе? Теперь я возвращусь, чтобы бороться с князем персидским.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

Так как местности, посыпанные серою, необитаемы для людей ( Втор 29.22–23 ), то под имеющими поселиться в шатре нечестивого естественнее разуметь не людей, но диких животных, между прочим, шакалов, которыми пророки заселяют постигнутые гневом Божьим развалины городов ( Ис 13.20–22, 27.10 ). Иов.18:16 .  Снизу подсохнут корни его, и сверху увянут ветви его. Полная гибель дерева с ветвями и корнями ( Ис 5.24 ; Ам 2.9 ) – образ гибели семейства нечестивого, о чем идет речь ниже (ст. 19). Иов.18:17 .  Память о нем исчезнет с земли, и имени его не будет на площади. Иов.18:18 .  Изгонят его из света во тьму и сотрут его с лица земли. От нечестивого, как и его жилища, не остается никакого следа: память о нем исчезает, что считалось величайшим несчастием ( Втор 25.6 ; Сир 46.14–16 ), и имя предается забвению «на площади», буквально с еврейского «на лице хуц» – «поля» ( Иов 5.10 ; Притч 8.26 ), в местностях, лежащих, за пределами той страны, в которой жил нечестивый. Ст. 18 представляет образное выражение мысли ст. 17. Иов.18:19 .  Ни сына его, ни внука не будет в народе его, и никого не останется в жилищах его. От нечестивого не остается потомства. Иов.18:20 .  О дне его ужаснутся потомки, и современники будут объяты трепетом. Навсегда лишь памятен день гибели грешника как для современников, так и для потомков, по объяснению других (Делича), – для народов востока и запада, потому что евр. слово «ахароним» («потомки») употребляется в смысле «запад», а «кадмоним» («современники») – «восток». Подобное толкование находит для себя подтверждение в замечании ст. 17, что имя нечестивого предается забвению в лежащих за пределами его родины местностях. Иов.18:21 .  Таковы жилища беззаконного, и таково место того, кто не знает Бога. Ввиду, может быть, заявления Иова ( Иов 17.11–16 ) Вилдад не находит нужным закончить свою речь словом утешения, как он поступил в первый раз ( Иов 8.21 ). Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 3: Исторические книги. Учительные книги. - 960 с./Книга Иова. 40-188 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 18 5–19. Четвертое сопоставление: поражение первенцев египетских и религиозное торжество детей еврейских. 20–25. «Искушение смерти» в пустыне. Прем.18:1 . А для святых Твоих был величайший свет. И те, слыша голос их, а образа не видя, называли их блаженными, потому что они не страдали. Прем.18:2 . А за то, что, быв прежде обижаемы ими, не мстили им, благодарили и просили прощения в том, что заставляли переносить их, Прем.18:3 . вместо того, Ты дал им указателем на незнакомом пути огнесветлый столп, а для благополучного странствования – безвредное солнце. Прем.18:4 . Ибо те достойны были лишения света и заключения во тьме, потому что держали в заключении сынов Твоих, чрез которых имел быть дан миру нетленный свет закона. 1–4 . Первые четыре стиха XVIII гл. содержат противопоставление египтянам евреев во время девятой казни. Над египтянами «была распростерта тяжелая ночь» ( Прем.17:20 ), а «для святых Твоих был величайший свет» (1 ст.). Мысль та, что девятая казнь, трехдневный мрак, не распространялась на живших в Египте евреев, они, как и весь остальной мир ( Прем.17:19 ), пользовались светом. Египтяне знали об этом и считали их счастливыми (1 ст.), а вместе с тем были благодарны евреям, что те не пользовались их смятением и беспомощностью во время девятой казни, чтобы отмстить им за муки долгого рабства (2 ст.). Покровительство Божие еврейскому народу простерлось и далее. Во время странствования по незнакомой пустыне путь им указывал «огнесветлый столп», он же защищал их от солнечного зноя: «дал им… безвредное Солнце» (3 ст.). Наказание египтян лишением света вполне заслуженно ими и соответствует их преступлению, порабощению тех, «чрез которых имел быть дан миру нетленный свет закона» (4 ст.). Сравнение Моисеева закона со светом весьма часто в Св. Писании ( Ис. 2:5 ; Пс. 118:105 ; Притч. 6:23 ). Название света «нетленным» выражает мысль о вечности Моисеева закона. Эта мысль выражается и в других местах Св. Писания ( Тов. 1:6 ; Вар. 4:1 ), особенно часто в связи с мессианским чаянием всеобщего распространения Моисеева закона ( Ис. 2:2 ; Мих. 4:1 ), когда уничтожится идолопоклонство ( Прем. 14:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Если Иосафат просит Ахава вопросить о предстоящем походе Иегову (ст. 5), то собранные Ахавом около 400 человек – пророки не могли быть ранее упомянутыми 400 пророками Астарты – Ашеры ( 3Цар.18:18–19 ), как полагали древние толкователи, а пророками Иеговы, вероятно, культа тельцов, остававшегося официальным и при Ахаве (несмотря на вторжение культа Ваала). Как самый культ тельцов имел сильную примесь языческого элемента, так и институт пророков в этом культе не соответствовал идее пророческого служения: уже огромная цифра явившихся теперь пророков (ст. 6) ставит их в полную параллель с пророками Ваала и Астарты ( 3Цар.18:19 ); для них пророчество, очевидно, стало своего рода ремеслом, выгодной профессией, они, вероятно, подобно пророкам Астарты (ibid) питались от царского стола: за это говорит их явное угодничество царю (ст. 6, 12–13), почему пророк Михей называет их (ст. 22–23) пророками Ахава, хотя при всем том они сами считали себя стоящими под действием Духа Божия (ст. 24). 3Цар.22:7 .  И сказал Иосафат: нет ли здесь еще пророка Господня, чтобы нам вопросить чрез него Господа? Уже то, что призванные Ахавом пророки были служителями богопротивного культа тельцов (вероятно, многие из них были прямо жрецами этого культа: в ( 3Цар.18:19,22,25,40 ), пророками, евр. небиим, называются жрецы культов Ваала и Астарты), не внушало Иосафату доверия к их ободряющим пророчествам; затем и странное их согласие или единогласие могло казаться подозрительным (по талмуду, Sanhedrin, 89, а: «вдохновение приходило ко многим пророкам, но никогда два пророка не говорили одним вдохновением, басигнон эхад»). Посему он просит Ахава вопросить истинного пророка Иеговы – вроде пророка Илии или др. пророков, подвергавшихся преследованию Иезавели ( 3Цар.18:4,13,19:10,14 ). 3Цар.22:8 .  И сказал царь Израильский Иосафату: есть еще один человек, чрез которого можно вопросить Господа, но я не люблю его, ибо он не пророчествует о мне доброго, а только худое, – это Михей, сын Иемвлая. И сказал Иосафат: не говори, царь, так.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Если же во время нашествия Сеннахерима Севна был еще начальником дворца, то, заключает Kuenen, пророчество 22:15–25 могло быть написано после нашествия Сеннахерима – одновременно с пророчеством в 22:1–14, с которым оно стоит вместе (Kuenen 64–66). – Это соображение Киепеп’а основывается на недоказанном предположении об ошибках писателя книги Царств и, кроме того, на другом недоказанном предположении о не подлинности в книге Исаии исторических повествований 36–39 глл.; а потому может получить свою оценку уже при разборе последнего предположения. Пророчество о Тире – 23 гл. «Пророчество о Тире» (23 гл.). – Корабли Фарсийские 140 получают из земли Киттийской (т. е. Кипра с его гаванью Κητιον, Κιττιον, Κιτιον, см. у Негельсб. 251 стр.) горестную весть о разрушении Тира (1 ст.), с которым вели они торговлю. Умолкнуть должны обитатели острова (на котором лежал Тир), с которым (островом) торговали купцы сидонские, в который привозились семена Сихора (т. е. Нила, ср. Иер.2:18 ), и который был «торжищем народов» (2–3 ст.). Как бы напрасны были для Тира труды «рождения», «воспитания» и «возращения» (ср. 1:2; 49:21 и др.) юношей и девиц. «Когда весть дойдет до Египтян 141 , содрогнутся они, услышав о Тире» (4–5). Обитатели острова Тира должны будут переселяться в Фарсис; «ликующий город», которого начало «от дней древних», должен скитаться в «стране далекой» (6–7), идти в Киттим, но и там не будет покоя (12). «Кто определил это Тиру», раздававшему венцы и торговавшему с «знаменитостями земли?» (ср. 10:16), спрашивает пророк и отвечает: «Господь Саваоф определил это, чтобы посрамить надменность всякой славы, чтобы унизить все знаменитости земли» (8–9). Остров Тира сравнен с морем, «Господь дал повеление о Ханаане разрушить крепости его», «прекратить ликование посрамленной девицы дочери Сидона» (10–12). «Вот земля Халдеев 142 . Этого народа (прежде) не было. Ассур отдал ее (землю Халдеям) – жителям пустынь. Они (жители пустынь – халдеи) ставят башни свои, разрушают чертоги его (Тира), превращают его 143 в развалины» 144 (13 ст.). «Рыдайте, корабли Фарсиса, ибо твердыня ваша разрушена» (14 ст.). «И будет в тот день», Тир «забудут» (ср. 40:27; 49:15; 65:16–17; 64:9; 14:20; 26:14 и др.) на 70 лет (время халдейского владычества – начиная от осады Тира Навуходоносором (около 606–604 г.) до Кира Персидского (538 г.). Символическое число 70 приблизительно обозначает указанный период] по мере дней одного царя (15 ст.) [т. е., может быть, по мере дней жизни человеческой, ср. Пс.89:10 : «по мере дней одного царя» сказано потому, что в 23 гл. идет речь о судьбе царств]. После же 70 лет «вспомнят» о Тире подобно тому, как забытая блудница напоминает о себе игрой на цитре и песнями. Господь «посетит» Тир, и хотя будет он получать прибыль свою – блудодействовать со всеми царствами земными, но торговля его будет посвящаема Господу (15–18).

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

19 двенадцать частей. Существует явная параллель между поступком левита и действиями Саула, разрезавшего быка на двенадцать частей, дабы призвать вес народ Израиля на борьбу против аммонитян ( 1Цар. 11,6–8 ). В свете этой истории Саул выглядел крайне негативно. Глава 20 20:1–48 Посягательство на левита и насилие над его наложницей привели к гражданской войне, в которой весь Израиль воевал против колена Вениаминова (гл. 19). Впервые в Книге Судей израилевых говорится о том, что Израиль был объединен (ст. 1,2,8,11). По иронии он объединился, чтобы наказать за грех одно из своих колен, но не смог заметить «бревна в своем глазу», потому что каждый делал то, что ему казалось справедливым. Колено Вениаминово понесло заслуженное наказание за свой грех (ст. 23–28; ком. к 19,1 21,25 и 19,14 20,48). Колено Иудино должно было главенствовать в борьбе против колена Вениаминова (ст. 18), как оно прежде возглавляло борьбу против хананеев (1,1.2). 20 собралось все общество, как один человек. Впервые Израиль объединился, но целью этого объединения была война со своими братьями. от Дана до Вирсавии. Т.е. от самой северной до самой южной точки Израиля. пред Господа в Массифу. См. 11,11 и ком. 20 народа Божия. Бог карал Свой народ, но не переставал считать его Своим народом, а Себя его Богом. 20 наложницу мою замучили. Левит умолчал о том, что сам выдал наложницу насильникам (19,23–25). 20 как один человек. См. ст. 1,11 и ком. к 20,1–48. Израильтяне поклялись довести это дело до конца. 20 искореним зло. Израильтяне не понимали, что зло полностью пропитало их общество. 20 были левши. См. 3,15 и ком. 20 в дом Божий. Ковчег Господень и священник с ефодом в это время находились в Вефиле (ст. 27). кто из нас прежде пойдет на войну с сынами Вениамина? В самом начале Книги Судей израилевых прозвучал вопрос: «кто из нас прежде пойдет на Хананеев воевать с ними?» (1,1). Иуда. Господь дал тот же ответ, что и в 1,2, но уже в иной ситуации. 20 плакали. Неудача, постигшая израильтян в первый день войны с вениаминитянами, должна была напомнить им, что они сами были не без греха (ст. 26).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010