Но Он Сам не сделает греха, и лжи не будет в устах Его (ст. 9), возьмет же Он на Себя наши немощи и понесет наши болезни, изъязвлен будет за грехи наши и мучим за беззакония наши, чтобы принять на Себя наказание нашего мира (ст. 4 и 5), чтобы за преступления народа Своего претерпеть казнь (ст. 8) и, чтобы мы ранами Его исцелились (ст. 5). И страдать будет добровольно и безмолвно. Как овца, веден будет Он на заклание, и, как агнец пред стригущим, безгласен, Он не будет отверзать уст Своих (ст. 7), пока не будет погребен у богатого, хотя будут назначать Ему гроб со злодеями (ст. 9) 16 . Но зато плоды страдания и смерти, какими Господу угодно будет поразить (ст. 10) этого, сделавшегося за преступников ходатаем (ст. 12), Страдальца, будут неизмеримо важны и велики. Когда душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное... оправдает многих и грехи их на Себе понесет (ст. 11). За то, что предаст душу Свою на смерть, Он получит часть между великими, и с сильными будет делить добычу (ст. 12) 17 , так что, насколько прежде многие изумлялись, смотря на Него, когда Он был обезображен паче сынов человеческих, настолько теперь Он станет предметом благоговейного изумления, чествования и надежд, как народов, так и царей ( Ис. 52:13–15; 11:10 ). После такого, столь характерного предызображения пророческого и первосвященнического служения Мессии, понятно, должно было становиться ясным и то, что Мессия имел быть не иным, как только духовно-благодатным царем, и, что царство Его опять имело быть не земным, а духовно-благодатным, а, именно, царством ведения Божия, правды, мира и любви, каковым и представлял его пророк Исаия ( Ис. 11:2–4, 6 и 8, 9 и 13), хотя, в своих частных изображениях Его, чтобы быть понятным для своего грубо-чувственного народа, неоднократно обращался к образам земных царств. В подобных же чувственных образах предызображал будущее духовное царство Мессии и современник Исаии пророк Михей, который, между прочим, как на характеристическую черту этого царства, предуказывал на истребление в Израиле всякого суеверия ( Мих. 5:12–14 ), а также на то, что будущий царь Израиля, имея произойти из Вифлеема, в то же время, будет иметь происхождение вечное, как выразил это через пророков Сам Господь в следующем Своем обращении к Вифлеему: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкой в Израиле, и Которого происхождение из начала, от дней вечных» ( Мих. 5:2 ) 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Притч.30:7 .  Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне, прежде нежели я умру: Притч.30:8 .  суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, Притч.30:9 .  дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя и не сказал: «кто Господь?» и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе. В своеобразной числовой форме (ср. Притч 6.16 ) притчи обращающийся к Богу с молитвой приточник указывает две главных причины греха богохульства и богоотступничества: это, во-первых, всякого рода суета и ничтожество и в особенности ложь разного рода, и, во-вторых, соблазны крайней нищеты и чрезмерного богатства (ст. 8), взамен чего Агур просит у Бога даровать ему умеренный достаток насущного хлеба (ср. Мф 6.11 ). Что действительно излишнее богатство и крайняя бедность могут располагать человека к тем религиозно-нравственным проступкам, о которых говорится в ст. 9 рассматриваемой главы, это утверждается и другими библейскими местами, по которым излишнее пресыщение благами мира легко приводит к забвению Бога – так, например, было не раз с целым народом Божиим ( Втор 8.12–14, 32.15 сл.); в свою очередь и крайняя нужда озлобляет людей вызывая их на злословие, ропот и даже на богохульство ( Ис 8.21 ). Притч.30:10 .  Не злословь раба пред господином его, чтобы он не проклял тебя, и ты не остался виноватым. Вне связи с предыдущим и последующим запрещается принимать участие в спорах господина и раба, чтобы отягчение вины последнего не имело неприятных последствий для лица, вмешавшегося в их взаимные отношения. Притч.30:11 .  Есть род, который проклинает отца своего и не благословляет матери своей. Притч.30:12 .  Есть род, который чист в глазах своих, тогда как не омыт от нечистот своих. Притч.30:13 .  Есть род – о, как высокомерны глаза его, и как подняты ресницы его! Притч.30:14 .  Есть род, у которого зубы – мечи, и челюсти – ножи, чтобы пожирать бедных на земле и нищих между людьми. В этом четверостишии каждый стих служит темой для последующего раскрытия. Так, мысль ст. 11, говорящего о тяжести греха непочтения к родителями (ср. Притч 20.20 ; Исх 21.17 ), повторяется с большею силой в ст. 17; мысль ст. 12 о нравственной нечистоте человека, мнящего себя чистым, более конкретно раскрыта ниже в ст. 18–20; о высокомерии не только говорит ст. 13, но и подробнее говорится в ст. 21–23; упоминание в ст. 14 о вносимом насильниками расстройстве нормальной социальной жизни служит как бы поводом для подробного раскрытия мысли о благе общественного и государственного благоустройства – в ст. 24–31.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Со всем тем, по братской Христианской любви надобно снисходить и уступать немощному в вере: ст. 15. Иначе, если за яству (твою) скорбит брат твой; в таком случае поступаешь ты не по любви. Яствою твоею не погубляй ты того, за кого Христос умер. 224 ст. 16. Итак блюдите, не хулится ли благо ваше (вера): 225 Будьте спокойны, мирны и любовны между собою; и ст. 17. Знайте, что царство Божие не составляют яства и питие, но правота, и мир и радость о Духе Святе: 226 1Кор.8:8 ст. 18. И сими-то (добродетелями) кто служит Христу; таковой благоугоден есть Богу, и полезен человекам. δχιμο искусить δικωμεν возлюбим ст. 19. Итак потщимся соблюдать мир (между собою), и все то, что служит нам ко взаимному устроению (общей пользы нашей). ст. 20. Не разрушай ты Божьего дела, 227 из (одной) яствы. Все подлинно чисто (а не скверно); но худо человеку, когда он ядением своим делает преткновение другому: ст. 21. Лучше, не есть мяса, и не пить вина, и ничего такого, от чего брат твой (сохристианин) подвергается преткновению (в вере) или соблазняется или изнемогает. ст. 22. Ты скажешь: я, де, имею веру (я по вере поступаю): сам у себя имей ее пред Богом. Блажен, кто одобряя что-либо (пред другими), не осуждается в том совестию. εν δοκιμζες о нем же искушается ст. 23. Напротив того, кто ест сомневаяся, таковой осуждается как ядущий не от веры. А все, что не от веры, грех есть. 228 ст. 24, 25 и 26. Могущему же утвердить вас, по благовествованию моему и проповеданию Иисус Христову, по откровению тайны, от вечных лет умолчанной, а явленной ныне, во исполнении Пророческих писаний, по повелению вечного Бога, для приведения людей в послушание вере, во всех народах провозвещенной: единому премудрому Богу, (все совершающему) Иисусом Христом, Тому слава во веки, аминь. Глава пятнадцатая Апостол, в сей главе: 1) в подтверждение учения, предложенного им в предыдущей главе, заповедует, дабы совершеннейшие в вере Христиане снисходили немощным братиям, и споспешествовали их утверждению, соблюдая с ними Христианское единомыслие и единодушие: 2) доказывает достоинство и истину своего учения: 3) обещается сам прийти к Римлянам: и 4) просит верных, дабы они споспешествовали ему своими молитвами.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Smirno...

Ст. 14. И рука моя захватила богатство народов, как гнезда; и как забирают оставленныя в них яйца, так забрал я всю землю, и никто не пошевелил крылом, и не открыл рта, и не пискнул. Во втором члене а) описывается гордость и тщеславие Ассура (ст. 13, 14); б) содержится обличение их (ст. 15); в) указывается наказание (ст. 16–19) Что в ст. 12-м Пророк коротко сказал о высокомерии Сеннахирима и об определенном ему наказании, то здесь излагает подробно. Описываемые в ст. 13-м и 14-м завоевания Ассирийских царей частью совершены Сеннахиримом и его предшественниками при разрушении царств Сирского и Израильского, а частью оставались еще в гордых замыслах этого государя. б) Обличение тщеславия Сеннахирима. Ст. 15. Величается ли секира пред тем, кто рубит ею? Пила гордится ли пред тем, кто двигает её? Как будто жезл возстает против того, кто поднимает его; как будто палка поднимается на того, кто не дерево? Пророк, уподобляя Сеннахирима секире, пиле, жезлу, показывает, что военные успехи его зависели не от него, а от попущения Божия и тем обличает возношение его против Бога Израилева, Который управляет царями, всеми людьми и всеми происшествиями в мире; нечестивым, подстрекаемым страстями и сатаною, попускает делать ни больше, ни меньше, как сколько определил в Своем совете, и все действия людей, даже порочные, Своим промышлением направляет к назначенным благим целям, так что без Его воли и попущения никто ничего не может сделать. (См. под. 2Цар. 16:10 ; Притч.21:1 ; Ис.14:26 ; Деян.4:28 ; Быт. 45:8 ; Суд.9:23 ; 3Цар.22:21, 22 ; 4Цар.24:2–4 ; 1Пар.21:1 ). Сеннахирим был только как бич в руке Божией для наказания нечестивых, а бичу безрассудно превозноситься пред держащим его. в) Наказание, определенное Ассуру. Ст. 16. За то Господ, Господ Саваоф, пошлет чахлость на тучных его, и между знаменитыми его возжет пламя, как пламя огня. Ст. 17. Свет Израиля будет огнем, и Святый, его – пламенем, который сожжет и пожрет терны его и волчцы его в один день. Ст. 18. И славный лес его, и сад его, от души до тела, истребит; и он будет, как чахлый умирающий.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Ст. 19. А ты повержен вне гробницы своей, как презренная ветвь, как одежда убитых, сраженных мечем, которых опускают в каменные рвы, – ты, как попираемый труп. Ст. 20. Не соединишься с ними в могиле; ибо ты разорил землю твою, убил народ твой: во веки не помянется племя злодеев. Ст. 21. Готовьте заклание сыновьям его за беззаконие отца их, чтобы не возстали, и не завладели землею, и не наполнили вселенной неприятелями. Здесь опять является народ Божий, – удивляется великости неожиданного события и тяжести падения Вавилонского царя, и высказывает ему укоризны (ст. 12). Чтобы яснее представить тяжесть этого падения, народ Божий живописно изображает прежнюю блистательную судьбу Вавилонского царя, надменные замыслы, гордые надежды (ст. 13. 14) и сравнивает их с несчастным концом – тяжким, неожиданным падением, которое удивило все народы (ст. 15–17) и которое подвергло его большему унижению, нежели какому он подверг убитых им царей (ст. 18–20). Наконец народ Божий высказывает определение небесного суда касательно продолжения этого бедствия на все веки: – бедствие это поразит не его только, но и детей и внуков его (ст. 21). Ст. 12. Как упал ты с неба, денница, (люцифер), сын зари? Под Люцифером (светозарным), или денницею разумеется собственно яркосветящаяся планета Венера, утром предшествующая заре и предвещающая скорое наступление дня. Эта планета называется здесь сыном зари в значении всегдашней спутницы зари. Как эта планета сияет на небе ярче прочих окружающих ее звезд: так Вавилонский царь блеском своего достоинства, знаменитости и славы превосходил всех других царей и в этом состоянии, казалось, был непоколебим подобно этой планете. Упасть с неба на землю значит упасть с высоты достоинства, подвергнуться уничиженному состоцию ( Иер.32:7 ; Апок.6:13; 8:10; 9:1 ). Изобразив счастливую судьбу и надменность Вавилонского царя, Пророк далее изображает его крайнее унижение и погибель, степенью своею соответствующие степени его гордости. Ст. 15. Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней (собст.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

17 ефод. См. 8,27 и ком. 17 В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым. См. 18,1; 19,1; 21,25. В данном случае этот рефрен служит комментарием к действиям Михи и его матери, которые пожертвовали серебро на изготовление идолов, ефода и на то, чтобы сделать сына Михи священником (ст. 1–5). Безусловно, только царская власть, свято хранящая завет, могла бы отвратить израильтян от того, чтобы «каждый делал то, что ему казалось справедливым». 17 левит. Наследственным предназначением левитов было служение Господу в доме Его скинии ( Втор. 18,1–8 ; Нав. 13,14.33; 14,3.4 ). 17 будь у меня отцом. Т.е. духовным наставником. 17 как один из сыновей его. За внешним благополучием скрываются отступничество и идолопоклонство. Глава 18 18 В те дни не было царя у Израиля. См. ком. к 17,6. в те дни колено Даново. Схожесть первой части фразы с 17,6 дает основание предположить, что сыны колена Данова тоже делали то, что им «казалось справедливым» (17,6). не выпало ему полного удела. Причиной неудачи данитян было нарушение ими завета (1,34–36). Данитяне готовы пойти куда угодно, но только не туда, где Господ назначил им землю в наследие. 18 чтоб осмотреть землю. Данитяне поступали подобно своим предкам ( Чис. 13,3.13 ). 18 узнали они голос. Акцент молодого левита выдавал в нем уроженца южной части Израиля (см. ком. к 12,6). 18 вопроси Бога. Священникам ефод служил для того, чтобы узнавать волю Божию (8,27; 17,5). 18 пред Господом путь ваш, в который вы идете. Соглядатаи из колена Данова ошибались, предполагая, что услышали глас Божий: вся эта история, в которой левит служит идолам, Миха приходит к ложному выводу (17,13), а действия данитян ошибочны, свидетельствует об отступничестве и забвении Господа. 18 тих и беспечен. Жители Лаиса были миролюбивы и дружелюбны (ст. 10,27, 28;ср. Втор. 20,10.11 ). 18 землю, она весьма хороша. В отличие от первых соглядатаев, которые в свое время осматривали Ханаан, эти соглядатаи вернулись с хорошей вестью: завоевать город будет легко и просто, потому что жители его беспечны (ст. 7,10) и не воинственны.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

18 ефод, терафим, истукан и литый кумир. Этот список (см. также 17,5) повторен полностью еще три раза в ст. 17,18,20 и дважды в ст. 27,30,31. Это сделано, чтобы обратить внимание читателя на духовный смысл такого сочетания. 18 шестьсот человек из сынов Дановых, перепоясанные воинским оружием, стояли у ворот. В своем завоевательном походе данитяне лишь пародируют послушание завету, рассчитывая более на свое численное превосходство, нежели на помощь Господа. 18 будь у нас отцом и священником. См. 17,10 и ком. 18 Священник обрадовался. Священник, ранее служивший идолам в доме одного человека, теперь будет делать то же самое «в колене или племени Израилевом». Каждый в Израиле в это время делал то, что считал справедливым, и не было никого, кто бы мог укрепить в народе веру и послушание. и взял ефод ... и пошел с народом. Священник, не отвергнувший идолопоклонства, поведет данитян по пути служения ложным богам. 18 вперед. Опасаясь погони и нападения сзади, данитяне отправили вперед «детей, скот и тяжести». 18 как же вы говорите: что тебе? Миха наивно полагал, что Богу угодна любая «покорность», в какой бы форме она ни проявлялась (17,13). Но Бог не был ни с ним, ни с данитянами. 18 взяли то, что сделал Миха. См. ст. 14. против народа спокойного и беспечного. См. ст. 7. Израильтяне должны были истребить только семь ханаанских племен, обреченных на эту участь ( Втор. 7,1 ), но другим народам они вначале обязаны были предложить мир ( Втор. 20,10–18 ). Более того, Бог не обещал им эту землю ( Нав. 19,47 ). Данитяне спародировали послушание завету и в этом военном походе использовали завет как прикрытие (18,1–31 и ком.). Ионафан же, сын Герсона, сына Манассии. Первоначально в тексте значилось «сына Моисея». Положение в Израиле было столь плачевным, что даже потомки Моисея оказались вовлеченными в идолопоклонство. 18 до дня переселения жителей той земли. Точнее: «до дня пленения...», т.е. до того момента, как филистимляне, захватив ковчег, стали править Израилем. Здесь не имеется в виду вавилонское пленение израильского народа, случившееся на четыреста лет позже.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Не вернее ли и в 18-м стихе второй главы первого послания Иоанна слову σχατος придать значение: страшный, ужасный, крайний? Дети! страшное (ужасное, крайнее) время. Это возможно тем более, что существительное: ρα указывает на определенное время: год, время года (весна, лето, и т. д.), день, час и т.п. Апостол говорить не об одном, а о многих антихристах и замечает (ст. 26), что написал это об обольстителях; а обольстителей-то он и называет антихристами (послание второе, ст. 7). Глава третья Ст. 19 и 20. «И вот, почему узнаем, что мы от истины и успокоиваем (πεσομεν – будущее время) пред Ним сердца наши». «Ибо если сердце наше осуждает (καταγινσκ – не выдержана форма наклоненвя) нас, то кольми паче Бог; потому что Бог больше сердца нашего и знает все». – Что мы от истины и что должны смирять пред Ним сердца наши, узнаем потому, Если станет зазирать нас сердце наш; потому что Бог больше сердца нашего и знает все. Глава четвертая Ст. 10, «В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас». В этом (т. е. в послании Богом единородного Сына Своего, ст. 9) – любовь, не в том, что мы возлюбили Бога, но в том, что Он возлюбил нас. Ст. 18. «Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаем из того, что Он даль нам от Духа Своего». – Чрез это (т.е. если любим друг друга, ст. 12) мы узнаем, что в Нем пребываем и Он в нас; потому что Он даровал нам это (способность знать о пребывании в нас Бога и нас в Боге) от Духа Своего (слич. 3, 24). Ст. 17. «Любовь до того совершенства, чтобы нам иметь дерзновение в день суда, достигает в нас тем, что мы поступаем в мире сем, как Он». Чрез это (т.е. чрез наше пребывание в Боге и Бога в нас) любовь между нами (μεθ μν, т.е. между Господом и Его последователями) достигла совершенства, чтобы нам иметь дерзновение в день суда, потому что в каком состоянии (καθς, т.е. в состоянии ли славы или в состоянии уничижения) находится Он в мире сем, в таком находимся и мы. Послание к римлянам Глава первая Ст. 1. «Призванный Апостол» – κλητς πστολος. По-русски было бы вернее: призванный апостолом (или в апостолы), так как пред πστολος нет члена.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Nekr...

17 если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь. Общий характер недели. Практический очерк содержания рядового чтения В евангельском чтении первой недели Великого Поста излагаются обстоятельства призвания Филиппа и Нафанаила к апостольскому служению. Здесь изображается всепобеждающая сила Спасителя. 1. Всепобеждающая сила Иисуса Христа обнаружилась над Филиппом (ст.43–45), который а) не только сам тотчас следует призванию Господа, но и б) других старается привлечь к Господу: « Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса » (ст.45). 2. Всепобеждающая сила Иисуса Христа обнаружилась над Нафанаилом (ст.46–51). а) Нафанаил был предубежден против лица Иисуса Христа, частью вследствие предрассудка: « из Назарета может ли быть что доброе » (ст.46)? a частью, вероятно, вследствие знакомства с Писанием, в котором сказано, что Мессия должен явиться в Вифлееме, a не в Назарете. б) Но его предубеждение могло легко рассеяться при ближайшем знакомстве с Мессиею: « пойди и посмотри » (ст.46). в). Это предубеждение действительно рассеялось, когда Спаситель явил себя пред Нафанаилом проницательным сердцеведцем (ст.47–48). г) Всепобеждающая сила Спасителя влечет уверовавшого в Него к открытому исповеданию (ст.49). д) Предавшиеся Иисусу Христу с верой и любовью постепенно восходят к высшей и высшей благодати, и вступают во внутреннее общение с горним миром (ст.51). Кроме воскресного евангелия в первую неделю поста читается еще особое евангелие, по случаю торжества православия, совершаемого в память восстановления православного почитания святых икон. При этом торжестве Святая Церковь, с одной стороны, ублажает соблюдающих древние ее постановления, a с другой — анафематствует тех, которые упорно отрицают ее богопреданное учение и уставы. Применительно к этому в евангельском чтении (Мат. 18:10–17) предлагается учение Иисуса Христа о том а) как осторожно нужно поступать, чтобы своим примером и речами не соблазнить невинных, « ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного » (ст.10);

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

В своих посланиях, в подтверждение своих мнений, святой Игнатий нередко приводит дословно некоторые места из Евангелий; например: а) в послании к Римлянам, в ст. 6, - какая польза человеку, если весь мир приобретет, а душе повредит (Мф. 16, 26); б) в послании к Поликарпу, в ст. 2, - будь мудр, как змея, и прост, как голубь (Мф. 10, 16); в) в послании к Смирнянам, в ст. 1, - " Господь наш крестился от Иоанна, чтобы исполнить всякую правду " (Мф. 3, 15); г) в том же послании, ст. 3, - " И когда Он пришел к бывшим с Петром, то сказал им: осяжите Меня и рассмотрите (Лк. 24, 39), что Я не дух бестелесный " . Семь посланий святого Игнатия дошли до нас в двух списках: пространном и сокращенном. Выше мы привели извлечения из сокращенного списка, но так как и пространный список принимался и принимается за подлинное послание святого Игнатия такими авторитетами, как святой Иоанн Златоуст, святой Григорий Двоеслов, святой Иоанн Дамаскин и К. Тишендорф, то продолжим извлечения из пространного списка посланий: д) в послании к Римлянам, в ст. 3, - если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас... (Ин. 15, 19); е) в послании к Ефесянам, в ст. 8, - Слово стало плотию (Ин. 1, 14); в том же послании, в ст. 5, - неверующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем (Ин. 3, 36); ж) в послании к Магнезийцам, в ст. 9, - если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне (Ин. 5,46); з) в том же послании, в ст. 6, - возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и ближнего твоего, как самого себя (Лк. 10, 27). Не приводя дальнейших извлечений из посланий святого Игнатия, ограничимся лишь указанием на следующие места Евангелий, встречающиеся в этих посланиях: из Евангелия от Матфея: 1, 23; 4, 23; 5, 5, 45 и 48; 8, 17; 9, 35; 12, 33 и 40; 15, 13; 19, 12; 13, 43; 22, 40; 27, 52; 28, 19; из Евангелия от Марка: 11, 25; из Евангелия от Луки: 10, 16 и 27; 14, 11; 14, 15; 17, 10; 18, 13 и 14; 22, 31; 23, 34; из Евангелия от Иоанна: 2, 19; 3, 8; 5, 30; 8, 29, 46, 56 и 58; 10, 11; 11, 25 и 26; 12, 32; 13, 34; 14, 6 и 24; 16, 13 и 14; 17, 3, 4, 5, 6, 11 и 21; и 20, 25, 27 и 28.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2336...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010