Ис.48:10 . Вот, Я расплавил тебя, но не как серебро; испытал тебя в горниле страдания. «Вот Я расплавил тебя, но не как серебро». Сопоставляя это место с раннейшим из того же пророка: «обращу на тебя руку Мою и, как в щелочи, очищу с тебя примесь, и отделю от тебя все свинцовое» ( Ис.1:25 ) и с непосредственно следующим: испытал тебя в горниле страдания (10 ст.), мы видим, что здесь идет речь о провиденциальном смысле переживаемых Израилем страданий: все они имели для него тот или иной положительный смысл в смысле его религиозно-морального очищения и исправления. Хотя, впрочем, по сознанию пророка, это очищение никогда не бывало настолько решительным и полным, как бы это желательно и как бывает при плавлении благородных металлов – не как серебро (Срав. Зах.13:9 и Мал.3:3 ). Ближайшим образом, здесь имеется в виду очистительный огонь вавилонского плена ( Ис.42:25 ). Ис.48:11 . Ради Себя, ради Себя Самого делаю это, – ибо какое было бы нарекание на имя Мое! славы Моей не дам иному. «Ради Себя, ради Себя Самого делаю это, – ибо какое было бы нарекание на имя Мое!» Усиленно подчеркивает мысль 9 ст. и делает ее еще очевиднее и яснее. Теперь же, вместо нарекания, получается новая слава для имени Господа, Который спасает Израиля не за какие-либо его заслуги, а единственно по великой и богатой Своей милости, как Он и говорил раньше: «Я, Я Сам изглаживаю преступления Твои ради Себя Самого и грехов твоих не помяну» ( Ис.43:25 ; Ср. Ис.44:22 ; Ср. Иез.20:14 ; Иез.36 и др.). «Славы Моей не дам иному». Сличая это место с ближайшей параллелью: «и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам» ( Ис.42:8 ), убеждаемся, что под «иным» здесь разумеется бог той языческой нации, которая уничтожила бы Израиля и на основании этого торжествовала бы победу своего божества над Богом Израиля. Ис.48:12–15 . Весь следующий отдел с 12–15 ст. представляет собой новое, более мягкое обращение к Израилю с увещанием, в котором пророк повторяет свои обычные в таких случаях и излюбленные им аргументы, с которыми мы не раз встречались уже и раньше. Он указывает на особую близость Израиля, как народа «избранного» к Господу (12 ст. Ср. Ис.41:9 ; Ис.42:6 ), на Свою Вечность, Всемогущество и неизменность (ibid. Ср. Ис.41:4 ; Ис.43:10 ; Ис.44:6 ), на Свою Творческую силу (15 ст. Ср. Ис.40:22, 26, 28 ; Ис.42:5 ; Ис.44:24 ; Ис.45:12, 18 ), на Свое неизмеримое превосходство пред божествами других языческих наций (14 ст. Ср. Ис.43:9 ; Ис.45:18–20 и др.) и на Свое последнее знаменитое пророчество о Кире и Вавилоне (14–15 ст. Ср. Ис.44:28 ; Ис.45:1–7 ; Ис.46:11 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ст. 9: в начале дне, т. е., в начале еврейской теократии, во время избавления евреев от египетскаго рабства, гордого – рагава, змия – крокодила: это суть эпитеты египетского фараона – за его гордость ( Исх.5:2 ) и обладание нильским бассейном (ср. Иез.29:3 ) в таинственном же смысле это эпитеты сатаны и клевретов его, которых поразила мышца Господня, устрояя спасение людей ( Пс.67:22–24 ). Ст. 10 ср. Исх.14:21–22 . Вместо: воду бездны многу, согл. с евр. м. т., следует читать: воду бездны многия. Посл. сл. ст. избавленным взято из начала ст. 11 и прочитано не in statu constructo, как стоит в евр. м. т., а in statu absoluto: , почему: αι λελυτρωμνοις=и избавленным. Ст. 11. Отнесши первое сл. ст. по евр. т. к концу 10, 70 слово читали с предл. и (), почему: π υρου=Господем. Слова: и хвала=α ανεσις, и печаль=α λυπη не им. соотв. в евр. м. т. Под Сионом, в который возвратятся избавленные Господом, согласно св. Кир. ал., должно разуметь Сион идеальный, т. е., церковь Христову. 12. Аз есмь, аз есмь утешаяй тебя, разумей, кто сый убоялса еси человека смертна, и сына человеча, иже яко трава изсхоша. 13. И забыл еси Бога создавшаго тя, сотворшаго небо, и основавшего землю: и боялся еси присно во вся дни лица ярости стужающаго тебе: яко бо восхоте взяти тя, и ныне господь ярость стужающаго тебе; 14. Внегда бо спастися тебе, не станет, ниже умедлит: 12. Я, Я Сам – Утешитель ваш; кто ты, что боишься человека, который умирает, и сына человеческого, который тоже, что трава, 13. И забываешь Господа, Творца своего, распростершего небеса и основавшего землю; и непрестанно, всякий день страшишься ярости притеснителя, как бы он готов был истребить. Но где ярость притеснителя? 14. Скоро освобожден будет пленный, и не умрет в яме, и не будет нуждаться в хлебе. Ст. 12–14. Избавленные Господом не будут испытывать страха пред своим прежним мучителем, как они испытывали его во время забвения Бога, – будут выведены своим избавителем из заключения и не будут нуждаться в хлебе. – Пророчество об избавлении человечества от власти сатаны выражено в образах, взятых из истории освобождения евреев из египетского рабства и путешествия по пустыне. Мучителем, пред которым испытывали страх забывшие в Египте Бога отцов своих евреи, был фараон, освободителем же их – Моисей, раб Божий. Мучителем всего вообще человечества, забывшего Бога, Творца неба и земли, был сатана, освободителем же – Христос Иисус, Сын Божий ( Евр.2:14–15 ; Рим.8:15 ; 1Ин.3:8 ), изведший человечество из темницы духовной и давший ему, как древле евреям – манну, хлеб жизни ( Ин.4:31–35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

15 Три года он царствовал в Иерусалиме. Т.е. с 913 по 910 г. до Р.Х. имя матери его Мааха. Сведения о матерях приводятся только в связи с царями Иудеи. Это, возможно, объясняется наличием источников, доступных автору повествования (см. Введение: Время и обстоятельства написания). дочь Авессалома. Вероятно, древнееврейское слово «дочь», употреблено здесь в значении «внучка» (ср. 2Цар. 3,3; 14,27 ; 2Пар. 13,2 ). 15 ходил во всех грехах отца своего. См. 14,22–24. сердце его не было предано Господу... как сердце Давида. Давид был тем идеальным образцом, в сравнении с которым оценивались все последующие цари как Иудеи, так и Израиля. отца его. См. ком. к ст. 2. 15 светильник. См. ком. к 11,36. 15 кроме поступка с Уриею Хеттеянином. Урия был мужем Вирсавии и одним из военачальников Давида (см. 2Цар. 11 ). 15 в летописи царей Иудейских. См. ком. к 11,41, а также Введение: Время и обстоятельства написания. война между Авиею и Иеровоамом. См. 2Пар. 13,1–20 и ком. к 14,30. 15 сорок один год царствовал в Иерусалиме. Т.е. с 910 по 869 г. до Р.Х. Ана, дочь Авессалома. См. ком. к ст. 2. 15 делал угодное пред очами Господа. Подразумевается искоренение Асой языческих культов и уничтожение их атрибутов (ст. 12–14). 15 блудников. См. ком. к 14,24. отверг всех идолов, которых сделали отцы его. См. ком. к 14,23. 15 мать свою Ану лишил звания царицы. Аса был вынужден поступить таким образом, поскольку в силу своего положения царица-мать имела возможность влиять на государственные дела (1,11–14.28–31; 4Цар. 11,1–20 ). у потока Кедрона. Долина потока Кедрон вплотную подходила к Иерусалиму с восточной стороны. 15 Высоты. Имеются в виду святилища, расположенные вне городов и посвященные Господу, одному из хананейских богов или Господу и хананейскому божеству одновременно (см. ком. к 3,2). 15 внес он в дом Господень. Аса пытался частично восполнить урон, нанесенный храму во время нашествия Сусакима (14,25.26). 15 война была между Асою и Ваасою... во все дни их. В данном случае имеются в виду, скорее, не крупномасштабные боевые действия, а постоянно возникавшие мелкие вооруженные конфликты (см. ком. к 14,30).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Даниил. Всячески это было делом особого промышления Божия: что пр. Даниил не был осужден вместе с друзьями своими на сожжение, «сие устроено Божественным Промыслом, чтоб нечестивые устужение пламени не приписали имени вавилонского бога; потому что Даниила наименовали они Валтасаром (princeps cu belus fevet); а у них в силе было такое учение, что бог их творит чудеса и при одном наименовании», т. е. одним именем своим (св. Исидор Пелусиот ). 13–18 ст. Выслушав такое обвинение, разгневанный царь пожелал проверить справедливость того, что услышал: призвав обвиняемых (13 ст.), он спросил их: «правда ли (аще воистину, в русск. с умыслом ли), что вы богам моим не служите и золотому истукану, которого я поставил не покланяетесь» (14 ст.)? И затем, желая дать им время и возможность для раскаяния, предложил им – теперь же, когда снова услышат звуки музыки, поклониться истукану, угрожая в противном случае бросить их в раскаленную печь, присовокупив при этом; «тогда какой Бог избавит вас от моей руки» (15 ст.)? Седрах, Мисах и Авденаго смиренно сказали царю: «нам нет нужды (не требе нам) отвечать на этот вопрос (о глаголе сем), ибо вот Бог наш на небеси, которому мы служим, силен избавить нас от печи раскаленной огнем и от руки твоей избавит нас (16–17 ст.). А если и не избавит (аще ли ни), то все же пусть будет тебе известно, что мы богам твоим не служим и золотому истукану, которого ты поставил, не покланяемся» (18 ст.). Кто есть бог, иже измет вы из руки моея (15 ст.); эти слова ясно показывают, что Навуходоносор к 18-му году своего царствования уже забыл то, что сам говорил во 2-й год царствования: поистине Бог ваш, той есть Бог богов, и Господь господей, и Царь царей, открываяй тайны ( Дан. 2:47 ). Бог устами Анании, Азарии и Мисаила напоминает ему забытое им: есть Бог наш на небесех, ему-же мы служим, силен изъяти нас от пещи огнем горящия и от руку твоею избавит нас (17 ст.). Но оказалось, что величие, богатство и могущество так ослепили Навуходоносора, что он уже не способен был внимать простому слову, для вразумления его нужны были более сильные средства (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (ст. 15–20). Часть вторая (гл. XXXI–XXXIV). – Во второй части Второзакония повествуется о последних распоряжениях Моисея, о последних откровениях ему Бога и о кончине его. – Записавши свои последние законодательные речи (– второй закон) в книгу, Моисей опять собрал всех сынов Израилевых и объявил им, что не может долее предводительствовать ими, ибо по воле Божией не должен перейти Иордана, что при помощи Божией Иисус Навин будет предводительствовать ими и победить Ханаанских народов, и они не должны бояться этих народов (31:1–6). Затем Моисей призвал Иисуса Навина и, убеждая его быть мужественным, ободрял его тем, что он предназначен ввести народ этот в землю обетования и разделить ее ему на уделы (ст. 7 и 8). Потом, передавая священникам и старейшинам книгу Второзакония, Моисей заповедал им читать закон сей всему народу в субботний год, в праздник кущей (ст. 9–13). После этого, по повелению Божию, Моисей вместе с Иисусом Навином стали у входа в скинию, и Господь здесь явился им в столпе облачном и, объявив Моисею, что после его смерти народ отступить от своего Господа, впадет в идолопоклонство, нарушит завет и тем вызовет грозный суд Божий, повелел им написать обличительную песнь и научить ей сынов Израилевых во свидетельство на них и в оправдание грозных судеб Божиих, а Иисусу Навину Господь сказал, чтобы он был тверд и мужествен в предстоящем завоевании Ханаана (ст. 14–23). Моисей тот-час же составил по вдохновению Божию и написал такую обличительную песнь; пересмотрел все свои прежние писания и составил одну книгу Закона, которую передал священникам и левитам, носящим кивот завета, и повелел хранить ее одесную ковчега завета во святом-святых, а потом приказал собрать всех старейшин колен, судей и надзирателей (ст. 24–29). Пред собравшимися начальниками Моисей произнес боговдохновенную обличительную песнь (31:30–32:43). Потом Моисей и Иисус Навин изрекали эту песнь и всему народу и учили запомнить ее наизусть (ст. 44–47). Наконец Господь повелел Моисею взойти на гору Невò, чтобы посмотреть оттуда на прекрасную землю Ханаанскую и умереть (ст. 48–52). Теперь пред самою своею кончиною Вождь народа собрал все двенадцать колен израилевых и подобно умирающему патрхарху Иакову изрек каждому колену свое прощальное пророческое благословение, а на всего Израиля призвал благословение Господа, хранителя его и защитника от всех врагов (гл. XXXIII). После этого Моисей взошел на гору Нево, на вершину Фасги, откуда Господь чудесно показал ему всю землю обетованную и где Моисей и умер «словом Господним»; погребен же он был в долине против Веффегора, но место погребения его осталось для народа неизвестным. Сыны Израилевы оплакивали своего великого вождя тридцать дней (гл.34:1–8). Иисус Навин, исполненный духа премудрости, был достойным преемником Моисея; но пророка, подобно Моисею, как сам он предсказывал (ср. 18:15), не было у Израиля (ст.9–12).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Ст. 11–12. …И на другой день Пасхи стали есть из произведений земли (Ханаанской)... А манна перестала падать... Как первоначальное появление манны в пустыне Син 78 , так и внезапное исчезновение ее на полях Иерихонских показывает, что это был хлеб небесный и чудесный. Прекращается она тогда именно, когда Господь провел народ свой через пустыню Аравийскую, и довел до земли Обетованной, и когда евреи получили возможность питаться естественными произведениями земли. Ст. 13–14. Иисус, находясь близ Иерихона (вероятно, для осмотра и военных наблюдений над окрестностями Иерихонскими), взглянул, и видит, и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнаженный меч... Наш ли ты, или из неприятелей наших?... я вождь воинства Господня!... По мнению большей части отцов и учителей церкви 79 , сей небесный вождь был ни кто иной, как Михаил Архангел, богопоставленный покровитель и хранитель народа еврейского 80 . Посему-то, в православной церкви на день Архангела Михаила, 8 ноября, и читается паремия, заимствуемая из этого, именно, места книги Иисуса Навина. Чудесное и ободрительное явление архистратига воинств небесных было как нельзя более благовременно для вождя еврейского; ибо для него наступил великий и решительный день, которым должна была открыться борьба с сильнейшими и враждебными Ханаанскими племенами, для постепенного введения народа Божия в обетованное наследие!... Ст. 15. …Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих... Иисус так и сделал... Из этого обстоятельства видно, что явление архистратига Господня было не во сне, или в некотором восхищении чувств, а на самом деле. Снятие обуви было в древности знаком благоговения к святыне. Поскольку же Ангел Господень говорит от имени Иеговы, то он требует обычных знаков богопочтения 81 . Глава 6. Взятие Иерихона а) Откровение о способе завладения Иерихоном (ст. 1–4). б) Порядок шествия Израильтян вокруг Иерихона (ст. 5–15). в) Заклятие, произнесенное Иисусом Навином на город Иерихон (ст. 10–18). г) Падение Иерихона и спасение семейства Раави (ст. 19–24). д) Завещание Иисуса относительно Иерихона (ст. 25–26).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

(Ст. 8–9). Ради сего трижды Господа умолял я, да отступит от меня. И сказал (мне): достаточна тебе благодать Моя, которая поражает жало твое, ибо сила Моя в немощи совершается, поскольку сила благодати с помощью немощных совершается. Но в этом не был услышан, поскольку откровение и о том, что не был услышан, сделано было ему, дабы убедить, почему не был услышан. Лучше будет мне хвалиться в немощи, то есть ожидать немощи, чтобы вселилась в меня сила Христова. (Ст. 10). Посему благодушествую в немощах, в обидах и… в гонениях… ибо, когда я немощен в этом внешнем, тогда силен я во внутреннем. (Ст. 11). Вот, неразумен даже стал я и хвалюсь, поскольку вы послушанием своим, оказав повиновение нашим хулителям и гордецам, принудили меня дойти до этого. Ибо надлежало вам, пока мы хранили молчание, свидетельствовать за нас [чтение соответствует сир. переводу и греч. буквально: «ибо подобало вам вступиться за меня»] пред нашими хулителями, ибо в любом из всех даров, которые даются чрез Духа, никакого не имел я недостатка у вас пред наивысшими Апостолами [ср.: 1 Кор. 15:8–10 и Гал. 2:2, 6] . (Ст. 11–12). Хотя и ничто я по делам моим, знамения однако Апостолов я совершил у вас. И мы явили вам то, что превозносят люди, — мы были у вас во всяком терпении вместе с знамениями и чудесами и силами, которые совершали мы, но никоим образом не властвовали (над вами при помощи их), ибо всем и всячески угождали мы. (Ст. 13). Ибо (что есть такое), в чем вы умалены были против прочих церквей, если только не тем, что я нисколько не отягчил [Эфиоп. (Вальт.): «не пришел (?) к вам»] вас, то есть едва допустил нечто принять от вас? (Ст. 14). Ибо не ищу вашего, но вас: ведь (ибо) не дети родителям скопляют имение тайно или явно, но родители детям. (Ст. 15). Я же преохотно буду тратить и истрачиваться не за имения ваши, но за души ваши. И если я люблю вас всей моей любовью, то почему же я менее любим вами. (Ст. 16). Но пусть я ничем не отягчил вас; может быть, как человек хитрый я благоразумием (лукавством) вас обирал.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=28

Иер.3:16 . «И будет, когда вы размножитесь и сделаетесь многоплодными на земле, в те дни, говорит Господь, не будут говорить более: «Ковчег завета Господня»; он и на ум не придёт, и не вспомнят о нём, и не будут приходить к нему, и его уже не будет». Объясн. Эти слова относятся к вероломным евреям, которые в Ветхом Завете нередко отступали от истинного Бога и Христа не приняли, за что пророк Иеремия обещает евреям находиться в стыде и сраме: ст.20–25, и лишиться Ковчега завета, что мы видим уже исполнившимся. К православным христианам эти слова пророка не имеют никакого отношения, а равно как и применение этих слов к храмам православным, в которых находятся изображения явлений и событий библейской истории, также не основательно, как не основательно было бы применение их к храму, построенному Соломоном: 3Цар.6:29–35:8:11 , виденному прор. Иезекиилем: Иез.41:17–20:25, 43:5 . Иер.7:4–5 . «Не надейтесь на обманчивые слова: «здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень». Но если совсем исправите пути ваши и деяния ваши; если будете верно производить суд между человеком и соперником его». Объясн. Этими словами Господь делает укор судьям за то, что они жили нечестиво и грешно: ст.9, а между тем рассчитывали, что Господь пощадит их ради храма Своего: ст.10–11. В противность их ожиданиям, Господь грозно обещает за их грехи произвести разрушение храма: ст.13–14 и пленение народа: ст.15, следовательно, в этих местах достоинство храма Господня не умаляется, так как всё-таки он называется «домом Господним»: ст.2, дом, – где «Лицо Моё» и «имя Моё»: ст.10:14, т.е. лицо и имя Господне. Когда угроза исполнилась и храм этот действительно был разрушен, то всё-таки, по Божию внушению, построен был новый «дом Господа»: 1Ездр.1:1–3:5:2 , а потому совершенно неосновательно приводить в отрицание новозаветных храмов тексты, относящиеся к ветхозаветному храму и народу иудейскому, а не к христианам. Кто дерзнёт, например, сказать, что новозаветный храм сделался «вертепом разбойников»: ст.11.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Прем.14:7–8 . «Благословенно дерево, чрез которое бывает правда! А это рукотворенное проклято и само, и сделавший его, за то, что сделал, а это тленное названо Богом»... Объясн. Дерево, смотря по своему назначению, приносит людям пользу или вред: ст.1–6; 1Пет.3:20 . Есть дерево благословенно: ст.14, как благословен и Святой Крест, чрез который воспоследовало спасение миру: 1Пет.2:24 . Если из дерева делают идола и называют его богом, то такое дерево проклято и само и сделавший его: ст.8. Что же касается Креста Господня, то он здесь не только не проклинается, но, напротив, благословляется для чествования: ст.7. Слово о Кресте (только) для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых сила Божия: 1Кор.1:18 . О чествовании Святого Креста Гал.3:13 . «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвой, – ибо написано: «проклят всяк, висящий на древе» ( Втор.21:23 )». Объясн. см. выше: Втор.21:22–23 . Еф.2:15–16 . «Упразднив вражду Плотью Своей, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством Креста, убив вражду на нём». Объясн. Соединение язычников со Христом и Его Церковью совершилось, по апостолу, Кровью Христа: ст.13, Плотью Христовой: ст.15, и наконец Крестом: ст.16; Кол.1:20 . Таким образом, действие плоти и крови или точнее смерти Христа приписывается кресту, а посему почитание спасительной смерти должно соединиться с почитанием и креста, как её орудия и знамения: Евр.13:13 ; Ин.3:14–15 . Пс.131:7 . «Пойдём к жилищу Его, поклонимся подножию ног Его». Объясн. Под «подножием» здесь должно разуметь не землю, которая для Господа и для нашего спасения ничего не сделала (ср. «проклята земля»: Быт.3:17 ), а Святой Крест Господень, и на основании сего места должно воздавать «поклонение» и «прославление» честному Кресту, послужившему орудием чести и величайшего добра для всего человечества: Еф.2:16 . Слово о Кресте есть сила Божия: 1Кор.1:18 . Иер.10:3–5 . «Уставы народов – пустота: вырубают дерево в лесу, обделывают его руками плотника при помощи топора. Покрывают серебром и золотом, чтобы не шаталось. Они как обточенный столп, и не говорят: их носят, потому что ходить не могут»...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Притч.1:11 .  если будут говорить: «иди с нами, сделаем засаду для убийства, подстережем непорочного без вины, Притч.1:12 .  живых проглотим их, как преисподняя, и – целых, как нисходящих в могилу; Притч.1:13 .  наберем всякого драгоценного имущества, наполним домы наши добычею; Притч.1:14 .  жребий твой ты будешь бросать вместе с нами, склад один будет у всех нас», –: Притч.1:15 .  сын мой! не ходи в путь с ними, удержи ногу твою от стези их, Притч.1:16 .  потому что ноги их бегут ко злу и спешат на пролитие крови. Притч.1:17 .  В глазах всех птиц напрасно расставляется сеть, Притч.1:18 .  а делают засаду для их крови и подстерегают их души. Притч.1:19 .  Таковы пути всякого, кто алчет чужого добра: оно отнимает жизнь у завладевшего им. После общего обращения и увещания к ученику (ст. 8–9), Соломон предлагает ему частное увещание, конкретное предостережение от увлечений на зло со стороны «грешников» (ст. 10), евр. хаттаим, Vulg.: peccalores, LXX: νδρες σεβες, слав. – мужие нечестивии – злодеи, для которых преступление сделалось обычаем (ср. Пс 1.1 ; Притч 16.29 ). Предостерегая ученика своего от гибельного влияния со стороны подобных злодеев, Соломон раскрывает подлинную суть и истинные мотивы их злодейских замыслов (11–14): посягая на собственность и жизнь ближнего, без всякой вины с его стороны, с величайшею наглостью и жестокостью злодеи пытались прельстить приглашаемого в сообщничество юношу мыслью о безнаказанности преступления (ст. 12) и о большой доле в предполагаемой добыче (13–14). Изобразив обольстительные и преступные намерения злодеев, Премудрый со ст. 15 (понижение периода) в положительной категорической форме предостерегает своего слушателя от следования по их «пути»; предостережение это и по содержанию и по форме речи напоминает начальные слова Псалтири: « блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста» ( Пс 1.1 ). Ст. 16, повторяемый пророком Исаиею ( Ис 59.7 ) и Ап. Павлом ( Рим 3.15 ), не имеется у LXX-mu: однако, считать этот стих в евр. Вульг. слав. русск., заимствованным у пророка Исаии, нет основания; скорее у пророка Исаии цитаты из более древних библейских книг не представляют чего-либо необычного; притом во многих кодд. LXX (23, 68, 157, 252, 254, 295, 296, 161, 248 и др. у Гольмеса, Комплют. Альд.) имеют в себе ст. 16. В ст. 17–19 слушатель ограждается от влияния обольстительных речей злодеев – указанием на ожидающее их наказание – конечную гибель, вопреки той безнаказанности на какую они рассчитывали.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010