1). б) Молитвенный вопль Езекии к Богу о помиловании (ст. 2–3). в) Прибавка 15 лет к жизни Езекии и его исцеление (ст. 4–7). г) Возвращение солнечной тени на 10 ступеней для уверения Езекии в выздоровлении (ст. 8–11). д) Посольство царя Вавилонского к Езекии с подарком и с поздравительным письмом по случаю его выздоровления (ст. 12–13). е) Предречение Исаии о плене Вавилонском (ст. 14–18). ж) Смиренная покорность Езекии судьбам Господним и краткое указание его заслуг общественных (ст. 19–21). Ст. 1. В те дни заболел Езекия смертельно... Из снесения священных сказаний видно, что болезнь постигла Езекию в год нашествия Сеннахирима 658 , и притом, прежде его поражения, как можно заключить из обещания Господня избавить Езекию от руки царя Ассирийского 659 . Ст. 2–3. … И отворотился (Езекия) лицем своим к стене (вероятно, в сторону храма) и молился Господу... И заплакал Езекия сильно… По мнению блаж. Иеронима, скорбь Езекии усиливалась, в особенности, тем обстоятельством, что он еще не имел тогда наследников; так что корень Давидов, от которого надлежало произрасти Мессии, мог истребиться. Через три уже года после этого родился у Езекии наследник Манассия. Ст. 5. ... Я услышал молитву твою, – сказал Господь Езекии через пророка Исаию, – увидел слезы твои. Вот, Я исцелю тебя, в третий день пойдешь в дом Господень… В этих словах Писания заключается наглядное доказательство и пример той, в высшей степени отрадной для нас, истины, что наши усердные молитвы могут преклонять самого Господа на милость к нам, и что Свою божественную и неограниченную волю Господь из любви к нам готов, так сказать, ограничивать и изменять, ради нашей, хотя ограниченной, но все же свободной воли. Ст. 11. …И воззвал Исаия пророк к Господу, и возвратил тень назад на ступенях, где она спускалась по ступеням Ахазовым (т. е. по солнечным часам, устроенным Ахазом), на десять ступеней… Возникает вопрос: как нужно представлять это чудо, и в чем оно состояло? Тень ли одна только возвратилась назад, или самое солнце приняло обратное движение на горизонте? Последнее, по замечанию преосвящ.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Но Он Сам не сделает греха, и лжи не будет в устах Его (ст. 9), возьмет же Он на Себя наши немощи и понесет наши болезни, изъязвлен будет за грехи наши и мучим за беззакония наши, чтобы принять на Себя наказание нашего мира (ст. 4 и 5), чтобы за преступления народа Своего претерпеть казнь (ст. 8) и, чтобы мы ранами Его исцелились (ст. 5). И страдать будет добровольно и безмолвно. Как овца, веден будет Он на заклание, и, как агнец пред стригущим, безгласен, Он не будет отверзать уст Своих (ст. 7), пока не будет погребен у богатого, хотя будут назначать Ему гроб со злодеями (ст. 9) 16 . Но зато плоды страдания и смерти, какими Господу угодно будет поразить (ст. 10) этого, сделавшегося за преступников ходатаем (ст. 12), Страдальца, будут неизмеримо важны и велики. Когда душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное... оправдает многих и грехи их на Себе понесет (ст. 11). За то, что предаст душу Свою на смерть, Он получит часть между великими, и с сильными будет делить добычу (ст. 12) 17 , так что, насколько прежде многие изумлялись, смотря на Него, когда Он был обезображен паче сынов человеческих, настолько теперь Он станет предметом благоговейного изумления, чествования и надежд, как народов, так и царей ( Ис. 52:13–15; 11:10 ). После такого, столь характерного предызображения пророческого и первосвященнического служения Мессии, понятно, должно было становиться ясным и то, что Мессия имел быть не иным, как только духовно-благодатным царем, и, что царство Его опять имело быть не земным, а духовно-благодатным, а, именно, царством ведения Божия, правды, мира и любви, каковым и представлял его пророк Исаия ( Ис. 11:2–4, 6 и 8, 9 и 13), хотя, в своих частных изображениях Его, чтобы быть понятным для своего грубо-чувственного народа, неоднократно обращался к образам земных царств. В подобных же чувственных образах предызображал будущее духовное царство Мессии и современник Исаии пророк Михей, который, между прочим, как на характеристическую черту этого царства, предуказывал на истребление в Израиле всякого суеверия ( Мих. 5:12–14 ), а также на то, что будущий царь Израиля, имея произойти из Вифлеема, в то же время, будет иметь происхождение вечное, как выразил это через пророков Сам Господь в следующем Своем обращении к Вифлеему: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкой в Израиле, и Которого происхождение из начала, от дней вечных» ( Мих. 5:2 ) 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Ст. 19. А ты повержен вне гробницы своей, как презренная ветвь, как одежда убитых, сраженных мечем, которых опускают в каменные рвы, – ты, как попираемый труп. Ст. 20. Не соединишься с ними в могиле; ибо ты разорил землю твою, убил народ твой: во веки не помянется племя злодеев. Ст. 21. Готовьте заклание сыновьям его за беззаконие отца их, чтобы не возстали, и не завладели землею, и не наполнили вселенной неприятелями. Здесь опять является народ Божий, – удивляется великости неожиданного события и тяжести падения Вавилонского царя, и высказывает ему укоризны (ст. 12). Чтобы яснее представить тяжесть этого падения, народ Божий живописно изображает прежнюю блистательную судьбу Вавилонского царя, надменные замыслы, гордые надежды (ст. 13. 14) и сравнивает их с несчастным концом – тяжким, неожиданным падением, которое удивило все народы (ст. 15–17) и которое подвергло его большему унижению, нежели какому он подверг убитых им царей (ст. 18–20). Наконец народ Божий высказывает определение небесного суда касательно продолжения этого бедствия на все веки: – бедствие это поразит не его только, но и детей и внуков его (ст. 21). Ст. 12. Как упал ты с неба, денница, (люцифер), сын зари? Под Люцифером (светозарным), или денницею разумеется собственно яркосветящаяся планета Венера, утром предшествующая заре и предвещающая скорое наступление дня. Эта планета называется здесь сыном зари в значении всегдашней спутницы зари. Как эта планета сияет на небе ярче прочих окружающих ее звезд: так Вавилонский царь блеском своего достоинства, знаменитости и славы превосходил всех других царей и в этом состоянии, казалось, был непоколебим подобно этой планете. Упасть с неба на землю значит упасть с высоты достоинства, подвергнуться уничиженному состоцию ( Иер.32:7 ; Апок.6:13; 8:10; 9:1 ). Изобразив счастливую судьбу и надменность Вавилонского царя, Пророк далее изображает его крайнее унижение и погибель, степенью своею соответствующие степени его гордости. Ст. 15. Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней (собст.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

(Ст. 20). И Исаия предрек и дерзновенно от лица Сына сказал: явлен был Я не ищущим Меня (ср.:Ис. 65:1). (Ст. 21). К Израилю же так говорит: целый день простирал Я руки Мои к народу жестокому (не слушающемуся) и противоречащему (ср.: Ис. 65:2).   Глава 11 (Ст. 1). После этого открыл и разъяснил из Писаний о непослушании и отвержении их (Иудеев). Потом опять возвращается к язычникам с увещанием, чтобы они не грешили и не гордились, ибо и сам он чтит Евреев и показывает, что и для них дверь не заперта, если бы восхотели обратиться, и совершить покаяние. Неужели, говорит, Бог совершенно отверг народ Свой? — Никак. Ведь сам я, который был избран, не из него ли? Разве я не Израильтянин из наименьшего [то есть младшего сына Иакова от Рахили (Быт. гл. 49–50)] колена Вениаминова? (Ст. 2–4). Итак, на мне показал Бог, что Он не отверг народ Свой, который Он предуведал. Тех немногих, которые уверовали, назвал (апостол) народом, приведя в удостоверение слов своих семь тысяч мужей, которые оставались во дни Илии (3 Цар. 19:14, 18). (Ст. 5–6). Также, говорит, и в сие (нынешнее) время немногие остались из народа того (такие), чтобы избрать их к благодати. Если же по благодати они, то не от дел закона. (Ст. 7). Что же? Чего искал Израиль, то не получил. Но хотя избрание (избранный останок), а не все, получило, однако не все лишены были его (не все получили в равной мере), поскольку до избранных из них оно дошло, до прочих же совсем не дошло, а некоторые совершенно ослеплены до определенного времени. (Ст. 8). Так, предваряя, сказал и пророк о них: дал им Бог глаза, чтобы не видеть, — и уши, чтобы не слышать, даже до сего дня (Ср.: Ис. 29:10. Втор. 29:4). (Ст. 9–10). И Давид говорит так: да помрачатся глаза их, чтобы не видеть (ср.: Пс. 68:23–24). (Ст. 11). Но не для того, чтобы преткнулись и чтобы пали; но падением их совершено спасение язычникам, чтобы они соревновали им, как сказал: заставлю вас соревновать ненароду (Втор. 32:21. Ср.: Рим. 10:19). (Ст. 12). Если же через уменьшение, совершившееся над ними, явилось богатство (изобилие) язычников, ибо последние вошли через выход первых, — то тем более (послужило бы к увеличению числа Христовых учеников), если бы они обратились и сделались проповедниками — а не распинателями, благовестниками — а не укоснителями.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=28

(Ст. 24) но и оставаться здесь плотью [сир. (Вальт.): «для радости вашей и для умножения веры вашей»] почитаю благом для вашего укрепления. (Ст. 25–26). И, на сие надеясь, знаю, что останусь и пребуду со всеми вами для успеха вашего и радости в вере, дабы, когда опять приду к вам, преумножилась мне похвала эта, которой через вас хвалюсь во Христе. (Ст. 27–28). Посему и ни в чем не страшитесь пред противниками, — ибо это конец для них к погибели, а для вас (путь) к жизни и вечному спасению. (Ст. 29–30). Ведь не за грехи ваши увеличиваются бедствия ваши, ибо это как дар предоставлено вам, а именно: не только веровать во Иисуса Христа, но и за Него страдать, такой же подвиг имея, какой вы видели во мне, когда я был у вас (Деян. гл. 16), и какой ныне издалека услышали о мне.   Глава 2 (Ст. 1–4). Итак, не превозноситесь скорбями вашими, — и тот, кто терпел гонение более сотоварища своего, да не превозносится над ближним своим, но кротко и благосклонно каждый да считает своего ближнего выше себя. Каждый тайно или явно пусть совершает дело не только свое собственное, но и ближнего своего. (Ст. 5–6). В этом будьте подражателями Того, Кто в образе Бога был прежде облечения плотию, не хищением почитал для Себя быть равным Богу. (Ст. 7). Но Себя Самого уничижил, скрыв Свою собственную славу и облекшись в образ раба, так что Сын Давида царя, как раб, добровольно приял удар по ланите (Ин. 18:22. Мф. 26:67. Мк. 14:65 и Ин. 19:3) в то время, когда Он стал в подобие человеков, но от Девы, а не от семени мужа, и в виде (внешнем образе) людей оказался, то есть во всех страданиях плоти, кроме греха. (Ст. 8). И унизил Себя Тот, Кто был равен Богу, — даже до послушания Креста. (Ст. 9). Посему и Бог возвеличил и превознес Его, не Того, Кто уничижил Себя и унизил, но ту плоть, которой Он уничижен был. И даровал Ему имя, которое выше всякого имени, то есть Иисус. В чем же состоит это превознесение Его имени? (Ст. 10). В том, чтобы в этом имени Иисус всякое колено поклонялось — небесных, и земных, и преисподних, то есть и мертвые, и живые, и Ангелы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=28

В своих посланиях, в подтверждение своих мнений, святой Игнатий нередко приводит дословно некоторые места из Евангелий; например: а) в послании к Римлянам, в ст. 6, - какая польза человеку, если весь мир приобретет, а душе повредит (Мф. 16, 26); б) в послании к Поликарпу, в ст. 2, - будь мудр, как змея, и прост, как голубь (Мф. 10, 16); в) в послании к Смирнянам, в ст. 1, - " Господь наш крестился от Иоанна, чтобы исполнить всякую правду " (Мф. 3, 15); г) в том же послании, ст. 3, - " И когда Он пришел к бывшим с Петром, то сказал им: осяжите Меня и рассмотрите (Лк. 24, 39), что Я не дух бестелесный " . Семь посланий святого Игнатия дошли до нас в двух списках: пространном и сокращенном. Выше мы привели извлечения из сокращенного списка, но так как и пространный список принимался и принимается за подлинное послание святого Игнатия такими авторитетами, как святой Иоанн Златоуст, святой Григорий Двоеслов, святой Иоанн Дамаскин и К. Тишендорф, то продолжим извлечения из пространного списка посланий: д) в послании к Римлянам, в ст. 3, - если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас... (Ин. 15, 19); е) в послании к Ефесянам, в ст. 8, - Слово стало плотию (Ин. 1, 14); в том же послании, в ст. 5, - неверующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем (Ин. 3, 36); ж) в послании к Магнезийцам, в ст. 9, - если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне (Ин. 5,46); з) в том же послании, в ст. 6, - возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и ближнего твоего, как самого себя (Лк. 10, 27). Не приводя дальнейших извлечений из посланий святого Игнатия, ограничимся лишь указанием на следующие места Евангелий, встречающиеся в этих посланиях: из Евангелия от Матфея: 1, 23; 4, 23; 5, 5, 45 и 48; 8, 17; 9, 35; 12, 33 и 40; 15, 13; 19, 12; 13, 43; 22, 40; 27, 52; 28, 19; из Евангелия от Марка: 11, 25; из Евангелия от Луки: 10, 16 и 27; 14, 11; 14, 15; 17, 10; 18, 13 и 14; 22, 31; 23, 34; из Евангелия от Иоанна: 2, 19; 3, 8; 5, 30; 8, 29, 46, 56 и 58; 10, 11; 11, 25 и 26; 12, 32; 13, 34; 14, 6 и 24; 16, 13 и 14; 17, 3, 4, 5, 6, 11 и 21; и 20, 25, 27 и 28.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2336...

А современные обстоятельства политические вызывали невольно на грустные размышления и предположения. Халдее-Вавилонское царство приходило от силы в силу; громадные толпы необузданных и страшных Скифов проникли до Египта; племена и народы были в каком-то колебании и напряжении; все давало предчувствовать некоторый великий переворот. А, между тем, народ Божий, некогда славный и могущественный, дошел до крайнего истощения и до полного забвения Иеговы. Вот эти соображения и могли сильно потрясти благочестивого Иосию при чтении подлинной книги закона Господня. Невольно ему пришло на мысль и почувствовалось сердцем, что окончательные громы гнева небесного готовы разразиться над его народом, и что близка погибель этого народа. Ст. 13–14. …И пошел Хелкия священник… и слуги царские, по повелению царя, …к Олдаме пророчице… , которая …жила в Иерусалиме... вопросить через нее Господа за царя, …и за народ, и за всю Иудею, о словах сей найденной книги... Кроме этого места, об Олдаме пророчице Писание нигде более не упоминает. Но, судя по важности дела, с которым отнеслись к ней, можно заключить о высоком ее достоинстве пророческом. Хотя в это же время совершали свою проповедническую деятельность знаменитые пророки Иеремия и Софония; но, вероятно, они находились тогда в отдалении от Иерусалима, или даже, может быть, неизвестно было совсем место их тогдашнего обитания. Глава 23. Благочестивые дела Иосии (окончание). Иоахаз и Иоаким, 17-й и 18-й цари Иудейские 676 а) Чтение найденной книги завета перед всем народом, по повелению царя, в доме Господнем (ст. 1–2). б) Завет народа, по примеру царя, пред лицом Господним с обещанием исполнять заповеди Божии (ст. 3). в) Всецелое истребление язычества и богослужебных принадлежностей его в доме Божием, в Иерусалиме и окрестностях его, а также и в прочих городах Иудейских (ст. 4–14). г) Разрушение жертвенника Вефильского (Иеровоамова) и истребление язычества в городах Самарийских (ст. 15–20). д) Совершение Пасхи по книге завета (ст. 21–23). е) Заключительное замечание о глубоком благочестии Иосии (ст. 26–30). ж) Воцарение нечестивого Иоахаза (в 611 г. до Р. X.), и низложение его (через 3 месяца) Фараоном Нехао с назначением нового царя Иоакима (ст. 31–34). з) Дань, наложенная на Иоакима, время воцарения (610 г. до Р. X.), продолжительность царствования и нечестие этого царя (ст. 35–37).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Притч.23:14 .  ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней. Притч.23:15 .  Сын мой! если сердце твое будет мудро, то порадуется и мое сердце; Притч.23:16 .  и внутренности мои будут радоваться, когда уста твои будут говорить правое. Притч.23:17 .  Да не завидует сердце твое грешникам, но да пребудет оно во все дни в страхе Господнем; Притч.23:18 .  потому что есть будущность, и надежда твоя не потеряна. Обращается особенное внимание на необходимость хорошего домашнего воспитания и при этом указывается (ст. 13) как и ранее указывалось (13:25), на необходимость физического наказания в системе воспитания, как средства педагогического и вполне целесообразного (ст. 14). В последующем увещании к мудрости выдвигается на вид способность мудрости делать человека счастливым (ст. 15–16), а первым проявлением мудрости представляется отсутствие зависти благоденствующим грешникам (ст. 17, сн. Притч 24.1 ), присутствие напротив страха Божия и надежды на воздаяние – здесь и за гробом (ст. 10); в данном случае, как и в других ( Притч 11.7, 14.32 ), выражается вера Премудрого в бессмертие души человека и посмертное воздаяние праведным и грешникам. Притч.23:19 .  Слушай, сын мой, и будь мудр, и направляй сердце твое на прямой путь. Притч.23:20 .  Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом: Притч.23:21 .  потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденет в рубище. Притч.23:22 .  Слушайся отца твоего: он родил тебя; и не пренебрегай матери твоей, когда она и состарится. Притч.23:23 .  Купи истину и не продавай мудрости и учения и разума. Притч.23:24 .  Торжествует отец праведника, и родивший мудрого радуется о нем. Притч.23:25 .  Да веселится отец твой и да торжествует мать твоя, родившая тебя. Для занятий мудростью необходимо прежде всего устранить стоящие на пути препятствия – страсть к пьянству и распутству (ст. 19–21). Затем настойчивое увещание держаться мудрости, истины, разумения (ст. 23) предваряется (ст. 22) и заканчивается увещанием почитать авторитет отца и матери (ст. 24–27) (ср. Притч 10.1, 15.20 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

(Ст. 9–14). Ведь как Христос воскрес из мертвых и уже не умирает, поскольку претерпел должную смерть в воздаяние за наш грех, и кто ожил, тот живет во век, — так и вы, которые умерли греху, — да не царствует более грех в вашем смертном теле, но представьте себя Богу, как из мертвых живущих. Ведь если члены ваши были орудиями правды Богу, то ясно что грех уже не будет владычествовать [(слав.: да не обладает)] над вами, ибо вы не под законом находитесь, то есть под наказанием закона. (Ст. 15–16). Поистине неприлично нам, когда отнят от нас страх закона и мы под благодатию находимся, снова грешить и совершать преступления. Как можем получать оправдание, так легко нам и грешить: потому что кому представляете себя рабами в послушание, рабы есть того; кому повинуетесь — или греха к смерти или послушания к правде? (Ст. 17). И если вы были рабами греха, то теперь стали послушно служить делами вашими, ибо образ учения дан вам. (Ст. 18–19). Итак, поелику освободились вы от греха и поработились праведности, то остерегайтесь, — говорю (это) в виду (ради) немощи плоти вашей, — да не восстанут на вас (грехи) и победят вас. Итак, как представляли вы плоть свою, как бы орудие рабствовать нечистоте, то есть пустым прикрасам, объедению и похоти, так ныне представьте плоть свою постам, молитвам и воздержанию, чтобы сделаться вам рабами праведности и святости. (Ст. 20). Когда рабами были вы греха, свободны были от (лишены) дел праведности, потому что не в состоянии были угождать обоим, и повиновались одному только греху. (Ст. 21). Какой же тогда был плод дел ваших, кроме того, чего ныне стыдитесь? — ибо они в награду принесли нам стыд, а как конец их опять получается смерть вторая (Апок. 2:11. 20:14. 21: 8). (Ст. 22). Теперь же, так как освободились вы от греха и благодатью стали рабами праведности, приносите плод Тому, Кого конец есть жизнь вечная. (Ст. 23). Ибо дань греха смерть есть, — дары же, которые даны нам чрез Господа нашего, будут к жизни вечной.   Глава 7 (Ст. 1–4). Ведь (ибо) как замужняя женщина привязана к закону мужа своего, пока жив муж, если же умрет муж ее, она освобождена от закона мужа (то есть брак с умершим мужем считается уничтоженным), так что вольна выходить за кого угодно; так и вы умерщвлены были для закона чрез Тело Господа нашего, Которое приняли, — и достойно и праведно, чтобы вы принадлежали Тому, Кто нисшел к мертвым ради нас, и восшел, чтобы во время пришествия Своего принести вас Богу, как плод святой.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=28

Там же, стихи 26 – 30: о тайной вечери, об окончании ее священною песнию, и отшествии после нее в гору Елеонскую. Далее в ст. 56 – 68 повествуется, как Иисус Христос (в туже ночь – с четверга на пятницу) был приведен к первосвященнику Каиафе и книжникам, где Он судился. В следующей главе говорится, как Иисус Христос на следующий день, πρωας δ γενομνης, „ когда наступило утро» (гл. 27, ст. 1), был приведен к Понтию Пилату, и как Он в тот же день, (то есть, в пятницу, как видно из ст. 62), был распят и умер на кресте. Далее, ст. 32-й гласит: „Выходя (на Голгофу), они встретили киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его», и потом, в стихах 57 – 61 говорится о том, что когда настал вечер, то Иосиф аримафейский испросил у Пилата тело Иисусово, и положил его во гробе: а Мария Магдалина и другая Мария сидели против гроба. Ст. 62: „На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату и т. д. „Заметим тут же», говорит наш автор, „что «пятница» называется в подлиннике παρασκευ, т. е., день приготовления, каковое выражение вполне соответствует талмудическому обозначению пятницы; ибо пятница называлась так потому, что в этот день приготовлялась пища к субботе, так как в субботу запрещалось варить». Далее, гл. 28-й ст. 1-й гласит: „по прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришли Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб»; после чего рассказывается о воскресении Господа Иисуса Христа. В сущности тоже самое повествуется во 2-м и 3-м Евангелиях – св. Марка и св. Луки. В Евангелиях св. Марка, гл. 14, ст. 12 – 18., говорится: „Вь первый день опресноков, когда закалали пасхального агнца, говорят Ему (Иисусу Христу) ученики Его: где хочешь есть пасху? Мы пойдем и приготовим», и далее – о самом приготовлении пасхи и о возлежании Христа с учениками за трапезою, с наступлением вечера. Далее, ст. 28 – 25, об учреждении тайной вечери, песнопении, и отшествии после того в гору Елеонскую. В 53 – 65 стихах (той же 14-й главы) повествуется, как Иисус Христос судился, а в 15-й главе, как Он εθως π τ πρω, „немедленно поутру» (15, 1) был приведен к Пилату, и в тот же день (как видно из ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010