Все пророки, апостолы и сам Креститель имели обыкновенную человеческую природу, были подобны всем людям, только более просвещённые Богом, чем другие смертные. Говорит, как сущий от земли: его учение, хотя оно, как у пророков и Иоанна, откровенное, божественное, непогрешимое, однако же, по степени силы и ясности и полноты ниже учения Мессии. У Мессии, как Сына Божия, ведение тайн Божиих непосредственное, самобытное, у людей же земных оно посредственное, откровенное, следовательно, не вполне самобытное. «Иоанн здесь называет себя говорящим как сущий от земли, сравнивая своё учение с учением Христовым... Мои слова сравнительно с учением Христовым скудны, маловажны» (Злат.). «Хотя и учение самого Предтечи было божественно, но в сравнении с учением Христовым оно имеет много земного» (Феофил.). – Приходящий с небес и пр.: настойчивое утверждение истинности сказанного. Ученики Иоанна из слов его, что он от земли и говорит как сущий от земли, должны были понять, что их учитель ставит себя неизмеримо ниже Иисуса Христа, как земное отстоит от небесного. 32. Ин. 3:32 . и что Он видел и слышал, о том и свидетельствует; и никто не принимает свидетельства Его. Ин. 3:11, 5:19, 1:11 . Что Он видел и слышал и пр.: см. ст. 11, ср. ст. 18. – Никто не принимает свидетельства Его: усиленное (гиперболическое), порождённое неправильным взглядом учеников его на отношение народа к Спасителю, выражение глубокой скорби Крестителя о малом ещё числе принимающих и понимающих учение Господа. То, что ученикам в их ревнивом чувстве показалось многим, ему кажется ничем в сравнении с тем, что должно бы быть. Ученики жалуются, что все идут к Нему (ст. 26), Иоанн говорит, что никто не принимает свидетельства Его (никто – очевидно усиленное выражение, которое вслед за сим сам же Креститель ограничивает, говоря о принявших свидетельство Его, ст. 33. «Никто сказано здесь вместо немногие» Злат.). То ли бы должно быть, если бы было всё так, как следовало быть? Так ли мало должно бы быть принимающих учение Мессии? Все должны бы принять Его, а теперь что значит это число принявших Его? Ничто: никто не принимает свидетельства Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

285 Что здесь речь именно о книге Моисеевой, это видно из тех предсказаний, какие пророк оттуда заимствовал, напр. в 28:11: «за то лепечущими устами и на чужом языке будут говорить к этому народу»; это само предсказание мы находим и во Втор.28:49–50 . Самая речь пророка о «книге запечатанной» для жителей Иерусалима ясно напоминает слова Моисея во Втор.29:29 : «сокрытое Господу принадлежит, а открытое нам и сынам нашим до века, чтобы мы исполняли все слова закона сего», ср. Втор.32:34 : «не сокрыто ли это у Меня, не запечатано ли в хранилищах Моих?» Замечательно, что в Ис.34 гл., где упоминается о «книге Господней» (16 ст.) все образы сходны с теми, на которые сделан намек во Втор.29:23 ; речь о «проклятии» (в Ис.34:2, 5 и нисхождении Господа для суда Эдома) напоминает прямо главу 28-ю Втор. и гл. 29:21; 33:2; речь о «рассеянии» и «собрании» сынов Израилевых в «землю» их – тоже, что Втор.30:3–5 . Ср. еще Втор.32:42 и Ис.34:3–7 и др. Все это приводит к убеждению, что пр. Исаия имел пред собою книгу закона Моисеева. – Не могло быть между книгою Исаии и книгою Моисея обратного отношения: естественнее думать, что влияние замечательной песни отразилось на целом отделе 40–66 гл. Исаии, чем утверждать, что писатель 32-й главы Второзакония соединил разрозненные образы из отдела 40–66, и из этого соединения получилось такое целостное высоко поэтическое писание. Кроме того, если сравнить два из вышеприведенных сходных мест – Втор.32:39 , и Ис.43:11–13 ; то едва ли было бы естественно приписывать первоначальность месту из книги Исаии: во Втор. слова: «и никто не избавит от руки Моей» указывают на невозможность избежать Израилю мщения Господа, и потому суть прямое продолжение непрерывной речи о мщении Господа раздражившим Его; между тем у Исаии идет сначала речь о спасении Израиля Господом, а затем присоединяются слова: «никто не спасет от руки Моей», которым, так. образ. господствующая мысль предшествующей речи несколько изменяется. 286 Замечательно при этом то, что как в книге Бытия повествование о Вавилоне ( Быт.10 гл.) и Вавилонском столпотворении (11 гл.), о призвании Авраама, «ниспровержении Содома и Гоморры» (19 гл.) находятся рядом, так и в кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

8. Якоже бо риза снедена будет временем, и яко сукно изъястся мольми, правда же моя в веки будет, и спасение мое в роды родов. 7. Послушайте Меня, знающие правду, народ, у которого в сердце закон Мой! Не бойтесь поношения от людей, и злословья их не страшитесь. 8. Ибо как одежду съест их моль, и как волну съест их червь; а правда Моя пребудет вовек, и спасение Мое – в роды родов. Ст. 7–8. Любящим правду и имеющим закон в сердцах своих ( Пс.36:31 ) Господь говорит, что они не должны страшиться ожидающих их поношения и хулы от людей (ib.32, ср. 2Тим.3:12 ), так как таковые суть временны, даруемое же им от Бога оправдание и спасение – в роды родов. В ст. 8, вместо евр. =в р.-с. моль, 70 читали: , почему: π χρνου=временем; слово съест их 70 в обоих случ. читали без =суф. их. Согласно с евр. м. т., по слав. следует: якоже бо ризу изъяст я тля, и яко сукно изъяст я моль и дал. 9. Востани, востани иерусалиме, и облецыся в крепость мышцы твоея, востани яко в начале дне, яко род века: не ты ли еси победил гордаго, и расторгнул змиа; 10. Не ты ли еси опустошаяй море, воду бездны многу; положивый глубины морския путь прохода изъятым и избавленным; 11. Господем бо возвратятся, и приидет в сион с радостию и с веселием вечным: на главе бо их веселие и хвала, и радость приимет я: отбеже болезнь, и печаль, и воздыхание. 9. Восстанъ, восстань, облекись крепостию, мышца Господня! Восстанъ, как в дни древние, в роды давние! Не ты ли сразила Раава, поразила крокодила? 10. Не ты ли иссушила море, воды великой бездны, превратила глубины моря в дорогу, чтобы прошли искупленные? 11. И возвратятся избавленные Господом, и приидут на Сион с пением, и радость вечная над головою их; они найдут радость и веселие; печаль и вздохи удалятся. Ст. 9–11. Для призвания Сиона к новой жизни, устроения вечной правды и спасения людей, чрезвычайным образом проявится мышца Господня, т. е., сила Божья (ср. выше), в действиях, подобных тем, в каких она проявилась в начале еврейской теократии, во время избавления евреев от рабства египетского и путешествия по пустыне. Избавляемые ею теперь чада Сиона придут в Сион и станут наследниками вечного веселья. В ст. 9 евр. м. =в р.-с. Господня, 70 читали: , почему: ερουσαλμ=Иерусалиме, что в ст. 9 и 10 принято за звательный падеж обращенья, почему относящиеся к нему глаголы по слав. стоят в муж. р. Такое чтение 70 здесь противно контексту речи. Согласно евр. м. т., слав, перевод здесь д. б. исправлен так: востани, востани, крепость, мышцэ Господня, востани... и далее глаголы должны стоять в женск. р.: победила, –расторгнула, – опустошающая, – положившая.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Божественное происхождение мудрости и та близость к Богу, какую доставляет человеку обладание мудростью, тем более должны делать ее предметом постоянного стремления человека, что с нею неотделимо соединены благословение в земной жизни, хранение среди опасностей: Господь есть щит и хранитель для благочестивых искателей мудрости. Он хранит их за их непорочность на всех путях жизни (ст. 7–8, сн. Пс 83.12, 90.11–12 ). Плодом следования путями Божественной премудрости явится для человека преуспевание во всех видах правды и праведности (сн. Притч 1.3 ). Притч.2:10 .  Когда мудрость войдет в сердце твое, и знание будет приятно душе твоей, Притч.2:11 .  тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя, Притч.2:12 .  дабы спасти тебя от пути злого, от человека, говорящего ложь, Притч.2:13 .  от тех, которые оставляют стези прямые, чтобы ходить путями тьмы; Притч.2:14 .  от тех, которые радуются, делая зло, восхищаются злым развратом, Притч.2:15 .  которых пути кривы, и которые блуждают на стезях своих; Притч.2:16 .  дабы спасти тебя от жены другого, от чужой, которая умягчает речи свои, Притч.2:17 .  которая оставила руководителя юности своей и забыла завет Бога своего. Притч.2:18 .  Дом ее ведет к смерти, и стези ее – к мертвецам; Притч.2:19 .  никто из вошедших к ней не возвращается и не вступает на путь жизни. Мудрость и знание для ищущего и любящего их становятся как бы друзьями и советниками, которые, утверждая человека в добром направлении мысли и жизни, предохраняют его вместе с тем от злых путей человека развращенного (10–12), для которого делать зло – привычка и удовольствие (14, сн. Притч 6.14, 10.31–32, 16.30, 23.33 ). Пути последнего рода людей – пути тьмы (ст. 13 сн., Еф 5.11 ), так как тьма – родная стихия для порока ( Ин 3.19 ); эти пути вместе с тем – пути кривые (ст. 15), полные козней и ухищрений на счет людей неопытных. Особенную опасность для юношей представляет обольстительное, но пагубное влияние со стороны развратных женщин (16–19, сн. Притч 5.3, 6.24, 7.17 и дал.). Жена прелюбодейная, оставляя руководителя (Вульг. ducem) или друга (евр. аллуф) юности своей, нарушает тем завет Бога своего (ст. 17): воззрение это весьма характерно для библейского представления, прежде всего, брака, а затем и завета с Богом ( беритэлогим). В отношении брака Ветхий Завет проводит то идеальное воззрение, что брак есть теснейший союз, союз дружбы и любви, заключенный между мужем и женой ( Иоиль 1.8 ; Мал 2.14 ), – заключенный притом пред Богом, т. е. с соблюдением известных религиозных обрядов (как справедливо утверждает Эвальд к ст. 17). Но затем этот союз, в силу нравственной высоты, в силу почивавшей на нем освящающей силы Божией, служит по библейскому представлению образом союза или завета Бога с Израилем (ср. Иер 3.1 ; Ос 1.1 – Ос 3.1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью в учении о таинстве брака О браке вообще 1Кор.7:38 . «Посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше». Объясн. Если бы в Церкви Христовой от начала не существовало таинства брака, а был бы только так называемый гражданский брак, то апостол только и сказал бы об овдовевшей женщине: «свободна выйти, за кого хочет»; но он прибавляет: «только в Господе». Священнодействие, чрез которое совершается брак о Господе, и есть таинство брака, видимым совершителем которого бывает иерей, а невидимым Сам Глава Церкви Господь, сочетавающий во единого человека Свои члены, – мужа и жену: Мф.19 :б; Еф.5:31–32 . Брак должен быть только в Господе Мф.19:5–6 . «И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одной плотью ( Быт.2:24 ), так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (ср. 1Кор.7:39 ). Объясн. Брачный союз непременно должен быть только «в Господе», т.е. должен быть освящён церковной молитвой. Такой брак должен быть нерасторжим: 1Кор.7:39 ; Мф.5:32 ; Рим.7:2 . Благословенный брак есть «тайна великая»: Еф.5:31–32 ; он уподобляется союзу Христа с Церковью: Еф.5:23 . Сам Иисус Христос освятил брачный союз Своим присутствием: Ин.2:1–11 . Брак есть «тайна великая» Еф.5:31–32 . «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть ( Быт.2:24 ). Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви». Объясн. Что «тайной» называется союз между мужем и женой, это видно из связи речи: ст.25–31; значит брак и по буквальному выражению апостола есть таинство – «тайна великая». Апостол разъясняет и сущность тайны, так, например, излагая обязанности мужа и жены, он указывает основание этих взаимных обязанностей в сходстве супружеского союза с союзом Христа с Церковью: Еф.5:22–25 . Такое глубокое значение брака уже предполагает особое священнодействие, чрез которое он освящается благодатью Христовой: 1Кор.7:39 ; выражение «только в Господе», естественно, приводит к мысли, что брак христианский ещё при апостолах в отличие от других брачных союзов заключался «только в Господе»; или во имя Господне, т.е. был делом веры и Церкви и, следовательно, освящался и запечатлевался чрез какое-либо видимое священнодействие, без чего брак будет подобен тому незаконному замужеству, в котором Господь обличил Самарянку: Ин.4:17–18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

3Цар.21:26 .  он поступал весьма гнусно, последуя идолам, как делали Аморреи, которых Господь прогнал от лица сынов Израилевых. Ахав уже по опыту знает, что означает внезапное появление пред ним пророка Илии ( 3Цар. 17:1, 18:17 ). На обличение пророка он выставляет на вид (ст. 20); сн. 3Цар. 18:17 личную вражду к нему пророка, но последний указывает, что виною всему безвольная преданность Ахава греху (евр. гитмаккер: продан (греху), ср. 4Цар. 17:17 ; Puм. 7:14; LXX и слав. добавляют: μτην, «всуе продан»; кара Божия, постигнет Ахава и дом его, как и дом Иеровоама ( 3Цар. 14:10–11 ) и дом Ваасы ( 3Цар. 16:3–4 ) – черты истребления во всех случаях рисуются до буквальности одинаково, (ст. 21, 22); сн. ( 4Цар. 9:8–9 ); постыдная смерть угрожает особенно Иезавели, главной виновнице нечестия в Израиле при Ахаве (ст. 23); сн. ( 4Цар. 9:10, 36 ); нечестия, состоявшего в официальном введении культа Ваала (ст. 25–26), в чем Ахав оказался хуже всех предшественников своих (ср. 3Цар. 16:31–33 ): те поддерживали неугодный Иегове культ тельцов, а Ахав ввел чистое язычество. 3Цар.21:27 .  Выслушав все слова сии, Ахав [умилился пред Господом, ходил и плакал,] разодрал одежды свои, и возложил на тело свое вретище, и постился, и спал во вретище, и ходил печально. 3Цар.21:28 .  И было слово Господне к Илии Фесвитянину [об Ахаве], и сказал Господь: 3Цар.21:29 .  видишь, как смирился предо Мною Ахав? За то, что он смирился предо Мною, Я не наведу бед в его дни; во дни сына его наведу беды на дом его. Обличение пророка Илии и на этот раз, как и после кармильского события ( 3Цар.18:45–46 ) произвело сильное действие на Ахава. Ахав, видимо, был склонен принимать воздействие проповеди пророка, но слабохарактерность и подчинение влиянию язычницы жены парализовали спасительное действие личности и проповеди пророка: (полная аналогия с Иродом, с удовольствием слушавшим Иоанна Крестителя и все же умертвившем его по навету злой Иродиады), ( Мк.6:20–26 ): Ахав (по LXX: слав.: «умилися от лица Господня, и идяше плачася», – добавление, едва ли первоначальное, но вполне выражающее мысль текста) наложил на себя траур, обычный в печали (ср. 3Цар.20:31–32 ) и подверг себя покаянному посту (ср. 2Цар.12:16,21–23 ; Ис.58:3–11 ), почему Господь через пророка Илию смягчил Свой суд над Ахавом (ст. 29): грозное пророчество исполнится во всей силе не на Ахаве, а на сыне его Иораме ( 4Цар.9:24–26 ). Так, «бездна благости – Владыка Бог за убийство угрожал конечною гибелью; и за слезы об убийстве даровал замедление наказания» (блаженный Феодорит, вопр. 62). «Покаяние, конечно, не притворное, но временное; почему и временным сопровождалось помилованием» (Филарет, с. 246).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 1 1–4. Старческая болезнь Давида. 5–10. Заговор Адонии. 11–31. Объявление воли Давида о престолонаследии Соломона. 32–40. Вступление Соломона на царство, помазание его и триумфальное шествие. 41–53. Рассеяние партии Адонии. 3Цар.1:1 .  Когда царь Давид состарился, вошел в преклонные лета, то покрывали его одеждами, но не мог он согреться. 3Цар.1:2 .  И сказали ему слуги его: пусть поищут для господина нашего царя молодую девицу, чтоб она предстояла царю и ходила за ним и лежала с ним, – и будет тепло господину нашему, царю. 3Цар.1:3 .  И искали красивой девицы во всех пределах Израильских, и нашли Ависагу Сунамитянку, и привели ее к царю. 3Цар.1:4 .  Девица была очень красива, и ходила она за царем и прислуживала ему; но царь не познал ее. 1–4 ст., как затем и ст. 5–10, образуют введение к главному рассказу 1 главы – о вступлении Соломона на царство: как дряхлость Давида (ст. 1–4), так и заговор Адонии (ст. 5–10) могут объяснить, почему Соломон еще при жизни Давида занял престол его. Ст. 1 начинается соединительным союзом «и» также, как и некоторые другие ветхозаветные книги (Левит, Числа, Иисуса Навина, Судей, Руфь, 1-я Царств, 2 Паралипоменон, 2-я Ездр, Иезекииля, Ионы), что не необходимо указывает на связь содержания последующей библейской книги с предыдущей, но в данном случае ( 3Цар. 1–2 ) представляют как бы органическую часть 2-й книги Царств, заканчивая изложенную там историю царствования Давида. Возраст Давида в описываемый в ( 3Цар.1–2 ) момент равнялся, судя по ( 3Цар.2:11 ) ср. ( 2Цар.5:4 ), семидесяти лет. Болезнь и дряхлость (marasmus senilis) Давида в эти не столь еще преклонные годы являются последствием чрезвычайных трудов и испытаний, понесенных им в пору юности и в зрелом возрасте (указание на преждевременную старость Давида видят уже в ( 2Цар.21:16–17 ) ). Слабосилием Давида объясняется и недостаток теплоты в его организме, упадок температуры тела (Мидраш объясняет болезнь Давида как последствие явления Ангела ( 2Цар.24:16–17 ). По мнению Клерика, отсутствие теплоты в теле Давида произошло «ex nimio mulierum usu».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Доказавши из примера, в котором нарушителем закона является Давид, образец ветхозаветного благочестия, что по нужде может быть нарушение вообще закона, Христос теперь (у одного ев. Мф.Ст. 5–7) обращается к закону и доказывает, что и сам закон не дозволяет понимать так буквально, внешне покой субботний, как понимают его фарисеи: закон предписывает священникам в субботу приносить в храме известные жертвы ( Числ. 28:9 ), что составляет, без сомнения, труд. Глаголю же вам: яко церкве боле (μεζον ср.12:41,24. Лк.11:31:32 ) есть зде: здесь, т.е. в данном случае нарушение субботы учениками Иисуса, здесь Сам Мессия, Которого храм прообразовал собою; если же храм разрешает своим служителям по нужде нарушать покой субботний, то тем более имеет право Мессия разрешить это Своим ученикам. С ст. 7 начинается уже речь не защитительная, но обличительная: Христос показывает тот общий источник, из которого произошло и это частное осуждение фарисеев и который состоит в том, что они люди без души и сердца, но в то же время ревнители буквы, обряда. Ибо ст. 8 доказывает, что ученики неповинны (ст. 7). В Евангелии Марка изречение 8 ст. у Мф.Предваряется изречением: суббота человека ради бысть, а не человек ради субботы; тем же, посему Господь есть Сын человеческий и субботы. Фарисеи делали из закона цель, а из человека – орудие, средство для этой цели; Господь же говорит, что закон дан для человека, для его нравственного усовершенствования, а поэтому Сын человеческий, который есть Господь закона, Сам законодатель, имеет право и отменить это средство, как скоро оно негодно для цели. б) Исцеление сухорукого в синагоге. Лк.6:6–11 . Мф.12:9–14 . Мр. 3:1–6 . В иную субботу И. Христос был в одной синагоге и учил. Там был человек, у которого правая рука была сухая. Книжники же и фарисеи наблюдали, не нарушит ли И. Христос покой субботний исцелением этого больного. И не только молча наблюдали, но, как говорит ев. Матфей, и дали Ему искусительный вопрос, чтобы вызвать Его на то. Тогда Господь (вызвав сухорукого на средину Мр., Лк.) спросил фарисеев: «кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит» (Мф.)? «Должно ли в субботу добро делать, или зло делать? Спасти душу или погубить» (Мр., Лк.)? И, окинув взором Своим противником (Лк.), воззрев на них с гневом и в то же время скорбя об ожесточении сердец их (Мр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

Прем.12:12 . Ибо кто скажет: «что Ты сделал?» или кто противостанет суду Твоему? и кто обвинит Тебя в погублении народов, которых Ты сотворил? Или какой защитник придет к Тебе с ходатайством за неправедных людей? 12 . Бог не имеет нужды казаться пред кем-либо милостивым; немедленно, в одно мгновение Он может обнаружить свою карающую десницу и никто не противостанет суду Его даже простым вопросом: «что Ты сделал?», ибо Он Творец погубляемых Им народов. Мысль о беспредельной власти Божией над всем сотворенным выражена в данном месте в форме ряда вопросов, как и в других местах Св. Писания: Прем.11:22 ; Ис. 45:9 ; Дан. 4:32 ; Иов. 9:12 ; Рим. 9:20 . Прем.12:13 . Ибо кроме Тебя нет Бога, который имеет попечение о всех, чтобы доказывать Тебе, что Ты несправедливо судил. Прем.12:14 . Ни царь, ни властелин не в состоянии явиться к Тебе на глаза за тех, которых Ты погубил. 13–14 . Высказанная в 12 ст. мысль о том, что Бог ни пред кем не ответствен, в 13 и 14 ст. определяется ближе. Безответственность суда Божия основывается на Его бесконечной любви ко всему сотворенному. Поэтому судить действия Божии над тварью могло бы только подобное Ему существо, со всеобъемлющей любовью, между тем «кроме Тебя нет Бога, который имеет попечение о всех, чтобы доказывать Тебе, что Ты несправедливо судил». Тем более из людей, какое бы высокое положение они не занимали, никто не осмелится противостать Твоему суду, хотя бы в форме «ходатайства» (12 ст.) «за тех, которых Ты погубил» (14 ст.). Прем.12:15 . Будучи праведен, Ты всем управляешь праведно, почитая не свойственным Твоей силе осудить того, кто не заслуживает наказания. Прем.12:16 . Ибо сила Твоя есть начало правды, и то самое, что Ты господствуешь над всеми, располагает Тебя щадить всех. 15–16 . Высказанная выше мысль об абсолютной неограниченности и безответственности силы Божией в ее действиях в мире человеческом могла зародить в читателе опасение, как бы карающая десница Божия не стала поражать совершенно невинных. Чтобы предотвратить это опасение писатель в 15–16 ст. говорит о Божественном правосудии и Божественном милосердии, которые утверждаются именно на беспредельном Божием всемогуществе. Люди чаще всего делают другим несправедливость из чувства опасения пред ними и сознания своей слабости; у всемогущей же силы Божией не может быть этого мотива и потому ей «не свойственным… осудить того, кто не заслуживает наказания». Для всемогущества может быть только один мотив для деятельности в человеческом мире – нравственное достоинство человека, его благо, его спасение. Отсюда понятно, почему " сила (Божия) есть начало правды», (ср. Прем.11:24 ) и то самое, что Ты господствуешь над всеми, располагает Тебя щадить всех».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Быт.32:9–11 . И сказал Иаков: Боже отца моего Авраама и Боже отца моего Исаака, Господи [Боже], сказавший мне: возвратись в землю твою, на родину твою, и Я буду благотворить тебе! Недостоин я всех милостей и всех благодеяний, которые Ты сотворил рабу Твоему, ибо я с посохом моим перешел этот Иордан, а теперь у меня два стана. Избавь меня от руки брата моего, от руки Исава, ибо я боюсь его, чтобы он, придя, не убил меня [и] матери с детьми. В сознании недостаточности человеческих сил и средств, как орудий защиты от предстоящей опасности, Иаков обращается с молитвою к Богу отцов. Эта, первая в Библии, молитва , если не считать ходатайства Авраама за содомлян ( Быт 18:23–32 ), имеет все признаки истинной молитвы, отличаясь искренностью, детской простотой, благодарностью к Богу, смирением пред Ним и надеждой на Него одного. В начале молитвы – исповедание Бога Богом спасения и указание на прямое повеление ( Быт. 31:13 ) Божие Иакову возвратиться на родину, с обетованием – быть с ним (ст. 9). В сравнении с теми великими благодеяниями, которые обещал и даровал уже Господь Иакову, он чувствует свое ничтожество, недостоинство, тем более, что у него налицо – осязательное доказательство промышления Божия о нем, в виде обогащения его в Месопотамии, между тем как туда он направлялся с одним посохом (еврейские толкователи, обращая внимание на конструкцию bemaqeli, с жезлом, или, точнее, посредством жезла, полагали, что Иаков жезлом разделил Иордан). Усиленно молясь о спасении, Иаков выражает боязнь за целость семьи – «чтобы Исав не убил его и матери с детьми (ст. 11). Последнее выражение – ходячая фраза ( Ос. 10:14 ; Втор. 22:6 ), означающая полноту и вместе жестокость, кровожадность истребления. Быт.32:12 . Ты сказал: Я буду благотворить тебе и сделаю потомство твое, как песок морской, которого не исчислить от множества. Основанием надежды Иакова служат обетования Божии ему и отцам его ( Быт. 28:13, 22:17 ). Для умилостивления брата Иаков посылает навстречу брату дары и переходит с семьею через поток Иавок

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010