Неоднократно и разным образом Господь истреблял врагов своего народа, иногда и при посредстве ангелов, как это было в Египте. Так и теперь совершает казнь Божию ангел Господень, может быть верховный вождь небесных Сил, ревностный защитник народа Божия, Архистратиг Михаил ( Дан.10:13,21 ; гл.12:1). 60 Совершив эту казнь над дерзким врагом Божиим, может быть, действием какой-либо стихийной силы, – ударами молнии или силой жгучего и удушающего ветра (ср.гл.30:30–33; 31:8; 33:11–12), – Бог истребил эти сто восемьдесят пять тысяч воинов – большую часть ассирийского войска, которого было под начальством самого царя и Рапсака, конечно, на много больше, так как Сеннахирим хвалился, что ногами своих боевых коней он осушил источники и реки (ст.25). А оставшиеся, вставши утром, увидели мертвые тела погибших и, конечно, пришли в ужас от страшного поражения. Теперь, имея только немногочисленный остаток войска и притом пораженный страхом, Сеннахирим вынужден был поспешно удалиться от святого города Давидова и поселился в своей столице – Ниневии. 38. И когда он поклонялся в доме Нисроха, бога своего, Адрамелех и Шарецер, сыновья его, убили его мечом, а сами убежали в землю Араратскую. И воцарился Асардан, сын его, вместо него. (И внегда поклонятися ему в дому Насараху отечества начальнику своему, Адрамелех и Сарасар сынове его убиша его мечми, сами же убежаша во Армению, и воцарися Асордан сын его вместо его). Сеннахирим знал, какому Богу служит иудейский царь Езекия, видел над своими войсками страшную казнь Бога Езекии; и, по своей безумной гордости, не преклонился перед Его властью, не исповедал Его могущества... Поэтому Господь поражает Сеннахирима ужасной и позорной смертью – его убивают мечами его родные дети, Адрамелех и Сарасар, точнее Шарецер (что произошло через 14–15 лет по возвращении из Иудеи); а сами, может быть, опасаясь мести третьего брата – Асордана, убежали в Армению (точнее – в горы Араратские, см. Товита гл.1:21). По смерти Сеннахирима воцарился сын его Асардан или Сахердан, который благоволил к народу Еврейскому, как видно из того, что он поставил Ахиахара Анаила, племянника Товита или двоюродного брата Товии, над всей счетной частью царства своего и над всем домоправлением. Ахиахар был и виночерпий, и хранитель перстня – печати, и домоправитель, и казначей; и Сахердан поставил его вторым по себе ( Тов.1:22 ). 61

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Он послушался их в этом и испытывал их десять дней. По истечении же десяти дней лица их оказались красивее, и телом они были полнее всех тех отроков, которые питались царскими яствами (ст. 11-15). Великое дерзновение, величайшая решимость, великое благоразумие, великая вера! Сделай опыт над рабами твоими в течение десяти дней . А чтобы ты не подумал, что цветущий вид лица зависел от свойства семян, обрати внимание на воду, которая не питательна. И не только здоровыми оказались они, но еще здоровее пользовавшихся царскою трапезою; а всякому изве­стно, что мясо и вино обыкновенно питательны больше всего. Заметь, как тотчас же получилось благое следствие от решимости отроков и благодати Божией. Решимость их выразилась в том, что они не захотели, а благодать — в том, что могли (воздержаться). И потом , говорит, пусть явятся перед тобою . Тебе мы пре­доставляем судить. Легка и удобоисполнима эта милость: удо­стоверься на деле; хотя сам я хорошо знаю, но раньше срока не объявляю, для твоей же пользы. Смотри, как он этим на­учил и придворных и показал, что он любит Бога. При­том не сказал просто: сотвори, с нами, но: сделай опыт над рабами твоими . Они не отказыва­лись воздавать честь людям, где это нисколько не вредило благочестию. И Павел делал тоже самое. Начиная защититель­ную речь, он прежде всего в похвалу судии говорил так: ты многие годы справедливо судишь народ сей (Деян.24:10); он пользуется здесь общественными делами. Также Нафан, пророчествуя, оказывал честь Давиду, Иаков — фараону, Авраам — сожителям. И Даниил говорит: царь! вовеки живи!  (Дан.6:21). Видишь слово испол­ненное лести; но я назвал бы это не лестью, а благоразумием и мудростью. Так и Павел говорит: со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем (Кол.4:5). Так учил и Хрис­тос: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу (Лк. 20:25). Что же? Разве семена не были нечистыми? Нисколько, равно как и вода. Так они продолжали поступать три года. По окончании тех дней, когда царь приказал представить их, начальник евнухов представил их Навуходоносору.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Предтеча Христов избрал местом для проповеди пустыню с одной стороны потому, что в городах и селениях могли препятствовать ему фарисеи и другие народные учители, а с другой потому, что это было удобнее для слушателей, как удаленных от шума и рассеяния (Хр. чт. 1853 г.). 2. и глагол: покайтес, приближибос нбное. и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.  Покайтесь, т. е. сознайтесь, что вы грешны вследствии грехопадения своих прародителей и, кроме того, своими собственными грехами оскорбляете Бога и губите свои души, с сокрушением сердца раскайтесь во грехах и перемените свою жизнь, исправтесь. Приближибося царствие небесное, т. е. оно уже близко, наступает, открывается, и Царь сего царства, т. е. И. Христос явился уже. Выражения царство небесное, царство Божие, царство Христово встречаются часто в книгах новозаветных и означают царство И. Христа на земле и на небесах, т. е. царство благодати на земле в церкви Христовой ( Мк.9:1 ), где даруется человеку грешнику оправдание пред Богом и примирение с Ним чрез искупительные заслуги И. Христа, и, как следствие сего, царство славы или блаженство на небесах ( Мф.25:34 ), первое как начало, а второе, как полное совершение и окончание. Об этом царстве много предсказывали ветхозаветные пророки ( Ис.11:1–10 ; Иер.31:31 и дал. Дан.7:13 и дал.). Чтобы Иудеи лучше могли понимать учение о духовном царстве Христовом, пророки представляли им это царство под образом земного. Только Иудеи предсказания эти о царстве Христовом понимали прямо в материальном, а не в духовном смысле; поэтому представляли Мессию земным царем, который завладеет царствами на земле и, освободив Евреев от римской власти, их самих сделает царями и правителями народов (чит. тоже в объясн. 3 ст. 2 гл.). Понятно, что для вступления в царство Христово необходимо покаяние, чего требовал Предтеча Христов от своих слушателей. И Сам Господь Спаситель начал свою проповедь теми же словами: покайтесь ибо приблизилось царство небесное ( Мф.4:17 ). 3. Сей бо реченный пррокомъ, глаголющимъ: гласъ въ пстыни: уготовайте пть гдень, правы творите Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

ст. Фарисеи ). А. А. Ткаченко З. М. в НЗ. Существительное νμος встречается в НЗ 191 раз, из них 119 раз - в Посланиях ап. Павла (преимущественно в Посланиях к Римлянам, к Галатам и в 1-м Послании к Коринфянам). Отсутствует это слово в Евангелии от Марка, Соборных Посланиях (за исключением Послания ап. Иакова) и в Откровении Иоанна Богослова. Хотя в синоптических Евангелиях это понятие встречается редко, проблематика закона часто присутствует в спорах и наставлениях Иисуса Христа (Мк 2. 23-28; 10. 1-12 и проч.). Закон в синоптических Евангелиях понимается часто весьма расширительно как часть Писания или Писание в целом: «закон» (Мф 5. 18), «закон и пророки» (Мф 5. 17), «закон Господень» (Лк 2. 23), «закон Моисеев» (Лк 2. 22), Моисей и пророки (Лк 24. 27), «закон Моисеев и пророки и псалмы» (Лк 24. 44). Закон в синоптических Евангелиях Принципиальное отношение к З. М. того нового, что пришло с Иисусом Христом, выражено в Ин 1. 17: «Закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа». Эта мысль постоянно присутствует и в словах Самого Иисуса Христа. Отрицая посредническую роль закона, Он благовествует о том, что отныне открывается прямой путь к Богу. Об этом свидетельствуют мн. притчи, напр., о заблудшей овце, о потерянной драхме и о блудном сыне (Лк 15). Особенно явно эта мысль выражена в Мф 11. 28-30: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко». Хотя З. М. здесь прямо не назван, речь идет именно о нем, т. к. выражения «трудиться над заповедями закона», «нести бремя или иго закона» были общепонятными и общеупотребительными в иудейской среде того времени ( Billerbeck. Kommentar. Bd. 1. S. 608-615). Если иудейство связывало спасение, обретение «покоя» (т. е. «Божественной субботы») с исполнением заповедей закона, Иисус Христос ставит спасение в зависимость от отношения к Нему Самому и Его новой заповеди.

http://pravenc.ru/text/182513.html

Критическое исследование текста. Штутдгар и Вена. 1899 Das Buch Daniel. Textkritische Untersuchung von Paul Riessler. Stuttgart und Wien. 1899. Сочинение автора посвящено изучению особенностей двух основных текстов кн. пр. Даниила, – греческого и еврейского и выяснению причин их образования. Совпадая в этом отношении с исследованиями других ученых, напр., Блюдау: «Александровский перевод книги Даниила и его отношение к масоретскому тексту», оно резко отличается от них в своих конечных выводах. В то время, как Блюдау усматривает в переводе LXX следы разнообразного искажения первоначального еврейского чтения и этим объясняет все особенности первого, наш автор считает его воспроизведением особого и более древнего, чем масоретский текст, оригинала. На этой почве и возникли, по его мнению, существующие уклонения перевода LXX от перевода еврейского. К подобному выводу приводят следующие соображения. Греческое (LXX) чтение еврейской части (I, II, 1–4, VIII-XII) кн. пр. Даниила совпадает в общем с чтением масоретов. Из 157 ст. 45 совпадают вполне и 89 – только отчасти. В последних и остальных встречается однако не мало таких выражений, которые не дают удовлетворительного смысла. К ним, между прочим, относятся 11 ст. VIII гл.; 2, 24–27 ст. IX; 3, 6 и 7 ст. XII. Во всех этих случаях, замечает автор, переводчику не стоило никакого труда заменить не имеющие смысла выражения чем-нибудь более понятным. Но раз он этого не делает, то мы должны допустить, что он, насколько возможно, точно стремится передать находящийся под руками оригинал, чтобы дать читателям вполне заменяющее его чтение. Поэтому, все те разночтения перевода LXX, которые не носят следов позднейшего искажения ( Дан.8:16 ; Дан.10:6 ; Дан.11:13 ), не понимания ( Дан.8:25 ; Дан.9:12 ; Дан.11:15 ; Дан.10:5–8–21 ; Дан.11:4–6 и т. п.) или стилистической свободы ( Дан.8:6 ; Дан.11:13–17–24 и т. п.), должны быть поставлены на счет уклоняющегося от масоретского текста еврейского чтения (стр. 28–29). Из них в особую группу приходится выделить те места, в которых позднейшие еврейские и арамейские выражения масоретского текста или совсем оставлены без перевода, или же переведены не вполне удовлетворительно.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Petr...

Само откровение Даниила, записанное им в 7-й главе, разделяется на две части: а) собственно видение ( Дан.7:2–14 ); 1-й стих составляет как бы вступление, где пророк указывает время и способ полученного откровения; б) истолкование видения ( Дан.7:15–27 ), а 28-й стих есть как бы заключение, где Даниил кратко описывает свои личные впечатления от этого откровения. После указания времени и способа получения откровения (о различии сна и видения было сказано выше) пророк передает нам и само откровение, которое было ему в ночном видении. Он видит, как четыре ветра небесные взволновали великое море, из которого выходят один за другим четыре великие зверя, различные один от другого 62 ( Дан.7:2–3 ). Затем пророк перечисляет и указывает каждого зверя в отдельности. Первый зверь по виду был подобен льву (по-славянски львица), но был с орлиными крыльями; по исторжении крыльев он встал прямо на ноги как человек и сердце человеческое дано ему ( Дан.7:4 ). Затем выходит второй зверь, который подобен был медведю (слав. медведице) с тремя клыками во рту, и ему сказано было так: «восстани, яждь плоти многи» ( Дан.7:5 ). После него (созади сего) выходит третий зверь, подобный барсу (слав. рысь), у которого на спине четыре птичьих крыла и четыре головы, – это зверь властительный ( Дан.7:6 ). Наконец, выходит четвертый зверь, страшный и сильный, с железными зубами, «ядый и истончевая, останки же ногами своими попираше» ( Дан.7:7 ). Этот зверь с 10 рогами, среди которых появляется еще иной рог, сначала малый, потом усиливающийся и сокрушающий за раз три предшествующие ему рога; этот рог имел глаза, как глаза человеческие, и уста, говорящие высокомерно ( Дан.7:8 ). Между тем, как этот рог богохульствовал (8 ст. ср. 11 ст.), открывается страшное судилище: на простом пламеннообразном воссел Ветхий денми, пред Ним огненная река; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; суд сел и раскрылись книги ( Дан.7:9–10 ). Хульный рог убит и повержен в огненную реку; прочие звери лишены власти и дозволено продолжение их бытия только до времени ( Дан.7:11–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/svjato...

Он молит Бога погубить его врагов, разрознить их (ст.10а); такое вмешательство Божие необходимо, потому что (яко) в городе царствует беззаконие (восстание против поставленного Богом царя) и возмущение (пререкание) против установленного порядка (ст.106); снаружи и внутри, днем и ночью, он исполнен всякого рода беззаконий (ст.11–12) 365 . В подтверждение того, как велико господствующее развращение и для обоснования (яко ст.13) начертанного в ст.10–12 изображения, псалмопевец представляет то, что даже самый близкий друг, с которым он находился в самой искренней дружбе, теперь находится в числе самых злобных врагов его (ст.13–15) 366 . – Начатая уже в ст.10 молитва в ст.16 возобновляется с усиленною энергией; он молит, чтобы Бог истребил всех неправедных врагов его (ст.16) 367 , а его услышал (ст.17); он неустанно (вечером, утром, в полдень: три молитвенные часа ( Дан.6:11 ; Деян.10:8 ) вопиет к Богу о своей нужде, и поэтому должен быть услышан (ст.18). Несомненно Бог снова дарует псалмопевцу мир (избавит миром), спасет его от опасности смерти, угрожающей ему со стороны многочисленных (яко во мнозе) 368 врагов (ст.19). Вечный Бог, уже в первобытные времена (прежде век) являвший Себя Судиею, смирит врагов; а они ожесточены и не имеют в себе страха Божия (ст.20) 369 . Наказующая десница Божия уже простерта против них, так как они нарушили завет Его (ст.20 и 21); пылающий от лица судии гнев рассеет их (разделишася) 370 , за их коварство против него (ст.22а). Такое наказание тем справедливее, так как враг (словеса его, коллективно, или же Ахитофела, как представителя прочих) показывал Давиду такую любовь и привязанность, но в действительности исполнен был злобы (22б) 371 . В заключение псалмопевец убеждает сам себя к мужеству и надежде на Бога (ст.23) 372 , и снова высказывает свою уверенность в истреблении врагов и в собственном спасении (ст.24). Многие толковники весьма справедливо изъясняют этот псалом в мессианском значении. Как во всех своих страданиях, так и в изображенных здесь, Давид был прообразом Иисуса Христа; что Ахитофель сделал Давиду, то впоследствии Иуда причинил Иисусу Христу, против Которого, как некогда против Давида, восстал весь Иерусалим; чувства, подобные волновавшим псалмопевца, могли происходить в душе Божественного Искупителя, когда он с Масличной горы смотрел на вероломный город; тогда буквально исполнились на Нем слова: сердце мое смятеся во мне и боязнь смерти нападе на мя.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

в). Слово благовестия светло в себе и просвещает всех (3:12–18) В надежде, что они, Апостолы, более имеют, чем Моисей, слово их дерзновеннее (ст. 12), они полнее открывают истину народу. Моисей должен был Божественное скрывать в себе под покрывалом от лица народа. Народу дан был остов того, что потом во Христе составило самую сущность. Он имел лишь прообразы, в обрядах и прочем (ст. 13), так и теперь, покрывало это лежит на их очах (ст. 14–15), пока они не обратятся верою ко Христу (ст. 16), а когда им дастся усыновление Духом, последний освободит души наши от страстей, мешавших свободно видеть истину за обрядами (ст. 17), и верующие в состоянии будут совершенно свободно смотреть на то Божественное, от лицезрения которого Моисей закрывал перед народом свое лицо (ст. 18). г). Слово благовестия неотразимо, самодейственно (4:1–6) Апостолам содействует Дух Божий, и с Ним они смело идут на дело проповеди (ст. 1). Без всяких хитрых уловок завлечь в свою партию, они обращаются лишь к совести людей, как перед Богом (ст. 2), и у кого еще не заглохла совесть и страх Божий, кто не из погибающих, тот спасется (ст. 3). У кого же бог века сего, противник всего духовного, скрыл все, что выше материального, те погибают. Но кто принимает слово, для тех оно спасительно (ст. 4), ибо в нем они узнают Христа-Утешителя (ст. 5). Итак, теперь совершается то, что было в дни творения. Как тогда мир осияла слава Божия, так и теперь осияла всех слава познания Бога через Иисуса Христа (ст. 6). Б). Сокровище благодати в скудельных сосудах (4:7–5:10) Изложив сущность апостольского благовестия, и показав величие славы новозаветного откровения о спасении, святой Павел показывает далее, как уничижены внешне служители этого благовестия. а). Цели уничиженного по внешности состояния, служителей благовестия (4:7–12). Именно, для большей славы Божьей, и для содействия вере самих научаемых проповедью Апостолов, сила нашего благовестия нарочно поселилась в нас, слабых и немощных, дабы видели, что не мы это делаем, а живущая в нас Божественная благодать (ст. 7). Так что, несмотря на все наши невзгоды, мы сильны этою именно силою (ст. 8–9). Мы, как бы умираем всегда за дело Христово, но потому самому, и всегда оживаем силой Господней, ибо со страданиями Христовыми в нас открывается и Его жизнь (ст. 10–11). Но постоянно оживая для новых подвигов благовестия, мы и вас, силой проповеди, оживляем к жизни во Христе (ст. 12).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

Ст. 3. Вспоминается второй день творения (см.: Быт. 1:6–8 ).Тот же образ шествия Господа на облаках – см.: Ис. 19:1 ; Дан. 7:13 . Ст. 4. В греч. языке понятия «дух, дыхание, дуновение, ветер» выражаются одним словом, посему в этом контексте, где говорится о стихиях, ст. 4 может иметь и такой смысл: «Ты превращаешь в ветер Своих Ангелов и в огненное пламя Своих служителей» или: «Ветры делаются Твоими Ангелами и вспышки огня – Твоими слугами». О явлении Ангела в пламени огня см.: Исх. 3:1–2 . Ст. 5–18. Вспоминается третий день творения (см.: Быт. 1:9–13 ). Ст. 6–16. Живописуется водная стихия в разных ее проявлениях и порядок, внесенный в природу Богом. Ст. 6. ...на горах станут воды – вздымающаяся водная громада достигнет высоты гор, но не сможет затопить землю, не сможет нарушить установление Божие, стихия подчиняется Богу и начертанному Им порядку. Ст. 10–16. От водной бездны взор псалмопевца переносится на землю и на воду, текущую по земле, на ее место и роль в природе: вода питает землю, поит растения, животных, вместе с землей она создает среду обитания и среду произрастания для всей живой природы и человека. Ст. 11. ...онагры – дикие ослы. Ст. 17–18. Впечатление величия создается образом высоты: от обилия влаги вырастают высокие кедры, и на них высятся гнезда аиста, вода как бы поддерживает эту верхушку дерева, тянется к ней; так же и земля тянется ввысь своими горами и скалами и на этой высоте принимает к себе животных. Ст. 19–24. Четвертый день творения (см.: Быт. 1:14–19 ). Луна упомянута первой, потому что у древних евреев счет времени велся по лунному календарю. Как и в предыдущих стихах, неживая природа объединяется здесь с одушевленным миром: луна и солнце определяют собой ритм жизни человека и животных. Ст. 25. Пятый день творения (см.: Быт. 1:20–23 ). Ст. 29. Отвратишь лицо Твое – лишишь Своего благоволения; ...отнимешь дыхание у них – ср. рассказ о сотворении человека: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» ( Быт. 2:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

1 ст. Слова этого стиха служат как бы вступлением, в котором указывается: а) время бывшего пророку откровения, а именно– первый год Валтасара, царя вавилонского, и б) форма сего откровения – ночное сновидение, 214 которое потом записано было пророком в книгу. Валтасар, сын Набонида и соправитель его считается последним царем вавилонским из династии Набополассара. При нем Вавилон взят был Киром, царем персидским, вместе с Киаксаром или Дарием Мидянином ( Дан. 5:30–31 ). Валтасар вместе с отцом своим царствовал всего 17 лет, значит, – бывшее пророку в первый год его царствования откровение 16-ю годами предшествовало падению Вавилона, совершившемуся в 539 г. до Р. Хр. 2–14 ст. Излагается содержание бывшего пророку сновидения. Пророк видел в видении ночью великое море, волнуемое четырьмя ветрами (2 ст.), из которого вышли один за другим четыре зверя, непохожие друг на друга (3 ст.). Первый зверь – подобный львице (аки львица), с крыльями, похожими на орлиные (аки орли). Пророк смотрел на этого зверя до тех пор, пока не были у него оборваны эти крылья, после чего он поднялся с земли, стал на ноги человеческие и дано было ему сердце человеческое (4 ст.). Зверь второй подобен медведице, у которой во рту среди зубов три клыка (три ребра) и которому сказано было: «встань, ешь много мяса» (5 ст.). Третий зверь подобен барсу (аки рысь, σε πρδαλις) с четырьмя головами и столькими же птичьими крыльями; этому дана власть (6 ст.). Четвертый зверь весьма сильный, страшный и ужасный, с большими железными зубами и десятью рогами, вообще нимало непохожий на прежних зверей (8 ст.). Всматриваясь в рога этого зверя, пророк увидел новый небольшой (другий мал) рог, который появился среди 10-ти бывших прежде и пред ним (от лица его) три рога прежних вырваны (исторгнушася); у этого рога были как бы глаза человека и уста, говорившие высокомерно (9 ст.). Пророк смотрел на этих зверей до тех пор, пока сел на огненном престоле Вечный (Ветхий денми), Которому предстояли и служили тьмы тем ангелов и пред Которым текла огненная река. Когда судьи сели, и книги раскрылись (10 ст.), тогда пророк увидел, что за надменные слова, которые произносил тот рог, четвертый зверь был убит и тело его предано сожжению (11 ст.); прочие звери также лишены были власти, хотя самая жизнь их сохранена до времени (12 ст.). После этого пророк видел, как на облаках небесных явился как бы Сын человеческий, который дошел до Вечного и получил царскую власть над всеми народами навсегда (13–14 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010