В Священном Писании будущий суд не разделяется на три стадии. Так, в притче о Страшном суде Христос учит: Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других ( Мф. 25:31–32 ). Каждый лично услышит свой приговор, но в своем порядке: вначале праведники, потом грешники ( Мф. 25:31–46 ). Притчи о суде (о пшенице и плевелах, о неводе) также показывают краткость суда: пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их ( Мф. 13:41–43 , ср. ст. 49–50). Здесь нет разных стадий, каждая из которых продолжается сотни лет. Как видно, суд неразрывно связан с Пришествием и является единым действием Божественной воли и славы. Перед этим, каждый в своем порядке ( 1Кор. 15:23 ), люди воскреснут для будущего суда и полноты воздания от Бога. Воскреснут все и сразу, праведные и неправедные ( Деян. 24:15 ), но верные немедленно по воскресении мертвых и изменении живых восхищены будут на облаках в сретение Господу на воздухе ( 1Фес. 4:17 ). Итак, суд не совершается только после нашей смерти или лишь в момент Страшного суда, но начинается и продолжается в течение всей жизни человека. Если христианин не пережил день Господень в своей жизни, если явственно не получил извещения об очищении грехов, то он еще не оправдан Богом 463 . Он как бы выступает соучастником приговора самому себе. В этом, а не в реабилитации перед ангелами и христианами, проявляется справедливость Бога. Вопреки лжеучениям адвентистов и порядку американского судопроизводства, последний суд совершается сразу над всеми людьми, без адвоката, присяжных и обвинителя, и мы сразу узнаем свой приговор: быть в вечности с Богом или без Него. Этот приговор – следствие всей предшествовавшей жизни человека. Учение о следственном суде адвентисты увязывают с другой своей важнейшей доктриной – о небесном святилище. 4.1.7. Доктрина о небесном святилище

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

В следующей притче, которую читают в Церкви перед Великим постом, мы акцентируем внимание на блудном сыне, потому что сами считаем себя блудными сынами, которые отошли далеко от Бога и пытаются вернуться к Нему. Действительно, притча о блудном сыне напоминает нам, что в какое бы неблагополучное состояние ни впал человек, он имеет возможность спастись. Но мы меньше внимания обращаем на старшего брата, а ведь он находится в том же состоянии, что и фарисей – мне бы хотелось повеселиться со своими друзьями, ты же мне не дал тельца. Это уже упрек Богу, а не благодарность, но в основе то же чувство – я такой хороший, всё выполняю. Выполняешь, но Бог тебе указывает, чему надо радоваться – твой брат нашелся! Притча о Страшном суде – уже прямое напоминание, что все твои дела будут представлены на Суд Божий. Тебе придется дважды быть на Суде: сразу после того, как ты умрешь, и на Страшном суде. После первого Суда ты еще имеешь возможность, как-то покаявшись, вырваться из ада, если туда попал, но после Страшного суда это невозможно. Об этом надо помнить. А Великий пост начинается с недели Адамова изгнания. Мы вспоминаем, что произошло на заре человечества и от чего нам надо себя спасать и почему вообще нас надо спасать. Господь говорит: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф., 5, 23-24). Разумеется, речь идет не только и не столько о примирении на словах. Главное, чтобы в душе были мир и радость. Если мы кого-то не простим, эта радость невозможна. — А пост помогает укрепиться в этой радости? Наверное, если бы мы так легко умели прощать и радоваться, и пост не был бы нужен? — Это так очевидно, что можно было бы и не обсуждать. Господь говорит, что с врагами, в смысле – с демонами, можно бороться тремя способами. Первый способ – всегда призывать имя Божие: «Именем Моим будут изгонять бесов» (Мк., 16, 17), «Всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Рим., 10, 13). Второй способ – трезвиться: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Мк., 14, 38). Враг не дремлет и может искусить тебя разными способами. Самое банальное искушение – соблазнились какой-то теорией, и стали мыслить в этом направлении вместо того, чтобы надеяться на Бога.

http://pravmir.ru/zabit-ob-obide/

Во-вторых, сектанты ссылаются на след. слова Спасителя: «Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия»( Ин. 3:18 ); «истинно, истинно говорю вам: слушющий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (–5, 24). Из этих слов, говорят они, ясно видно, что верующий не явится на всеобщий, страшный суд,–он уже теперь предназначен к вечной жизни и навсегда, окончательно спасен.–Но самые выражения: «не судится» и «на суд не приходит» показывают, что Спаситель говорит здесь о настоящей, земной жизни, а не о будущей, небесной, и о суде не всеобщем, имеющем быть при кончине мира, а о суде теперешнем,–о суде пред совестью и словом Божиим,– иначе Он сказалъ бы: «не будет судима» и «на суд не придет». Сообразно с этим и понимать их нужно так: истинно верующий во Христа старается поступать во всем согласно заповедям Божиим, и совесть его не осуждает, он не судится здесь на земле; не верующий же во Христа Сына Божия, как предпочитающий вере в учение Божие греховную тьму и поступающий вопреки заповедям Божиим, осуждается совестью еще здесь на земле. Этот «суд, по словам Спасителя, состоит в томъ, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не облачились дела его, потому что они злы» ( Ин. 3:19–20 ). Что же касается будущего, всеобщего суда, то он неизбежен для всех людей. «Все, находящиеся в гробах, говорит Спаситель, услышат глас Сына Божия, и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» ( Ин. 5:28,29 ). «Всем нам, пишет ап. Павел, должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» ( 2Кор. 5:10 ). «Все мы предстанем на суд Христов. Каждый из нас за себя даст отчет Богу» ( Рим. 14:10, 12 ) 523 . В-третьих, сектанты указывают на следующие слова Господа: «Я даю им (овцам, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Воскресение мертвых, по учению Христа, будет всеобщим, однако для одних оно будет «воскресением жизни», а для других – «воскресением осуждения» ( Ин. 5:29 ). Святитель Григорий Палама говорит о всеобщем воскресении следующее: «Хотя в будущем сверхбытии, когда воскреснут тела праведников, воскреснут вместе с ними тела беззаконников и грешников, но воскреснут лишь для того, чтобы подвергнуться второй смерти... Смерть собственно состоит в отлучении души от божественной благодати и сочетании с грехом. Это для имеющих разум смерть, которой должно избегать, это смерть истинная и страшная. Она для благоразумных ужаснее геенны огненной... Разлучаясь с телом, (жившие по Богу) не разлучаются с Богом; по воскресении же они и телом вознесутся к Богу... Не удостоятся этого жившие здесь по плоти и не вступившие ни в какое общение с Богом в час исхода своего. Хотя и все воскреснут, но каждый, говорит Писание, в своем чине ( 1Кор. 15:22 )». 333 Страшный Суд В момент смерти душа выходит из тела и вступает в новую форму существования, однако она не теряет ни памяти, ни способности мыслить и чувствовать. Более того, душа уходит в иной мир отягощенная грузом ответственности за прожитую жизнь, неся в себе память о ней. Христианское учение о Страшном Суде, ожидающем всякого человека после смерти, основано на том, что все совершенные человеком добрые и злые дела оставляют след в душе и за все предстоит дать ответ перед тем Абсолютным Добром, рядом с Которым никакое зло и никакой грех существовать не могут. Царство Божье несовместимо с грехом: «Не войдет в него ничто нечистое, и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» ( Апок. 21:27 ). Всякое зло, в котором человек со всей искренностью не покаялся на исповеди, всякий утаенный грех, всякая нечистота души – все это будет выявлено на Страшном Суде: «Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным; и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу», – говорит Христос ( Мк. 4:22 ). О Страшном Суде знали уже в Ветхом Завете.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

д.? Все это, как тьма от света, удалено от христиан. Зачем ты здесь? Зачем с тьмою свет перемешиваешь? Что общего у света с тьмой? «Призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости» (1 Фес 4:7). Христианин! Вспомни обеты свои, данные при святом Крещении, которые не человеку, а Богу ты давал. Страшно Богу солгать! Бог поругаем не бывает. Взыщет Он с тебя обеты, когда позовет к Себе на Суд. Там ты увидишь, Кому ты солгал и перед кем не сохранил обетов своих. Вспомни об этом ныне, и покайся, и твори дела, достойные обетов твоих. Да не с ложью явишься на Суде том и не разделишь участь с лживыми. «Им участь в озере, горящем огнем и серою... Это смерть вторая» (Откр.21:8). «Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» (Еф.5:14).    Видим, что различная ложь бывает в мире. Лжет купец, когда говорит, что товар его такой-то цены, а на самом деле иначе. Лжет свидетель на суде, когда говорит то, чего не видел и не слышал, или не говорит того, что видел и слышал, и черное называет белым, и горькое сладким. Лжет раб, когда господину говорит то, чего не было. Лжет судья, который обещался и присягал по совести на суде поступать, хранить и искать правду, но не делает этого. Лжет работник, который, взяв достойную цену, обещал нанявшему его работать усердно, но лениво работает, или совсем не работает. Лжет должник, который принимает деньги от заимодавца, и обещает ему отдать, но не отдает. Лжет всякий, кто нанимает других работать себе и обещает им достойную дать цену за труды их, но не дает. Лжет воин, который присягал Государю и обществу служить, но не делает этого. Лжет пастырь, который обещает и присягает стадо овец Христовых пасти, но не пасет, или нерадиво пасет, и прочие. Так лжет и христианин, который в Крещении святом обещает Христу Господу служить, но не служит. Таков каждый, кто после святого Крещения беззаконничает и к суете этого мира прилепляется. Лжет Христу Господу блудник, прелюбодей и всякий осквернитель. Лжет хищник, вор и грабитель. Лжет кощунник, сквернослов и буеслов.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Деян.24:23 .  А Павла при­ка­за­л сотнику стеречь, но не стеснять его и не запрещать никому из его близких служить ему или при­ходить к нему. «Не стеснять его...» Как после в Риме, Павел, вероятно, состоял под присмотром одного воина ( Деян.23:16 ) и мог принимать всех. Деян.24:24 .  Через несколько дней Феликс, при­дя с Друзиллою, женою своею, Иудеянкою, при­звал Павла, и слушал его о вере во Христа Иисуса. «Друзилла» – жена Феликса – была дочь царя Ирода Агриппы 1-го, который убил Апостола Иакова и умер в Кесарии ( Деян.12 ). Эта известная тогда красавица состояла сначала в замужестве за Азизом, царем Емесским (в Сирии), но Феликс, при посредстве какого-то волхва из Кипра, именем Симона, очаровал ее, и, разведшись с первою женою своею (именем также Друзиллою, внучкою известных Антония и Клеопатры), женился на ней (Флав. Археол. XX, 7, 1 и д.). «Призвал Павла и слушал его о вере во Христа Иисуса». Не для судебной защиты призвал и слушал Павла Феликс, а заинтересовавшись его личностью и учением христианским. Особенно желала, вероятно, видеть и слышать Павла Друзилла, как бывшая иродианка, без сомнения много слышавшая о христианстве. Деян.24:25 .  И как он говорил о правде, о воз­держании и о будущем суде, то Феликс при­шел в страх и отвечал: теперь пойди, а когда найду время, по­зову тебя. Деян.24:26 .  Притом же надеял­ся он, что Павел даст ему денег, чтобы отпустил его: по­сему часто при­зывал его и беседовал с ним. «Говорил о правде, о воздержании и о будущем суде». Беседа Павла особенно была приспособлена к состоянию слушателей, отвечая не только их заинтересованности христианством, но и содержа то, чего они, может быть, и не хотели бы, но апостол со святою смелостью говорил им прямо в лицо. Распутная Друзилла особенно должна была краснеть, слушая о воздержании. Хищный и несправедливый правитель не мог не чувствовать укоров совести, внимая проповеди о правде. Для обоих должно было показаться ужасающим извещение о страшном суде, хотя гордый правитель не дал достаточно воли этому спасительному чувству и поспешил прекратить грозные для его совести речи апостола, отослав его от себя под прежний надзор.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Думаю, что характеристика ап. Павла ( Рим.1:18-31 ) объективно и точно описывает мир вне Церкви. И вечная гибель некрещенных вызвана именно тем, что они делают зло сознательно, и при этом не только не стесняются этого, но и других делающих одобряют.  Но на самом деле сторонники спасения без Христа и Его Церкви часто подсознательно думают: «но может все еще можно будет переделать после смерти? Может Бог даст еще один шанс?» Не случайно в дискуссии меня спрашивали о том, что же тогда отвечать родственникам умерших некрещеных. Я убежден, что лгать нельзя и тем более в таком важном деле. И страшная реальность Слова Божия говорит о том, что выбор совершается только сейчас. «Вот теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» ( 2Кор.6:2 ). Во всем Писании нет ни одного намека, что Бог пошутил насчет вечных мук, нет и намека, что рассказ о Страшном Суде – это притча. Нет, я убежден, что это точное описание реальности. И будет Суд именно так, как об этом говорит Христос. На Суде не будет уже покаяния, не будут приниматься просьбы о пощаде, а будет настоящая чистая справедливость. Да, именно так. Я убежден, что идея, что «Бог только любовь» и ложна, и еретична (это чистая ересь Маркиона), и не имеет никакого отношения к реальности. На самом деле наш реальный Бог именно таков, как Его описывает вся Библия: Он и немыслимо праведен, и немыслимо любящий.  И потому Он действительно воздаст каждому по делам его ( Мф.16:27 ). И что важно Сам Христос ответил на вопрос современных гуманистов: «неужели так мало спасающихся?» Он сказал: «подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут. Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам, но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы» ( Лк.13:23-25 ). Как это не похоже на благодушный агностицизм либералов! Как далека от этих евангельских слов доктрина, что всякому пожелавшему Бог на суде даст возможность исправиться! Да и вообще возможно ли доказать учение о возможности очищения от грехов, освобождения от геенны, вступление в живое Богообщение (а это и есть спасения) без Крестной смерти Христа и Его Крещения?! Ведь для этого должно переписать всю Библию, всех Отцов Церкви, все богослужение, да собственно переписать и нашу собственную совесть.

http://azbyka.ru/mogut-li-spastis-nekres...

Златоуст, — но послушай, что говорит апостол: (антихрист) возобладает только над погибающими, которые, хотя бы он и не пришел, не уверовали бы. Какая же отсюда будет польза, ты скажешь? Та, что будут заграждены уста тех, которые осуждены на погибель. Каким образом? Они не уверовали бы во Христа, хотя бы антихрист и не пришел; но он придет с тою целию, чтобы изобличить их. Для того чтобы они тогда не сказали: так как Христос называл Себя Богом, — хотя Он Сам нигде не сказал этого ясно, а только проповедали те, которые после Него были, — то мы по этой причине и не уверовали в Него, потому что мы слышали, что Бог един, от Которого все, и вследствие того мы не поверили, — этот их предлог (к оправданию) отнимет у них антихрист. Когда он придет и, несмотря на то что он не заповедует ничего праведного, а только одно беззаконие, они уверуют в него, единственно ради его ложных чудес, тогда заградятся их уста“ 5 . Вот причина того, что перед Страшным Судом на земле будет действовать антихрист. Бог попустит пришествие антихриста, чтобы тем самым отнять всякий предлог к оправданию на Суде, во-первых, у иудеев, а во-вторых, у всех вообще не верующих во Христа. Ибо ради антихриста они оставят свою веру и в Будду, и в Магомета, и в Конфуция, и даже в самих себя. Ради Христа, Бога истинного, ныне они не хотят оставить этой своей веры, имея в душе своей различные предлоги к оправданию себя, а вот ради антихриста, его ложного благочестия и чудес — оставят.… Таким образом, антихрист у иудеев, и у всех вообще неверующих во Христа отнимет всякий предлог к оправданию, сделает их на Суде безответными. И эта причина прихода антихриста делает беспочвенными опасения некоторых православных христиан относительно ИНН. Все, принявшие печать антихриста, по слову Апостола, прежде этого уверуют в антихриста как Бога, ради его ложных знамений и чудес. Именно это и отнимет у них всякий предлог к оправданию и сделает их на Страшном Суде безответными. Внешние обстоятельства воцарения антихриста Обращаясь к солунским христианам, среди которых распространились слухи о якобы скором дне второго пришествия Христова, апостол Павел пишет: “Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога… …И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время.

http://azbyka.ru/antihrist-i-shtrihofobi...

«И соберутся пред Ним все народы». Не будет никакого человека, народа или государства, кого бы ни постиг Страшный Суд. Все народы: и те, которые уже исчезли, и те, которые, может быть, еще появятся, и существующие сейчас, и верующие во Христа, отпавшие от Него, то есть исповедующие какую-то другую религию, — все без исключения предстанут перед Господом Иисусом Христом, и Он «отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов». Для людей того времени, имевших представление о скотоводстве, этот образ был! весьма понятен. Козлы и овцы часто пасутся вместе, а в загоне пастух отделяет их друг от друга. Подобное этому произойдет и на Страшном Суде. «И поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую» (ст. 33). Овцы — символ покорности, послушания, а козлы — упрямства и своеволия. Эти свойства особенно важны в деле спасения, они приближают или удаляют нас от него. «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его…» (ст. 34). Предсказание  о Страшном Суде началось словами о том, что «приидет Сын Человеческий», а в этом стихе Господь называет Себя уже Царем. В первое Свое пришествие Он явился как один из людей, более того, был совершенно бесправным, жил подаянием, как нищий, и не имел над людьми никакой власти, кроме тех случаев, когда они сами добровольно предавали себя Ему в подчинение. На Страшном же Суде Спаситель будет действовать как Царь, то есть уже с полной властью, совершенно независимо. «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (ст. 34–36). Представьте себе, что мы живем во время пребывания на земле Господа Иисуса Христа. Конечно, каждый из нас, любой верующий человек считал бы необыкновенной, великой честью сделать что-то для Самого Господа. Однако мы понимаем, что это невозможно, эти времена уже не вернутся, а потому подчас говорим, что никак не можем Ему послужить. Мы, мол, не делаем добрых дел или не живем по-евангельски по той причине, что не имеем возможности слышать проповедь прямо из уст Спасителя, как слышали ее Его современники, видеть Его чудеса своими глазами. Господь опровергает такое неправильное мнение и открывает нам тайну: когда мы служим ближнему, то этим оказываем благодеяние непосредственно Ему. Как это возвышенно и одновременно как страшно! Как мы, к сожалению, далеки от такого понимания служения ближним!

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Ин.16:9 .  о грехе, что не веруют в Меня; о гресе убо, яко не веруют в Мя; А не уверовать до того времени в Меня – непростительный грех. Ин.16:10 .  о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; о правде же, яко ко Отцу Моему иду, и ктому не видите Мене: Только праведный может идти к Богу и быть с Ним; такое значение имеют слова: «и ктому не видите Мене». Если бы Я, как бы так говорит Иисус Христос, не был праведным, то каким образом Я пошел бы к Богу? Каким образом грешник, обольститель, нарушитель закона и противящийся Богу мог бы пойти к праведному, истинному, законодателю, к Богу? Но откуда будет видно, что Иисус Христос пойдет к Богу и будет с Ним? Откуда? Из свидетельства Святого Духа, которое откроется в просвещении учеников и в чудесах во имя Иисуса Христа, как сказано было выше. «И ктому не видите Мене» – разумеется – в теперешнем бесславии и уничижении, потому что ученики увидят Иисуса Христа, но уже не в таком виде, как прежде. Ин.16:11 .  о суде же, что князь мира сего осужден. о суде же, яко князь мира сего осужден бысть. что диавол уже осужден, лишен своего могущества и совершенно не может выносить уже Моего имени, но тотчас бежит. Каким же образом могло бы это случиться с диаволом, если бы Я, говорит Иисус Христос, считал его Своим другом, как говорят злые люди, именно – будто бы Я изгоняю бесов «силой веельзевула, князя бесовского» ( Мф.12:24 ), что Я имею беса и пр.? Вкратце всю речь Иисуса Христа о Духе Святом можно передать так. Когда придет Утешитель, говорит Иисус Христос, то Он обличит злых людей о грехе, так как они грешат, не уверовав доселе, – о правде, так как Я праведен, а не грешен, как они говорят, – о суде, или об осуждении, так как осужден князь бесовский, и, конечно, осужден как враг, а не как друг Мой. Ин.16:12 .  Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Еще много имам глаголати вам, но не можете носити ныне: так как вы еще несовершенны, еще не укрепились теми страшными и чудесными знамениями, которые совершатся при крестных страданиях и Воскресении Моем, – еще не облеклись силой свыше ( Лк.24:49 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010