Евр.11:13 .  Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле; «Все сии умерли в вере, не получивши обетований…» «Здесь представляются два вопроса: как, сказавши, что Енох «преложен бысть не видети смерти, и не обреташеся», говорит теперь: «по вере умроша сии вси»? И еще: как, сказавши: «не приемше обетований», говорит, что Ной получил в награду спасение своего семейства, Енох был переселен, Авель «еще глаголет», Авраам получил землю?.. «Вси» – говорит он здесь не потому, чтобы они решительно все умерли, но потому что, за исключением Еноха, действительно умерли все, кого мы знаем умершими. А слова: «не приемше обетований» – справедливы, так как обетование, данное Ною, не к тому относилось. О каких же обетованиях он говорит?.. То не было обетованием, что Авель сделался предметом удивления, Енох был переселен, Ной спасся от потопа; все это даровано им за добродетель, и было некоторым предвкушением будущего… Очевидно, что здесь нужно разуметь особые будущие обетования, намек на которые делается в дальнейших словах апостола; «издали видели оные и радовались» (ср. Ин.8:56 ) и под которыми должно разуметь все, сказанное о будущем, о воскресении, о Царствии Небесном и о прочем, о чем проповедовал Христос, пришедши на землю, – это именно он разумеет под обетованиями, которых патриархи хотя не получили, но окончили жизнь, уповая на них, а уповали по одной вере» (Злат). «Издали видели оные и радовались…» «Так были уверены они в этих обетованиях, что даже приветствовали их, подобно тому, как мореплаватели, издалека увидев города, к которым стремились, прежде нежели войдут в них, обращаются к ним с приветствиями и уже считают их своими» (Злат.). – «Говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле…» «Святые были странниками и пришельцами. Как и каким образом? Где Авраам признает себя странником и пришельцем? Может быть, и он признавал. А что признавал себя таким Давид, это несомненно.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Я не буду вспоминать подвиги веры ветхозаветных святых отцов. Напомню только, дорогие мои, что они не изнемогали в ожидании и жили терпением и надеждой не день, и не год, и не 100 лет, но 5508 лет. Сколько поколений кануло в вечность за эти тысячелетия. Но это ожидание было их внутренней потребностью, ибо с ними был Бог. И " все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле " (Евр. 11, 13). Жизнью свидетельствуя об истинности веры своей, они искали и стремились к лучшему, то есть к Небесному Отечеству, которого Художник и Строитель Бог. И вот исполнилось время - родился Христос Бог, и новый ряд святых Божиих начинает Он Собою, и мы, грешные, по благодати Господа состоим в этом ряду. Святой апостол Павел называет Иисуса Христа новым Адамом, от которого произошло новое святое потомство, украшенное Его именем и предназначенное к вечному спасению. Это великое потомство составляют все христиане, принявшие Его учение, рожденные от воды и Духа во имя Его, питающиеся Божественным Телом Его и Кровию в Таинстве Святого Причастия, вскормленные и живущие в лоне Его Церкви. Наше родство со Христом не плотское, но духовное, и оно требует постоянного сродства в мыслях, чувствах, желаниях, стремлениях. И имея по сравнению с ветхозаветным человечеством высшие преимущества - сыновнюю близость в отношении к Богу, дары Божией благодати, укрепляющие, и освещающие, и просвещающие всего человека, и несомненную веру в будущую жизнь, - мы все же должны быть внимательными к себе, чтобы быть едины духом со Христом не только по рождению, но и по жизни. Ибо немощь падшей человеческой природы и мы носим в себе, как и наши ветхозаветные предки. Но мы уже не озираемся по сторонам с воплем о помощи, мы знаем, что с нами Бог! С нами живые примеры многих и многих святых Божиих, зовущих нас за собой по пути спасения. Вот и сегодня нельзя умолчать о двух из них, чья память приходится на этот день. Один - святой епископ, воспитавшийся " при ногу " сотаинника Христова святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Это святитель Игнатий Богоносец, живший в I веке христианства. Другой - святой праведный батюшка Иоанн Кронштадтский, чудотворец, прославленный в XX веке, всего три года назад. И оба они в такой полноте явили свою любовь к Богу, что растворились в ней.

http://ruskline.ru/analitika/2014/01/04/...

И сей Бог есть Господь Бог наш, законы и устные повеления Которого (судбы уст Его) мы должны знать и хранить. Они, эти «судьбы Его по всей земле». «Вечно помнит Он завет Свой, слово, которое поставил на тысячу родов. То, что завещал Аврааму и в чем клялся Исааку». Из этих слов видно, что хотя владычество Бога распространяется на всю вселенную, и судьбы Его видимы повсюду, но народ израильский должен знать и помнить, что он один из всех других народов имеет в Нем особливого для себя Всевышнего Бога, Который, «когда давал уделы народам и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу сынов Израилевых; ибо часть Господа народ Его; Иаков наследственный удел Его. Он нашел Его в пустыне, в степи печальной и дикой, ограждал его, смотрел за ним, хранил его как зеницу ока Своего ( Втор.32:8–10 ). Это было в Ханаанской земле при Аврааме, которому Бог явился и дал обетование о происхождении от него многочисленного потомства, и самого Мессии, и о том, что отдаст всю эту землю во владение его потомству ( Быт.13:15 ; Евр.11:8–9 ). И далее пророк говорит, что все обетования сии были повторены и неоднократно подтверждены при сыне Авраама Исааке и при Иакове, сыне Исаака, которому они даны как повеление, а народу израильскому в завет вечный, которым точно определялось, что земля Ханаанская отдана в вечное владение сему народу, как бы отмеренная ужем (греч., лат. funiculus – веревка, землемерная цепь), отмежеванная: уже достояния вашего. Пс.104:12–14 Внегда быти им малым числом, малейшым и пришелцем в ней, и преидоша от языка в язык и от царствия в люди ины: не остави человека обидети их и обличи о них цари. В то время, продолжает свою повесть пророк, когда Господь Бог назначил Аврааму и его потомству жить в земле Ханаанской, они были в малом, незначительном числе: сначала Авраам с женою Саррою и племянником Лотом, потом сын его Исаак с женой и малой семьей его, затем сыновья Исаака – Исав и Иаков, тоже с небольшими их семьями; и все они были люди незначительные, малоизвестные (малейшым и пришелцем в ней): в земле Ханаанской их, как пришельцев и странников, почти никто не знал.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

3. Так как произошло нечто новое и необыкновенное, то он и делает такой вопрос, и сам предлагает ответ. Ка­кой? «От лица Господа подвинулась земля, от лица Бога Иаковлева» ( Пс.113:7 ). Здесь опять названием движения выражает удивление, изумление, восторг, чтобы показать величие событий. Желая при этом показать, как велика добродетель этого мужа (Иакова), имя раба соединяет с именем Господа. Так и Павел вменяет это в великую честь святым, и приписы­вает тому, что они отрешились от всего житейского. Он не только упоминает об этой чести, но излагает и причину ее, чтобы показать слушателю тот путь, которым он может до­стигнуть такого преимущества. Какого? Того, чтобы Бог назы­вался именем рабов. Потому и сказал: по этой причине не «не стыдится их, называя Себя их Богом» ( Евр.11:16 ). Как же Бог назывался их именем? Он говорил: «Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова» ( Исх.3:6 ). Излагая наперед при­чину такого названия, апостол говорит: «все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле». Вот причина, – потому и продолжает: по этой причине «и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом» ( Евр.11:13, 16 ). Какая же, скажи мне, причина этого? Та, что они исповедали себя странниками и пришельцами, не имели никакой привязанности к настоящему, но, отрешив­шись от всего житейского, жили таким образом в земле чужой. «Обратившего камень в озёра воды и нерассеченный – в источники вод» ( Пс.113:8 ). Могут ли, скажи мне, получить прощение люди жестокие и упорные, когда камень, несекомый, твердый и грубый, повинуется велению Божию, а человек, украшенный ра­зумом, самое нежное создание, становится бесчувственнее камня? «Нерассеченный» ( χρτομον) пророк называет здесь камень, как не легко уступающий железу и только с поверхности ( χ των χρων) едва раздробляемый ударом. Но и он изменил, говорит, свои естественные свойства и произвел источники вод. Творец природы может изменять сами законы ее и являть противопо­ложные им действия, как и поступал Он часто во многих случаях, показывая, что Он же создал все из ничего.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Пс.118:19 .   Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих. «Пришлец аз есмь на земли: не скрый от Мене заповеди Твоя». На земле мы не постоянные жители, но пришельцы, потому что, прожив малое время, преходим в жизнь иную. Но не все желают знать это: иные гордятся настоящими благами, как постоянными и прочными. А кто наставлен в Божественном, тот знает скоротечность жизни; потому именует себя пришельцем, и молит Бога, чтобы не оставаться ему в неведении заповедей Божиих. Пс.118:20 .   Истомилась душа моя желанием судов Твоих во всякое время. «Возлюби душа моя возжелати судбы Твоя на всякое время». Многие вожделевают Божиих судеб, и желают Царства небеснаго, но не всегда; иногда услаждаются Божественным, а иногда следуют телесным страстям. Пророку же вожделенно непрестанно иметь сие желание. Пс.118:21 .   Ты укротил гордых, проклятых, уклоняющихся от заповедей Твоих. «Запретил еси гордым». Небрегущие о Божественных законах впадают в недуг гордыни; но приемлют наказание от праведнаго Судии. Сему подверглись Авессалом, Саул, Фараон, Сеннахирим, Навуходоносор и тысячи других. Пророк зная сие, как Пророк, присовокупил: «Прокляти уклоняющиися от заповедей Твоих». Сию клятву и закон налагает на преступников. Ибо говорит: «проклят всяк, иже не пребудет» в том, что положено в книге «закона, еже творити я» ( Втор. 27, 26 ). Пс.118:22 .   Сними с меня поношение и посрамление, ибо я храню откровения Твои. «Отыми от Мене поношение и уничижение, яко свидений Твоих взысках». Пророка поносил Навал; назвал его рабом, беглецом; поносили его Гефеи. Скорбя о сем, умоляет он, чтобы избавиться ему от поношений, как взыскавшему Божиих свидений. Посему настоящее изречение не может быть приложено к поношениям Семея; потому что те были после греха; а Наваловы и других прежде греха. Пс.118:23 .   Князья сидят и сговариваются против меня, а раб Твой размышляет об уставах Твоих. «Ибо седоша князи, и на мя клеветаху». И Саул, и Авенир, и Ахитофел, и Авессалом злословили Давида. «Раб же Твой глумляшеся во оправданиих Твоих». Признавая Твое владычество, размышлял я о Твоих оправданиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

У Бога все живы, – жив и Сократ, и предстанет он вместе с нами на суд Божий, как предстанут ниневитяне и царица южная, и не осудить ли он, не изменивший своим убеждениям даже перед лицом смерти, не осудит ли он своим молчаливым присутствием на суде Божием нас, родившихся и выросших в недрах церкви Христовой, с рождения носящих на груди крест Христов, с детских лет взирающих на чистейший Лик нашего Спасителя и внимающих Его святейшему слову, охотно подчеркивающих, что мы-де не то, что язычники или иудеи? Ведь, нам, бр., дано неизмеримо больше, нежели тому языческому мудрецу: мало того, что мы знаем Христа, Которого не знали ни ниневитяне, ни царица южная, ни афинский мудрец – мы облечены во Христа, ибо «елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся»; у нас в руках книга, хранящая в себе глаголы живота вечного – книга, которой не было у них, – святое Евангелие; перед нами целый сонм ветхозаветных праведников, которые умерли, не получив обетований, а лишь издалека взирая на них, которые «были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке: умирали от меча; скитались по пустыням и горам, по пещерам, и ущелиям земли, терпя недостатки, скорби, озлобления» –а ведь это были люди, ихже не бе достоин весь мир, – и которые, тем не менее, не потеряли веры – все они, по слову апостола, умерли в вере и, хотя не дождались исполнения обетований, все-таки радовались, с верою взирая на их исполнение в будущем, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле, и своею крепкою верою творили чудеса веры: побеждали царства, содевали правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих (Евр., 11); перед нами – далее – лик новозаветных исповедников и мучеников, своею кровию, словно багряницею и виссоном, украсивших церковь Христову, и своими страданиями, иные и мученическою смертию запечатлевших верность Христу, – собор святых мужей, открыто и мужественно говоривших правду в лицо тем, от которых зависела их земная судьба, каковы, напр

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kudryavce...

Давид дал будущему Царю начертание святилища и храмин его, внутренних и внешних, и подобие всего здания, всех притворов и жертвенника, определил даже меру и вес сосудов, чреды служения иереев и Левитов, гласы песней и чин певцов, под руководством искусного Асафа. – «Соломон, сын мой, еще молод, а дело велико, говорил благочестивый Царь, ибо не человеку, а Богу готовится здание. Всей силой моей приуготовлял я, в течении долгого царствования, золото, серебро, медь, железо, кедры, мрамор и драгоценные камни; и вот я оставлю по себе три тысячи талантов золота и семь тысяч серебра, на дело Господне; если же есть еще кто из благоволящих, – да откроет руку свою и принесет дар Богу.» Поревновали старейшины Царю своему, как некогда во дни Моисея, и принесли пять тысяч талантов золота и десять тысяч серебра, кроме меди, железа и драгоценных камней. Возвеселился народ, о усердном их приношении, и утешилось сердце Царя. «Благословен Господь Бог Израилев, Отец наш, от века и до века, воскликнул он. Тебе, Господи, величество и сила и слава, исповедание и крепость; ибо Ты владычествуешь над всеми, на небесах и на земле, и Тебя трепещет всякий Царь и всякий народ, и ныне, Господи, исповедаемся Тебе все, и хвалим имя Твое. Кто я, и кто люди мои, что возмогли мы принести Тебе сии даяния? Ибо все Твое и от Твоих мы Тебе воздали. Мы все пришельцы пред Тобой и странники, подобно как и отцы наши; дни наши как тень на земле и нет в них постоянства. – Знаю, Господи, что Ты испытуешь сердца и любишь правду, и потому, в простоте сердца моего, с радостью приношу Тебе дары сии. Боже Авраама, Исаака и Израиля, отцов наших, направь к Тебе сердца людей сих и дай сердце благое сыну моему Соломону, дабы сохранил заповеди Твои и совершил дом Твой.» – «Благословите Господа Бога нашего,» сказал еще Царь народу, и все собрание, преклонив колена, благословило Господа отцов своих. Давид принес тысячу тельцов и овнов, во всесожжение Богу, от лица всего Израиля, и тогда вторично помазали на царство Соломона, а Садока Первосвященником вместо Авиафара. – Таково было торжественное прощание отходящего Давида, как некогда Моисея, когда довел он до Иордана народ свой и не мог прейти заветную реку.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Надо бежать! Скорее бежать! Бежать дорогой кратчайшей, как бы ни была она грязна, колюча, камениста. Надо бежать! И на пути к Истине – к Богу – надо так или иначе мириться с неудобствами дорожной, страннической жизни. Мы «не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего», а значит мы «странники и пришельцы на земле». А «те, которые так говорят, показывают, – по слову апостола Павла, – что они ищут отечества» ( Евр.13:14, 11:13–14 ) и, следовательно, будут со страхом проводить время своего странствования: «удаляться от плотских похотей, восстающих на душу, и провождать добродетельную жизнь» (ср.: 1Пет.1:17, 2:11–12 ). Вера в будущую бесконечность жизни с Богом должна отражаться и на нашей здешней жизни, сообщая ей полноту нового существования в единении с Воскресшим Спасителем, Который и да поможет нам преодолеть вожделения, внесенные грехом в нашу природу. Стремящийся к Истине не может самодовольно замыкаться в себе, смиренно следуя по пути, указанному Христом, он и ближним будет свидетельствовать свою радость шествования за Христом. Человек, живущий среди своих близких и в то же время спасающийся в одиночку, должен поставить перед собой вопрос: спасается ли он? Если я, спасаясь сам, ничего положительного не делаю для того, чтобы вместе со мною спасались ближние мои, значит ясно, что я этих ближних не люблю. Так как невозможно любить ближних и в то же время оставаться безразличным, когда они на погибельном пути. «Индивидуально спасающийся», озабоченный только спасением своей души, – явно обнаруживает опасное извращение. Мы никогда не можем сохранять лишь себя пред Богом, так как спасаемся только вместе, «коллегиально», или, как говорил B.C. Соловьев: «Бог будет спасать тех, кто спасает других». «Всякая изоляция, всякое индивидуалистическое отделение, – говорит профессор П. Евдокимов , – звучит фальшивой нотой в этой совершенной молитвенной гармонии о всех и за вся. Каждая, воспитанная литургически душа, по собственному опыту знает, что она не может одиноко устоять перед Богом и что, литургически, она спасает себя лишь с другими» 111 . «Я не могу, – пишет Н.А. Бердяев , – домогаться Царства Небесного, сам другого в это же время толкая в ад».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

Евр.11:13 .  Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле. «По вере умроша сии вси, не приемше обетований, но издалеча видевше я, и целовавше, и исповедавше, яко страннии и пришелцы суть на земли». Так патриарх Авраам сказал сыном Хеттеевом: «преселник и пришлец аз есмь у вас, дадите ми стяжание гроба между вами, и погребу мертвеца моего от Мене» ( Быт. 23, 4 ). И тот, кто приял обетование обладать всею землею, не владел местом и в три локтя. О сем и добропобедный Стефан сказал: «и не даде ему... ниже стопы ногу» ( Деян. 7, 5 ). Так и блаженный Давид, будучи даже царем и обладателем оной земли, часто взывал: «яко преселник аз есмь у тебе и пришлец, якоже вси отцы мои» ( Пс. 38, 13 ). Евр.11:14 .  Ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества. «Ибо таковая глаголющии являются, яко отечествия взыскуют». Именующие себя странниками, говорит Апостол, дают сим видеть, что ничего настоящего не признают собственностию, но вожделевают иных вещей. О сем и Господь сказал: «аще в чужем верни не бысте, ваше кто вам даст» ( Лк. 16, 12 )? Евр.11:15 .  И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться. «И аще бы убо оно помнили, из негоже изыдоша, имели бы время возвратитися». Ибо если бы патриарх почитал отечеством Харран или землю Халдейскую и потому, обитая в Палестине, именовал себя переселенцем, то, если бы хотел, весьма легко мог возвратиться. Евр.11:16 .  Но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город. «Ныне же лучшаго желают, сиречь небеснаго. Темже не стыдится сими Бог, Бог нарицатися их: уготова бо им град». Не о здании каком сказует сие Апостол, но о житии на небесах. Сие говорит он и несколько ниже: «Но приступисте к Сионстей горе, и ко граду Бога живаго, Иерусалиму небесному» ( Евр. 12, 22 ). Кстати же употребил слово: «не стыдится». Ибо Господь сил, Владыка Ангелов, Творец неба и земли, на вопрос: «что имя Ему?» – оставя все прочее, сказал: «Я Бог Авраамов и Бог Исааков и Бог Иаковль... сие Мое имя есть вечное, и память родов родом» ( Исх. 3, 13, 15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Еще один персонаж Священного Писания, о котором упоминается в песни канона, — это Авраам, ветхозаветный праведник, который во всем слушался Бога и имел очень крепкую веру. Когда Господь повелел ему покинуть Харран, город его отца, Авраам покорно последовал воле Божией. Преподобный Андрей призывает подражать решимости праведника. «Авраама слышала еси, душе моя, древле оставльша землю отечества и бывша пришельца, сего произволению подражай» (Ты слышала, душа моя, как в древности Авраам оставил землю отеческую и сделался странником; подражай его решимости). В этой же песни Андрей Критский вспоминает явление Бога Аврааму в виде трех путников, пообещавших, что у престарелых Авраама и Сарры родится сын. Впоследствии, когда это обещание исполнилось и Сарра родила сына Исаака, Бог захотел испытать верность Авраама и повелел принести Исаака в жертву. Авраам вновь послушался Господа и уже в последнюю секунду, когда он занес над сыном нож, был остановлен ангелом. Автор призывает брать пример с Авраама в его гостеприимстве и верности Богу. Помимо Исаака у Авраама был сын Исмаил, рожденный ранее от служанки Агари. На этом в свое время настояла сама Сарра, долгое время бывшая бездетной. Однажды Исмаил стал насмехаться над Исааком, за что Авраам выгнал его вместе с Агарью из дома. Святой Андрей вспоминает этот эпизод и призывает душу не уподобляться Исмаилу. «Исмаила слышала еси, трезвися, душе моя, изгнана, яко рабынино отрождение, виждь, да не како подобно что постраждеши ласкосердствующи» (Ты слышала, душа моя, что Измаил был изгнан, как рожденный рабыней, бодрствуй, смотри, чтобы и тебе не потерпеть бы чего-либо подобного за сладострастие). Читать полностью отрывок из Библии Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему (Быт 9:26–27). И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные. И пошел Аврам, как сказал ему Господь; и с ним пошел Лот. Аврам был семидесяти пяти лет, когда вышел из Харрана (Быт12:1–4).

http://foma.ru/ljudi-i-sobytija-v-kanone...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010