После пения ексапостилария, или светильна, поются на воскресном бдении в рядовой глас, а на праздничном бдении во глас следующих за тем стихир, так называемые хвалитные псалмы, Пс. 148 : – «Хвалите Господа с небес»; Пс. 149 : – «Воспойте Господеви»; и Пс. 150 : – «Хвалите Бога во святых Его». Эти псалмы положено петь обоим ликам по стихам. На практике обычно поются эти псалмы не все полностью, а только избранные стихи их с припевами, таким образом: – «Всякое дыхание да хвалит Господа. Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних: тебе подобает песнь Богу. Хвалите Его вси аггели Его, хвалите Его вся силы Его, тебе подобает песнь Богу». В отличие от будничной службы, на которой пение или чтение этих псалмов начинается со слов: «Хвалите Господа с небес»; на бдении это последование так и называется «Всякое дыхание». «Всякое дыхание» поется тогда, когда есть «Великое славословие». Далее следуют так называемые «стихиры на хвалитех», которые припеваются к последним 6-ти или 4-ем стихам этих псалмов. На воскресном бдении стихиры эти начинают припеваться за последним стихом 149-го псалма: «Сотворити в них суд написан» ( Пс.149:9 ) и всех стихир бывает 8, почему для двух последних стихир берутся особые припевы: – «Воскресни, Господи Боже мой» и – «Исповемся тебе, Господи». Затем следует стихира на: – Славу: – поется стихира Евангельская, а на: И ныне: на воскресном бдении поется всегда одна и та же стихира: «Преблагословенна еси, Богородице Дево». Если с воскресным днем совпадет память святого с бдением или полиелеем, то из 8-ми только 4 стихиры берутся воскресные из октоиха, а другие 4 стихиры святого, причем последние две имеют припевы святого, печатаемые обычно в службе святому в стихирах на стиховне. То же бывает, если в воскресение случится предпразднство, или попразднство, или отдание праздника: тогда берутся 4 стихиры воскресные, а 4 предпразднства или праздника, причем две последние с праздничными припевами. То же самое и при совпадении с воскресным днем двунадесятого Богородичного праздника: 4 стихиры воскресные, а 4 праздника. Если в воскресение, кроме предпразднства или попразднства, случится еще святый, которому положены стихиры на хвалитех, тогда стихиры предпразднства или попразднства не поются, а поются только стихиры воскресные 4 и святого 4 с припевами его. При пении Триоди Постной и Цветной в разные недели бывают разные сочетания стихир на хвалитех, которые всегда указаны на ряду.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Последняя молитва литии, произнесенная иереем («Владыко Многомислостиве, Господи Иисусе Христе, Боже наш») читается лицом на запад, согласно уставу. Получается, что священник находится в западной части храма да еще поворачивается лицом на запад, т.е. к входным дверям, к паперти (для кого она и читается – для побирающихся в паперти). А историческое происхождение тоже вполне понятно: для тех кающихся, которые назывались припадочными и не имели права даже войти в притвор. Даже они на определенном этапе всенощной включаются в общецерковную молитву. По окончании этой молитвы священнослужители снова входят в храм из притвора, и поются стихиры на стиховне (по уставу – двумя ликами на сход). Это стихиры Октоиха. Одна воскресная уже звучала на малой вечерне: помните, там была одна воскресная, а дальше Богородичная стихира? И три стихиры по алфавиту. Почему они так называются? По очень простой причине. Сколько всего таких стихир существует в природе, а следовательно, и в Октоихе? Три на каждой службе, а служб воскресных восемь – по числу гласов. Получаем число букв греческого алфавита. Первая стихира первого гласа начинается в греческом тексте с альфы, вторая стихира первого гласа – с беты, третья – с гаммы; первая стихира второго гласа – с дельты и т.д. В восьмом гласе третья стихира – с омеги. То есть если выписать все 24 стихиры и прочитать первые их буквы, то в качестве акростиха получим просто греческий алфавит. – «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха (а если будет вставной славник и придется менять глас, то этот Богородичен надо искать в первом приложении; там на каждый глас дается два Богородична – один догматик, завершающий воззвахи, а второй – стиховне, завершающий стихиры на стиховне). Рассматривая воскресное всенощное бдение, мы остановились на стиховенных стихирах. По окончании стиховенных стихир идет та часть вечерни, которая является непреложной для любой вечерни: читаются молитва св. праведного Симеона Богоприимца «Ныне отпущаеши», Трисвятое и прочие обычные молитвословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Этому-то уставу в данном случае и можно следовать. Кроме того, песнопение на Славу можно заимствовать и из хвалитных стихир. Основание для этого заключается в Общей Минее где о святом, имущем бдение, аще получится в неделю, сказано: «На литии стихира храма и святого стихиры и Слава хвалитные, И ныне, богородичен воскресен» (см. в конце книги). Есть и еще способ избежать повторения, который можно практиковать тогда, когда стихиры на стиховне положены на другой со Славой глас, как, впрочем, большею частью и бывает. Как это сделать, объясним примером, для которого возьмем 28 сентября. Здесь в вечерних стихирах на стиховне помещено четыре песнопения: первые три 1 гласа, последнее с надписью: Слава, 8 гл., после чего указан воскресный богородичен 8 гласа: Безневестная Дево. Если на литии пропеть только первыя два песнопения, имеющия 1 глас, а пред третьим петь Слава, после же нее И ныне и воскресный богородичен 1 гласа: Се исполнися Исаино; то в таком случае и Слава, и И ныне двух стихир (литийных и стиховенных) будут различные. А что так можно сделать, т. е. петь Славу пред таким песнопением, пред которым в Минее нет надписи: Слава, то это видно из того, что, напр., литийная стихира недели пред Рождеством Христовым: Лучами облиставшеся..., не имеющая пред собою надписи: Слава, и поемая без Славы (см. Типик., 18 декаб., мр. гл., л. 124; 20 дек., мр. гл., л. 125 на об.; 21 дек., мр. гл., л. 128), иногда, и именно в день памяти пр. Даниила, поется на Славу (см. 17 дек. мр. гл., л. 123). Примеч. Назначаются стихиры стиховные, а не литийные, потому что те святые, которым назначена служба с одним Славословием, литийных стихир не имеют. В выборе же песнопений на Славу надобно, конечно, руководствоваться соображениями, высказанными параллельно сему. На И ныне надобно петь воскресный богородичен от стиховных до гласу Славы (см., напр., 17 декаб., мр. гл., л. 123). б) Если святой есть просто поемый на 6, то на этот случай Типикон дает такой устав: Стихира храма. Слава святого, если есть.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

1-я редакция представлена, по М. Славнитскому, 16 списками: РНБ, ОР, Соф. 382 (датирован XIII в.) и еще 15 списков: Соф. 386 (XIV в.), Соф. 209, 362–364 (XV в.), Соф. 365, 368, 401, 410–411, 414 , КБ 354/611, 453/710, 456/713, ПДА, А1/8 (XVI в.). М. Славнитский ограничил свое исследование Кирилло-Белозерским и Софийским собраниями Публичной библиотеки (РНБ). Не учтена «Минея новым чудотворцам» 1494 г. РНБ ОР, Сол. 518/537. Точная аналогия списку Соф. 382 читается в Минее на июнь-июль РГБ, ОР, ф. 304 (Тр.), 570 (XVI в.). В июльской Минее Тр. 571 (XVI в.) помещена служба свв. Кирику, Улите и Владимиру, совпадающая с Соф. 386 . В службе 1-й редакции были стихиры на «Господи, воззвах», канон. В качестве дополнений по большинству списков М. Славнитский указал: тропарь «Уподобивыи ся купьцу....», светилен «Тихое пристанище, просв тителю земли Русьт и...», самогласен «Начальника благочестия и пропров дика в р ...». Это не верно, так как самогласен поется в Соф. 382 на стиховне, а в Соф. 386 это славник стихир свв. Кирику и Улите на хвалитех. В Соф. 386 есть и светилен, он же повторен в «Минее новым чудотворцам» 1494 г. (РНБ, ОР, Сол. 518/537) и многих других. Тропарь гласа 4-го «Уподобивыися купьцу....» есть в Сборнике 1414 г. М. А. Момина в рукописном примечании, приложенном к Трефологию Соф. 386 , указывает, что для рукописей, переходных со Студийского устава на Иерусалимский, характерны пропуски тропарей. Особые варианты службы 1-й редакции отмечены М. Славнитским в списках КБ 453/710, 456/713, Соф. 401 , Соф. 410–411 . В КБ 456/713 тропарь «Правов рию наставниче...», кондак и икос из канона отмечены им как особые, но впервые они встречаются в Сборнике Матвея Кусова 1414 г. М. Славнитский указывает, что в списке КБ 453/710 этот кондак помещен как седален. В нем же добавлены особые стихиры на хвалитех, которые были использованы в опубликованной ученым 3-й редакции службы в качестве стихир на «Господи, воззвах» (см. далее). Служба свв. Кирику, Улите и Владимиру из Минеи XVI в. Соф. 401 , разобранная М. Славнитским, впервые встречается в оставшемся ему неизвестным списке РГБ, ОР, ф. 304 (Тр.), 577, XV в. Особые стихиры на стиховне и славник из этой службы помещены в йотированном Кирилло-Белозерском стихираре (РНБ, ОР, КБ 586/843) в качестве стихир на литии на лл. 6707671, о чем ученый также не знал. Они переписаны дважды. Один раз с нотацией, второй раз с разбивкой на 5, 6, 7 и 8 гласы. Эти стихиры вошли в службу 2-й редакции по Минее 1611 г. КБ 391/648, что указано М. Славнитским ниже на с. 215. Светилен «Св тилиници просв тивше вселенную...» есть во 2-й редакции службы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С т. зр. этой новой классификации, утреня П. должна была бы получить славословие в кафедральной редакции, поскольку П., вне всякого сомнения,- праздник. Однако это повлекло бы за собой отмену стиховных стихир, каковыми были стихиры П., к-рые к тому времени давно стали одним из главных песнопений праздника. В результате отменены не они, а «будничное» славословие вместе со «Сподоби, Господи», и утреня П. получила необычную структуру, когда после хвалитных стихир немедленно поются стиховные, как по Евергетидскому и Иерусалимскому уставам, либо, как по Мессинскому Типикону, стиховные стихиры и вовсе начинаются сразу после эксапостилария. Первые слова пасхальной утрени - ее начальный возглас. Как и в др. дни, во время его произнесения священник совершает крест кадилом, но не перед св. престолом, а перед закрытым переходом из нартекса в храм (причем большинство уставов предписывает совершить крест кадилом непременно трижды). Далее поется пасхальный тропарь: Χριστς νστη κ νεκρν, θαντ θνατον πατσας, κα τος ν τος μνμασι, ζων χαρισμενος (                          ). Он, несомненно, является наиболее известным песнопением П. в православной традиции. Тропарь поют с повторами, перемежая стихами псалмов. Самый простой порядок исполнения тропаря описан в Студийском уставе: братия поет его трижды, затем священник произносит стихи Пс 117. 24, 27 и «Слава... И ныне...», после каждого стиха братия повторяет тропарь. Согласно остальным уставам, первым поет тропарь сам священник, повторяя его трижды, и лишь за ним - братия; также увеличилось количество псаломских стихов и, следов., повторений тропаря; в самом конце повторений священник поет тропарь до середины, а братия завершает его. Кроме того, в староафонской традиции и Евергетидском уставе после каждого стиха (в Мессинском и Георгия Мтацминдели Типиконах это стихи: Пс 117. 24, 25-27a, 27b - 28a, 28b - 29; в Евергетидском - Пс 1, 4, 19, 24, 27b - 28a) священнику предписано припевать 2-ю половину тропаря, прежде чем братия исполнит тропарь целиком. В Иерусалимском уставе подобное предписание отсутствует; важным отличием стало изменение состава стихов в этом уставе: здесь - Пс 67. 2a, 3a, 3b - 4a, 117. 24, «Слава... И ныне...». Замена стихов Пс 117, более уместных для начала утреннего богослужения (ср. «Бог Господь» ), а тем более пасхального, поскольку этот псалом ассоциировался с празднованием П. еще в иудейской традиции, стихами Пс 67, в котором пророчески сообщается о Воскресении Христовом («Да воскреснет Бог...») и содержится отсылка к совершаемому до или во время этих стихов каждению («Яко исчезает дым...»), но к-рые все же не столь традиционны для начала утрени П. (о чем свидетельствует сохранение стиха Пс 117. 24, несмотря на замену остальных), вероятно, была обусловлена влиянием стихир П., к к-рым припевались именно стихи Пс 67.

http://pravenc.ru/text/Пасху.html

Ектении даны обычного напева и Смоленского (ектении Смоленского московскими хорами пелись всегда в тех случаях, когда состав хора был достаточно велик, их знали хоры наизусть, и они принимались уже за обиходные). «Господи, воззвах» 8-ми гласов приведено в той же редакции, какая была принята как обиходная в Московской епархии и особенно – в Успенском соборе; эта редакция насколько отличается и в мелодии, и в гармонии от природного напева, причем даны запевы для всех десяти стихир в субботу вечера (что предполагает пение всех положенных стихир). Распета же, как образец, целиком только первая стихира этого комплекса. Догматики-богородичны изложены двухголосно, причем указано, что дискант может по желанию удваиваться тенором, альт (второй голос) – басом. Мелодия догматиков – большого знаменного роспева, как в синодальных квадратнонотных богослужебных певческих книгах; мелодия сохранена полностью, даже с сохранением некоторых «фит», например, в догматике 5-го гласа. Концы песнопений в шестом гласе сделаны без «петербургской каденции». Прокимен «Господь воцарися» и вообще все прокимны вечерни и утрени изложены на все 8 гласов, знаменным роспевом, а не читком на одном аккорде вне гласа, как это имеет место в придворном обиходе. Стиховны стихиры 8-ми гласов (распета целиком только первая стихира в качестве образца для прочих воскресных стиховных стихир данного гласа, для прочих стихир приведены только запевы); Богородичне на стиховне («малый Богородичен») не приводится. Напев тропаря «Богородице Дево, радуйся» – несколько отличный от напева в придворном обиходе, но также очень простой, «Буди имя Господне» дано в двух редакциях: а) постой, причем заключительная каденция отличается от стереотипной каденции придворного пения (I-IV-V-I) некоторым разнообразием, и б) сочинения С.В. Смоленского (также ставшего в Москве «обиходным»). Из величаний распето только (без искусственного вводного тона) одно, на 8 сентября, в качестве образца для других величаний. Для других праздников даны только тексты величаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую», «Именем Господним...» Иерей пред Царскими вратами – «Боже, ущедри ны...» и молитву св. Ефрема Сирина с 16-ю поклонами. Вечерня. Вечерня вседневная, совершаемая в понедельник, вторник и четверг Четыредесятницы, не имеет начального возгласа. После поклонов на изобразительных чтец: «Приидите, поклонимся...» и псалом: «Благослови, душе моя, Господа...» Иерей (в епитрахили и фелони) читает пред Царскими вратами светильничные молитвы. По псалме – великая ектения. Затем кафизма 18-я. «Ко Господу, внегда скорбети ми, воззвах...» (в том же порядке, что и на утрени). После кафизмы – малая ектения. «Господи, воззвах» во глас стихир Триоди. Стихир 6: Триоди – 3 и Минеи – 3. Во время пения стихир совершается обычное каждение. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи наряду. Входа нет. Певцы после Богородична поют «Свете тихий...» Затем следует прокимен первой паримии и чтение самой паримии, второй прокимен и вторая паримия. По окончании паримий чтец: «Сподоби, Господи, в вечер сей...» Ектения просительная. По возгласе певцы поют стихиры на стиховне Триоди, «Слава, и ныне» – Богородичен 17 . После стихир чтец: «Ныне отпущаеши». Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас. Певцы: «Аминь». И поют тропари, глас 4-й: «Богородице Дево...» Поклон. «Слава» – «Крестителю Христов...» – и поклон. «И ныне» – «Молите за ны, святии вси...» – и поклон. Затем – «Под Твое благоутробие...» – без поклона. «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», Честнейшую», «Именем Господним...» Иерей: «Сый благословен...» Чтец – молитву «Небесный Царю...» Иерей: «Господи и Владыко живота моего...» и творим обычные поклоны (16). После поклонов конечное Трисвятое. По возгласе иерея – чтец: «Господи, помилуй» (12), «Всесвятая Троице...». Певцы: «Буди Имя Господне...» (3), псалом «Благословлю Господа на всякое время...» (полностью). Иерей: «Премудрость». Певцы: «Достойно есть...» (до слов: «Матерь Бога нашего» включительно). Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...» Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (3), «Благослови». Иерей – отпуст (на амвоне). Певцы – многолетны. Закрывается завеса Царских врат.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   Вечерня вседневная, совершаемая в понедельник, вторник и четверток Четыредесятницы, не имеет начального возгласа. После поклонов на изобразительных чтец – «Приидите, поклонимся» и псалом «Благослови, душе моя, Господа». Иерей в епитрахили и фелони читает пред царскими вратами светильничные молитвы. По псалме – великая ектения. Затем кафизма 18-я «Ко Господу внегда скорбети ми, воззвах» в обычном порядке с 3 поясными поклонами на каждой «Славе». После кафизмы – малая ектения. «Господи, воззвах» во глас стихир Триоди. Стихир 6: Триоди 3 и Минеи 3. Во время пения стихир совершается обычное каждение всего храма. «Слава» – святого из Минеи, если есть, «И ныне» – по гласу «Славы» из дополнительной части Минеи. Если «Славы» святого нет, то «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу стихир святого, и во вторник и четверток – Крестобогородичен. Входа нет. «Свете Тихий». Прокимен Триоди. Паримия. Второй прокимен и вторая паримия. «Сподоби, Господи». Ектения просительная. После нее стихиры на стиховне из Триоди, «Слава, и ныне» – Богородичен (а во вторник и четверток Крестобогородичен Триоди). «Ныне отпущаеши», Трисвятое по «Отче наш». По возгласе тропари, глас 4-й – «Богородице Дево» и следующие. «Господи, помилуй» (40 раз), «Слава, и ныне» – «Честнейшую», «Именем Господним». «Сый благословен». «Небесный Царю». Молитва святого Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего» с обычными 16 поклонами. Конечное Трисвятое. По возгласе «Господи, помилуй» (12 раз), «Всесвятая Троице», «Буди имя Господне» с 3 поясными поклонами. Псалом «Благословлю Господа на всякое время» полностью. По прочтении псалма иерей – «Премудрость». Певцы – «Достойно есть». Иерей – «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы – «Честнейшую». Иерей – «Слава Тебе, Христе Боже». Певцы – «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей – дневной отпуст. Певцы – многолетны. Завеса царских врат закрывается.    Великое повечерие. Пред началом повечерия ударяют в колокол 12 раз косно. Иерей в епитрахили, сотворив пред царскими вратами при закрытой завесе три поклона, возглашает «Благословен Бог наш». Чтец – «Аминь», обычное начало и псалом 69-й «Боже, в помощь мою вонми».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

(Типикон. Гл. 9) должна совершаться накануне седмичных дней и субботы в тех случаях, когда на них не выпадает никакого праздника; она имеет следующий порядок. В. предваряется 9-м часом, к-рый может читаться в притворе или в храме (если он читается в притворе, после него произносится отпуст); начальным возгласом В. служит «      », затем следует «    » и Пс 103; во время Пс 103 служащий священник тихо читает перед св. вратами 7 светильничных молитв; после псалма возглашается мирная ектения. Бывает стихословие Псалтири: в зимний период года (начиная с понедельника после недели по Воздвижении), а также в период Великого поста читается 18-я кафизма (Пс 119-134), в др. время года - рядовая кафизма, согласно расписанию чтения кафизм в течение недели (Типикон. Гл. 17). Стихословие Псалтири заключается малой ектенией, вечером в воскресенья и праздники кафизма и малая ектения на вседневной В. отменяются. Далее поются псалмы «    » (Пс 140, 141, 129, 116), к последним стихам к-рых припеваются 6 стихир (обычно из Октоиха и Минеи (или только Минеи); в попразднства - праздника и Минеи; в период пения Триоди Октоих заменяется Триодью), а к начальным - припев «      » (Пс 140. 1b). Пение кратких припевов к стихам воззвашных псалмов - древняя традиция; в древнерус. певч. рукописях выписаны целые циклы таких припевов ( Успенский. 1978). В совр. приходской практике стихи псалмов «    » без припевов и без стихир могут не петься, а прочитываться (или вовсе опускаться). Стихиры на «    » заключаются словами «      », к к-рым припевается богородичен (а если у святого есть славник, то он поется перед богородичном на «  »). После стихир и богородична следует «    », к-рый по уставу на вседневной В. полагается читать, но по сложившейся традиции его обычно поют (как правило, простым напевом). Затем возглашается прокимен дня (согласно дню седмицы) и сразу же читается «    ». После этого возглашается просительная ектения, по окончании ее совершается преподание мира и главопреклонение (в это время священник читает главопреклонную молитву.). Затем поются стиховные стихиры (из Октоиха; в попразднства - праздника; в период пения Триоди - из Триоди), припеваемые к стихам одного из степенных псалмов, как правило, это Пс 122 (на 2 части: стихи 1-2 и 3-4) или же др., подобранные по содержанию стихир; как и стихиры на «    », они заканчиваются «      » и богородичном (если есть, то поется и славник). После стихир читается «    », затем - Трисвятое, «    » и «    ». Поются тропарь рядового святого и богородичен; В. заканчивается сугубой ектенией, возгласом «    » (этот возглас бывает только на В. и утрене, он предваряется возгласом: «  »), кратким многолетием «    » и отпустом, после к-рого поется большое многолетие.

http://pravenc.ru/text/158310.html

А 25 апреля назначаются те же самые паремии, потому что они внесены уже в апрельскую минею под 30 числом. Точно так же 10 мая назначаются паремии, помещенные в той же минее 8 числа, а 11 июня -те, что напечатаны под 29 числом. 9-го августа совершенно необычная паремия из Деяний, из каковой книги паремий никогда не бывает. И только 19 июня назначаются паремии из книги празднуемого апостола, но они не отмечены в богослужебном Апостоле. Для праздничной службы с полиелеем литийные стихиры не обязательны. Но пополнители апостольских служб решили дать для этих служб и литийные стихиры. При этом еще более обнаружился случайный характер пополнений. Для всех октябрьских и ноябрьских апостольских памятей назначаются одни и те же стихиры, положенные на хвалитех и в общей службе апостолу единому, а в эту последнюю внесенные, по всей вероятности, с 30 апреля, для какового дня они первоначально и были составлены в качестве стихир на «Господи воззвах». Для остальных апостольских памятей при одинаковых праздничных знаках стихир литийных нет, так что становится совершенно непонятным, почему евангелисту Луке есть стихиры, а другому евангелисту, Марку, нет; Иакову Алфееву и Филиппу есть, а Иакову Зеведееву, Симону Кананиту и Варфоломею нет? Для полиелейных служб нужны седальны по полиелее. В большинстве апостольских служб они или из общей минеи (6, 9 октября, 10 мая, 19 июня) или повторение седальнов по 3-й песни канона (14 и 16 ноября, 11 июня). Нужна еще для праздничных служб стихира по 50-м псалме. В апостольских службах она или повторение одной из стихир с «Господи воззвах» (25 апреля, 9 августа), или стиховных (30 апреля), или совершенно бесцветные (14 ноября, 11 и 19 июня – на последние две памяти одна и та же, в первом случае во множественном числе, во втором – в единственном). 18-го октября в качестве стихиры назначается положенный по 2-й кафизме седален из той же службы – вещь почти невозможная, ибо тропари, к числу которых относятся седальны, почти никогда не переводятся в разряд стихир, имеющих отличный от тропарного и напев.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010