Л. 34 об.; 130. Л. 31; 132. Л. 65 об.; 711. Л. 37 об.; РНБ. АНЛ. Ю. I2. Л. 113 об.), «Слава моя и возносяй главу мою» (РНБ. Греч. 132. Л. 65 об.; 711. Л. 37 об.; РНБ. АНЛ. Ю. I2. Л. 114 об.), «Гласом моим ко Господу воззвах» (Lesb. Leim. 459. Fol. 46; 8. Fol. 36; РНБ. Греч. 132. Л. 66 об.; 711. Л. 38 об.; РНБ. АНЛ. Ю. I2. Л. 119 об.), «И услыша мя от горы святыя Своея» (РНБ. Греч. 130. Л. 32 об.; 132. Л. 66 об.; 711. Л. 38 об.; РНБ. АНЛ. Ю. I2. Л. 120 об.). Все распетые И. К. стихи 1-й кафизмы были переведены в нотацию Нового метода хартофилаксом Хурмузием (Athen. Bibl. Nat. S. Sepulcri. 703. Fol. 82v et al.). И. К. также распел стихи 111-го псалма («Блажен муж, бояйся Господа») «Грешник узрит и прогневается» и «Зубы своими поскрежещет» на 4-й глас (РНБ. Греч. 130. Л. 151 об.- 152; 132. Л. 180; 711. Л. 115). Стихи непорочных, распетые И. К. на 2-й, 1-й плагальный, νεναν, 3-й, 4-й плагальный гласы, обнаружены в рукописях: РНБ. Греч. 126. Л. 57 об.- 79; БАН. РАИК. 154. Л. 145-175 об.; 30. Л. 69-82 об., посл. четв. XVI в.; 38. Л. 47-50 об. Стих «Руце Твои сотвористе мя» впосл. был «украшен» Фардивукисом (Lesb. Leim. 245. Fol. 258v - 259; см.: Touliatos-Banker. 1984). И. К. распел следующие стихи полиелея: «Дом Израилев, благословите Господа» из полиелея Λατρινς 1-го гласа (Athen. Bibl. Nat. 2406. Fol. 94v), «И память Твоя» из полиелея Николая Кукумы 1-го гласа (Athen. Bibl. Nat. 2401. Fol. 108v), а также заключительные матимы к 136-му псалму («На реках Вавилонских») на 3-й глас (на словах: «И святым духом. Аллилуия», «И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Аллилуия») (Lesb. Leim. 459. Fol. 137; 8. Fol. 85; Ydra. Iliou. 597. Fol. 147; Ath. Iver. 1250. Fol. 146, 1670 г., автограф свящ. Баласиса ; в транскрипции Хурмузия: Athen. Bibl. Nat. S. Sepulcri. 704. Fol. 134-135) (см.: Χαλδαικης. 2003. Σ. 437-438). В рукописи БАН. РАИК. 154 И. К. приписывается также стих 136-го псалма «Дщи Вавилоня окаянная» (Л. 121 об.). Пасапноарии И. К. зафиксированы в рукописи посл. четв. XVII в. Lesb. Leim. 292 (Fol. 144v - 147), с кратимой, без начальной мартирии. В рукописях встречается неск. напевов аллилуиариев И. К.: на 4-й глас (РНБ. Греч. 132. Л. 287 об.), на 2-й плагальный глас (БАН. РАИК. 154. Л. 189; Lesb. Leim. 258. Fol. 48v - 49; 287. Fol. 54v - 55; 257. Fol. 88-88v; 285. Fol. 106v - 107; 238. Fol. 232; CPolit. Bibl. Patr. Coll. K. Ananiadou. 6. Fol. 41-41v, 45v - 46), заупокойный на глас νεναν или на 2-й плагальный глас (Lesb. Leim. 273. Fol. 72v - 73; БАН. РАИК. 30. Л. 44 об.), на 2-й плагальный глас Δι, «называемый печальные от печали» (τ λυπηρ τς λπης - Lesb. Leim. 238. Fol. 234), на глас νεναν (Lesb. Leim. 259. Fol. 90), на глас βαρς (Lesb. Leim. 277. Fol. 146; 459. Fol. 211v, ок. 1700 г.; CPolit. Bibl. Patr. Coll. K. Ananiadou. 6. Fol. 42; БАН. РАИК. 42. Л. 196 об.; РНБ. Греч. 126. Л. 151 об.- 155; 130. Л. 262; 132. Л. 290; 711. Л. 171 об.), на 4-й плагальный глас (РНБ. Греч. 130. Л. 263-263 об. (2 варианта)).

http://pravenc.ru/text/471305.html

Лк.7:35 .  И оправдана премудрость всеми чадами ее. Рассказ о прибытии ко Христу учеников Иоанна Крестителя, который поручил им спросить Христа, Он ли обетованный Мессия, евангелист Лука излагает сходно с Матфеем ( Мф.11:2–19 ). «Возвестили Иоанну...» (стих 18). Евангелист Лука точнее обозначает, от кого Креститель услышал о чудесах Христа (ср. Мф.11:2 ). «А в это время...» (стих 21). Евангелист Лука отмечает это обстоятельство для того, чтобы сделать более понятными следующие слова Христа: «Скажите Иоанну, что вы видели...» (стих 22). Стихи 29–30 представляют раздел речи Господа, который имеется только у евангелиста Луки. Здесь Господь говорит о том, что выступление Крестителя имело не для всех его слушателей одинаковые последствия: простые люди, даже мытари, поверили Иоанну как пророку и прославили Бога за послание такого пророка, а фарисеи и законники не захотели признать в нем Богом посланного руководителя, который призывал их изменить свой образ жизни, и не крестились у него (ср. Мф.21:31–32 ). Стихи 31–35 представляют собой повторение Мф.11:16–19 . Только у евангелиста Луки это обличение Христа относится не к книжникам и фарисеям, а к присутствующим толпам народа (см. стихи 33–34: «говорите»). Лк.7:36 .  Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег. Следующая далее история помазания Христа женой-грешницей представляет собой самостоятельный рассказ евангелиста Луки. Он имеет значение иллюстрации к словам 34-го стиха о Христе: «вот человек, который любит есть и пить, друг мытарям и грешникам». «Некто из фарисеев». Ниже названо и имя этого фарисея – Симон (стих 40). «Просил Его вкусить с ним пищи». По-видимому, Симон получил от Господа какое-то благодеяние и в благодарность за него пригласил Христа к себе на обед (ср. стихи 41–42, 47). Лк.7:37 .  И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром Точнее перевести так: «и вот женщина, которая в городе была грешницей, т.е. блудницей (ср. Ин.8:7 ), узнав...».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

·          Вспомните какой-нибудь эпизод, где Бог творил чудеса по вере святых? ·          Какое это имеет значение для нас, согласно тексту в целом? ·          Что изменилось в вашем восприятии Христа после прочтения отрывков и проповедей? ·          Что, как вы думаете, двигало апостолами? ( Евр.11:33–12:2) ·          Легко ли вам верить в деяния Христа? ( Евр.11:33–12:2; Мф. 10, 32-38; 19, 27-30; Ин. 10:9-16) ·          Был ли в вашей жизни момент, когда вы сказали Христу «Господь мой и Бог мой»? С чем это было связано? (расскажите какой-нибудь случай) ·          Каким образом Господь просвещает «всякого человека»? (расскажите какой-нибудь случай) ·          Что, здесь, является «плод  Духа»? ( Евр.11:33–12:2; Мф. 10, 32-38; 19, 27-30; Ин. 10:9-16) ·          О чем говорится в тексте? (перескажите своими словами)  ·          В чем состоит слава Отца? ( Евр.11:33–12:2; Мф. 10, 32-38; 19, 27-30; Ин. 10:9-16) ·          В чем состоит жизнь вечная? (Ин. 7:37–52;Ин. 8:12; Ин. 15:17-16:2) ·          О чем в первую очередь Иисус молится, когда молится об учениках? ( Евр.11:33–12:2; Мф. 10, 32-38; 19, 27-30; Ин. 10:9-16) ·          Как моя «обязанность» может стать моей силой и моим служением? ·          Какой из эпизодов больше всего привлек ваше внимание, чем? ·          В каких ситуациях моей жизни я должен «не лишаться рассудка», чтобы помочь другому? ·          Когда вы что-то делаете, есть ли у вас надежда добиться успеха? ·          Есть ли что-то, о чем Вы знаете, что вы имеете на это полное право, Вы готовы этим поступиться ради любви к другим людям? (расскажите какой-нибудь случай) ·          На какие стихи больше всего отзывается ваше сердце, чему это учит вас, как это может повлиять на вашу жизнь? ·          В чем смысл Пасхи, что происходит во время нее? Пасха полезна, если он не отвечает внутренней действительности? (расскажите какой-нибудь случай) ·          Что есть духовная подготовка для трудного дела, соблюдение церковных устоев по вере? ·          Что означают слова «помоги моему неверию»? Если вера – это то, что должен сделать сам человек, как Бог может ему помочь? Почему отец не мог твердо поверить Иисусу, или мог?

http://bible.predanie.ru/Nedelya-1-aya-p...

30:9–14 Неправильно возведенное строение. Правда и праведность (10) изображены настолько же необходимыми для общества, насколько крепость и аккуратность постройки необходимы для здания (13). Это одно из наиболее ясных подтверждений логичности судов Божьих; ср.: Иез. 13:10–16 об обмазывании стены грязью; Ам. 7:7–8 о свинцовом отвесе и Авв. 2:9–11 о камнях и перекладинах домов, свидетельствующих против тирана. 30:15–17 Цена неверия. Ст. 15 следует выделить из отрывка как откровенный вызов Исайи (см.: 7:1–9). Покаяние буквально – «обращение» к Богу (ср.: 10:21); покой и тишина противопоставляются паническому бегству из ст. 16 (ср.: 28:16); упование придает этим откликам оттенок любовности. Угроза ст. 17 – это оборотная, грустная сторона обещания из Лев. 26:8 и Втор. 32:30 . 30:18–26 Блага про запас. От Ассирии и Египта повествование переходит к заре славы, вначале касающейся человеческих отношений (18–22), а затем и материальных благ (23–26). Следует отметить, как отличается долготерпение Бога от нетерпения людей, как велика Его доброжелательность как Судьи (18б,в; ср.: 5:15–16). Близкие отношения, описанные в ст. 20–21, это скорее отношения Нового Завета (ср.: Иер. 31:33–34 ), нежели отношения после окончательного воцарения Славы Божьей, потому что еще не исключены «уклонения», то есть вероятность оступиться, хотя такая возможность и будет сведена к минимуму (21). Существительное учители здесь во множественном числе, которое означает полноту величия Божьего (как в RSV), а само слово имеет отношение к научению моральному закону, tora (закон). Его голос, призывающий нас, слышен позади (21) только тогда, когда мы отступаем от Него вместо того, чтобы приступить к Нему. Ст. 23–26, по контрасту со ст. 20а, выражают в терминах знакомого мира новую реальность, неизмеримо превосходящую его (ср.: 60:19–22; 65:17–25). 30:27–33 Огонь очищающий. Эти стихи возвращают нас к текущему моменту и посвящены «Ассуру» (31), но в дальнейшем они уже касаются конца времен. Однажды безбожные силы окажутся захваченными поднимающимся потоком (как Иудея в 8:8) и ведомыми за уздечку Господом (как Ассирия в 37:29) к собственному разрушению. Однако для нас это означает освобождение (29): каждый удар карающего жезла будет вызывать радостные звуки тимпанов (32), как в истории с Мариам (ср.: Исх. 15:20 ), хотя на этот раз могилой врагам станет не Красное море, но Тофет, то есть огненная пропасть конечного уничтожения, которая в Новом Завете названа геенной или адом. В Иер. 7:31–32 описано, каким образом возникло это название. Под царем здесь, вероятно, подразумевается Молох (RSV: ср.: 4Цар. 23:10 ), поскольку это имя созвучно слову «царь».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Особенность каждого Евангелиста (für sich) в отношении к первоисточнику А состоит, таким образом, частью в особенной словесной или фактической обработке данной истории (вариация А), частью в самостоятельно изложенных речах, притчах и рассказах. Подобной, т. е. самостоятельно изложенной, материи весьма немного находится в Евангелии от Марка, текст которого почти вполне принят в Евангелиях от Матфея и Луки. Евангелию от Марка собственно принадлежат только следующие отрывки: 1:1–3, 4:26–29, 13:33–37, 7:32–37, 8:22–26, 11:18–19, 14:51–52, 15:44–45, 16:9–11. Но из этих отрывков, собственно, только 30-ть стихов принадлежат именно Евангелию от Марка и у других синоптиков не находят себе параллели. Притом и эти стихи прибавлены не самим ев. Марком, и, то как очень незначительные, то как представляющие возможность замены, опущены другими евангелистами. Поэтому для Евангелия от Марка нет необходимости представлять и выставлять какой-нибудь иной письменный источник, кроме А. Но вопрос, какое же различие между А и каноническим Евангелием от Марка, если оно есть видоизменение А? Они различаются чисто авторскими особенностями. Здесь следует иметь в виду сокращение речей, особенно приметное там, где Матфей и Лука согласны. А в рассказах, напротив того, у Марка находятся только незначительные разности. Кроме этого у него находится значительное сокращение с самого начала и большой пробел в середине, образовавшийся от опущения Нагорной проповеди, вместе с которой опущены и рассказы о двух чудесах. Наконец, в Евангелии от Марка содержится некоторое число вполне кратких, но вполне объяснимых, прибавок и вставок. При этом находятся некоторые весьма малые прибавки, относительно которых еще можно сомневаться – Марк ли прибавил их, или Лука и Матфей их опустили. Таковы, между прочим (кроме 15:28, что можно признать интерполяцией): 1:7, 1:13, 1:20, 1:33, 2:14, 2:16, 2:18 и пр. Различие в немногих частях, принадлежащих Евангелию от Марка, основывается совершенно только на специализировании общих добавлений (Amplification) кратких известий и на указании некоторых конкретных черт, – чем ев. Марк намерен был «прикрыть сравнительную бедность своего исторического материала 309 . Так, первый основной источник синоптических Евангелий есть писание А, почти без изменения представляющееся в каноническом Евангелии от Марка и лежащее в основе всех трех Евангелий. Кроме этого первого источника А, по мнению Гольцмана, существовал еще второй.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

См. ком. к 13,20. 14 определение. Пророчество Исаии является определением, вынесенным Господом для народов. 14 рука Его простерта. Спасающая рука Господа остается простертой над народами, как остается простертой над Вавилоном Его карающая десница приговор, вынесенный через пророка Исаию, действует над Вавилоном по сей день (см. ком. к 13,20). 14:28–32 В этих стихах Исаия пророчествует о суде над филистимлянами. 14 пророческое слово. См. ком. к 13,1. Евр.: «масса» пророчество печального содержания. Среди исследователей не существует единого мнения относительно датировки этого пророчества. Возможно, оно относится к 727 или 71615 гг. до Р.Х., т.е. ко времени борьбы филистимлян против владычества Ассирии. 14 сокрушен жезл. Речь идет об ассирийском царе Тиглатпаласаре III (ум. в 727 г. до Р.Х.) или Саргоне (ум. в 705 г. до Р.Х.). аспид. Скорее всего, Сарган, дважды разбивший филистимлян (в 721 и 720 гг. до Р.Х.). летучий дракон. Очевидно, Сеннахирим. 14 беднейшие... нищие. См. ком. к 11,3.4. 14 от севера дым идет. Ассирийские войска вторглись в земли филистимлян с севера. 14 вестники. Филистимляне пытались спастись, заручившись союзом с Иудеей и другими народами, однако слово Божие, переданное Исаией, гласит, что в смутное время Он придет на помощь лишь Своему народу. Глава 15 1516,14 Эти стихи содержат пророчество о суде над моавитянами. Его можно датировать приблизительно 615 г. до Р.Х. (11,14; 25,10; Иер. 48 ; Иез. 25,8–11 ; Ам. 2,1–3 ; Соф. 2,8–11 ). Текст пророчества делится на две части, повествующие об уничтожении Моава (15,1–9) и о слове Божием о Моаве (16,1–14). 15 Пророчество. См. ком. к 13,1. о Моаве. Моавитяне населяли земли за Иорданом к востоку от Мертвого моря, между аммонитянами и едомитянами. Унаследовав во владение часть земли обетованной ( Быт. 19,37 ; Втор. 2,9 ), они посягали на области к северу от Моава, что существенным образом сказывалось на их отношениях с иудеями. Так! В значении: «совершенно верно». Ар-Моав... Кир-Моав. Первый из этих городов располагался к югу от реки Арнон, второй на равнине к юго-востоку от Мертвого моря.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

    Стих 32. Запрещение развода естественно вытекает из понятия о браке, как союзе двух лиц, составляющих одно тело. Только фактическое нарушение сего союза — прелюбодейство ведёт к юридическому расторжению. Всякая другая причина — разность лет, мыслей и других действий не может касаться этой физической и нравственной связи между двумя лицами и, следовательно, не может вести к разводу. Христос не запрещает развода, но и не одобряет (Мк. 10и далее). Ограждая права личности и в особенности права женщины, Моисей допустил развод по многим причинам. Иисус Христос эти причины назвал жестокосердием (Мф. 19:8).     Стихи 33—37. Запрещение клятвы относится ко лжи и неисполнение обетов. Приведённыя места (Лев. 19:12; Втор. 23:21) указывают именно на такия клятвы. Чтобы избежать суда за нарушение клятвы, Иудеи прибегали к хитрости, призывая не имя Божие, а некоторые священные и дорогие предметы; но понятно, что это был обман самих себя и для глаз малопонимающих. Иисус Христос указывает, что и в этих клятвах лежит имя Божие и, следовательно, они клятвопреступники. Если же они хотят клятвою подтвердить истину слов, то для этого достаточно сказать да или нет. Клятва же не запрещается в случае необходимости. Последняя уступка отличает учение Иисуса Христа от учения ессеев, которые запрещали клятву во всех случаях.     Стих 38. Заповедь Ветхого Завета: око за око дана была в ограждение произвола и дерзости. Страх наказания должен был удерживать от преступления и обид. Иисус Христос выше страха ставит любовь, как единственное средство удерживать зло. Простой разсчёт удерживать своею терпеливостью силу обидчика может быть сильным побуждением к терпению; но главное — любовь ко врагу. Не противься злу не значит не оказывай вовсе сопротивления. Иисус Христос Сам упрекает бившого Его несправедливо (Ин. 18:23), потому что желал привести его к сознанию своего проступка, но когда злоба не обращала внимания на кроткия замечания страдальца, Он молчал. И так указывай на неправду обидчика, но когда он не внимает указанию, безропотно переноси обиды.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2801...

1 . С 1 по 11 главы – описание Царства Соломона; 2 . С 12 по 22 главы – синхронная история разделенных царств – северного и южного. Молитва Соломона на освящение храма (8:22–53) «Библейское повествование об этом событии содержит много назидательного. Приступая к молитве, Соломон воздвиг руки к небу и преклонил колени, в чем выразилось его особое благоговение и смирение перед Богом. Начинается молитва с благодарения Господу за исполнение обещанной еще Давиду милости – построение Храма; и Соломон просит укрепить род Давидов на царским престоле (23–26). 27–30 стихи. Соломон исповедует вездесущие присутствие и вместимость Бога в рукотворенном храме и, однако, молит и просит Господа благосклонно внимать в этом Храме «молитвам народа на всякое время». Далее идет семь отдельных прошений (31–53), семеричное число которых может обозначать всю совокупность возможных молений, ибо число 7 – священное, часто понимаемое как выражение полноты и совершенства. В первом прошении Соломон молится о том, чтобы Бог обличал виновного и оправдывал невиновного, приходящих для разрешения спора в храм перед Лицо Живого Бога. В Ветхом Завете был особый обычай клятвенного заверения в правдивости при произнесении особых клятв – призывания имени Иеговы (31–32). Во втором прошении царь молится о принятии покаяния народа в этом храме в случае опасности пленения и нашествия языческих народов (33–34). В третьем – Соломон просит, чтобы Бог , принимая покаяние, отводил засуху, которая всегда воспринималась на Востоке как страшная небесная кара (35–36). В четвертом – Соломон просит Господа отвести от народа такие бедствия, как голод, эпидемия, губительный палящий ветер, нашествие саранчи, червя, притеснение от неприятелей. Царь просит: «Услыши и помилуй» кающихся и просящих о пощаде, также насади в сердце народа страх Божий, чтобы народ не отклонялся от заповедей Твоих» (37–40). В пятом прошении Соломон молится, чтобы Господь услышал молитву всякого иноплеменника, который может посетить этот храм. При этом царь как бы предвидит распространение славы Истинного Бога среди иноплеменников, что, действительно, позже имело место (Царица Савская, Нееман Сириянин; 41–43).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

32 Но по LXX и еврейскому тексту книги Числ Валак был сын Сепфоров, а Валаам сын Веоров. 33 По теперещнему делению эта глава имеет только 63 стиха. 34 По теперешнему чтению LXX: глаз Мой. 35 В настоящее время под messe или trichaptum понимают обыкновенно шелк или шелковую материю. 36 Сн. выше толковование на 5 главу прор. Иезекииля (стран. 65). 37 Здесь нужно разуметь под плотью не рост вообще, как некоторые переводят, потому что, напротив, египтяне были малорослы, а половые части. Примеч. к переводу кн. пр. Иезекииля в Труд Киев дух. Академии. 38 Спасшиеся от кораблекрушения обыкновенно изображали свое избавление от этого несчастия на деревянной или металлической дощечке, и или вешали эту картину в храме с обетом никогда более не пускаться в море, или носили ее с собою, прося милостыни. 39 Выражения, буквально сходного с этим, в канонических Евангелиях нет, но очень близекие по мысли выражения находятся в 2 Кор. 7:10 и в Сир. 4:25. Может быть, бл. Иерноим заимстовал это выражение из какого-то апокрифоческаго Евангелия, если только слово Evangelii не составляет позднейшей вставки. 40 Руфина. 41 По мению иудеев, с которым здесь соглашается и бл. Иероним, указания на книгу праведнго или праведных в Нав. 10:13 и в 2 Цар. 1:18 относятся к книге Бытия. Такое же мнение высказывает бл. Иероним в толк. на прор. Исаю гл. XLIV (Твор. бл. Иеронима в русск. перев. ч 8, стр. 195). 42 Модий мера емкости жидких (ок. 2 5 ведра) и сыпучих тел (около 2 1 2 гарнцев). 43 В некоторых рукописях стоит omnia (все) вместо somnia (сновидения). 44 Собственно то, что вызываетъ рвоту, тошноту, отвращение. 45 По некоторым рукописям: среди которых они были . 46 Теперь ββαμα . По одной древней схолии ββανα значит камень . 47 Разумеется вифлеемская иноческая обитель бл. Иеронима, куда стекалось множество посетителей, желавших слушать назидания его или искавших убежища здесь от неистовства готов в Италии и сарацин в Египте Финикии, Сирии и в самой Палестине. 48 Во многих изданиях эти стихи составляют не окончание XX, а начало XXI главы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3153...

В Гефсимании Петр уже начинает отпадать от Иисуса, хотя пока не более и не менее остальных (стихи 37–38). Однако, когда остальные ученики покидают Иисуса (стих 50), Петр в самом деле превосходит их в верности: он следует за Иисусом, хотя осторожно и на расстоянии, до дома первосвященника (стих 54). Но затем эта потрясающая верность сменяется неверностью: именно Петр, единственный из учеников, прямо отрекается от Иисуса, заявляя, что не имеет с ним ничего общего (стих 66–72). Как его непонимание Иисуса приняло экстремальную форму – он принялся спорить с Иисусом (8:32), так и неспособность быть рядом с Иисусом в беде принимает экстремальную форму – он отрекается от Иисуса. (Отступничество Петра подчеркнуто тем, что в стихе 14Петр клянется, что не знает его 429 .) Таким образом, история отречения Петра – не исключение из правила, согласно которому Петр всегда так или иначе связан с другими учениками. Он покидает Иисуса в беде – как и все они; однако превосходит их в том, как именно это делает 430 . Можно было бы предположить, что двенадцать учеников в целом и Петр в частности так и остались отступниками, неспособными понять истинную природу Иисуса, – однако упоминание «учеников и Петра» в словах ангела у гробницы (16:7) указывает на грядущее воссоединение, в котором они, несомненно, познают истинную природу Иисуса и будут прощены за отступничество 431 . В этом нуждаются все ученики, но Петр – более всех. Вот с чем связано это, казалось бы, излишнее упоминание Петра наряду со всеми «учениками» (16:7). Петр – первый и последний из учеников: не только по упоминаниям о нем в Евангелии (1:16; 16:7), но и потому, что лучше их всех понимает Иисуса, более их всех верен ему – и в то же время тяжелее их всех согрешает против понимания и верности. Таким образом, эти роли Петра в Евангелии тесно связаны с двумя главными темами этого Евангелия: природой личности и миссии Иисуса – и сущностью и задачами ученичества. (Разумеется, эти темы тесно связаны между собой.) Вспомнив, каким образом упоминания о Петре в начале и в конце Евангелия создают inclusio свидетельства очевидца (см.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iisu...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010