Службы св. Владимиру изучены хуже всего и должны быть самостоятельным предметом монографического исследования. В этом разделе представлены только самые общие выводы об эволюции и существующих редакциях службы. Начало изучения Владимирской гимнографии было положено М. Славнитским, выделившим три редакции службы. Он полагал, что канонизация, и, следовательно, 1-я редакция относятся к XIII в. 470 Самые ранние списки службы датируются серединой – второй половиной XIV в. Это РНБ, ОР, Соф. 382 , 471 Соф. 386 ; РГБ, ОР, ф. 113 (Волок.), 3 (стихира «Прид те, стец мъ ся вьси» с нотацией). 472 Дополнительную сложность для исследователя создает то, что на XIV в. как раз приходится переход со Студийского устава на Иерусалимский, и это тоже отражается на составе службы. Когда праздник св. Владимира входил в церковный обиход, уже существовал перевод византийской службы свв. Кирику и Улите, память которых празднуется 15 июля. Стихиры и канон св. Владимиру постепенно вытесняли песнопения уже существующей службы, очень долго сосуществуя с ними. Например, в упомянутом выше списке Соф. 386 конца XIV в. полная служба свв. Кирику и Улите совмещена со службой св. Владимиру, аналогичной списку Соф. 382 . В сборнике Матвея Кусова 1414 г. помещены две стихиры, «Прид те, стец мъ ся вьси» и «Апостоломъ ревнителя...», три тропаря св. Владимиру и канон свв. Кирику и Улите, где кондак и икос после 6-й песни также посвящены св. Владимиру. Все семь песнопений не совпадают со службой в списках Соф. 382 и Соф. 386 . Праздник св. Владимира постепенно перемещался в разряд главных праздников года, и это отразилось в гимнографии. Торжественная служба по Иерусалимскому уставу включает: на вечерне стихиры на «Господи, воззвах»; стихиры на литии; стихиры на стиховне; тропарь; на утрени тропари и седальны по стихологии и по полиелеи, стихиру по 50-м Псалме, канон с кондаком и икосом, светилен, стихиры на хвалитех. В 1-й (старшей) редакции службы св. Владимиру нет стихир на хвалитех, седальнов, указаний на паримийные и евангельские чтения. М. Славнитский пишет, что в списках XVI в. эти дополнения появились под влиянием 2-й редакции, датированной им XV в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– в храме святого: тропарь дня (в четверг – два дневных тропаря), тропарь храма 400 , тропари «Боже отец наших...», «Иже во всем мире мученик Твоих...»; «Слава»: «Со святыми упокой...», «И ныне»: «Молитвами, Господи, всех святых и Бо­городицы...» (см. Типикон, главу 52-ю). Полунощница Вседневная полунощница без особенностей. Утреня По «Бог Господь...»: тропарь святого (дважды); «Слава, и ныне»: Богородичен из 4-го приложения Минеи по гласу тропаря. Седальны по кафисмам из Октоиха. Канон: 1-й канон Октоиха на 4, 2-й канон Октоиха на 4; канон святого на 6. Катавасия – ирмос канона Минеи; поется только по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песням. По 3-й песни: седален святого (дважды); «Слава, и ныне»: Богородичен (в среду и пятницу – Крестобогородичен) Минеи. По 6-й песни: кондак и икос святого. По 9-й песни: эксапостиларий Октоиха (в четверг – два дневных эксапостилария); «Слава»: светилен святого; «И ныне»: Богородичен Минеи (в среду и пятницу читается Крестобогородичен Октоиха «У Креста предстоящи...»). Стихиры на «Хвалите...» (если есть): стихиры святого на 4; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: Богородичен 2-го приложения по гласу стихиры «Славы»; в среду или пятницу поется Крестобогородичен Минеи на ряду. Стихиры на стиховне: стихиры Октоиха со вседневными припевами утре­ни («Исполнихомся заутра...» и «И буди светлость...») 401 ; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: Богородичен 2-го приложения Минеи (Ирмология) по гласу стихиры «Славы»; в среду или пятницу поется Крестобогородичен из Минеи на ряду. По «Благо есть...»: тропарь святого; «Слава, и ныне»: Богородичен 4-го приложения Минеи (Ирмология) по гласу тропаря, обозначенный «в конец утрени». Отпуст вседневный. На часах Тропарь и кондак святого (на каждом часе). Литургия «Блаженны»: Октоиха на 4 и 3-я песнь канона святого на 4 402 . По входе: – в храме Господском: а) в понедельник, вторник и четверг: тропарь храма, тропарь дня (в четверг – два тропаря), тропарь святого; кондак дня (в четверг – два кондака), кондак святого. «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: кондак храма; б) в среду и пятницу: тропарь дня, тропарь святого; кондак святого. «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: кондак дня;

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Начальствующий священник читает 1-е Евангелие, затем читает и 1-ю молитву; следующие Евангелия и молитвы читают другие священники по порядку (Пособ. к изуч. богосл. Прав. Церкв. Никольск. 749 стр.). Псалмы, положенные здесь между Евангелиями, читаются раздельно, по стихам, и после каждого стиха произносится (поется) трижды «аллилуиа» 79 . После 4-го Евангелия, читаются «блаженны» с тропарями их. После 5-го Евангелия, читается 50-й псалом и поется канон 6-го гласа: «Волною морскою», по 6-й и 9-й песнях, произносится заупокойная ектения. По 6-й же песни, после кондака «со святыми упокой», читаются (обычно начальствующим священником) 24 икоса; по прочтении каждого из них певцы поют «аллилуиа»; а по прочтении всех икосов, снова поется «со святыми упокой» и продолжается канон. По 9-й песни, после ектении, читается ексапостиларий со стихами, стихиры на «хвалитех», великое славословие и «Сподоби Господи день сей», а потом читаются или поются стихиры на стиховне, по три стихиры на каждый из 8 гласов (24 стихиры). Далее, по Трисвятом, поются тропари литии, возглашается заупокойная ектения, на которой молитва «Боже духов» читается вслух (См. требн. Послед. погреб. мирск. челов.), и по возгласе, поются стихиры целования (из последования погреб. мирск. человек); за целованием же читается разрешительная молитва, влагаемая потом в правую руку покойника, и несут тело его к могиле, отпуста же здесь не бывает 80 . Погребение Во время несения мощей священника к могиле, поется снова канон: «Помощник и Покровитель», а когда принесут к могиле, то читается Трисвятое, поются тропари литии и произносится заупокойная ектения, после которой бывает совершенный отпуст. Елей так же возливается, если умерший был елеопомазан, и так же предается тело земле, как это делается при погребении мирян. О совершении разных чинов погребения в неделю святой Пасхи Хотя в требнике и не сказано прямо, что сообразно чину погребения мирян, нужно изменять и делать применения, приличные празднику – и во всех изложенных там чинах, но здравый смысл указывает, что нужно во святую Пасху совершать погребение над умершими по особому чину для каждого умершего, – если он мирянин, то по чину для сего изложенному, если же священник, то по чину священническому; но во всяком чине нужно делать изменения и применения, соответствующие торжественным дням святой Пасхи, сообразно особому чину для умерших во святую Пасху (Руков. для сельск. паст. 1868 г. т. III, стр. 310).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Silche...

   Последование священнического погребения. Молитва по 2 Евангелии.    Псалмы, антифоны, тропари, седальны, стихиры всех гласов, прокимны, аллилуиа со стихами, блаженны, канон, хотя и одного гласа, но в разных напевах: великосубботнем, Великого Четвертка, обычном и Великого Канона и ексапостиларий.    Апостол, Евангелие молитвы славословие, Благо есть.    Стихира Дамаскина, глас 3-й.    Икос 2-й.    Стр. 34.    Степенна 1-го гласа.    Степенна глас 5.    Степенна глас 1.    Степенна глас 6.    Степенна глас 2.    Степенна глас 4.    Степенна глас 8.    Степенна глас 3 и 7.    Степенна глас 2.    Последование малого образа, то есть мантии. 1—2 вопросы.    Чин погребения младенческого. Молитва на ектении.    Там же, стихира 3.    Там же, Канон, песнь 8, тр. 3.    Там же, на ектении прошение и молитва.    Чин погребения младенческого. Канон, песнь 3, тр. 3.    Там же, молитва прощальная.    Тропарь, кондак, икос и 1 стихира (Болезнь Адаму).    Но и тех здесь всего 5 с Богородичном, тогда как и последовании погребения мipckux человек в этом случае 12 стихир и Богородичен.    Чин погребения младенческого, канон, песнь 5, тр. 2.    Если не сотворили они ничего худого, то ведь и доброго не могли ничего сотворить. О, благость Божия!    Чин погребения младенческого, канон, песнь 9, тр. 3.    Там же, песнь 7, тр. 2.    Там же, икос 2.    Какое понимание естественных родительских чувств!    Чин погребения младенческого, Канон, песнь 8, тр. 3.    Там же, икос 5.    Там же, канон, песнь 4, тр. 1.    Там же, канон, песнь 5, тр. 3.    Там же, канон, песнь 5, тр. 1.    Там же, канон, песнь 6, тр. 3.    Там же, возглас на ектении.    Там же, прошение на ектении.    Там же, молитва по ектении.    Чин погребения младенческого, прошение ектении. Ср. канон, песнь 5, тр. 2.    Стр.    В древних рукописях есть особая молитва над трапезой в память усопшего, в которой испрашивается: Упокой душу раба Твоего... творящим же память его милость, мир и прощение грехов даруй (Кекелидзе, стр. 77, 72).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2550...

   Праздник Богоносным Отцам совершается один день и не имеет попразднства. На утреннем каноне катавасия та же, что и на Вознесение, — «Божественным покровен». ТРОИЦКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА    Перед праздником Пятидесятницы, в субботу, всегда совершается поминовение усопших. На этой службе поминаются все «от века усопшие» православные христиане, отцы и братия наши.    Последование субботы перед Пятидесятницей такое же, как и субботы мясопустной (см. выше). Заупокойные песнопения (стихиры, тропари и канон) те же, что и в мясопустную субботу. Различия в службах следующие:    Там, где положены песнопения Октоиха, в службе Троицкой субботы они берутся всегда 6 гласа, потому что в предыдущее воскресенье всегда поется 6 глас, и поэтому они помещены подряд в Цветной Триоди, в мясопустную же субботу песнопения Октоиха берутся того гласа, который поется в ту седмицу.    Если в субботу Пятидесятницы случится святой с полиелеем (Типикон, последование под 25 мая), то служба святому переносится на четверг 7 седмицы. Если же случится храмовый святой, то служба субботы переносится на четверг (Храмовая глава 54).    Вознесение, утреня, 1-й канон, п. 9, 2.    Вознесение, утреня, 2-й канон, п. 9, 3, срав.: п. 8, 3.    Вознесение, великая вечерня, 5-я стихира на литии.    Вознесение, утреня, 1-й канон, п. 3, 2.    Вознесение, утреня, 2-й канон, п. 1, 3; 1-й канон, п. 3, 4.    Вознесение, великая вечерня, 5-я стихира на «Господи, воззвах». Срав.: кондак Вознесения.    Пяток 6-й Недели по Пасхе, вечерня, 1-я стихира на стиховне    Вознесение, великая вечерня, 3-я стихира на литии.    Вознесение, утреня, 4-я стихира на хвалитех. Срав.: кондак Вознесения.    Среда 6-й Недели по Пасхе, утреня, канон, п. 3, 2 и п. 8, 2.    Среда 6-й Недели по Пасхе, утреня, канон, п. 5, 1.    Среда 6-й Недели по Пасхе, утреня, канон, п. 7, 1.    Среда 6-й Недели по Пасхе, утреня, канон, п. 1, 3.    Пяток 6-й Недели по Пасхе, утреня, седален 2-й кафизмы.    Пяток 6-й Недели по Пасхе, вечерня, 1-я стихира на стиховне.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В храме святого: канон Богородице «прешедшия недели утренний», т. е. из воскресной утрени Октоиха уходящего гласа, на 6 и канон святого на 8. В Тропари и кондаки по входе: по образцу службы полиелейному святому, т. к. каноны Октоиха не поются и, следовательно, тропарь и кондак дня также опускаются. Прокимны, Апостол, аллилуия, Евангелие, причастны: От Недели Всех святых до Недели о Мытаре и фарисее – сначала святого, затем дня; От Недели о Мытаре и фарисее до Недели Всех святых – сначала дня, затем святого. О святом, поемом на 6 Устав службы шестеричному святому в седмичный день можно найти в 9-й уставной главе Общей Минеи. Некоторые указания находятся также в последованиях служб шестеричным святым в 48-й главе Типикона (Месяцеслове) 331 . В день памяти шестеричного святого совершаются вседневная вечерня и вседневная утреня. Вечерня (кроме субботы) 332 Кафизма рядовая по Уставу. Стихиры на «Господи воззвах...»: стихиры святого на 6 (если в Минеи всего 3 стихиры, то каждую необходимо спеть дважды); «Слава» – стихира святого; «И ныне» – богородичен второго приложения Минеи (Ирмология) по гласу стихиры «Славы»; 333 если же вечерня совершается накануне среды или пятницы, то поется крестобогородичен, находящийся в Минее на ряду. Входа нет. Стихиры на стиховне: стихиры Октоиха со вседневными припевами вечерни («К Тебе возведох очи мои...» и «Помилуй нас, Господи...»); 334 «Слава» – стихира святого; «И ныне» – богородичен второго приложения Минеи (Ирмология) по гласу стихиры «Славы», если же вечерня совершается накануне среды или пятницы, то поется крестобогородичен, находящийся в Минее на ряду. По «Ныне отпущаеши...»: тропарь святого; «Слава, и ныне» – богородичен 4-го приложения Минеи по гласу тропаря святого (здесь также выбор богородична определятеся гласом и днем седмицы). Малое повечерие и полунощница Совершаются по Уставу, без особенностей; песнопения из Минеи здесь не поются (кроме тех случаев, когда по Уставу на малое повечерие переносится служба одному из святых Минеи – например, 6 сентября, 28 ноября и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

342 Пение «Господи, воззвах» иногда обозначается одним словом: «воззвах» (κi’kραξα или во множественном числе: τα» κekrαga’rια).Ckaзaho в Типиконе: «Иерей ектении не глаголет, но чтец глаголет «Господи, помилуй» трижды (Тип., гл. 1). 343 Пение «Господи, воззвах» иногда обозначается одним словом: «воззвах» (κi’kραξα или во множественном числе: τα» κekrαga’rια). 344 В Типиконе есть особая глава (27-я) «о канонарсе» (Κανονρχος), в которой указывается, как он должен канонархать стихиры. Канонархом называется в монастырях тот чтец или певец, который каждый стих на «Господи, воззвах» и на стиховне говорит один громким голосом. Обыкновенно за канонархом тот же стих стихиры повторяют певцы одного лика, или клироса; потом канонарх говорит таким образом другую стихиру, и ее поют певцы другого лика. Когда же достигнут стихиры, написанной на последний стих, положенный Уставом (в стихирах на «Господи, воззвах» – стихиры на стихах: «Яко утвердися милость Его на нас»), тогда оба лика собираются на средину храма и уже вместе поют каждый стих стихиры, сказываемой канонархом. Пение такого рода Устав обозначает словом: канонархать (Тип., гл. 27). Канонарх также поет – прокимен и аллилуиа на вечерне (Там же), и – «Бог Господь» или «Аллилуиа на утрени (Часосл.). Название же «канонарх» происходит от греческого слова κανν – канон, и ’ρχω – начинаю и означает начинателя, руководителя канона (praefectus canonum). По мнению Гоара и Гретсера, канонарх в Константинопольской церкви подсказывал ясно и раздельно (по коммам, запятым) и тропари канона, сперва правому хору один тропарь канона, потом левому – другой тропарь, не прерывая пения (De officiis magnae ecclesiae Georg. Codini., cum commentar. Jac. Gretseri – cura et opera Jac. Goar. Parisiis. 1648, p. 15, 52; ibid. Corp. Histor. Bisant. vol. XXIII, p. 152 – 3 et p. 14, 52). Такое пение могло в древности быть и от недостатка богослужебных книг. На царских часах пред Рождеством Христовым в Успенском Московском соборе – «поют певчие стихиры на распев, псалмы говорит соборный диакон, а тропари сказывает канархист (Чин священносл. и обрядов, наблюдаемый в Больш. Успенском соборе, лист 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

На литургии: «Блаженны» гласа – на 6, тропари праздника – из канона рядовой 15 песни (т.е. в понедельник – 1-я, во вторник – 3-я и т.д.). Но если святой имеет канон, то порядок будет иной: воскресные, праздника и святого по четыре тропаря, причем тропари святого берутся из 6-й песни. По входе тропари: воскресный, праздника, храма святого и святого. Далее кондаки: воскресный, храма, святого, «Слава» – святого, если есть, а если нет, то «Слава» – храмового святого, «И ныне» – праздника. Прокимны будут Недели перед Воздвижением и святому полиелейному, Апостол, Аллилуарий и Евангелие будет Недели пред Воздвижением, вместе с рядовым Евангелием под зачало, а затем Евангелие полиелейного святого. Причастен: «Хвалите Господа с небес», затем причастен святого, если есть, а если нет, то второй причастен праздника: «Чашу спасения прииму...». Отдание праздника в седмичный день Вся служба совершается только празднику. Стихиры на «Господи, воззвах...» – на 6. «Слава, и ныне» – праздника, но если отдание будет в пятницу, то «Слава» – стихира праздника, «И ныне» – догматик гласа, т.е. в этот день положено отдание его. Прокимен дня. Затем – «Сподоби, Господи» и просительная ектения. По «Ныне отпущаеши» – тропарь праздника (единожды)., далее – ектения сугубая и отпуст. На утрени: на «Бог Господь...» – тропарь праздника (дважды), «Слава, и ныне» – тот же. После кафизм – седален праздника. Каноны – праздника: первый – на 8, второй – на 6. Катавасия: «Крест начертав...». По 3-й песни канона – седален праздника (дважды). По 6-й песни – кондак и икос. Вместо «Честнейшую...» – припевы праздника. Славословие великое. Далее – тропарь, ектения и отпуст. На литургии: на «Блажены» – тропари 9-й песни обоих канонов на 8. По входе – тропарь праздника, «Слава, и ныне» – кондак. Прокимен, «Аллилуиа» и причастен праздника. Но Апостол и Евангелие читается сначала дня, а затем праздника. Отдание праздника в воскресный день Начало – обычное, воскресное. Стихиры на «Господи, воззвах...»: воскресных – 4 и праздника (которые пелись на самый праздник) – 6. «Слава» – праздника, «И ныне» – Богородичен текущего гласа (догматик). На литии стихиры только праздника. На стиховне – воскресные, «Слава, и ныне» – праздника. Тропари по «Ныне отпущаеши» – «Богородице Дево» (дважды) и праздника (единожды).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

7 . Канон параклитикос Богородицы. 10 . (После 6-ой песни): Кондак. (После 9-ой песни): Ирмосы Богородицы. Трисвятое. Отче наш. Тропари. Ектения сугубая. Отпуст. Примеч.: Эта служба по признакам 3-х антифонов (ектения, Слава в конце псалма, тропарь) и вопреки отсутствию псалма 50, замененного псалмом 142, кажется скорее зависящая от Песненной Паннухис. Как и в Дрезден 104с, в этой службе в пятницу 5-ой недели Великого Поста поют кондак (12 икосов после 3-ей песни канона и 12, после 6-ой; первая строфа повторяется каждые четыре икоса). 48 . Мессинна 159 (1211 г.): Типикон – копия предыдущего 390 . Та же служба «Пресвеия». В) «Паннухис» частного характера: 48 . Тифлис 450 (XVI в.): Евхологий (ср. выше, н. 12, с. 190 391 : а) " панихида по умершему « ; 1 . Славословие: Благословено царство. Трисвятое и т.д. Пс. 142 . 2 . Ектения. Молитва Пс. 24,1.13 ; Пс. 64,5 и т.д. Аллилуин. Тропари. 3 . Пс. 118,1–93 . Ектения. Молитва неизданная. 4 . Пс. 1 18,94-( 176). Благословен еси Господи. Ектения. Молитва неизданная. Тропари. 5 . Пс. 50 . 7 . Канон. (После 3-ей, 6-ой и 9 песни): Ектения. Трисвятое. Отче наш. Тропари покаянные и об усопших. Сугубая. Отпуст. Примеч.: Эта схема весьма сходна с Панихидой в современных печатных книгах (ср. ниже), содержащая, однако, интересные детали: две новые молитвы (к сожалению, неполные у Кекелидзе), отсутствие кондака и различное место тропарей. б) «панихида за живого человека». После Вечерни и Повечерия: 1 . Славословие: Благословено царство. Трисвятое (произносится тем человеком, за которого совершается Панихида). Отче наш. Пс. 142 . 2 . Ектения по обстоятельству. Молитва неизданная. Продолжение ектении. Другая молитва . Пс. 19 . Припев: Алли- луия. Покаянные тропари. 3 . Ектения (великая). Неизданная молитва. Стихиры покаянные с отсылкой к Панихиде по усопшим. 7 . Канон. (После 3-ей песни): Ектения (великая). Молитва неизданная. (После 6-ой песни): Ектения (малая). Кондак. Конец после 9-ой песни. Примеч.: Подобная служба неизвестна в напечатанных книгах. Вопреки пробелам, структура Паннухис еще может быть определена. Отсутствует Пс. 50 и из 3-х антифонов остается только один; 3 молитвы и ектении свидетельствуют о существовании некогда 3-х антифонов.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Начинаем с тех дней, кои не имеют в Месяцеслове знака, и перейдем, по порядку, к праздникам, называемым малыми, средними, великими, от краткого и менее торжественного богослужения круга годичного к продолжительному и более торжественному. Дни богослужения, кои в Типиконе не имеют никакого праздничного знака, отличаются тем, что в эти дни поются стихиры (т. е. на вечерне на «Господи, воззвах») на 3-ри, то есть, на 3-ри из Минеи. С ними соединяются стихиры на 3-ри из Октоиха, канон же на утрени на 4-ре (Тип., 47 глава), то есть, на 4-ре из Минеи. С ними соединяются тропари канонов из Октоиха на 10-ть. В последованиях Месячной Минеи 793 на дни, не имеющие праздничного знака, большею частью содержатся три стихиры на «Господи, воззвах», и канон в каждой песни до 4-х тропарей. Но, кроме указанных песен, последования этого разряда имеют еще и другие. Типикон же на них но указывает потому, что они по составляют принадлежности каждого последования, находятся не во всех последованиях. h11 Праздники малые Малые праздники, которые в Богослужебных книгах имеют черный знак, отличаются тем, что они имеют на «Господи, воззвах» стихир на 6-ть из Минеи, на утрени канон на 6-ть, то есть, на 6-ть из Минеи. Эти дни святых, со знаком черным, имеющие стихир на «Господи, воззвах» на 6-ть, канон на 6-ть, называются «шестеричными святыми» 794 или «святыми на шесть». Стихиры на шесть именуются «шестерик» 795 . О праздниках со знаком черным сказано в Типиконе, что на «литургии», «по чину устава», Типикон разумеет под этим то, что: а) из Минеи иногда 3-я, а иногда 3-я и 6-я песни канона читаются на 3-м антифоне литургии; б) если положено читать Евангелие Святому на литургии, то в Минее бывает прокимен, аллилуиарий, причастен. 5-го сентября совершается служба пророку Захарии и св. праведной Елизавете. И в месячной Минее находятся сим святым две службы. До XVIII же века в Православной и Русской Церкви не было 5-го сентября празднования праведной Елизавете. В славянских, как и греческих, богослужебных книгах указано было празднование только пророку Захарии. Ему одному (без Елизаветы) и правилась служба 5-го сентября 796 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010