В Марфо-Мариинской обители действует целый ряд социальных проектов, большинство из них — совместные проекты обители и православной службы «Милосердие». В частности, в обители работают медицинский центр «Милосердие», развивающий центр для детей с ДЦП «Елизаветинский сад», детская выездная паллиативная служба, респис для тяжелобольных детей, Елизаветинский детский дом. «Наш центр не только для детей — он для ребенка в контексте его семьи. Это целиком история про семью. Мы работаем с родителями, братьями и сестрами, — рассказала директор развивающего центра для детей с ДЦП " Елизаветинский сад " Татьяна Мышатина. — Мы как раз тот центр, где не только дети с инвалидностью получают помощь, но и где родитель может получить поддержку». Руководитель Группы работы с просителями в Марфо-Мариинской обители Виктория Стронина рассказала о людях, которые приходят в обитель за помощью. «Когда у человека случается беда, он обращается к родным, близким, друзьям, знакомым, коллегам, то есть к ближнему кругу. Если он пришел к нам, то это значит, что ближнего круга у него нет, — сказала Виктория Стронина. — Возможно, этот круг исчерпан или его и не было никогда, и человек очень одинок. Тогда он идет к нам, в Церковь». Она отметила, что в трудной ситуации могут оказаться совершенно разные люди: случаются болезни, бывает, что у людей сложный характер, и они не справляются с жизненными трудностями. «Некоторым семьям нужно просто пережить сложный переходный период — мы стараемся подставить им плечо и помочь самым необходимым. Бывает, что семьи постоянно живут в дефиците, их критичная ситуация не заканчивается». Она подчеркнула, что их подопечные получают помощь постоянно: в месяц они принимают порядка 700 человек, а на постоянном попечении находятся около 400 семей. На территории обители работает респис для тяжелобольных детей, и этому проекту требуются новые помещения для развития. Об этом рассказала главный врач медицинского центра «Милосердие» в Марфо-Мариинской обители Ксения Коваленок.

http://patriarchia.ru/db/text/5377268.ht...

В авг. 1990 г. патриарх Московский и всея Руси Алексий II обратился к Правительству г. Москвы с просьбой о возвращении М.-М. о. Церкви. Под рук. прот. Бориса Гузнякова начало свою деятельность Марфо-Мариинское благотворительное об-во. Оно было зарегистрировано как гражданская орг-ция и состояло из людей разных вероисповеданий, но в основу его деятельности был положен принцип христианского милосердия. Согласно Уставу об-ва, целью его наряду с помощью обездоленным являлось возрождение М.-М. о. Вскоре на базе об-ва возникло Марфо-Мариинское сестричество, в к-рое поступали девушки, желавшие посвятить свою жизнь служению милосердия. Прот. Борису, ставшему духовником сестричества, удалось договориться о совершении один раз в неделю молебна в Покровском храме, к-рый был занят реставрационными мастерскими. В авг. 1991 г. в саду обители был поставлен памятник основательнице М.-М. о. работы скульптора В. М. Клыкова . По постановлению московских властей от 27 окт. 1992 г. здания и сооружения обители передавались в безвозмездное и бессрочное пользование Церкви в лице «Сестринства милосердия Марфо-Мариинской обители» при храмах Покрова Пресв. Богородицы и святых Марфы и Марии. Однако передача зданий Церкви произошла не сразу. Первые богослужения после минимального ремонта храма праведных Марфы и Марии были совершены клириками РПЦЗ. Через полтора года храм перешел в ведение Московской Патриархии, для служения временно был назначен клирик храма Тихвинской иконы Божией Матери свящ. Феодор Сапунов, а затем на постоянное служение - прот. Виктор Богданов, прослуживший в обители до кончины († 3 нояб. 2013). Насельницы сестричества расположились на 3-м этаже бывш. больничного корпуса. Они выполняли работу патронажных сестер, помогали малоимущим и бездомным, распределяли гуманитарную помощь, возили медикаменты в «горячие точки» в Чечне. С весны 1994 г. сестры стали по очереди ночевать в обители. В 1995 г. сестричество, возглавлявшееся Марией (Майей) Николаевной Крючковой (в монашестве Елисавета), получило статус обители. 31 дек. 1996 г. по благословению патриарха Алексия II состоялось 1-е посвящение насельниц в сестры милосердия. Социальное служение обители расширялось, в частности, был открыт детский приют. Для обучения сестер милосердия была организована специальная группа при московском медицинском колледже 1. В 2000 г. обители милосердия был присвоен статус Патриаршего подворья.

http://pravenc.ru/text/2562518.html

За минувшие несколько лет архитектурный комплекс обители, состоящий из 15 зданий, был полностью отреставрирован и обновлен, приведена в порядок и благоукрашена ее территория. 15 сентября 2008 года состоялась торжественная церемония открытия обители после реконструкции. Ее возглавил Святейший Патриарх Алексий. В праздновании дня второго рождения обители участвовали сопредседатели программы восстановления: председатель попечительского совета Фонда Андрея Первозванного и Центра национальной славы В.И. Якунин и мэр Москвы Ю.М. Лужков, а также супруга Президента России Светлана Медведева. К этому дню в бывших покоях Елизаветы Федоровны был открыт музей. Интерьер покоев бережно воссоздали по сохранившимся фотографиям таким же, каким он был при жизни великой матушки. В экспозицию вошли старинные фотографии и документы с автографами великой княгини, иконы, книги, предметы интерьера и личные вещи преподобномученицы Елисаветы и священноисповедника Сергия. 16 сентября 2008 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий совершил великое освящение Покровского храма Марфо-Мариинской обители милосердия. Сегодня в стенах возрожденной обители милосердия могут проживать около 50 сестер. Здесь будут рады новым единомышленницам, готовым, не принимая монашеский постриг, вести аскетическую жизнь, посвятив ее служению ближним. Продолжая традицию своих предшественниц, насельницы обители трудятся медсестерами в различных лечебных учреждениях Москвы. Здесь действуют патронажная служба, Марфо-Мариинский центр «Святость материнства», культурно-просветительский центр, иконописная мастерская, паломническая служба и издательство. При обители проводится сбор вещей для детей-сирот, отказников и заключенных; как и встарь, действует благотворительная столовая для бездомных и малоимущих. В дальнейшем планируется развивать существующие и разрабатывать новые социальные проекты. Марфо-Мариинская обитель имеет три подворья. Одно из них, созданное осенью 2000 года, расположено в селе Владычня Тверской области, где в лихие годы жили священноисповедник Сергий (Сребрянский) и несколько сестер обители. Второе подворье открыто в 2002 году в селе Каменки Волоколамского района Московской области при храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Помимо работ по обустройству территории подворья силами обители ведется восстановление старинного храма, отметившего свое 300-летие. Последний священник, служивший в нем в 30-х годах ХХ века, митрофорный протоиерей Василий Соколов был арестован по доносу местных жителей и в 1937 году расстрелян на полигоне в Бутово; ныне он прославлен как священномученик. Третье подворье образовано в марте того же 2002 года в селе Долбенкино Орловской области, где располагалась бывшая усадьба великого князя Сергея Александровича Романова.

http://pravoslavie.ru/31831.html

Скачать epub pdf 3.09 Служба преподобной Марфе Дивеевской Текст службы утвержден на заседании Священного Синода 23–24 сентября 2021 года (журнал 67). Месяца августа в 21-день Преподобныя Марфы Дивеевския На малей вечерни На Г осподи, воззвах: стихиры 4, глас 2: Киими похвальными песньми/воспоим преподобную Марфу,/дивную начальницу обители Дивеевския,/от юности благодать Святаго Духа стяжавшую,/и ныне во Обителех Небесных/молящуюся о спасении душ наших? Киими недостойными усты/восхвалим вселюбезную матерь нашу Марфу,/чистотою, кротостию и послушанием совершенным/в отрочестве Богу угодившую,/ егоже молит о спасении душ наших? Киими похвальными песньми/ублажим дивную молчальницу,/собеседницу великаго старца Серафима,/в тайне хранившую того откровения о обители Дивеевстей/и тепле молящуюся о спасении душ наших? Слава, глас 6: Приидите, вернии людие,/во святую обитель Дивеевскую,/яже земный жребий Божия Матере нарицается,/ублажим верную рабу Пресвятыя Богородицы,/преподобную Марфу,/и, припадающе к ея честным и многоцелебным мощем,/усердно возопиим:/помяни нас, мати наша, во Царствии Небеснем. И ныне, праздника. На стиховне стихиры, глас 3: Всех радостей Радость,/Преблагословенная Богородица Дева,/радости вечныя тя сподоби,/мати наша Марфо,/яко Свою служительницу верную. Стих: Дивен Бог во святых Своих,/Бог Израилев. Пречистою Богородицею избранная/и силою Божественною ограждаема,/радостно на подвиги потекла еси,/мати Марфо славная,/молися о верою чтущих тя. Стих: Честна пред Господем/смерть преподобных Его. Великий ангельский образ восприимши,/начальница обители Дивеевския явилася еси,/преподобная Марфо,/молися о любовию чтущих тя. Слава, глас 5: Боголюбива и милостива,/мудрованием смиренна и любве исполнена явилася еси,/невесто Христова Марфо,/ты бо, ангельски на земли поживши,/кончину блаженную в юных летех прияла еси/и венец нетленный улучити сподобилася еси,/темже молися о спасении душ наших. И ныне, праздника. Тропарь писан на велицей вечерни На велицей вечерни На Г осподи, воззвах: стихиры на 8, глас 8:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Радуйтеся, добротою душ ваших неверных иудеев окамененныя сердца покорити возмогшия; Радуйтеся, не суетному унынию, но Божию благоволению себя предавшия. Радуйтеся, на единую благость Христову в печали вашей надежду возложившия; Радуйтеся, в сретение Его со тщанием стопы ваша направившия. Радуйтеся, во уповании вашем от Могущаго спасти оправданныя; Радуйтеся, утешения в скорбех не от людей, но от Бога искати нас научающия. Радуйтеся, Марфо и Марие, образ веры и любви нам показующия. Кондак 5 Марфа блаженная, егда срете Господа, утешения от Него ищущи, рече: Господи, аще бы Ты зде был, не умер бы брат мой. Но и ныне вем, яко елика аще просиши от Бога, даст Тебе Бог. Емуже от всея души нашея и мы вопием: Аллилуиа! Икос 5 Божественное Свое смотрение о нашем спасении показуя, Господь Иисус, яко жизни и смерти Владыка, благоволи рещи тебе, блаженная Марфо: воскреснет брат твой. И паки: веруяй в Мя, аще и умрет, оживет. Вериши ли сему? — вопроси тя. Ты же отвеща Ему: ей, Господи, верую, яко Ты Христос Сын Божий, грядущий в мир. Сего ради, вере во Христа Сына Божия тобою научаемии, восхваляем тя сице: Радуйся, блаженная Марфо, обетование о воскресении брата твоего от Самаго Жизнодавца услышавшая; Радуйся, яко вопрошенная от Него о вере твоей, не плоти и крови, но гласа Отца Небеснаго послушавшая. Радуйся, яко от Него наученная, Христа Сына Божия твердо исповедала; Радуйся, яко тем камень веры, на немже созда Господь Церковь Свою, явившая. Радуйся, во исповедании твоем Петру Первоверховному апостолу уподобившаяся; Радуйся, равноапостольнаго ублажения воистину достойная. Радуйтеся, Марфо и Марие, образ веры и любви нам показующия. Кондак 6 Трости надломленныя не преломляяй, Человеколюбец Господь, егда виде Марию и пришедшия с ней иудеи плачущия, якоже любляше Лазаря, прослезися Сам. Да и мы немощнии, в скорбех суще, бестрепетно к Нему со слезами притекаем, вопиюще Ему: Аллилуиа! Икос 6 Воистину благословен о брате твоем плач твой, Марие, егоже видя прослезися Иисус. Сего ради со умилением ублажаем тя сице:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

1906, 4 июля — погребение Сергея Александровича в Чудовом монастыре Московского Кремля. 1907, 5 июля — закладка здания Сергиево-Елизаветинского трудового убежища в Москве. Октябрь — начало фактической работы Марфо-Мариинской обители. 1908, 2 апреля — освящение в Кремле Креста-памятника на месте гибели Великого князя Сергея Александровича. 22 мая — закладка Покровского храма Марфо-Мариинской обители. Ноябрь — утверждение первого Устава Марфо-Мариинской обители. 1909, июнь — участие в торжествах прославления святой Анны Кашинской. 1910, 9—10 апреля — посвящение первых сестёр Марфо-Мариинской обители, возведение Елизаветы Фёдоровны в сан настоятельницы. 1911, сентябрь — паломничество в Курскую губернию на прославление святителя Иоасафа Белгородского . 1912, август — большая паломническая поездка по губерниям России. 1913, 9 мая — в итальянском городе Бари начинается строительство русского подворья. 12 мая — участие в торжественной канонизации патриарха Гермогена. 25—30 июля — паломничество на Соловецкие острова. 1914, 5—20 июля — паломничество в Пермский край и на Урал. 19 июля — вступление России в Первую мировую войну. 29 сентября — гибель на фронте князя Олега Константиновича. 1915, май — немецкие погромы в Москве. 1916, 17 декабря — в Петрограде при участии князя Феликса Юсупова и Великого князя Дмитрия Павловича убит Григорий Распутин. 1917, февраль — март — государственный переворот в Петрограде. Падение монархии. 25 октября — большевистский переворот в Петрограде. 25 октября — 2 ноября — вооружённые столкновения в Москве, обстрел большевиками Кремля. 1918, 24 апреля (7 мая по григорианскому календарю) — арест Великой княгини Елизаветы Фёдоровны. Май — пребывание под арестом в Перми и Екатеринбурге. 20 мая (здесь и далее даты по введённому большевиками григорианскому календарю) — Великая княгиня перевезена в Алапаевск. 17 июля — в Екатеринбурге вместе с женой и детьми убит Николай II. 18 июля — возле Алапаевска вместе с родными убита Великая княгиня Елизавета Фёдоровна. Список источников и литературы Рекомендуем

http://azbyka.ru/fiction/elizaveta-fyodo...

Что касается роста инокини Варвары, то в указанном архивном деле есть упоминание о том, что он составлял 160 см. Это зафиксировано врачами в протоколе судебно-медицинского вскрытия тела монахини Варвары, произведенного 26 октября 1918 г. Рост великой княгини Елизаветы Федоровны составлял, по данным медицинской экспертизы, 172 см . Рост великого князя Сергея Михайловича достигал 195 см, Иоанна Константиновича – 183, Константина Константиновича – 188, Иоанна Константиновича – 183, Игоря Константиновича – 185, Владимира Палея – 180 см . Вернемся к личности сестры Варвары. Черты ее характера достаточно ярко и предельно четко описаны игуменом Серафимом (Кузнецовым). Со страниц документального повествования до нас донесен образ «редкой по скромности и послушанию» крестовой сестры Марфо-Мариинской обители любви и милосердия. Варвара (Яковлева), по словам игумена Серафима, «была из числа первонасельниц… и верной исполнительницей всех традиций обители. Хотя она была самым близким человеком к великой княгине, но этим не гордилась, была, как рядовая сестра, всем доступна, ласкова и обходительна. Никто лихом ее не помянет. Осталась верной своей великой матушке до конца и добровольно пошла на страдание и смерть, исполнив завет Христа: “Нет больше любви, да кто душу свою положит за други своя” (Ин 15. 13)» . Игумен Серафим назвал инокиню Варвару «героиней духа». Бесспорно, так же мы можем назвать и вторую сестру Марфо-Мариинской обители милосердия Екатерину Янышеву, сопровождавшую великую княгиню Елизавету Федоровну в ссылку на Урал. О Екатерине известно еще меньше, чем об инокине Варваре. Впервые о ней мы узнаем из книги игумена Серафима «Мученики христианского долга»: «Эту героиню духа сестру Варвару приказали возвратить в Алапаевск в заточение, а сестру Екатерину отпустить на свободу, которая со слезами умоляла вместо свободы отправить ее в заточение вместе с Варварой, но безуспешно» . Фамилию сестры Екатерины мы узнаем из статьи Е. Е. Арефьева: «Сопровождали великую княгиню сестры Марфо-Мариинской обители Варвара Яковлева и Екатерина Янышева» .

http://sedmitza.ru/lib/text/8883185/

Верные до конца во служении вашем Христу во днех плоти Его пребывшия, и самовидцы страстей Его быти сподобившиеся, к погребению Воскресителя Лазарева, славныя Марфо и Марие, посреде мироносиц явилися. С ними предстояще ныне престолу славы Божия, молитвами вашими к песнопенному тех лику совокупите и нас, ваши подвиги прославляющих: Радуйся, Марфо, в твоем Христу многопопечительном служении, якоже и по исповедании, поревновавшая; Радуйся, странноприимницам и милосердия сестрам подвигоположница. Радуйся, Марие, возлюбленному ученику Христову Иоанну, в пламенней любви к Тому уподобившаяся; Радуйся, непорочных дев, Христу в житии своем уневестившихся, руководительница не ложная. Радуйтеся, боголюбивыя сестры, и деятельным житием, и вниманием сердечным исследования Христу ревнительницы изрядныя; Радуйтеся, на обоих сих путях угождения Господу жити братии вкупе мудре нас научающия. Радуйтеся, Марфо и Марие, образ веры и любви нам показующия. Кондак 11 Кий глагол довлеет по достоянию воспети Воскресения Христова радость всемирную, еяже вы, со прочими женами мироносицами, в сей велий и святый день причастилися; темже и мы, Воскресения Христова величие боголепное славяще, поем Христу: Аллилуиа! Икос 11 Всякое искушение преити молящися и живот вечный улучити хотящи, яко верныя ученицы Христовы, каяждо во своем пути, обаче единым духом веры и любви Ему поработали, отонудуже и радостей во Царствии Его сподобились. Сего ради, труды и подвиги ваша воспоминающе и славе вашей во Царствии Христовом радующеся, воспеваем вам таковая: Радуйтеся, верныя ученицы Христовы, не человекам, но Богу в житии вашем угодившия; Радуйтеся, нищетою духовною Царствие Небесное стяжавшия. Радуйтеся, духом кротости землю обетования наследовавшия; Радуйтеся, милосердия делами милостей от Господа во Царствии Его сподобившияся. Радуйтеся, сердцем чистым Бога Слова зрящия; Радуйтеся, исповедницы веры Христовы, мзду многу на небесех приявшия. Радуйтеся, Марфо и Марие, образ веры и любви нам показующия. Кондак 12

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Она не могла скрыть своего возмущения. В Овруч великая княгиня тогда не поехала...» В октябре 1910 года Елизавета Федоровна в последний раз побывала на родине в Германии, в Дармштадте, на открытии усыпальницы родителей. По окончании торжеств она, по воспо­минаниям М. В. Нестерова, пожелала увидеть некоторых из выда­ющихся немецких профессоров, которые когда-то посещали дом ее родителей и в ее памяти сохранились как выдающиеся деятели культуры и носители высоких христианских идеалов. Она не мог­ла поверить в то, что теперь услышала от них. Вместо высоких идеалов и призывов к мирному устроению человеческого обще­ства она услышала проповедников «милитаризма, завоевательной системы во что бы то ни стало. Они не понимали друг друга и русской великой княгине были не нужны, непонятны, нелюбезны. Встреча эта была одна из самых тяжелых». 7 ноября 1911 года митрополит Московский Владимир пред­ставил в Святейший Синод ходатайство «о присвоении сестрам Марфо-Мариинской Обители милосердия в городе Москве именование диаконисс». Устав Марфо-Мариинской обители был уже утвержден, но вы­звал горячее обсуждение вопрос, можно ли именоваться сестрам диакониссами, то есть именоваться по чину, существовавшему в IV—VII веках, без восстановления самого чина. Семь архиереев, присутствовавших на заседании Святейшего Синода, выступили за наименование старших сестер Марфо-Мариинской обители диакониссами, однако с тем, чтобы вопрос о восстановлении «в Российской Церкви диаконисского служения в полном его древ­нем объеме... признать подлежащим разрешению на предстоящем Поместном Соборе Российской Церкви». Епископ Саратовский Гермоген (Долганев) [ddd] , ревнуя о ка­нонической чистоте, выступил с особым мнением, упрекая устроительницу Марфо-Мариинской обители в подражании про­тестантизму; как показала история, все попытки формального восстановления древних форм чаще всего приводят к созданию нового, весьма отличного и от настоящего, и от древнего: в про­шлое невозможно вернуться и «новое старое» чаще всего служит всего лишь инструментом для разрушения настоящего.

http://fond.ru/kalendar/541/varvara/

— На Вашу жизнь в Церкви, на Ваше становление как христианина оказали влияние еще какие-то яркие личности? — Вообще, вспоминая о своем пути веры, я должен прежде всего говорить о тех людях, чья судьба стала частью и моей судьбы, моей жизни... После смерти в 1987 году владыки Киприана настоятелем храма «Всех скорбящих Радость» стал протоиерей Борис Гузняков. Это феноменальный человек! Более невероятного, более чистого человека я не знаю. Он был действительно святой — даже точно предсказал день своей смерти. Отец Борис, так же, как и владыка Киприан, сильно повлиял на меня. Он жил в домике недалеко от храма и по секрету, втайне собирал в подвале этого домика вещи для бедных людей. Ему приносили, кто что мог. Кто ботинки, кто одеяло заштопанное. Туда приходили старушки — я помню, как они ходили в пакетах на ногах, чтоб не замочить ног, сапог не было, видно, — приходили и брали кто что: кто калоши, кто — еще что-нибудь. А потом там, в этом же подвальном помещении, скрываясь от государства, стали заседать члены вновь организованного Общества Марфо-Мариинской обители милосердия . И я — когда, как говорится, мозги встали на место, когда повзрослел — был среди этих людей. Сейчас Марфо-Мариинское благотворительное общество  — это серьезная и известная организация, помогающая сотням бедных и болящих людей. А тогда, в 1980-х, именно отец Борис стал у истоков ее возрождения. — Сегодня Вы по-прежнему прихожанин храма на Ордынке? — Прихожанин я плохой: постоянно болею — старость уже. Но в то время там было мое служение. Скажу даже, что Марфо-Мариинское общество — единственное, где я по-настоящему помогал. Если хотите, великое завершение этому всему — моя поездка в Иерусалим. Вдруг все сошлось в одной точке! Я ехал туда выступать — это произошло еще в советское время, была организована какая-то встреча. И вот, наконец, я доехал до храма, где положена основательница Марфо-Мариинской обители, великая княгиня Елизавета, эта великая женщина, и ее келейница Варвара. Святая княгиня больным помогала, сама, а большевики ее казнили, сбросив в шахту вместе с другими мучениками — и, говорят, еще несколько дней она помогала человеку, который покалечился во время падения. А потом ее тело везли через Китай, долго ведь везли, а оно сейчас лежит открыто — нетленное. Господь дал мне побывать там...

http://foma.ru/o-lyudyax-kotoryie-daryat...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010