3) Что сам Игнатий был далек от того, чтобы свой теологически-полемический принцип возводить в канонический, видно из того, что, хотя по его идее все должны соединяться с епископом и повиноваться ему, однако, с другой стороны и от епископов он требует, чтобы они заботились об единении, лучше которого ничего нет (Полик. 1), и для обсуждения церковных дел созывали общие собрания и советы (Полик. 7). Он предлагает самим церквам избрать (τν λησαν χειοτονσαι) достойнейших мужей для принесения приветствий церкви антиохийской по случаю наступившего в ней мира (Смир. 11; Филад. 10; Полик. 7). Для избрания особенно любезного общине и усердного человека он обязывает Поликарпа созвать совет (συμβολιον – Полик. 7). Таким образом даже внешние сношения с церквами подлежали рассмотрению всей общины, а не одного её епископа. Хотя Игнатий не имел поводов говорить о церковных правах верующих, однако они нередко предполагаются им. Уже самое обращение к целым общинам, адресованные ей наставления о том, каков должен быть порядок в богослужении и таинствах, показывают, что община считала рассуждение о таких предметах своим делом. Игнатий хвалит смирнян за то, что они приняли Филона и Рея Агафопода, спутников его, как диаконов Христовых (Смир. 10). На епископов, пресвитеров и диаконов, пришедших приветствовать Игнатия, он смотрит как на представителей общин, как на их послов. Он благодарит ефесян за то, что они исполнили в отношении к нему родственное дело, прислав епископа Онисима и других лиц ( Еф. 1 ). В прибытии епископа Поливия он видит благорасположение к себе траллийцев (Трал. 1). Диакон Вурр, по словам Игнатия, был дан в распоряжение его ефесянами и смирнянами (Филад. 11; Смир. 12). Таким образом, все эти лица явились не по собственной инициативе, а были посланы общинами. Так именно смотрел на них и сам Игнатий. Из этих указаний ясно, что принцип: ничего не должно совершать без воли епископа, у Игнатия отнюдь не означал: все должно быть по воле только епископа. Епископ у него не автократ, сообразующийся лишь с собственной волей, но руководитель общины, правящий ею в единении с пресвитерством и народом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

(§ 12) Послание Поликарпу преимущественно изображает права и обязанности Епископа. 133 Филад. § 4. О пользе общественной молитвы § 4. 5. 13. О взаимной любви § 14. Посл. Тралл. § 8. Филад. § 7. 140 Смирн. § 1. 2. К Поликарпу § 3. «Того ожидай, который выше времени, безвременного, невидимого, но видимого для нас, неподверженного страданию, но страждущего для нас, Того, который по всем отношениям терпел за нас». 143 См. выше пр. 27. «Повинуйтеся Епископу и друг., как Иисус Христос – Отцу по плоти и Апостолы Христу, Отцу и Духу, дабы было единство духовное и телесное». Магнез. § 1. 13. 147 Магнез. § 6 . «Убеждаю – старайтесь творить в единомыслии Божьем, с согласия Епископа, начальствующего в образе Божьем, пресвитеров – образа синедриона Апостольского и диаконов, любимых мне, которым вверено служение Христу Иисусу». Тралл. § 2. «Когда повинуетесь Епископу, как Иисусу Христу: то живете не по человечески, а по Иисусу Христу». 148 Смирн. § 8. «Все повинуйтесь Епископу, как Иисус Христос – Отцу, и пресвитерству – как Апостолам и диаконов чтите как заповедь Божью». Сл. пр. 41. 151 Два посл. к Богослову и одно к Богоматери писаны на латинском диалекте и явились не ранее XIII в. В письме к Марии Кассобольской смерть Игнатия относится ко времени епископа Климента; письмо к Герону говорит о Манихеях; в письме к Филипийцам осуждаются празднующие пасху с Иудеями; а св. Игнатий сам так праздновал (см. о Поликарпе пр. 2). В послании к Антиохийцам Игнатий приветствуем чтецов и заклинателей, неизвестных при св. Игнатии. Таково же письмо к Тарсянам. 152 Ириней adv. haer. 3, 3. Υπο Αποςολν μαθιτευθεις και συναναςραφεις πολλοις τοις τον τον Χρςτον ερακοσιν. Евсевий H. E. 3, 36. 153 Иероним: Polycarpus, Iohannis discipulus et ab eo Smyrnae Episcopus ordinatus, lotius Asiae Princeps fuit. De vir. illustr. § 11. Тоже Тертуллиан de praeser. наегет. с. 32. Евсевий (H. E. 3, 36) пишет: «Поликарп собеседник Апостолов, рукоположенный на Епископию Смирнской церкви очевидцами и слугами Господа».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Впервые в древней письменности этот экклезиологический тезис с особой силой был высказан Игнатием Антиохийским. Один Бог, один Христос, одна вера, один алтарь и один епископ - таков лейтмотив посланий Игнатия. «Старайтесь же иметь одну Евхаристию. Ибо одна плоть Господа нашего Иисуса Христа и одна чаша в единении крови Его, один жертвенник, как и един епископ с пресвитерством и диаконами, сослужителями моими…» (Филад. IV). евхаристическое собрание и епископ являются понятиями коррелятивными. Где имеется епископ, там имеется и евхаристическое собрание, и обратно: где евхаристическое собрание, там должен быть и епископ. Экклезиологический кризис произошел, когда в силу необходимости в пределах одной местной церкви оказалось не одно, а несколько литургических центров, в которых Евхаристия совершалась пресвитерами. В точном смысле евхаристическое собрание перестало быть признаком ее единства, а им стал епископ. Это был до некоторой степени разрыв между евхаристическим собранием и епископом. На первых порах связи между ними не нарушились. Епископ оставался внутри главного евхаристического собрания, а пресвитеры были только его делегатами. Хорошо известно, как болезненно пережило церковное сознание появление нескольких евхаристических собраний в пределах одной местной церкви. Сам Юнгманн упоминает о практике «ферментума»     Перед нами новый тип экклезиологии, который тесно связан с универсальной экклезиологией, но далеко ей не тождественен. Он с универсальной экклезиологией связан тем, что все существующие церкви рассматриваются как единый организм, который является «корпус мистикум»  4. В принципе церковное устройство должно соответствовать учению о Церкви. Фактически, в истории учение о Церкви приспособлялось к существующему устройству. Во всяком случае, связь между учением о Церкви и церковным устройством является несомненным историческим фактом. Мы вправе поставить вопрос, каковы последствия этого нового типа экклезиологии? Они очень значительны, т. к. они приводят к изменению основных положений универсальной экклезиологии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3725...

4:1), волки (Филад. 2), бешеные псы, кусающие исподтишка, страдающие неисцелимым недугом ( Еф. 7:1 ). Но наряду с этими жесткими словами, вызванными ревностью о спасении душ, Игнатий дает такое трогательное наставление о молитве и терпении в отношении к чуждым людям, в том числе и к еретикам: «и о других людях непрестанно молитесь, ибо есть в них надежда покаяния, чтобы прийти к Богу. Дайте им научиться, по крайней мере, из дел ваших. Против гнева их вы будьте кротки, против их многоречия будьте смиренномудры, их злословию противопоставляйте молитвы, против их заблуждения будьте твердыми в вере, против их грубости будьте тихи, не стараясь подражать им» ( Еф. 10:1. 2 ). По своей духовной силе, по выдающимся чертам содержания, Послания Игнатия составляют достойное продолжение Новозаветных Посланий. Пылкое благочестие Игнатия, чистота и непоколебимая твердость веры, непритворное смирение, энтузиазм в служении Господу, конечно, общи у него с некоторыми другими писателями этого периода. Но особенная энергия и выразительность его языка, в чисто восточной форме – не чуждого некоторого рода преувеличений, однако совершенно свободного от риторической искусственности – придают его речи исключительно очаровательную силу; в то же время спокойная сила его убеждения, возвышенность его идеала и твердое сознание, что Дух Святой с ним, придают торжественное величие его свидетельству о Христе, которое чувствуется с возрастающею силою при каждом новом прочтении Посланий. V. Святой Поликрап Смирнский и его послание к Филиппийцам V. 1. Сведения о жизни святого Поликарпа К началу иудейской войны христиане, согласно заповеди Спасителя ( Мф. 24:16 ), оставили осужденный на гибель город и утвердили свое местопребывание в Пелле и окрестных горных крепостях, основав здесь Христианские колонии. Но эти маленькие города и не были пригодны для того, чтобы сделаться центром новой религии. Оставшиеся в живых Апостолы и другие личные ученики Господа переселились в многолюдные города Проконсульской Азии, и средоточием Христианства на некоторое время сделался Ефес.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

449 Филад. IV. 450 Посл. к Филиппийцам. Ср. H. de Genouillac, «L’eglise chretienne au temps de Saint Ignace d’Antioche» Paris 1907, р. 157. «Autour de l’eveque il avait un petit groupe de collaborateurs, attendant de lui le mot d’ordre...» Я считаю это толкование неправильным, так как оно не отвечает фактическому положению Поликарпа в Церкви. 451 Тралл, II,2. 452 Marh.VI,1. 453 Если наше толкование термина (sunedrion) в посланиях Игнатия правильно, то оно является свидетельством того, что Игнатий был еще далек от мысли об особом священстве пресвитеров. (О составе Иерусалимского синедриона см. экскурс у E. Jacquir, «Les Actes des apotres», р. 772). Вместе с тем этот же термин свидетельствует, что у Игнатия не было мысли об особом священстве или первосвященстве апостолов. 454 Апост. Npeдahue,VIII. 455 См. выше стр. 257. 456 a См. F. Cabrol, «Fermentum et Sancta», dans Dict. d’Archeologie Chretienne et de Liturgie, t. V, 1371—74. 457 См. Elie Bikermann, «La chaine de la tradition pharisienne», в R.B., 59(1952) 1, р. 44—45. 458 У Евсевия, “Ц. Ист.” II,1,4. 459 “Строматы”, VI,7. Ср. P. Th. Camelot, «Foi et Gnosë Introduction a l’etude de la mystique chez Clement d’Alexandrie», Paris, 1945, р. 90 sq. 460 См. J. Danielou, «Origene», Paris 1948, р. 52 sq. 461 Идея пророческого преемства была известна иудаизму. См. E.Bikermann, ор. cit., р. 50—51. 462 «To yar profhtikon pneuma to swmateion estin thj profhtikhj taxewj, o estin to swma thj sarkoj Ihsou Cristou to migen th anqrwpothti dia Mariaj» (Grenfell-Hunt, «Oxyrhynchus Papyri», London 1898; ср. Pierre de Labriolle, «La crise montaniste», Paris 1913). 463 Евсевий, “Церк. Ист.”, V,17,4. 464 “Посл. к Кор.”, гл. XLII,1. 465 Ibid. 2. 466 Ibid. 3—4. Греческий текст: «Paraggeliaj oun labontej kai plhroforhqentej dia thj anastasewj tou Kuriou hmwn Ihsou Cristou kai pistwqentej en tw logw tou Qeou, meta plhroforiaj pneumatoj aggiou axhlqon, euaggelizomenoi thn basileian tou Qeou mullein erceisqai. Kata cwraj oun kai poleij khrussontej kaqistanon taj aparcaj autwn, dokimasantej tw pneumatic, eij episkopouj kai dikonouj twn mellontwn pisteuein». В этих словах Климента содержится почти целое учение об апостольстве. Мы имеем у него все отмеченные нами выше моменты, определившие апостольское служение: избрание Двенадцати во время земной жизни Христа, и их научение, явление им Воскресшего и, наконец, сошествие на них Духа в день Пятидесятницы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3728...

Но и избрание епископов и диаконов есть также избрание не людьми, но Богом, ср.: Деян. 20:28 : «Дух Святый поставил вас епископами», и выше, § 4, прим. 59. Такое именно представление сохраняется и в более позднее время, ср. наприм., Игнат. К Филад. (выше, прим. 123): Кипр. Поел. 48, 4: «Господь, соизволивший избрать и установить Себе в Своей экклезии священников»: Поел. 55, 8: «О суде Божием, сделавшем его епископом...», «Корнелий же сделан епископом по суду Бога и Христа Его»; Поел. 59, 5: «После Божественного суда, после одобрения народа, после согласия епископов он сделался бы судьей уже не епископам, но Богу», Поел. 66, 1: «После судии Бога, делающего священников, ты хочешь судить о суде Бога и Христа»: Поел. 66, 4: «Богу, поставляющему епископа»: Поел. 66, 9: «Величие Бога, посвящающего священников Христу». Постан. апостольские, VIII, гл. 5, в молитве посвящения: «Дай Духа Святаго сему, которого Ты, Боже, Сам избрал во епископа» (ср.: Деян. 1:24 , выше, прим. 124). Избрание во епископы совершенно той же природы, как и избрание в апостолы и учители. Избирает не община как таковая, но Бог. Поэтому уже Послание к Ефесянам в вышеприведенном месте (4:11) ставит пастырей (poimenes), т. е. епископов, наряду с апостолами, пророками и учителями, как равным образом поставленных Христом. – Где в источниках встречается описание избрания, там называется в качестве избирающего лица то собрание, экклезия (2Кор. 8:19: «рукоположенного от экклезии»: 8:23: «посланники (apostoloi) экклезий». 1Кор. 16:3 : «Которых вы изберете, тех отправлю». Деян. 6:3 сл.: избрание общиной семи мужей: ср.: 15:24: «Чего мы (Иерусалимская община) им не поручали». Учение 12-и апостолов. XV, 1: «Рукополагайте себе епископов и диаконов»), то какая-нибудь авторитетная, одаренная учительством личность (Деян. 14:23: апостолы Павел и Варнава, «рукоположивши им в каждой экклезии старейшин, помолились»: Тит. 1:5–9: 1Тим. 3: евангелистам Титу и Тимофею предлагается поставлять старейшин и епископов, ср. выше, § 5, прим.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/tser...

500 Так по нашему мнению следует объяснять то некоторое предпочтение, которое Игнатий отдает диаконам перед пресвитерами. Ревил (Les origines de l’épiscopat, p. 507) предполагает, что Игнатий с особой любовью относится к диаконам за те личные услуги, которые они оказывали вероятно Игнатию во время его пути. Но текст не оправдывает этого предположения. Игнатий и отсутствующих диаконов называет συνδολοι (Филад. 4) и сравнивает со Христом (Трал. 3). Лёнинг (Gemeindeverfassung, S. 123) думает, что диаконы как ближайшие помощники епископов были их опорой в той борьбе, которую пришлось выдержать епископам с коллегией пресвитеров, хранившей воспоминание о своем первоначальном положении. То же и Кнопф (Nachapost. Zeitalter, S. 218). Но оснований для этого предположения в посланиях Игнатия отыскать нельзя. Здесь нет ни малейших следов борьбы епископа с пресвитерием. Наше объяснение гармонирует с исходной точкой зрения Игнатия. 503 См. особенно Sohm, Kirchenrecht, S. 66 и д. Lowrie, The Church and its organisation in primit. und catholic times. 1904. p. 266–310. 504 Оторванные от своей исторической почвы полемическо-теологические идеи Игнатия с течением времени получили церковно-правовое значение. Мысль Игнатия о повиновении епископу, как Богу, служит исходным пунктом в определении епископской власти для сирийской Дидаскалии (ок. средины III в.) и Апост. Постановлений (IV в.). „Он (т. е. епископ) ваш глава и вождь, и могущественный царь для вас; он управляет на место Всемогущего, он должен быть почитаем вами как Бог; ибо епископ председательствует у вас на место Бога“ (Achelis, Syriche Didascalia, 1904, IX, S. 45). „Он (епископ) после Бога ваш земной бог (πγεоς ϑες), которому вы обязаны воздавать честь, ибо о нем и о подобных Сам Бог сказал: Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго вси ( Пс.81:6 ) и: богов да не злословиши ( Исх.22:28 ). Итак, епископ да председательствует у вас, как почтенный достоинством (ξ) Бога, по которому он властвует над клиром и начальствует над народом“ (Апост. Постан. II, 26). „Если Моисея Господь назвал богом (фараона), то и епископ должен почитаться вами как бог“ (Syr. Didascalia, IX, S. 47; – ες ϑεν Апост. Постан. II, 29). Отношения верующих к епископу по Апост. Постан. (II, 32) должны носить характер обожания .(σβоυ τοτον).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

Он давал право каждому верующему самостоятельно доискиваться до сущности здравого учения, исследовать и проверять верность предания и правильность преемства учения. При этом каждому, к каким бы выводам он ни пришел, естественно казалось, что именно его то учение и есть истинно апостольское. Известно, что многие еретики считали себя за истинных выразителей апостольского учения. Для слишком ясного, решительного, не останавливающегося на полдороге ума Игнатия этот критерий оказался недостаточным и потому неприемлемым. Он заменяет его другим, вполне определенным, совершенно ясным, не допускающим никакой двусмысленности критерием. Этот критерий – повиновение епископу и единение с епископом. Конечно к тому же критерию можно было бы прийти и исходя из принципа пастырских посланий. Для этого стоило лишь указать, что правильное преемство апостольского учения сохраняется не·вообще в верных людях и верных свидетелях, а именно в епископах. Однако Игнатий ничего не говорит, ни об апостольском установлении епископской власти, ни о правильном преемстве епископства, ни о верном преемстве апостольского предания, как ручательстве истинной веры. Для него епископ, как и вообще церковная власть, сам по себе, как очевидный и не нуждающийся ни в каком обосновании факт, является вполне надежным и даже единственным оплотом истинной веры, локализирующим в себе истинное, не подлежащее никакому сомнению христианство. Единственное спасение для верующих от всяких заблуждений это быть в единении с епископом. Кто находится в единении с епископом, в повиновении ему, тот в единении с Иисусом Христом и Божий. Вне единения с епископом нет спасения для верующих. Вот это основные положения, которые он повторяет почти постоянно. Можно сказать, что все его послания, за исключением послания к Римлянам, служат вариацией этой темы. „Прекрасное дело – знать Бога и епископа. Почитающий епископа почтен Богом; делающий что-нибудь без ведома епископа служит диаволу“ (Смир. 9). „Кто суть Божии и Иисус Христовы, те с епископом“ (Филад.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

Выразительное исповедание веры, изложенное в 8-й главе Послания к Ефесянам направлено против докетического лжеучения: «есть один только Врач, телесный вместе и духовный, рожденный и нерожденный, во плоти пришедший Бог , в смерти истинная Жизнь, от Марии и от Бога, сперва подверженный, а потом неподверженный страданию, Иисус Христос Господь наш» (сравн.: Тралл., 18:2). В Послании к Траллийцам Игнатий об опровергаемом докетизме говорит так: «Будьте глухи, когда кто-нибудь будет говорить вам без Иисуса Христа произшедшего из рода Давидова, от Марии, Который истинно родился, ел и пил, истинно был осужден при Понтии Пилате, и истинно был распят и умер пред взорами Небесных, Земных и преисподних – Который и истинно воскрес из мертвых, когда Бог воскресил Отец Его, Который подобным образом воскресит и нас – верующих в Него – Отец Его во Христе Иисусе, без Которого мы не имеем истинной жизни. Если же, как некоторые безбожники – то есть неверующие – говорят, что Он страдал для вида – сами они призрак – то зачем я в узах? зачем я пламенно желаю бороться с зверями? Поэтому напрасно я умираю. Итак, значит, я лгу на Господа»? (9–10; сравн.: Смирн. 1–4:2; 5:2). В Послании к Смирнянам Игнатий пишет: «я знаю и верую, что Он и по воскресении Своем был и есть во плоти. И когда Он пришел к бывшим с Петром, то сказал им: возьмите, осяжите Меня и посмотрите, что Я не дух бестелесный». Они тотчас прикоснулись к Нему и уверовали... По Воскресении Он ел и пил с ними, как имещий плоть, хотя духовно был соединен с Отцем (3). Еретики не исповедуют Господа носящим плоть (Смирн. 5:2). Они удаляются от Евхаристии и молитвы, потому что не признают, что Евхаристия есть плоть Спасителя нашего Иисуса Христа, которая пострадала за наши грехи, но которую Отец воскресил по Своей благости» (7:1). Наряду с докетизмом Игнатий не менее ясно опровергает еретическое направление, которое возбуждало общество к принятию иудейства. Полемика против этого направления заключается в Посланиях к Магнезийцам и Филадельфийцам: Магн. 8–11 и Филад. 5–9 – главные отрывки, в которых находятся указания на иудействующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Кроме епископов не могут ли совершать тайны и пресвитеры? Могут, но только шесть, и то по повелению епископа и вместо него. «Добри суть священницы и слова служителие, говорит св. Игнатий богон., но лучший есть архиерей он, ему же единому вверена быша святая святых и тайны Божия». (Филад. л. 23). Он же: «Никто же без епископа что-либо да творит от подобающих яже в церкви. Та известна евхаристия да будет, яже от епископа бывает, или емуже той повелит... Не лет есть без епископа ни крестити, ни предложения творити, ни жертвы проскомисати, ниже церковных пиров совершити: но еже аще оному возмнится по благоволению Божию». (Смирн, л. 27). Ещё: «Без епископа ни пресвитер, ни диакон, ни простолюдин; ниже что-либо да явится вам благословно кроме его произволения, таковое бо законопреступно (есть) и Богу враждебно». (Магн. л. 15). Хотя и священниками совершаются некоторые святые таинства, говорит св. Дионисий Ареоп., однако священник не совершает священнаго богоотрождения (крещения) без божественнаго мира, ни освятит тайну божественнаго причащения, если не возложит причащательнаго знака (антиминса) на божественный жертвенник, да и сам священник быть не может, ежели не будет на сие поставлен священноначальником. Посему божественное законоположение препоручило освящение священноначальнических чинов и совершение божественнаго мира, и священное благословение жертвенника только совершительным силам божественных священноначальников». (Оцер. иер. гл. 5, стр. 263). «Един (епископ), и хиротонии и миро действует, говорит Сим. Солун., чрез сия же два достизает всюду и вся той (сам) действует, Бога подражая, и того обилуя благодатию, ибо архиерей есть, вся чрез иереи и прочия клирики (хиротоньствовав тыя) действуя в таинствах, и Дионисий сие глаголет». (Гл. 76 л. 104). Он же; «о пресвитерех канони глаголют, яко по нужди служат отсутствующу епископу, и попущением епископа». (Гл. 250, л. 208 об.). Ещё: «Чрез тыя (апостолы) убо, и преемники тех архиереи, благодать яко свет всем преточествуется, иереи же тоя благодати не имут, но токмо священнодействовати могут и крещати, и сих же без архиерейские не творят мощи (силы), мира же и хиротонии " ». (Там же л. 404). «Если хорепископы, имеющие большие преимущества в сравнении с пресвитерами, не могли подавать ни отпущения грехов, ни (благодати) Св. Духа, читаем в Синтагме Матф. Власт., – то тем более пресвитеры не могут ни принимать помыслов, ни решить и вязать грехи, если не получат сию власть от епископа» (сост. 5, гл. 31, стр. 219). «О духовном служении (т. е. священник) подобен есть согрешению нерукоположне действующего, читаем в Номоканоне, иже без повеления и заповеди святительские действует» (л. 57).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010