Поэтому было решено дополнить книгу славяно-русскими текстами и комментариями, сделав более доступной для самостоятельного чтения. Работа была включена в план выпуска учебно-методических пособий по кафедре повышения квалификации по филологии (специализация «Библия и литургическая письменность»). Принципы редактирования и переработки книги обсуждались вместе с о. Михаилом Арранцем в период чтений им лекций по истории византино-славянской литургической письменности в СПбГУ (1999–2001 гг.). Для удобства было решено разделить первое издание книги на две части, а затем, собрав отзывы, замечания и пожелания специалистов и заинтересованных читателей, выпустить второе, переработанное и дополненное издание (главным образом это коснется второй части). Пишите нам по адресу: E-mail: arranz@unigre.it ; fralorenzo@hotmail.com ; rubanj@yandex.ru ; ruban@ed.spb.ru . Почтовый адрес: Miguel Arranz, S.J. Via dei Penitenzieri 20. I–00193 Roma; Кафедра повышения квалификации по филологии, комн. 230. Филологический факультет СПбГУ. Университетская наб., 11. С.-Петербург. 199034. Юрий Рубан, доц. СПбГУ 1/14.IV.2003, преп. Марии Египетской Введение 1. Что такое «типикон»? Этимология, общее понятие Греческое слово «типикон» может обозначать разные понятия: а) Типикон как книга, содержащая указания литургического характера. Существуют разные «Типиконы» или редакции Типикона в Церквах византийской традиции. В древности у византийцев и славян употреблялись соборно-приходской «Типикон Святой Орфии Константинопольской», монастырские типиконы – «Студийский», «Студийско-Алексиевский» и др. В настоящее время все Славянские Церкви византийской традиции (в том числе и Русская Православная Церковь ) на приходах и в монастырях используют так называемый Иерусалимский типикон, или Типикон Святого Саввы (иначе – Савваитский типикон), происходящий из знаменитой лавры близ Иерусалима. Напротив, греческие Церкви, сохраняя Савваитский типикон в монастырях, с XIX в. служат по так называемому Типикону Великой Христовой Церкви протопсалта Георгия Виолакиса.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Благовещение. Икона-тетраптих «Двадцать праздников». XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае). Фрагмент Благовещение. Икона-тетраптих «Двадцать праздников». XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае). Фрагмент Соответствуя друг другу в целом, разные редакции Студийского устава - такие, как Студийско-Алексиевский Типикон (отражает к-польскую студийскую практику 1-й пол. XI в.; это наиболее архаичный из сохранившихся полных студийских Типиконов; использовался на Руси до кон. XIV в.; текст см.: Пентковский. Типикон. С. 332-341), Евергетидский Типикон (отражает практику реформированного к-польского монашества кон. XI в.; текст см.: Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 429-444), Георгия Мтацминдели Типикон (отражает афонскую практику сер. XI в.; выписки см.: Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 256-260), Мессинский Типикон (отражает южноитал. (точнее, калабро-сицилийскую) практику XII в.; текст см.: Arranz. Typicon. P. 129-144), Николо-Казолянский Типикон (отражает южноитал. (точнее, отрантскую и гроттаферратскую) практику XII в.; текст см.: Toscani Th. Ad Typica Graecorum ac praesertim ad Typicum cryptoferratense s. Bartholomaei abbatis animadversiones. R., 1864. P. 56-64 и Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 828-830),- отличаются целым рядом подробностей: 1) корпус стихир и седальнов в различных студийских Типиконах примерно один и тот же, но распределены они по дням и службам различным образом; 2) 24 марта, согласно Студийско-Алексиевскому и Евергетидскому Типиконам, службы Триоди и предпразднства Б. соединяются со службой сщмч. Василия, что выражается в прибавлении стихир святого на «Господи, воззвах» на вечерне и канона святого на утрене (в афонском и итал. Типиконах службы святого нет); 3) Евергетидский Типикон кроме тропаря праздника использует для прославления события Б. 2 воскресных богородична (4-го гласа «        » и 1-го гласа «    »), указывая 1-й для повечерия под 24 марта и утрени 24 марта, а 2-й для утрени 26 марта (на обеих утренях - на Аллилуия; согласно Студийско-Алексиевскому Типикону, здесь поются обычные постовые троичны; согласно афонскому и итал.- тропарь праздника «    » (но Мессинский Типикон для Аллилуия утрени 24 марта имеет особый тропарь Б.

http://pravenc.ru/text/149269.html

Типикон монастыря Богородицы Мироспасительницы частично заимствует процедуру из Евергетидского устава. Дождавшись праздника Богоматери, в этот день и ни в какой другой они кладут пастырский посох и типикон на алтарь. Затем служится литургия (sacrificial mysteries), затем новоизбранный входит в алтарь и далее, как в Евер- гетидском уставе: Трисвятое и тропари, три коленопреклонения и после этого игумен берет посох и типикон все восклицают: «Аксиос», и далее братия обменивается поцелуем с настоятелем 38]. Лев, епископ Нафплиона, предписывает, чтобы его, ктитора монастыря, епископский посох был положен перед дверями алтаря (the holy sanctuary), затем кандидат на игуменство преклоняет колени, а после священник дает ему посох с подобающей молитвой и благословением. Затем монахи трижды произносят: «Аксиос», священник читает ектенью, поминает имя ктитора и имя новоизбранного игумена и так тот становится настоятелем. Такая процедура прописана в Памятной записке [г, 962]. В типиконе процедура несколько другая. Новоизбранный игумен подводится к иконе Богоматери, чтобы получить типикон и игуменский посох, которые лежат напротив иконы. После Трисвятого и просительного (supplicatory) славословия (doxology), он получает посох и типикон, затем он должен быть отведен на место игумена (enthroned), и наиболее видные монахи обнимают его [г, 967] Типикон Святого Маманта заимствует часть процедуры из типикона Богоматери Кехаритомени. Она выглядит следующим образом. Тот, кого выбрали, входит вместе со священником в алтарь с непокрытой головой. Типикон и посох лежат пред алтарем, игумен делает три поклона и берет их. Затем три раза братия произносит: «Аксиос», все подходят к игумену и приветствуют его с целованием, затем отпуст с обычной молитвой [г, 996]. Типикон женского монастыря Липса предусматривает, что после избрания настоятельницы будет идти служба весь день и ночь, а после того как игуменья будет представлена императору, все возвращаются в монастырь и священник читает обычные молитвы за императора и новую игуменью. Затем он берет короб с типиконом, который лежал перед иконой Богоматери, и после того как игуменья поклонится три раза, вручает его ей. Далее следует молитва священника о помощи Божией и защите новой игуменьи. После того как они отведают освященного хлеба, священник отправляется домой, а сестры в трапезную но].

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Это ряд древних уставов или типиконов разных восточных и русских монастырей, отражавших на себе действовавшую в их время практику, хотя, может быть, иногда и делавших в ней легкие изменения. Ряд таких уставов начинается «Завещанием» (ϒ ποτπωσις), приписываемым св. Феодору Студиту , может быть, неосновательно, но во всяком случае памятником его приблизительно времени (IX в.) и положенным в основу так называемого студийского устава. Затем следует «Завещание» ( Κανν κατπος или Διατπωσις) св. Афанасия Афонского (†1000г.), сходное с первым; типикон патриарха Константинопольского Алексея (1025–1043) в рукописном славянском переводе (в Московской Синодальной библиотеке); типикон, данный в 1118 г. императрицей Ириной женскому константинопольскому монастырю Богородицы Благодатной; типикон константинопольского Пандократорского монастыря, данный ему императором Иоанном Комненом в 1136 г.; типикон, данный Львом, епископом Аргоса и Навплии в 1142 г. одному монастырю; типикон константинопольского Евергетидского монастыря, написанный между 1143–1152 годами; типикон, данный в 1152 г. императором Исааком Комненом одному малоазийскому монастырю; типикон, данный в 1192 г. св. Саввою сербским Хиландарскому афонскому монастырю; типиконы монастырей – константинопольского св. Маманта от 1146 года и малоазийского св. Илии от 1162 г., кипрского Богородичного 1210, данный ему иеромонахом Нилом; «Орбельская Триодь» XII-XIII в. в славянской рукописи Императорской публичной библиотеки; славянский типикон 1553 г. в рукописи Московской Синодальной библиотеки 116 . Сюда же должно быть отнесен Тактикон Никона Черногорца XIV века и Номоканон при Большом требнике, составленный в XV-XVI в. Сравнивая предписание нынешнего устава о постном режиме того или другого дня или целого периода поста с такими же предписаниями перечисленных уставов, мы ясно видим, какую эволюцию прошло каждое из таких указаний. Иногда и указания ныне действующего устава, даваемые в Триоди постной и 32 гл. Типикона относительно поста в один и тот же день, на первый взгляд, не сходятся между собою.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

На повечерии, полунощнице и часах следует зажигать светильники (свечи) перед Спасовым и Богородичным образами (Типикон, 25 гл.). Но и нельзя препятствовать усердию богомольцев в поставлении свечей во всякое время. На вечерни в день непраздничный (т. е. когда не поется на ней: «Блажен муж»), в ее начале, возжигаются свечи перед образами Христа, Богородицы и перед образом храма (справа от образа Спасителя) (Типикон, 24 и 25 гл.). В начале пения «Господи воззвах» зажигают свечи (или лампады) перед аналоем и перед образом Спасителя во втором ярусе иконостаса (для этого существует спускаемая на шнуре лампада), и в алтаре у св. престола (Типикон, 25 гл.). На вечерни в день праздника или памяти святого, когда полагается петь «Блажен муж», все свечи, которые положено зажигать при пении «Господи воззвах», возжигаются в начале вечерни. На вечерни в воскресные дни, на праздники Христовы, Богородицы и святых (имеющих бдение) зажигается еще больше, чем в другие дни, свечей, а именно: На малой вечерни, в ее начале (см. стр. 3), кроме свечей перед образами Спасителя, Богородицы, храма, возжигается еще свеча перед аналоем, где обыкновенно полагается икона праздника (Типикон, 24 гл.). На великой вечерне, при указанных праздниках, в ее начале (см. стр. 13), зажигаются свечи не только перед образами Спасителя, Богоматери, храма и перед аналоем, но еще и перед образом Спасителя во втором ярусе иконостаса (Типикон, 24 гл.). В начале же пения «Господи воззвах» (см. стр. 25) зажигаются и прочие свечи (Типикон, 24 гл.). Гасить свечи так же полагается не в одно и то же время. Но те, которые были зажжены в начале вечерни, гасятся по окончании вечерни; а свечи, зажженные на «Господи воззвах», гасятся ранее (см. стр. 44), после конечного Трисвятого (Типикон, 24 и 25 гл.). На утрени, в ее начале (см. стр. 47), возжигаются свечи перед образами Спасителя, Божией Матери и храма. При пении «Бог Господь» (см. стр. 49) свечи зажигаются и перед иконою на аналое и перед иконою Спасителя во 2–м ярусе. Если на утрени поется полиелей (см. стр. 52), то перед пением его (перед пением «Хвалите имя Господне»), возжигаются все свечи в храме (Типикон, 24 и 25 гл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

XV-XVI вв. датируется соборный Типикон мон-ря Пантократор (Там же. С. 303-315), к кон. XIX - нач. XX в. являвшийся старейшим из афонских соборных Типиконов (т. е. таких, по к-рым непосредственно правится служба в мон-ре). По своему составу и содержанию он мало отличается от др. Типиконов своего времени (ср.: Там же. С. 252-253, 332-335, 382-384, 508-512), как главную особенность пантократорского Типикона Дмитриевский отмечает только полноту общелитургической части (Там же. С. 313), однако в кон. XIX в. пантократорский Типикон неожиданно сыграл значительную роль в истории богослужения греч. Церквей - по нему в 1880-1888 гг. была осуществлена правка греч. приходского Типикона, первоначально составленного протопсалтом Константином, но затем, при Патриархе К-польском Иоакиме III, исправленного протопсалтом Георгием Виолакисом (см. Виолакиса Типикон ). К кон. XIX в. пантократорский Типикон имел репутацию точной и древней записи Иерусалимского устава (очевидно, в связи с тем, что в употреблении это был древнейший из афонских Типиконов, хотя в б-ках и хранились более древние рукописи) и поэтому был избран Патриархом Иоакимом и затребован у типикаря мон. Агафона (Дмитриевский приводит их переписку.- Там же. С. 313-315). Вышедший в 1888 г. «Τυπικν τς το Χριστο Μεγλης Εκκλησας» (Типикон Великой Христовой церкви; не путать с древним Типиконом Великой ц.) стал основным уставом всех греч. Церквей, по нему совершается богослужение в кафедральных, приходских, нередко и в монастырских храмах. Так афонская традиция еще раз повлияла на общецерковную. Др. Типиконы XV-XVI вв., использовавшиеся к нач. XX в. в качестве соборных в мон-рях на А.: в Дохиаре - Doch. 395, XV в. (Там же. С. 508-509), в Ватопеде - соборный Типикон 1508 г. (Там же. С. 509-512), близкий к пантократорскому; Типикон Xen. 57, XV в., на полях к-рого почерком XVII в. выписаны различные указания относительно особенностей афонской практики, также близок к пантократорскому (Там же. С. 252-253). На основе указаний Типикона Xen. 57 в 1794 г. был составлен соборный Типикон мон-ря Ксенофонт (Там же. С. 532-538).

http://pravenc.ru/text/Афон.html

   Это ряд древних уставов или типиконов разных восточных и русских монастырей, отражавших на себе действовавшую в их время практику, хотя, может быть, иногда и делавших в ней легкие изменения. Ряд таких уставов начинается „Завещанием» (ϒποτπωσις), приписываемым св. Феодору Студиту, может быть, неосновательно, но во всяком случае памятником его приблизительно времени (IX в.), и положенным в основу так называемого студийского устава. Затем следует Завещание (Κανν κατπος или Διατπωσις) св. Афанасия Афонского (†1000г.), сходное с первым; типикон патриарха Константинопольского Алексея (1025—1043) в рукописном славянском переводе (в Московской Синодальной библиотеке); типикон, данный в 1118 г. императрицей Ириной женскому константинопольскому монастырю Богородицы Благодатной; типикон константинопольского Пандократорского монастыря, данный ему императором Иоанном Комненом в 1136 г.; типикон, данный Львом, епископом Аргоса и Навплии в 1142 г. одному монастырю; типикон константинопольского Евергетидского монастыря, написанный между 1143—1152 годами; типикон, данный в 1152 г. императором Исааком Комненом одному малоазийскому монастырю; типикон, данный в 1192 г. св. Саввою сербским Хиландарскому афонскому монастырю; типиконы монастырей — константинопольского св. Маманта от 1146 года и малоазийского св. Илии от 1162 г., кипрского Богородичного 1210, данный ему иеромонахом Нилом; „Орбельская Триодь» XII-XIII в. в славянской рукописи Императорской публичной библиотеки; славянский типикон 1553 г. в рукописи Московской Синодальной библиотеки. Сюда же должно быть отнесен Тактикон Никона Черногорца XIV века и Номоканон при Большом требнике, составленный в XV-XVI в.    Сравнивая предписание нынешнего устава о постном режиме того или другого дня или целого периода поста с такими же предписаниями перечисленных уставов, мы ясно видим, какую эволюцию прошло каждое из таких указаний. Иногда и указания ныне действующего устава, даваемые в Триоди постной и 32 гл. Типикона относительно поста в один и тот же день, на первый взгляд не сходятся между собою.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

предписано было в духовных академиях «читать Кормчую и Книгу о должностях приходского священника» 199 . Пособием при объяснении Кормчей по мысли митрополита Платона была книга Beveregii – Synodicon sive Pandectae canonum Apostolorum et Conciliorum. В инструкции, данной Платоном по этому поводу Славяно-Греко-Латинской академии, говорится: «Студентам надобно знать соборные деяния и правила св. Отец. Для сего рекомендуется Beveregius. При чем надобно сводить нашу русскую Кормчую правил Апостольских вселенских и поместных сборов с указанием, ежели где с греческим текстом у нас не сходно или не вразумительно: ибо наша Кормчая очень темно переведена. При чем дозволяется учителю употреблять благоразумную и основательную критику: поскольку многие правила относились к настоящим обстоятельствам и по временам имели нужду некоторые отменяемы быть» 200 . В том же духе преподавалось церковное право сначала и в Петербургской академии. В 1809 г. комиссией духовных училищ для первого курса этой академии по церковному праву одобрен был следующий конспект: «прочитать всю Кормчую. Но Кормчую нельзя читать без строгой благоразумной критики. Нужно почти везде, а паче в важнейших правилах, сноситься с текстом греческим. К яснейшему познанию церковного восточного права могут быть употребляемы: Pandectae Antiquitates Binghami, Cabassutii Notitia Ecclesiastica, Cavei Historia, Historia Alexandri Natalis, Archeologia Posseri Graeca, Buddei Ecclesia Romana cum Ruthenica irreconciliabilis, Духовный Регламент, с относящимися к нему последующих времен духовно-политическими узаконениями» 201 . Таким образом, мы видим, что преподавание церковного права в духовных академиях было сначала критико-экзегетическим. 3. Богословское направление. – Но уже в 1808 г. Комиссией духовных училищ задача науки церковного права понималась гораздо шире: именно, найдено было необходимым составить краткое хронологически-систематическое изложение науки. В предложении Комиссии училищ академическому правлению сказано: «так как нет доселе особенного и полного состава частного и единственно до Российской Церкви относящегося канонического права, а между тем по времени и по обстоятельствам вошли в Российскую и нынешнюю Греческую Церковь весьма многие, до существенных пунктов исповедания не относящиеся, изменения, то по уважению надобности в таковых сведениях для учителей Церкви, найдено полезным, поручить способнейшему из бакалавров выбрать из истории и временных, как древних, так и новейших церковно-политических постановлений, положения, касающиеся до хода важнейших духовных дел и представить их в особом, кратком хронологически-систематическом сочинении» 202 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

Смотри Кормчую книгу, лист 37, на обороте. Правилам этого Святого Вселенского Первого Никейского Собора следуют все соборы, и Вселенские, и Поместные, и утверждаются на нем, как на непоколебимом основании веры. На всех Соборах святые Отцы, сходясь, прежде всего исповедовали веру этого Святого Вселенского Первого Собора (и других Соборов, предшествовавших этому), а также устанавливали свои правила. Поэтому сошедшиеся на Собор святые Отцы и высказались единодушно: «Благочестиво исповедуем Святую Соборную Апостольскую Веру, в соответствии с правилами, утвержденными на Никейском соборе (и на других, предшествовавших ему), и мы исповедуем и утверждаем установления так, как было исповедано и установлено на этих соборах, и отвергаем и проклинаем так, как на этих соборах отвергалось и проклиналось, и извергаем, запрещаем, и отлучаем так, как извергалось, запрещалось или отлучалось на этих Соборах». Правило 23 Святого Вселенского Шестого Собора гласит: «Если кто приобщает людей Пречистым Таинствам, то есть Пресвятому Телу и Пречистой Крови Господа нашего Иисуса Христа, и если попросит денег или чего-то другого от причащающегося, да будет извергнут». Смотри Кормчую книгу, лист 184, на обороте. Правило 58 того же Вселенского Шестого Собора: «Мирской человек да не причащает сам себя. Если же сделает это, да будет отлучен семь дней». Толкование: Не должно мирскому человеку самого себя причащать Божественных Таинств, Пречистому Телу и Пречистой Крови Господа нашего Иисуса Христа, это полагается епископу, пресвитеру или диакону. Если же кто так поступит, этот Святой Собор повелевает отлучить такового на одну неделю, чтобы наказать его, чтобы не мудрствовал более, чем должно. Смотри Кормчую книгу, лист 195, на обороте. Правило 21 Святого Поместного Собора, состоявшегося в Лаодикии, гласит: «Да не прикоснется слуга к священным сосудам». Толкование: Да не прикасаются руками слуги к Господним церковным сосудам. Под слугами здесь подразумеваются иподиаконы, которым правило не повелевает прикасаться к священным сосудам, но это разрешается пресвитеру или диакону, который приносит сосуд к Святой Трапезе. Смотри Кормчую книгу, лист 77.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Относительно вкушения благословенных хлебов афонские типиконы дают разноречивые указания. Типикон Филофеев-ского монастыря, во многом сохраняющий порядки Иерусалимского устава, в частности еще не указывающий совершения повечерия перед агрипнией, указывает раздавать братии хлеб и по чаше вина труда ради бденного, как это издревле принято от святых отцов 535 . Другие, как типикон Пантелеимонов-ского монастыря, ограничивают раздачу хлеба и вина зимним временем года. Изложив вышеприведенное указание Иерусалимского устава, этот типикон добавляет: «Ведати подобает, что хлебопреломление не всегда бывает, но только в зимнее время, когда продолжительны ночи, т. е. от Воздвижения Честного Креста до Великой Пасхи» 536 . Типикон Григориатского монастыря говорит: «Келарь, разломав хлебы, раздает братиям, также и по одной чаше вина», – и тут же добавляет:  " Νυν  δ  τοτο ο γνεται« (ныне же этого не бывает) 537 . Наконец, Костамо-нитский типикон вовсе не упоминает о раздаче хлеба 538 . К частным особенностям в чине хлебоблагословения относится пение в Григориатском монастыре на воскресном бдении, когда нет памяти нарочитого святого, дважды тропаря св. Николаю Мирликийскому, имени которого посвящена эта обитель, и однократного «Богородице Дево»: «Если нет святого (празднуемого), то поется отпустительный святого обители, „Правило веры» дважды и „Богородице Дево» раз» 539 . Другая особенность – каждение перед хлебоблагословением не только хлебов и игумена, но и образов Христа и Богородицы, что в иконостасе. На нее указывает типикон Филофеевского монастыря: «Кадит хлебы крестообразно, в окончание же каждения подобно кадит игумена и икону Христа и икону Богородицы» 540 . Установленное Иерусалимским уставом чтение во время хлебовкушения на Афоне строго соблюдается, несмотря на отсутствие хлебовкушения, причем само чтение, как и по Диа-таксису, предваряется возгласом иерея 541 . Согласно одним уставам, предметом чтения является Священное Писание Нового Завета. Типикон Пантелеимоновского монастыря по этому поводу приводит указание Иерусалимского устава: «Ведати подобает, что от недели Пасхи до Пятидесятницы на этом чтении, говорю же о великой вечерне, читаются Деяния апостолов, в прочие же недели всего времени (года) – 7 соборных посланий и 14 святого апостола Павла и Апокалипсис Богослова» 542 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010