16:14. Все эти ответы показывают, что люди действительно считали Иисуса «пророком»; хотя, по мнению большинства иудейских учителей, пророческая деятельность прекратилась, надежды народа на появление пророков конца времен по-прежнему были сильны. Ожидали возвращения Илии (Мал. 4:5), и многие из совершенных Иисусом чудес вызывали у людей в памяти чудеса Илии. Его пророчества о суде (Мф. 11:20—24) и разрушении храма (ср.: 12:6; 24:1,2) могли ассоциироваться с пророческими речами Иеремии.     16:15,16. Петр правильно назвал титул Иисуса, хотя выказал неверное представление о сущности «Мессии (16:22). Бог «усыновил» царский род Давида (2 Цар. 7:14), поэтому вполне естественно, что последнийнаследник престола будет называться Сыном Божьим (Пс. 2:7; 88:28), как отмечали некоторые еврейские богословы того времени (напр., во «Флорилегиуме» из «кумран-ской пещеры 4 и в «ессейском коммент. на 2 Цар. 7).     16:17. «Блажен ты» — традиционная формула благословения (см. коммент. к Мф. 5:1—12). «Плоть и кровь» — типичная еврейская идиома, обозначающая человека. Хотя все евреи считали, что в основе познания лежит изучение Писания, некоторые признавали также божественное озарение (напр., в «Свитках Мертвого моря) или откровение (апокалиптическая литература; «раввинская мистика).     16:18. В арамейском языке «Петр» и «камень» обозначаются одним словом, а в греческом языке (на котором написано это Евангелие) — это родственные слова, использовавшиеся в тот период как синонимы.Представление о человеке как твердыне, фундаменте, на котором сооружается здание, выражено, например, в Ис. 51:1,2; Еф. 2:20. (Петр получает это обетование, потому что был единственным, кто исповедал ИисусаХристом — ст. 16; он становится «камнем» как основоположник исповедания, а остальные строят на этом основании, присоединяясь к его исповеданию.)    В «Ветхом Завете часто упоминаются люди, которые «созидают» Божий народ (напр.: Руф. 4:11; Иер. 1:10) и молятся об устроении дома Израиля (Пс. 50:19; 68:36; 146:2). «Врата ада» в Ветхом Завете (Иов. 38:17; Пс. 9:14) и в последующей иудаистской традиции символизировали царство смерти и ее могущество, но и сама смерть не сможет одолеть «Церковь. Вопреки мнению тех, кто полагает, будто Иисус не мог помышлять о Церкви, несмотря на то что Он избрал двенадцать учеников как ядро верного остатка Израиля (ср. символическое использование числа «двенадцать» в Свитках Мертвого моря), следует подчеркнуть, что понятие «церковь» уже использовалось для обозначения остатка народа современниками Иисуса (Свитки Мертвого моря; см. « " церковь в Словаре).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

3:5–9. Павел использует знакомый образ сева; в конце ст. 9 он вводит метафору строительства, которая будет преобладать вплоть до 3:17. Другие авторы, например, Филон, также изображали Бога как садовника или строителя; в Ветхом Завете ср.: Руф. 4:11 ; Пс.27:5;50:19; 68:36; 147:3 ; Иер. 1:10; 18:7; 24:6; 31:4,28; 45:4 . 3:10–20 Истинное испытание слуг Божьих Коринфяне должны почитать Бога, а не Его служителей (3:1–9), поскольку только на последнем суде выявится истинный характер служителей (3:10–15). Здание, которое строят Божьи слуги, есть храм Божий, представляющий Божий народ (3:16,17). 3:10,11. «Мудрый строитель» управляет строительством; таким образом, Павел был чем-то вроде стратега. 3:12–15. О состязании, подобном тому, что упоминает здесь Павел, рассказывается и в ряде других древних историй; кроме того, все понимали, какие вещества выдержат испытание огнем (ср., напр.: Чис. 31:23 ).Древнееврейские авторы иногда сравнивали нечестивого с соломой, которая сгорит в день суда (в Ветхом Завете ср., напр.: Ис. 33:11 ). Только суд выявит истинную ценность каждого служителя. 3:16,17. В Свитках Мертвого моря народ также изображается как строение, храм. Вероятно, этот образ был достаточно хорошо известен, и для читателей Павла не составляло труда понять, о чем идет речь. 3:18–20. Павел ссылается на Иов. 5и Пс. 93:11 . В первой цитате изложен мудрый принцип, хотя Елифаз, из уст которого он прозвучал впервые, использовал его для обвинения Иова ( Иов. 4, 5 ). Из контекста Пс. 93 явствует, что только Бог учит человека разумению; человеческая же мудрость, в лучшем случае, бессмысленна. Павел, таким образом, продолжает, опираясь на Писания, доказывать свой тезис о неразумии человека (напр.: 1Кор. 1:19 ). 3:21–23 Все принадлежит коринфянам Для древнего читателя этот отрывок звучал вполне здраво. Даже Павел и Аполлос даны им Богом; зачем следовать только за Павлом или Аполлосом, если надлежит следовать за Богом, Который дает все? НародБожий унаследует мир грядущий ( Зах. 8:12 ; Рим. 4:13 ); в настоящее время они наследники мира и дети Бога, Который направляет их на жизненном пути.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Примечания. 23 Сын того–то вовсе не обязательно подразумевает отношения отец – сын (как и у Матфея: «был отцом того–то» [«родил того–то»]). Оба семейных древа приводятся иногда с перерывами между поколениями. Вместо Илииу Матфея назван «Иаков». 24 Не вполне ясно, Матфат у Луки и Матфан у Матфея ( Мф. 1:15 ) – один и тот же человек, или нет. 27 Зоровавель был главой возвратившихся в Иерусалим из Вавилонского плена евреев рассеяния. О Салафииле см.: Аг. 1:1 ; но в 1Пар. 3:19 (еврейский текст, не в LXX) отцом Зоровавеля назван Федаия. В соответствии с 1Пар. 3:17 , Салафииль был сыном Иехонии, а не сыном Нириевым (ср.: Мф. 1:12 ). Возможно, в одном из вариантов упоминается приемный отец. 31 Этот Нафан был одним из сыновей Давида ( 2Цар. 5:14 ), и его не следует путать с хорошо известным пророком Нафаном. 32 Отсюда и далее написание имен соответствует греческому варианту Ветхого Завета, за исключением небольших неточностей. См.: Быт. 5:1–32; 11:10–26 ; Руф. 4:18–22 ; 1Пар. 1:1–34; 2:1–15; 3:5–19 . 36 Каинан упомянут в LXX, но это имя отсутствует в еврейском тексте Ветхого Завета. 4:1–13 Искушение в пустыне (см.: Мф. 4:1–11; Мк. 1:12,13) Сразу же после того как на Иисуса в момент крещения снизошел Святой Дух, Он был послан в пустыню, где Его принялся искушать дьявол . Искушения заключались в том, что дьявол пытался обманом спровоцировать Иисуса Христа на неправедные поступки. Однако силой Святого Духа Иисус устоял против всех искушений. Первое искушение (3,4) было построено на попытке заставить Иисуса воспользоваться Своим только что подтвержденным статусом (3:22) и чудесным образом превратить камни в хлеба, чтобы утолить голод. Искушение было направлено против послушания Иисуса Своему Отцу, враг пытался убедить Его, что удовлетворение телесных потребностей гораздо важнее духовного опыта, который укрепляет человека ( Рим. 5:3 ). Иисус ответил цитатой из Писания, что в жизни человеческой утоление телесного голода – не самое важное. Иными словами, дьявол сделал Иисусу заманчивое предложение, но Тот отказался, поскольку это противоречило Писанию.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Эти установления гарантировали народу, находившемуся под гнетом неправедных мирских З., милостивое присутствие Самого Бога. Г. З., однако, не является чем-то застывшим и неизменным. В свете Божьих откровений мы приходим к пониманию того, что З. пребывает в процессе становления. Нам очевидно, что верующий человек НЗ живет по З. Христа ( Гал. 6:2 ), и этот новый З. есть великая заповедь любви ( Ин. 13:34 ; Ин. 15:12 ). Верующий христианин подзаконен [греч. энномос] Христу ( 1Кор. 9:21 ). Но существует различие между понятиями «быть под законом» ( Гал. 4:21 ) и быть «подзаконным» Христу. История спасения человечества находит во Христе свое завершение. Христос – это «конец закона» ( Рим. 10:4 ). Иисус пришел не нарушить «закон или пророков», а исполнить их ( Мф. 5:17 ). Павел в Рим. 3:31 опровергает мнение о том, что вера отменяет З. «...мы ... закон утверждаем», – говорит он, подразумевая при этом З. веры, божеств. право в целом. Синайское законодат-во с его обязательствами больше недействительно для Церкви Христа. Его место заняла вера в Евангелие. (О соотношении З. и Евангелия см. ниже, п. VI.) V. ПРИМЕНЕНИЕ ЗАКОНА Содержание З. передавалось различными способами: в виде кратких текстов, составленных в форме вопросов и ответов, посредством ритуалов, в виде сборников правовых норм и вероучительных положений. В зависимости от конкретного случая, толкование З. доверялось судьям, старейшинам или священникам (ср. Втор. 17:8–11 ). Согл. З. решались судебные дела у ворот Вифлеема ( Руф. 4:1–12 ). Чтение З. священником было неотъемлемой частью богослужения в великие праздники ( Втор. 31:9 ). Глава семейства, как домашний священник, произносил в пасхальную ночь ритуальную молитву – своеобразный символ веры ( Исх. 13:14 ). Родители должны были наставлять в З. детей ( Исх. 13:8–10 ; Втор. 6:6–9 ; Втор. 11:18–20 ), а священники – весь народ ( Лев. 10:11 ; Втор. 33:10 ). В молитве (шема), которую следовало произносить утром и вечером, содержатся отрывки из З. ( Втор. 6:4 ; ср. Числ. 15:37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Но по мере того, как разогревается вера грешницы, вера фарисея постепенно затухает. И вот он уже думает: нет, сей Человек даже не пророк, ибо если бы знал Он, кто прикасается к нему, то вознегодовал бы и прогнал ее, как сделал бы я. Фарисейство Симона настолько сильно, что он даже не понимает смысла причти, рассказанной Ему Христом. И тогда Господь открыто противопоставляет грешницу фарисею. Ведь Симон не оказал Ему даже общепринятых знаков гостеприимства (ср. Быт.15:4 ; Быт.33:4 ; Руф.3:3 ; Пс.22:5 ), а сия грешница исполнила правила встречи гостя во много раз лучше. И грешнице говорит: «Прощаются тебе грехи… вера твоя спасла тебя», и отпускает ее: «Иди с миром» ( Лк.7:48-50 ). Да она уже исполнила то, что должна была, – она уже помазала Мессию. «Если Христос родился в яслях, а главное само откровение о Своем мессианском достоинстве сделал бедной и греховной самарянке, то неудивительно, что и помазание Его было совершено не первосвященником в торжественной обстановке храма, а при самых простых обстоятельствах» (5, с. 281). И, исполнив, она «пошла с миром, именно с тем миром, который дается Христом и не может быть дан миром», – говорит один из исследователей Евангельской истории (7, с. 171). Необходимо отметить, что западное предание отождествляет эту женщину с Марией Магдалиной, из которой Иисус изгнал семь бесов ( Лк.8:2 ), опираясь на то, что число «семь» означает полноту, и по иудейским представлениям, именно семь бесов должны обитать в блуднице. Однако, православная Церковь не поддерживает этого мнения. Заметим также, что православие отличает это помазание от последующих, тогда как относительно Мф.24:6-13 ; Мк.14:3-9 ; Ин.12:1-8 существуют различные мнения. Так, св. Иоанн Златоуст , блаж. Феофилакт, свт. Феофан Затворник говорят о трех помазаньях, причем Феофилакт и арх. Михаил говорят даже о том, что первое и третье помазания были совершены одной женщиной, в одном доме (отождествляя Симона-фарисея и Симона-прокаженного), тогда как св. Ефрем Сирин и св. Иннокентий Херсонский , считают, что помазаний все-таки было два.

http://azbyka.ru/obrazy-zhen-v-evangelii

Скачать epub pdf Глава 2 Путешествие и поклонение волхвов ( Мф.2:1–12 ). Бегство в Египет ( Мф.2:13–15 ). Избиение младенцев ( Мф.2:16–18 ). Возвращение из Египта ( Мф.2:19–23 ). Мф.2:1 . Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: «Иисус родился»: см. Лк.2:1 и дал. – «В Вифлееме иудейском»: Вифлеем этот был небольшой городок к югу от Иерусалима, на расстоянии около 10 верст. Вифлеем значит «дом хлеба», такое название дано было этому месту, вероятно, по причине необыкновенного плодородия почвы. Он назывался также Вифлеемом Ефрафа – слово, имеющее почти то же значение ( Быт.35:16,19 ; Руф.1:2 ; Пс.131:6 ). В отличие от Вифлеема галилейского ( Нав.19:15 ) его назвали Вифлеемом иудейским, так как он находился в колене Иудовом (ср. Суд.17:7–8, 19:1 ; 1Цар.17:12 ). Поскольку в нем родился Давид, то его называли также градом Давидовым ( Лк.2:4 ). Город расположен на верху горы, окруженной холмами и долинами, с прекрасными пастбищами и нивами. Шагах в 200-х к востоку от города указывают пещеру, в которой, по преданию, родился Иисус Христос. Здесь построены церковь и монастырь, под церковью – подземная пещера: в этой пещере, по преданию, и находились ясли, в которые был положен новорожденный младенец за неимением места в обители. «Во дни царя Ирода»: «евангелист упоминает об Ироде, дабы ты познал, что от колена Иудина уже прекратились князи и цари, и должно было прийти Христу. Ибо Ирод был не Иудей, а идумеянин, сын Антипатра от жены аравитянки. Когда же прекратились князи Иудовы, пришел Христос, чаяние языков, как пророчествовал Иаков ( Быт.49:10 ). Указывают на сан царя потому, что был еще другой Ирод четвертовластник» (Феофил.). Этот Ирод царь, называемый обыкновенно в истории Великим за свои счастливые войны, за улучшение городов, возобновление храма и проч., хотя носил имя царя, но совершенно подчинен был римскому императору, так как Иудея тогда была римскою провинцией. Он царствовал 34 года, в управлении своем отличался особенною жестокостью и умер в 750 г. от основания Рима. Господь родился в самом конце его царствования, вероятно, в 748 г. (общепринятое летоисчисление Дионисия малого, монаха VI века, полагающее год Рождества Христова в 754 г. от основания Рима, разнится, таким образом, с более точным летоисчислением годами с лишком пятью).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

В соответствии с этим положением женщин, и их имущественное состояние обстоит отнюдь не так, как можно бы предполагать на основании тех принципов. Правда, право наследования по закону имеют только те дочери, отец которых не оставил сыновей; кроме того они затем были обязаны выходить замуж за мужчин из одного с ними колена ( Чис.27:8, 36:1 сл.). Иначе, без сомнения, обстоит это в Иов.42:15 , где Иов дает наследство дочерям своим наравне с сыновьями, но это должно считаться чем-то исключительным, что не имело влияния на практику позднейшего иудейства. 20 Напротив, путем брака женщина могла приобретать известную имущественную самостоятельность. Богатые отцы могли давать своим дочерям значительное приданое, которое, затем, оставалось их собственностью (ср. Суд.1:12 след.). Равным образом состоятельные мужья делали своим женам богатые подарки, которые также считались их частной собственностью. 21 Этим объясняется то, что ефремлянин Миха мог похитить у матери своей 1100 сиклей, которыми она позднее свободно располагает, когда сын возвратил их ей ( Суд.17:1 сл.). Менее ясно представляется дело в книге Руфь. Вениамитянин Елимелех с двумя своими сыновьями умирает в земле Моавитской, после чего вдова его с двумя невестками возвращается в колено Вениаминово. Таким образом, по обычному праву, земельный участок Елимелеха должен бы достаться его мужскому родству. Но в Руф.4:3 говорится: поле, принадлежащее Елимелеху, Ноеминь хочет продать, а в ст. 10 прямо говорит Вооз, что первый сын Руфи сохранит имя Елимелеха на его наследственном уделе. Следовательно, поле не было приданым Ноемини, и таким образом здесь, повидимому имеется случай, когда жена наследует своему мужу, – если не предположить, что Елимелех подарил поле жене своей пред своей смертью. Но чем более жена стала признаваться равноправной личностью наряду с мужем, тем более она должна была считаться совладелицей и распорядительницей собственности мужа. Так, упомянутая в 4Цар.4:8 жена Сонамитянка называется даже гедола женщиной богатой, так как муж ее был богат. По ее предложению, для пророка в их доме устраивается временная квартира. Это должно было быть еще более понятным, когда жена своим трудолюбием умножала имущество мужа, как встречаем мы это в позднейшее время в известном изображении добродетельной жены, Притч. гл.31: она доставляет прибыток своему мужу, задумывает о приобретении поля и приобретает его; что она изготовляет, то продает странствующим купцам, и т. д. Здесь жена, прежняя собственность мужа, сделалась самостоятельной нравственной личностью, которая завоевала себе прочное социальное положение. 22

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

15 от лат. satis facere; τιθναι τ γνατα в Мк 15. 19 от лат. genua ponere; в Мк 11. 32 греч. глагол χω используется так, как это свойственно лат. глаголу habere). Весьма показательно, что только в Мк 12. 42 для греч. монет (2 лепты) приводится рим. аналог (кодрант) (ср.: Лк 21. 1). В Мк 15. 16 значение греч. αλ объясняется с помощью лат. praetorium. Кроме того, в Евангелии от Марка по крайней мере 37 раз встречается лат. порядок слов (существительные в вин. и дат. падежах ставятся перед глаголом, а не после, что является обычным для латинского, но не для греч. языка). Также в Мк 31 раз союз να используется так, как это свойственно латинскому ut с глаголами говорения (в Евангелиях от Матфея и от Луки такое явление почти не встречается) ( Iersel. 1998). В Мк 6. 48 и 13. 35 используется рим. счет времени с делением ночи на 4 стражи (а не на 3, как в евр. традиции). На рим. аудиторию, вероятно, указывает упоминание о том, что Симон Киринеянин был отцом Александра и Руфа (Мк 15. 21), поскольку Руф назван в числе рим. христиан в Рим 16. 13. Хотя имя Руф не является уникальным, но дополнительная идентификация Симона, к-рый и так назван по месту рождения, говорит о том, что евангелисту было важно указать на знакомых слушателям лиц. Ап. Марк. Миниатюра из Четвероевангелия. Сер. XII в. (Ath. Dionys. 38. 384) Ап. Марк. Миниатюра из Четвероевангелия. Сер. XII в. (Ath. Dionys. 38. 384) Несмотря на это мн. ученые считают, что Евангелие от Марка было составлено или в Галилее ( Lightfoot. 1938; Marxsen. 1956; Lohmeyer. 1967; Kelber. 1974; Roskam. 2004), или в Юж. Сирии ( Kee. 1977; Mack. 1988; Theissen. 1989). В первую очередь они указывают на многократное упоминание Галилеи в повествовании о Страстях (Мк 9. 30; 14. 28, 70; 15. 41; 16. 7) и на обилие арамейских слов (               и др.); Пс 21 (22). 1 в Мк 15. 34 цитируется в арам. версии (        ). Особое значение придается т. н. местному колориту: в частности, евангелист систематически называет Тивериадское оз. (совр. Кинерет) Галилейским морем , что свойственно местным жителям, не видевшим более крупных водоемов.

http://pravenc.ru/text/2562164.html

Аполинариево безумство... Имеется в виду учение Аполинария Лаодикийского (IV в.), осужденное церковью как еретическое. Аполинарий не признавал того, что в Исусе Христе сочетались совершенное Божество и совершенное человечество, и учил, что человечество Христа ограничивалось телом и животной душой, в которой обитал божественный Логос. ...сему без грха на се пришедшу... — Ср. 1 Иоан. 3, 5. ...приимьшу рабий образ... — Ср. Филип. 2, 7. ...Богъ бо — огнь, поядая... — Ср. Вт. 4, 24; Евр. 12, 29. ...и очищаа грхы. — Ср. Сирах. 47, 13. ...«Господь оправдая, то кто осуждаа». — Римл. 8, 34. ...«се вся ветхаа низпадоша, и быша вся нова». — 2 Коринф. 5, 17. ...о блаженнй Руф ...яко не прежде законнаго брака сочетася съ Вузом... породи Овида, дда славьному царю Давыду. — См. Руфь. 4, 5—22. ...«яко на от въсхода, ни от запада ...Богъ судии есть и сего смряет, а сего возъносит. Чаша... в руц Господни вина нерастворена исполнена есть растворениа». — Пс. 74, 7—9. «И кто ...бысть съвтникъ ему». — Римл. 11, 34. «Тъ бо взят грхи наша... сего раною мы вси ицлхом». — Ис. 53, 5. Испытает сердца и утробы... — Ср. Апок. 2, 23. ...от неяже родися истинныйХристос Богъ наш ...яко Богъ есть праведень.— Β «испорченном» списке местоположение фрагмента иное. Коли того увидти хощеши, почто груди взимают попове.— Β «испорченном» списке местоположение фрагмента иное. Почто груди повелно възимати попомъ... Святителю бо даемо бяше во участие соб ему груди и рама ...да и даненъ и вдненъ бысть святитель. — См. Лев. 7, 31—34. ...въ Леугитьскых книгах ο отрыгании чь... Птица же ради учить нас лихоимьства воздержатися, еже не во тм ходити... се — еже в правд. — См. Лев. 11, 1—20; Вт. 14, 3—20. ...на пятое лто от дрва ясти плод... — См. Лев. 19, 25. … «Уже, треременноплете, не скоро ся преторгнет». — Ек. 4, 12. ...«Человекь схожааше от Иеросалима на Ерихонъ и в расбойники впаде... язвы возложиша на нь». — Лк. 10, 30. ...«Вамь есть дано... а прочим въ притчах». — Мф. 13, 11; Мр. 4, 10; Лк. 8, 10.

http://predanie.ru/book/216697-poslanie-...

6-й » » 11 ч. 15 м. полдень » 10 ч. 44 м. до полудня 7-й » от полудня до 12 ч. 44 м. от полудня » 1 ч. 15 м. 8-й » » 12 ч. 44 м. » 01 ч. 29 м. » 1 ч. 15 м. » 2 ч. 31 м. 9-й час от 1 ч. 29 м. до 2 ч. 13 м. от 2 ч. 31 м. до 3 ч. 45 м. 10-й » » 2 ч. 13 м. » 2ч. 58 м. » 3 ч. 45 м. » 5 ч. 02 м. 11-й » » 2 ч. 58 м. » 3 ч. 42 м. » 5 ч. 02 м. » 6 ч. 17 м. 12-й » » 3 ч. 42 м. » 4 ч. 27 м. » 6 ч. 17 м. » 7 ч. 33 м. Ночные часы зимой равнялись по длине дневным летним; ночные летние дневным зимним. Спуринна вставал зимой между 8 и 9 часами, а летом около 7. 282 ...лирические стихи... Нравственная чистота автора придает им еще большую прелесть.– Спуринна делил эту любовь к поэзии с такими почтенными консулярами, как Аррий Антонин и Вергилий Руф (IV.3.3–4; V.3.5). Сам Плиний написал две книжки «не очень строгих стихов», каковы были, надо думать, и стихи Спуринны, ибо Плиний повторил ставшее традиционным оправдание «шаловливы мои писания, но жизнь честна» (Марц. 1,4,8 ср. Катулл 16,5–8). Вкус к такой легкой поэзии был модой, которой следовали самые разные люди, включая императоров от Августа до Адриана. Сохранилось четыре стихотворения, приписанных гуманистами Спуринне (Anthologia Latina, 918–921); это несомненная подделка эпохи Возрождения. 283 ...он борется со старостью и таким упражнением. – Ср. «...упражнение всегда должно предшествовать еде... хорошими упражнениями будут: громкое чтение, фехтование, игра в мяч... прогулка... лучше под открытым небом, чем в портике; лучше, если выдерживает голова, на солнце, а не в тени... за упражнениями должна следовать баня» (Цельз. I.2). Спуринна строго придерживался требований римской гигиены. 285 ...коринфская бронза...– Коринф славился своей посудой, изготовленной из особого сплава, в состав которого входили медь, золото и серебро (Пл. Ест. Ист. 34.6– 8). Коринфская бронза ценилась очень высоко, и любители платили за нее огромные деньги. 287 ...исполнял поручения...– officia: это не магистратуры и не наместничество, а обязанности, возлагаемые обществом или императором.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010