29-30; ср.: Мф. 18. 8-9; Мк 9. 43-47) - Господь говорит об отсечении греха ( L é gasse. 1991. Col. 209). Действительная причина соблазна кроется в самом человеке: «Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство,- все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека» (Мк 7. 21-23; ср.: Мф 15. 19). Эта мысль получила свое выражение в Послании ап. Иакова: «...каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью» (Иак 1. 14). Именно похоть (πιθυμα) как греховное желание служит основанием падения человека, она, «зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть» (Иак 1. 15; ср.: Рим 7. 5-13). В этом же смысле о похоти говорит ап. Павел: укоренившийся в природе человека грех начинает производить нечистые желания, которые влекут к совершению все новых грехов и тем самым еще более усиливают силу похоти. Т. о. человек становится заложником греха: «...уже не я делаю то, но живущий во мне грех» (Рим 7. 17). Лишь по пришествии Христа верующие в Него научились отлагать «прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом...» (Еф 4. 21-23). Растление похотью господствует не только в сердцах плотских людей, глухих к откровению о Боге (Рим 1. 21-24),- тот мир, к-рый Бог возлюбил настолько, что отдал за него Своего Единородного Сына (Ин 3. 16), отрекаясь от Творца, наполняется злом (1 Ин 5. 19; Ин 7. 7; др.). Христианин призван Богом, оставаясь среди мира, не жить по его похотям («Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская...» - 1 Ин 2. 16), но сохранять себя в праведности и благочестии (Тит 2. 12). Христиане изымаются Богом из власти мира, хотя и остаются в нем (ср.: Ин 17. 15), поэтому мир ненавидит их так же, как ненавидит Христа. «...Мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и Я не от мира» - говорит Господь (Ин 17. 14). Окружающая действительность искушает христианина не только прямым соблазном на грех.

http://pravenc.ru/text/674970.html

Поэтому сразу ему сказано: «Ты ошибаешься, “ибо Царство Божие не в слове, а в силе”» ( 1Кор.4:20 ). Но спрошу я, каким образом завет с Богом будет в моем теле. Если я умерщвлю земные мои члены (ср. Кол.3:5 ), то обрету в моем теле завет Христов. Если всегда ношу «в теле мертвость Господа Иисуса» ( 2Кор.4:10 ), завет Христа – в теле моем, ибо «если терпим, то с Ним и царствовать будем» ( 2Тим.2:12 ). «Если мы соединены с Ним подобием смерти Его» ( Рим.6:5 ), то я обнаруживаю, что завет Его – в плоти моей. Ибо какая польза от того, если я скажу, что Иисус пришел во плоти, воспринятой от Девы Марии, и не покажу, что Он также пришел в плоти моей? Но я покажу это, только если, после того как ранее предавал я члены свои «в рабы нечистоте и беззаконию», ныне представляю члены свои «в рабы праведности и на дела святые» ( Рим.6:19 ). Я покажу, что завет Божий в теле моем, если смогу сказать вместе с Павлом: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос» ( Гал.2:19–20 ) и если смогу сказать, как он: «Я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем» ( Гал.6:17 ). Но воистину показал, что в его теле завет Божий, тот, кто сказал: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?» ( Рим.8:35 ). Ибо если мы будем исповедовать Господа Иисуса только на словах и не покажем приведенными выше способами, что Его завет – в теле нашем, то уподобимся иудеям, которые думают, что исповедуют Бога одним лишь обрезанием крайней плоти, но отрекаются от Него своими делами. Да дарует нам Господь верить сердцем и исповедовать устами (ср. Рим.10:9 ), чтобы на деле доказать, что завет Божий в теле нашем, чтобы видели люди наши добрые дела и прославляли Отца нашего Небесного (ср. Мф.5:16 ) через Господа нашего Иисуса Христа, «Ему слава во веки веков. Аминь» ( Гал.1:5 ). Гомилия IV. На сказанное: «Бог явился Аврааму» и прочее 1 . Следующее явление Бога Аврааму передано нам так: «И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Далее, следует сделать небольшое добавление по поводу случайно возникающих вопросов, на которые Церковь не дала официального ответа, а у духовных и церковных руководителей нет единого взгляда. Что делать в таком случае? - На это можно ответить следующее: во-первых, нет необходимости вступать в споры и распри. Достаточно того, что мы будем обсуждать эти вопросы и молитвой и смиренномудрием подготовим почву для того, чтобы Бог озарил кого-либо из членов Церкви и затем сама Церковь смогла вынести по ним авторитетное решение. В этом случае становится понятным, сколь велика значимость всей остальной церковной письменности, мнений Отцов, комментариев богословов, жизненных опытов аскетов и прочих христиан. Ведь в этих текстах могут скрываться ответы на тот или иной вопрос, и обращаясь к этим текстам, Церковь может разрешить самые различные проблемы. Но до тех пор пока не будет найдено решение, проявим терпение. Будем усердны в поисках ответа, но не будем поддаваться смятению: " Терпением вашим спасайте души ваши " , - говорит Господь (Лк. 21, 19). Не будем разбрасываться на разные частные мнения церковных лиц, часто противоречащие друг другу. Нет необходимости как впадать в малодушие, так и метаться из стороны в сторону, потому что, как известно, где нет закона, нет и беззакония, нет преступления и греха. Вспомним слова ап. Павла: " Но грех не вменяется, когда нет закона " (Рим. 5, 13) и " Я не иначе узнал грех, как посредством закона... ибо без закона грех мертв " (Рим. 7, 7-8). В вопросах, не ограниченных каким-либо законом, мы вольны поступать в согласии с нашей совестью (ср. Рим. 2, 14-15) и советами еще двух-трех сознательных христиан. Ср. место из Мф. 18, 20: " Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них " . Ср. также 1 Кор. 6, 2: " Разве вы не знаете, что святые будут судить мир? " 5. НЕКОТОРЫЕ НЕОБХОДИМЫЕ РАЗЪЯСНЕНИЯ И ИТОГОВЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ Здесь следует добавить к вышесказанному, что наличие церковного закона, священного канона или заповеди Священного Писания вовсе не упраздняет свободу. Напротив, заповеди Священного Писания, церковные каноны, как уже было сказано, суть непогрешимые божественные свидетельства. Следовательно, они составляют часть истины, являются истиной. А являясь истиной, они, конечно, содействуют свободе человека. В этом нас уверяет и Господь, когда говорит: " Познаете истину, и истина сделает вас свободными " (Ин. 8, 32). Ср. также выражение ап. Иакова: " Закон совершенный, закон свободы " (Иак. 1, 25).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

17. За грех мало что опечалих его, и поразих его, и отвратих лице мое от него: и опечалися, и пойде дряхл в путех своих. 18. Пути его видех, и исцелих его, и утеших его, и дах ему утешение истинно: 17. За грех корыстолюбия его Я гневался, и поражал его, скрывал лице, и негодовал; но он, отвратившись, пошел по пути своего сердца. 18. Я видел пути его, и исцелю его, и буду водитъ его и утешать его и сетующих его. Ст. 17. Чрез грех корыстолюбия иудейский народ навлек на себя гнев Господень, и, отвратившись от Господа, пошел не по стезям Его, а по пути своих сердечных влечений. Корыстолюбие, которое, по апостолу, есть корень “всем злым” ( 1Тим. 4:10 ), есть самый главный недуг иудейского народа. Оно было причастно еще праотцу иудеев, Иуде, сыну Иакова ( Быт. 37:26–27 ); своей ужасной и самой крайней степени обнаружения эта страсть достигла в лице Иуды предателя, продавшаго своего Учителя за 30 сребренников. Вместо евр.-м. чтения: , ср. рус. син. пер., 70 читали: , почему: δι μαρταν βραχ τι λπησα ατν, α πταξα ατν α πστρεα τ πρσωπν μου απ’ ατο α λυπϑη, α πορεϑη στυγνς ν τας δος τς αρδας ατο, ср. сл. Ст. 18. В известное время народ иудейский исцелеет от своего недуга, и тогда Господь вновь будетъ вождем и утешителем его (ср. Рим. 11:26 ). Слав. истинно (ληϑινν) не им. соотв. в евр.-м. т.. 19. Мир на мир далече и близ сущим, и рече Господь: исцелю я. 20. Неправеднии же возволнуются, и почити не возмогут. 21. Несть радоватися нечестивым рече, Господь Бог. 19. Я исполню слово; мир, мир дальнему и ближнему, говорит Господь, и исцелю его. 20. А нечестивые – как море взволнованное, которое не может успокоиться, и которого воды выбрасывают ил и грязъ. 21. Нет мира нечестивым, говорит Бог мой. Ст. 19. Сотворенные Голодом проповедники: возвестят мир Божий находящимся как вблизи, так и вдали от обетованной земли, как иудеям, так и язычникам ( Еф. 2:17 ; Рим. 5:1 ). Тогда-то уверовавшие из иудеев будут исцелены от своего недуга. Начальные сл. ст. по евр.-м. т. =в р.-с. Я исполню слово (буквально: творящий исхождение из уст, ср. Притч. 10:31 :

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

(Ст. 20). И Исаия предрек и дерзновенно от лица Сына сказал: явлен был Я не ищущим Меня (ср.:Ис. 65:1). (Ст. 21). К Израилю же так говорит: целый день простирал Я руки Мои к народу жестокому (не слушающемуся) и противоречащему (ср.: Ис. 65:2).   Глава 11 (Ст. 1). После этого открыл и разъяснил из Писаний о непослушании и отвержении их (Иудеев). Потом опять возвращается к язычникам с увещанием, чтобы они не грешили и не гордились, ибо и сам он чтит Евреев и показывает, что и для них дверь не заперта, если бы восхотели обратиться, и совершить покаяние. Неужели, говорит, Бог совершенно отверг народ Свой? — Никак. Ведь сам я, который был избран, не из него ли? Разве я не Израильтянин из наименьшего [то есть младшего сына Иакова от Рахили (Быт. гл. 49–50)] колена Вениаминова? (Ст. 2–4). Итак, на мне показал Бог, что Он не отверг народ Свой, который Он предуведал. Тех немногих, которые уверовали, назвал (апостол) народом, приведя в удостоверение слов своих семь тысяч мужей, которые оставались во дни Илии (3 Цар. 19:14, 18). (Ст. 5–6). Также, говорит, и в сие (нынешнее) время немногие остались из народа того (такие), чтобы избрать их к благодати. Если же по благодати они, то не от дел закона. (Ст. 7). Что же? Чего искал Израиль, то не получил. Но хотя избрание (избранный останок), а не все, получило, однако не все лишены были его (не все получили в равной мере), поскольку до избранных из них оно дошло, до прочих же совсем не дошло, а некоторые совершенно ослеплены до определенного времени. (Ст. 8). Так, предваряя, сказал и пророк о них: дал им Бог глаза, чтобы не видеть, — и уши, чтобы не слышать, даже до сего дня (Ср.: Ис. 29:10. Втор. 29:4). (Ст. 9–10). И Давид говорит так: да помрачатся глаза их, чтобы не видеть (ср.: Пс. 68:23–24). (Ст. 11). Но не для того, чтобы преткнулись и чтобы пали; но падением их совершено спасение язычникам, чтобы они соревновали им, как сказал: заставлю вас соревновать ненароду (Втор. 32:21. Ср.: Рим. 10:19). (Ст. 12). Если же через уменьшение, совершившееся над ними, явилось богатство (изобилие) язычников, ибо последние вошли через выход первых, — то тем более (послужило бы к увеличению числа Христовых учеников), если бы они обратились и сделались проповедниками — а не распинателями, благовестниками — а не укоснителями.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=28

2:26, 28,29). Итак, от Духа Святаго получил повеление и сказал: «Ты, Господи, отпускаешь раба Твоего», как и там: «пока не увидишь Господа Христа». «И никто, — говорит, — не знает того, что в человеке, кроме духа человеческого, находящегося в нем; так и Божия никто не знает, кроме Духа Божия» (ср.: 1 Кор. 2:11). Не так, чтобы Дух Его был творением Его, но через это (место) Писание научает нас, что дух наш не есть что-либо чуждое нашей природе. «Кроме Духа, — говорит, — который из него, так и Бога никто не знает, кроме Духа Его, и Он испытывает глубины Его». Если скажут, что Дух испытывает для (собственного) научения, то пусть рассудят, что тот, кого кто-либо испытывает, меньше того, кто испытывает. Когда говорил: «идите во всю землю и крестите их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (ср.: Мф. 28:19), то не сказал: «во имя Отца, во имя Сына и во имя Духа», дабы показать, что они одной природы, так как одним именем наименовал три лица. «Вы, — говорит, — храм Божий, и Дух Божий обитает в вас» (ср.: 1 Кор. 3:16). Если мы храм, то каким образом являемся обителью Духа? Это разъясняет следующее изречение: «вы — храм Духа Святаго, Который обитает в вас» (ср.: 1 Кор. 6:19). И в Деяниях апостолов говорит: «потому что вы хотели искушать Духа Господня» (ср.: Деян. 5:9), и: «Ты солгал не человекам, а Богу» (Деян. 5:4). Итак, Дух есть Бог, так как Он от Бога. Конечно, имя Бога применяется также и к людям, некоторые из которых названы богами, как и мы по благодати получаем и имя Отца и Сына. Имя Бога применяется к человеку, как (например) Моисей называется «Богом фараона» (Исх. 7:1). Но Духом живым Моисей нигде не назван. Писание не говорит о Еве, чтобы она была сестрой Адама или дочерью его, но что она из него. Так и о Духе Святом должно говорить не то, что Он сын или сестра, но что Он — из Него и единосущен Ему. А если тот, кто испытует, меньше того, кого испытует, то вот написано: «Испытующий сердца знает, какая мысль у Духа» (Рим. 8:27). Если так, то неужели Бог, испытующий Духа, меньше, чем Дух  .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=28

Ибо как луна получает свет от солнца, чтобы и ночь освещалась, так и Церковь , принимающая свет от Христа, освещает всех, кто пребывает в ночи неведения. Если кто-либо возрастает настолько, что соделывается сыном Бога и ведет себя, как днем (ср. Рим.13:13 ), как сын света и сын дня (ср. 1Фес.5:5 ), то его освещает Сам Христос, как солнце освещает день. 6 . «И для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так» ( Быт.1:14–15 ). Как видимые нами светила небесные установлены «для знамений, и времен, и дней, и годов», чтобы светили они с тверди небесной тем, кто на земле, так и Христос, освещая Свою Церковь , дает знамения Своими наставлениями, чтобы человек, когда получит знамение, мог узнать, как избежать «грядущего гнева» ( 1Фес.1:10 ; ср. Мф.3:7 ; Лк.3:7 ), чтобы день не застал его, как тать (ср. 1Фес.5:4 ), но пришло к нему «лето Господне благоприятное» ( Ис.61:2 ). Итак, Христос есть истинный свет, «Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» ( Ин.1:9 ). Его светом просвещается и сама Церковь , и соделывается она «светом миру», просвещая «находящихся во тьме» ( Рим.2:19 ), как свидетельствует и Сам Христос Своим ученикам, говоря: «Вы – свет мира» ( Мф.5:14 ). Из этого явствует, что Христос воистину есть свет апостолов, а апостолы – «свет мира». Ибо они, не имеющие «пятна, или порока, или чего-либо подобного», суть истинная Церковь, как говорит Апостол: «Чтобы представить ее Себе славною Церковью , не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного» ( Еф.5:27 ). 7 . «И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день четвертый» ( Быт.1:16–19 ). И как солнце и луна являются великими светилами на тверди небесной, так и Христос и Церковь – в нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Это пророчество было произнесено прор. Исаией во время царя Манассии, когда идолопоклонство получило значение государственного культа (ср. выше стран. 662). 1. Явлен бых не ищущым мене, обретохся не вопрошающым о мне: рекох: се есмь, языку, иже не призваша имени моего. 2. Прострох руце мои весь день к людям не покарающымся и противу глаголющым, иже не ходиша путем истинным, но в следе грехов своих. 3. Людие сии разгневляющии мя пред лицем моим присно: тии жертвы приносят в вертоградех, и чадят в чрепех бесом, иже не суть. 4. И в гробех и в пещерах лежат соний ради, иже ядят мяса свиная, и юху треб, осквернени сосуди их вси: 1. Я открылся не вопрошавшим о Мне; Меня нашли не искавшие Меня: «вот Я! вот Я!» говорил Я народу, не именовавшемуся именем Моим. 2. Всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему путем недобрым, по своим помышлениям, 3. К народу, который постоянно оскорбляет Меня в лице, приносит жертвы в рощах, и сожигает фимиам на черепках, 4. Сидит в гробах, и ночует в пещерах; ест свиное мясо, и мерзкое варево в сосудах у него, Ст. 1. В ответ на молитву пророка (гл. 63:7–19, 64:1–12), Господь говорит, что Он взыскан не вопрошавшими Его, найден не искавшими Его, открылся народу, не призывавшему имени Его. Не вопрошавшие Господа (чрез урим и туммим) и не призывавшие имени Его (Иегова, открытого евреям), которые взыскали и нашли Его ( Деян. 17:27 ), суть язычники, уверовавшие в Господа Иисуса (ср. Рим. 10:19–20 ). Вм. =в р.-с. именовавшемуся, 70 читали , почему οτινες οκ αλεσαν, ср. слав. Ст. 2–4. Весь оный день Господь простирал руки Свои к народу израильскому, народу непокорному, постоянно оскорбляющему Господа идолопоклонством, волхвованием и употреблением пищи, запрещенной законом, весь день по бл. Иерон. есть время общественного служения Христа Спасителя на земле, когда Он обращался с проповедью и призванием к Себе народа иудейского, но этот не послушался (ср. Рим. 10:21 ). Бл. Феод. видит здесь указание также на спасительную страсть креста, на котором Он распростер руки Свои.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

1705 .. . кто «из ничего» сотворил не родившееся...- Ср.: 2 Мак.:7, 26. 1706 .. «Приидет Сын Человеческий — чтобы воздать каж дому по делам его».- Мф.:16,27. 1707 ... " Знаю, что он воскреснет ц воскресение, в последний день». - Ин.:11, 24. 1708 ... " Я есмь воскресение, путь и истина и жизнь».- Ин.:11, 25; 14, 6. 1709 ... «Не пребудут нечестивые на суде?» - Пс.:1, 5. 1710 ... " Кто не уверовал, тот уже осужден».- Ср.: Ин:, 3. 18. Цитируется Григорием не дословно 1711 ... " Душа отходит от человека, и его не будет»; и он больше не узнает «своего места» . — Ср.: Пс.:145, 4; 102, 16. Цитируется Григорием не дословно. 1712 ... " Ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое» . — Лк.:16, 25. Последующий кусок текста, начиная со слов: «Но тот богатый» и кончая словами: «Мучился в пламени», Григорием даны согласно стихам 19—24. 1713 ... " Выходит дух их, и они возвращаются в землю свою, в тот день исчезают все помышления их».- Пс.:145, 4. 1714 ...».нет в нем духа».- Иер.:10, 14. 1715 ... " Ведь мы погреблись с Христом крешением в смерть, дабы, как он умер и воскрес, так и нам ходить в обновленной жизни» .— Ср.: Рим.:6, 4. Цитируется Григорием не дословно. 1716 ... " Именно все мы воскреснем, но не все мы изменимся, и мертвые воскреснут нетленными, и мы изменимся»...- 1 Кор.:15, 51, 52. 1717 ... " И звезда от звезды отличается по яркости, так и при воскресении мертвых» .— 1 Кор.. 15. 41. 1718 . .. " Сеется в тлении, восстает в нетле нии»...- 1 Кор.:15. 42. 1719 ... " Всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя е теле, доброе или худое». - 2 Кор.:5, 10, 1720 ... " Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об усопших... Итак, утешайте друг друга этими словами». - Фес.:4, 13—18. Этот большой отрывок Григорий использовал для аргументации своего положения о воскресении мертвых. 1721 ...возрождаются, принося «много плода»...- Ср.: Ин.:12, 24. 1722 ... " Безрассудный! То, что ты сеешь, не оживет, если прежде не умрет».- 1 Кор.:15, 36.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3145...

Ибо Бог напитает нас «хлебом слезным» и напоит «слезами», но «в мере» (ср. Пс.79:6 ). И эту меру каждый определяет для себя своей жизнью, согрешая больше или меньше. Ибо, как сказано, «чаша в руке Господа, вино кипит в ней, полное смешения» ( Пс.74:9 ). Без сомнения, каждый смешивает его, и оно становится его осуждением, которое определяется не только сотворенным им злом, но и добром. И когда они смешиваются, «осадок ее 18 », который, как мне думается, относится к совершённому злу, до конца не будет «выжат» (ср. Пс.74:9 ). 1.9. Но, как мы сказали, все это «в руке Господа», и должно нам поспешить к исправлению, без притворства обратиться к покаянию, скорбеть о прошлом, быть бдительным в будущем, призывать помощь Бога; ибо как только обратишься и восскорбишь, тотчас будешь спасен, ибо обрящешь «ходатая пред Отцем, Иисуса Христа» (ср. 1Ин.2:1 ; Рим.8:34 ), а Он намного выше Моисея, который, однако, молился за этот народ (ср. Чис.21:7 ) и был услышан. И, возможно, потому и написано, что Моисей просит за грехи прежнего народа и вымаливает прощение, чтобы у нас было намного больше доверия, так как ходатай наш Иисус, вне всякого сомнения, вымолит нам прощение у Отца; если только мы обратимся к Нему, если «не отступит назад сердце наше» (ср. Пс.43:19 ), как и Иоанн говорит в своем послании: «Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши» ( 1Ин.2:1–2 ). «Ему слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.5:11 ). Гомилия IX. О кадильницах Корея, о том, как народ восстал на Моисея, и о жезлах, среди которых расцвел жезл Аарона. 1.1. У Бога, как это дано понять, нет ничего бесполезного, ничего излишнего, но даже то, что, как кажется, людям нужно удалить и отвергнуть, оказывается необходимым. Это позволяет нам понять сегодняшнее чтение, которое рассказывает о кадильницах Корея и об остальных, согрешивших вместе с ним. И даже эти кадильницы Бог повелевает не выбрасывать, но разбить «их в листы для покрытия жертвенника» ( Чис.16:38 (17:3)).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010