И. упомянут в родословии Иисуса Христа (Мф 1. 2; Лк 3. 34). В НЗ имя И. чаще всего встречается в известной из ВЗ (Исх 2. 24; 3. 6, 15; Втор 1. 8; 6. 10; 9. 27; Иер 33. 26; 2 Макк 1. 2; Иф 8. 26) формуле «Бог Авраама, Исаака и Иакова». Имена 3 патриархов, с к-рыми Бог как с представителями Израиля заключил Свой завет, являются символом веры и преданности Израиля. Эта формула часто встречается в раввинистической лит-ре, где показывает, что отношение Бога к Аврааму, Исааку и И. является гарантией Его верности народу завета (см., напр.: Мидраш Шэмот 12. 1). В НЗ это выражение фарисеи использовали в основном применительно к себе, поскольку они т. о. подчеркивали свою связь с Богом. Это словосочетание можно рассматривать как эквивалент выражения «сыновья царства». Те, кто почитали Авраама, Исаака и И. как своих отцов, являлись сыновьями царства. Поэтому слова Спасителя из Мф 8. 11-12 (Лк 13. 29): «Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» - могли восприниматься фарисеями как неслыханная дерзость, подрывающая основы их веры, поскольку включали в понятие «сыны царства» тех нечестивых, к-рые, по их мнению, не принадлежали к народу завета. Эта же идея содержится в словах Спасителя о воскресении мертвых: «А о мертвых, что они воскреснут, разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал ему: «Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова?»» (Мк 12. 26; Мф 22. 32; Лк 20. 37; ср.: Исх 3. 2, 6). Вера в воскресение Авраама, Исаака и И. должна допускать также и воскресение их преемников (ср.: 4 Макк 7. 19; 16. 25), к-рыми в НЗ становятся все верующие во Христа. Согласно Деян 3. 13 след., отвержение иудеями Христа, Которого Бог воскресил из мертвых, означает для них отречение от Бога Израиля - Бога Авраама, Исаака и И. По мнению ап. Павла, истинными детьми Авраама и наследниками данных И. обетований являются христиане (как из евреев, так и из язычников), при этом он использует имя И. для обозначения всего еврейского народа (Рим 11. 26). Также ап. Павел обращается к библейской истории возвышения И. и отвержения Исава, чтобы показать, что избрание как иудеев (Рим 9. 6-23), так и язычников (Рим 9. 24-26) является исключительно свободным действием милости Божией, которая не зависит от человеческих предпочтений и условностей (Рим 9. 13). Выражение «дом Иакова» (Лк 1. 33; Деян 7. 46) отсылает к собирательному пониманию образа И. в ВЗ как всего избранного народа (Пс 113. 1; Ис 2. 3; Ам 3. 13). Образ И. в христианской экзегезе

http://pravenc.ru/text/200151.html

Ис.10:20 ) и которые надеются на спасение в последние времена, после того, как «войдет полное число язычников» (ср. Рим.11:25 ). Мы назвали душу Христа тем «туком», который есть Церковь Его друзей, за которых Он положил душу Свою (ср. Ин.15:13 ). И потому может статься, что и в этом отрывке, так как повелевается, чтобы никто не ел тука животных, принесенных Господу, подразумевается сказанное Им: «Да не соблазнит никто одного из малых сих, верующих в Меня» ( Мф.18:6 ). А так как запрещается есть кровь всякого животного, возможно, именно об этом говорит Апостол об израильтянах: «Скажешь: «ветви отломились, чтобы мне привиться». Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся» ( Рим.11:19–20 ); и еще говорит: «Не превозносись перед ветвями» ( Рим.11:18 ). И пусть никто не насмехается над их падением, «иначе, – как говорит Апостол, – и ты будешь отсечен. Но и те, если не пребудут в неверии, привьются» ( Рим.11:22–23 ). Я, однако, думаю, что под «кровью» должно понимать этих людей, ибо они произошли не от веры и духа Авраама, а лишь от его крови. 12 . Далее следует: «И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым: кто представляет спасительную жертву свою Господу, тот из этой жертвы спасения часть должен принести в приношение Господу; руки его да принесут жертву Господу 31 : тук на груди 32 должен он принести и сальник на печени, потрясая грудь пред лицем Господним; тук сожжет священник на жертвеннике, а грудь принадлежит Аарону и сынам его; и правое плечо, как возношение, из спасительных жертв ваших отдавайте священнику; кто из сынов Аароновых приносит кровь из жертвы спасения и тук, тому и правое плечо на долю; ибо Я беру от сынов Израилевых из жертв спасения их грудь потрясания и плечо отделения 33 , и отдаю их Аарону священнику и сынам его в вечный участок от сынов Израилевых» ( Лев.7:28–34 ). Эта жертва названа «спасительной». И приносит ее Господу лишь тот, кто здоров и, зная о своем спасении, благодарит Господа. А расслабленный душой и непостоянный в своих поступках не может приносить «спасительную жертву».

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Так как предмет упования состоял в рождении вечного семени, в устроении для людей небесного Иерусалима и в возвращении людей в их истинное отечество, – одним словом в праведности от Бога; то и вера, имеющая такое упование, есть отношение человека к обетованной правде Божией, как бы уже к открывающейся и даруемой, предчувствие обетованного семени, предвкушение плодов его служения и, если можно так сказать, предосуществление в самом себе правды Божией. Так как в центре обетований Божиих стоит личность Мессии, то эта вера в отличие от веры, как дела закона, может быть названа верою в Мессию или мессианскою. Эта вера предполагает в человеке непременно с одной стороны сознание собственной неправды, наличного греха и невозможности выйти из него своими силами, с другой– непоколебимую, простирающуюся до непосредственного созерцания уверенность в оправдании человека милостию Божиею, и предвосхищение на место собственной неправды правды Божией. «Праведность от веры так говорит: не говори в сердце твоем: кто взойдет на небо? то есть, Христа свести. Или кто сойдет в бездну? то есть, Христа из мертвых возвести» ( Рим. 10:6–7 ). Эти две черты веры, чувство собственной слабости и твердое упование на содействие Божие, видны и в том частном примере веры Авраама, о котором говорит писание: «поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность». Здесь по еврейской библии стоит глагол имеющий значение – считать за твердое, доверять, полагаться, надеяться 51 . Он выражает, таким образом, такое состояние, когда человек не находить в самом себе достаточной опоры, ищет ее вне себя и стороннею помощью надеется восполнить пробел в своих собственных силах. Отсюда существенными чертами состояния веры служат, во-первых, сознание своего бессилия, что ясно выражается в словах псалмопевца: «я веровал и потому говорил: я сильно сокрушен» (115:1), и во-вторых, упование на восполнение этого пробела помощью Божиею: «они не веровали в Бога, говорит псалмопевец, и не уповали на спасение» (77:22). Эти из филологического разбора еврейского глагола извлеченные черты веры мы находим и в вере Авраама. Он признал свою неспособность к естественному продолжению рода и, при отсутствии естественных оснований к надежде («сверх надежды» Рим. 4:18 ), положился на сверхъестественное содействие, обещанное ему Богом (ср. – 18), не колеблясь в обетовании Божием неверием, пребыв тверд в вере (ср.20), как. будто он был уже отцом многих народов. Он издали видел исполнение обетований и радовался (ср. Евр. 11:13 ). Такая-то вера и вменилась Аврааму в праведность; по этой то вере и возымело силу обетование Божие. Итак, обетование завета о Христе или закона благодати дано было не «по долгу», а «по милости», не законом дел, которого тогда еще не было, а праведностью веры ( Рим. 4:13 ) или верою. Поэтому и самый закон благодати есть закон веры 52 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

1.6. Из того, что мы прочитали, явствует, что каждый праведник видится в глазах Бога отчетливей в сравнении с прочими. Так, о Ное сказано, что он «был человек праведный и непорочный в роде своем» ( Быт.6:9 ). Этим показано, что он был непорочным не совершенно, но «в роде своем», и назван праведным в сравнении с другими. Думаю, что и сказанное о Лоте должно понимать сходным образом. По мере того, как жители Содома с каждым днем становились все хуже, Лот виделся все более праведным (ср. Быт.13:13 ). Вот и в этой книге, которую мы держим в руках, повествуется о том, что когда осматривавшие землю вернулись и десять их них своими страшными рассказами повергли народ в отчаяние (ср. Чис.13:31–33 ), а двое остальных, а именно Халев и Иисус (ср. Чис.14:6–9 ), сообщили хорошие известия и призвали народ быть твердым в своем намерении, Господь даровал им вечное воздаяние не столько за их собственное исповедание, сколько вследствие того страха, который испытывали их соплеменники. Ибо добродетельность души не светилась бы в них так ярко, если бы в остальных десяти не обнаружились постыдный страх и малодушие. 1.7. Итак, мы сказали о кадильницах осужденных, которые повелевается прикрепить к жертвеннику, поскольку на фоне тех, кто ниже, праведные выделяются отчетливей, и в то же время был дан пример потомкам, дабы не принимали они дух высокомерия и не присваивали себе достоинство священника, которое даруется Богом, но подчинялись тому, кто обрел это звание не человеческим честолюбием, не порочной благосклонностью, не предосудительным подношением, но осознанием заслуг и Божьей волей. 2.1. Далее сказано: «Все общество сынов Израилевых возроптало на Моисея и Аарона и говорило: вы умертвили народ Господень. И когда собралось общество против Моисея и Аарона, они обратились к скинии собрания, и вот, облако покрыло ее, и явилась слава Господня. И пришли Моисей и Аарон к скинии собрания» ( Чис.16:41–43 (17:6–8)). 2.2. Прежде мы не читали, чтобы облако покрывало скинию собрания и являлась слава Господня и принимала в это облако Моисея и Аарона, – только теперь, когда народ восстал против них и захотел побить их камнями (ср. Чис.14:10 ). Научимся из этого, какое благо получают христиане во времена гонений, какая благодать нисходит на них, каким защитником становится для них Бог, как обильно изливается на них Дух. Ибо именно в такие времена, когда ярится жестокость человеческая, является благодать Божия; когда мы претерпеваем от людей войны ради правды, тогда мы примиряемся с Богом. «Когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» ( Рим.5:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Служение апостолов По получении Святого Духа в день Пятидесятницы ( Деян.2:1–4 ) апостолы приступили к совершению своего служения с сознанием своих полномочий на то от Самого Господа Иисуса Христа, а не от какой-либо общины христианской, и ответственности не перед нею, но перед Богом. «Петр, апостол Иисуса Христа» ( 1Пет.1:1 ). «Павел – апостол, избранный не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцом» ( Гал.1:1 ; ср. Рим.1:1 ). «Итак, каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых» ( 1Кор.4:1 ). «Итак, мы – посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас, от имени Христова просим: примиритесь с Богом» ( 2Кор.5:20 ; ср. Еф.4:11 ; 1Кор.12:28 ). «Ибо если бы я и более стал хвалиться нашею властью, которую Господь дал нам к созиданию, а не к расстройству вашему, то не остался бы в стыде» ( 2Кор.10:8 ). «Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди... судия же мне Господь» ( 1Кор.4:3–4 ; ср. Деян.4:19 ). Апостолы, облеченные Господом иерархическою властью, вначале одни учили, совершали богослужение и управляли ( Деян.2:14–47, 5:1–12; 6:2–3, 8 ); с возрастанием же Церкви они (по божественному повелению) поставляли лиц, избранных из среды верующих, сами, а не община ; поставляли через особое священнодействие – возложение рук, соединенное с молитвой, на то или другое служение Церкви. Апостолы через возложение рук поставили а) диаконов (δικονος – слуга) поставили семь мужей на службу: «пещись о столах» (διακονεν τραπζαις) и на служение при священнодействиях. Их поставили (верующие) пред апостолами, и сии ( а не община ), помолившись, возложили руки» ( Деян.6:2–6 ; ср. Деян.21:8 ). б) Пресвитеров (πρεσβτερος – старший, сравн. степ. от πρσβυς – старый). «Послав собранное к пресвитерам» ( Деян.11:30; 15:2–6, 22–23, 16:4 ). «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал» ( Тит.1:5 ). Апостол предписывает Титу ставить пресвитеров с известными качествами ( Тит.1:6 ) так, чтобы они могли стать с течением времени епископами ( Тит.1:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Здесь имело место подобное же действие Божие, как в ожесточении сердца Фараона ( Исх.14:4 ; ср. Рим.9:17 ). Цель божественного попущения печального распадения богоизбранного народа на два враждебные царства, очевидно, состоит в наказании династии Давида и народа за факты неверности Соломона и народа Иегове. Ср. блаженный Феодорит, вопр. 40. 3Цар.12:16 .  И увидели все Израильтяне, что царь не послушал их. И отвечал народ царю и сказал: какая нам часть в Давиде? нет нам доли в сыне Иессеевом; по шатрам своим, Израиль! теперь знай свой дом, Давид! И разошелся Израиль по шатрам своим. Слова: «какая нам часть в Давиде?», – старый революционный клич недовольных династией Давида, слышавшийся еще во время возмущения Савея при Давиде (ср. 2Цар.20:1 ), теперь произнесенный со всей решительностью и бесповоротностью. Относительно выражения «по шатрам своим» (евр. огалеха, огалав) некоторые полагают, что первоначальное чтение его было иное: «к богам своим» (элогеха, элогав) и что настоящее чтение, получившееся через перестановку одной буквы на место другой ( и ) явилось корректурою текста, так как это воззвание находили несогласным с общим мнением, что израильтяне во время Соломона были чистыми поклонниками Иеговы (проф. Д. А. Хвольсон. История ветхозаветного текста и очерк древнейших его переводов по их отношению к подлиннику и между собою. Христ. Чтен. 1874, май, с. 50–53; проф. Ф. Я. Покровский, Разделение Еврейского царства, с. 239 прим. ). При настоящем чтении воззвание ( «по шатрам своим») имеет отношение ко времени странствования евреев по пустыне, когда стан народный был рассположен по коленам. 3Цар.12:17 .  Только над сынами Израилевыми, жившими в городах Иудиных, царствовал Ровоам. К Ровоаму, кроме колен Иудина и Вениаминова, присоединились также израильтяне Симеонова колена, жившие в пределах колена Иудина ( Нав.19:1–9 ), а равно многие из Левиина и др. колен ( 2Пар.10:12–16 ). Все же царство Иудейское равнялось не более 1/4 владений Соломона. Заиорданье также принадлежало Израильскому царству (ст. 25). 3Цар.12:18 .  И послал царь Ровоам Адонирама, начальника над податью; но все Израильтяне забросали его каменьями, и он умер; царь же Ровоам поспешно взошел на колесницу, чтоб убежать в Иерусалим. Ровоам, однако, не терял, по-видимому, надежды убедить израильтян к покорности и с этой целью посылает к ним для увещаний и переговоров начальника над податьми Адонирама (евр.: Адорам, ср. ( 3Цар.4:6 ) и ( 2Цар.20:24 ) ); но вид ненавистного им по самому роду службы чиновника привел их в ярость, и они побили Адонирама камнями, а Ровоам должен был поспешно спасаться бегством в Иерусалим.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

– и наконец, верующие находятся не под законом, но под благодатью ( Рим.6:14 ), которая спасает: Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел ( Еф.2:8–9 ). Апостол проповедовал, что благодать стала преизобиловать, когда умножился грех, дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим ( Рим.5:20–21 ). В таком случае не следовало бы верным оставаться во грехе, чтобы умножилась благодать (см.: Рим.6:1 )? Этот последний аргумент предвидел и сам апостол Павел, и потому он написал в Послании к Римлянам: Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью. Что же? станем ли грешить, потому что мы не под законом, а под благодатью? Никак ( Рим.6:14–15 ). Когда апостол Павел говорил о свободе: Итак, стойте в свободе, которую даровал нам. Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства... К свободе призваны вы, братия ( Гал.5:1–13 ), то он имел в виду свободу прежде всего от греха, а потом и от Ветхого Закона, предполагавшего единственный путь ко спасению – совершение дел праведности 143 . Митрополит Владимир (Сабодан) замечает по этому поводу: «То, чем для иудеев, по Божию изволению, прежде служил закон Моисеев, для членов утверждённой Христом Церкви служит теперь благодать и вера, действующая любовью ( Гал.5:6 ). При благодати и вере жить по Моисееву закону нет никакого смысла» 144 . Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою ( Гал.3:13 ). Мы хорошо знаем, что закон у апостола Павла, по сравнению с благодатью, также и образ жизни, диктуемый Законом, по сравнению с евангельскими заповедями относятся между собой как рабство и свобода (см.: Гал.5:1 ) или плоть в отношении духа (см.: Рим.8:1–4 ). В таком случае провозглашаемая апостолом Павлом свобода от рабства Закону и греху не может быть поводом к угождению плоти, а только к христианской любви друг к другу (ср.: Гал.5:13 ). «Любовь,– говорит святитель Феофан Затворник ,– есть исполнение закона, она и указывает должное, и силу даёт к исполнению того; она есть исполнительная сила закона, источник, из которого исходит всё законное и одно законное» 145 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Новый Завет исходит из понимания человека как фундаментально несвободного: «Когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности» (Рим. 6, 20). «Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб» (2 Петр. 2, 19). В Новом Завете отрицается любая возможность освободиться самостоятельно и управлять своей жизнью независимо ни от чего: «Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Мф. 16, 25). Истинная же свобода человека коренится в жизни с Богом, как это и входило в намерения Бога: «Ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная» (Рим. 6, 22). «Как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии» (1 Петр. 2, 16). В этом Новый Завет полностью сходится с Ветхим. Человек обретает свободу, когда отрекается от себя (Мф. 16, 24). Парадоксально, но свободный человек не принадлежит себе: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» (1 Кор. 6, 19; ср. 9, 19). Человек принадлежит Тому, Кто его освободил (Рим. 6, 18; Гал. 5, 1): в Ветхом Завете — Тому, Кто его вывел из Египта, а в Новом — Тому, «Кто ради него умер и воскрес»: «Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего» (2 Кор. 5, 15). Свобода от чего? От чего освобождает Христос и Его Новый Завет? От греха. Об этом много и по-разному говорится прежде всего у апостола Павла: «Ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху» (Рим. 6, 6). Всем нам хорошо знакома на личном опыте драма борьбы за освобождение от греха. Уверовали во Христа, но как были в плену греха, так, кажется, и остались. Об этом противоборстве очень выразительно говорит апостол Павел все в том же послании к Римлянам: «Не понимаю даже, что творю: чего хочу — того не совершаю, но делаю то, что ненавижу... Тогда уже не я творю, но грех, живущий во мне. Ибо знаю, что доброе живет во мне, сказать точнее, в плоти моей. Хотеть добра — это всегда при мне, а сотворить хорошее — того нет. Ведь добра не делаю, которого хочу, а совершаю зло, которого не хочу. Если же делаю то, чего сам не хочу, то творю это уже не я, но грех, живущий во мне... Несчастный я человек! Кто избавит меня от тела, которым владеет смерть? Благодарение Богу через Иисуса Христа, Господа нашего!.. Итак, я один и тот же: умом — раб Божьего Закона, а плотью — раб закона духовного» (Рим. 7, 15. 17-20. 24-25; перевод архимандрита Ианнуария).

http://old.aquaviva.ru/archive/2010/4/73...

И беспрекословно - великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе (1Тим 3:16) Дух выступает как живой свидетель и соучастник домостроительства Сына (ср. Ин 15:26). Высокое значение Духа как свидетеля божественной реальности объясняется известной еще по Ветхому Завету священной ролью свидетельствования, которая состоит в том, что Свидетель объективизирует субъективную реальность, делает автономным то или иное событие от его причины или автора, тем заверяет его истинность. Потому именно ложное свидетельство (а не ложь вообще) поставлено среди грехов, запрещенных Десятословием (Исх 20:16), непосредственно Богом. Действие Духа Святого в пророках продолжается в Церкви, а именно в апостолах: которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым (Еф 3:5). В другом месте (1Тим 4:1) апостол Павел ссылается как на слова Духа на откровение, данное Христовой Церкви. Святой Дух осуществляет смотрение Божие о Церкви и направляет ее в соответствии с Божественным замыслом (1Кор 12:8-11), раздает дары и милости Церкви для плодотворной жизни и служения, содействием Духа осуществляется проповедь и умножение Церкви (1Фес 1:5). Проявления Духа в каждом человеке совершаются на благо всей Церкви, впрочем, равно как и общее проявление Духа в Церкви происходит на благо каждого верующего: каждому дается проявление Духа на пользу (1Кор 12:7). Но действия Духа по отношению к Церкви не исчерпываются дарами и общим смотрением. По посланиям апостола вполне выделяются ряд специальных действований или функций, которые Дух Святой исполняет в собрании верных: - учительская функция Духа Святого (1Кор 2:13, ср. Ин 14:26); - охранительная функция Духа Святого: храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас (2Тим 1:14, ср. Ин 14:26, где Дух истины также выступает Тем, Кто сохраняет истину Христову в Его учениках). - освящающая функция Духа Святого быть служителем Иисуса Христа у язычников и [совершать] священнодействие благовествования Божия, дабы сие приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно [Богу] (Рим 15:16); одно из исполнений этой функции есть то, что Дух действует в таинствах, а именно, совершает крещение (ср. Ин 3:6): Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом (Тит 3:5, 1Кор 12:13). Под воздействием нисшедшего Духа человек перерождается и становится новым творением (2Кор 5:17; Гал 6:15).

http://pravoslavie.ru/1519.html

И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе 63 ( 1Тим.3:16 ). Дух выступает как живой свидетель и соучастник домостроительства Сына (ср. Ин.15:26 ). Высокое значение Духа как свидетеля божественной реальности объясняется известной еще по Ветхому Завету священной ролью свидетельствования, которая состоит в том, что Свидетель объективизирует субъективную реальность, делает автономным то или иное событие от его причины или автора, тем заверяет его истинность. Потому именно ложное свидетельство (а не ложь вообще) поставлено среди грехов, запрещенных Десятословием ( Исх.20:16 ), непосредственно Богом. Действие Духа Святого в пророках продолжается в Церкви, а именно в апостолах: которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым ( Еф.3:5 ). В другом месте ( 1Тим.4:1 ) апостол Павел ссылается как на слова Духа на откровение, данное Христовой Церкви. Святой Дух осуществляет смотрение Божие о Церкви и направляет ее в соответствии с Божественным замыслом ( 1Кор.12:8–11 ), раздает дары и милости Церкви для плодотворной жизни и служения, содействием Духа осуществляется проповедь и умножение Церкви ( 1Фес.1:5 ). Проявления Духа в каждом человеке совершаются на благо всей Церкви, впрочем, равно как и общее проявление Духа в Церкви происходит на благо каждого верующего: каждому дается проявление Духа на пользу ( 1Кор.12:7 ). Но действия Духа по отношению к Церкви не исчерпываются дарами и общим смотрением. По посланиям апостола вполне выделяются ряд специальных действований или функций, которые Дух Святой исполняет в собрании верных: – учительская функция Духа Святого ( 1Кор.2:13 , ср. Ин.14:26 ); – охранительная функция Духа Святого: храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас ( 2Тим.1:14 , ср. Ин.14:26 , где Дух истины также выступает Тем, Кто сохраняет истину Христову в Его учениках). – освящающая функция Духа Святого быть служителем Иисуса Христа у язычников и [совершать] священнодействие благовествования Божия, дабы сие приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно [Богу] ( Рим.15:16 ). Одно из исполнений этой функции есть то, что Дух действует в таинствах, а именно, совершает крещение (ср. Ин.3:6 ): Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом ( Тит.3:5 , 1Кор.12:13 ). Под воздействием нисшедшего Духа человек перерождается и становится новым творением ( 2Кор.5:17 ; Гал.6:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010