Знаю, что некоторые винят законодателя и говорят, что закон был причиной падения. Поэтому наперед нужно обратиться к этому и самым делом показать, что (Бог) дал закон не по ненависти к человеку и не по желанию нанести оскорбление нашей природе, а по любви и попечительности. Что Он дал его нам в пособие, послушай, что говорит Исаия: " Обращайтесь к закону и откровению " (Ис.8:20). А кто ненавидит, тот не помогает. Опять, пророк взывает: " Слово Твое – светильник ноге моей и свет стезе моей " (Пс.118:105). А ненавидящий не прогоняет мрака светильником и не направляет блуждающего на путь посредством света. Еще Соломон говорит: " светильник заповедь закона, и свет, и " жизнь, " и назидательные поучения " (Притч.6:23). Вот (закон) не только помощь, не только светильник, но и свет, и жизнь. А (делать) это свойственно не тому, кто ненавидит и желает погубить, а тому, кто подает руку и помогает. Поэтому и Павел, обличая Иудея и показывая, сколько пользы принес закон, и что он для нашей природы служит успокоением, а не отягощением, сказал: " вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом " (Римл.2:17). Видишь ли, что Бог дал закон не для отягощения, но для успокоения нашей природы? Хочешь ли узнать, что – и ради чести? Вполне достаточно и это (сказанное) может свидетельствовать о чести и попечении, однако я сделаю это ясным и посредством других свидетельств. " Хвали " , говорит Давид, " Иерусалим, Господа; хвали, Сион, Бога твоего, ибо Он укрепляет вереи ворот твоих, благословляет сынов твоих среди тебя; утверждает в пределах твоих мир; туком пшеницы насыщает тебя " (Пс.147:1-3). Потом сказав и о благодеянии, которое оказывает Бог через прочее творение, указал на особенное и важнейшее (благодеяние), говоря так: " возвестил слово Свое Иакову, уставы Свои и суды Свои Израилю. Не сделал Он того никакому другому народу, и судов Его они не знают " (Пс.147:8-9). Смотри, сколько перечислил благ: безопасность города: " укрепляет " , говорит, " вереи ворот твоих " , – удаление войны: " утверждает в пределах твоих мир " , – изобилие необходимого для жизни: " туком пшеницы насыщает тебя " . Однако на дарование закона он указал, как на драгоценнейшее из всего. Желая показать, что получение закона и познание судеб Божьих есть дар, гораздо важнейший, нежели безопасность, мир, отсутствие войн, доброчадие и многочадие, и изобилие необходимого для жизни, он, поставив этот дар после всего, как венец и совокупность благ, присовокупил: " не сделал Он того никакому другому народу " . " Так " , т.е. как? Изобилием и другими выше исчисленными благами часто наслаждались и многие, но не о вышесказанном, говорит, а о законе я сказал, что " не сделал Он того никакому другому народу " . Поэтому и прибавил: " и судов Его они не знают " . Ты видишь, что закон важнее всех исчисленных благ.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1069...

1013.  …ищущие Господа не терпят нужды ни в каком благе (Пс. 33. 11); Слово 28. 1014. Слово 28. 1015.  Лучше немногое при страхе Господнем, нежели большое сокровище, и при нем тревога (Притч. 15. 16); Слово 28. 1016. Слово 28. 1017. Слово 28. 1018. Требник. Последование малой схимы. 1019.  Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение (Мф. 26. 41). 1020. Мк. 13. 37. 1021. Глава 3. Добротолюбие. Ч. 2. 1022. Гл. 1. 1023. Главы 5 и 6. 1024.  Берегитесь, чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль (Втор. 15. 9). 1025. Гл. 2. 1026. 2 Кор. 14. 1027.  Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою (1 Пет. 5. 8, 9). 1028. Наставления Евфимия Великого иноку Климатию. Четьи Минеи, 20 января; житие преподобного Евфимия Великого. 1029. Ответы 260, 261 и 583. 1030.  Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно, ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному; итак, бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого (Лк. 21. 34–36). 1031. Лк. 12. 37–39. 1032.  Слово Твое — светильник ноге моей и свет стезе моей (Пс. 118. 105). 1033. 2 Пет. 1. 19. Канонник. Молитва утренняя, 5. 1034. Отселе заимствовано из 5 го Слова преподобного Нила Сорского. 1035. Доселе из преподобного Нила. 1036. 1 Кор. 15. 50. Поклоны, как выше сказано (главы 21 и 22), согревают тело естественно, что располагает, оживляет человека для душеспасительной деятельности. Отвлекает от этой деятельности противоестественное разгорячение крови, со вершившееся под влиянием какой либо страсти. 1037. Ис. 6. 6. 1038. Слово 85. 1039.  …проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица будешь есть хлеб (Быт. 3. 17–19). 1040. Преподобного Марка Подвижника Слово 7 О пощении и смирении; — святого Исаака Сирского Слово 19; — Преподобного Макария Великого Беседа 26, гл. 21.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Pag. 141–142. 101. Состоянием естественным Отцы называют то состояние, в котором человеки сотворены; состояние падения они называют нижеестественным. 102. 4 Цар. 5. 26. 103. 4 Цар. 6. 17. 104. Ср.: не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах (Ис. 42. 2). 105.  По иному чтению: «Вид святых Ангелов — приятный и спокойный: они не спорят между собою, не кричат, — столько тихи, что не слышится голос их. Являясь с благостию и тихостию, поливают в душу радость, наслаждение, извещение». Pag. 142. 106. Лк. 1. 13. 107. Мф. 28. 5. 108.  …не бойтесь… (Лк. 2. 10.) 109. Ин. 8. 56. 110. Лк. 1.41. 111.  …отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи (Мф. 4. 10; Втор. 13. 4). 112.  …тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах (Лк. 10. 20). 113.  Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас (Мф. 7. 22, 23). 114.  …не всякому духу верьте (1 Ин 4 1). 115. 2 Кор. 12. 11. 116.  Иные колесницами, иные конями, а мы именем Господа Бога нашего хвалимся (Пс. 19. 8). 117.  …я, как глухой, не слышу (Пс. 37. 14). 118. Человек, при видении духов — так как это состояние находится вне обычного порядка — не может тотчас дать себе верного отчета, совершается ли видимое им на самом деле, или это — только видение. Деян. 12. 9. 119. Рим. 8. 35. 120.  …Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию (Лк. 10. 18). 121.  …приложил я к себе (1 Кор. 4. 6) 122. Пс. 9. 7. 123. Нав. 5. 13. 124. Дан. 10. 20. 125. Иное чтение, местами вписанное здесь в выносках, есть перевод греческого текста на латинском Евагрием. Этим чтением пользовался святой Димитрий Ростовский, составляя жизнеописание преподобного Антония Великого. Евагрий сознается в недостаточной точности своего перевода: но перевод этот, будучи сделан иноком, имевшим опытное знание отшельнической жизни, имеет свою цену.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

    О как богата, возлюбленные мои, Девственная Трапеза, полная добродетелей, подарившая миру разную пищу на услаждение. Сие есть Преподобная Дева и Мать Христова, держащая горящий светильник, озаряющий небо и землю, о котором пророк Захария сказал: «Вот светильник весь из золота, и чашечка для елея наверху его, и семь лампад на нем» (Зах. 4:2). И потому и Давид воспевает Ее в благозвучной песне: «Слово Твое – Светильник ноге моей и свет стезе моей» (Пс. 118:105).     О Девственная Лампада, прогоняющая тьму и освещающая светом своим! О Девственная Лампада, принесшая нам для освещения вместе и огнь, и масло! О Девственная Лампада, взявшая с Небесного Престола Предвечный Единосущный Тресветлый Единый Огнь и Им осветившая Вселенную. О Девственная Лампада, о которой говорит Бог устами пророка: «Там возращу рог Давиду, поставлю светильник помазаннику Моему». (Пс. 131:17). Ты – Царский Венец с драгоценным жемчугом – Христом. Ты – Царская Багряница, облачающая тело Царя Небес и земли в пурпурные одежды.     Ты есть Всечистая Вера христиан, Непостижимая Книга, поведавшая миру о Сыне и Слове Отца. Блаженна Ты в женах, ибо родила Воплотившееся Слово, Сына Отца, Предвечного Бога, Безначального и Вечного, споклоняемого вместе с Отцом и Святым Духом. Слово, сопрестольное с Отцом, сидящее на Херувимах, прославляемое Ангелами, Началами и Властями, созданными Им. Слово, простершее небеса и утвердившее землю. Слово истинного Бога Иисуса Христа Господа нашего, рожденного Тобой, Богородица Дева, пребывшей и после Рождества Девою. Ты родила Жемчуг и сплела Царский Венец, Блаженная Дева, проросшая Небесную Славу и наполнившая мир благоуханием многих райских цветов. Дева – это Чистый Крин (лилия), родивший Христа, Неувядаемый Цвет, Лоза Истины, полная плодов и нетронутая в девственности Своей, которая, хотя никогда не возделывалась, полна винограда и которая принесла Плод Спелый, то есть Христа.     Расскажи нам достоверно, как родила Ты, Богородица Дева? Как сподобилась стать Матерью Божией на земле, восприяв Предвечное Слово?

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=2672

Взирай на Солнце правды и, как ясными звездами, руководясь Господними заповедями, имей неусыпное око, не давай сна очима и веждома дремания (Пс.131,4), чтобы в заповедях иметь тебе достаточное путеуказание. Ибо сказано: светильник ногама моима закон Твой, и свет стезям моим (Пс.118,105). Если никогда не задремлешь у кормила, пока находишься в сей жизни, в этом непостоянстве мирских дел, то получишь и содействие Духа, Который поведет тебя вперед и безопасно понесет кроткими и мирными веяниями, пока не спасешься в оную неволнуемую и тихую пристань Божией воли. Богу слава и держава в нескончаемые веки веков! Аминь. Примечания: 1. Познать мудрость и наставление. 2. Господь имел меня началом пути Своего. 3. Премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой, в главных местах собраний проповедует, при входах в городские ворота говорит речь свою. 4. Чтоб они научились не богохульствовать. 5. Усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты. 6. Помышления праведных - правда. 7. Panourgian уменье все делать с искусством, как ниже объясняет сие слово святитель Василий. Поелику же слово panourgoV в славянском переводе Библии переводится словом " хитрый " , то в настоящем толковании и слово panourgia впоследствии переводится словом " хитрость " . 8. Таинством крещения. 9. Не поможет богатство в день гнева. 10. Послушает мудрый - и умножит познания. 11. KubernhsiV, управление. 12. Разумный найдет мудрые советы. Беседа 13. Побудительная к принятию святого крещения Премудрый Соломон, разбирая времена для житейских дел, и всему, что ни бывает, определяя собственное свое время, сказал: всем время и время всякой вещи: время раждати и время умирати (Еккл.3,1-2). А я, возглашая вам спасительную проповедь, изменил бы несколько изречение премудрого и сказал: время умирать, и время рождаться. Что же основанием сего изменения? То, что Соломон, рассуждая о подлежащем рождению и тлению, и следуя порядку телесной природы, рождение предпоставил смерти. Ибо невозможно испытать смерти тому, кто не родился прежде.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/70/f...

Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте. Апостол уже выразил выше ту мысль, что истинно верные, имея помазание от Святого, могут сами знать, и без постороннего руководства, необходимое для спасения их. Теперь паки обращается к той же мысли, как весьма важной и по существу и по плодам ею приносимыми. И действительно, что отраднее, что спасительнее для Христианина, как не убеждение в той истине, что Вера есть светильник стопам его и свет стезям его ( Пс.118:105 ), что Дух Божий, Дух премудрости и разума, Дух света и кротости, Дух видения и благочестия ( Ис.11:2 ) почивая на нем, помазует его елеем благодати своей, препоясует его силою света, научает его на всяку истину еже разумети, что есть благоугодно Богови ( Еф.5:10 ). Сознавая великую сию милость и щедроту Божию, не остается ничего более, как хранить в чистоте сосуд сердца своего, благодарить Господа и в законе Его поучаться день и ночь. Аще пребудете в словеси Моем, воистинну ученицы Мои будете, и уразумеете истину, и истина свободит вы; аще пребудете во Мне, и глаголы Мои в вас пребудут ( Ин.8:31–32, 15:7 ) 1Ин.2:28 . И нын, чадца, пребывайте в нем, да егда явится, имамы дepзhobehie и не посрамимся от него в npuшecmbiu его. Итак, дети, пребывайте в Нем, чтобы, когда Он явится, иметь нам дерзновение и не постыдиться пред Ним в пришествие Его. Вот и еще довод, располагающей верующих во Христа пребывать в том учение, которому исперва научились они, которое приняли из уст самаго Христа, или Его Апостолов. Что чище сего источника, что могло когда-нибудь, или может облагодеять душу нашу и украсить ее паче того, елико украшают ее словеса жизни, с верою приемлемыя? И так, стяжавши сокровище сие, надлежит точно блюсти его, яко многоценный бисер; пещись и бодрствовать, да не како Боготканная одежда, яко добрейший виссон, омрачится нечистотою наших деяний, или раздрана будет суетными мудрованиями ума нашего, или злыми похотениями воли нашей ( 1Кор.6:15–16 ). Провождая жизнь таким образом, мы можем быть уверены, что милость Господня поженет нас вся дни живота нашего ( Пс.22:6 ), и мы не посрамимся в пришествие Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kratko...

И ныне сие говорит Господь воинств: «Положите сердца ваши на пути ваши». – Пусть не будет у вас одно время для слов, а другое для действия: повеления Мои немедленно приводите в исполнение; ибо Господь, дающий повеления, всемогущ, и, конечно, повеление Господа всемогущего не есть нечто маловажное. Доныне вы держали сердца свои в рабстве у пороков, без руководителя и в беспорядке устремляясь туда, куда увлекали [вас ваши] желания. Ныне же Господь повелевает вам, чтобы вы возбудили в себе любовь, направили сердца свои на пути свои, и чтобы не делали ничего без размышления и обсуждения, но чтобы стопам вашим всегда предшествовал светильник закона и вы могли говорить: Закон Твой – светильник ногам моим и свет стезям моим ( Пс.118:105 ). Или же, без сомнения, смысл такой: Так как вы говорите, что еще не время строить дом Господа, а сами живете в жилищах, построенных в глубине, в то время как дом Мой опустошен; то по Моему, – Господню, – повелению обдумайте и вспомните о том, что вы делали, и что вы претерпели. Агг.1:6 . Вы сеете много, а собираете мало; едите, но не в сытость; пьете, но не напиваетесь; одеваетесь, а не согреваетесь; зарабатывающий плату зарабатывает для дырявого кошелька. «Вы посеяли много, а собрали мало; ели, но не насытились; пили, но не напились вдоволь; покрывались одеждою, но не согрелись, а тот, кто скоплял заработную плату, опускал ее в дырявый мешок». – Никакой труд тех, которые устроили дома свои и нерадиво отнеслись к дому Божию, не имел успеха. В самом деле, вы сеяли более [обыкновенного], а собрали гораздо менее, чем было посеяно; и потому не можете сказать, что голод наступил потому, что земледелец перестал возделывать землю. Вы также ели, – и пусть никто из вас не говорит, что пост был добровольным, – но не насытились потому, что в житницы вы собрали мало плодов. Из виноградников вы пили вино, но не столько, чтобы возвеселилось сердце ваше и вы могли говорить: «И вино веселит сердце человека» ( Пс.103:15 ). Был у вас и плащ, но такой, который не мог противодействовать холоду и сохранять тепло; если же кто из вас накоплял деньги или работою за плату или какими-либо предприятиями, труд такового потрачен напрасно и безплодно, ибо все деньги ускользнули, как будто он опускал их в дырявый кошелёк.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

И тогда Иисус сказал ученикам Своим: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее…» . Непостижимо тяжко земному человеку было даже понять законы Царства, которые принес с Собой на землю Христос, осознать и принять путь Креста, ведущий в Царство Божие. И исполнить его идет Сам Сын Божий, идет ради нас, грешных, идет ради победы Царства Небесного на земле, чтобы даровать Его Божию созданию – человеку. И каждому из нас надо принять этот Богом определенный Крестный путь нашего спасения : кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною . И только этот путь открывает нам и Преображение Господне и показывает нам ту славу, то преображение человеческой души и преображение человеческой жизни, когда в нее входит Господь, когда мы следуем за Христом. Чтобы понять Божие, надо приподняться от земли. Путь ко Христу – это исполнение Его евангельских заповедей. Заповеди Христовы, исполняемые делом, меняют человека. Они грешного человека преображают в праведного, что мы можем увидеть в жизни святых, например, преподобной Марии Египетской, да и в нашей собственной жизни, когда из глубоко греховного мрака нас призывает Спаситель. Царь Давид воспевал: заповедь Господа светла, просвещает очи (Пс. 18:9), Закон Твой… свет путям моим (Пс. 118:105). Спаситель, в Нагорной проповеди обращаясь к Своим ученикам, исполняющим Его слова, говорит: «Вы – свет мира». Состояние души, при котором в ней преодолеваются и устраняются надмение, гнев, ненависть, памятозлобие и осуждение, есть новое преображенное состояние, в котором христиане, по слову апостола Павла, «как светила в мире» сияют «среди строптивого и развращенного рода» (Флп. 2:15).    Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5:14,16). Бог есть свет и тем, кто соединяется с Ним, Он сообщает, соразмерно их очищению, Свое сияние.

http://pravoslavie.ru/96305.html

Ибо оно светильник ногам нашим, как исповедует пророк: «Светильник ногам моим закон Твой, Господи, и свет путям моим» (Пс.118:105). А св. апостол Петр учит: «мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших» (2 Петр 1:19). «Закон Господень непорочен: обращает души; свидетельство Господне верно: умудряет младенцев; оправдания Господни правы: веселят сердце; заповедь Господня светла: просвещает очи» сердечные (Пс.18:8-9). «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2Тим.3:16-17). Поэтому благовествование Христово называется и «есть сила Божия ко спасению всякому верующему» (Рим.1:16), так как «вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим.10:17), посредством которого «веруем» во Христа (Ин.17:20); таким образом, «благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих» (1Кор.1:21). Поэтому всем христианам, которые хотят иметь истинную и живую веру, и ее до конца хранить, и так спастись, необходимо прилежное чтение или слушание Слова Божия. Как идущим по пути или делающим что-либо нужен свет чувственный, так идущим к вечной жизни и пребывающим в подвиге веры и благочестия нужен светильник слова Божия, чтобы не уклониться на путь нечестивых. И как тело каждый день укрепляется пищей, чтобы не ослабеть и, ослабев, не исчезнуть, так подобает каждый день укреплять душу духовной пищей слова Божия, чтобы ей, от голода истаяв, не ослабеть и не погибнуть. Слеп человек сам по себе, и потому требует просвещения; слаб, и потому нужно ему подкрепление; ленив и уныл, и потому потребно ему поощрение и утешение. А все это из слова Божия получается. Слово Божие предостерегает нас от многих козней дьявольских и прелестей мира, которые все стараются совратить душу с пути благочестия. Следовательно, заблуждаются те христиане, которые от этого Божественного правила удаляются и, подобно слепым или во тьме находящимся, ходят, пока, наконец, не впадут в ров погибели.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Так обыкновенно поступают пророки: не только сжатостью сказанного, но и видом последовательности они прикрывают пророчество. Потому он и не оканчивает речи совершенно, но, как бы простирая одну какую-нибудь цепь, опять переходит к вразумлению иудеев и говорит: О, дом Иакова! Придите, и будем ходить во свете Господнем, т.е. по заповедям Его, по закону Его. " Заповедь есть светильник , " говорит премудрый, " и наставление – свет, и назидательные поучения – путь к жизни " ( зане светильник,…, заповедь закона, и свет, и жизни, и обличение, и наказание) (Прит. 6:23). Также Давид говорит: " заповедь Господа светла, просвещает очи " (Пс. 18:9); и еще: " слово Твое -- светильник ноге моей и свет стезе моей " (Пс. 118:105). И везде, как всякий может видеть, закон так называется. Так и Павел говорит: " и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме, наставник невежд " ( уповая же себе вожда быть слепым, света сущным во тьме, наказателя безумным) (Рим. 2:19–20). Подлинно, не так лучи солнца руководят наши очи телесные, как заповеди закон просвещают зрение душевное. 6. Таким образом пророк, желая показать, что еще прежде воздаяния и наград заповеди  доставляют нам вознаграждение при самом их исполнении, назвал их светом. Как глаз при самом освещении светом получает пользу, так и душа при самом повиновении закону получает величайшие плоды, очищается, освобождается от порока и восходит к самой добродетели; напротив того, преступающие закон, еще прежде наказания, получают наказание в самом преступлении, находясь в положении более жалком, нежели сидя во тьме, испытывая страх, терпеть и угрызения совести, и в самый полдень боясь и страшась всех знающих и ничего не знающих. Но Ты отринул народ Твой, дом Иакова (Остави бо люди своя, дом Иаковль), т.е. устранился, отступил,  презрел, лишил своего промышления. Внушив страх, пророк потом приводит и причину, чтобы они исправили совершившиеся. Какая же это причина? Зане наполнися страна их волхвований, якоже иноплеменников.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010