Но посмотрим еще на силу терпения, – в чем она состоит? Сия есть победа, – говорит апостол, – победившая мир, – вера наша ( 1Ин.5:4 ). И для того вот советует Марк подвижник : «настоящий скорби пременяй на будущая благая, и никогда же нерадение расслабит твой подвиг. Ведети подобает, яко по трудех о благочестии последствует Божие вспоможение. Ничто же бо погубиши от тех, еще оставил еси Господа ради; во свое время множайше приидет. Понеже время некое между сеянием и жатвою определися, сего ради и не неверуем о воздаянии». Если не по беззакониям нашим творил Господь с нами, когда мы ходили по воле сердец наших; то скольких благодеяний сподобит нас, когда предадим себя на служение Ему! Посему будем твердо уверены, что Бог взыскающим Его мздовоздаятель бывает ( Евр.11:6 ). Ибо Он не ложно говорит: приидите ко Мне, и Аз упокою вы ( Мф.11:28 ). И кто желает приблизиться к Богу и найти в Нем упокоение душе своей; тот должен, как воин Христов, мужественно сражаться со всем, что противно Христу, – победить мир со всеми его соблазнами. Ибо мир сей старается отторгнуть от Христа последователей Его и упокоить сердца их люблением временных благ. Но не таково упокоение от мира, какое находит душа в Боге: первое кратковременно и слабо; второе же – непостижимо для ума и вечно. Посему и Господь говорит: мир Мой даю вам; не якоже мир дает, Аз даю вам ( Ин.14:27 ). По замечанию святых, – ничто так не содействует спасению души, как мир Христов, который разрушает всякую брань духов злобы поднебесных. Чтобы достигнуть сего мира душевного, упокоения души в Боге, Писание учит нас: слово Христово да вселяется в вас, и мир Божий да водворяется в сердцах ваших ( Кол.3:15,16 ). Или еще говорит: ни о чем же пецытеся, – и мир Божий, превосходяй всяк ум, да соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе ( Фил.4:6, 7 ). И пророк, или, лучше сказать, Дух Святый через пророка, заповедуя взыскать мира и последовать ему (Ср. Пс.33:16 ), указывает, как сыскать: мног мир любящим закон Твой, Господи ( Пс.118:165 ). Посему и сказать нельзя ничего вернее, что сказал апостол Павел: никто же воин бывая, обязуется куплями житейскими ( 2Тим.2:4 ). В противном же случае аще и подвизается кто, не величается, – говорит тот же апостол, – аще незаконно подвизатися будет ( 2Тим.2:5 ). Ибо и Господь заповедал Своим последователям не заботиться даже и об утреннем (Ср. Мф.6:34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

– «Нищих его насыщу хлебом», – урожаи пшеницы и ячменя будут так обильны, что бедняки, не имеющие своих посевов, будут собирать себе хлеб в достаточном количестве на нивах богачей, оставшийся после их жнецов (– что было в обыкновении, как это видно из распоряжения Вооза своим жнецам – позволить бедной Руфи собирать колосья на его богатой ниве в окрестностях Вифлеема). – Священников его облеку во спасение, – дарую милость, именно – прощение грехов самим священникам и всем, за кого они будут ходатайствовать в своих молитвах, принося жертвы, особенно – чрез первосвященника: и как одежды защищают тело, так эти молитвы священников будут спасать души их и всех, ищущих чрез них спасения. – И преподобные или благочестивые люди радостью возрадуются, ибо будут век и всегда получать прощение грехов, по милости Божией и при посредстве священников, здесь – во храме, от обитающего в нем Господа Бога. 17–18. Тамо возращу рог Давидови, уготовах светильник помазанному Моему. Враги его облеку студом, на нем же процветет святыня Моя. Высшее благословение свое Господь дарует самому царю Сиона, Давиду и всем его преемникам, кои пребудут верны навету с Богом (ст. 11–12). – Тамо – на Сионе Я возращу рог Давиду, говорит Господь: рог Давида, это образ могущества его царской власти, которое и обещает Господь возрастить или возвеличить победами его над врагами. – Уготовах светильник помазанному Моему, т. е. царю Давиду Я дам в руководство Свой Закон, как бы поставлю ему светильник, при свете; которого он будет видеть все опасности, своевременно их устранять и удобно и правильно разрешать всякие государственные дела, а потому и будет вполне благополучен ( Пс.118:1,45,105,130,133,165,175 ). – Враги его облеку студом, – враги царя Давида, как помазанника Божия, облекутся стыдом, т. е. при своих нападениях потерпят полное поражение и лица их покроются краской стыда, и сами они или оденутся в позорный одежды пленников или даже закованы будут в цепи, как жалкие рабы... На нем же процвет святыня моя – на Давиде, как царе-победителе, процветет святыня, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Соч.: Критическая заметка на «Жизнь сельского священника» Ф. В. Ливанова. М., 1877; Из истории христианской проповеди: Очерки и исслед. СПб., 1895; Письмо гр. С. А. Толстой к митр. Антонию [и ответ митр. Антония]. СПб., 1901; Записки о реформе Церкви//ВиР. 1908. 15. С. 285-288; Речи, слова и поучения. СПб., 19123; Письма// М. Б. Антоний, митр. С.-Петербургский и Ладожский. СПб., 1915. Прил.: 186 с.; Святоотеческие творения как пособие проповедникам//БТ. 1986. Юбил. сб.: 175-летие ЛДА. С. 299-350; «Ответ» митр. С.-Петербургского и Ладожского Антония (Вадковского) на «Открытое письмо» лидера Союза Русского Народа А. И. Дубровина//Русское прошлое. 1994. 5. С. 20-39; О проповедях блаж. Августина: (Лекции для студентов СПб.)//Сосуд избранный: История российских духовных школ/Сост. М. Склярова. СПб., 1994. С. 33-58. Лит.: Терновский С. А. Историческая заметка о состоянии Казанской ДА после ее преобразования, 1870-1892 гг. Каз., 1892. С. 117-118, 343-347; Высокопреосв. Антоний, митр. С.-Петербургский и Ладожский. СПб., 1899; Четыркин Ф. В. Минувшие судьбы Петербургского края (по поводу 200-летия С.-Петербурга). СПб., 1903. С. 165-168; Десятилетие на кафедре С.-Петербургской митрополии первосвятителя Русской Церкви. СПб., 1909; Венок на могилу... высокопреосв. Антония, митр. С.-Петербургского и Ладожского. СПб., 1912; Богородский Я. А. Казанский период жизни и деятельности митр. Антония//ПС. 1913. Февр. С. 263-279; Дмитриевский А. А. В Бозе почивший митр. Антоний и его сношения по делам церковным с православным Востоком//Там же. 1914. Апр. С. 597-606; Май. С. 920-931; он же. Личные воспоминания о митр. С.-Петербургском Антонии. Пг., 1916; М. Б. Антоний, митр. С.-Петербургский и Ладожский. СПб., 1915; Корольков И., прот. Памяти высокопреосв. Антония, митр. Петербургского и Ладожского. К., 1916; Воронова Е. Несколько лепестков (памяти почившего митр. Антония). СПб., 1918; Вениамин (Муратовский), митр. Как и почему я сделался обновленцем (характеристика митр. Антония)//Вестник Св. Синода Православной Русской Церкви. М., 1927. 5/6. С. 15; Сергиевский С. П. Митр. Антоний (Вадковский) и его значение в истории Русской Церкви: Курс. соч./ЛДА, 1951. Ркп.; Талин В. Антоний, митр. С.-Петербургский и Ладожский//ЖМП. 1963. 2. С. 65-72; Сорокин В., прот. Из богословского наследия митр. С.-Петербургского и Ладожского Антония//БТ. 1986. Юбил. сб.: 175-летие ЛДА. С. 295-299; Фирсов С. Л. Православная Церковь и гос-во в последнее десятилетие существования самодержавия в России. СПб., 1996.

http://pravenc.ru/text/115944.html

Воздержание в пище. Воздержание от гнева, памятозлобия и других страстей. Хранение зрения, слуха и языка. Хранение себя от худых развлечений, развивающих чувственность и бесстыдство. Воздержание служит «началом и основанием всех христианских добродетелей» 89 . Оно, согласно преподобному Ефрему Сирину , есть опора всех добродетелей 90 . Воздержание сопутствует христианскому подвигу подавления страстей и стяжания добродетелей, особенно же стяжанию целомудрия, чистоты сердца и благодатного мира. Стяжать целомудрие и удержать его невозможно без умеренного воздержания в пище и питье. Воздержание в пище и пост – опора целомудрия, его надежный страж 91 . По словам преподобного Иоанна Лествичника , «утеснение чрева – виновник чистоты» 92 . Пресыщение лишает нас целомудрия 93 . Чистота целомудрия без своих спутников – поста и воздержания – скоро изнемогает 94 . Кто любит целомудрие, тот должен обучиться «владеть чревом», т.е. навыкнуть вести постоянный воздержанный образ жизни 95 . С воздержанием в пище необходимо соединить воздержание от гнева и памятозлобия. Погрешающие гневом и гордостью часто впадают в грехи против целомудрия. «Кто желает, – говорит преподобный Иоанн Лествичник , – представить Господу чистое тело и чистое сердце, тот должен сохранить безгневие и воздержание, потому что без этих двух добродетелей весь наш труд (стяжание целомудрия) будет бесполезен» 96 . Преподобный Нил Синайский в одном из писем пишет, что целомудренных людей враг «покушается уязвлять стрелами лукавого похотения, зависти, злопамятности или посредством всякого другого порока воевать на душу; но несомненно будет побежден враг нашей жизни силою веры и призыванием Божественного имени Христова» 97 . Столь необходимое для стяжания целомудрия воздержание недостижимо без мужественного терпения. Терпение поддерживает и усовершает целомудрие и воздержание. Терпение с творимым себе принуждением борется со страстями за чистоту души; если душа препобедит страсти, то приобретает чистоту (целомудрия) 98 . По словам преподобного Иоанна Кассиана , сколько кто успевает в кротости сердца и терпении, столько же преуспевает и в чистоте целомудрия, и чем дальше прогонит страсть гнева, тем лучше приобретает чистоту. Ибо кто наперед не подавит легко воспламеняющейся страсти гнева, тот не изгонит из своей души и тела волнения плотских страстей. Кто не стяжал терпения и кротости, тот подвергается жестоким нападениям демонов и уязвляется огненными стрелами многих страстей. Терпение есть такое врачевство сердца, которым истребляется не только страсть гнева, печали, уныния, тщеславия, гордости, но и похоть, и другие страсти 99 . Кто всегда бывает терпелив («кроток и спокоен»), «тот не возмущается гневом, не снедается горечью печали и уныния, не увлекается суетностью тщеславия, не надмевается гордостью, ибо мир мног любящим закон Господень, и несть им соблазна ( Пс.118:165 )» 100 .

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Вот и зубы его. Чем занята у такого речь? – Богохвалением, именно за блага, истекающие от судеб правды Божией (Стих 164). Чем питается он? – Теми благами, какими исполняется душа его от исполнения заповедей (стихи 165 – 167). Таково содержание этого восьмистишия. Пс.118:161 .  Князи погнаша мя туне, и от слови Твоих убояся сердце мое В словах: «князи гнали или прогнали меня напрасно», – нужно подразумевать: «некогда». Пророк намекает на Саула и царя гефского, в начале гонения на него, или на Саула с его приближенными, когда они гонялись за ним по пустыне и когда Саул совсем попался ему в руки и не был умерщвлен потому только, что страх Божий связывал не руки только, но и помышления сердца Давидова. Они прогнали, говорит, меня и гонялись за мною, но мне это не было страшно. Сердце мое только словес Твоих, Господи, боялось и тем удерживалось от всякой неправды и от всякого дела злого. В отношении к нам, христианам, так может всегда взывать Святая Церковь , воспоминая о претерпенных ею гонениях, как в первое время бытия своего, так и во многие другие тесные периоды ее существования. Так и взывает она в песнях своих, когда прославляет святых мучеников. Так может взывать и всякий христианин, теснимый и гонимый на своем непорочном пути князьями века сего, духами злобы и их послушниками из людей, всегда внутренне, но нередко и внешне Все духи злобы поднялись на меня, чтобы совратить с пути заповедей Твоих, Господи; но напрасно. Сердце мое полно страхом Твоим, страхом нарушить словеса Твои, и этим страхом отреваю я все воздвигаемые ими во мне искушения. Страх Твой – ограда моя, оружие, против которого не смогуг устоять никакие обольстительные помышления; они разлетаются пред ним, как прах пред лицем ветра. Страх Божий естествен духу нашему и всегда живет в сердце. Страсти подавляют его и заглушают, но не уничтожают. Лишь только повеет благодать Божия на сердце, страх первый тотчас оживает и воздвигает с собою совесть. Потом они вдвоем производят, под действием благодати, покаяние и обращение грешника от греха к добродетели; и далее они же держат его на этом новом пути, не оставляя его до последних степеней совершенства в новой жизни. Страх Божий всюду предводительствует. Самая любовь, изгоняя один страх, приемлет в себя другой. Пусть гонят внешно, пусть подымаются внутри волны помышлений злых; но когда цел страх словес Божиих, то нечего бояться. Сердце тогда – недоступная для искушений крепость. Есть в нем страж верный, орудие на врага неодолимое. Можно сказать: береги страх Божий, и не бойся падений. Возгревай этот страх, и не возымеешь нужды ни в каком другом средстве к возбуждению энергии в духе твоем. Страх этот сильнее страха смерти. Но если страх смерти телесной приводит в такое напряжение силы защищающегося, что он становится сам страшен для нападающих, то чего не силен произвесть страх смерти духовной, грозящей вечною смертию, когда жизнь духа подвергается опасности? Всади убо, Господи, страх Твой в сердца наши!

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

3.118. Ходатаю по делам Урсакию. В день воскресный молимся, прямо стоя на ногах и сим изображая постоянство будущего века. А в прочие дни преклоняем колена, давая тем видеть падение человеческого рода через грех. Восставая же с коленопреклонения, возвещаем тем совершившееся в воскресный день воскресение, какое Христом даровано всем нам. 3.163. Счетчику Фоме. У души под «предними» разуметь должно светоносность всех добродетелей, а под «задними» — пороки всякого рода. 3.164. Счетчику Фоме. Лицо души есть ее богоподобный образ, то есть чистота ума и светлость святого и непорочного естества, а хребет — от лености происшедшая порочность. Поэтому обвиняются и порицаются некоторые, как обратившие к Богу хребет. И порок обязательно должен потерпеть поражение, чтобы не остаться нам неисцеленными; ибо сказано: «порази» Господь «враги Своя» (Пс. 77, 66) ко благу и на пользу. 3.165. Схоластику Феофану. «Аще око твое соблажняет тя, изми е» (Матф. 5, 29). Сие подобно сказанному Моисеем: «аще жена твоя, яже на лоне твоем, или друг твой, равен души твоей», захотят когда–нибудь отвлекать тебя от Господа Бога твоего, не щади их, не милуй и не прикрывай (Втор. 13, 6—8). 3.166. Монаху Проклу. Говоришь, что безмерно печалишься и сетуешь о том, что нет у тебя богатства, которое мог бы ты расточать каждому нуждающемуся. А я тебе сказываю, что таковая заповедь вовсе не того требует от не имеющего у себя денег. Но есть в душе твоей какие–нибудь не стоящие похвалы сосуды и имущества, сие–то умоляю тебя расточать и бросать благодушно. А это: раздражительность, упорство, зависть, прекословие, тщеславие, возмутительность, пышность, многословие, жестокость, заискивание, любопытство, непокорность. 3.181. Схоластику Дарию. Сказано: «тогда праведницы просветятся, яко солнце» правды (Матф.13, 43). А луною Пророки называют Церковь, «проницающую, аки утро» (Песн. песн. 6, 9). 3.234. Анастасию. Оная жена, о которой упоминает Евангелие (Матф.9, 20), осквернявшая землю каплями нечистой крови, служит образом всякой нечистой души; потому что она, преизбыточествуя верою и коснувшись воскрилия ризы Владычней, тотчас иссушила источник крови. Из сего научаемся, что всякому человеку, который страшится по причине грехов, но верует и призывает Христа Сына Божия, воссиявает Солнце правды, оправдывающее согрешившего и дарующее исцеление от пречистых крил (Матф. 4, 2)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

«Старайтесь иметь мир, – говорил батюшка, – и любовь со всеми; для сего, еще прошу вас, не оставляйте Слово Божие, ибо бывает велик мир Божий у тех, кто любит читать закон Божий (ср. Пс.118, 165), – говорит пророк Давид. Чтобы иметь спокойный дух, для этого не нужно выходить часто из келии, нужно удаляться от празднословия и пустословия и иметь всегда в уме и сердце молитву: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго”. Это молитва скорее всякой молитвы доходит до Бога, и душа через нее получает мир и радость о Господе». Братии о. Стефан советовал причащаться часто: «Вследствие частого приобщения Святых Таин, – говорил он, – мы освобождаемся от скверных, лукавых помыслов, и возрастает в нас плод духовный: любовь, мир, долготерпение, милосердие, кротость, воздержание (Гал. 5, 22–23). Перед Исповедью он заповедовал особенно хранить молчание, чтобы удобнее было осознать свои грехи, прежде чем пойти к духовнику и с сокрушенным сердцем исповедоваться – чистосердечно, без стыда, ибо тогда только обымет душу мир и радость». После основания скита почитание о. Стефана еще более увеличилось. По словам современника, «народ шел к о. Стефану громадными толпами, кто за советом, кто за благословением». Еще больше народа посещало его в мае, во время возвращения Великорецкого крестного хода. Многие имели возможность пообщаться со старцем, попросить его благословения или совета. Отец Стефан раздавал богомольцам свои книжки, завоевывая ими еще большую любовь к себе. По просьбе народа с 26 мая 1884 г. о. Стефан начал служить в своей церкви молебны, увеличив еще раз число богомольцев. Пели тихо. Куртеев считал, что «громкое пение приводит человека в надмение, а тихое и внимательное приводят к умилению и молитве». Преподобный Стефан распространял афонское влияние среди вятского общества и через почитание афонских икон. Когда в его пустыни была построена церковь и украшена иконостасом, он перенес в храм из своей кельи икону св. Пантелеимона с частицами его мощей. Этот образ он привез из г. Елизаветграда Херсонской губернии в ноябре 1883 г., от местного купца Тита Тимофеевича Якимова, которому его прислали из Афонского Пантелеимонова монастыря. Почитание образа быстро распространилось по губернии, сюда стали привозить множество больных для совершения молитв. Отец Стефан служил над ними молебны, мазал их елеем из лампадки, которая была перед образом вмч. Пантелеимона, и, по словам современников, многие по вере избавлялись от своих недугов.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=23&iid=281...

Отец Никодим показывал нам, как надо по уставу одевать монаха для погребения. Я одевал, а отец Макарий помогал мне, плакал и все целовал отца Алексия. После положения во гроб мы отслужили панихиду, вынесли гроб в большую комнату и стали читать Евангелие. Начал читать я, прочитал четыре главы, и меня сменил отец Никодим. Мы не хотели хоронить отца Алексия торжественно, да и сам он при жизни своей этого не желал, но народ, узнав о смерти батюшки, стал во множестве стекаться на погребение. Около гроба старца царили какая-то особенная тишина и мир. Старец любил при жизни всех умиротворять, и по смерти он изливал на всех этот мир. Мир мног любящим закон Твой... Господи ( Пс.118:165 ). Мы хотели похоронить отца Алексия на третий день – 21 сентября, но церковное начальство отложило погребение до четвертого дня. Народ так любил отца Алексия, что люди день и ночь толпами стояли у гроба, даже дети приходили и целовали его руки. Старец лежал как живой, никакого смертного запаха не было. Никому не хотелось расставаться со старцем. Не было тут неутешного плача, как при мирских погребениях, все чувствовали, что это – праздник. Каждому хотелось понести гроб батюшки, когда его переносили в церковь , к нему теснились все, начиная с епископов. „Прости, отец наш, – говорили ему, – мы любили тебя, но и ты нас любил! Мы не считаем тебя мертвым, ты перед смертью многим говорил: когда вам будет тяжело, приходите ко мне на могилку, – показывая, таким образом, что и после смерти любовь имеет большую силу. Отец наш, мы знаем, что ты жив! Молись за нас Богу, чтобы и нам окончить свою жизнь христианской кончиной, которой ты сподобился у Бога. Память о тебе долго будет жить в сердцах верующих, которых ты поучал! Памятна и дорога нам твоя смиренная молитва! " » Несколько подробнее расскажем об игумене Владимире (в миру – Василий Терентьевич Терентьев), который был около старца Алексия до его последнего часа. В 1898 году поступил он послушником сначала в пустынь Параклит, а в 1901 году перешел в Зосимову пустынь.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Zosimo...

Здравствуй душою и телом, и помолись о мне. 208. Тот же, получив дарование, просил, чтобы Великий Старец предал его и находящихся с ним Богу. Ответ. Андрей! Раб Бога Вышнего и сослужитель мне, худейшему, мир тебе и прочим сослужителям нашим от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа. Объявляю вам, что, еще прежде прошения вашего, я уже предал вас Святой, Поклоняемой и Единосущной, Животворящей и Безначальной Троице к охранению от всякого зла. Но не хочу оставить вас в неведении и о том, что есть иное предание, более грозное, более тяжкое и страшное, более вожделенное и возлюбленное, более честное и славное. И вот каково оно, послушайте. Когда враг наш, ненавистник добра, постыдится, слыша блаженный оный и животворящий глас Спасителя нашего к нам, полный радости и веселия и утешения, просвещающий слышащих неизреченною светлостию и взывающий: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира (Мф. 25, 34); тогда совершится великое Его предание, егда предаст Царство Богу и Отцу (1 Кор. 15, 24). Таково оно, и кроме этого нет другого. Послушайте же и то, как оно совершается: каждый из святых, приводя сынов, которых Бог спас чрез него, громогласно и с великим дерзновением, при общем удивлении святых Ангелов и всех Небесных Сил, скажет: се, аз и дети, яже ми даде Бог (Ис. 8, 18); и не только их, но и себя предаст Богу; и тогда Бог будет всяческая во всех (1 Кор. 15, 28). Помолитесь же, чтобы и нам достигнуть сего. Блажен, кто ожидает и достигает сего. Помолитесь о мне, возлюбленные! 209. Тот же, претерпевая мечтания и искушения от демонов и удивляясь, что, после проявления на нем такого человеколюбия Господня и обещания будущих благ, еще подвергся искушениям, вопросил об этом того же Великого Старца, а вместе с тем и о том, целы ли еще печати данных ему обетовании? Ответ. Мир мног любящим Господа, и несть им соблазна (Пс. 118, 165). Мир да будет тебе в Боге, честнейший и единомудренный брат наш Андрей; да не расслабит тебя беспокойство, наносимое бесовскими страстьми и мечтаниями! Веруй, что хотя (бесы) и беспокоят и искушают нас, но не успеют ничего сделать, а еще увеличивают добродетель нашу, если только прилежно внимаем себе, чтобы сохранить малое терпение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=680...

Полнотой благодатных сил и средств, освящающих и очищающих душу, христианство ведет человека к нравственному совершенству, к добродетели, к святости. Нравственный подъем падшего человека, духовное возрождение его и есть промыслительная цель христианства на земле. Оно воспитывает в человеке благочестие , которое не только необходимо для спасения в будущей, вечной жизни, но на все полезно есть, полезно и в настоящей жизни человека, как необходимое условие земного человеческого счастья. Согласная с волею Божией и угодная Богу, нравственная жизнь награждает человека счастьем душевного мира и покоя: возьмите иго Мое на себе, – призывает Господь: – и обрящете покой душам вашим. Приидите ко Мне (через исполнение заповедей) и Аз упокою вы (Мф.11:28–29). Уже одна уверенность в благоволении Бога, для верующего человека является источником невыразимо сладостного чувства и самого отрадного утешения; не даром и Псалмопевец славословит счастье людей благочестивых: мир мног любящим закон твой, Господи; аки река мир их ( Пс.118:165 ). Но благочестивая жизнь дарит христианина и более очевидными, так сказать, осязательными благами: она не допускает страстей, зла, тяжких грехов, – а ведь все это и есть страдание души, бич нашего и духа, и тела, источник болезней и несчастий: скорбь и теснота, по слову Апостола, суть удел всякой души, делающей злое ( Рим.2:9 ). Нечестивый, безнравственный человек вечно бывает недоволен ничем, вечно алчет удовлетворения своих страстей; он ищет утех, развлечений, чтобы в них потопить скорбь своей души, заглушить голос своей совести. И только благочестивый человек находит счастье в себе самом; он бегает рассеяния, чтобы наслаждаться внутренним миром своей души. Такой человек счастлив даже и среди несчастий, потому что покой, благодушие и радость почиют в сердце его. Апостол Павел и в темнице, в узах пел в восторге духа, а нечестивый гонитель христиан Нерон и на величии престола царского трепетал и терзался от мучений своей совести, от недовольства всем и собою.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Carevs...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010