Впоследствии от живущих у моря, то есть от Ефрема, Вениамина и Манассии, Кааф, хотя он уже и получил от Вениамина по второму жребию, и остальная часть его рода получают долю от Ефрема. Затем Гирсону выпадает жребий от половины колена Манассии, обитавшего в святой земле, а во второй раз он получает долю от другой половины колена Манассии ( Нав.21:6:27 ). Надлежало, однако, и жившим на севере получить что-то от священнической благодати, дабы не казалось, что совершенно лишены они небесных даров. Поэтому от тех, кто были на севере последними по порядку, то есть от Дана, Неффалима и Асира ( Чис.2:25 и далее), Кааф снова получает первый жребий от Дана, но не среди священников, а среди прочих; Гирсон получает второй жребий от Асира, и тот же Гирсон получает третий жребий от Неффалима ( Нав.21:6 ). 4 . Кто может постичь все это? Кто способен хотя бы проследить и запомнить порядок этих тайн? Но если только по букве мы можем объяснить этот трудный текст и размотать запутанный клубок мест и людей, связанных этим историческим повествованием, то что мы скажем о заключенных в нем тайнах, в которых смутно отражено распределение будущего наследия и в которых предвозвещается разделение святой земли – той земли, которую «наследуют кроткие» ( Пс.36:11 ; Мф.5:5 )? Кто изъяснит многоразличные местоположения станов, как в воскресении будет совершаться это распределение среди каждого священнического или левитского сонма святых, дабы, как говорит Апостол, ничего в воскресении не совершалось беспорядочно, но «каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его. А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу» ( 1Кор.15:23–24 )? Тогда, без сомнения, будут соблюдены и местоположение станов, священническое распределение и порядок, и зазвучат трубы. Ибо Бог расположил на небе звезды и устроил их в определенном чудесном и неизъяснимом порядке: одни Он разместил по земной оси на севере, иные – на востоке, иные – на западе, а иные – на южном своде. И мне думается, что, возможно, Бог подобным образом устроит в Царствии Небесном тех, кто в воскресении мертвых будут по числу и яркости, «как светила на тверди» (ср. Дан.12:3 ; 1Кор.15:41 ), тех, кто, безусловно, происходит от семени Авраама (ср. Быт.15:5 ; Исх.32:13 ), согласно расположению звезд и областей небесных: одним Он даст удел на востоке, иным – на западе, иным – на юге, а иным, тем, кого знает, – на севере, ибо «многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном» ( Мф.8:11 ) благодатью Господа нашего Иисуса Христа, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия XXVI. О том, почему были закопаны каменные мечи, и о жертвеннике, который устроили за Иорданом два с половиной колена

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Обыденное сознание не вмещало сокровенную суть дарованного хлеба, и чтобы манна осталась в памяти потомков как свидетельство покровительства Господня, Моисей повелел наполнить ею золотой сосуд и поставить его пред ковчегом (см. Исх.16:32–34 ). Так и хранилась манна, в Святая святых, в золотом ковчеге, рядом со скрижалями Завета (см. Евр.9:3–4 ). Значение манны как «пищи духовной» ( 1Кор.10:3 ) не однажды подчеркивается в тексте Б.: «Он… питал тебя манною, которой не знал ты, не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа живет человек…» ( Втор.8:3; 8–16 , ср. Мф.4:1–4 ); «…народ Твой Ты питал пищею ангельскою и посылал им, нетрудящимся, с неба готовый хлеб, имевший всякую приятность по вкусу каждого. Ибо свойство пищи Твоей показывало Твою любовь к детям и в удовлетворение желания вкушающего изменялось по вкусу каждого она изменялась во все, повиновалась Твоей благодати, питающей всех, по желанию нуждающихся, дабы сыны Твои, которых Ты, Господи, возлюбил, познали, что не роды плодов питают человека, но слово Твое сохраняет верующих в Тебя» ( Прем.16:20–21, 25–26 , см. также Неем.9:15 ; Пс.77:23–25, 104:40 ). Текст Н.З. раскрывает значение манны как прообраза духовной пищи, дающей «жизнь миру». Народ просит Христа о знамении и напоминает Ему об отцах, которые «ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть» ( Ин.6:31 ). Иисус отвечает им: «…не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес. Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру. На это сказали Ему: Господи! подавай нам всегда такой хлеб. Иисус же сказал им: Я есмь хлеб, сшедший с небес» ( Ин.6:32–35 ). Иудеи раздражены ответом Иисуса и не понимают Его слов: «Я есмь хлеб, сшедший с небес» ( Ин.6:41 ). Иисус повторяет: «Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» ( Ин.6:48–51 , ср.

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

3 . Но, возможно, ты спросишь: если слуга символизирует пророческое слово, то почему же тогда Ревекка дает пить ему, а не он – Ревекке? Размысли так: хотя, с одной стороны, Сам Господь Иисус Христос есть «хлеб жизни» ( Ин.6:35, 48 ) и Сам насыщает голодные души, с другой стороны, Он признает, что голоден, когда говорит: «Алкал Я, и вы дали Мне есть» ( Мф.25:35 ). И опять, хотя, с одной стороны, Сам Он есть живая вода (ср. Ин.7:38 ) и дает напиться всем жаждущим, с другой стороны, Он Сам говорит самарянке: «Дай Мне пить» ( Ин.4:7 ). Так и здесь, хотя само пророческое слово дает напиться жаждущим, тем не менее, сказано, что и они дают ему пить, когда оно принимает подвиги и служение ревностных. Душа, которая все переносит терпеливо, которая жаждет и подкрепляется большими познаниями, которая привыкла извлекать потоки знания из глубин, сама может обручиться со Христом. Поэтому если не будешь каждый день приходить к источнику набрать воды, ты не только не сможешь напоить других, но и сам будешь претерпевать «жажду слышания слов Господних» ( Ам.8:11 ). Послушай также, что Господь говорит в Евангелиях: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей» ( Ин.7:37 ). Но, как мне видится, ты не жаждешь и не алчешь правды (ср. Мф.5:6 ), и как же ты сможешь сказать: «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюсь пред лице Божие!» ( Пс.41:2–3 )? Умоляю вас, присутствующих здесь, всегда, когда проповедуется слово Божие, терпеливо слушать, когда мы укоряем нерадивых и праздных. Имейте терпение, потому что наша проповедь – о Ревекке, то есть о терпении. И мы должны неустанно порицать тех, кто пренебрегает нашими собраниями и уклоняется от слышания слова Божьего, кому не нужны ни «хлеб жизни» ( Ин.6:35, 48 ), ни «вода живая» ( Ин.7:38 ), кто не выходит из стана, не покидает своих «храмин из брения» ( Иов.4:19 ), чтобы собрать для себя манну ( Исх.16:13 и далее), кто не идет к камню, чтобы напиться «из духовного последующего камня»; камень же тот – Христос ( 1Кор.10:4 ), как сказал Апостол.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Красивые кресты с изображениями Спасителя существуют только в воображении художников. В действительности же не было ничего подобного. Мы не должны ничего здесь воображать, кроме самого крайнего ужаса и самой крайней человеческой бедности и страдания. И этот ужас, эти страдания вызывали не сожаление, а насмешки! Мф.27:41 .  Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили: Мф.27:42 .  других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него; (Ср. Мк.15:31 ; Лк.23:35 .) У всех синоптиков разные выражения, но суть ими передается одинаково. Слово «фарисеи» встречается у Матфея в менее важных кодексах и считается неподлинным. Вообще же в тексте здесь сильное колебание: «подобно», «подобно и», «подобно же и», с «книжниками и старейшинами», со «старейшинами и книжниками»; с «книжниками и старейшинами и фарисеями», с «книжниками и фарисеями». Эти люди обращались, вероятно, с насмешками и к Самому Христу, и к народу, указывая при этом на Него, произнося богохульства, припоминая Его исцеления и речи о Себе как Спасителе. Во всех этих насмешках указывается на действительные факты из Его жизни, совершенно непонятые или извращенные насмехавшимися над Ним людьми. Но если бы Он теперь сошел с Креста и таким образом спас Себя Самого, то это было бы чудом меньшим сравнительно с Его Воскресением. Resurrexim, et non credidistis. Ergo si etiam de cruce descenderet, similiter non crederitis (воскрес, и вы не поверили. Если бы, следовательно, и сошел с Креста, то все равно не уверовали бы. – Иероним). Вообще насмешки отличались тупостью и близорукостью. Окружавшие Христа люди не могли и не хотели понять, что для избавления других от опасности люди часто должны были жертвовать и жертвуют своей собственной жизнью. Мф.27:43 .  уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын. Этих слов не встречается у других евангелистов. Неизвестно, доходили ли все эти оскорбления до слуха Спасителя. По всей вероятности, доходили. Произносившие насмешки говорили здесь отчасти ветхозаветными текстами (ср. Пс.21:9 ; Прем.2:13–18 ). «Если Он угоден Ему», – буквально: «если желает, хочет Его» ( ε θλει ατν), т.е. если Он нравится, угоден Ему. Это – гебраизм (в еврейском – «гафец бо»).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

зі. Вскъ сосдъ содланъ на т не блгопоспш, и вскъ гласъ, иже на т востанетъ на прю, долеши имъ всмъ: повиннїи же тво бдтъ въ немъ. Єсть наслдїе слжащымъ гдеви, и вы бдете мн првни, глетъ гдь. 17. Ни одно орудие, сделанное против тебя, не будет успешно; и всякий язык, который будет состязаться с тобою на суде, – ты обвинишь. Это есть наследие рабов Господа, оправдание их от Меня, говорит Господь. Ст. 17. Всё, что будет воздвигаться против церкви, не успеет в достижении своей цели; все, говорящие против неё, будут обличены в неправде. Слова: повиннїи же тво бдтъ въ немъ, не имеют соотв. в евр.-м. т. Соответствующее им по 70 выражение у бл. Иеронима отмечено овелом и признано прибавкой не столько 70, сколько дурных писателей. Вместо =в р.-с. оправдание их, 70 читали: , почему: κα μες σεσϑε μοι δκαιοι, ср. слав. Глава 55 55 гл. содержит речь Господа, в которой все, жаждущие воды истинного учения, призываются прийти и насытиться благ Господних, чрез повиновение Господу и вступление в завет с Ним, в лице Отрока Его (ст. 1–5); при сем им указывается на нравственные качества обращающихся к Господу (ст. 6–7) и на возможность их духовного возрождения под влиянием слова Его (ст. 8–13). а. Жаждщїи, идите на вод, и єлицы не имате сребра, шедше кпите, и дите (и пійте) без сребра и цны вїно и ткъ. 1. Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко. Ст. 1 ср. Ис.41:17; 44:3 . Следствием подвига Отрока Господня, вместе с воссозданием церкви, является также обильное излияние даров Духа Святого. К приятию их призываются все верующие, жаждущие воды истинно живой: аще кто жаждетъ, да пріидет ко мн и піетъ, говорит Спаситель ( Ин.7:37–39 ); вода, юже азъ дамъ ем, бдетъ въ немъ источникъ воды текщи въ животъ вчный (ib. 4:14). Дары Св. Духа даются верующим туне ( Мф.10:8 ; Рим.11:6 ), так как Господу не нужны блага человека ( Пс.15:2 ). Приемлемые человеком они имеют для него такое же значение, какое вино и молоко – для истощённаго человеческого организма, т. е., укрепляющее и питающее. Бл. Иероним и св. Кирилл Александрийский в словах сего ст. находят также указание на евхаристию. Евр. =в р.-с. и ешьте, в ал. т. и некот. др. гр. сп. было переведено не φγετε, как в ват. и у Граббе, а πετε, что бл. Иероним объясняет произволом неопытных писцов, желавших здесь соблюсти последовательность; в слав. и пийте внесено в т., хотя ослаблено. Вместо =в р.-с. и молоко, 70 читали , почему: κα σταρ= и ткъ.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

Ст. 13–14. Ср. 56:4. Иер. 17:24 . Когда народ иудейский будет святить день субботний так, как заповедано Господом, не будет предаваться в течение его удовлетворению влечений похоти и пустословию, и, уклоняясь в этот день от житейских забот, возложит печаль свою на Господа ( Пс. 54:23 ): тогда он войдет в покой Божий ( Евр. 4:3–6 ) и наследует землю, обетованную отцам его. В ст. 13 евр. =в р.-с. чествуемым, в сл. т., согл. ал. код. и ват. т., оставлено без перев.; но в некот. греч. рукоп. ал. т. переведено δεδοξασμνα (=прославлены, т. е. субботы). В том же ст. евр. сл. =в р.-с угождать твоей прихоти и пустословить, 70 читали: , почему: οδ λαλσεις λγον ν ργ το στματς σου, ср. слав. Глава 59 В 59-й гл. сперва изображается нравственное и гражданско-общественное состояние иудейского народа, после отступления его от Господа (ст. 1–15а), как следствие страшного возмездия Божия за грехи народа (ст. 15б–19); потом предрекается явление Искупителя Сиона (ст. 20) и сохранение в устах народа ветхозаветного откровения (ст. 21). 1. Еда не может рука Господня спасти; или отягчил есть слух свой, еже не услышати; 2. Но греси ваши разлучают между вами и между Богом, и грех ради ваших отврати лице свое от вас, еже не помиловати. 3. Руце бо ваши осквернены кровию, и персты ваши во гресех, устне же ваши возглаголаша беззаконие, и язык ваш неправде поучается. 1. Вот, рука Господа не сократилась на то, чтобы спасать, и ухо Его не отяжелело для того, чтобы слышатъ. 2. Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, а грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать. 3. Ибо руки ваши осквернены кровью и персты ваши беззаконием; уста ваши творят ложъ, язык ваш произносит неправду. Ст.1. Бог всемогущ и милосерд: Он мог спасти народ иудейский и после отступления от Господа, после распятия Христа Спасителя, если бы этот народ совершил надлежащее раскаяние в своих грехах. Наглядным доказательством таковой возможности служит, последовавшее вскоре после сошествия Св. Духа в день Пятидесятницы, обращение ко Христу и принятие в церковь многих из иудеев, даже священников, а потом и самого Савла ( Деян. 2:41 ;:14; 6:7; 9:22).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Спасает соприкосновение (всего лишь!) совести с Богом. Оно возрождает и преображает всего человека, всю его жизнь, в том числе и прошлую, ведь покаянию прошлое доступно. Это подобно пробуждению, так как совесть можно понимать как спящий образ Бога в нашей душе. Началом многотрудного пути к милости можно считать и настойчивость “вдовицы” 7 — души, оставшейся в одиночестве без Бога и “стучащей к судье”-совести с тем, чтобы она проснулась и помогла увидеть во свете свою грешную жизнь (Лк 18:2–8). Это соединение раскаяния с надеждой, с узнаванием и, наконец, с ведением милости. Именно тут встречаются, соединяются милость и истина, правда и мир, Дух и душа, ибо Господь даст благо, и земля наша даст плод свой (Пс 84:11–13). Если мы любим — значит, “видим” сердцем. Первая “ви­дящая” из людей — Богородица. Она складывала все слова Своего Сына в Своём сердце (Лк 2:51). Это значит — именно ими и жила. И нас призывала Его любить: Что скажет Он вам, то сделайте (Ин 2:5). Она выше всех Своим “слышанием”, “сле­дованием” и одновременно выше всех Своей безмолвной исповедью-проповедью о том, что увидела у Своего Сына. Как часто вздыхал Христос, глядя на слушающих: Я сказал вам о земном, и вы не верите, — как поверите, если буду говорить вам о небесном? (Ин 3:12); имея очи, не видите? имея уши, не слышите? (Мк 8:18); Авраам и пророки хотели бы видеть то, что вы видите (ср. Мф 13:17; Лк 10:24), — не видя! отраднее будет Содому и Гоморре в день суда (Мк 6:10); вы не узнали (не увидели) часа посещения Моего (ср. Лк 19:44); не бывает пророк без чести (то есть не узнан), разве только в отечестве своем (Мф 13:57); и ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься (Лк 10:15); если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас (Ин 9:41); народ сей ослепил глаза свои (Ин 12:40). Своим ученикам Он говорил: не могли вы один час бодрствовать (то есть видеть) со Мною глаза их отяжелели (Мф 26:40,43). И ещё: видевший Меня видел Отца (Ин 14:9); еще ли не понимаете и не разумеете? Еще ли окаменено у вас сердце? (Мк 8:17), то есть не слышите, не видите ни пророков, ни Христа. Скорбь Евангелия о нас — это то, что мы не услышали и не увидели Сына Божия: Его слов, Его жизни — Его образа. Причина же слепоты, на что много раз указывал Христос — в нашем лицемерии. И сострадая нам (!), говорил: Горе вам, лицемеры… (Мф 23:13–30). Как тяжко перепутать тьму со светом и свет с тьмою, так же тяжко более надеяться на свою многообразную “праведность” и волю, чем на спасение, подаваемое в покаянии. Ученики, слыша Иисуса Христа, не раз ужасались: так кто же может спастись? — Человекам это невозможно, Богу же все возможно, — отвечал на этот вопрос Иисус Христос (Мф 19:25–26). Нет такого дела, которым бы мы спаслись, оправдались, но есть воплотившаяся Любовь, которая может, “жаждет” спасти, простить.

http://pravmir.ru/ob-odnoy-zapovedi-hris...

Мф. 24, 37–41) а когда самое солнце земное среди дня зака­тится и дневной свет внезапно заменится тьмою. Одним из предвестников этого всеобщего, последнего суда должен быть и суд, предстоящий Израилю. Когда этот суд над Израилем войдет в свою силу; тогда «праздники ваши,» говорит Господь сему народу, «обращу в сетование, и все песни ваши в плачевную песнь, чресла всех обложу власяницею (траурною одеж­дою) и на всех головах волоса будут острижены " (в знак печали, ср. Ис. 3, 24 ), плачь народа будет так же горек, как плачь по умершем единственном сыне. «Произведу у ней плачь», говорит Господь, «как по единственном (ср. Иер. 6, 26 ; Зах. 12, 10 ); и конец ее,» конец печали, конец плача– «как день горести,» покончится плач не утешением, а горе­стью же. Это значит, что суд Божия наказания не скоро пройдет над Израилем, а остановится на нем на продолжительное время (8,4–10). Горечь суда Господня особенно усилится оттого, что Господь отнимет от Израиля в то время свое просветительное и живо­творное слово откровенное. «Се идут дни,«говорит Господь, «когда Я на землю пошлю голод; не хлеба будут алкать, не воды жаждать, но того, чтобы слышать слово Иеговы.» Эта жажда слышания слова Божия будет возбуждена в народе, конечно долженствовавшими постигнуть его бедствиями. Приведенные этими бедствиями к сознанию своих грехов, сыны Израилевы, не хотевшие прежде внимать словам Божиим, изрекаемым чрез пророков, те­перь будут страстно желать этих слов Божиих «и будут бродить от моря до моря,»не от Мертвого до Средиземного и наоборот, а от одного конца земли, где море до другого конца земли, где также море, т. е. будут бродить от одного края земли до другого ( Зах. 9, 10 ; Пс. 71, 8 ), «и от севера до востока«(сокращен­ная форма выражения вместо полной: от севера к югу и от запада к востоку т. е. по всем странам земли) «будут ски­таться, чтобы найти слово Иеговы, и не найдут. В тот день,» продолжает пророк изображение мучительного состояния Израиля от оскудения среди него слова Божия, «прекрасные девицы и юноши будут истаивать от жажды «будет истаивать, будет гибнуть от жажды слышания слова Божия самая цветущая и креп­кая часть народа (что же после этого сказать о людях слабых здоровьем и силами)–будут гибнуть «клянущиеся (теперь) соблазном самарийским,»т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

Ведение и страх Господа – познание свойств Вседержителя («Божия никтоже весть, точию Дух Божий) и памятование заповедей Его нравственного закона (ср. Пс.111:1 ). Слова: «страх Божий» заменены в греко-слав. переводе словом: «благочестие» вопреки смыслу первоначального текста: памятование заповедей нравственного закона, коль-скоро оно отражается и в жизни человека, есть благочестие. Пребывание Духа Святого на Отрасли от усечённого дерева Иессеева приравнивает эту Отрасль к тому Отроку=Рабу Господню, о котором в Ис.42:1 Господь также говорит, что Он «положит на Него Дух Свой», и которого деятельность, по её нравственным основам, представляется также сходной с деятельностью Отрасли от усечённого дерева Иессеева (ср. Ис.11:4, 5 с Ис.42:1, 3–4 ). Потомок Иессея, не только как Причастник Духа Божия, но и как правдивый Судья бедных и страдальцев, представляется также сходным с тем Помазанником Духа Господня, о котором речь в Ис.41:1 и сл. Наконец, в Откр.5:5–6 «имеющим седмь рогов и седмь очей, которые суть седмь духов Божиих, посланных во всю землю», называется «Лев от колена Иудина, корень Давидов»; а в Откр.1:4 о Нём говорится, что Он «есть и был, и грядет», т. е. единосущен с Иеговой (Ягве)=Сущим, Вечным. г. Исполнитъ єго Дх страха Бжї: не по славе сдити имать, ниж по глаголанїю бличитъ: 3. И страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела. д. Но сдитъ правдою смиренном сдъ и бличитъ правостїю смирєнны земл, и поразитъ землю словомъ устъ своихъ и Дхомъ устенъ убїетъ нечестиваго: 4. Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьёт нечестивого. 3–4. И исполнитъ єго Дх страха Бжї: о присутствии страха Божия в Потомке Иессея была речь в предыд. стихе по евр. тексту; и в переводе слав.-греческом «дух благочестия», как сказано, то же, что «дух страха Господня». Если так, то слав.– греческий перевод, с которым согласен и русский, в начале 3 стиха содержит мысль, тожественную с мыслью конца стиха предыдущего.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

веровали Моему учению, принимали его и прилагали к жизни (ср. 14:15, 23–24), то же будет и с учением, которое вы будете проповедовать, потому что это учение – Моё учение, и вы сами в этом отношении заступите место Моё. Судьба ваша и вашего учения будет одинакова с Моей. – Но всё то: разумеются не благоприятные, а ненавистные отношения мира к апостолам и их учению, как видно из всего дальнейшего хода речи. – За имя Моё: имя того, кто сделал – вместо обозначения самого дела; название имени есть исповедание того дела, которое сделано лицом, носящим то имя. Из истории мы видим, что за одно призывание имени Христова мир влёк исповедников Его на казни и смерть. – Потому что не знают пославшего Меня: если бы они имели истинное познание о Боге, то приняли бы и Христа, потому что знали бы, что Он послан от Бога, а потому за имя Его не преследовали бы учеников Его. Это неведение, впрочем, не извиняет преследователей, потому что оно добровольное, а не невольное, и потому заключает в себе вражду и ненависть, чего нет в неведении невольном. Это Господь раскрывает в дальнейшей речи. Таким образом, эта вражда есть вражда не только против Христа, но и Бога Отца. «Посему, если не что иное, то это самое, что одни и те же суть враги вам и Мне и Отцу Моему, должно служить к вашему утешению» (Феофил., ср. Злат.). 22. Ин. 15:22 . Если бы Я не пришёл и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своём. Ин. 15:24, 9:41 ; Мф. 11 д. 23. Ин. 15:23 . Ненавидящий Меня ненавидит и Отца Моего. Ин. 5:23 . 24. Ин. 15:24 . Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего. Ин. 7:31, 9:32, 10:25, 38, 14:11 . 25. Ин. 15:25 . Но да сбудется слово, написанное в законе их: возненавидели Меня напрасно. Ин. 19:24 ; Пс. 68:5, 34:19 . Если бы Я не пришёл и пр.: неизвинимый, непростительный грех, о котором говорит здесь Господь, есть грех ненависти неверующих ко Христу и Отцу Его Небесному (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010