Ст. 2. ...Судия земли – «Судия всей земли» ( Быт. 18:25 ) – так называл Бога Авраам; Исаия говорил о Боге как о Судии народов (см.: Ис. 3:13 ). Ст. 6. Псалмопевец выступает против «позиции силы», против нарушения нравственных норм в среде своего народа. Забота о слабых – вдове, сироте, пришельце – требование Моисеева Закона, заповедь Самого Бога (см.: Исх. 22:21–22 ). Пророки от имени Бога укоряли свой народ в притеснении вдов, сирот, иностранцев и требовали доброго отношения к ним (см.: Ис. 1:17; Иер. 7:6 ; Иез. 22:7 ). Ст. 7. ...Бог Иаковлев – см. примеч. к пс. 77:5. Ст. 13. ...падет в яму – существовала пословица: «Кто роет яму, тот упадет в нее» (ср.: Притч. 26:27 ; Еккл. 10:8 ). Ст. 16. ...ополчится – букв. «поднимется, встанет». Ст. 19. ...терзали – букв. «умножались». Ст. 21. ...праведника – букв. «душу праведника».   Псалом 94 Ст. 8–11. Не ожесточайте сердец ваших – ср.: «Блажен человек, который всегда пребывает в благоговении; а кто ожесточает сердце свое, тот попадет в беду» ( Притч. 28:14 ); ...во дни испытания в пустыне –выйдя из Египта, еврейский народ сорок лет странствовал по пустыне, пока не утвердился в Земле Обетованной. За эти годы мучимый жаждой и голодом народ много роптал, падал духом и жалел о покинутом Египте (см.: Исх. 17:1–7 ; Чис. 14:1–4 ).   Псалом 95 Надписание, по-видимому, свидетельствует о том, что псалом составлен Давидом и пелся, когда вернувшиеся из вавилонского плена древние евреи восстанавливали храм. Этот псалом перекликается с хвалебным псалмом Давида (см.: 1Пар. 16:7–36 ). Ст. 7. Этот стих перекликается с 1Пар. 16:29 ; ...отцы племен – речь идет, очевидно, о паломниках, которые стекались в храм. Ст. 8. ...во дворы – во двор храма. Ст. 10–13. Бог восхваляется как Царь и Судия, вся природа торжествует о Нем; ...судить...по правде -справедливый суд, наряду с милостью, – непременное свойство Божие ( Втор. 1:17 ; Пс. 75:9–10 ; Иез. 7:3–4 ). Ст. 11. ...небеса ...зелия ...море – т. е. весь видимый мир. Ст. 12. ...поля – равнины, открытая местность.  

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Книга заканчивается алфавитным стихотворением, похвалой добродетельной женщине ( Притч 31:10–13 ). Последовательность фрагментов лишена особой значимости; в греческом переводе она иная, а внутри отдельных частей притчи расположены вне сколько–нибудь продуманной связи. Следовательно, эта книга – собрание сборников, обрамленное прологом и эпилогом. Она отражает процесс литературного развития, о котором вкратце говорилось в общем введении к книгам Премудрости (см. 4(7) журнала –Пер.). В обоих основных сборниках машал приводятся в своей изначальной форме; здесь содержатся только краткие сентенции, обычно – в виде всего лишь двучленного высказывания. В приложениях формулировки уже более пространны; в мелких числовых притчах ( Притч 30:15–33 , ср. Притч 6:16–19 ) вся соль представлена в виде загадки, известной с древнейших времен, ср. Ам 1 . Пролог ( Притч 1–9 ), прерываемый двумя обращениями персонифицированной Премудрости, и эпилог ( Притч 31:10–31 ) – это искусно присовокупленные построения. Последовательность в развитии формы соответствует порядку времен написания притч. Самая древняя часть – это два крупных сборника (глл. 10–22 и 25–29). Они приписываются Соломону, который, согласно 3Цар 4:32 , изрек три тысячи притчей и всегда считался величайшим мудрецом Израиля. Но если не принимать во внимание это свидетельство традиции, то весь тон книги в целом слишком внеличностен, чтобы можно было с уверенностью связать ту или иную из отдельных притч с именем царя. Но не подлежит сомнению, что книга в целом относится к его эпохе; притчи второго сборника были древними уже тогда, когда мужи Езекии собрали их ок. 700 г. до Р. Х. Оба больших собрания, основа книги, дали ей свои названия: вся в целом книга называется «Притчи Соломона» ( Притч 1:1 ). Однако подзаголовки более мелких фрагментов указывают на то, что этот общий заголовок не следует понимать буквально; эти фрагменты содержат и творения анонимных мудрецов ( Притч 22:17–24:34 ), и слова Агура и Лемуила ( Притч 30:1–31:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedeni...

начальника. См. ком. к 2,10. совершителя веры. Как «совершитель» Иисус привел к вере всех, кому Бог предопределил через него высшее предназначение: посредством поклонения, угодного Богу, войти в Его присутствие (10,14; 11,40; 12,28). вместо предлежавшей Ему радости. Как безгрешный Сын Божий Иисус не должен был увидеть смерть и страдания. Но Он, став Спасителем грешников и взяв на Себя «грехи всего мира», понес наказание за всех. Смерть для Иисуса не была неизбежностью Он принял ее добровольно. 12 поругание от грешников. Следуя Иисусу, читатели послания также должны терпеливо сносить «поругание от грешников» и не падать духом. 12 сын. Божие намерение привести многих сынов к славе требует, чтобы вождь их спасения был «совершен» (воздвигнут) через страдания (2,10), даже если Он является Сыном, этих страданий не заслужившим (5,8). Поэтому и усыновленные дети Божий, следующие за Христом, могут войти во владение своим наследием через дисциплинирующие испытания. 12 незаконные дети. Современные автору римские патриции часто имели незаконных детей, которых они обеспечивали в финансовом отношении, но мало уделяли внимания их воспитанию, поскольку те не наследовали ни отцовского имени, ни фамильного состояния. 12 Отцу духов. Т.е. Богу. 12:12–13 Назидания, содержащиеся в этих стихах, облечены в словесные образы Ветхого Завета (см., напр. Притч. 4,25–27 ; Ис. 35,3.4 ). 12 Старайтесь иметь мир со всеми. Ср. Рим. 12,18 . святость. Святость обретается посредством жертвы Христа (10,10), которая освятила нас раз и навсегда и примирила с Богом. В данном случае под словом «святость» подразумевается праведный образ жизни. не увидит Господа. Видеть Господа значит «быть с Богом», что является главной целью спасения ( Откр. 22,4 ). См. также 1Ин. 3,2 ; 2Кор. 3,18 . 12 горький корень. Здесь может подразумеваться еретическое учение, греховное поведение и все прочее, что уводит от Христа. Ср. Втор. 29,18 . 12:16 Исав является прообразом тех, кто не ценит обетования Божий (ср. гл. 11, где говорится о людях веры) и кто «потерян» безвозвратно (ст. 17). Моисей променял блага Египта на «поношение Христово», поскольку он видел конечную награду (11,26); Исав променял свое первородство на чечевичную похлебку, поскольку его духовный взор не простирался дальше этого «блага» ( Быт. 25,29–34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Значения эти могут быть сведены к двум типам: а) benedictio verbalis, – благословение, как изречение ( Быт.27:12 ), в противоположность проклятию ( – ibid., ср. Втор.11:26 ); сюда принадлежит благословение в смысле специального благожелания и предсказания кому-л. ( Быт.49:28 ) или обетования ( Втор. 28, 2 ), бл. в смысле благодарного благожелания ( Иов.29:13 ; Притч.28:20 ); сюда же принадлежит значение благословения в смысле хвалы ( Неем.9:5 ); дальнейшим примыкающим сюда значением является мирный договор ( 4Цар.18:31 ; Ис.36:16 ); – б) benedictio realis, имеющее несколько различных оттенков значения: благословение в смысле полноты благ (==благословение Божие, покоящееся на чем-либо, – Быт.39:5 ; ψ.3:9; Быт.28:4 ; ψ.20:4; Притч.10:6 ; Ис.65:8 ); подарок, сопровождающий благопожелание, знак расположения ( Суд.1:15 ; 1Цар.30:26; 25:27 ; Быт.33:11 ; 4Цар.5:15 ), – особенно дар благодати Божией в виде, напр., жатвы ( Иоил.2:14 ; Лев.25:21 ; Мал.3:10 ); – сюда же, по-видимому, относится и метонимическое обозначение чрез » носителя благословение ( Ис.19:24–25 ; Быт.12:2 ; Иез.34:26 ; Зах.8:13 ). Из этой справки мы видим, что толкование бл. Феодорита, Феодора М., Новака и Орелли едва ли может быть принято. Иерархическое положение – слишком общее и отвлеченное понятие, чтобы его можно было, без всяких пояснений, называть ». Представители этого толкования рассуждают чересчур формально: сказано, что на священников посылается проклятие; сказано затем, что объектом этого проклятия являются священников; – следовательно, последние суть священническое состояние. Значение комментируемого текста должно ведь определяться не исключительно контекстом, а в гораздо более значительной степени вообще значением слов, входящих в его состав. Ссылки Орелли на Мал.2:3, 5 неубедительны, потому что «завет с Левием» находит свое объяснение и помимо такого толкования «благословений»; а чтобы в ст. 3 говорилось о «потомстве» священников, это более чем сомнительно. Ссылка же Новака на ст. 9, где выясняется, в чем состоит проклятие, тоже ничего не доказывает, так как подробности этого последнего стиха подойдут к любому толкованию ; а затем, полагать, что вполне покрывается понятием, выраженным чрез , – незаконно, так как в ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

    10:26. Учителя часто отвечали на вопросы встречными вопросами. «Как читаешь?» — это, несомненно, традиционный раввинский вопрос.     10:27. Знаток закона предлагает ответы, которые часто давали иудейские учителя (и Иисус; см.: Мк. 12:29—31), опираясь на Втор. 6и Лев. 19:18.     10:28. Некоторые тексты в «законе обещали жизнь тем, кто его соблюдает. Выражение «будешь жить» подразумевает долгую жизнь на земле, которую даровал им Господь, но многие позднейшие еврейские комментаторы толковали его как обетование " вечной жизни. В таком же свете толкует этот принцип Иисус (ср.: ст. 25). «Правильно ты отвечал» — эта фраза предваряет вывод о практическом применении уроков из «притчи в каждом конкретном случае (4 Езд. 4:20; ср.: 2 Цар. 12:7; 3 Цар. 20:40—42).     10:29. Еврейские учителя под «ближним» обычно понимали собрата-израильтянина. В Лев. 19«ближний», несомненно, означает «израильтянин», но далее (в 19:34) принцип любви к ближнему распространяется и на иноплеменников (пришельцев), поселившихся на земле Израиля.     10:30. Подобно большинству притч, эта история отвечает на вопрос собеседника; детали истории не содержат аллегорического смысла. Иерихон расположен на более низких отметках рельефа, чем Иерусалим,поэтому, идя туда, необходимо «спускаться» (S в русской синодальной Библии этот нюанс отсутствует). Разбойники часто нападали на странников, особенно одиноких. Мало у кого в те времена были две смены одежды, поэтому она представляла интерес для грабителей.     10:31. Священники должны были избегать осквернения, особенно в результате соприкосновения с мертвым телом. С точки зрения «фарисеев, для осквернения человека достаточно было даже того, чтобы его тень упала на покойника. Как и ограбленный человек, священник шел той же дорогой (•? в оригинале — «спускался»), т. е. направлялся из Иерусалима, а потому не был озабочен предстоящим служением в храме. Но закон есть закон; закону милосердия следовало отдать предпочтение, если бы раненый подавал признаки жизни, но он казался мертвым (ст. 30), и священник не рискнул оказать ему помощь. Эту задачу мог выполнить левит или простой израильтянин. Иисус критикует здесь священство не столь резко, как это Делают «ессеи, а часто и пророки (Ос. 6:9).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Иисус Сирахов воспринимает высказанную в Притч 8. 22-31 мысль о персонифицированной Премудрости, к-рая уже была при Сотворении мира и поэтому являет собой принцип мирового порядка (Притч 8. 22-31). В 24-й гл. Книги премудрости Иисуса, сына Сирахова, содержится гимн Премудрости, ее роли в творении и в истории Израиля. Открытая Создателем мира мудрость - это «книга завета Бога Всевышнего, закон, который заповедал Моисей как наследие сонмам Иаковлевым» (Сир 24. 25-26; ср.: 18. 11-14). В этом сближении З. М. и космической Премудрости закон приобретает универсальную ценность - весь мировой порядок представлен в законе Израиля, к-рый можно увидеть в мире, понять его и жить согласно ему. Э. П. С. В межзаветной литературе тема З. М. является одной из центральных. Во мн. произведениях дается не только истолкование отдельных заповедей, но и обсуждаются значение и роль З. М. в контексте исторической ситуации (особенно в отношениях с др. народами). Поскольку в послепленную эпоху иудеи почти все время находились под властью язычников, следование З. М. стало основой их этносоциальной идентичности. Мн. иудеи были готовы защищать закон с оружием в руках или пойти на смерть, но не отказываться от соблюдения заповедей (Test. Mos. 9. 6; 1 Макк 1. 62-63; 2. 19-22, 50; 2 Макк 6. 27-28; 7. 2, 9, 11, 23, 37), что особенно ярко проявилось во время гонений Антиоха IV Епифана и в период рим. владычества. Вместе с тем в межзаветную эпоху формируется неск. течений внутри иудейства, к-рые по-разному понимали как отдельные заповеди, так и смысл З. М. в целом (при этом ни одно из течений не ставило под сомнение божественное происхождение З. М. и необходимость соблюдения заповедей). Появляется ряд заповедей, к-рые приписываются Моисею, но не содержатся в Пятикнижии. Так, несмотря на то что соблюдение субботы было основным отличительным признаком иудейства, правила поведения в этот день не были жестко определены и являлись предметом споров. Ессеям было запрещено зажигать огонь, передвигать сосуды в субботу ( Ios. Flav. De bell. II 8. 9) и не только вести дела, но даже говорить о работе, отходить более чем на 500 шагов от дома, носить воду, использовать благовония и лекарства (CD 10. 14 - 11. 18). Представителям др. течения категорически запрещались военные действия в субботу (Юб 50. 12), третьим дозволялось воевать в целях самозащиты (1 Макк 2. 29-42), четвертых ограничивали только случаями прямого нападения ( Ios. Flav. Antiq. XIV 4. 2-3). Римляне признавали право евреев не воевать в субботу, а потому освобождали их от службы в армии (Ibid. 10. 12).

http://pravenc.ru/text/182513.html

при ковчеге завета, еврейский народ, по требованию закона ( Втор.17:18,19 ; Нав.1:8 ), должен был иметь списки с закона, дабы учиться ему день и ночь... Есть многие прямые и косвенные указания в самых священных книгах (см. напр. Втор.31:10 ), что книга закона была известна и распространена в народе. Она всегда была основанием и главною книгою между священными книгами Израиля. – В последствии времени к пятокнижию Моисея присоединены были пророками, напр. Нафаном, Семеем и Ииуем ( 1Пар.29:29 ; 2Пар.9:29, 12:15, 20:34 ) и исторические книги, продолжавшие, со смертию Моисея прекратившуюся, в печальные времена Судей, священную историю, начатую в Пятокнижии. Пророки, хранители закона, заботились о сохранении и своих пророческих книг, писанных ими по повелению Божию, содержащих божественные откровения будущего и представлявших современные им события во свете откровенного закона. Будучи возбудителями высших и чистейших стремлений жизни, пророки не оставляли без внимания и тех священных кнпг своего народа, в которых отражалась возбужденная божественным законом духовная жизнь и заботливость также о сохранении и этих книг. И мы действительно из указаний, напр. самой Псалтири ( Пс.71:29 ), видим, что псалмы были собраны в одно целое гораздо раньше, чем Псалтирь получила настоящий свой вид. A что писания Соломона были собраны, распространены и известны, видим из книги Притчей ( Притч.21:1 ), a также и из следов их, особенно Притчей, в книгах пророческих. Что наконец, существовали письменно в сборниках книги пророческие, видно из того, что позднейшие пророки пользуются словами и выражениями пророков древнейших, так что пророческие книги составляют непрерывную цепь следующих одна за другою и взаимно о себе свидетельствующих книг (ср. например Ис.2:2 и Мих.4:1 ; Иер.5:6 и вв. Иер.1:6,8, 12:1 и Авв.1:13 ; Иер.25:27 и Авв.2:16 и мн. др. места см. в параллельных местах, означенных в библиях). Итак, есть основание утверждать, что по мере того, как умножалось y евреев число священных книг, происходило постепенно и присоединение их к священному канону 24 .

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

е. – внешнее исключает внутреннее, а внутренний смысл исключает внешний?“ 338 По мнению Μ. Ивановича, – „это очень просто“. Как, спрашивает он, ветхозаветные жертвы исполнились во Христе, а еврейское обрезание выполняется у нас на сердце? И даёт такой ответ: „мы и теперь не перестали приносить жертвы, но каким образом всё это выполняется? – Конечно, во внутреннем смысле и значении: духовные жертвы исключили внешние жертвы, духовное обрезание исключило видимое: таким же образом духовное крещение исключает внешнее, духовное преломление хлеба исключает буквальное, духовное рождение исключает плотское“. Сознаемся, что после разъяснения Μ. Ив. недоумение наше не только рассеялось, а ещё более увеличилось. На самом деле, до сего времени мы, согласно указанию ап. Павла, думали, что ветхозаветные жертвы заменены и отменены голгофской жертвой ( Евр.10:1–14 ), а ветхозаветное обрезание – с погребением и со-воскресением Христу в водах крещения ( Кол.2:11–12 ); по словам же Μ. Ив. выходит, что ветхозаветные вещественные жертвы заменены и исключены духовными, а ветхозаветное – видимое обрезание исключено духовным обрезанием сердца. Это – с одной стороны. С другой, – и относительно ветхозаветных жертв мы вовсе не думали, чтобы они состояли в одном только убиении животных или в одном только внешнем приношении. Согласно указанию закона Моисеева и разъяснению св. пророков, мы привыкли думать так, что для еврея жертва вещественная должна была служить внешним выражением жертвы духа – сердца сокрушённого и смиренного ( Лев.23:27,32 ; Числ.29:7 ; Пс.50:19 ); где же не было такого сочетания жертвы вещественной с жертвой духовной, – там была „мерзость Господеви“, беззаконное убиение животных ( Притч.23:27 , ср. Притч.15:8 ; Ис.1:11–14,66:1–3 ); равным образом – и ветхозаветное обрезание отнюдь не ограничивалось одним отнятием крайней плоти, но требовало также и обрезания сердца (Врв. 10, 16; Иер.4:4 ); а потому те, которые думали довольствоваться одним внешним обрезанием, навлекают на себя гнев Божий наравне с необрезанными плотью ( Иер.9:25–26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Особенно наглядно это выражают слова умирающего Иакова в Быт.49:18 : «Господи, надеюсь на помощь Твою», которые очень идут к уяснению данного изречения» (Hengsfe В11 S. 95–96). Отшествие праведных изображается более приятным и менее горьким, ср. Иез.57:2 ; Притч.5:11 ; Быт.15:15; 25:8 ; Втор.34:5 . Смерть праведного, насыщенного жизнью ( Быт.25:8; 35:29 ; 1Пар.29:28 ), представляется счастливым окончанием благословенного Богом пройденного жизненного пути. Такого конца желает себе Валаам, может быть, в тайном предчувствии своей бесславной насильственной смерти. Израиль же представляется ему в совокупности народом праведников (к чему он и был предназначен), в котором каждый, оставаясь верным своему Богу и царю, мог ожидать после благословенной жизни мирной кончины, как желаемаго успокоения после трудов (ср. также Ис.62:2 ). (Властов. Св. летопись к книге Чисел23, примечание 4). 244 Такое объяснение находится у Генгстенберга S 102. Напротив, древние толкователи – Ориген , Феодорит и некоторые из новейших напр. De Geer. Dissert, de Bil. p. 58, объясняли это иначе. По их мнению, Валак подозревал что Валаам не произнес проклятия ради того, что был смущен и поражен видом всего вооруженного Израильского стана и почувствовал недостаточность силы своего магического искусства. Чтобы ободрить Валаама и таким образом сделать его способным вредоносно дохнуть на Израильтян могуществом своей воли, царь моавитский ведет его на другое место, откуда видна только часть Израильского лагеря и, следовательно, не может быть такого угнетающего впечатления, какое можно испытать непревыкшему человеку с «высот Ваала». Однако это толкование не может быть принято уже потому, что, как указано раньше, с высот Ваала ( Чис.22:41 ) можно видеть только часть Израильского стана, а не весь, как предполагают сторонники приведенного объяснения. 245 Выражение ст. 13: «пойди со мною на другое место, с которого ты увидишь его (стан Израиля), но только часть его увидишь, а всего его не увидишь», при сопоставлении с Чис.22:41 : «и он увидел оттуда (с высот Ваала) часть народа», хорошо выяснено у Генгстенберга.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorit...

4) Христианин должен быть в своей жизни образцом совершенства в добродетели для других людей при всяком положении и во всех обстоятельствах жизни, (ст. 6–14; 1Тим.4:12 ). 5) Обличение тех людей, которые имеют привычку браниться и проклинать других людей очень часто по самым ничтожным причинам (ст. 14; Еф.4:29 ). 7-я неделя по пятидесятнице (Евангелие от Матфея, зач. 33, гл. 9, ст. 27–35; Апостол к Римлянам, зач. 116, гл. 15, ст. 1–7). 1) К ст. 34. Клевета никого не щадит, даже Самого Господа. Клевета – убийство. В одной повести злодей вливает яд в уши другого человека, но клеветник и есть именно такой человек, – убийца, вливающий в душу отравляющий яд. Сплетня – вид клеветы. Сколько зла происходит от сплетни. Сколько семей разбито ею. 2) Сравнение слепоты духовной со слепотой телесной. Что такое слепота духовная? – Ослепление наше грехами и страстями до невозможности пользоваться светом правды, добра и мира. Тяжесть слепоты духовной. Средство для ее исцеления – вера. 3) Слепые, немые и глухие служат для нас уроком употребления и освящения наших чувств. «Ты вся наша чувства страстнаго умерщевления свободи, благаго тем владыку внутренний помысл приставив: и око убо да не приобщно будет всякаго лукаваго зрения, слух же словесем праздным невходен, язык же да очистится от глагол неподобных: очисти же наша устне хвалящия Тя, Господи!» (Молитва верных первая на литургии преждеосвященных даров; ср. Иов.31:1 ; Сир.9:8. 28:28, 29 ; Ис.33:1, 15, 16 ; Притч.12:22, 25 ; Иак.2:2 ; Ефес.4:25, 29 ). 4) Когда мы бываем духовно немыми? Наша обязанность – иметь отверстые уста для исповедания веры, защиты слабых, обличения злоупотреблений, беззаконий и проч. 5) «И проглагола немый» (ст. 33); наставление о разумном употреблении человеческого языка и речи. Злоупотребление языком. Сила и польза своевременного слова. 8-я неделя по пятидесятнице (Евангелие от Матфея, зач. 58, гл. 14, ст. 14–22. Апостол, 1-ое к Коринфянам, зач. 124, гл. 1, ст. 10–18). 1) Собирайте остатки. Не бросайте лишнее, даже ненужное вам. Должно уважать дар Божий, хлеб. Грех небрежно относиться к нему. Все берегите для ближнего. Есть люди, которые готовы из грязи достать корку.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010