XXVIII. В уста христиан, которые в глазах Цельса являются червями, он влагает еще такие слова. «Бог оставил попечение о движении небес, Он предоставил всю эту обширную землю ее собственному течению и только о нас одних Он промышляет, только к нам одним Он посылает своих вестников и посылает их неукоснительно, заботясь о том, чтобы у нас с Ним установилась вечная связь». Нужно заметить, что Цельс таким образом заставляет нас говорить, собственно, такие вещи о которых мы никогда и не думали. Мы уже читали и в том убеждены, что Бог любит все существующее, и среди сотворенных Им вещей нет ничего такого, что было бы предметом Его ненависти, ибо Он не может быть ненавистником того, что было Им уготовано (Ср. Прем. 11:25 ). Читали мы также и такое изречение: «Ты все щадишь, потому что все Твое, душелюбивый Господи. Нетленный Твой Дух пребывает во всем. Посему заблуждающихся Ты мало-помалу обличаешь и, напоминая» им, «в чем они согрешают, вразумляешь» ( Прем. 11:27, 12:1–2 ). Как же мы можем говорить, что «Бог оставил попечение о движении небес и обо всем мире, презрел всю эту обширную землю и только на нас одних останавливает все свои заботы», – на нас, которые знают, что в своих молитвах мы всегда должны помнить, что «милости Господней полна земля» ( Пс. 32:5 ), что «милость Господа – на всякую плоть» ( Сир. 18:12 ), что Господь благ и «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» ( Мф. 5:45 ) и что Он убеждает нас, если только мы хотим быть Его чадами, – следовать Его примеру, и что Он же научает нас благодетельствовать всем людям (Ср. Мф. 5:44 ; Лк. 6:35 ) по мере возможности. Само Писание называет Его «Спасителем всех человеков, а наипаче верных» ( 1Тим. 4:10 ); и о Его Помазаннике мы читаем (в Писании), что «Он есть умилостивление» (λασμς) «за грехи наши, и не только за наши, но и за» грехи «всего мира» ( 1Иоан. 2:2 ). Приведенные места (из Писания) ясно утверждают совсем не то, что приписывает (нам) Цельс. Правда, некоторые из иудеев могут проводить несколько и иные представления ограничительного характера, но во всяком случае не христиане, которые твердо знают, что «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» ( Рим. 5:8 ). Впрочем, «едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть» ( Рим. 5:7 ). Ныне же Иисус, Которого мы называем Помазанником Божиим, – этим выражением, обычным для наших Писаний, – проповедуется пришедшим для всех грешников ( 1Тим. 1:15 ), где бы они ни были, – и притом с целью, чтобы грешники оставили грех и самих себя доверили Богу ( Лук. 9:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/protiv_...

Левит, в 16 главе, где описывается обряд, который совершался Евреями в великий день очищения. Этот обряд состоял в следующем. В день очищения Аарон брал двух козлов и поставив их вред входом в скинию собрания, бросал жребий о обоих козлах, чтобы узнать, какой из них – , для Господа, и какой – ( Лев. 16:7, 8 ) 192 . Того козла, на которого выпал жребий для Господа, он приносил в жертву за грех (ст. 9) и кровь его вносил во Святое Святых (ст. 15). Другого же козла, на которого выпал жребий , поставлял живым пред Господом (ст. 10) и, возложив на голову его обе руки свои и исповедав над ним все беззакония сынов Израилевых и все преступления их, и все грехи их, отсылал его с нарочным человеком в пустыню (ст. 10:21). В названном здесь слов , Азазель, и можно находит указание на знакомство Евреев с идеей о злом духе уже в глубокой древности, так как под этим словом разумеется злой дух, или диавол, к которому посылается в день очищения козел с возложенными на него беззакониями народа израильского. Что действительно под упоминаемым здесь Азазелом нужно разуметь злого духа, или диавола, в пользу этого говорят следующие данные 193 : 1 . Противопоставление Иеговы и Азазель в 8 стихе 16 главы кн. Левит. Аарон бросает жребий о обоих козлах, чтобы узнать, какой из них – , Иегове, и какой – , Азазелу. Из такого противопоставления Иеговы и Азазела следует, что Азазел есть личное и при том злое существо. 2 . Самое место, пустыня, куда отводится козел, на которого выпал жребий , для Азазела, может говорить также в пользу представленного объяснения. Как видно из различных мест Св. Писания, пустыня считалась местом пребывания злых духов. По словам Спасителя, нечистый дух, вышедши из человека, ходит по безводным местам, ища покоя ( Мф. 12:43 . Ср. Лк. 8:27 и дал.). В Откровении Иоанна Богослова разрушенный Вавилон представляется жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу ( Откр. 18:2 ). Ср. Вар. 4:35 ; Ис. 13:21, 34:14 . 3 . Производство слова , Азазель, говорит также за то, что под ним нужно разуметь злого духа, или диавола.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/gre...

Тем более не должно бы нам злословить друг друга, хотя бы при негодовании богоугодном; ибо и Михаил архангел, когда говорил с дьяволом , споря о Моисеевом теле, не смел произнесть укоризненного суда, но сказал: да запретит тебе Господь ( Иуд.1:9 ). Потому и Павел говорит Тимофею: рабу Господню не подобает сваритися, но тиху быти, незлобиву 54 ( 2Тим.2:24 ). Наблюдайте за собою, – говорит всем нам Господь наш, – если согрешит против тебя брат твой, выговори ему: и если покается, прости ему, и если семь раз в день согрешит против тебя, и семь раз в день обратится и скажет: признаюсь, что худо сделал, – прости ему грех его ( Лк.17:3, 4 ). Чтобы кто не подумал, что действительно до семи только раз нужно прощать кающегося брата, Господь сказал Петру: не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз ( Мф.18:21, 22 ), т. е. сверх всякого счета. Если вы будете прощать людям согрешения их, – говорит еще Господь, – то и вам простит Отец ваш небесный; а если не будете прощать, то и Он не простит вам согрешений ваших ( Мф.6:14, 15 ). Вот какой договор с нами поставил Судья небесный, Которому Бог Отец отдал все во власть (Ср. Ин.17:2 ). И чтобы мы яснее могли познать эту истину, Господь Спаситель наш сказал нам еще притчу. Некоторый царь захотел произвести суд над своими должниками, и был представлен царю имеющий на себе долгу десять тысяч талантов. Царское одолжение и долг для подданного неоплатный! Десять тысяч талантов – это по нашему счету 25 миллионов 800 тысяч рублей. Должник же не имел чем заплатить, и царь приказал продать его, и жену его, и детей его, и все, что он имел, и заплатить. Тогда раб тот пал пред царем и, кланяясь, говорил: «Государь, потерпи на мне, и все тебе заплачу». Такою просьбою умилосердился царь, отпустил его и весь долг простил ему. Раб же тот, вышедши, встретил одного должника своего, который должен ему был сто динариев (цена динарию 21 коп. с половиной), долг незначительный, всего 21 руб. 50 копеек. Но жестокосердый, схватив за горло своего должника, давил его и говорил: «Отдай мне, что должен». «Потерпи на мне, – умолял должник, – и все отдам тебе». Но тот не хотел, повел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Видевшие это товарищи его весьма огорчились, и пошли, и сказали царю. Царь, призвав заимодавца, гневно сказал: «Злой раб! простил я тебе весь долг, потому что ты упросил меня; не следовало ли и тебе простить, пожалеть должника своего, как я пожалел тебя?» И отдал его истязателям, пока не уплатит всего долга. Так и Отец Мой небесный, – говорит Господь, – поступит с вами, если не простите каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его (Ср. Мф.18:35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Толкователи, считающие образ сожжения Гога и Магога строго библейским, приводят два рода данных в подтверждение своего мнения: 1) исторические показания Библии , относительно чудесного сожжения небесным огнем людей нечестивых, и 2) символические описания Богоявлений, открывающих величие Бога, как Судии. По отношению к первым из указанных данных, мы ограничимся общей цитацией: – это Быт.19:24 , Лев.10:2 , Чис.16:35 , 2Цар.1:10 , 2Цар.1:12 и 2Цар.1:14 (ср. Лк.9:54 ). Что касается до изображения теофаний, то мы приведем некоторые из наиболее типичных в данном отношении библейских мест: у Ис.66:15 читаем: Приидет Господь в огне и Колесница Его, как вихрь, чтобы излить гнев Свой с яростью и крещение Свое с пылающим огнем; в псалмах и торжественные Богоявления нередко изображаются, как огненная буря, напр., в псалме Пс.96:3 : пред Ним идет огонь и вокруг попаляет врагов Его, или в Пс.49:3 : грядет Бог наш и не в безмолвии, пред Ним огонь поедающий, и вокруг Него сильная буря (ср. 2Фес.1:8 ). Если поставить вопрос, какое из двух приведенных толкований предпочтительнее, то более оснований склонится в пользу второго, ведущего изъяснение на почве строго-библейской. Несомненно, что Тайнозритель говорит о том же, что имел в виду Апостол Петр, по которому нынешние небо и земля предназначены сгореть в день суда и погибели нечестивых людей ( 2Пет.3:7 ), так что нет нужды видеть в данном месте Апокалипсиса только библейский троп, по образцу Притч.1:26 : Я посмеюсь вашей погибели, порадуюсь, когда придет на вас ужас, когда придет на вас ужас, как буря и беда, как вихрь принесется на вас; или Пр. Сына Сирахова: Сборище беззаконных, – куча пакли и конец их, – пламень огненный ( Сир.21:10 ). В описании казни Гога в Откровении можно усматривать желание подчеркнуть таинственный характер этого события: Тайнозритель допустил, как бы излишнюю полноту в описании, – огонь, пожирающий Гога, ниспадает не только с неба, но и от Бога, последнее выражение, повидимому, должно было устранить выше упомянутое нами представление древних, что землю постигнет естественный огненный потоп пред временем ее окончательного разрушения, хотя допустим и внутренний логический параллелизм членов в том месте Откровения: огонь нисходит от Бога на воинство сатаны и он нисходит с неба на землю, тогда это т. н. амплификация.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Voronc...

5. Итак, этот Матфей, как сказал я, удостаивается быть евангелистом, и это весьма справедливо. Ибо Матфей, в образец вам, имеющим спастись, обратился от многих согрешений, и встал и пошел вслед за Пришедшим (ср. Мф.9:9) для спасения рода человеческого и Сказавшим: пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф.9:13), а потому и должно было ему, возведенному от мытницы и обратившемуся от неправды, предоставить спасительную проповедь, чтобы люди от него дознали, как человеколюбиво пришествие Спасителя. Ибо по отпущении грехов, Спаситель даровал ему и силу воскрешать мертвых и очищать проказу, и силы исцелений, и власть прогонять бесов, чтобы не только словом убеждал он слушающих. Но и самим делом проповедал благую весть погибавшим, что будут обретены через покаяние, падшим, что будут восставлены, умершим, что будут оживотворены. Итак, сей самый Матфей еврейскими письменами (βρακος γρμμασι) пишет и возвещает Евангелие, и начинает не с того, что составляет начало евангелия, но излагает родословие от Авраама. Авраам, говорит, родил Исаака, и Исаак Иакова (Мф.1:2), и так далее по порядку до Иосифа и Марии (Мф.1:16). И сначала ставит слова: книга рождества Иисуса Христа, сына Давидова. Потом говорит: сына Авраамова. Потом, дойдя до того самого, что требовалось, говорит: рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что она имеет во чреве от Духа Святого. И Иосиф, будучи праведен, хотел тайно отпустить ее. И се, ангел Господень явился ему во сне и сказал: не отпускай жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого. Ибо вот, родит Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов. И это, говорит, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, дева ( παρθνος) во чреве приимет и что далее следует за этим. И восстав, говорит, ото сна, Иосиф сотворил так и принял жену свою, и не знал ее, пока родила первенца, и он нарек Ему имя: Иисус. Иисус же родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, се волхвы с востока пришли в Иерусалим и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. (Мф.1:18–2:2). Где же событие с Захарией? Где то, что изложено Лукой? Где видение ангела? Где пророчество об Иоанне Крестителе? Где прещение Захарии, что он не будет иметь силы проговорить, доколе сбудется глаголанное ангелом? (Лк.1:20). Где сказанное Гавриилом деве? Где доказательство вместе с разумностью осторожности Марии, отвечавшей этому самому ангелу вопросом: как будет это, когда я мужа не знаю? (Лк.1:34). Где и точное и откровенное объяснение ангела, который сказал ей: Дух Господень найдет на тебя, и сила Всевышнего осенит тебя? (Лк.1:35).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Главным отличием Иоанна от синоптиков в данном случае является то, что в список стоявших у креста женщин он включает Матерь Иисуса. 513 Чем объясняется умолчание о Ней прочих евангелистов? Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны напомнить о том, что в Евангелиях от Матфея и Луки о Матери Иисуса подробно говорится только в связи с Его рождением и ранними годами (Мф., гл. 1–3; Лк. гл. 1–3). Дальше Она исчезает из поля зрения, появляясь только в рассказе о том, как Она и братья Иисуса стояли вне дома, желая говорить с Ним, но Иисус указал на Своих учеников: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь ( Мф.12:46–50 ; Мк.3:31–35 ; ср. Лк.8:19–21 ). В Евангелии от Марка это единственное упоминание о Матери Иисуса. Как мы говорили в другом месте, 514 приведенный эпизод, по-видимому, отражает конфликт между Иисусом и Его родственниками, возникший вскоре после Его выхода на проповедь. Согласно свидетельству Марка, родственники Иисуса заподозрили Его в том, что Он вышел из себя, то есть сошел с ума, и решили взять Его ( Мк.3:21 ), то есть вернуть в семью и посадить под домашний арест. Косвенным отражением этого конфликта может служить и эпизод, приведенный у Луки. Здесь некая женщина из толпы восклицает: Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! Ответ Иисуса выдержан в той же тональности, что и Его ответ в предыдущем эпизоде: Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его ( Лк.11:27–28 ). Своим ученикам и слушателям Он вновь оказывает предпочтение перед собственной Матерью. В Евангелии от Иоанна Матерь Иисуса играет иную роль. Она тоже один раз упоминается вместе с братьями ( Ин.2:12 ), однако если о братьях Иисуса говорится, что они не веровали в Него ( Ин.7:5 ), то Его Матерь, напротив, являет твердую веру, когда говорит служителям на браке в Кане Галилейской: Что скажет Он вам, то сделайте ( Ин.2:5 ). Налицо разительный контраст между Ее отношением к Нему и тем, как ведут себя Его братья. С самого начала Она представлена как полноправная участница евангельской истории. Чудо в Кане Галилейской завершается словами евангелиста о том, что уверовали в Него ученики Его ( Ин.2:11 ). Но Матерь Иисуса изображена как имеющая к Нему абсолютное доверие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Мессия с точки зрения тогдашнего иудейства не был искупителем от грехов, а именно только Царем, Который прямо призовет в Свое Царство всю лучшую часть избранного народа. Следовательно, спасение для Израиля это спасение не от грехов, а только от того ненормального положения, в каком израильский народ находился во время пришествия Христова. Почему некоторые толкователи (например, Эдершейм, с. 253) утверждают, что в этих словах Симеона «не было ничего иудейского» и что «иудейским характером отличались только первые слова Симеона» – это остается совершенно непонятным... Лк.2:33 .  Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем. То, что Иосиф и Мария удивлялись словам Симеона, нисколько не говорит против действительности бывших им ранее откровений от Ангела. В самом деле, как же было не удивляться тому, что какой-то совершенно чужой старец знает о новорожденном Мессии и даже говорит о Нем гораздо больше, чем было известно о Нем Его родителям? (о значении Мессии как просветителя всех народов ни Иосифу, ни Марии не было еще открыто). Лк.2:34 .  И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – Лк.2:35 .  и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец. «И благословил их», т.е. родителей. Само благословение нужно понимать как молитвенное благопожелание милостей от Бога. «И сказал Марии, Матери Его». Евангелист Лука не говорит, чтобы Симеон «духом» прозрел необыкновенное, безмужнее зачатие Марией Христа. Вероятнее всего предположить, что Симеон обращается только к Марии как к более заинтересованной судьбой Ее Сына, т.к. мать больнее чувствует несчастья, постигающие ее детище. «Се». Вот, я вижу – как бы говорит Симеон. «Лежит» – т.е. таково Его назначение. «На падение...» – Симеон, в согласии с пророком Исаией ( Ис.8:14 ; ср. Мф.21:42, 44 ), имеет здесь, конечно, в виду тот суд ( Ин.3:19 и сл.), который должен совершаться над людьми вследствие явления и деятельности Мессии.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Мы», говорит Апостол, «сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков. Мы в бесчестии. Злословят нас, мы благословляем. Хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне. Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих» ( 1Кор.4:9–14 ). Не несчастны, а «блаженны вы», говорит Господь «ученикам» Своим, «когда возненавидят вас люди и когда будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына человеческаго» ( Лк.6:22 ; ср. Мф.5:11 ). Вот какова истинная, христианская точка зрения! д) Исократ учит «Никокла» лицемерию, когда, снисходительно смотря на «зазорные» его дела, какие этот может при случае совершить, советует лишь, чтоб об этих делах никто не узнал. И этого будет достаточно! И наоборот, если он совершает какие-либо «весьма важные» дела, тогда пусть позаботится о том, чтоб это происходило на глазах всех 149 . Как, однако, не похоже учение христианское! «Не труби перед собою, как делают лицемеры, чтобы прославляли их люди» ( Мф.6:2 ), – будешь ли «творить милостыню» (–2), «молишься» ли (– 5), «постишься " -ли (– 16), – говорил Господь Своим слушателям. Всем «лицемерам» Спаситель возвещает не радость, а «горе» ( Мф.23:13, 14, 15, 23, 25, 27, 28, 29 ; Лк.11:44 ). В свое время «Бог будет судить» и «тайныя дела человеков» ( Рим.2:16 ). Следовательно, мы должны избегать и тайных грехов, потому что они – грехи, а не руководствоваться в этом случае тем, увидят ли их другие, или нет. Христианство и Исократ – две совершенно различных плоскости! е) Чем дальше присматриваетесь к Исократову нравственному учению, тем все более и более убеждаетесь, что здесь нечего и искать чего-либо вроде христианского учения о любви к ближним. «Благодетельствуй», говорит Исократ, «добрым; ибо драгоценное сокровище – благодеяние, оказываемое добродетельному человеку. Если же станешь благотворить злым, то потерпишь подобное тем, кто кормят чужих псов. Последние лают и на дающих (им пищу чужих), как и на (всех) встречных. И злые люди поступают несправедливо со своими благодетелями, как и с вредящими (им)» 150 . И так, во-первых, благодетельствуя ближним, каждый ни на минуту не забывает при этом о своих корыстных интересах, когда последние могут пострадать, тогда благодетельствовать не рекомендуется. Во-вторых, следовательно, враги не должны служить объектом нашего благодетельствования. Христианству же чужда подобная корыстная точка зрения. Христианство заповедует любить и врагов. «Любите врагов ваших», говорит Господь, «благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас». Иначе ничем не будете отличаться от «мытарей» и «язычников» ( Мф.5:44–47 ; Лк.6:32–35 ) 151 , например, – скажем, – от Исократа и ему подобных. О бескорыстии христианской любви к ближним уже было говорено раньше. Пропасть между сравниваемыми сторонами, следовательно, очевидна и сомнениям не подлежит.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Ст. 4. Он не ослабеет и не потерпит неудачи в Своем скромном по внешности, но спасительном служении, которое Он осуществит до конца. «Не ослабеет и не изнеможет, доколе на земле не утвердит суда, и на закон Его (слав. «на имя Его») будут уповать острова (слав. «языцы»=народы). Распространение среди языческих народов нового закона, на который они будут уповать, несомненно, мессианская черта этого пророчества. Исполнение рассмотренного пророчества ( Ис. 42, 1–4 ) на Иисусе Христе засвидетельствовано св. ев. Матфеем ( Мф. 12, 16–21 ). Стихи 5–9 являются более подробным развитием пророчества 1–4 стихов. Ст. 6. Выражение: «Я, Господь, призвал Тебя в правду», значит – определил действовать ради торжества божественного правосудия и для водворения в мире правды. Слова «и поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников» определяют значение и объем мессианского служения Отрока Господня. Его служение как устроителя Нового Завета, по смыслу пророчества, будет подобно служению Моисея – строителя Ветхого Завета, но объем служения Мессии – несравненно больше. Завет Моисея обнимал лишь один еврейский народ, завет же Мессии распространяется на всех язычников. Указание на Отрока Господня как на Посредника Нового Завета Бога с людьми неоднократно встречается как у Исаии, так и у других пророков ( ; Иерем. 31, 31–34). Последнее выражение 6 ст.: «Поставлю Тебя... во свет для язычников» св. Симеон Богоприимец повторил в отношении к Иисусу Христу: «Свет к просвещению язычников» ( Лк. 2, 32 ). Предсказания о Мессии как Свете – один из излюбленных образов, который многократно употребляется в кн. Исаии в отношении к Мессии (2, 2–4);(9, 1–7; 49, 6–8; 51, 4 и др.). Образ света прекрасно выражает мысль о духовном просвещении и возрождении язычников через Мессию Христа и Его Евангельское учение. Он имеет широкое употребление в Новом Завете ( Мф. 4, 16 ; Лк. 2, 32 ; Деян. 13, 47; 26, 18 ; Рим. 16, 2 и др.). Ст. 7. «чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящий во тьме – из темницы». Слепые и сидящие во тьме – образы, характеризующие духовное состояние ветхозаветного человечества до Христа. Мессия придет на землю, чтобы исцелить больное грехом человечество от духовно-нравственной слепоты, вывести его из тьмы заблуждений и пороков на широкий простор света истины и чистоты (ср. параллельные этому пророчеству места: 9, 2 – о народе, ходящем во тьме и живущем в стране тени смертной; в 35, 5–6 – о наступлении мессианских времен, когда глухие услышат и глаза слепых прозреют; особенно в 61, 1 – предсказание, истолкованное Иисусом Христом в Назаретской синагоге в приложении к Своему служению ( Лк. 4, 18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ponjati...

   «Теперь, — говорят отцы Церкви, — каждый должен возносить себя самого на крест любви и вместо гвоздей употребить пост, вместо терний — заповеди». «Развратившимся по нерадению Бог соделал жизнь претрудною, дабы удержать порывы своеволия... и легкое преклонение к злу... Ныне много труда нам делает недостаток силы». За претерпевание очистительного огня добровольных страданий каждого христианина-подвижника следует назвать поистине «другом мучеников не по нужде, но по любви». Обратной стороной христианских противлений самолюбию следует признать самопонуждение, имеющее целью укреплять навыки самоотверженной любви к Богу и ближним. В общем, борения христиан расчищают в христианской душе поле, на котором колосья любви всходят из разложившегося перегноя самолюбия. Зимние же холода страдания подготовляют спасающихся к весне успокоения от страстей. «Страдающий плотию, по апостолу, перестает грешить, чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией» (1Пет.4:1—2).    Священное Писание, святые отцы и пастыри Церкви, призывая верующих к мужественному терпению земных борений с самолюбием, в то же время предлагают им никогда не забывать того, что их страдальчество является именно мукой за торжество благодатной любви над самолюбием.    Священное Писание, призывая всегда держать в уме и сердце закон самоотвержения, располагает христиан к подвигу такими словами Господа и святых апостолов:     «Если кто приходит ко Мне (Христу) и не возненавидит... притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лк.14:26). «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч... все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь... не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе» (Рим.8:35, 37—39). «Мы, живые, непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей» (ср. 2Кор.4:11) и чтобы мы «уже не для себя жили, но для Умершего за нас и Воскресшего» (ср. 2Кор.5:15). «Достигайте любви» (1Кор.14:1). «Все у вас да будет с любовью» (1Кор.16:14).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010