Вспомним, наконец, что самое осуждение Христа на крестную смерть было вызвано Его официальным признанием Своего Божества. Когда первосвященник Каиафа под клятвой спросил Христа: Скажи нам, ты ли Христос, Сын Благословенного? Христос ответил: ты сказал, употребив установленную форму утвердительного ответа ( Мф.26:63 ; Лк.22:70 ; Ин.19:7 ). Теперь следует уяснить другой, связанный с этим очень важный вопрос: откуда Каиафа, многие иудеи и даже демоны (!) могли почерпнуть идею, что Мессия будет Сыном Божиим? Ответ здесь один: из ветхозаветного Священного Писания . Именно оно подготовило почву для этой веры. Действительно, еще царь Давид, живший за тысячу лет до рождества Христова, в трех псалмах именует Мессию Богом ( Пс.2 , Пс.44 , Пс.109 ). Еще яснее раскрыл эту истину пророк Исаия, живший за 700 лет до Р.Хр. Предсказывая чудо воплощения Сына Божия, Исаия писал: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: С нами Бог . И немного далее пророк еще определеннее раскрывает свойства Сына: И нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности ( Ис.7:14, 9:6 ). Такие наименования нельзя применить ни к кому, как только к Богу. О вечности Богомладенца писал также пророк Михей ( Мих.5:2 ). Пророк Иеремия, живший примерно лет двести после Исаии, именует Мессию Господом ( Иер.23:5, 33:16 ), подразумевая Того Господа, Который послал его на проповедь ; а ученик Иеремии, пророк Варух, написал следующие замечательные слова о Мессии: Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним. Он нашел все пути премудрости и даровал ее рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю. После того Он явился на земле и обращался между людьми ( Вар.3:36–38 ) – т.е. Сам Бог придет на землю и поживет среди людей! Вот почему более чуткие из иудеев, имея такие определенные указания в Священном Писании , могли без колебаний признать в Христе истинного Сына Божия. Замечательно, что еще до Рождества Христова праведная Елисавета встретила Деву Марию, ожидавшую Младенца, следующим торжественным приветствием: благословенна Ты между женами, и благословен Плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? ( Лк.1:42–43 ). Ясно, что у праведной Елисаветы не могло быть другого Господа, кроме Того, Которому она служила с детства. Как объясняет ап. Лука, Елисавета сказала это не от себя, а по вдохновению от Духа Святого.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля. Собрав всех членов Синедриона, (а их было 72) и учёных знатоков Писания, Ирод спрашивает, где Ему должно родиться, согласно древним пророчествам и обетованиям? Хотя волхвы и не говорили, что Царь, Которого они ищут, есть Христос, но Ирод сразу понял, о каком Царе идёт речь. И вот он спрашивает у книжников и первосвященников, лукаво притворяясь усердным почитателем Бога Израилева и Самого Христа: Где должно родиться Христу? И получает ответ, прямой и ясный. Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском. “Они так удачно решают вопрос, где Христос рождается, – замечает святитель Филарет, – и так довольны своим решением, что не находят нужным далее узнать, не родился ли Он, действительно.” Впрочем, нельзя было и не сказать истины, поскольку она была известна каждому Иудею ( Ин. 7:42 ), потому что весьма ясно изображена в Писании пророком Михеем за семьсот лет до времени Ирода. Ибо так написано через пророка: И ты, Вифлеем-Ефрафа, земля Иудина, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Вождь, Который упасет народ Мой Израиля и Которого происхождение из начала, от дней вечных (5:2). Ты, Вифлеем, хотя и мал, и малолюден среди других городов; однако же ты имеешь великое преимущество, по коему, ни чем не меньше среди остальных воеводств Иудиных и городов, ибо из тебя произойдет вождь, выйдет всемогущий Владыка вселенной, Который, как пастырь добрый, упасёт народ Мой Израиля, ( Мих. 5:2 , Апок. 10:11 ) всех, верующих в Бога, ибо “не все те Израильтяне, которые есть от Израиля” ( Рим. 6:9 ). “Смотри, – говорит святой Златоуст, – какие чудные и необычайные дела совершаются! Язычники и Иудеи научают друг друга чему-то великому. Иудеи слышат от волхвов, что и в Персидской стране звезда проповедует Христа, а волхвы узнают от Иудеев, что Тот, Кого им возвестила звезда, задолго предвозвещён пророками.” Итак, Иудейский синедрион торжественно засвидетельствовал, что Христос рождается в Вифлееме Иудейском. Весь Иерусалим узнал о Его рождении и взволновался. Вифлеемские пастыри рассказывают и о дивном явлении им ангелов небесных, и о поклонении их Христу. Волхвы издалека пришли, руководимые звездою. Теперь Иудеи не могут сказать: не знаем, когда и где родился Христос. Все первосвященники и книжники по прилежном сличении пророчеств громко и твёрдо сказали то самое, что теперь сбылось не деле: Христос, действительно, родился в Вифлееме Иудейском. И это свидетельство мы имеем потому, что оно потребовалось коварному Ироду. Так промысел Божий самое коварство злых обращает к славе имени Божия ( 1Кор. 3:19 ). Лучшего и полнейшего засвидетельствования истины в этом случае нельзя и представить.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

Место, где имел родиться Мессия, предъуказал пр. Михей, в следующих словах: и ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных ( Мих.5:2 ). Древнее иудейское предание всегда относило это пророчество к Мессии. На вопрос Ирода: где должен родиться Мессия? Иудейские первосвященники и книжники ответили: в Вифлееме, и в подтверждение привели это пророчество ( Мф.2:4–6 ). Так думал и весь народ иудейский ( Ин.7:42 ). Вечность происхождения Старейшины исключает возможность отнесения пророчества к кому-либо другому, кроме Мессии. Время пришествия Мессии было предвозвещено с особенною точностью через пр. Даниила, когда народ иудейский находился в плену Вавилонском. Отчасти пророк предъуказал это в своем истолковании виденного Навуходоносором сна (2:26–47). Под камнем, отторгнувшимся от горы, раздробившим истукана, сделавшимся великою горою и наполнившим всю землю, по словам пророка, надлежало разуметь всеобъемлющее царство, которое во веки не разрушится и будет стоять вечно. Бог имел воздвигнуть это царство после того, как разрушится царство Навуходоносора (золотое), такая же участь постигнет и еще два царства (серебряное и медное), – а во дни четвертого царства, частью крепкого, частью хрупкого (железные и глиняные ноги и пальцы ног), откроется царство такое, которое во веки не разрушится: оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно (44 ст.). 414 Но точнейшее определение времени открытия этого царства и явления Мессии содержится в пророчестве о седминах. Сожалея о своих соотечественниках, томившихся в плену, пророк усердно молил Господа помиловать согрешивший народ и сократить ему наказание (70-летие плена, предсказанное Иеремией – 25:11–13; 29:10). В утешение ему явился вестник судеб Божиих – архангел Гавриил и открыл величайшую тайну, – не избавление только народа иудейского от плена, но явление на земле Христа и избавление всего рода человеческого от рабства диаволу: седмьдесят седмин определены для народа твоего и святаго города твоего, возвещал небесный вестник мужу желаний, чтобы покрыто было преступление (потеряло силу, и упразднен грех), запечатаны (забыты или прощены) были грехи и заглажены (смыты) беззакония, и чтобы приведена (водворена в мир) была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк (закончатся ветхозаветные откровения и пророчества, исполнившись в Мессии), и помазан был Святый святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Но никто не устрашился так, как Ирод. Исполненный ужаса, собирает он первосвященников и книжников народных, чтобы они ясно сказали ему: как написано, где должно родиться Христу? Он был не иудей, но чужестранец, идумеец, и потому мог и не знать пророчеств о пришествии Мессии. Зараженные страхом своего господина, слуги быстро развернули книги пророческие и ответили: в Вифлееме Иудейском. И специально подчеркнули: в Иудейском, а не в каком-нибудь другом Вифлееме, - по двум причинам. Во-первых, потому что существовал еще один Вифлеем в земле Завулоновой (Нав.19:15), а во-вторых, потому что Мессия ожидался только от колена Иудина, от которого происходит и царь Давид. И сам пророк подчеркивает это: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля (Мих.5:2; сравни Ин.7:42). А что Сей Вождь произойдет от колена Иудина, прорек еще праотец Иаков в Египте, когда пред смертью своею благословлял сыновей и прозорливо возвещал будущее их потомства. Возложив свои руки на главу Иудину, Иаков сказал: Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов (Быт.49:10). Еще пророк Михей предвидел, что Христос будет пасти, или питать народ Свой, Израиля. Это значит, что Он будет не как прочие цари и князья, которые умеют лишь властвовать народами, но будет для народа питателем, как родитель для своих чад. В то время, когда Господь явился в мир, мир воистину алкал и жаждал пищи духовной. Что мир был таковым, лучше всего показывают два факта, бывших при Рождестве Спасителя. Во-первых, тот факт, что волхвы из далеких стран предпринимают долгое и опасное путешествие, дабы прийти к Тому, Кого они считали богатым пищей духовною. И, во-вторых, тот факт, что единственные мудрецы в тогдашнем мире, ведавшие о едином живом Боге, а именно, иерусалимские мудрецы, уже настолько изголодались, что даже не ощущали голода, словно потеряв сознание. Ибо, если бы они могли хоть сколько-нибудь почувствовать голод, они бы устремились с волхвами в Вифлеем, чтобы увидеть Царя иудейского, Царя и Мессию своего. Ибо у человека, насыщенного пищею духовною, всегда появляется желание получить еще более духовной пищи. Таково свойство истинного духовного человека и истинной духовной пищи. Между тем, мудрецы иерусалимские в ответ на весть о Мессии остались словно парализованы и питались только гневом на Него и страхом за себя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1132...

Его явление положит конец плену ( Мих.5:2 ), он освободит израильский народ от власти ассирийцев ( Мих.5:4–5 ). Христианская экзегеза, начиная с Евангелий, ссылающихся на Мих.5:1 ( Мф.2:6 ; Ин.7:42 ; ср. также Лк.2:4 ), единодушно отождествляет правителя, о котором пророчествует Миха ( Мих.5:1 ), с Йешуа на-Машиахом. И ты, Бэйт-Лехем, Эфрата… Мих.5:1 – прямая речь YHWH. и – два названия одного и того же города ( Быт.35:19, 48:7 ; 1Цар.17:12 ; Руф.4:11 и др.), расположенного в 10 км к югу от Йерушалаима. Родина Давида и родина его чудесного и победоносного потомка – правителя в Исраэле, о котором дальше идёт речь. Этимологически Эфрата значит «плодоносная», Бэйт-Лэхэм – «дом хлеба». Возможно, уточнение Эфрата необходимо для того, чтобы не перепутать иудейский Бэйт-Лэхэм с одноимённым городом, который располагался на территории колена Звулуна ( Нав.19:15 ). LXX, кажется, считают Эфрату человеческим именем: κα σ Βηθλεεμ οκος το Εφραθα. Это небезосновательно, ср. МТ книги Диврэй нф-Йамим ( 1Пар.2:24, 50, 4:4 ), где это также имя человека. Некоторые комментаторы 237 полагают, что Эфрата – это эпоним, и изначально так звали главу некоего семейного клана (что подтверждается текстами Диврэй на-Йахим), потом этим именем стали называть местность, в которой он жил, а затем название перешло и на главный город этой местности – Бэйт-Лэхэм. …столь малый, чтобы быть средь кланов Йенуды… Между Йерушалаимом и Бэйт-Лэхэмом – большая разница: Йерушалаим – столица государства, Бэйт-Лэхэм – небольшое селение в колене Йенуды. Когда-то самый младший сын Ишая из незначительного Бэйт-Лэхэма Божьей волей стал во главе всего израильского народа, отвоевал у йевусеев Йерушалаим, сделал этот город столицей Исраэля и воссел в нём на престоле. Новый правитель будет из потомков Давида и так же, как он, несмотря на своё смиренное происхождение, прославит и колено Йенуды, и свой малый (или юный – ) 238 клан (другие примеры использования в значении малый – напр., Ис.60:22 ; Пс.119 /118:141; Дан.8:9 ) 239 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

«Если бы муж ветреник выдумал» при прочтении условного союза (лу) вместо (ло–не); а «ветреник» там собственно просто «человек гуляющий», получаем: «не мужем гонимы» (вместо «гуляющий»)=«прогнастеся никем же гонимы». Буквальное значение союза (лу) не условное, а желательное, как у блж. Иеронима: о, если бы я был мужем, не (?) имеющим духа, а говорил бы лучше ложь. Правильнее: «Если бы муж, водимый духом лжи, искапал (т. е. толковал бы) вино и сикеру». Так у Иринея псковского. Значение славянского перевода по Иерониму: дух, т. е. Божий, остановил ложь и был в опьянение (т. е. в осуждение). Но такие ухищренные толкования, кажется, излишни, потому что слово дух вовсе не обязательно принимать в смысле «дух Божий»: ср. с Иез. 13:3 и особенно словами первого Михея о духе лжи в ложных пророках ( 3Цар. 22:20–24 ). Пророк предсказывал народу гибель, но, зная о его нравственной косности, он выражает уверенность, что его никто не послушает, потому что истина не дорога им, но противна. Напротив, только проповедь лжи и корыстолюбия угодна таким людям. Знаменательно, что при противопоставлении истинной жизни ложному ее направлению провозвестники, указывая на неспособность слушателей принять их слово, говорят о том, что только ложный предсказатель был бы для тех угоден (угодным проповедником); последнее славянское слово «капля», буквально «кропящий» (см. Мих. 2:6 ). Таковы слова Спасителя Ин. 3:11 , а особенно Ин. 5:42–45 . Пророк Исайя, встретив подобное недоверчивое отношение к пророчествам у Ахаза, противопоставляет его неверию великое пророчество уже не о частном избавлении от израильтян и сириян, но о грядущем Избавителе Эммануиле, рождаемом от Девы. Точно так же и здесь пророк Михей в ответ на небрежное отношение к его пророчествам нечестивых современников, желающих слышать только веселые и вообще добрые ( Мих. 2:6 ) предсказания, вдруг рисует им надо всем предстоящим разорением земли – картину грядущего соединения духовного Израиля, как и в следующей главе – построение духовного Иерусалима вместо разоренного Иерусалима чувственного.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Мих. 5:2 ). Мысль о рождении грядущего Мессии в городе Вифлееме сделалась во времена Спасителя настолько устойчивой, что некоторые из иудеев, будучи готовы признать в Иисусе Христе обетованного Мессию ради Его необычайных дел, крайне смущались тем обстоятельством, что Он явился из галилейского города Назарета: «из Галилеи не приходит пророк, говорили иудеи; может ли быть что доброе из Назарета? Не сказано ли в Писании, что Христос придет из семени Давидова и из Вифлеема, – из того места, откуда был Давид? ( Ин. 7:52; 1:46; 7:41–42 ). Это верование сохранилось и в позднейшем иудействе; в Таргуме Ионафана пророчество Михея ( Мих. 5:2 ) передается так: «из Вифлеема предо Мною выйдет Мессия, чтобы привести Израиля к покаянию» 679 ; и то же воззрение выражается и в Талмуде 680 : если в Bereschith rabba говорится о рождении Мессии близ гробницы Рахили 681 , то это нисколько не противоречит общеиудейскому верованию, так как Рахиль была погребена вблизи Вифлеема ( Быт. 35:19 ). По-видимому с указанным воззрением стоят в противоречии слова иудеев, приводимые евангелистом Иоанном Богословом: «Мы знаем Его, откуда Он, говорили они о Спасителе; Христос же, когда придет, никто не будет знать, откуда Он» ( Ин. 7:27 ). Лянген 682 думает объяснить эти слова в том смысле, что здесь выражается вера иудеев в сверхестествепное и непостижимое происхождение Мессии; он указывает на то, что здесь употреблено выражение не «откуда Он придет» (πθεν ρχεται), а «откуда есть», т. е. откуда происходит (πθεν στν), и отсюда делает заключение, что иудеи имели смутную догадку о божественном достоинстве Мессии и сопоставляли его явление с неведомым происхождением Мелхиседека, хотя и не давали себе ясного отчет в метафизическом значении непостижимости Мессии. Но уже Макк 683 вполне справедливо видел в приведенных словах указание на иудейское верование в скрытое состояние Мессии; согласно этому верованию грядущий избавитель Израиля после своего рождения в Вифлееме в течение некоторого времени будет оставаться никому неведомый в скрытом состоянии, а затем в определенный момент откроется народу, чтобы устроить блаженное царство; это состояние безвестности вовсе не есть период детства или юности и вообще подготовления Мессии к общественному служению, который может иметь только известную продолжительность: сокрытое состояние Мессии есть как бы только выжидательное положение, на которое он обречен ради грехов своего народа, и которое может продлиться очень долгое время, пока Израиль не совершить покаяния и не сделается достойным спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

Потом опять возложил руки на глаза ему, и велел ему взглянуть. И он исцелел, и стал видеть все ясно» ( Мк.8:23–24 ). Объяснять здесь такое действование Иисуса Христа постепенностию в физическом отношении возвращения зрения слепому, ради как бы приучения сего органа от тьмы к свету, совершенно неуместно, так как в других случаях, по одному слову Спасителя или после одного прикосновения перстом Его к глазам «тотчас» ( Лк.18:42 ), как говорится в Евангелии, отверзались очи слепым ( Мф.20:31–32 ); даже о слепорожденном говорится в Евангелии, что «он пошел – в купальню Силоамскую, – умылся и прозрел» ( Ин.9:7–11 ). В данном случае так поступал Иисус Христос, думает блаж. Феофилакт, потому, что слаба была вера этого слепого, и Господь постепенно, открывая ему взор телесный, возводил его к вере совершеннейшей (Тол. Ев. Арх. Мих. т. II стр. 103). Не сие ли возбуждение веры совершеннейшей было главнейшею причиною того, что, кроме Своего прикосновения и помазания брением из плюновения очей слепорожденного, Иисус Христос еще послал его умыться в купальне Силоамской? (См. тол. Ев. Арх. Мих. ст. 327 т. III). Возбужденная в сердце слепорожденного вера в Иисуса Христа и в непреложность Его слова восходит у него от силы в силу, от степени в степень во время пути; с каждым новым шагом она воспламеняется в его духе, с большим приближением пламень веры все больше и больше объемлет душу и сердце его, и с моментом омовения в священных водах Силоама она достигает высоты и достоинства чудоприемлемости, достоинства почития на человеке особой чрезвычайности силы и дарования Божественного. Такое объяснение внешних действий Иисуса Христа при исцелении вышеуказанных больных, с психической стороны человека, т. е. со стороны его чувств и напряженности его душенастроения в известном данном направлении, совершенно верно и естественно. Вера яэычницы-сирофиникиянки, молившей Иисуса Христа об исцелении беснующейся ее дочери, возведена была на высоту, в состояние совершеннейшее непонятным на первый раз для самих Апостолов молчанием Иисуса Христа, ничего не отвечавшего сперва ня молитву этой убитой горем своим женщины, а потом жестким, по-видимому, словом Спасителя о недостойном отнятии хлеба у детей – иудеев, и подаянии его псам – язычникам ( Мф.15:22–28 ); вера слепого, глухого и коснояязычного возведена была в совершеннейшее состояние прикосновением Божественной руки Спасителя, и помазанием брением из плюновения очей слепого, а вера слепорожденного, как мы говорили, кроме сего помазания еще умовением в купальне Силоамской.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-z...

Пред рождением Мессии римский император Август, во власти которого была и покоренная Иудея, дал повеление произвести в своей обширной империи всенародную перепись. Все подданные Римской империи пошли вписываться — каждый в свой отечественный город. Дева Мария и Иосиф жили в Назарете, городе галилейском. Но как оба они происходили из рода и дома Давидова, обитавшего в земле Иудовой, в Вифлееме, городе Давидовом, то сюда на свою родину, пошли и они. По прибытии в Вифлеем, где стечение народа было многочисленное, св. пришельцы в своей земле, за неимением лучшего помещения, остановились в вертепе, и здесь-то исполнились предсказания пророков о рождестве Спасителя: се дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя ему Еммануил: еже есть сказаемо: с нами Бог (Ис. 7, 14; Мф. 1, 23); и ты Вифлееме, земле Иудова, ничимже менши ecu во владыках Иудовых: из тебе бо изыдет Вождь, иже упасет люди моя Израиля (Мих. 5, 2; Мф. 2, 6; Ин. 7, 42). Господь наш Иисус Христос родился от пречистыя Девы Марии непостижимо и неизреченно, в царство римского кесаря Августа, в лето от С. М. 5508 [ ] .«Под единым царством мирским были грады и воедино владычество Божества уверовали языки: повелением кесаревым была перепись, мы же во имя Тебя, вочеловечившегося Бога нашего, вписались в число верных» [ ] .«Повинуясь кесареву повелению, Христе, ты вписался в число рабов, и нас рабов врага и греха сделал свободными» [ ] .«При Августе кесаре написание прият родшийся Богочеловек, да вселенское бесчиние исправит» [ ] . Безлетный Младенец, повитый пеленами, положен был в ясли, — в знамение глубокого уничижения, до которого ниспал человек–грешник, имеющий крайнюю нужду в небесной помощи Богочеловека.«Во яслех восклонися Господь, да бессловество человечества исправит [ ] . В бессловесных яслях Тя полагает Дева, Божие Слово безначальное, мое бо разрешити бессловесие грядеши, еже подъях завистию змииною: пеленами же повитися, яко да рассторгнеши пленицы прегрешений моих» [ ] . Но Божественная слава Богомладенца не утаилась в ночном мраке, в вертепе, в яслях и пеленах, — в этих первых образах Его смирения и уничижения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

евангелист символически выражает мысль, что «Бог послал Сына Своего, происшедшего (или: Родившегося, как Русс. др. чт.: рождаемого Слав.) от жены, когда пришла полнота времени» ( Гал.4:4 ). Так, уже в родословии Господа, служащем как бы прологом к евангелию, мытарь Матфей предъуказует те ветхозаветные прообразы истинного нравственно-мессианского идеала, кои осуществил Христос в Своей жизни, делах и учении Из истории рождения и детства Господа Евангелист повествует о таких событиях и так, что Новорожденный является в них Царем царей и народов, как того ожидали от Мессии и книжники, но это царственное величие Христа состоит не во внешне-чувственной помпе мессианских мечтаний фарисеизма, а в уничижении Еммануила. Во исполнение пророчества Исаии об Еммануиле ( Ис.7:14 ). Не признававшегося мессианским у тогдашних раввинов, евангелист повествует о тайне сверхъестественно-без- —523— мужнего рождения Господа Непорочною Девою от Духа Святого и о наречении Ангелом имени Новорожденному «Иисус-Спаситель» и в знамение того, что Он спасет народ Свой от грехов их: таким образом на место национально-политических вожделений фарисеизма ставится нравственный идеал Спасителя от грехов и притом не Иудеев, но «народа Своего» внешняя помпа заменяется внутренним и неизмеримым превосходством Еммануила над всеми человеческими царями, не исключая и Давида (ср. 22:42–45). Евангелист выразительно указует затем на то, что Иисус родился в Вифлееме Иудейском, городе праотца Мессии – Давида, как ожидали 813 этого и книжники, согласно пророчеству ( Мих.5:2 ; ср. Ин.7:2 ), – и во дни Ирода Царя, который, как Идумеянин (Едом, исконный враг Израиля, уже в лице Исава дал клятву убить Иакова), хотя и обрезанный (по принуждению), не мог быть царем Иудейским, каким был Давид царь (1:6), но только царем, при помощи Римлян и насильственно отнявшим скипетр от Иуды ( Быт.49:10 ), как смотрели на Ирода и фарисеи, – властно и надменно восседая на троне единственного истинного царя Давида, этот полуязычник – идумеянин знаменовал время исполнения пророчества Иакова о Примирителе и пришествия Утехи Израилевой ( Лк.2:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010