В Новом Завете греховность человеческой природы изображается в чертах еще более ярких. Господь проповедь Свою начал призывом людей к покаянию ( Мф.4:17 ; Мр.1:5 ). Раньше И. Христа, о покаянии же во грехах учил Иоанн Предтеча ( Мф.3:5–10 ). Он говорил людям, что все «неверующие в Сына» уже осуждены и «гнев Божий» пребывает на них ( Ин.3:36 ср. Еф.2:3 ; Рим.2:5 ). Почему это? – Потому что люди все согрешили и лишены славы Божией» ( Рим. 3:9–23 ), все под клятвою закона ( Гал. 3:10 ). Они «проданы греху» и делают лишь то, к чему влечет их порочное сердце ( Рим. 7:14, 19, 20, 23 ). По этой причине Апостолы, ходя в мире, прежде всего благовестили всем народам покаяние и прощение грехов ради крестных заслуг Сына Божия ( Лк. 24:47 ; Ин. 20:23 ср. Деян. 2:38 ; Рим. 6:6 ; Гал. 5:24 и др.). Нам скажут, что после смерти Христовой мы – уже не рабы греха ( Рим. 6:19 ; Тит.3:3 ) и живем под благодатью ( Рим. 6:14 ). – Верно. Однако послушайте, что пишут Апостолы облагодатствованным христианам. «Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что... все мы много согрешаем» ( Иак. 3:1–2 ). Ап. Иоанн еще сильнее выражает ту же мысль: «если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас... Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его (Христа) лживым, и Слова Его нет в нас» ( 1Ин. 1:8,10 ). – Смотрите: кто настаивает на своей непорочности пред Богом, тот забывает «слово» самого Господа. А «слово» это гласит, что «никто не благ, как только один Бог» ( Мк. 10:18 ). И в Откровении написано: » кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит Имени Твоего? Ибо Ты един Свят» ( Откр.15:4 ср. Мф. 27:24 ; Иов. 8:46 ; 2Кор. 5:21 ; Евр. 4:15 ; 1Петр. 2:22 ). Если же Господь «един свят», значит – люди все с недостатками и пороками (Ср. Иов. 9: 30,31; 15:14–16 ). Но откуда же в нас эта страшная сила греха, которая, по учению Ап. Павла, постоянно противится добрым желаниям нашим и делает необлагодатствованных людей «пленниками закона греховнаго?» ( Рим.7:15–23 ). Слово Божие отвечает нам, что порочные склонности мы получаем наследственно , путем плотского рождения от Адама. «Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, – пишет апостол, – так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» ( Рим. 5:12 ср. 1Кор. 15:21, 22, 48, 49 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

– Приготовили вечерю: Закон о субботнем покое не был препятствием к устроению вечери, когда всё необходимое было приготовлено заранее. – Фунт: собственно – литру (ср. 19:39): литра заключала в себе 20–24 лота. – Нардового чистого и пр.: см. прим. к Мк. 14:3 . – Помазала ноги и пр.: см. прим. к Лк. 7:38 . – Иуда Искариот: см. прим. к Мф. 10:4 . – Хотел предать: см. прим. к 6:71. – За триста динариев: см. прим. к Мк. 14:5 . 6. Ин. 12:6 . Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали. Ин. 13:29 . Был вор: евангелист замечает, что Иуда лгал, когда говорил, что лучше бы раздать нищим деньги, какие могли быть выручены от продажи мира; истинное же побуждение к таковому замечанию было в его сребролюбии; он и из них надеялся часть присвоить себе, потому что он был вор. Для пояснения сего евангелист замечает, что Иуда заведовал денежным ящиком в малом обществе Иисусовом и из подаяний, какие опускали в него, крал. – Носил: точнее – уносил, брал тихонько, крал (ср. Ин. 20:15 ; Мф. 8:17 ), что туда опускали, т. е. не всё, что опускали вообще, а в известных частных случаях, когда находил удобным без подозрений со стороны других, он присвоил себе часть опускаемого в ящик. Приношения эти со стороны расположенных к Господу лиц назначались на обыденные нужды малого общества Христова, а равно для раздачи нищим (ср. Лк. 8:3 ; Ин. 13:29 ). «Он уносил, т. е. крал то, что туда опускали, и был святотатец, присвояя себе подаяния на дело святое» (Феофил.). Вопрос, почему Господь вверил именно Иуде этот опасный для него особенно ящик, совпадает с общим вопросом, почему Господь избрал Себе в число учеников Иуду и держал его при Себе до последнего времени, хотя знал давно о нём, как о будущем предателе, и находит себе разрешение в божественном предопределении, основывающемся на предведении всего, что должно было случиться (ср. Деян. 1:16, 2:23 ; Ин. 6 и далее). 7. Ин. 12:7 . Иисус же сказал: оставьте её; она сберегла это на день погребения Моего.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Но «никто не может придти ко Мне, если то не дано будет от Отца Моего» ( Ин.6:65 , ср. Мф.16и Ин.1:13 ). Этот «Отчий Дар» и есть «Дух Животворящий» ( Ин.6:63 ). Сын никогда не может быть один: «Отец не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно» ( Ин.8:29 ). Здесь решительным образом выражается Богосыновство Спасителя: «Я от Бога исшел и пришел» ( Ин.8:42 ). Отцовство Божие противостоит отцовству диавола, который был «человекоубийца от начала и не устоял в истине» ( Ин.8:44 ). Богосыновство Иисуса Христа ведёт Его к тому, чтобы отдать жизнь Свою для спасения мира, как Пастырь Добрый, отдающий жизнь Свою за Своих овец (см. Ин.10 ): «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять её. Никто не отнимает её от Меня, но Я Сам отдаю её. Имею власть отдать её и власть имею опять принять её. Сию заповедь получил Я от Отца Моего» ( Ин.10:17–18 ). Как и у синоптиков, Откровение об Отце достигает своей вершины и полноты при приближении Страстей. В предельном послушании Сына Отцу, Отец прославляется и открывается миру, и одновременно раскрывается безмерная любовь Сына. Вся жизнь Спасителя есть постепенное «восхождение» в Иерусалим (см. например, Мф.20:18 ), на Голгофу ( Ин.8:28 и 12:31–32), к Отцу ( Ин.20:17 ), на небо: «Никто не восходит на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах. И как Моисей вознёс змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому» ( Ин.3:13–14 ). «Еще не долго быть Мне с вами, и пойду к Пославшему Меня» ( Ин.7:33 ). " Я знаю, откуда Я пришел и куда иду» ( Ин.8:14 ). Прощальная беседа ( Ин.13:31–16:33 ) раскрывает нам смысл Страстей Христовых и близкого Его отше- ствия к Отцу. Это «восхождение» ничего не прибавляет к самому бытию Сына, так как «Я и Отец одно» и «Отец во Мне и Я в Нём» ( Ин.10:30, 38 ). Но именно в силу этого бесконечного единства жизни, любви, ведения, Христос отдаёт жизнь Свою за людей: «Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца, и жизнь мою полагаю за овец» ( Ин.10:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

15. Ин. 6:15 . Иисус же, узнав, что хотят прийти, нечаянно взять его и сделать царём, опять удалился на гору один. Ин. 18:36 ; Деян. 1:6 . Видевшие чудо и пр.: люди видели чудо и поражены были им, но, как видно из дальнейшего (ст. 26), они не поняли внутреннего значения чуда, а остановились на одной его внешней чувственной стороне. Чудо так их поразило, что они подумали, что чудотворец есть Мессия, и хотели насильно поставить Его царём, черта, которою Иоанн опять восполняет сказания первых трёх евангелистов. – Пророк, Которому, на основании Втор. 18:18 , должно было прийти в мир: т. е. Мессия (ср. прим. к Мф 11:3 ). – Узнав: или чрез учеников Своих, или непосредственно, духом Своим, как 2:23–25 и 5:6. – Нечаянно взять: похитить, взять против Его воли (ср. Деян. 8:39 ; 2Кор. 12:2 ; 1Сол. 4:17 ) и сделать царём, конечно, в Иерусалиме, как столице теократического царства, куда скоро должны были отправиться на праздник многие из бывших теперь около Господа (ст. 4). – Опять (ср. ст. 3) удалился на гору: для молитвы ( Мф. 14:23 ; Мк. 6:46 ). 16. Ин. 6:16 . Когда же настал вечер, то ученики Его сошли к морю Мф. 14:13 д. п.; Ин. 6:1 . 17. Ин. 6:17 . и, войдя в лодку, отправились на ту сторону моря, в Капернаум. Становилось темно, а Иисус не приходил к ним. Настал вечер: поздний вечер, как видно из сравнения с Мф. 14:15 ; Мк. 6:35 ; Лк. 9:12 . (ср. прим. к сим местам). – Ученики сошли к морю и, войдя в лодку и пр.: Господь Сам побудил учеников войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону ( Мф. 14:22 ; Мк. 6:45 ). Первые два евангелиста не говорят, почему Господь немедленно побудил их уйти оттуда, где происходило чудесное питание народа, Иоанн восполняет их указанием, что народ в неразумном увлечении хотел насильно поставить Господа царём. Положение Господа при этой вспышке народной было затруднительно. Если бы Он с учениками в это время поплыл или пошёл в Галилею, народ следовал бы за Ним шаг за шагом, и волнение могло распространиться по Галилее и далее и грозить опасностью делу Христову.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Исключительный гений Моисея не смог воспринять всей глубины явленного ему “Аз есмь”: “ты увидишь меня сзади, а лицо Мое не будет видимо [тебе]” (Исх. 33, 23; ср. Мф. 18, 10). Истинное содержание Синайского Откровения веками пребывало не раскрытым, и сокровенный Бог созерцался во мраке (Исх. 20, 21; ср. 2 Кор. 3: 14-16). “Бога не видел никто никогда: Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил” (Ин. 1, 18). Закон, данный чрез Моисея, содержал в себе семена, долженствовавшие в своем развитии приготовить людей к восприятию воплощения Бога и сделать их способными “узнать” в явившемся предсказанного Моисеем Пророка, Который сообщит миру познание о Боге Истинном как о Свете, в котором нет ни единой тьмы, и уже не во мраке Синайском, но во Свете Фаворском (ср. Втор. 18: 15-19; Ин. 1, 45; 4: 25-2; Мф. 11, 3; Деян. 3, 22). Всему, что было открыто в Ветхом Завете, Господь дал новые, вечные измерения, но намек на предстоящее восполнение был вполне необходим в истории Богооткровения (ср. Мф. 5, 17 и далее). Велик и свят для нас Ветхий Завет, когда мы его понимаем, как учит Христос и Апостолы Его, и даже Моисей. Никто из них не абсолютизировал Закона, как последнее совершенство, в силу чего, нужно было бы отвергнуть всякое новое “восполнительное” откровение. Да и Моисей заповедал ждать нового Пророка, который “когда придет, то возвестит нам все” (Мф. 5, 17). Христос говорил народу на языке, понятном и самым простым людям, но содержанием Его бесед были реальности, недоступные никому на Земле; ни даже Апостолам: “Прежде, нежели был Авраам, Аз есмь”. “Я и Отец — едино есмы”. “Никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть”. “Отец мой возлюбит Его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим”. “Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек” (Мф. 11, 27; Ин. 8, 58; 10, 30; 14, 23; 14, 16). Вот, некто Третий... Как возможно примирить сие с нашим глубоким сознанием, что Бог один? Опять Господь сказал: “Когда придет Дух Истины, который от Отца исходит, то наставит вас на всякую истину” (Ин. 16, 13; 15, 26). И Он, Дух Святой, пришел и действительно наставляет, но, как видим, и это “наставление” оказывается медлительным процессом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=755...

Неем.3:14 .  А ворота Навозные чинил Малхия, сын Рехава, начальник Бефкаремского округа: он построил их и вставил двери их, замки их и засовы их. «Навозные ворота чинил Малхия, сын Рехава», может быть, рехавит. Хотя, по ( Иер. 35:5–7 ), рехавитам запрещено было строить дома, но, конечно, только для себя. – Беф-Карем (ср. Иер. 6:1 ), начальником округа которого был Малхия, отождествляют с горой Франков, к юго-востоку от Вифлеема. Неем.3:15 .  Ворота Источника чинил Шаллум, сын Колхозея, начальник округа Мицфы: он построил их, и покрыл их, и вставил двери их, замки их и засовы их, – он же чинил стену у водоема Селах против царского сада и до ступеней, спускающихся из города Давидова. «Ворота Источника» получили свое название, вероятно, от близости к Силоамскому источнику и потому их ищут на ю.-в. оконечности холма города. Работавший над этими воротами Шаллум чинил также, по ст. 15, «стену у водоема Селах против царского сада и до ступеней, спускающихся из города Давидова». Водоем Селах обыкновенно отождествляют с Силоамским прудом (ср. Ис. 8:6 ; Ин. 9:7 ), хотя это отожествление не бесспорно (Гутэ). О ступенях или о лестнице, которая спускалась из города Давидова, упоминается еще в ( Неем. 12:37 ). Шик и Гутэ следы их указывают на том месте, где доныне сохранилась тогдашняя поверхность скалы, недалеко от стены (Zett. D. Pal. Ver. 1882, 315). Неем.3:16 .  За ним чинил Неемия, сын Азбука, начальник полуокруга Бефцурского, до гробниц Давидовых и до выкопанного пруда и до дома храбрых. «Неемия, сын Азбука» (Ср. Неем. 1:1 ), был начальником Беф-цурского полуокруга. Беф-цур ( Нав. 15:58 ; 2Пар. 11:7 ), часто упоминаемый в Маккавейских книгах, тождествен с нынешним Beit-Sur, отстоящим на 3 нем. мили к югу от Иерусалима, на запад от Хевронской дороги. Здесь и доныне сохранились остатки древней башни. – Неемия чинил участок стены «до гробниц Давидовых и до выкопанного пруда и до дома храбрых». Гробницы Давидовы или гробницы царского дома Давида находились к востоку от горы Сион. В нынешнем Иерусалиме место их указывается различно (Толк. Библ., прим. к ( 3Цар. 2:10 ) ). Под выкопанным прудом в ст. 16 разумеется, вероятно, какой-либо пруд, выкопанный в недавнее время, незадолго до Неемии, и потому хорошо всем известный. Домом храбрых называлась, можно думать, какая-либо казарма (ср. 2Цар. 16:6, 23:8 ) или дом, в котором помещались стражи храмовых ворот, ср. ( 1Пар. 9:26 ) и ( 1Пар. 26:6 ). Гутэ указывает это место к юго-з. от источника Марии (Zeit. D. Р. V. 1882, 332).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

– Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их: «имеет в мысли и осуществляет в жизни» (Август.), т. е. кто в сознании своём постоянно носит Моё учение и осуществляет в жизни или живёт сообразно с этим учением (ср. ст. 15), тот этим самым свидетельствует, что любит Меня (ср. ст. 24). – А кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим: потому что Он не может не любить всех, кто любит вечный предмет Его любви – Сына Его Единородного. В силу сей же любви к Господу сохраняющего заповеди Сам Господь не может не возлюбить его: и Я возлюблю его, и явлюсь ему Сам: ближайшим образом осуществилось это обетование в явлениях Господа ученикам Своим по воскресении: но по связи речи (ср. ст. 23) это явление Господа верующим надобно понимать как явление таинственное, в духе (этому явлюсь соответствует со стороны апостолов – узнаете, ст. 20), что исполнилось по сошествии на апостолов Духа Святого, с вселением Которого в дух апостолов началось полное духовное явление Господа ученикам, или теснейшее духовное общение между ними, познанное учениками на опыте (ст. 20). 22. Ин. 14:22 . Иуда – не Искариот – говорит Ему: Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру? Лк. 6:16 ; Деян. 1:13 . 23. Ин. 14:23 . Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдёт слово Моё; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придём к нему и обитель у него сотворим. Ин. 14:15, 13:34 ; Откр. 21:3 ; 2Кор. 3:17 д.; Еф. 3:17 . 24. Ин. 14:24 . Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих; слово же, которое вы слышите, не есть Моё, но пославшего Меня Отца. Ин. 7:16 . Иуда – не Искариот: иначе называемый Леввей, или Фаддей, сын Иакова (ср. Мф. 10:10 ; Лк. 6 и прим.). Прибавление – не Искариот не указывает, что Искариот возвратился на вечерю и был тут при прощальной беседе Господа; напротив, оно указывает, что его именно не было тут, и сделано для того, чтобы кто не подумал, что это возвратившийся Искариот. – Господи, что это и пр.: Иуда, как видно, не расстался ещё с любимой мыслью иудеев, которой долго держались и ученики Господа, о чувственном явлении Мессии в чувственном внешнем политическом царстве, которое должен учредить Мессия и воцариться в нём.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Мистически Таинство преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы есть евхаристическая актуализация (явление) воплощения Божественного Логоса – предвечного Сына Божьего . Принимая в себя обожённые Тело и Кровь Христовы, человек приобщается Таинству Боговоплощения. Уподобляясь Пресвятой Деве Марии, он становится вместилищем Христа, делается Христоносным. Исполняясь благодатной Новой Жизнью во Христе, он через Него соединяется с жизнью Самого Троичного Божества – Отца, Сына и Святого Духа. По учению Святой Церкви истинный смысл человеческой жизни состоит в «стяжании» спасительной нетварной благодати Божией. Человек, однако, способен к восприятию Полноты благодати Святой Троицы лишь в меру своей психофизической ограниченной природы и степени духовного совершенства. Ср. Мф.19:12 : «…кто может вместить, да вместит». Восприятие человеком божественной благодати не есть единовременный юридический акт, а есть следствие постоянного духовного подвига совершенствования «внутреннего человека» по образу Божьему, содействием Духа Святого, через нравственное и евхаристическое христоуподобление, участие в освящающих и спасительных таинствах Церкви Христовой. Ср.: Фил.2:5 : «Братья, в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе»; 1Петр.1:15–16 : «Возлюбленные, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят». Благодать (греч. «энергиа»), подаваемая человеку исключительно по воле Божией, не имеет «количественных» или «качественных» ограничений или онтологических (сущностных) отличий, «ибо не мерою дает Бог Духа» ( Ин.3:34 ). Дух Святой – Сокровищница Благодатных Даров и Свершитель нашего Богоусыновления, ниспосылается каждому члену Церкви Христовой в святых Таинствах Крещения и Миропомазания. Ср.: 1Кор.12:13 : «Ибо все мы одним Духом крестились (погрузились – авт.) в одно тело, Иудеи или Эллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом»; 1Кор.12:4–7 : «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения (в Церкви – авт.) различны, а Господь один и тот же; и действия (проявления Духа – авт.) различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу». Умножение благодати Божией в человеке означает лишь степень её преображающего спасительного действия. См. Ин.1:16 : «От полноты Его все мы приняли и благодать на благодать». Жизнь в Боге именуется в Евангелии пребыванием в Славе Божией. В Богочеловеке Христе Присутствие Бога и Славы Божией – совершенны. Ср.: Ин.10:30 : «Я и Отец – одно»; Ин.17:5 : «…ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого Славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира»; Ин.17:22 : «Славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино». Степени же эсхатологического прославления человека в Царстве Небесном – различны, ибо, по св. ап. Павлу, «иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе» ( 1Кор.15:41 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Почему? Потому-что закон этот принял Моисей – старец из рук Божиих. Народ израильский не беседовал лично с Богом. Он в трепете и страхе стоял в отдалении от горы Синая ( Исх.19:12–16,20:18–21 ). А кто же не знает, что Господь, открывая волю свою Моисею, в то же время имел в виду всех израильтян и, в частности, детей их (Сн. Исх.20:12 и др). То же надобно сказать о беседе Христа с Никодимом. Конечно, Никодим был «стар» ( Ин.3:4 ). Но отсюда нельзя заключать, будто учение о возрождении дано одним старикам. Оно относится ко всем людям без различия их возраста (ср. – ст. 7). Иначе Апостолы не крестили бы детей христиан (сн. 2Ин.1 ст. ср. 1Ин.2:13 и 1Кор.7:14 ). Это, во-первых. Во-вторых: всеобщность закона о возрождении от воды и Духа, как благодатного средства для вступления в церковь Христову, открывается из сравнения в свящ. Писании крещения с обрезанием ( Кол.2:11–12 ). Как в Ветхом завете обрезанию подлежали люди разных возрастов, в каком кого призывал Господь (Быт. гл. 17), так и в новом Завете крестить надобно всех приходящих ко крещению. И как у евреев, после Авраама, стало законом обрезывать детей непременно восьмидневных ( Быт.17:12 ), так и христиане, сами просвещённые благодатью Божией, должны крестить своих новорождённых младенцев, не дожидаясь их совершенного возраста. Побудительным основанием для того служить внутреннее значение обрезания и крещения. Для евреев обрезание было печатью или знамением их Завета с Богом ( Быт.17:11 ср. Рим.4:11 ). Эта печать была настолько необходима, что без неё Господь грозил «истребить» необрезанную душу из народа израильского. «Необрезанный мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей (в восьмой день), – читаем мы в кн. Бытия, истребится душа та из народа своего» ( Быт.17:14 ; ст. Исх.4:25 ). Подобную же силу для новозаветных людей имеет крещение: «если кто не родится от воды и Духа, говорит Господь Никодиму, не может войти в Царствие Божие» ( Ин.3:5 сн. Еф.1:13 ). Значит: как необрезанные небыли в завете с Богом, не составляли Его Царства, – так и некрещёные не входят в единение с Господом ( Гал.3:27 ), не делаются членами Его Церкви ( Рим.8:9 ср Деян.2:37,38,8:12,10:47,48 и др.) и по необходимости гибнут в отчуждении от Источника всякой жизни и добра (Ср.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Закон есть прежде всего правило поведения, норма, имеющая религиозное значение послушания Богу, постановление, запрет:  «не прикасайся» ,  «не вкушай» ,  «не дотрагивайся»  ( Кол. 2, 21 ). Апостол, однако, называет это перед лицом новой жизни во Христе, когда человек умирает  для греха  ( Рим. 6, 2 ),  для закона телом Христовым  ( Рим. 7, 4 ), для стихий мира  ( Кол. 2, 20 ),  заповедями и учением человеческим  (ср.: Кол. 2, 22 ), или  преданием человеческим (ср.: Кол. 2, 8 ), или  законом заповеди плотской  ( Евр. 7, 16 ).  Желающие быть под законом порабощают себя немощным и бедным вещественным началам мира  ( Гал. 4, 21 ; ср.: Гал. 4, 3, 9 ). Фактически апостол Павел обозначает закон как императив, как причинность, как необходимость: жизнь  по немощным и бедным вещественным началам мира . Закон — это всего лишь  вид мудрости в самовольном служении  ( Кол. 2, 23 ). Закон — это мир детерминизма во всех его видах. Такое почитание Бога — тщетно  ( Мк. 7, 7 ). Сердце при таком служении  далеко отстоит  ( Ис. 29, 13 ) от Бога: оно отделено от Бога «каменной стеной» закона, который и есть «покрывало на сердце» (на лице, на уме):  умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остаётся неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом. Но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается. Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода  ( 2Кор. 3, 14, 16–17 ). Таким образом, ветхозаветная жизнь под законом есть жизнь подневольная, жизнь под игом необходимости, духовное рабство: это — нынешний Иерусалим, потому что он с детьми своими в рабстве . А жизнь новозаветная — это вышний Иерусалим , он  свободен, он — матерь всем нам  ( Гал. 4, 25, 26 ). Подзаконная жизнь противопоставляется жизни по благодати, жизни во Христе, как рабство свободе.  Мы дети не рабы, но свободной. Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства , — учит Апостол ( Гал. 4, 31; 5, 1 ). Новый Иерусалим, в котором ветхий подзаконный человек — сын рабы и сам раб — преображается,  взирая на славу Господню, в тот же образ от славы во славу, как от Господня Духа  (ср.: 2Кор. 3, 18 ), получает  власть быть чадом Божиим ,  которое ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родилось  (ср.: Ин. 1, 12–13 ), — есть царство свободы, не подзаконное, а сверхзаконное, метаюридическое: «град Божий». Это царство благодати, жизни «по духу», и  на таковых нет закона  ( Гал. 5, 23 ).

http://azbyka.ru/pravoslavie-i-svoboda-n...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010